Vol. 15 No. 1 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)
Part 2. Pedagogical Science
УДК 378 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.11
Т. Ю. Березина1, О. А. Фёдорова2
'Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, г. Тара, Российская Федерация 2Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация
Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством включения их в проектную деятельность
Аннотация. Одним из приоритетных направлений воспитания молодёжи в современной России является утверждение нравственных ориентиров, связанных с гражданской ответственностью за судьбу государства, с укреплением чувства сопричастности к историческому прошлому России, любви к родной земле. Неустоявшиеся ценности, нечёткие жизненные ориентиры современной молодёжи ведут к деформации таких традиционных нравственных установок, как любовь к Родине, уважение к государству. Целью статьи является демонстрация эффективности проектной деятельности в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов. Исследование проводится на основе анализа реализации проектов педагогического вуза, получивших грантовую поддержку различных фондов. В результате в статье рассмотрены специальные умения и навыки как элементы проектной компетентности, формирующиеся в процессе работы над проектами, а также положительная динамика в отношении молодёжи к историческому прошлому родной страны, литературе и культуре государства под влиянием участия в различной деятельности вуза.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, высшее педагогическое образование, проектная деятельность, проектный метод обучения, реализация проекта.
Дата поступления статьи: 21 ноября 2020 г.
Для цитирования: Березина Т. Ю., Фёдорова О. А. (2020). Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством включения их в проектную деятельность // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 1. С. 95-102. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.i.ii.
Проблема и цель. Модернизация системы педагогического образования в Российской Федерации направлена на личностное развитие молодого человека, в связи с этим приоритетной целью педагогического образования становится подготовка будущих учителей, профессиональная деятельность которых будет осуществляться в динамичных условиях. Одним из приоритетов обновления содержания образования является также развитие системы гражданского и патриотического воспитания. Об этом говорит постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [1].
Молодой педагог должен уметь работать в разных коллективах, обладать навыками работы в сфере поликультурного образования. В неизменно меняющимся мире начинающий учитель должен не только заниматься самосовершенствованием, стремиться к личностному росту, но и расти нравственно и духовно, оставаясь патриотом своего Отечества. В современной
образовательной организации учитель перестаёт быть просто транслятором знаний в рамках своего предмета - его профессиональный потенциал намного шире. На него возлагаются научные, творческие, учебные и воспитательные задачи. На наш взгляд, именно для подготовки к решению будущими педагогами задач, связанных с патриотическим воспитанием детей, целесообразно включение студентов в проектную деятельность вуза. Осмыслению данного вопроса посвящены работы таких авторов, как Д. А. Антонова, И. В. Ильин, Е. В. Оспенникова [2], Р. С. Бондаевская [3], Т. В. Газизова, Т. А. Колесникова, С. А. Осяк, Т. Н. Кочеткова, С. В. Чикова [4]. Публикации С. В. Павловской, Н. Г. Сирот-киной [5], Т. Ю. Березиной, О. А. Фёдоровой [6], Н. А. Киселевой [7] демонстрируют практический опыт использования проектной деятельности в образовательном пространстве.
В новейших условиях становится понятным, насколько значима роль педагогических вузов в подготовке конкурентоспособных педагогов. Учитывая вышеперечисленные аспекты, можно
Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 1 2021
Раздел 2. Педагогические науки
говорить о том, что теоретических знании, полученных в период обучения в вузе, уже недостаточно. Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо сочетать различные виды деятельности; в их число входит проектная. На наш взгляд, именно проектная деятельность способствует формированию у студентов практических навыков и умении, помогает наити эффективные способы решения воспитательных задач, которые ставит перед ними государство.
Проектная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности, способствующих реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» в отношении молодого поколения. Это продемонстрировали проекты Филиала ОмГПУ в г. Таре, позволившие в рамках проектной деятельности обратиться к важной работе по подготовке выпускника - патриотическому воспитанию [8]. Такая работа, ориентированная на формирование у молодёжи патриотических чувств, возвышенных идеалов, трепетного отношения к истории своей страны, была целенаправленной, проведённой в системе в рамках нескольких проектов [9]. Их объединяло то, что все они были направлены на развитие важнейших для современной России ценностных ориентиров: любви к своему Отечеству, представлений о гражданском долге перед родной страной, патриотизме [10]. Все они являются важными шагами к формированию у студенчества значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни страны. В современном мире наблюдается некая трансформация нравственных, патриотических ценностей у молодого поколения [11]. Истинные, глубинные ценности должны оставаться неизменными. Но любовь к малой родине, природе, родному городу, краю - всё это не всегда занимает должное место в жизни подрастающего поколения. Сегодня как никогда актуальным является утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому родного государства, к его культурным традициям [12].
