О.М. Махалина
партнёрство для модернизации: продвижение на рынки ес и россии малого и среднего бизнеса
с использованием механизма европейских и российских торгово-промышленных палат
Ключевые слова: модернизация, внешнеэкономическая деятельность, партнёрство для модернизации, Рабочий план, Промышленный диалог, интернационализация МСП, сотрудничество (Россия - ЕС) на уровне МСП (малых и средних предприятий), ТПП РФ (торгово-промышленная палата)
12 октября 2012 года в Минэкономразвития России состоялось расширенное заседание (конференция) координаторов инициативы «Партнёрство для модернизации» Россия - ЕС, представителей отраслевых диалогов, стран - членов ЕС и бизнес-сообщества. В рамках пленарного заседания, проходившего под председательством министра экономического развития России А.Р. Белоусова, и панельных дискуссий конференции обсуждались текущие результаты реализации инициативы «Партнёрство для модернизации», пилотные модернизационные проекты, а также долгосрочные стратегические перспективы работы отраслевых диалогов. В конференции принимали участие директор департамента Европы Е.В. Данилова, глава представительства Европейского союза в России Фернандо Валенсуэла, координатор «Партнёрства для модернизации» со стороны Европейского союза, директор Европейской внешнеполитической службы Гуннар Ви-танд, представители отраслевых диалогов Россия - ЕС, ведущих российских и европейских компаний и объединений предпринимателей, общественных организаций и стран - членов ЕС.
Основным рабочим документом является Рабочий план мероприятий по реализации инициативы Россия - ЕС «Партнёрство для модернизации» (ПМ), (далее - Рабочий план ПМ), разработанный национальными координаторами ПМ совместно с председателями отраслевых диалогов Россия - ЕС (одобрен 7 декабря 2010 г. в качестве неформального, обновляемого рабочего инструмента) и содержащий конкретные совместные проекты в приоритетных областях сотрудничества [1].
70% компаний согласно данным опросов компаний - членов Российско-германской внешнеторговой палаты намерены расширять свое присутствие в регионах России. 26% компаний уже имеют свое производство в российских регионах. 35% из общего объема инвестиций германских предприятий в российские регионы на 2012 г. предусмотрены на начало новой деятельности и 65% на расширение уже существующей. Большая часть инвестиций будет направлена в субъекты Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Уральского федеральных округов.
Содержание Рабочего плана и Диалогов находится в постоянном развитии. Рассмотрим состояние Диалога по промышленной политике и предпринимательству России и ЕС по данным на 1 августа 2012 года. Диалог по промышленной политике и предпринимательству (далее Промышленный диалог) проводится в рамках реализации раздела 1.6 «Дорожной карты» по формированию общего экономического пространства России и ЕС в соответствии с положением о формировании Диалога между Минпромторгом Рос© Махалина О.М., 2013
сии и генеральным директоратом по предпринимательству и промышленности КЕС, подписанным в декабре 2005 года.
За время с начала Промышленного диалога проведено двенадцать заседаний Рабочей группы. По состоянию на август 2012 года последнее заседание в форме объединённого заседания с Рабочей группой Диалога (пятое объединённое заседание сопредседателей рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов) в области регулирования промышленной политики (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия) прошло 16 ноября 2011 года в г. Брюссель. Основное внимание в повестке дня уделено обзору деятельности подгрупп диалогов за период с мая по ноябрь 2011 года, сближению в сфере разработки технических регламентов, ходу выполнения Рабочего плана мероприятий по реализации инициативы Россия - ЕС «Партнёрство для модернизации» (пункт 3.3 «Инновационное сотрудничество»). В качестве специальной темы по промышленной политике рассмотрены вопросы в области малого и среднего предпринимательства, в частности вопросы финансовой поддержки как фактора ускоренного развития малых и средних предприятий.
Двенадцатое заседание Рабочей группы состоялось 31 мая 2012 года в г. Москве также в форме объединённого заседания с Рабочей группой по Регулятивному диалогу (шестое заседание сопредседателей рабочих групп Промышленного и Регулятивного диалогов).
В настоящее время в рамках Промышленного диалога действуют шесть секторальных подгрупп. За время с начала Промышленного диалога (с 2006 года) проведено 56 заседаний подгрупп. В том числе:
- подгруппа по автомобильной промышленности 14 заседаний;
подгруппа по текстильной промышленности и лесопромышленному комплексу - 20 заседаний (из них 14 - по вопросам текстильной промышленности, 6 - по вопросам лесопромышленного комплекса);
подгруппа по горно-металлургическому комплексу - 7 заседаний;
- подгруппа по химической промышленности - 7 заседаний;
- подгруппа по малому и среднему предпринимательству - 7 заседаний;
- подгруппа по авиационной промышленности - 1 заседание;
Подгруппа по малому и среднему предпринимательству. Подгруппа по малому
и среднему предпринимательству является «горизонтальной» подгруппой для всех отраслевых направлений, представленных в Промышленном диалоге. Последнее заседание подгруппы состоялось 23 мая 2012 года в г. Москве, где были рассмотрены следующие вопросы:
- основные направления развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации;
новая европейская политика в отношении МСП: упрощение процедур и интернационализация;
программы поддержки МСП со стороны российских кредитных учреждений;
европейские инициативы поддержки МСП при выходе на глобальный рынок;
презентация реализуемых российских проектов, профинансированных в 2010-2011 годах за счет средств технической поддержки инициативы Россия-ЕС «Партнёрство для модернизации» в рамках Рабочего плана мероприятий по реализации указанной инициативы;
- Рабочий план мероприятий по реализации инициативы Россия - ЕС «Партнёрство для модернизации»: будущие приоритеты, выбор тем проектов, которые будут развиваться в ближайшие годы;
- информация от российских и европейских бизнес-ассоциаций о результатах совместного сотрудничества и возможных совместных проектах.
