УДК 37.035.6 ББК 70.70
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ДУХОВНОМ НАСЛЕДИИ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ
Михаил Борисович Кусмарцев, к. п. н., доц. учёный секретарь Тел: (8442) 64-57-17, e-mail: kirill-2001@rambler.ru
ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» http://vgapkro.ru
В статье раскрываются проблемы патриотического воспитания на героических традициях Сталинградской битвы. Автором обосновываются значение героических традиций защитников Сталинграда в формировании патриотического опыта современных поколений и способы их распредмечивания в патриотическом воспитании детей и молодёжи.
Ключевые слова: героические традиции Сталинграда, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотический опыт, процесс патриотического воспитания.
К 70-летию
Сталинградской битвы
Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны в целом и, в частности, победой советских войск по Сталинградом, 70-летие которой отмечается 2 февраля 2013 года. Вместе с тем нельзя не заметить присущего ряду субъектов массовых коммуникаций завидного упорства, на протяжении длительного периода, в отрицательной оценке этого значения. Обрывы и метаморфозы социальной памяти - не редкость в истории России. Утрата духовных достижений никогда не бывает полной, но часто весьма значительна для современных смыслов жизни человека.
М. Б. Кусмарцев в создаваемых последнее время сериалах на военно-
историческую тематику прослеживается один и тот же алгоритм: «реализация главным героем высоких мотивов защиты Отечества - плен - побег из плена - застенки НКВД -бессмысленность своих прежних идеалов».
Если из исторической памяти выпадают целые пласты, еще недавно составлявшие важнейшую часть представлений о предшествующей эпохе, то в образовании наблюдается дефицит того источника, который мы называем духовным опытом Великой Победы.
И вот в этом контексте феномен Сталинграда в сознании многих поколений является не просто событием, а жизненной установкой самого общества как субъекта, нашего народа. Победа - это утверждение онтологической правоты народа, его самобытности и самодостаточности. Победа - успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоление чего-либо. То есть победа - это успех, достижение, борьба, преодоление. Победить - нанести противнику поражение, выиграть бой, войну. Добиться успеха, одержать верх, преодолеть, превозмочь, побороть.
Победа - это духовно-нравственное состояние общества, которое уверено в своей стратегической и жизненной правоте, сплачивается вокруг выбранных прогрессивных целей и идеалов. Победа - это особое субъектное (и межсубъектное) пространство, в котором развернут высокий уровень социальной творческой энергии, господствует вера в достижение поставленных целей.
Структуры ментальности, составляющие основу механизма духовного и социокультурного наследования, сохраняя свою устойчивость и наполняясь в ходе освоения наследия, все новым и новым содержанием, демонстрируют тем самым, что воспринятое наследие проникло на всю глубину личностного опыта, а не осталось всего лишь поверхностной образованностью [2, с. 107]. Именно поэтому, одним из принципов патриотического воспитания современной молодёжи должен стать принцип гордости и великодушия по отношению к историческому прошлому страны.
В самом деле, сохранение и воспроизводство ценностей, заложенных в духовном наследии героев Сталинграда возможно, когда ясно, какие виды и содержание опыта нужно формировать в человеке, изучая героическое прошлое открыть возможность «узреть» присутствие будущего.
Соответственно наследие, отражённое в содержании патриотического воспитания, согласовываясь с «видимым» горизонтом человека, простиравшимся «назад», также было ориентировано на будущее в форме образов и ожиданий.
В подобной образовательно-воспитательной ситуации традиция является важнейшим субъектом и механизмом сочленения духовного наследия Сталинграда и патриотического опыта современных поколений граждан России. Опыт как процесс предполагает горизонт открытости бытия человека в будущем, опыт как ценность ориентирует человека в системе средств реализации образа будущего, опыт как механизм полагается на традицию, переносящую ценности наследия из прошлого в будущее на основе рефлексии настоящего.
Традиция позволяет связать в одно целое систему взаимоотношений предков и потомков, придать этому взаимодействию новое качество - социокультурное наследование. В структуре традиции как формы социокультурного наследования можно выделить сферы: духовно-историческую и социокультурную. Первая выражает отношение народа к своему прошлому, к Отечеству и фиксируется в определённых образах, связанных с картиной мира. Вторая выражает отношение народа к культуре и синтезирует взгляды на специфику социальных отношений, подчинённых определенной иерархии социальных ценностей.
