Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи: современные тенденции и технологии формирования'

Патриотическое воспитание молодежи: современные тенденции и технологии формирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3993
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асланов Яков Андреевич

В статье рассматривается современное состояние патриотического сознания молодежи и социальные риски, влияющие на его формирование. На основе анализа результатов социологических исследований проводится анализ понимания молодежью Ростовской области патриотизма, его сущности и понятия «Родина». Автор указывает на роль государства в патриотическом воспитании и предлагает собственные технологии формирования патриотизма у российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Асланов Яков Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи: современные тенденции и технологии формирования»

УДК 316.7

Асланов Яков Андреевич

аспирант. Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]

Патриотическое

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ

Yakov A. Aslanov

graduate student. Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University [email protected]

Patriotic education of

YOUTH: CURRENT TRENDS AND TECHNOLOGIES OF FORMATION

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние патриотического сознания молодежи и социальные риски, влияющие на его формирование. На основе анализа результатов социологических исследований проводится анализ понимания молодежью Ростовской области патриотизма, его сущности и понятия «Родина». Автор указывает на роль государства в патриотическом воспитании и предлагает собственные технологии формирования патриотизма у российской молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, молодежь, социализация, социальная активность, Ростовская область, технологии формирования, гражданская идентичность.

Annotation. In the article the current state of patriotic consciousness of youth and risks of its formation is considered. On the basis of the analysis of results of social researches, the analysis of the young people’s of the Rostov region awareness of patriotism, its essence and the concept «Homeland» is carried out. The author points to the role of the state in patriotic education and offers his own technologies of formation of patriotism among the Russian youth.

Keywords: patriotism, youth, socialization, social activity, Rostov region, technologies of formation, civil identity.

Патриотическое сознание граждан является важнейшей ценностью, условием стабильного развития общества и основой его духовнонравственного единства. Через патриотическое воспитание у молодого поколения происходит становление необходимых личностных качеств, формируются такие мировоззренческие ориентации, как любовь к Родине, уважение к старшим, забота о слабых; такие идеалы, как справедливость, честь, достоинство, верность, товарищество и пр. Патриотическое воспитание как элемент государственной политики позволяет сформировать у молодежи и подростков устойчивую систему ценностей и лояльного отношения к государству. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и направленную деятельность по формированию у молодого поколения граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Острая конкуренция на уровне массового сознания социально-ориентированных ценностей и гедонистических идеалов, пропагандируемых институтами общества потребления, разрыв между навязываемыми масс-медиа потребностями и возможностью их удовлетворения вызывает изменение сознания. Несбалансированность социальных реформ привела к распространению в массовом сознании таких негативных оценочных и поведенческих стереотипов, как гражданский абсентизм, ин-

дивидуализм, сформировали низкий уровень социального доверия к государственным и правовым институтам, способствовали снижению значимости общегражданской идентичности.

Фактический отказ государства от более или менее последовательной политики патриотического воспитания в течение длительного периода, подвижность социальной структуры российского общества и отсутствие ценностного консенсуса в общества способствовали деградации и пролиферации институтов социализации молодежи -распространению разного рода субкультур, экстремистских течений и группировок, виртуализации досуга. В поисках чувства безопасности, собственной идентичности молодежь прикрепляется к доступным референтным образцам, неформальным группам, которые становятся для нее информационными фильтрами. Как следствие - снижается восприятие ценностей и нормативных образцов, транслируемых через традиционные и формальные институты, на которые в основном опирается государственная политика в сфере патриотического воспитания.

В современной российской социальной науке вопросы патриотической идеологии, а также роль патриотизма в формировании национальной идеологии рассматривают Афанасьев И.А. [1], Дьяченко А.Н., Кузнецов В». [2], Тихонова С. В. и др. Социокультурное и аксиологическое содержание патриотизма анализируют

18

Агошков А., Барков Ф.А., Иванова С.Ю. [3], Калинин Б.А .[4], Сериков А.В., Червяков А.А., Черноус В. В. [5]. Некоторые исследователи связывают патриотизм с существующими традициями и социокультурными установками, а также общей историей развития российского государства. Некоторые исследователи (Иванова С.И., Козлов

A. А., Лебедев С.В., Лутовинов В.И. и др.) анализируют отдельные социальные и политические движения, которые позиционируют себя как «патриотические».

Работающие в рамках традиционалистского понимания, современные исследователи специфику патриотизма усматривают, прежде всего, в его двойственной природе: «официальный патриотизм» властей и патриотизм как феномен общественного настроения в России. В российской социально-философской мысли господствует ценностная дихотомия, на которую указал

B. С. Соловьев более ста лет назад, объяснивший «внутреннее противоречие между истинным патриотизмом, желающим, чтобы Россия была как можно лучше, и фальшивыми притязаниями национализма, утверждающего, что она и так всех лучше» [6].

