ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И МЕДИАКУЛЬТУРА*
О .В. Шевченко, кандидат педагогических наук Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент
Patriotic Education and Media Culture
Dr. Olga Shevchenko,
Head of Education Department of Taganrog (Russia), Dr. Elena Muryukina,
Docent of Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia), member of Russian Association for Media Education, mediashkola@rambler.ru
Abstract. In his article, we considered the issue of patriotism as a modern phenomenon, paying special attention to the philosophical and pedagogical aspects. Modern schools are taking some steps to form and develop patriotism in the younger generation. Patriotic education of youth on the materials of the mass media is also incorporated in the system objectives of media education.
Keywords: patriotism, patriotic education, students, media education, film-makers.
За последние 100 лет Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). В XXI в. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание России, любовь к ней, защиту Родины как в мирное, так и в военное время.
В педагогическом энциклопедическом словаре представлено такое определение патриотизма, по которому сущностью этого понятия «является любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле име-
* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», лот 5 - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта - А.В.Федоров).
ла и религиозное значение...» [ПЭС, 2003, с. 692].
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержание которого -любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Мы может говорить о том, что понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм это важнейшее духовное достояние личности, он характеризует высшим уровнем ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества. «Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавших привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии» [www.patriot.ru].
Патриотизм, по мнению философов, представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.
Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий в учебных заведениях СССР, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.
Ученые говорят о том, что как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то
ответной реакцией незащищенной личности становится агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм, наркомания и т. п. Человек в современной России с одной стороны, стремится жить в обществе, исповедующем традиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современной науки и техники.
В России столкнулись «две системы ценностей - либеральная, которая пришла на смену социалистической как ее антитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерным раздвоение ценностного сознания, проявляющегося в одновременном стремлении к противоположным ценностям» [Левашов, 2006, с. 46].
В современной России материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Педагоги, социологи, философы говорят о том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи. В сознании советских людей прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ
жизни подвижника, образ воли полководца, образ мужественно-подвижнического Отца и образ жертвенно-женственной Матери.
Сегодня патриотизм начинает возвращаться в образовательную систему России, понимаемый как важная часть воспитания. И.А.Ильин писал, что «патриотизм есть чувство любви к родине; и потому он, как и всякое чувство, а особенно чувство любви, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного. Патриотизм - есть состояние духовное...» [Ильин, 2006, с.221-222]. Философ убежден, что опытный воспитатель может пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Для этого он должен «как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его родины, вовлечь ее в него и приучить ее прибывать в нем и творчески расцветать в нем. Тогда патриотическое самоопределение осуществится свободно и непосредственно» [Ильин , 2006, с. 223]. Итак, мы можем сделать вывод о том, что истинный (в отличие от казенного) патриотизм - духовное качество. Патриотическое воспитание всегда было важной частью образования в России, вне зависимости от политического устройства страны. Оно имеет долгую и богатую историю, его важность обоснована многими философами, психологами, педагогами.
Одна из важнейших задач современного образования - формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, таких как семья, микрорайон или деревня, город или село. По мере своего развития каждый из нас постепенно
осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке лучших нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего школьного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, школе, городу, селу;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.) Содержание патриотического
воспитания детей старшего школьного возраста содержит приобщение школьников к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству устному народному творчеству музыкальному фольклору народным играм; знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; со школой, городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; организация творческой продуктивной, игровой деятельности школьников, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма учеников старших классов необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в школе и в семье, тесное сотрудничество учителей с членами семьи, подго-
товленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для старшеклассника полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество учителей с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями школьников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации; вовлечении членов семьи в педагогический процесс и т.д.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса развития патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Как и нравственность в целом, патриотизм носит деятельный характер. Поэтому и его развитие осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.
В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и
глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
В воспитании патриотизма большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основное средство в решении этой задачи - содержание обучения, а так различные формы внеклассной и внеурочной работы.
Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма, она должна иметь определенную внутреннюю логику Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма.
Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Мы считаем, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может.
Школе необходимо четкое понимание различий национального и националистического воспитания; воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо актив-
но использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности; особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся. Эстетическое воспитание, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с патриотическими основами воспитания.