В основании любой традиции защиты Родины лежит стихийное самоорганизующее начало, вызванное общим стремлением, порывом или настроением, в целях и содержании которого во многом уже заложено то, что в последствие определиться как традиция. Катализатором этого духовного порыва выступает воля субъекта (инициатора, группы), который рождает пространство действия, постепенно вовлекая в это пространство множество индивидуальных воль.
Традиция становится живой, когда она вплетена в жизнь, в каждодневный опыт патриотической деятельности воина-защитника или труженика тыла, как органичной частью образа жизни, проявляющаяся в естественных формах, которые принимала индивидуальная и коллективная воля людей.
Впоследствии она становится экзотикой, предметом восхищения и подражания и оказывается центром системы ценностей, идеалов, смыслов, стереотипов, которые определяются понятием духовное наследие.
Традиция гармонизирует диалектическое противоречие индивидуального, коллективного, институционального и социального в человеке, проявляющихся в повседневности. Традиция устраняет дихотомию человека и бытия: с одной стороны, он включен в бытие, а с другой - отчужден от него.
Традиция представляет собой подлинную герменевтику ценностных ориентаций защитников Отечества, дающую современным поколениям своеобразные коды к пониманию глубинных смыслов поступков, совершённых во имя будущего.
Одним из путей преодоления сегодняшнего кризиса самоидентификации является осмысление проблемы духовного и социокультурного наследия Великой Победы, т. е. определение тех истоков, которые рождают такие феномены, как «мужество», «самоот-
верженность», «честь», «коллективизм», «соборность», «достоинство», «героизм» и др. [2, с.110].
Рассмотрение этих истоков в плоскости наследия обладает тем преимуществом, что позволяет значительно уменьшить риски неприятия, отторжения ценностей патриотизма, что нередко наблюдается в формах декларативности, умозрительности и посту-лативности практики патриотического воспитания.
Содержание духовного наследия Сталинграда имеет достаточно конкретный характер и может быть фиксируемо посредством патриотически ориентированного образования, направленного на духовное, культурное и социальное воспроизводство наследников.
Образ Победы - центральная тема для всей русской героики, берёт своё начало в литературных источниках, посвящённых осмыслению значения Куликовской битвы. Образ Победы как и образ её носителя - Победителя, свойственен русской поучительной литературе: стремление к достижению идеала, обретение незыблемых ценностей, нахождение высоких смыслов, яркое проявление себя в экстремальных ситуациях, способность совершать чудо, добиваться невозможного мобилизовав для этого все собственные силы и резервы.
Однако только победа под Сталинградом способствовала формированию у всего советского народа, прежде всего, солдат и офицеров Красной Армии, духа победителей. Американский публицист военный редактор газеты «Нью-Йорк таймс», Хэнсон Болдуин приводит свидетельство корреспондента Г. Шапиро, который, находясь в Сталинграде, сообщил: «Я увидел как среди офицеров, так и среди солдат Красной Армии уверенность, какую никогда не видел ... раньше. В сражении за Москву не было ничего подобного. Сталинград стал моральной победой. Теперь немцы не казались непобеди-мыми»[1, с.205].
Победа под Сталинградом имела грандиозные последствия для Красной Армии, советских солдат и офицеров, для всей страны. В ходе Сталинградской битвы идеи чести, свободы, патриотизма, любви к Родине слились в единое целое с противоречивым русским национальным характером, идеологией коллективизма и стали новым, реальным мироощущением десятков и сотен тысяч защитников Сталинграда, всей России. Этому мироощущению соответствовал феномен Победителя сформировавшийся в кровопролитных боях и пробудивший непобедимый дух воина-освободителя.
Важно понять, что огромный патриотический смысл символа победы в Сталинградской битве остается современным потому, что выражает огромную силу духа народа, которого не только никто не может завоевать или подчинить, но который именно поэтому выдвинут историей на самый передний план строительства нового мира. Символ Сталинградской победы сегодня выступает важнейшим требованием и условием максимальной сплоченности нашего общества для решения крупных общественных и исторических задач, стоящих сегодня перед страной.
