оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-15-21 УДК 323(045)
Патриотическая повестка в информационных потоках российских вузов: ключевые направления повышения эффективности
В.А. Лукушин, И. Д. Кравчук
Финансовый университет, Москва, Россия
аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования патриотической повестки в информационных потоках крупнейших российских университетов. Актуальность исследования обуславливается наличием глобальных социально-политических вызовов, с которыми сталкивается государство на текущем этапе. На основе современных методов и инструментов социально-медийной аналитики определяются базовые характеристики тематических информационных потоков в социальных медиа и производится комплексная оценка их эффективности на предмет взаимодействия с целевыми группами студенческой молодежи. По результатам исследования авторы разграничивают контексты и дискурсы по уровню активизации и личностной вовлеченности молодежи в патриотическую деятельность, а также достижения практических результатов такой работы. Основные направления совершенствования информационной работы высших учебных заведений как субъектов формирования и продвижения патриотических информационных потоков в новых медиа должны быть сосредоточены вокруг системной деятельности, учитывающей одновременно актуальные внешние контексты и запросы студенческой молодежи.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическая повестка; информационные потоки; молодежная политика; студенческая молодежь; российские университеты; социальные медиа
Для цитирования: Лукушин В. А., Кравчук И. Д. Патриотическая повестка в информационных потоках российских вузов: ключевые направления повышения эффективности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(6):15-21. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-15-21
original paper
Patriotic Agenda in the Information Flows of Russian Universities: Key Areas of Efficiency Improvement
V. A. Lukushin, I. D. Kravchuk
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The article presents the results of an empirical study of the patriotic agenda in the information flows of the largest Russian universities. The relevance of the study is determined by the set of global socio-political challenges facing the state at the current stage of development. Based on modern methods and tools of social media analytics, the authors determine the basic characteristics of thematic information flows in social media and make a comprehensive assessment of their effectiveness in interacting with target groups of students. Based on the results of the study the authors differentiate contexts and discourses regarding the level of engagement and personal involvement of young people in patriotic activities, as well as achievement practical results in such work. The main directions for improving the information work of higher educational institutions as subjects of formation and promotion of patriotic information flows in the new media should be focused on systemic activities that simultaneously consider the current external contexts and the needs of student youth.
Keywords: patriotism; patriotic agenda; information flows; youth policy; college kids; Russian universities; social media
For citation: Lukushin V.A., Kravchuk I. D., Patriotic agenda in the information flows of Russian universities: Key areas of efficiency improvement. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(6):15-21. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-15-21
© Лукушин В.А., Кравчук И.Д., 2023
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Патриотическое воспитание молодежи — ключевое направление работы государства, помогающее формировать у нового поколения чувство приверженности своей стране, базовую гражданскую ответственность, способствующее солидарности и единству в обществе. Патриотизм играет важную роль для поддержания целостности страны и консолидации общества [1]. Впрочем, его содержание напрямую зависит от ценностей, которые усваиваются человеком во время социализации [2]. В деле патриотического воспитания своего рода авангардом выступают образовательные организации [3]. Однако специальная военная операция на Украине и резкое обострение международных отношений стали стресс-тестом российской системы патриотического воспитания: кто-то полностью поддержал Россию, другие решили «сжечь все мосты», так называемые «критические патриоты» перестали ругать власть власти и объединились перед внешней угрозой. Ситуация осложняется суверенизацией российской системы образования и систематическим внешним информационным давлением, где главной мишенью становится молодое поколение [4]. В условиях все большей сетевизации общественной жизни эффективное проведение патриотического воспитания невозможно без использования цифровой среды и соответствующих коммуникаций. Таким образом, данное исследование направлено на обнаружение проблемных мест патриотической повестки в информационных потоках российских вузов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Ученые выделяют несколько типов патриотизма: абстрактный (отсутствие чувства любви к Родине), традиционный (гордость за страну), локальный (любовь к малой родине), демократический (стремление к социальной справедливости), либеральный (гордость за достижения страны), критический (критика власти, но не Родины), глобалистский (любовь к открытому миру). Чем патриотичнее молодежь, тем более она лояльна и менее оппозиционна власти [5]. Впрочем, главной особенностью нынешнего молодого поколения является высокий уровень патернализма, который влияет на гражданскую идентичность [6]. Более того, сам патриотизм находится в периферийной зоне жизненных приоритетов молодых россиян [7]. Они по-раз-
ному трактуют данное понятие, и это следует учитывать при проведении патриотического воспитания [8]. Для молодых людей важны семья, любимое дело/творчество, надежные друзья — такая ценностная иерархия воздерживает от девиантного поведения, но и несет риски атомизации общества и оторванности от традиционных духовно-нравственных ценностей.