Мы убеждены, что делу патриотического воспитания может существенно помочь медиаобразова-ние, которое, согласно определению Российской педагогической энциклопедии, «выступает за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [РПЭ, 1993, с.555].
Медиаобразование, как известно, начиналось в России с детской прессы и «киноработы». Бурное развитие кинопедагогики относится к «первой оттепели» 1960-х. В это время «отечественный экран переживал невиданный ренессанс, позволивший вполне справедливо считать кино не только мощным средством эстетического развития личности, но и фактором формирования национальной гордости, духовности, внутреннего мира личности» [Поличко, 2006, 6]. Таким образом, педагоги-энтузиасты кинообразования считали необходимым с
помощью кинематографического искусства развивать эстетические, нравственные идеалы зрителей.
Если мы обратимся к целям практической деятельности, выдвигаемым кинопедагогами, то очевидно обращение к духовности, любви к своей родине:
Ю.Н.Усов: «Развить навыки художественно-творческой деятельности в области кино, телевидения, видео и использовать их в процессе освоения духовного пространства своего региона, края, республики с помощью экранных искусств на специальных учебных занятиях и во внеклассной работе» [Усов, 1998, с. 29];
С.Н.Пензин: «Одна из задач связана с воспитанием уважительного отношения к «малой родине», любовь и бережное отношение к родной природе, к своему краю, гордость за достижения земляков, сострадание к тем, кто терпит нужду...» [Пензин, 1987, с. 3б];
Франко Г.Ю.: «Цель занятий по экранной культуре - воспитать потребность в выстраивании и упорядочивании иерархии смыслов духовного, культурного мира. Занятия проводятся в контексте нравственного «самостроительства» личности, основывающегося на высоких идеалах отечественной культуры, издревле связанной с христианской, православной духовностью» [Франко, 2005, с. 166-167];
Г.А.Поличко выделяет задачами своих детских медиаобразова-тельных фестивалей:
«1. Приобщение современных молодых поколений к отечественной и мировой детской киноклассике.
2. Формирование и развитие у детей навыков чтения экранного
языка (кино, видео, ТВ), художественного вкуса, критического отношения к агрессии электронных СМИ.
3. Восстановление культурных и профессиональных связей в области детского экранного творчества и детской кино педагогики между странами СНГ и Балтии» [Полич-ко, 2003, с. 46].
Можно и дальше приводить цитаты медиапедагогов, в которых будут отражены задачи медиаобра-зования, заключающиеся в развитии патриотизма, духовности, толерантности школьников.
В 2008 г. было проведено анкетирование кинодеятелей России [Мурюкина, 2009], в котором приняли участие В.Ю.Абдрашитов, Ф.С.Хитрук, А.Б.Джигарханян, Н.В.Мордюкова и др. Один из вопросов касался ценностей, которые они стараются отразить в своем творчестве: одними из популярных ответов стали «любовь к родине», «духовность», «справедливость».
Таким образом, мы можем говорить о потенциях, которые заложены в киноискусстве и медиакуль-туре в целом, направленных на развитие чувства патриотизма аудитории. «Использовать» эти возможности можно в ходе медиаобразо-вательной деятельности. Такая цель представляется актуальной как для педагогической деятельности, так и для развития российского общества в целом.
В качестве примера приведем ответы деятелей российского кинематографа на третий вопрос. Они указывают на то, что главным качеством потенциального зрителя, которое подразумевается кинематографистами, становится самостоя-
тельное мышление (этот вариант ответа выделили все респонденты). То есть клиповость сознания аудитории не дает возможности для полноценного восприятия, интерпретации кинопроизведения.
Но здесь нужно учитывать важность эстетической развитости зрителей. Респонденты дают и свои варианты ответа: В.Ю.Абдрашитов выделяет такое ведущее качество как душевная отзывчивость; Е.С.Лунгин ценит в зрителе отсутствие равнодушия. Таким образом, становится понятна и направленность творчества кинематографистов на широкую целевую аудиторию: мыслительный процесс (то есть понимание кинопроизведения) выступают как вторичные, «уступая место» восприятию (чувствам и эмоциям). То есть душевная восприимчивость окружающего мира с его проблемами, разнообразием способствует их осмыслению, пониманию. Из таких качеств душевности складывается нравственность человека и целого народа.