Методы. Основным методом исследования стал проектный метод [13]. Исследование проходило на базе филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре.
В реализации проекта приняли участие 56 студентов 1-4 курсов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направ-ленностей (профилей) «Историческое образование», «Художественное образование», направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленностей (профилей) «Русский язык и Литература», «Право и История». Возраст участников проектов - от 18 лет до 21 года.
Результаты. Проекты, реализованные студентами Филиала ОмГПУ в г. Таре под руководством преподавателей вуза в период с 2015 по 2019 г., получили финансовую поддержку различных фондов как регионального, так и общероссийского масштаба. Это позволило молодёжи включиться в работу по реализации практико-ориентированных проектов, получить навыки проведения научно-исследовательской работы, организации научных и творческих мероприятий [14]. Направления деятельности были различными: от осмысления событий Великой Отечественной войны до роли региональной литературы в современном литературном процессе. Проекты объединяло то, что каждый из них был нацелен не только на овладение студентами компетенцией личностного самосовершенствования, информационной, коммуникативной компетенциями (в т. ч. овладение навыками проектной деятельности), но и на граждан-ско-патриотическое воспитание молодёжи [15].
Одним из масштабных проектов стал реализованный в 2015 г. проект «Мы были: воспоминания о войне». Проект был также направлен на формирование у студентов навыков организации и проведения исследовательской работы, воспитание уважительного отношения к истории родного государства и подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, а также на формирование серьёзной сферы профессиональной занятости студентов по принципу организации внеучебной деятельности, получение навыков организации проектной деятельности. Проект также ориентирован на овладение коммуникативной, информационной компетенциями, компетенцией личностного самосовершенствования.
На первом этапе проекта осуществлялся сбор, обработка информации об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Преподаватели, руководившие проектом, ори-
Vol. 15 No. 1 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches
Part 2. Pedagogical Science
ентировались на то, что эта работа станет возможностью переосмысления действий, имеющих пафосный характер и не приводящих к итоговому результату в воспитательной работе с молодёжью. Необходимо было признать, что большое количество мероприятий, связанных с празднованием годовщины победы в Великой Отечественной войне, далеко не всегда находит отклик в душах молодых людей. Привыкшие к тому, что участников войны они видят уже в преклонном возрасте, студенты с трудом воспринимают их переживания в годы войны как молодых людей, их ровесников в военные годы.
Уже на этом этапе установкой проекта стала кропотливая работа по подготовке студентов к проведению встреч с ветеранами. Эти мероприятия имели чуть ли не первостепенное значение, так как именно они давали сильнейший эмоциональный импульс, становились базой для дальнейшей работы. На этом этапе основная работа была выполнена студентами направленностей (профилей) «Историческое образование», «Право и История», так как им предстояло, собрав эту информацию, вписать её в общий контекст будущего печатного издания. Для ведения беседы историки должны были иметь представление об основных этапах Великой Отечественной войны, ключевых военных операциях, героях войны, быте военного времени. В дельнейшем им предстояло дополнить полученные материалы описанием жизни страны в период, который описан очевидцами того страшного времени. Такая работа потребовала серьёзной подготовки, как и, в свою очередь, само проведение беседы с ветеранами. Таким образом, работа историков не ограничилась лишь сбором информации, а имела серьёзные воспитательные задачи.
Следующим этапом работы над проектом стала обработка подготовленных историками материалов студентами направленности (профиля) «Русский язык и Литература». Им предстояла литературная обработка набранных текстов, проверка орфографии, пунктуации, стилистическая правка материалов.
Заключительным этапом деятельности являлась подготовка дизайн-проекта издания по результатам первых этапов работы. Первым воспринимается внешний вид издания, поэтому деятельность по выполнению проекта книги воспоминаний студентами-дизайнерами велась с
опорой на главную мысль всей работы. В рамках концепции важнейшими были колористика издания, выбор тона фотографий, обретённых писем, а также композиция издания, вёрстка - всё, что бы помогло выразить основную идею альманаха. Например, насыщенный красный был выбран в качестве основного цвета. Натуральным оставлен цвет фотографий, писем и почтовых карточек. При выборе этого решения авторы дизайн-проекта ориентировались на то, что именно такая цветовая передача копий архивных материалов способствует лучшему восприятию времени, создаётся ощущение, что перед тобой оригиналы документов, а не их электронные версии. Такой подход должен был помочь установить связь различных эпох. Предполагалось, что у обратившихся к изданию возникнет ощущение, что в их руках документы военного времени. Эта деятельность позволила студентам продемонстрировать навыки работы в дизайн-программах и получить серьёзные установки относительно взглядов на прошлое родного государства.