методология и методика исследования
Для изучения патриотической повестки в информационных потоках мы используем когнитивное картирование и социально-медийный анализ. Первая методика позволила определить содержательные и технологические компоненты информационных потоков, вторая — их масштаб и динамику. Сначала мы провели когнитивное картирование контента в официальных цифровых сообществах крупнейших российских университетов в социальной сети «ВКонтакте» (МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Финансовый университет, БФУ им. И. Канта, ДВФУ, КФУ, САФУ им. М. В. Ломоносова, СВФУ им. М. К. Аммосо-ва, СКФУ, СФУ, ЮФУ, УрФУ им. Б. Н. Ельцина, КФУ им. В. И. Вернадского). Выборочная совокупность составила 600 публикаций в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2023 г. Матрица когнитивного картирования включает в себя два блока показателей: содержательный — для поиска значимых дискурсивных, ценностных и смысловых характеристик и технологический — для выявления особенностей и эффективности различных форматов взаимодействия с массовой интернет-аудиторией. Собранный массив данных обработан в «IBM SPSS Statistics 23.0» с использованием осевого, кросс-табуля-ционного и корреляционного видов анализа. Когнитивное картирование также позволило собрать лингвистические маркеры, которые использовались для автоматизированного сбора массива данных в социальных медиа посредством сервиса автоматизированного мониторинга «Медиалогия».
основные результаты
«Безопасность» и «государство» — доминирующие в патриотических информационных потоках ценности (рис. 1). Реже в цифровом пространстве представлены: «семья», «чувство
Рис. 1 / Fig. 1. Ценностные ориентации, транслируемые в исследуемых информационных материалах, в % / The value orientations transmitted in the studied information materials, in %
Источник: составлено авторами.
справедливости», «комфортный образ жизни», «личные свободы» и «построение карьеры». Такая ценностная иерархия объясняется внешним информационным контекстом, определяемым в последнее время специальной военной операцией, которая усилила среди молодых граждан экзистенциальную ценность жизни. Заметно, что смысловые основы патриотизма разделяются на активные (готовность действовать для улучшения страны) и пассивные (прославление страны и публичная защита ее от нападок и обвинений). Пассивный патриотизм доминирует в общем патриотическом контенте.
Центральным объектом выражения патриотизма чаще всего становится история, культура, русский язык, государство и его символы, общество и граждане, а также вооруженные силы. Меньше всего в информационных потоках представлены такие микросоциальные категории, как «семья», «дом и близкие», обладающие наибольшим консолидационным и мобилизационным потенциалом. При их упоминании превалируют активные смысловые основы, заметные также при использовании категорий «Родина», «Отечество» и «вооруженные силы». Частота обращения к вышеупомянутым объектам показывает, что главная проблема
трансляции патриотической повестки — ее слабая привязка к персональным категориям человека. Пассивные же смысловые основы заметны в контекстах истории, культуры, языка и российского общества.
Еще одна проблема информационных потоков патриотической направленности — дефицит жанров публикуемого материала. В цифровой среде встречаются различные материалы, комбинирующие рациональные (аналитические отчеты) и эмоциональные (развлекательный материал) механизмы воздействия на массовое сознание. Однако главным жанром патриотического контента остаются исторические справки, мнения отдельных личностей, цитаты и интервью. Низкая интерактивность материала не позволяет удерживать и расширять молодую аудиторию. Более того, работа с молодежью напрямую связана с блогерами, которые не вовлечены в данную тему.