Когда мы задаем молодым людям вопрос «Что для вас означает слово патриот, патриотизм? Что означает «быть патриотом»? нужно понимать, что именно мы хотим понять, что нам могут ответить, то есть какие грани индивидуального и массового сознания может затронуть этот вопрос, к каким социальным механизмам он нас отсылает. Иными словами, за ответами на этот вопрос стоит сложный комплекс социальных явления - от текущей и прошлой государственной политики в сфере патриотического воспитания до влияния первичных социальных общностей (семьи, локальных сообществ) на социализацию молодого поколения. А в современных условиях это еще и массовая культура, глобальные коммуникационные сети и информационные потоки.

Посмотрев на трансформацию социального статуса самих слов «патриотизм», «патриот» в новейший период российской истории, мы обнаружим, что с крахом советского государства эти слова начинают терять свою респектабельность, привлекательность и значимость. Патриотический дискурс в начале 1990-х драматически трансформируется, в первую очередь, на государственном уровне. В самом деле, в советском обществе патриотическая риторика представляла собой целостную систему, опирающуюся на идеологические основы государства и общества, была в связанном виде представлена практически на всех уровнях общественной жизни, институциональных этапах социализации молодого человека. Патриотическое воспитание было вплетено в общую систему государственной идеологии, и безотносительно к вопросу о том, правильная или неправильная была эта идеология, такой подход давал реальный, ощутимый результат - как в виде политической лояльности широких масс населения, так и в виде мобилизационного потенциала населения. Необходимо отметить, что сама по себе такая система была бы нежизнеспособна, если бы система идеоло-

гии и патриотической риторики не опиралась на определенные обязательства государства перед народом: если человек шел на жертвы ради социалистического строя, то он мог идти осознанно только в том случае, если ощущал наличие этого строя в определенных социальных гарантиях, жизненном плане, который можно было реализовать подавляющему большинству граждан в советском обществе и т.д. [5].

Разумеется, к концу существования Советского Союза в этой системе тоже были накоплены кризисные явления, они были связаны как с трудностями в исполнении социальных обязательств государством перед народом, так и общей утратой социалистической идеологией своей привлекательности в свете новых идей о демократии, свободе, рынке, западных стандартах потребления. Однако то, что произошло в постперестроечный п ериод в отношении идей патриотизма и патриотического воспитания, иначе как парадигматическим поворотом не назовешь. Резко снизился как уровень патриотичности самих граждан, так и изменилось само отношение государства, государственных деятелей к необходимости воспитания патриотизма в обществе. Само слово «патриотизм» стало часто употребляться в уничижительных смыслах -«лапотно-квасной патриотизм», «посконный патриотизм» и т.д. Очевидные достижения советского общества и государства целым поколением политиков 1990-х гг. стали пересматриваться, принижаться или их стали вовсе отрицать.

Разумеется, в 2000-е годы произошли серьезные изменения в позиции государства по отношению к нравственно-патриотическому воспитанию: были реабилитированы многие достижения советского периода, была принята государственная программа по патриотическому воспитанию молодежи, а сама молодежная политика стала неотъемлемым звеном государственных функций, как на федеральном уровне, так и на региональном. Однако социальная инерция обозначенных выше процессов оказалась настолько велика, а трансформационный период настолько затянулся, что одной воспитательной или пропагандистской политики государства стало уже недостаточно. Сегодня значительная часть молодежи, при том, что она считает себя патриотами, не находит подтверждения патриотическим установкам, прежде всего, в своем социальном окружении. Здесь, правда, существует, как минимум, две модели «восприятия» молодежью патриотических идей и ценностей.

Южнороссийским филиалом Института социологии РАН за последние годы было проведено несколько исследований в рамках проекта «Социологический портрет Ростовской области» [7], часть из которых была посвящена проблемам воспитания патриотизма у донской молодежи. В массовом сознании молодежи, которая считает себя патриотами, как видим, что соотношение между этими категориями складывается следующим образом:

1) Наибольшая часть (около 40%) полагает, что быть патриотом - это, прежде всего, стремиться улучшать жизнь в стране, формировать ее «достойное будущее».

19

2) Второй по популярности ответ, который собрал голоса около четверти патриотической аудитории, предполагает, что быть патриотом -это, прежде всего, любить Родину.

