Научная статья на тему 'ПАТРИАРШИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ БИЗЮКОВ МОНАСТЫРЬ: ИЗ ИСТОРИИ МОНАШЕСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ'

ПАТРИАРШИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ БИЗЮКОВ МОНАСТЫРЬ: ИЗ ИСТОРИИ МОНАШЕСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАШЕСТВО / БИЗЮКОВ МОНАСТЫРЬ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / МОНАШЕСТВО НА СМОЛЕНСКОЙ ЗЕМЛЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

В статье исследуется история возникновения, развитие и разрушение Бизюкова монастыря, его место в истории монашества на Смоленской земле. Приводятся сведения о получении монастырем статуса ставропигиального (патриаршего). Рассказывается о храмах, некоторых настоятелях, укладе жизни монастыря.The article researches the history of the origin, development and destruction of Bizyukov monastery, its place in the history of monasticism in the Smolensk land. It provides the information about obtaining the status of a monastery Stavropegic (patriarchal). It is told about the temples, some of the abbots, the monastery lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИАРШИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ БИЗЮКОВ МОНАСТЫРЬ: ИЗ ИСТОРИИ МОНАШЕСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2015. С. 63-71

УДК 27-9 Иеромонах Рафаил (Ивочкин Демьян Анатольевич) Смоленская Православная Духовная Семинария

Патриарший Крестовоздвиженский Бизюков монастырь: из истории монашества в Смоленской епархии

Ключевые слова: монашество; Бизюков монастырь; история Русской Православной Церкви; монашество на Смоленской земле.

В статье исследуется история возникновения, развитие и разрушение Бизюкова монастыря, его место в истории монашества на Смоленской земле. Приводятся сведения о получении монастырем статуса ставропигиального (патриаршего). Рассказывается о храмах, некоторых настоятелях, укладе жизни монастыря.

Патриарший Крестовоздвиженский Бизюков монастырь по праву считался одной из влиятельных и богатых обителей Смоленской земли. Он находился в Дорогобужском уезде, в десяти верстах от Дорогобужа, на правом побережье Днепра.

Согласно народному преданию, сохранявшемуся у местных жителей, село Бизюко-во, где впоследствии был образован монастырь, свое название получило от вельможи Бизюка [14, с. 2].

Существует и другая версия происхождения названия. Она его выводит от славянского слова «бизун» («бизюк»), что обозначает кнут, кнутик, плетка. Скорее всего, местные жители издавна занимались изготовлением кнутов, а мастеров называли би-зюками [9, с. 96].

Село Бизюково с деревянной церковью в честь Воздвижения Креста Господня впервые упоминается в 1610 г., когда польский король Сигизмунд III пожаловал его перешедшему к нему на службу московскому боярину Михаилу Глебовичу Салтыкову [9, с. 95]. Впоследствии, с 1621 г., бояре Салтыковы владели селами Борисовым, Бизюковым, Пушкиным, Озерищами и Усвятьем. На протяжении столетий с этими населенными пунктами слилась фамилия Салтыковых, как родовых собственников, вследствие чего указанная местность называлась «салтыковщиной» [14, с. 5].

Крестовоздвиженская церковь села Бизюково стала для Салтыковых средоточием духовной жизни, а также центром Православия на Смоленщине в польскую эпоху. Основанный в период между 1621 и 1643 гг., мужской монастырь являлся единственным в крае очагом православной веры.

О том, кто непосредственно учредил и застраивал монастырь, историками обители сведений не найдено. Несомненно, что владелец села, Федор Михайлович Салтыков, впоследствии принявший постриг и бывший игуменом обители, принимал активное участие в строительстве монастырского комплекса. В этом убеждает его духовное завещание, датируемое 1643 г. В духовной сказано, что Ф. Салтыков «уфундувал мона-

стырь, подписал ему часть из фамильных вотчин» и просил душеприказчиков заботиться о монастыре в последующее время.