Помимо внедрения различных жанров контента и привлечения лидеров общественного мнения, необходимо использовать широкую палитру артефактов — символики, задающей смысловое и идеологическое наполнение любого контента. Информационные потоки патриотической направленности ограничиваются официальной символикой Российской Федера-
Количество сообщений
12 000
9 ООО
6 ООО
3 ООО
А tin J, ,! L. J J i ,
ш т TpF w P Iff!
->. А.
Л
Ъ^с-'О^'О^ 'г
CD
^ -^5» ^
Рис. 2 / Fig. 2. Динамика информационных потоков патриотического содержания, кол-во сообщений / Dynamics of information flows of patriotic content, number of publications
Источник: составлено авторами.
ции и исторической символикой Советского Союза, включающей символы Победы в Великой Отечественной войне (знамя Победы, Георгиевская лента, орден Победы и др.). Это мало соответствует запросам и ожиданиям молодежных аудиторий и не позволяет эффективно противодействовать антипатриотическим акторам в сетевом пространстве. Кроме того, ограниченность политических артефактов негативно воздействует на распространение контента, возможности влияния на аудиторию.
Следует обратить внимание на патриотичные информационные потоки вокруг боевых действий на Украине. Оперативные или тактические успехи на линии боевого соприкосновения, публичные заявления западных и российских чиновников по поводу поставок вооружений и боеприпасов — главные инфоповоды информационных потоков патриотического содержания. Заметно, что совокупное присутствие патриотического контента в цифровом пространстве резко выросло после осенней перегруппировки ВС РФ и частичной военной мобилизации, что является естественным
ответом на управляемую информационную и информационно-психологическую работу противоборствующей стороны (рис. 2).
С одной стороны, СВО стала серьезным импульсом для патриотической повестки в цифровой среде, которая содержит в себе «активный патриотизм», т.е. комплекс созидательных, системных действий, направленных на вовлечение молодежи в практическую работу на благо государства и общества. С другой стороны, завершение спецоперации станет своего рода кризисом патриотичного контента, и тогда закономерно возникнет вопрос о заполнении вакуума. При этом завершение активной фазы военного конфликта явно не станет окончанием информационно-политического противоборства, являющегося прямым следствием современной формы гибридного противостояния государств. Так или иначе, патриотические информационные потоки страдают от нехватки активных смысловых составляющих (рис. 3). Построенный на успехах вооруженных сил нарратив в настоящее время расплывчат, неоперативно реагируют на актуальную повестку и основные события
I
§ страна^
* 01 о
X -
^воина
Рис. З/Fig. 3. Наиболее распространенные слова в исследуемых патриотических информационных потоках / The most common words in the studied patriotic information flows
Источник: составлено авторами.
внутренней и внешней политики. Крайне неразработанными остаются следующие сюжеты: выстраивание политического, экономического, технологического, информационного суверенитета Российской Федерации; конструирование нового мирового порядка, многополярного мира, равноправных отношений с дружественными государствами; сохранение и укрепление среди российской молодежи традиционных духовно-нравственных ценностей.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование указывает несколько направлений совершенствования патриотической повестки в информационных потоках российских вузов. Главной задачей модернизации патриотических информационных потоков становится расширение количества «активного патриотизма» — смысловой основы, которая подразумевает готовность предпринимать конкретные и практические шаги для улучшения дел в стране. Для достижения поставленной
задачи следует, во-первых, сбалансировать представленность различных объектов выражения патриотизма с акцентом на микросоциальные категории: «семья», «близкие» и «малая Родина», обладающие большим мобилизационным и консолидирующим потенциалом. Во-вторых, усовершенствовать технологические составляющие патриотического контента: привлекать лидеров общественного мнения, пользующихся авторитетом среди молодежи; расширять набор используемых артефактов, не сосредотачиваясь только на государственной символике; активнее продвигать различные жанры, в том числе аналитические обзоры или короткие видеоролики. Образовательные организации также должны наладить оперативную и эффективную межведомственную и межвузовскую работу по патриотическому воспитанию. Кроме того, следует обращать внимание на инициативы студентов, которые потенциально могут повысить эффективность патриотических информационных потоков.
