ПАТРИАРХ НИКОН: ИСТОРИОСОФИЯ В ПАМЯТНИКЕ*
Масштаб личности Патриарха Никона, его вклад в созидание государства Российского и сохранение наследия Вселенского Православия в исторических судьбах народов, государств и Церквей выражен концептуально и художественно-архитектурными средствами в памятнике (все надписи на памятнике приводятся по трудам Патриарха Никона).
1. Традиционно Святитель представляется одетым или в саккос и митру, или в мантию и клобук, в одной руке Святитель держит либо посох, либо Евангелие, либо храм, другой преподает миру имяславное благословение.
В нашем случае Патриарх Никон изображается в святительской мантии с «источниками», буквенными скрижалями «П»-«Н», белом патриаршем клобуке с надлобным деису-сом, что соответствует ранней иконографической традиции (такое изображение помещалось на святых вратах Новоиерусалимского монастыря и прочно вошло в традицию наравне с парсунным), а также пониманию патриаршего служения как игуменства в большом монастыре - православной державе, а образа Патриарха - как «образ жив Христов». Патриарх держит посох митрополита Петра как своего великого духовного предшественника по кафедре и свиток со словами: «Любви начало бытие и конец Христово пришествие», которые отражают основной смысл Евангельского учения и христианского служения (обычно на этом свитке Патриарха надпись: «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня
* Шмидт В.В. - руководитель проекта, идея и концепция памятника; Струнин К.А. -архитектор проекта, художественное и архитектурное решение памятника; Алубаев А.В. -скульптор проекта, композиционное и скульптурное исполнение памятника.
на тебе возсия», но она посвящается Новому Иерусалиму в образе монастыря, что и отражено на клейме грани пьедестала).
2. Патриарх Никон стоит на фоне возвышающегося за ним Кийского (никоновского) креста, который водружен на символической Голгофе мира. На склонах Голгофы обозначены политические центры христианского мира в условиях пременения царств, где Москва есть центр «третьего Рима» и хранительница Ромейского царства, в историю которого вписан Христос. От Голгофы образован скол - символ отпавших от христианства народов и царств, а поэтому на его профиле со стеной града евангельская надпись: «Се оставляется дом ваш вам пуст». Но этот скол не отвержен от жизни и истории, так как «есть еще время до срока» и многие вернутся через покаяние в лоно Церкви.
На кресте - контррельефное изображение Иисуса Христа, что напоминает нам о Его воскресении и возможности нашего воскресения через сораспятие со Христом. Место на этом кресте в жизни человека всегда свободно, и только вольный выбор жизни вечной или вечного отвержения определяет путь каждого из нас. Так, и Патриарх Никон стоит перед этим крестом как образ и пример того, кто претерпел много злословия и мучений, но в своей любви и следовании за Христом взошел на Голгофу и посредством смиренного и кроткого сораспятия Христу наследовал жизнь вечную. Поэтому на титле, на месте таблицы с виной Иисуса Христа, помещены слова, указывающие вину Патриарха Никона - «за слово Божие и за Святую Церковь бе в тюрьме».
Обратная сторона этого креста представляет образ Кийского креста, который Патриарх Никон изготовил для молитвенной защиты северных земель России: в крест были вложены около 300 мощей святых угодников со всех концов Православного мира, и этот крест был отправлен в Онежский Крестный монастырь. На кресте надпись: «Аще кто с верою к Животворящему Кресту на поклонение приидет, силою Честнаго и Животворящего Креста благодать дастся, в нем же святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».
3. Фигура Патриарха Никона с Кийским крестом водружена на пьедестал, восьмеричность граней которого символизирует вечность. Скульптурную композицию от пьедестала отделяет пояс ангелов, показывая тем самым, как и в монастыре Нового Иерусалима, что ангельский чин всегда незримо присутствует среди нас в постоянном попечении о наших душах. На крыльях ангелов - фигура предстоящего у престола Божия и преподающего этому миру Божье благословение Святителя Церкви Христовой Никона. На гранях же пьедестала изображены основные труды и подвиги Патриарха, которые вписаны
в неистираемую книгу вечной жизни. Под каждым сюжетом - подпись, что позволяет осматривающему памятник не только узнать об основных этапах жизни Святителя, но и оценить величие его дел.