3) Третью позицию занимает ответ «быть патриотом - значит гордиться страной», он находит поддержку около 15% опрошенных.

В реальном сознании молодого человека присутствует всегда сплавленное, множественное понимание патриотизма. Но, по общему признанию, слова патриот и патриотизм объединяют в себе множество смыслов, которые трудно передать каким-то одним исконно русским словом, главные из которых: любить свою страну, гордиться ей и стремиться сделать ее лучше. Молодежь действительно находится на современном этапе в ситуации ценностной и идейной неопределенности, оборотной стороной этой неопределенности является негативный социальный опыт, трансформационные процессы в самом обществе [8].

Помимо всего этого, наблюдается общая праг-матизация сознания молодежи. Отношение к Родине для нее из вопроса служения и верности переходит в разряд вопросов выбора места жительства и паспорта. Отношение к Родине ин-струментализируется: можно с большим успехом ностальгировать по стране, хорошо себя при этом чувствуя за границей. Однако следует обратиться к дополнительным и уточняющим формулировкам самих респондентов.

В отношении понимания того, что для современного молодого человека означает слово «Родина» возможно только выделить основные категории, с помощью которых молодежь определяет для себя этот объект чувств и солидаризации. Исследования показывают, что для молодежи Ростовской области Родина - это та страна, которую ты любишь и готов служить. При этом это может быть и не та страна, где ты родился, и не та, где ты вырос. Не зря же люди, получающие гражданство другой страны, присягают ей на верность. В этом смылся важно понимать, чем конкретно гордятся молодые жители Дона. Ответы распределились следующим образом: 1) когда российские спортсмены побеждают своих соперников (70 %), 2) когда слышу гимн Российской Федерации (50 %), 3) когда российские ученые делают новые открытия (50 %), 4) когда российские военные совершают победу над врагом (45 %), 5) когда Россия громко заявляет о себе на международной арене и т.д.

Очевидно, что мы имеем вполне реальный общественный запрос на патриотическое просвещение и даже пропаганду. Молодежью вполне востребована определенная система культурных и ценностных, и даже политических координат, позволяющих им почувствовать стабильность и предсказуемость социального порядка. Для российского патриотизма всегда было присуще наличие символов, которые служат опорой для чувства общности с людьми, проживающими рядом. Современные, декларированные и продвигаемые властью символы патриотизма недо-

статочно усваиваются современной молодежью. Молодежь разделена ценностными приоритетами и, как следствие этого, разными символическими предпочтениями. В качестве положительной тенденции можно отметить выбор респондентами современных кинофильмов в качестве несущих патриотические ценности, что говорит о правильно выбранном направлении развития киноиндустрии. Но при этом точно можно констатировать, что молодежи не хватает современных героев, официальные прогосударственные молодежные лидеры по факту таковыми не являются и существует опасность, что это «вакантное» место могут занять «прозападные либеральные» герои или «экстремисты с девиантными лозунгами и идеями».

Неоднозначное состояние патриотизма у российской и, в частности, ростовской молодежи определяется объективными и субъективными причинами: включение России в глобализационные процессы (новые геополитические тренды, манифестация глобального гражданского общества и т.п.), неопределенность трансформационных процессов и кризис социокультурной идентичности в России, обострение межнациональных отношений и неопределенность, непоследовательность государственной национальной политики, неприятие патриотизма (особенно в 90-х годы XX в.) неолиберальным спектром российского общества.

Концепция политики по воспитанию патриотизма должна быть системной, адресной и в большей степени создавать условия для формирования патриотизма, чем сводить все к утверждению патриотических стереотипов, т.к. последние иногда вызывают обратную реакцию у молодежи.

Основу патриотического воспитания может составить семейная политика. У молодежи Дона (и всей России) на первом месте в системе ценностей стоит семья, внутрисемейные отношения. Но эта установка не совпадает с соответствующими практиками. Традиционная семья находится в кризисе, что связано с безудержной пропагандой индивидуализма, ценностей общества потребления, гедонизма, разнообразием форм семьи и т.п. Результат: рост насилия в семье, алкоголизация, поздние браки, малодетные семьи и устойчиво высокий процент разводов.

Без нормализации ситуации в традиционной (разнополой и моногамной) семье воспитание патриотизма на начальной стадии становится проблематичным. Поэтому восстановление авторитета семьи, пропаганда и утверждение социальной ответственности, в т.ч. внутрисемейной, популяризация детоцентричных семей, а не временных союзов по развлечениям и всестороннему потреблению - императив воспитания молодежи.