«<...> Душу мою многогрешную Господу Богу Вседержителю, в Троицы Святой единому вручаю; тело здесь звычаем христианским земли отдаючи, при церкви Святого и Животворящего Креста Господня Воздвижения в монастыри, абы поховано было, который то монастырь Безюковский общежительный за ласкою и помочью Божиею, в православной, всходной, святой, соборной, апостольской церкви уфундувавши, за-писую и легкую вечными часы часть свою за всим, которая на мене приходит. <.> Так теды худобу мою распорядивши, за патронов и екзекуторов сего тестаменту остатнее воли моей обираю и мети хочу <...> абы ни в чем тому тестаменту остатней воли моей кгвалту не чинили; але с любви своей ко Господу Богу и святой церкви Его, тому монастырю Безюковскому опекунами и оборонцами были. Пильне прошу и напоминаю, абы за ту оборону и опеку от Господа Бога прощения сподобилися и за их милостей самых и все презацное домовство их иноцы монастыря того прилежные и уставичные молитвы приносить Господу Богу повинны. А если бы иначей, (чого уповай Голсподи Боже), над волю мою деятися мело, на страшный суд Божий позываю, там ся роспра-вят сомною» [14, с. 1—11].

В 1648 г. Ф.М. Салтыков принял монашеский постриг с именем Сергий. Затем, в промежутке времени между 1649 и 1656 гг. был рукоположен в священный сан, служил «черным рядовым попом» под управлением игумена, и наконец, сам стал настоятелем им обители. Все труды и обязанности, которые Салтыков возлагал в завещании на душеприказчиков, ему пришлось осуществлять на протяжении тридцати семи лет, протекших от года написания духовной до смерти в 1680 г. Заботы о благоукрашении монастыря, служившие другим игуменам служебным долгом, для отца Сергия стали «свободным и неусыпно-постоянным проявлением обетных дум и предложений его о своем монастыре». Все свое имущество он завещал обители, украсил ее храмами и монастырскими службами, увеличивал земельные угодья царскими грамотами [14, с. 104-105].

Религиозная ревность игумена Сергия послужила источником его увлечения расколом. Данный факт в жизни бизюковского настоятеля доставил ему широкую известность в литературе по расколу [14, с. 105].

Игумен Сергий стал известен церковным властям как противник новоисправлен-ных книг и обрядов. По этой причине он был вызван на Собор 1666-1667 гг. и судим на десятом заседании.

«Равне игумен монастыря Бизюковского Сергий Салтыков, по многом своем сомнении и любопрении словном, прииде в покаяние, прият благословение и отпущен бысть на свое обещание в монастырь Бизюковский» [7, с. 782]. Умер игумен Сергий 17 февраля 1680 г. Впоследствии над его могилой была построена усыпальница.

Необходимо сказать несколько слов о правовом положении Бизюкова монастыря и его борьбе за ставропигиальное положение.

За свою историю обитель пережила несколько различных периодов. Во время основания монастырь, будучи учрежденным на патронатном праве, существовал на средства патрона Салтыкова. Впоследствии, после принятия московского подданства до секуляризации монастырских и церковных земель (1654-1764 гг.), обладал право

вотчинновладения, а затем, до упразднения в 1803 г. жил на пожертвования богомольцев и суммы, выделяемые государством [14, с. 32].

В административно-правовом отношении Бизюков монастырь во все время своего существования пользовался привилегиями ставропигиального (патриаршего) положения. В годы польского владычества обитель находилась под непосредственным управлением Константинопольского Патриарха и его наместников в лице Киевских митрополитов, затем состояла в ведении Патриархов Московских, а в Синодальный период зависела от Святейшего Синода [Там же].

Со дня основания Бизюкова монастыря его фундатор (покровитель) Сергий Салтыков по всем вопросам церковного управления обращался к Патриархам. Однако, по непонятным причинам, он не постарался упрочить положение своей обители припиской в патриаршее ведомство. И лишь через девять лет после смерти основателя, в 1689 г., Бизюков монастырь грамотой Патриарха Иоакима был утвержден в Патриаршей ставропигии [14, с. 4].

Начало продолжительной борьбы настоятелей Бизюкова монастыря с епархиальной властью связано с его неопределенным положением в Смоленской епархии с 1654 по 1689 гг.

В 1687 г. митрополит Смоленский Симеон перевел из Бизюкова монастыря в штат архиерейского дома патриаршего ставленника игумена Варфоломея и назначил собственным указом на его место игумена Дионисия. Находясь в Смоленске, Варфоломей осознавал, что без официальной бумаги из Москвы он не состоянии протестовать против решений митрополита. Оказать эту услугу мог боярин Федор Салтыков (отец царицы Прасковьи), расположенный к Бизюкову монастырю, как строению своих родственников бояр Салтыковых. В 1689 г. боярин по просьбе игумена Варфоломея исходатайствовал у Патриарха Иоакима грамоту на ставропигиальное положение монастыря.