В начале проекта предполагалось, что в альманах войдут воспоминания, документы жителей только Тарского района, но в период работы над проектом был собран значительный объём информации. Это заставило принять решение по включению в издание воспоминаний из разных уголков страны, утвердив тем самым единство нации перед общей бедой в трудные времена для государства.
Таким образом, в работу над проектом включились студенты разных направленностей (профилей) факультета филологии, истории и права, а именно будущие учителя истории и обще-ствознания, русского языка и литературы, изобразительного искусства. Объединяющей всех стала задача создания альманаха воспоминаний о Великой Отечественной войне. Студентами велась работа в двух направлениях: узкопрофессиональном и вне направленности (профиля). Существенно, что первоначально к работе по проекту студенты относились довольно холодно, даже в некоторых случаях безразлично, но постепенно их отношение менялось. Многие, обратившись к родственникам по теме проекта, написали новеллы о своих дедах и прадедах, хотя первоначально не планировали этого.
Следующим проектом, ориентированным на гражданско-патриотическое воспитание, стал
Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 1 2021
Раздел 2. Педагогические науки
проект «Литературный фестиваль "Люблю я древний город Тару "». Он был успешно реализован студентами в Филиале ОмГПУ в городе Таре в 2019 г. В его разработке и реализации были задействованы студенты второго, третьего, четвёртого и пятого курсов направленности (профиля) «Русский язык и Литература». После того, как все участники коллективно определились с его названием, был назначен руководитель, наставники, спланированы сроки реализации проекта на основных его этапах.
Название проекта было выбрано неслучайно, так как он предполагает обращение к образу малой родины, идеям патриотизма, затрагивает проблемы сохранения исконных ценностей, стимулирует творческую деятельность молодёжи. В связи с этим были сформулированы цели проекта:
- способствовать пониманию современной молодёжью значимости чтения и изучения региональной литературы;
- расширять представления молодёжи о духовно-нравственных ориентирах региональной литературы и литературном ландшафте Тарско-го Прииртышья;
- знакомить молодёжь с различными формами индивидуальной и современной творческой деятельности.
Для успешной реализации задуманного проекта необходимо было расширить круг привлечённой молодёжи, поэтому для участия в мероприятиях проекта были приглашены основные социальные партнёры вуза: БПОУ «Тар-ский индустриально-педагогический колледж», БОУ «Тарская гимназия им. А. М. Луппова», БОУ «Тарская СОШ № 3», БОУ «Тарская СОШ № 4», БОУ «Тарская СОШ № 5», литературное объединение «Феникс», литературный клуб «Вечера на Александровской».
Кроме образовательных и творческих организаций города, к реализации проекта были приглашены представители Тарской епархии Русской православной церкви, так как в рамках проекта формирование исконных нравственных и духовных ценностей, а также патриотического воспитания невозможно без представителей духовенства.
Реализация проекта включала в себя подготовку и проведение ряда ключевых мероприятий:
- конкурс чтецов «По тихим улочкам пройдусь»;
- турнир поэтов «В родном краю»;
- спор-клуб «Духовные ориентиры молодёжи в современной литературе»;
- издание поэтического сборника «Спешите в мой край...»
- литературный вечер «Люблю я древний город Тару».
Реализация проекта состояла из пяти основных частей.
1. Подготовительный этап. В этот период были разработаны информационные письма о предполагаемых мероприятиях проекта, о конкурсах, сформирован состав членов жюри, продумано техническое и информационное сопровождение проекта. Рабочая группа занималась отбором литературных текстов современных авторов Тар-ского Прииртышья, имеющих патриотическую направленность и глубокое духовное содержание. В состав жюри были приглашены поэты, члены Союза писателей России, представители тарской общественности и священнослужители.
