Статья поступила в редакцию 16.01.2016
УДК 37.035:796.5
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА
Валерий Александрович Заставенко, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ)
Аннотация
В статье осуществлено исследование проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи средствами туризма. Предложено современное представление патриотизма и патриотического воспитания, а также его основные направления, в реализации которых могут быть использованы средства туризма. Представлено видение автора относительно туристских технологий, которые могут применяться в патриотическом воспитании студенческой молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, средства туризма, технологии туризма, студенческая молодежь.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p81-86
PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH BY MEANS OF TOURISM
Valery Aleksandrovich Zastavenko, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
Annotation
The article presents the study of the problem of patriotic education of the student youth by means of tourism. The modern idea of patriotism and patriotic education is proposed, as well as the main spheres where it can be implemented by means of tourism. The article also presents the author's vision of travel technologies that can be used in the patriotic education of student youth.
Keywords: patriotism, patriotic education, tourism, technology, tourism, students.
Проблема патриотического воспитания молодежи всегда занимала значительное место в трудах и выступлениях отечественных ученых, мыслителей, общественных деятелей.
Патриотизм, как социальный и психологический феномен, в разные времена интерпретировался по-разному, в зависимости от доминирующих в российском обществе философских и мировоззренческих концепций, политического строя, субъективных представлений ученых. В настоящее время нет универсального, общепринятого определения патриотизма. На основаниях, сложившихся в российском обществе и науке представлений, патриотизм можно понимать как общественную и индивидуальную ценность, содержанием которой является любовь к своей Родине, народу, культуре и традициям своей страны и, которая проявляется в стремлении и готовности действовать во имя ее благополучия, а при необходимости выступить на защиту своего Отечества.
К числу основных качеств, характеризующих причастность человека к феномену патриотизма можно отнести:
во-первых, любовь к своей Родине, идентификацию своих интересов с ее интересами. При этом любовь к своей стране не может быть слепой, а должна носить взвешенный, критический характер;
во-вторых, уважение к культуре, традициям, святыням и истории своей страны, стремление к познанию и объективной оценке исторического прошлого своего народа, сохранению и развитию лучших боевых и трудовых традиций;
в-третьих, наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия.
Формирование и развитие патриотических качеств личности, несмотря на их природную обусловленность» [3, с. 218], может быть достигнуто лишь в результате целенаправленной и систематической деятельности общества и государства, которая получила название патриотическое воспитание.
К. Д. Ушинский, отмечая особую роль патриотического воспитания в развитии личности, писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [7, т. 2, с. 160].
В настоящее время в России сложилась стройная концепция патриотического воспитания, в которой нашли отражение, проверенные временем и отвечающие современным реалиям, идеи. В Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отмечается, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [2, с. 1].
Реализация целей государственной политики в сфере патриотического воспитания достигается комплексным использованием всей совокупности средств идейно-теоретического, информационно-психологического, социально-психологического влияния на все категории населения и, прежде всего, на подростков и молодежь. К ним относятся: средства массовой информации, литература, искусство, фольклор, народные традиции, социальная среда, как архитектурное и социальное пространство, а также учреждения общего профессионального и дополнительного образования. С полным правом к средствам патриотического воспитания можно отнести и туризм. Возможности туризма как средства патриотического воспитания обусловлены следующими факторами:
- широким спектром воздействий на психику человека. Туризм оказывает влияние на все структуры внутреннего мира личности, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях восприятия и оценки действительности;
- возможностью органично объединять в себе активный отдых, оздоровление и краеведение, как изучение определенной части страны, родного края. Туристские путешествия, походы позволяют создать эффект погружения в историю, пространственную среду и способствуют непринудительному, а потому более эффективному усвоению людьми знаний о прошлом и настоящем своей Родины, государства, родных мест;
- влиянием эмоционального сопереживания на процесс восприятия личностью природы и социальной среды своей Родины, что способствует формированию у человека чувство сопричастности к делам своего народа, помогает осознанию личностью самого себя как гражданина страны;
- деятельностным характером туризма, способствующим закреплению мотива-ционных черт в поведении личности, отражающих стремление к осуществлению активной деятельности направленной на устойчивое развитие страны.
В Государственной Программе [2, с. 2] определены задачи патриотического воспитания, решение многих из которых возможно путем использования воспитательного потенциала туризма. К ним относятся:
- содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфес-
сиональных отношений;
- активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;
- повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам;
- развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;
- повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;
- популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны.
Особую актуальность задачи патриотического воспитания приобретают, когда речь идет о подрастающем поколении и, особенно о студенческой молодежи. Это обусловлено не только возникшими и усиливающимися вызовами во внешнеполитической сфере, но также целым рядом проблем в экономике страны, в социальной политике. Главное заключается в том, что решить сложные социально-экономические, социально-психологические, управленческие и другие задачи, связанные с устойчивым развитием страны могут только люди, которые любят свою Родину, готовы самоотверженно трудиться во имя ее блага, а при необходимости выступить на защиту. Туризм выступает одним из тех воспитательных средств, которые позволяют комплексно воздействовать на процесс развития личности молодого человека, формирования у него патриотических чувств и качеств.