«Мы, святейший патриарх, указали Бизюкову монастырю быть в ставропигии нашей святейшего патриарха области, а Симеону митрополиту смоленскому того монастыря не ведать и ничего из того монастыря не имать, и Бизюкова монастыря игуменам, священникам и диаконам благословение принимать и посвящатися на Москве» [Там же].

После получения указанной грамоты неопределенное положение монастыря прекратилось, и он стал Патриаршей ставропигией.

В 1692 г. игумен Евфимий, благодаря боярину Ф. Салтыкову получил царскую грамоту, которой привилегированное положение Бизюкова монастыря было закреплено на вечное время.

«И по нашему великих государей указу велено Бизюкова монастыря игумену Ев-фимию с братией, и кто по них в том монастыре впредь иные игумены и братия будут, быть в ставропигии святейшего патриарха во веки неподвижно, а богомольцу нашему преосвященному митрополиту Симеону Смоленскому и по нем впредь будущим митрополитам тот монастырь ныне и впредь не ведать и ни для какого дела от себя в тот монастырь не посылать и ничего из того монастыря не имать» [14, с. 5].

В 1705 г. митрополит Стефан Яворский, Местоблюститель Патриаршего престола, выдал настоятелю Бизюкова монастыря грамоту, которой разрешалось «в вотчинах

смоленских помещиков в церквях Божиих служить святыя литургии, казанья и молеб-ства совершать и со святыней в их дома приезжать» [14, с. 5].

Таким образом, благодаря выше процитированным грамотам, в Смоленской епархии стал существовать привилегированный монастырь, что служило для смоленских архиереев предметом постоянного «раздражения и недовольства», продолжавшегося вплоть до упразднения обители в 1803 г.

Обратимся к истории храмов Бизюкова монастыря.

Первой церковью обители был Крестовоздвиженский храм села Бизюково, построенный здесь в начале XVII столетия еще до основания монастыря. Эта церковь просуществовала до 1762 г., когда была уничтожена огнем. До пожара этот храм считался собором монастыря. Сохранилось описание собора.

«Собор принадлежал к числу первых церковных строений в монастыре. С пятиглавым куполом, увенчанным вызолоченными сквозными крестами, он господствовал над приднепровской равниной, расстилавшейся у подножия горы, бывшей под кладбищем, у обрыва которой он стоял. Крестообразный по архитектуре, художественно расписанный внутри евангельскими картинами, в алтаре он имел напрестольную сень, утверждавшуюся на вызолоченных столбах, иконостас - в четыре яруса, у левого крылоса под хоругвею — архимандричье место, посреди храма — трехъярусное паникадило и трое входных дверей» [14, с. 22].

Второй за собором церковью был Успенский деревянный храм. Когда он был построен, точных сведений не найдено. В 1728 г. эта церковь была обновлена. Она имела три главы, крышу покрывала дубовая чешуя, внутри находился трехъярусный иконостас, пожертвованный боярином Ф. Салтыковым, отцом царицы Прасковьи, супруги царя Иоанна Алексеевича.

В ночь с 25 на 26 апреля 1762 г. Успенская церковь сгорела. Взамен нее в 1766 г. началось возведение каменного храма, который был завершен и освящен 11 мая 1774 г.

«В одну главу, с пятиярусным иконостасом, с средней частью, разделенной аркой на две половины, эта церковь с северной стороны имеет каменную из двух помещений пристройку, служившую братской трапезной, а с южной, в алтаре, дверь для сообщения с настоятельскими кельями, стоявшими поодаль от нее» [14, с. 23].

Деревянная церковь во имя великомученика Георгия, ранее составлявшая второй этаж Успенской церкви и перенесенная в 1729 г. на монастырские ворота, имела крестообразную форму, трехъярусный иконостас, увенчанный Распятием и сквозные царские врата. В XIX в. этот храм был перевезен в село Усвятье Дорогобужского уезда [Там же].

С 1743 по 1759 гг. тянулось возведение каменного храма в честь Архистратига Михаила.

«Простая по архитектуре, представляющая четырехугольное здание с цилиндрической формы пристройкой в алтарной части, эта первая каменная монастырская церковь была покрыта деревянной крышей, украшена четырехъярусным иконостасом, возглавлявшимся Распятием с предстоящими, в средней части аркой разделялась на две половины, вместо притвора имела крытое на столбах крыльцо» [14, с. 24].