2. На втором этапе реализации проекта были проведены следующие мероприятия: конкурс чтецов «По тихим улочкам пройдусь» и турнир поэтов «В родном краю». На данном этапе студентами совместно с преподавателями вуза и социальными партнёрами проекта были отобраны декламаторы для конкурса чтецов. На мероприятии прозвучали лирические произведения тар-ских поэтов о родном городе, сибирском крае, православной культуре, русской ментальности. Ещё одним мероприятием данного этапа стал турнир поэтов. К участию в турнире были приглашены молодые люди разных возрастных категорий: от 10 до 23 лет. Мероприятие позволило раскрыть творческий потенциал молодых авторов, пишущих свои лирические тексты о любви к родному краю, городу, исконной русской культуре. По итогам мероприятия стало возможным сделать выборку из продекларированных авторских произведений, лучшие из которых вошли в поэтический сборник «Спешите в мой край».
3. На третьем этапе реализации проекта был организован спор-клуб «Духовные ориентиры молодёжи в современной литературе». В рамках спор-клуба было проведено обсуждение изменения духовно-нравственных ориентиров молодого поколения. Было выявлено отсутствие чётких положительных жизненных представлений, превалирование массовой культуры в молодёжном
Vol. 15 No. 1 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches |SSNJ998-5320JPrint)
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
сознании. На встрече сделаны акценты на внимании современной литературы к духовному оскудению общества. Своё мнение по этому вопросу высказали все присутствующие: студенты, преподаватели, поэты, писатели и священнослужители.
4. Четвёртый этап реализации заключался в подготовке и издании поэтического сборника, состоящего из двух разделов. В первый раздел включены лирические тексты известных в регионе и за его пределами поэтов, членов Союза писателей России, а во второй - стихи начинающих авторов, прошедших отборочный турнир. Все произведения сборника имеют одну общую направленность - духовные, незыблемые ценности, патриотизм, любовь к малой родине.
5. Пятый, заключительный, этап реализации проекта - это литературный вечер «Люблю я древний город Тару». Данное мероприятие явилось ключевым среди всех проведённых. На него были приглашены все участники предыдущих этапов из среды школьников, студентов и социальных партнёров проекта. Участники поделились впечатлениями о реализации данного проекта. На мероприятии был презентован сборник стихов, подведены итоги реализации всего проекта.
Реализация данного проекта позволила студентам обратиться к изучению региональной литературы и привлечь к её интерпретации и познанию школьников. В современном литературном процессе особое место занимают вопросы специфики литературы, её характерных черт, приоритет массовой культуры над элитарной, наблюдается утрата интереса у молодёжи к чтению художественных текстов, тем более с региональной тематикой.
Выводы. В итоге работы над несколькими проектами студенты педагогического вуза получили опыт межличностного взаимодействия и совместной деятельности, работы в команде, толерантного восприятия партнёров по общению, навыки организации личной и совместной деятельности, принятия решений - эти навыки стали основой формирования коммуникативной компетенции. Опыт работы с информационными ресурсами, способность к самостоятельному созданию электронных ресурсов, навыки работы с программным обеспечением позволили сформироваться информационной компетенции. Тенденция контролировать свою деятельность, готовность и способность обучаться самостоятельно, внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей, готовность решать сложные вопросы стали базисом для овладения компетенцией личностного самосовершенствования.
Воспитательные возможности реализованных проектов заключаются в обращении студентов к историческому прошлому страны, региона, культурному ландшафту родного края. Погружение в региональный компонент очень важно для личностного развития и профессионального роста будущих учителей. Успешная реализация проектов подтверждается такими качественными результатами, как возникновение интереса к героическим страницам отечественной истории, текстам региональной тематики. Включение студентов в активную проектную работу способствовало развитию патриотических качеств у молодого поколения, формированию у молодёжи духовных, нравственных, личных ценностных ориентиров.
Источники
1. Правительство Российской Федерации. Постановления. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы : от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) [Электронный ресурс] // Справ-прав. система «КонсультантПлюс». URL: http:// www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_283506/ (дата обращения : 05.10.2020).
2. Антонова Д. А., Ильин И. В., Оспенникова Е. В. Продуктивное обучение как технология развития самостоятельности будущих учителей в проектировании и разработке электронных дидактических материалов по физике [Электронный ресурс] // Вестн. Перм. гос. гум.-пед. ун-та. Серия : Информационные компьютерные технологии в образовании. 2013. № 9. URL: https://elibrary.ru/ item. asp?id=21938666 (дата обращения: 15.11.2020).