Мобилизация нашего народа на преодоление вызовов и угроз современности, повышение уровня его сплоченности должна происходить в направлении выявления и исследования сущностных характеристик своего подлинного бытия, которое прикрыто плотным информационным слоем зарубежных воздействий с использованием глобали-стской риторики. Опасность этой риторики в первую очередь в том, что она относит российскую самобытность на второй план, делает ее несущественной для жизни страны в современном мире. Возникшее информационное пространство с его уплотняющимися потоками сообщений и новых технологий размывает мировоззрение, самосознание населения нашей страны, особенно молодежь, снимает проблему сохранения российской гражданской идентичности, выставляя взамен универсальные и абстрактные модули оцифрованного и технологизированного мира. Поэтому мобилизация духовного потенциала наследников поколения Победителей должна быть направлена в духовную глубь
существования страны - в ее сущность, в раскрытие и поддержание менталитета, народа, его культурного кода и других социальных констант.
Антропоцентрической единицей организации содержания трансляции духовного наследия в младшей школе может быть «образ». Образ - это некая форма модели действительности, синтезированной в сознании человека, посредством которой, строится система координат в пространстве его ценностей поведения и отношений. Управляющим модулем данного пространства выступает традиция.
Задача младшей школы связана с построением управляющего и самоуправляемого контура сообразной организации освоения патриотического опыта исходя из духовных ценностей наследия защитников Родины. Ребенок должен организовать картину мира по структуре: «представления - чувства - ценности - поведение».
Подростковый возраст - это школьный период формирования структуры: «цели -мотивы - идеалы», то есть освоения идеальных форм организации жизнедеятельности, освоение патриотического опыта посредством абстрактного, предметного и понятийного мышления, моделирования событий с элементами реальности и ситуациями нравственного выбора того или иного поступка, мерилом которого является отношение к Родине. Именно такого рода выбор является основой богатства приобретаемого патриотического опыта.
Единицей организации содержания патриотически-ориентированного образования в старшей школе должна стать «проблема смысла» и смыслотворческая организация образовательного процесса, предполагающая преодоление репродуктивной организации деятельности и выход в пространство «смысл - значение - отношение - возможность как образ будущего». Основной задачей старшей школы является выведение учеников в сферу смыслообразования, то есть в практику творческого поиска и освоения смыслов, образующих основные структуры незавершенности грядущего мира в образах достижимого и технологиях достижений. Именно на этом этапе раскрывается диалектика традиций и инноваций в освоении духовного наследия как основы проекта грядущего, наиболее рельефно проявляет себя освоение такой важной социальной функции патриотизма, как защитной функции, трансформации ценностей служения Отечеству [5, с.15].
Образовательные практики на заключительном этапе общего образования имеют дискурсивный характер, в котором освоение наследия опосредовано по отношению к образу будущего. Интеграция ценностей патриотизма как духовного и социокультурного наследия защитников Родины в образовательные программы необходима для практического освоения социокультурных объектов, контекстом которых является опыт служения Отечеству, т.е. для проявления субъективных значений данного опыта. Соответственно содержание образования, имея в своей основе задачи освоения социокультурных объектов, имеет следующую структуру механизма усвоения: «субъективация -распредмечивание - объективация». Отсюда возможно выделить три направления интеграции патриотизма в содержание образования.
Первое направление интеграции связывается нами с актуализацией патриотического ресурса символов, идеалов, образов защитников Сталинграда. Второе направление связано с процессом моделирования сущностных характеристик, конструированием различных способов и ракурсов его представления, версий генезиса и развития, социокультурных функций. Третье направление определяется процессами трансформации зафиксированного в сознании и деятельности обучаемого опыта на смысловое поле своей субъектности в практиках повседневности.
Педагогическими условиями повышения эффективности использования духовного наследия Сталинградской битвы в формировании патриотического опыта детей и молодёжи являются следующие:
- проведение целенаправленной образовательной политики, приоритетом которой станет социальное, культурное, духовное и физическое развитие подрастающих поколений;
- утверждение в сознании и чувствах учащейся молодежи патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России;
- обновление и обогащение содержания патриотического воспитания на героических традициях Сталинграда, его методов, форм и средств;
- создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания молодежи на всех уровнях.