С 1794 г. в обители существовала каменная Варваринская церковь при кельях настоятеля. В ней хранилась икона святой великомученицы Варвары с частицей ее мощей. Иконостас был небольшим, состоял из четырех икон в первом ярусе и шести во втором, завершался крестом, обрамленным сиянием. Эта небольшая домовая церковь просуществовала до 1803 г. и была разобрана после упразднения монастыря [Там же].

В монастырский комплекс входила деревянная колокольня, построенная ранее 1732 г. На ней располагались колокола и часы с боем. Покоилась звонница на каменной монастырской усыпальнице. После 1762 г. взамен деревянной над усыпальницей была возведена каменная колокольня. Она имела вид завершенного главкой массивного восьмигранного столпа. Развитый декор фасада колокольни не имел аналогов на Смоленской земле, отдаленно напоминая постройки Пермского края [8, с.26—27].

Усыпальница представляла собой здание, разделенное стенами на две половины: восточную и западную. В восточной части находилась могила игумена Сергия Салтыкова с каменным надгробием. На лицевой части надгробия имелась надпись, высеченная славянской вязью:

«Лета 7188 февраля в 17 день преставися раб Божий сея обители фундатор иеромонах Сергий Михайлович Салтыков» [14, с. 25].

Налево от могилы Салтыкова располагались надгробия схимонаха Варлаама (Василий Семенович Обруцкой) и архимандрита Иннокентия. В юго-восточном углу находился склеп над могилой одного из архимандритов монастыря [Там же].

Кроме церквей и колокольни, Бизюков монастырь был застроен хозяйственными зданиями. Здесь находились настоятельские и братские кельи, трапезная, хлебная, ру-хольная, пекарня и т.п.

В ведении Бизюкова монастыря находился Свирколуцкий мужской монастырь и три села с хуторами и подворьями: Пушкино, Подмонастырская Слободка и Усвятье.

Внутренний быт Крестовоздвиженского монастыря слагался из религиозной стороны, составлявшей священную сущность и смысл бытия насельников обители. Церковные службы совершались по уставу, в престольные праздники в монастырь приходило большое количество богомольцев. Наиболее многолюдным было празднование в честь великомученицы Варвары, так как в обители хранилась ее почитаемая икона с частицей мощей [14, с. 183]. В иконе находился ковчег со средней частью перста правой руки великомученицы. Эта частица святых мощей была выдана в Бизюков монастырь Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским в 1708 г. по просьбе игумена Иоасафа. Подлинность святыни подтверждалась грамотой за подписью митрополита Варлаама и настоятеля киевского Златоверхого монастыря епископа Захарии [1, с. 244].

Обитель славилась подвижниками благочестия. Первым в их числе был боярин Салтыков.

«Родовитый придворный боярин, могший получить от мира все возможное, он отрекся от него, основал монастырь, вдохнул в него высокую и святую жизнь, обеспечивши, предоставил ему возможность осуществлять ее в продолжение целых веков и сам десятки лет подвизался в этой жизни, подавая пример самоотвержения — отречением в пользу монастыря от своих богатых владений, смирения — состоянием в монастыре до игуменства "черным рядовым попом" и строгости в своих правилах и обетах — преследованиями до изгнания из монастыря нарушителей этих обетов» [14, с. 188].

Полной отрешенностью от мира и высокой духовной жизнью прославился схимонах Варлаам, «настолько выдвинувшийся по нравственному влиянию и оцененный по значению для монастыря», что его похоронили в усыпальнице рядом с основателем обители.

Многие рядовые монахи давали своей жизнью образцы назидательного поведения с полым отрешением от всего земного и слиянием личности с уставно-иноческим строем монастыря.

Иногда внутренняя жизнь обители нарушалась нарушением устава, особенно в XVIII столетии, когда по государственным соображениям в монастыри были ограничены поступления лиц, желавших идти туда по внутреннему влечению. В монастырь шли заштатные священно и церковнослужители, отставные солдаты, в основной своей массе — полуграмотные, с нажитыми мирскими привычками, без надлежащего понятия о высоте нравственного подвига своего будущего служения. Поэтому в обители оказывались люди, «нарушавшие в самых разнообразных проявлениях порока и нравственных падений принятые на себя обеты высокого и строгого христианского жизнеповедения, и что эти нарушения должны были порождать как целые мрачного колорита бытовые картины в нравственном быте монастырской жизни, так и отдельные примеры неблагоповедения и непристойностей» [14, с. 186].