Такая точка зрения не противоречит психологическим законам, что доказывают С.К.Бондырева и Д.В.Ко-лесов: «Психологи преувеличивают роль сознания, представляя его как бы «руководящей силой» для всех проявлений активности индивида, тогда как на самом деле все определяют его потребности, репрезен-туемые его желаниями и оснащенные мотивацией и целеполагани-ем» [Бондырева, Колесов, 2007, с.49]. Классик кинематографии В.И.Пудовкин также отмечал, что сила воздействия талантливого произведения искусства на человеческую психику огромна. Ее особенность
заключается в том, что любая мысль в искусстве поднимается талантливым художником на мощной волне разбуженного чувства.
Итак, среди популярных ответов мы можем выделить развитое критическое мышление, креативность и эстетический вкус. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что предложенные кинематографистами варианты ответа необходимо рассматривать в комплексе, а также, учитывая особенности российского менталитета. Важно отметить, что среди респондентов остались невостребованными такие варианты ответа как: большой запас знаний в области кинематографии и медиакультуры и всеядность зрителей.
Можно говорить о том, что знание аудиторией законов и механизмов создания, восприятие кинофильма играют меньшую роль, чем чувства и мысли, на которые рассчитывают создатели кинопроизведений. Ответившие на вопросы анкеты респонденты - признанные мастера в области кинематографии, поэтому им не нужен зритель «всеядный», не понимающий разницы между интровертивными и экстравертивными кинофильмами, их восприятием, сущностью и т.д.
Необходимо отметить, что деятелями киноискусства, ответившими на вопросы анкеты, были востребованы практически все предложенные ответы, а также вариант, позволяющий обозначить свою собственную точку зрения. Итак, 5 респондентов выбрали «чувство справедливости» как ведущее в своем творчестве, по 4 ответа у вариантов «толерантность», «духовность» и «честность», 3 респонден-
та отметили также вариант «любовь к Родине» как один из базовых компонентов творчества. Нам бы хотелось кратко осветить точку зрения каждого респондента.
В.Ю.Абдрашитов: основная ценность, которую режиссер старается отразить в своем творчестве, это толерантность. При анализе ответов анкеты, можно говорить о том, что автор четко обозначает проблему того, что наше общество имеет признаки душевной черствости, нежелания понять и принять позицию другого. Не зря его фильмы поднимают такую «принципиальную для русской культуры тему как тему возрождения и труда души человека» [Гращенкова, 1986, с.177]. Этот кризис нравственности в социуме существует и сейчас, так как «нравственность вырастает из черт позитивной душевности, из доминанты «Я и Ты» [Бондырева, 2007, с.47].
Н.Н.Досталь: среди базовых ценностей, которые режиссер проводит через свое творчество, он выделяет чувство справедливости и духовность как ведущие идеи русского народа.
Е.С.Лунгин говорит о том, что в своем творчестве он старается быть объективным, честным. Цель его профессиональной деятельности заключается в ответе: «Я пытаюсь дать людям надежду». Потеря ориентиров, которым ознаменовались 1980-1990-е гг прошлого века привела к тому что люди не знают, во что/кого верить. Нахождение своих корней, восстановление культурных традиций так же способствует обретению надежды, веры. Кинематограф «как важнейшее из искусств» может и должно сыграть важную роль.
Н.В.Мордюкова и А.Б.Джигарханян: Любовь к Родине, чувство справедливости, духовность - вот базовые ценности для России. Именно они позволяют зрителю идентифицировать себя как часть целого народа, то, что И.А.Ильин называл «сопринадлежностью», которая позволяет проникнуть в понимание культуры, национально-духовного уклада. «России необходима идея воспитания в русском народе национально-духовного характера. Это главное. Это - творческое. Без этого России не быть. Отсюда придет ее возрождение» [Ильин, 2006, с.223].