На фасаде - герб Патриарха, символизирующий институциональную независимость и самостоятельность Церкви, с буквами, которые расшифровываются в собственноручной подписи официального титула: «Никон, милостью Божией архиепископ царствующего града Москвы, всея великия и малыя и белыя России и всех северных стран и поморья и многих государств Патриарх». Далее по кругу справа налево:
- перенесение мощей святителей Московских, что подтвердило признание царской властью прегрешений против Церкви, общественное покаяние и заложило фундамент «симфонического» взаимодействия светской и духовной властей; подпись: «Созиждется держава Российская молитвою праведников в Духе: и пренесе мощи Святителей Московских Филиппа, Иова и Гермогена; житие наше на небесех есть, и живот наш тамо сокровен со Христом в Бозе»;
- образ Иверского Валдайского монастыря, созданного по образу святой горы Афон, с иконой Иверской Богородицы и предстоящими -святителем Филиппом и праведным Иаковом Боровичским; подпись: «Да пребудет на месте сем и на пребывающих зде с верою и благоговением милость Сына и Бога Моего; Аз же буду заступница месту сему и теплая о нем ходатайница к Сыну моему и Богу»;
- Собор 1654 г. о книжной справе и необходимости обеспечения культурно-политического единства православного мира с подписью: «Аще священных правил блюдение сохранится: что святии отцы утверждали, то и мы подтверждаем, что святии потребляли, то и мы извергаем: сия вера апостолская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера Вселенную утверди»;
- образ Воскресенского монастыря Нового Иерусалима, созданного по подобию Святой Палестины с храмом Гроба Господня и во образ Града Небесного, с иконой Воскресения Христова, предстоящими Патриархом и Царем; подпись: «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия»;
- защита Царем народов Православной Эйкумены и попечение о них Патриарха: военные походы и собирание земель и народов православного мира; подпись: «От Вышняго в человецех даровано священство же и царство; ничто же тако бывает поспешнее царству, якоже святительская честь; сей богомудрой двоицей в соузе веры, любви и служения да мир христианский созиждется»;
^ЖЗ ПО А-А
- образ Крестного Кий-островского Онежского монастыря с иконой Кийского креста и предстоящими ангелами с рипидами, сооруженного для охранения пределов Православной Вселенной и Российской державы с севера мира по образу Крестного монастыря, который под Иерусалимом стоит на месте крестного древа, и во образ явленного Константину Великому на небе Креста, знамением Которого он утверждал и защищал Православную Эйкумену; подпись: «О всепре-честный Кресте, Ты Божественная победа и хранитель вселенныя; Крест красота Церкви: Крест царем держава: Крест верных утверждение: Крест христианом упование: Крест заблудшим наставник: Крест недужным врач: Крест мертвым воскресение»;
- монах Никон в заточении исцеляет болящих поданной Христом благодатью; подпись: «Да что суть гордость наша, еже писаное совершаем делом; отступися от зла, сотвори благо, се ли гордость? О Никоне, отнято у тя Патриаршество, дается ти чаша врачебная... ».
4. Восьмигранник стоит на основании, пандусе, нижней части пьедестала, также символизирующей вечность. В совокупном восприятии памятник представляет собой ротонду по образцу ротонды Воскресенского собора в Новоиерусалимском монастыре и кувуклии Гроба Господня, с плоской крышей - гульбищем. По диаметру пандуса надпись: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом, и ко властем, и к миродержателем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным, и елицы победиша, о таковых сбытся другое писание: святии вси победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования и паки: побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога Моего; и по мале рече: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его; и паки: побеждаяй наследит вся, и будет ему Бог, и той будет Мне в сына; и паки: побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия; о них же есть инде речеся: сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя в крови Агнчи. Сего ради суть пред престолом Божиим, и служат Ему день и нощь в Церкви Его поюще песнь нову, глаголяще: достоин еси прияти книгу, и отверсти печати ея: яко заклан бысть, и искупи нас Богови кровию Своею от всякаго колена и языка, и люди и племен, сотворил еси нас Богови нашему царя и иереа: и воцарихомся на земли. С ними Бог их; блажени творящии заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. С ними же сподоби, Боже, и нас причастником быти».