Так, в 1691—1711 гг., наместник Бизюкова монастыря Иосиф, добиваясь настоятельства, вел агитацию против игумена Иоасафа, завершившуюся ножевой расправой с единомышленниками.

В 1731 г., после смерти архимандрита Иннокентия, монахи вышли из повиновения наместнику, ворвались в настоятельские кельи и разделили между собой его денежные сбережения.

14 сентября 1743 г. иеромонахи Давид и Никодим с гостем шляхтичем Воронцом устроили «кутеж со всяким бесчинством и непристойностями», в 1756 г. монах Мел-хиседек «в состоянии нетрезвости плясал в келлиях под такт кощунственных виршей. <...> При архимандрите Авраамии присланный на покаяние расстрига Иаков Василевский, по монашеству Иоасаф, отличавшийся крайне вычурной внешностью, отпечатлевавшей его прошлое, и именно из себя — плешивый шестидесятилетний старик с рябым лицом, рваными ноздрями, кривой рукой, отмороженными пальцами на ногах и с кровавыми полосами на спине от сечения кнутом, не поддался исправительному влиянию монастырской жизни и бежал из монастыря» [14, с. 186—187].

Однако, не смотря на вышеуказанные проступки братии, Бизюков монастырь в «его религиозном и нравственном быте весь, в своем целом, как церковное религиозно-просветительное учреждение, был непогрешим в глазах общества и всегда оставался для него благодатной сокровищницей, восполнявшей духовные силы, растрачиваемые в мире, и врачебницей для наживаемых в последнем нравственных недугов» [14, с. 190].

Братия Бизюкова монастыря занималась социальной просветительской деятельностью. Во второй половине XVIII в. при обители была открыта богадельня для престарелых и больных воинов (капитанов, поручиков и подпоручиков, низших чинов). Монастырь целыми десятками содержал военных инвалидов, выплачивал им жалование и обеспечивал продуктами. Кроме того, он вносил налоги на заведение лазаретов, на нужды флота, полкового духовенства и т.д. [14, с. 197].

Одновременно с учреждением богадельни при монастыре была открыта начальная школа, причем учащие и учащиеся содержались на его средства [Там же].

Бизюков монастырь имел большую библиотеку. К рукописям, хранившимся в обители, не раз обращался историк В.Н. Татищев. Судьба библиотеки не известна [9, с. 97]. Есть сведения, что архивные документы были изъяты П.Д. Барановским в организованный им в 1919 г. музей в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре [3, л. 164].

После секуляризации монастырских земель, произведенной государством в 1764 г., Бизюков монастырь стал приходить в упадок, и был вынужден прекратить благотворительную и просветительскую функции. Вся его деятельность была сведена к совершению богослужений для народа, приходившего к святыням обители. К началу XIX столетия Крестовоздвиженский монастырь представлял собой картину полного материального упадка.

«Надворотная Георгиевская церковь, вследствие ветхости поддерживающих ее срубов, накренилась в сторону и грозила падением, крыша на ней и на Успенской церкви продырявилась и пропускала течь, крыши на трапезной, гостиной, хлебнее и поварне, в предупреждение падения, поддерживались столбами, деревянные настоятельские кельи и братские корпуса обваливались, каменная стена оставалась недостроенной, продолжавший ее деревянный забор был в дырах, словом, во всем монастыре, исключая церквей, не оставалось ни одной прочной, не нуждавшейся в капитальном ремонте, постройки» [14, с. 30].

В 1803 г. Бизюков монастырь был упразднен. Его насельников перевели в Новогригорьевскую пустынь на юге Украины (Херсонская область), которая стала именоваться Свято-Григорьевским Бизюковым монастырем. Название перенеслось от упраздненного монастыря Смоленской епархии. Примечателен тот факт, что оба монастыря располагались на правом берегу Днепра: один в верховьях реки, второй — недалеко от устья. Григорьевский Бизюков монастырь ныне действует [9, с. 97].

Церкви и колокольня Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря перешли в ведение причтового духовенства села Бизюкова, открытого на его месте. Каменные монастырские строения по распоряжению министра внутренних дел графа Кочубея были предназначены для устройства в них складов соли, а в 1845 г. поступили в собственность государственных крестьян села Бизюково, которые разобрали их и перенесли в восточную часть села, переделав в продовольственные склады. В 1880 г. крестьяне пожертвовали здания церковно-приходскому попечительству, которое открыло в них одноклассное училище [14, с. 31].