Мировая практика туризма свидетельствует о том, что сегодня молодежный туризм представляет собой наиболее динамично развивающийся туристический сегмент. В настоящее время молодежный туризм составляет 50% от общего числа путешествий в мире. К сожалению, в России этот процент не так высок. По данным федерального агентства по делам молодежи в 2010 году из, примерно 28 млн. молодых людей, проживающих в нашей стране, туризмом занималось приблизительно 0,3 млн. Можно утверждать, что здесь имеется огромный и пока слабо используемый потенциал воспитания подрастающего поколения и особенно студенческой молодежи. Опрос, проведенный среди студентов Санкт-Петербургского института кино и телевидения, свидетельствует о том, что досуговых ценностей студенческой молодежи ценности связанные с туризмом, путешествиями, изучением своей и других стран занимают второе место, немногим уступая посещению музеев, театров и других учреждений культуры. Хотя туризм не исключает и этих форм досуга.
В научной и публицистической литературе чаще акцентированное внимание уделяется лишь экономической, развлекательной и рекреационной сторонам молодежного, студенческого туризма. Однако в последние годы среди работ по изучению туризма появились исследования, связанные с его историко-патриотическим, экологическим, образовательным и другими аспектами [1, 4, 5]. Их анализ позволяет утверждать следующее:
Во-первых, потенциал патриотического воспитания студенческой молодежи в настоящее время в нашей стране недооценен и недостаточно востребован.
Во-вторых, в программах по патриотическому воспитанию молодежи и студентов туризм и его воспитательные возможности слабо учитываются, а, следовательно, недостаточно используются при организации и проведении туристских походов и путешествий.
В-третьих, как правило, основным субъектом патриотического воспитания считаются различные патриотические и военно-патриотические организации и объединения и при этом недостаточно используется технологический потенциал, имеющийся в арсенале образовательных учреждений.
Туризм, как средство патриотического воспитания студенческой молодежи вузов, представляет собой взаимную, системную деятельность студентов и преподавателей, администрации образовательных учреждений, основанную на использовании туристских технологий, направленную на развитие у обучающихся патриотических качеств, чувств и стремлений.
Можно выделить основные направления использования туризма как средства патриотического воспитания студентов вузов и, применяемые при этом, туристские технологии:
1. Историко-патриотический туризм, который представляет собой целостный процесс формирования и развития ценностно-ориентационных, познавательных и поведенческих аспектов личности обучающегося в ходе туристских путешествий и походов по местам, связанных с историей нашей Родины [1, с. 13].
Практика изучения историко-патриотического туризма среди студенческой молодежи позволяет выделить следующие туристские технологии: туристские походы студентов по местам трудовых и боевых подвигов; поездки к историческим памятникам и достопримечательностям; проведение туристских слетов студенчества, посвященных знаменательным датам истории нашей страны и историческим событиям. Важно, чтобы эти мероприятия несли не только познавательную нагрузку, но оказывали сильное эмоциональное воздействие на их участников. Этому способствуют встречи с ветеранами, представителями исторических объединений, возложение цветов к памятникам и захоронениям, участие в мероприятиях, проводимых местными органами власти по увековечиванию памяти людей, своими трудовыми и боевыми подвигами, способствовавшими процветанию Родины.
2. Экологический туризм, способствующий развитию у студентов любви к родной природе на основе изучения во время путешествий и походов по стране ее археологических, архитектурных, природных и культурных достопримечательностей [5, с. 54]. Особенностью экологического туризма является ее деятельностная направленность, потому что, как правило, экологический туризм предполагает социальную активность по отношению к природе, ориентированную на ее сбережение и рекреацию.
К числу основных мероприятий экологического туризма, которые в наибольшей степени способствуют формированию патриотического сознания и чувств у студентов, можно отнести: научные и познавательные туры, направленные на изучение живой природы; эколого-культурные туры и походы, в которых значительно представлена этнографическая составляющая; летние студенческие практики; экстремальные пешие, водные, горные походы; сельские туры; туры, связанные с уходом за объектами дикой природы. Наблюдение за жизнью живой природы, а также культурными, историческими или этнографическими особенностями различных регионов России вызывает у студентов чувство восхищения своей страной и стремление к ее сохранению.
3. Военно-патриотический туризм, включающий туристские технологии, ориентированные на сохранение памяти о подвигах защитников Отечества, развитие у студентов чувства уважения к героическим страницам нашей страны, а также военно-прикладных навыков, смелости и решительности, морально-психологической готовности выступить на ее защиту.
Особенность туристских технологий, применяемых в военно-патриотическом воспитании студенческой молодежи, заключается в особом акценте при их реализации на решение задач по защите Отечества. Наиболее распространенными среди них можно назвать: военно-спортивные походы; военные игры с элементами ориентирования и выживания в сложных климатических и природных условиях; туристские походы повышенной сложности (лыжные, альпинистские и др.); походы по местам боевой славы; военно-поисковая деятельность. Важно, чтобы проведение туристских мероприятий было сопряжено с идейным и морально-психологическим воздействием на их участников, предполагающее рассказ специалистов-историков о событиях, встречи с ветеранами, военнослужащими, организацию захоронений останков погибших воинов и т.д.