3. Бондаревская Р. С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. М.: Инст-т управления образованием РАО, 2009. № 4. С. 94-96.
4. Газизова Т. В., Колесникова Т. А., Осяк С. А., Кочеткова Т. Н., Чиркова С. В. Теоретическое обоснование педагогических условий подготовки студентов педагогического вуза к организации проектной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20626 (дата обращения: 29.11.2020).
!ssn i2587-943);P(cOnniine) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 1 2021
Раздел 2. Педагогические науки
5. Павловская С. В., Сироткина Н. Г. Анализ опыта проектной деятельности при преподавании управленческих дисциплин в вузах [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=i3864 (дата обращения: 15.11.2020).
6. Фёдорова О. А. Проектная деятельность на уроках литературы в старших классах при изучении художественного мира лирики А. Блока // Тенденции развития науки и образования. Самара: Иванов В. В., 2019. № 56 (11). С. 81-84.
7. Киселева Н. А. К вопросу обучения студентов-филологов педагогического вуза проектной деятельности // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. № 5 (50). Сургут: СурГПУ, 2017. С. 103-106.
8. Березина Т. Ю. Воспитание патриотизма у современной молодёжи в процессе проектной деятельности [Электронный ресурс] // Духовно-нравственная культура в высшей школе. Битва за Победу: 75 лет спустя : матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. в рамках XXVIII Междунар. Рождественских образовательных чтений. М.: РУДН, 2020. С. 163-167. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42567446 (дата обращения: 02.11.2020).
9. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодёжи в системе патриотического воспитания: новые вызовы, требования и направления развития [Электронный ресурс] // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 11-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39195554. (дата обращения: 25.11.2020).
10. Чавыкина У. Г., Комлева А. А. Проблема гражданского и патриотического воспитания в центрах патриотического воспитания молодёжи [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конфер. 2019. С. 210213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41427480. (дата обращения: 25.11.2020).
11. Краменко В. А. Патриотическое воспитание обучающихся как условие воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры [Электронный ресурс] // Вестн. Камчат. политех. техникума. № 15 (15-16). 2016. С. 10-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35359831 (дата обращения: 27.11.2020).
12. Шумилина Ю. В., Мезенцева Е. А. Патриотическое воспитание как необходимое условие духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс] // Система ценностей современного общества. 2016. № 49. С. 154-158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27335299 (дата обращения: 01.12.2020).
13. Васильева М. И. Проектная, исследовательская и проектно-исследовательская деятельность: сопоставительный анализ [Электронный ресурс] // Ученые записки Забайкал. гос. ун-та. Т. 15. № 5. 2020. С. 31-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44263834. (дата обращения: 15.12.2020)
14. Дука Н. А., Соловьёва Т. О. Дидактические основы проектного обучения в профессиональной подготовке будущего педагога [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. № 37. 2019. С. 81-87. URL: http://journal.omga.su/wp-content/files/37/10.pdf (дата обращения: 17.12.2020).
15. Попова Т. А. Проектная деятельность в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Вестн. Мос. гос. лингв. ун-та. Образование и педагогические науки. № 3 (836). 2020. С. 252-265. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44264962 (дата обращения: 18. 12. 2020).
Информация об авторах
Березина Татьяна Юрьевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и правоведения факультета филологии, истории и права. Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре (646530, РФ, Омская область, г. Тара, ул. Школьная, 69) E-mail: berezina474@ mail.ru
Фёдорова Оксана Александровна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, журналистики и массовых коммуникаций. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). E-mail: [email protected]
Vol. 15 No. 1 ■ 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)
Part 2. Pedagogical Science
T. Yu. Berezina1, O. A. Fyodorova2
'Omsk State Pedagogical University, Branch in Tara, Tara, Russian Federation 'Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation
Patriotic education of pedagogical university students through project activities
Abstract. One of the priorities for young people education directions in modern Russia is the establishment of moral values associated with civic responsibility for the state fate and strengthening a sense of belonging to Russian historical past and native land love. Unsettled values and unclear life guidelines of modern youth lead to deformation of such moral attitudes as love for Motherland or respect for a state. The purpose of the article is to demonstrate the project activities effectiveness in the civil-patriotic education of future teachers. The research is based on the analysis of pedagogical university projects implementation received grants from various funds. As a result, the article presents special skills and abilities as elements of project competence being developed during projects activities. The authors point out that student's participation in the implemented project events influences the positive dynamics of young people attitude to the historical past of their native country, literature and culture of the state.