В основу проектирования процесса трансляции ценностей, смыслов, идеалов защиты Родины как духовного и социокультурного наследия в патриотическом воспитании может быть предложен так называемый образно-событийный подход. Его можно представить как последовательность проектировочных действий педагогов:
1) выявление патриотического потенциала опредмечиваемого в обучении события, его духовно-нравственная специфика, доминирующие идеи, избираемый образ поведения, отношения к событию и его субъектам, увлекающие возможности, проекты, планы, коллизии;
2) оценка соответствия моделируемого события возрастным, социальным, образовательным нормам;
3) выявление несоответствий в личностном опыте и заявляемых образах действий в проектируемом событии - в сфере личностных смыслов, ответственности, «умении собраться» (принцип соборности), представленность в сознании молодых людей патриотизма как нравственной категории и как способа отношения к миру;
4) конструирование эмоционального фона события - некоего прецедента, позволяющего активизировать волевую сферу молодого человека, сопоставить своё поведение, отношения и деятельность со смыслами служения Отечеству, проявляющимися в его отношении к обучению;
5) выбор способа педагогической поддержки восхождения воспитанника к ценностям Родины и опыту служения Отечеству.
Таким образом, воспитание на героических традициях Сталинградской битвы -это технология сохранения генофонда и кода нации. Формирование установки на победу - одна из задач патриотического воспитания.
Именно в этих перспективах и видится тот огромный потенциал и смысл Сталинградской победы, который может объективироваться и стать мощным условием и средством мотивации нашего общества для того, чтобы преодолеть рыночно информационный «объективизм» и снова жить и развиваться в субъектно заданном пространстве современного Волгограда, создавать те символы, в которых фактичность этого пространства будет служить более высоким задачам, чем простое обыденное существование.
К активной общественной жизни в недалеком будущем придет поколение, родившееся в последние два десятилетия, для которого советское прошлое, возможно, будет только легендой. Речь идет о совершенно ином поколении, чем то, которое определяет общественный климат сегодня. Его реакции и поведение с позиции сегодняшнего дня не всегда предсказуемы, а ведь именно этим молодым людям, которые сейчас приближаются к животворному источнику героического опыта ветеранов бойцы, предстоит отмечать 100-летие победы под Сталинградом, формировать настоящее и будущее России. Весь богатый спектр духовного наследия Сталинградской победы должен пройти через эмоционально-психологический мир современной российской молодежи, связаться с определенными надеждами, жизненными стратегиями, планами, мотивами и целями, стремлениями к достойной жизни, реализацией личных прав и свобод на благо нашего Отечества [4, с.26].
Духовное наследие Сталинградской битвы как источник патриотического воспитания определен в следующих задачах: расширение и углубление представлений народа о всемирно-историческом значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации; нахождение условий и средств сохранения и
освоения наследия защитников Сталинграда как высшей общественной ценности и источника социально-исторической памяти; формирование у населения культуры «прочтения» наследия Сталинградской битвы, потребности обращаться к урокам прошлого; содействия консолидации общества в деле духовного, политического и экономического возрождения России; использование опыта старших поколений, героев Сталинграда, Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания для формирования человека культуры, гражданина, патриота; формирование воспроизводства и реконструкции в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, стереотипов, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в Сталинградской битвы, в современной общественной жизни, систем патриотического воспитания; военно-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа в Сталинградской битве, примеров выполнения священного долга по защите Родины, образов героизма и самоотверженности; раскрытие форм и граней единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил; формирование социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России.
Литература
1. Болдуин Х. Сражения выигранные и проигранные. - М., 2002.
2. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007.
3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотического воспитания молодёжи. - Волгоград: ПринТерра, 2007.
4. Уроки служения Отечеству. Сталинградская битва: пособие для учителя / под ред. А. Н. Вырщикова. - М.: Глобус, 2007.
5. Кусмарцев М. Б. Духовно-ценностное наследие Сталинградской победы - источник патриотического воспитания молодёжи / М. Б. Кусмарцев // Сталинградская битва: взгляд через 65 лет: материалы Международной научно-практической конференции 1 - 2 февраля 2008 г. -Волгоград, 2008.
6. Российский патриотизм: истоки, содержание и воспитание в современных условиях: учебное пособие /А. К. Быков, А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов. - М.: Планета, 2010.
PATRIOTIC EDUCATION ON SPIRITUAL HERITAGE OF THE BATTLE OF STALINGRAD
Mikhail Borisovich Kusmartsev, candidate of pedagogical sciences, associate professor, scientific secretary
In the article the problems of patriotic education open up on heroic traditions of the Stalingrad battle. An author is ground the value of heroic traditions of defenders of Stalingrad in forming ofpatriotic experience of modern generations and methods them opening in patriotic education of children and young people.
Keywords: heroic traditions of Stalingrad, patriotism, patriotic education, patriotic experience, process of patriotic education.