На фасаде по центру - резные врата по образцу отлитых Патриархом Никоном врат для Голгофы, через которые можно войти
внутрь памятника - часовню. На стене против врат - изображение (барельеф) Гроба Господня. На стенах часовни воспроизводится интерьер ротонды Новоиерусалимского монастыря - шедевра русской и мировой архитектуры (роспись / лепнина): вокруг образа Кувуклии над Гробом Господним - 12 колонн, символизирующих 12 апостолов, над этими колоннами, выше, - еще колонны, символизирующие малых апостолов Иисуса Христа, между ними - 12 минейных изображений святых Вселенской Церкви; на шатровом небе - сюжеты, составляющие «Библейскую симфонию». Таким образом, внутреннее убранство часовни-памятника подчеркивает единство Церкви Горней и земной, великое единогласное славословие Воскресшего Христа в чине святых Церкви Небесной и чине ныне живущих Церкви земной. Этому соответствует подпись по внутреннему периметру*, расположенная на уровне глаз входящих: «Вся Силы безплотныя, вси свя-тии, вси предстоящия и молящияся ту, пред образом святаго Гроба Господня, всем миром славословим Воскресшаго и сидящаго одесную Отца Иисуса Христа, спрославляемаго в единей и нераздельней и Пресвятей Троице, Которая суть жизнь вечная: ликуй и веселися, граде Сионе, красуйся и радуйся, Церкве Божия... »
По обе стороны резных врат - «ложные» храмовые люкарны, на плоскости которых помещены исторические тексты, посвященные Патриарху Никону, которые размещались при его гробнице:
* По внутреннему периметру возможны дополнительные ленты с текстом, который Патриарх Никон разместил под сводами Воскресенского собора (просветительские тексты о церковных таинствах, предметах и смыслах): «Сказание о церковных таинствах, яко храм или церковь мир есть, сие святое место, Божие селение и соборный дом молитвы, собрание людское. Святилище же тайны, то есть олтарь в нем же служба совершается. Трапеза же есть Иерусалим, в нем же Господь воцарися, и седе, яко на престоле, и заклан бысть нас ради. Предложение же Вифлеем есть, в нем же родися Господь. Просфора же три имать знамения. По первому убо разуму назнаменует Овча, еже нас ради на заколение приходящее, по иному же разуму наше приведение, по другому же умышлению соборному Пречистую являет Богородицу, из Нея же Агнец Божий родися. Проскомидия ж два купно праздника знаменует: рождение и заколение вкупе, сотворяемо иже начало и конец таинства изъявляет. С ними же копие, и губа и трость спасенныя страсти образы; звездица есть звезда, возвестившая волхвом великий свет; покрывала таже суть, яко на младенцы пелены и яко добродетели образование; теплота ж теплоты Духа Святаго нашествие; святаго же хлеба воздвижение, еже на небеса вознесение. Паки же и предложение во отвращение, рекше в Вифлееме устроение, яко же да отонуду начнет в немже родися, сосвященнодействовати святая таинства. Антиминси же и потире и дискоси ж сосуди честнии, с ними же жертвенное совершается. Обаче итти опасному видению Промысла и Божественное наслаждение, торжество достойных назнаменует».
Слева под печатью с образцом Богородицы текст:
Патриарх и схимонах Никон родился в мае 1605 г. в селе Вельдеманово. По испытании пустынной жизни и про-шедши все степени служения Церкви, в 1648 г. почтен саном митрополита Новгородскаго, а 25 июля/7 августа 1652 г. возведен при слезном молении Государя Царя и осиротевшего народа на Патриарший Всероссийский престол; в декабре 1666 г. низведен с Патриаршего престола и удален в Ферапонтов монастырь, а через 8 лет переселен в Кириллов монастырь; в августе 1861 г. царским указом возвращен в Воскресенской монастырь Новаго Иерусалима, но в дороге
под Ярославлем скончался. Жития его было 76 лет 2 месяца и 24 дня. Патриаршества 15, а заточения 14 лет.
Справа под печатью с образцом благословляющей десницы текст:
Никон Патриарх Всесвятейший в добродетелех краснейший, его же Господь Бог прославил
за святыню его жития, как являют зде о нем бытия:
клевету, изгнание и труд, великодушно понес муж мудр Святитель Божий избраный, за труд свят Богом знаменаный вечно, Святителю, с Богом пребываяй, и нас чтущих имя твое святое поминай предстоящи пред престолом Господа Бога, да и нам преподастся милость Его многа.
Памятник величайшему церковному и государственному деятелю, Патриарху Русской Православной Церкви Никону может быть осуществлен в одном из двух вариантов.
1. Основной - памятник-часовня. В данном виде памятник может быть включен в социальную жизнь территории не только как объект культуры, но и как место проведения общественных мероприятий, в рамках которых совершаются церковно-обрядовые действия: молебны, панихиды и т.д. В этой часовне (именование может быть «Воскресенская», посвященная Воскресению Христову, или «Бсехсвятская», посвященная Всем Святым, от века Богу угодившим) будет возможность организации регулярных молебнов о мире всего мира, благоденствии властей и земли, с пением Пасхального канона во весь год, как это определяет устав Воскресенского монастыря и храма Гроба Господня в Иерусалиме. Кроме того, при этом варианте учтена возможность богослужебного почитания памяти Патриарха Никона.
2. Дополнительный - памятник. В таком случае памятник устанавливается без пандуса.
© Алубаев А.В.
© Струнин К. А.
© Шмидт В.В.