Keywords: patriotic education, higher pedagogical education, project activities, project teaching method, project implementation.
Paper submitted: November 21, 2020.
For citation: Berezina T. Yu., Fyodorova O. A. (2020). Patriotic education of pedagogical university students through project activities. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 1, pp. 95-102. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2021.15.1.11.
References
1. On the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020" Resolution of the Government of the Russian Federation from 30.12.2015 № 1493 (as amended on 30.03.2020). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2835o6/ (accessed 05.10.2020). (In Russian).
2. Antonova D.A., Il'in I.V., Ospennikova E.V. Productive learning as a technology for the development of independent work of future teachers in the design and development of electronic didactic materials in physics. The Perm State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, Series: Information Computer Technologies in Education, 2013, no. 9, Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21938666 (accessed 15.11.2020). (In Russian).
3. Bondarevskaya R.S. Pedagogical design in the context of innovative educational activities. Human and Education, 2009, no. 4, pp. 94-96. (In Russian).
4. Gazizova T. V., Kolesnikova T. A., Osyak S. A., Kochetkova T. N., CHirkova S. V. Theoretical substantiation of pedagogical conditions for preparing pedagogical university students for project activities organization. Modern problems of science and education, 2015, no. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20626 (accessed 29.11.2020). (In Russian).
5. Pavlovskaya S. V., Sirotkina N. G. Experience analysis of project activities in teaching management disciplines at the university. Modern problems of science and education, 2014, no. 4. Available at: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13864 (accessed 15.11.2020). (In Russian).
6. Fyodorova O. A. Project activities at literature lessons in high school during the study of the artistic world of A. Blok's lyrics. Trends of Science Education Research, 2019, no. 56 (11), pp. 81-84. (In Russian).
7. Kiseleva N.A. On the issue of training pedagogical university students-philologists of project activities. The Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 5 (50), pp. 103-106. (In Russian).
8. Berezina T. Yu. Patriotism development among modern youth in the process of project activities. The Spiritual and moral culture in higher education. Battle for Victory: 75 years later: collection of scientific articles of the VII International scientific and practical conference in the framework of the XXVIII International Christmas educational readings, 2020, pp. 163-167. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42567446 (accessed 02.11.2020). (In Russian).
9. Lutovinov V. I. Military-patriotic education of Russian youth in the system of patriotic education: new challenges, requirements and directions of development. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, 2019. pp. 11-21. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=39195554 (accessed 25.11.2020). (In Russian).
10. Chavykina U. G., Komleva A. A. The problem of civil and patriotic education in the centers of youth patriotic education. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, 2019, pp. 210-213. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41427480 (accessed 25.11.2020). (In Russian).
ISSN 1l987-320xXF(c^'ntMne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 1 2021
Раздел 2. Педагогические науки
11. Kramenko V. A. Patriotic upbringing as a condition for education of personality, citizen, high culture person. Camchatka Polytechnic School Bulletin, 2016, no. 15, pp. 10-20. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=3535983i (accessed 27.11.2020). (In Russian).
12. Shumilina Yu. V. Patriotic education as a necessary condition for spiritual and moral upbringing. The value system of modern society, 2016, no. 49, pp. 154-158. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27335299 (accessed 01.12.2020). (In Russian).
13. Vasilieva M. I. Project, Research and Project-Research Activities: Comparative Analysis. Scholarly Notes of Transbaikal State University, 2020, vol. 15, no. 15, pp. 31-39. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44263834 (accessed 15.12.2020). (In Russian).
14. Duka N. A., Soloviova T. O. Didactic grounds of project teaching in the professional training of future teachers. The science of person: humanitarian researches, 2019, no. 37, pp. 81-87. Available at: http://journal.omga.su/wp-content/files/37/10.pdf (accessed 17.12.2020). (In Russian).
15. Popova T. A. Project activity in educational space. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 2020, no. 15 (836), pp. 252-265. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44264962 (accessed 18.12.2020). (In Russian).
Information about the authors
Tatyana Yu. Berezina
Cand. Sc. (Philol.), Associate Professor. Omsk State Pedagogical University, Branch in Tara (69 Shkolnaya st., Tara, 646530, Omsk region, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Oksana A. Fyodorova
Cand. Sc. (Philol.), Associate Professor. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation). E-mail: [email protected]
© Т. Ю. Березина, О. А. Фёдорова, 2020