БЛАГОДАРНОСТИ
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
ACKNOWLEDGMENTS
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state order to Financial University.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Сальникова О. В. Ценностные компоненты патриотического потенциала студенческой молодежи. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022;4(64):68-76.
2. Парма Р. В. Патриотические настроения студенческой молодежи в современной России. Власть. 2023;(3):17-24.
3. Склярова Н. Ю., Бродовская Е. В. Суверенизация национальной системы образования и воспитания в оценках молодежи, обучающейся в педагогических ссузах и вузах РФ. Власть. 2023;(2):9-14.
4. Склярова Н. Ю., Бродовская Е. В. Ценности, установки и идентичность молодежи, получающей педагогическое образование в России. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023;(1):105-131.
5. Маленков В. В. Патриотизм, гражданственность в политике и идентичности молодежи. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022;(67):120-131.
6. Токарев А. А., Кравчук И. Д., Бойко М. Ю., Ильинский Р. В. Социология российского образа будущего: предварительные результаты. Полис. Политические исследования. 2022;(5):117-136.
7. Гогиберидзе Г. М., Скрынник М. А. Патриотизм как целевой ориентир взаимодействия социальных институтов образования и культуры: аксиологический аспект. ВестникМГПУ. Серия: Философские науки. 2022;1(41):33-46.
8. Маленков В. В. Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентации молодежи. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022;22(1):60-65.
REFERENCES
1. Salnikova O. V. Value components of the patriotic potential of student youth. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki = News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences. 2022;4(64):68-76. (In Russ.).
2. Parma R. V. Patriotic sentiments of student youth in modern Russia. Vlast' = Power. 2023;(3):17-24. (In Russ.).
3. Sklyarova N. Yu., Brodovskaya E. V. Sovereignization of the national system of education and upbringing in the assessments of young people studying in pedagogical colleges and universities of the Russian Federation. Vlast' = Power. 2023;(2):9-14. (In Russ.).
4. Sklyarova N. Yu., Brodovskaya E. V. Values, attitudes and identity of young people receiving teacher education in Russia. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki = News of Tula State University. Humanitarian sciences. 2023;(1):105-131. (In Russ.).
5. Malenkov V. V. Patriotism, citizenship in politics and youth identity. Bulletin of Tomsk State University. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya = Philosophy. Sociology. Political science. 2022;(67):120-131. (In Russ.).
6. Tokarev A. A., Kravchuk I. D., Boyko M. Yu., Ilyinsky R. V. Sociology of the Russian image of the future: preliminary results. Polis. Politicheskie issledovaniya = Policy. Political studies. 2022;(5):117-136. (In Russ.).
7. Gogiberidze G. M., Skrynnik M. A. Patriotism as a target guideline for the interaction of social institutions of education and culture: an axiological aspect. Vestnik MGPU. Seriya: Filosofskie nauki = Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. 2022;1(41):33-46. (In Russ.).
8. Malenkov V. V. The image of patriotism and civic-patriotic orientations of youth. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya = News of Saratov University. New episode. Series: Sociology. Political science. 2022;22(1):60-65. (In Russ.).
информация ОБ авторах / ABOUT THE AUTHORS
Владимир Андреевич Лукушин — стажер-исследователь Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга; магистрант 2-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия
Vladimir A. Lukushin — Intern researcher at the Institute of Humanitarian Technologies and Social
Engineering; 2nd year Master's student at the Faculty of Social Sciences and Mass Communications,
Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0001-6185-303X
Автор для корреспонденции / Corresponding author:
Иван Дмитриевич Кравчук — стажер-исследователь Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга; магистрант 2-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия
Ivan D. Kravchuk — Intern researcher at the Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering; 2nd year Master's student at the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0003-3620-5289 [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 15.04.2023; принята к публикации 25.05.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 15.04.2023; accepted for publication on 25.05.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.