Другая форма, через которую может формироваться патриотизм, это формирование народных музеев и архивов на основе семейных собраний. Такие попытки предпринимались в конце 80-х годов прошлого века, но постепенно почти сошли на нет. Подобные документы, фотографии, другие

20

источники исчезают, уничтожаются постоянно, утрачивается передающаяся из поколение в поколение возможность их интерпретации и т.д.

В современных условиях успехи в спорте стали одним из важнейших факторов укрепления патриотизма, формирования клубов и других типов объединений болельщиков. Это достаточно большая группа молодежи, которая не всегда находит правовые и этические формы для выхода своей энергии. Без фан-^убов современный спорт, его популярность трудно представить. При разработке политики воспитания патриотизма молодежи Ростовской области важно придать фан-движению орга-

Литература:

1. Афанасьев ИА. Контуры российской патриотической идеологии: к проблеме конструирования / И.А. Афанасьев, С.В. Тихонова // Власть. 2007. № 1.

2. Кузнецов В.Н. Методология, теория и механизмы формирования российской объединяющей патриотической идеологии XXI века // Идеология. М., 2005.

3. Иванова СЮ. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России. Ставрополь : СГУ. 2003. 300 с.

4. Калинин БА. Развитие культуры солидарности общества с армией в современной России: парадигма патриотизма. / Б.А. Калинин, А.А. Червяков // Гражданская идентичность и патриотическое воспитание в полиэтническом регионе Ставрополь; Ростов-на-Дону, 2007.

5. Барков ФА. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области / Ф.А. Барков, А. В. Сериков, В.В. Черноус // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.

6. Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Соч. в 2-х т. Т. 2. М. : Мысль, 1988.

7. Волков ЮТ. Ростовской область: двадцать лет реформ глазами жителей / Ю.Г. Волков, ВБ. Черноус, АБ. Сериков, Ф.А. Барков, М.Ю. Барбашин, А.Н. Гвинтовкин, Д.О. Садко // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 182-201.

8. Сериков АТ. Факторы социальной напряженности в Ростовской области (анализ результатов социологического исследования) // Социальногуманитарные знания. 2011. № 7. С. 34-39.

9. Черноус ВТ. Общественная активность молодежи Ростовской области (по результатам социологического исследования) / ВБ. Черноус, АБ. Сериков // Социально-гуманитарные знания.

2012. № 7. С. 52-61.

низованный характер и легальные формы самовыражения, в т.ч. активные. Например, предварительные соревнования между болельщиками разных клубов и городов, мероприятия по подготовке к соревнованиям стадионов, баз, поддержка ветеранов спорта, увековечивание спортивных достижений, самого фанатского движения и т.п.

Придание системности такой работе позволяет создать социальную среду, в которой естественным образом, без пустых лозунгов будет формироваться любовь к Родине и своему региону, стремление сделать его образцовым, достойным гордости.

Literature:

1. Afanas’ev I.A. Contours of the Russian patriotic ideology: to a designing problem / I.A. Afanas'ev, S.V. Tikhonova // Power. 2007. № 1.

2. Kuznetsov V.N. Methodology, theory and mechanisms of formation of the Russian uniting patriotic ideology of the XXI century // Ideology. M., 2005.

3. Ivanova S.Yu. Patriotism in the system of sociocultural values of modern Russia. Stavropol : SSU. 2003. 300 p.

4. Kalinin B.A. Cultural development of solidarity of society and army in modern Russia: a patriotism paradigm / B.A. Kalinin, A.A. Chervyakov // Civil identity and patriotic education in the multiethnic region. Stavropol; Rostov-on-Don, 2007.

5. Barkov F.A. Patriotic consciousness of youth of the Rostov region / F.A. Barkov, A.V. Serikov, V.V. Chernous // Humanist of the South of Russia.

2013. № 2. P. 58-76.

6. Solov’ev V.S. Three conversations on war, progress and end of a world history : coll. in 2 vols. V. 2. M. : Thought, 1988.

7. Volkov Yu.G. Rostov region: twenty years of reforms by eyes of inhabitants / Yu.G. Volkov, V.V. Chernous, A.V. Serikov, F.A. Barkov, M.Yu. Bar-bashin, A.N. Gvintovkin, Sadko D.O. // Humanist of the South of Russia. 2012. № 1. P. 182-201.

8. Serikov A.V. Factors of social tension in the Rostov region (the analysis of results of social research) // Social and humanitarian knowledge. 2011. № 7. P. 34-39.

9. Chernous V.V. Public activity of youth of the Rostov region (on results of social research) / V.V. Chernous, A.V. Serikov // Social and humanitarian knowledge. 2012. № 7. P. 52-61.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.