В творчестве С.С.Тарасова заложены такие базовые ценности как любовь к Родине, чувство справедливости и духовность. Его точка зрения совпадает с ответами других кинематографических деятелей. Обращение к духовности русского народа в работах психологов (Б.С.Братусь, С.К.Бондырева, В.П.Зинченко и др.), философов (И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов и др.), политологов (А.С.Пана-рин и др.), педагогов (Е.П.Белозер-цев, В.В.Зеньковский, С.Н.Пензин, О.А.Баранов, Г.А.Поличко и др.) находит поддержку у кинематографистов и их зрителей.
Творчество Ф.С.Хитрука направлено на развитие у аудитории чувства справедливости и духовности, традиционно востребованные
российским обществом. В своем ответе мультипликатор соединил две психические черты личности: душевность - «мир чувств», и духовность - «мир идей» (согласно мнению С.К.Бондыревой и Д.В.Колесова), особенно важные для русского человека. Так же как душевность нуждается в духовности, последняя «... не должна рассматриваться как достоинство само по себе, важна направленность личности, наличие черт нравственной развитости. Нравственность вырастает из черт позитивной душевности» [Бондыре-ва, 2007, с. 46-47].
Итак, на сегодняшний день наша страна идет к определению четкой национальной идеи, способной объединить людей вокруг себя, привести к сплочению народов России, к духовному единству Такая цель без развитого чувства патриотизма не может быть достигнута. И.А.Ильин говорит о том, что патриотическое единение людей покоится на сопринадлежности их, необходимой, естественной и священной.
Приведенные результаты анкетирования кинематографистов России, которое показало актуальность развития патриотических чувств кинозрителей. Просмотр и анализ кинопроизведений вместе с медиапе-дагогами на специально организованных медиаобразовательных занятиях позволяет сделать это развитие более интенсивным.
Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики Литература Literature
Бондырева С.К. Колесов Д.В.
Духовность (психология, социология, семантика). М.: Изд-во моск. психолого-социального ин-та; Воронеж. 2007.
Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса. М.: Высшая школа, 1986.
Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: АСТ, 2006. 368 с.
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. 2006. №8. С. 44-51.
Мурюкина Е.В. Кинематографическое сообщество: цели киноискусства и кинообразования в России // Ме-диаобразование. 2009. № 1. С. 67-86.
Основы кинофестивального менеджмента / Под ред. Г.А.Поличко. М. 2003.
Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж гос. ун-та, 1987.
Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. Москва-Рязань: Русское слово, 2006. 201 с.
Российская Педагогическая Энциклопедия. Т. 1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. С. 555.
Усов Ю.Н. Программа учебного курса «Основы экранной культуры» для 9-11 классов общеобразовательной школы // Основы экранной культуры. Цикл программ / Рук. Ю.Н.Усов. М.: РАО, 1998. С.29-45.
Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура // Программы дополнительного художественного образования детей. М.: Просвещение, 2005. С. 166 - 181.
www.patriot.ru
Bondyreva, S.K. Kolesov D.V. (2007). Spirituality (psychology, sociology, semantics). Moscow: Psycho-social Institute.
Franco, G.Y. (2005). The art of cinema and home culture: Optional arts education program children. Moscow: Education, p.166-181.
Graschenkova, I.N. (1986). Cinema as a means of aesthetic education: the social and aesthetic potential of the modern cinema. Moscow: Vyshaya Shkola.
Ilyin, I.A. (2006). The path of spiritual renewal. Moscow: ACT.
Levashov, V.K. (2006). Patriotism in the context of contemporary socio-political realities. Socis. 2006. № 8, p. 44-51.
Muryukina, E.V. (2009). Cinematic community: objectives of film art and film education in Russia. Media Education. 2009. № 1, p.67-86.
Polichko, G.A. (Ed.) (2003). Fundamentals of film festival management. Moscow: State Management University.
Pedagogical Encyclopedic
Dictionary. Moscow, 2003.
Penzin, S.N. (1987). Film and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Voronezh State University.
Polichko, G.A. (2006). Film language, explained to the student. Moscow: Russkoe Slovo. 201 p.
Russian Pedagogical Encyclopedia. Vol. 1. Moscow: Great Russian Encyclopedia, 1993, p. 555.
Usov, Y.N. Program course "Fundamentals of screen culture" for grades 9-11 of secondary school. Principles of screen culture. Series of programs. Moscow: Russian Academy of Education, 1998, p. 29-45.
www.patriot.ru