4. Культурно-познавательный туризм, под которым понимается путешествие с познавательными целями, позволяющее знакомить туриста с культурными ценностями страны, развивать на этой основе эстетические чувства, гордость за культуру своей Родины [4, с. 1]. Культурно-познавательный туризм играет важнейшую роль в патриотическом воспитании студенческой молодежи, возможности которого обуславливаются широким тематическим спектром туров, экскурсий и путешествий. Технологии культурно-познавательного туризма позволяют сочетать обучение студентов и формировать чувства гордости за культуру своего народа. К ним относятся: культурно-исторические экскурсии и туры; культурно-событийные экскурсии; культурно-религиозные поездки; культурно-этнические путешествия и походы и т.д. Знакомства студентов с архитектурными памятниками, городской средой страны, музеями, посещение театров дает неоценимый заряд патриотических чувств.
Таким образом, можно отметить, что потенциал туризма как средства патриотического воспитания студенческой молодежи значителен. В тоже время исследование практики воспитательной деятельности многих вузов Санкт-Петербурга свидетельствует о его недооценке и слабом использовании. Исходя из требований современности, изложенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы», в патриотическом воспитании студенческой молодежи необходимо использовать наиболее эффективные средства, к числу которых можно по праву отнести туризм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верховых, И. А. Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма : автореф. дис..... канд. пед. наук / Верховых Ирина Александровна. - СПб.,
2012. - 26 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс] // URL : http://m.government.ru/docs/21341/. - Дата обращения 30.12.2015.
3. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. - М. : Республика, 1993. - 431 с.
4. Лыкова, Т.Р. Патриотическое воспитание в процессе культурно-познавательного туризма [Электронный ресурс] // Культура и образование. 2014. № 10. - URL : http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2362. - Дата обращения 30.12.2015.
5. Петрушков, А.Н. Организационно-педагогические основы патриотического воспитания молодежи средствами экологического туризма : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Петрушков Андрей Николаевич. - М., 2009. - 204 с.
6. Соловьев, В.С. Народная беда и общественная помощь // Сочинения : в 2 т. / В.С. Соловьев. - М. : Мысль, 1989. - Т. 1. - С. 450-481.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Том 1 : Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1974. - 584 с.
REFERENCES
1. Verhovikh, I.A. (2012), Historical-patriotic education of pupils by means of amateur tourism, dissertation, St. Petersburg.
2. The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020 years" approved by decree of the Government of the Russian Federation dated December 30, 2015, No. 1493, available at: http://m.government.ru/docs/21341/.
3. Ilyin, I.A. (1993), Way to evidence, Republic, Moscow.
4. Lykova, T.R. (2014), "Patriotic education in the process of cultural tourism", Culture and education, No. 10, available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2362.
5. Petrushkov, A.N. (2009), Organizational and pedagogical bases of patriotic education of youth by means of eco-tourism, dissertation, Moscow.
6. Solovyov, V.S. (1989), "National disaster and public assistance", Compositions, Vol. 1, Sense, Moscow, pp. 450-481.
7. Ushinsky, K.D. (1974), Selected pedagogical works, Vol. 1, Pedagogics, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2016
УДК 796.925
МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-
ПРЫГУНОВ
Виктор Викторович Зебзеев, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),
г. Чайковский
Аннотация
В статье представлена методика, направленная на совершенствование технической подготовленности юных лыжников-прыгунов. Основой экспериментальной методики являлись специальные упражнения и тренировочные задания, направленные на оптимизацию техники прыжка с трамплина во всех его фазах: разгона, отталкивания, полета и приземления. Анализ соревновательной деятельности лыжников-прыгунов, проведенный в ходе педагогического эксперимента, свидетельствует об эффективности разработанной методики.
Ключевые слова: методика, техника прыжка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p86-91
METHODOLOGY OF TECHNICAL TRAINING OF YOUNG SKIERS-JUMPERS
Viktor Viktorovich Zebzeev, the post-graduate student, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky
Annotation
The article presents the methodology aimed at improving the technical training of young skijumpers. The basis of the experimental procedure was the special exercises and training assignments aimed at optimizing the technical training in all its phases: acceleration, repulsion, flight and landing. Analysis of the competitive activity of the ski-jumpers conducted in the course of the pedagogical experiment demonstrates the effectiveness of the developed method.
Keywords: method, jumping technique, technical training, ski-jumpers.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий момент в российских прыжках на лыжах с трамплина практически все тренеры ДЮСШ готовят спортивный резерв по методикам 80-х годов, которые несколько устарели и не учитывают современных мировых тенденций развития этого вида спорта. Вследствие этого у некоторых спортсменов, подготовленных по данным методикам и программам, достигших уровня национальной сборной, наблюдаются прочно сформированные изъяны в технике прыжка: неправильные аэродинамические положения тела во время фазы полета, несимметричная и несинхронная работа ног во время фазы