Такова история Патриаршего Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря. С 1803 г. началось существование прихода села Бизюково. Однако прихожане продолжали посещать старинные храмы и почитать память основателя обители игумена Сергия Салтыкова. Сохранялись усыпальница с гробницами, портрет основателя, древняя богослужебная утварь, одежда схимонаха [12, с. 1537].

Во время Отечественной войны 1812 года храмы села Бизюкова были разграблены неприятелем [2, с. 87; 5, с. 143].

В 1911 г. усыпальница настоятелей Бизюкова монастыря с гробницей игумена Сергия была отремонтирована на средства князя Ивана Николаевича Салтыкова, потомка основателя обители. О существовании могилы предка князь И.Н. Салтыков, Петербургский губернский предводитель дворянства, узнал из статей, опубликованных в журнале «Русская старина». 25 декабря 1910 г. князь Салтыков направил священнику села Бизюково телеграмму с сообщением о желании отреставрировать усыпальницу.

«С удовольствием приму участие в приведении в подобающее состояние места упокоения предка моего, игумена Сергия и с прихожанами молюсь об упокоении его души» [6, с. 65].

26 декабря в усыпальнице, при многолюдном стечении богомольцев, была совершена панихида по игумену Сергию и всем почившим монахам обители. Затем был оглашен текст телеграммы князя И.Н. Салтыкова и составлен ему ответ, в котором священник Василий Волочков и церковный староста благодарили князя за желание отреставрировать усыпальницу. В тот же день телеграмма была отослана адресату.

29 декабря в Бизюково прибыли член Смоленской губернской архивной комиссии М.В. Аксенов и техник Соколов. Они осмотрели усыпальницу и составили техническую смету, которая была передана князю Салтыкову для ее приобщения к ходатайству на имя епархиального архиерея о разрешении реставрации исторического захоронения [13, с. 68].

Прихожане села Бизюкова старались содержать Успенскую и Михайловскую церкви в надлежащем состоянии. В 1879 г. они пожертвовали 649 рублей на устройство новой железной крыши на Успенском храме [10, с. 277].

В 1883 г. церковный староста крестьянин Парамон Иванов пожертвовал 235 рублей на ремонт крыши Михайловской церкви [11, с. 904].

В 1903 г. церковный староста крестьянин Евфимий Рыбченков и прихожане на ремонт храмов пожертвовали 900 рублей [12, с. 859, 1387].

23 июня 1917 г. церковный староста Филипп Максимович Борисов удостоился Архиерейской грамоты за заботы о благолепии церквей села Бизюкова [13, с. 234].

В 1931 г. храмы бывшего Бизюкова монастыря были закрыты и переданы под культурные цели [4, л. 23].

Во время Великой Отечественной войны церкви были разрушены, усыпальница разграблена. До наших дней дошли остатки фундаментов и подвалов бывших монастырских построек, кладбище.

Литература

1. Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. Смоленск, 1897.

2. Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. Смоленск, 2006.

3. ГАСО. Ф. Р-1544. Оп. 1. Д. 1348.

4. ГАСО. Ф. Р-2361. Оп. 1. Д. 67.

5. Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 г. Смоленск, 2008.

6. Историческая могила // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1911.

7. Памяти основателя Бизюкова монастыря, боярина Сергия Салтыкова // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1904.

8. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. М., 2001.

9. Сквабченков Н.М. По Старой Смоленской дороге: путеводитель. Смоленск, 2014.

10. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1879.

11. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1883.

12. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1903.

13. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1917.

14. Строганов П. Патриарший Бизюков монастырь. Опыт церковно-исторического исследования. Могилев, 1914.

Monk Raphail (Ivochkin D. A.) Smolensk Orthodox Theological Seminary,

Patriarchal Cross-Exaltation Monastery: FROM the history OF MONASTICISM the smolensk diocese

Keywords: monk; Bizyukov monastery; History of the Russian Orthodox Church; monk at Smolensk land.

The article researches the history of the origin, development and destruction of Bizyukov monastery, its place in the history of monasticism in the Smolensk land. It provides the information about obtaining the status of a monastery Stavropegic (patriarchal). It is told about the temples, some of the abbots, the monastery lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.