Диалог в сфере промышленности и предпринимательства (Развитие малых и средних предприятий) в Рабочем плане мероприятий по реализации инициативы Россия-ЕС «Партнёрство для модернизации», содержит следующие согласованные предложения:
Предложения Сроки, год
Обмен опытом в области государственной поддержки инновационных МСП, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, бизнес-технологические центры, а также компании, созданные при высших учебных заведениях 2011
Обмен опытом по требованиям к созданию инновационной инфраструктуры поддержки малых и средних наукоёмких предприятий 2011-2012
Обмен опытом в сфере оказания финансовых услуг сектору МСП (венчурные фонды, кредиты, микрокредиты, гранты и пособия для начинающих и др.) 2011-2012
Содействие установлению прямых отношений между российскими и общеевропейскими ассоциациями поддержки инновационных МСП, в первую очередь, венчурными фондами, бизнес-ангелами, бизнес-инкубаторами 2011-2012
Содействие предприятиям малого и среднего бизнеса России и ЕС в продвижении на рынки России и ЕС, в т. ч. с использованием механизма европейской и российской торговых палат 2012-2013
Обмен опытом в области выработки и осуществления политики в отношении малых и средних предприятий, включая механизм оценки регулирующего воздействия, инструменты консультирования с представителями малых и средних предприятий, а также специальные стратегии по снижению регулирующих барьеров для малых и средних предприятий 2012-2013
Обмен опытом в области механизмов защиты малого и среднего бизнеса, включая возможности создания объединений малых и средних предприятий 2012-2013
Одним из таких проектов является проектное предложение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТИП РФ) «Интернационализация российских малых и средних предприятий через сеть европейских торгово-промышленных палат» в рамках реализации Рабочего плана ПМ (пункт 3.2.3 «Коммерциализация (внедрение) результатов инновационных разработок»), представляемый подгруппой по малому и среднему предпринимательству Россия - ЕС.
Главная цель настоящего Проекта заключается в содействии развитию деловых контактов между малыми и средними предприятиями (далее - МСП) России и ЕС. Сотрудничество на уровне МСП является тем конкретным наполнением двусторонних отношений Россия - Евросоюз, которое создает прочную базу для поступательного, взаимовыгодного и стабильного развития всего комплекса отношений на Европейском континенте. В настоящее время 1,7 млн российских МСП испытывают определенные сложности в вопросах интернационализации своей деятельности, т. к. в отличие от крупных компаний не располагают необходимыми внутренними ресурсами для эффективного вывода своего бизнеса на зарубежные рынки. Предлагаемый Проект нацелен на содей-
ствие интернационализации МСП с использованием уникальной инфраструктуры торгово-промышленных палат Европы, насчитывающих около 2 тыс. ТПП, представляющих интересы более 20 млн предприятий и уже имеющей долговременный опыт интернационализации малых и средних предприятий [4].
В Бельгии, Нидерландах, Австрии, Германии, Италии и Испании разработаны европейские программы МСП в сфере интернационализации. Все эти программы предлагают и финансируют такие мероприятия, как исследования рынка, обучение, консультации, организация специализированных ярмарок, проработку юридических вопросов, патентование и сертификацию.
Совместно с Правительством Австрии сеть австрийских торговых палат реализует программу Go International с общим бюджетом в 80 млн евро, разделенным на 32 отраслевые подпрограммы, которые сфокусированы на четырех основных областях: содействие развитию экспорта, человеческих ресурсов и ноу-хау, деловые возможности и партнерства, создание благоприятных условий на зарубежных рынках. Французские торговые палаты поддерживают национальные МСП, предоставляя широкий спектр услуг, который включает исследование рынка, консультации экспертов, изучение клиентов и курсы семинаров, финансируемые правительством.
В тесной кооперации с итальянским институтом внешней торговли итальянское Правительство осуществляет восемь многоуровневых региональных программ поддержки, в числе которых - фонд финансирования экспорта размером в 50 млн евро, а также дополнительно финансирует проведение анализа осуществимости, поиск и отбор экспертов по экспорту. Итальянская национальная палата Unioncamere координирует обеспечение информационных ресурсов, таких, как обмен успешным деловым опытом, и другие мероприятия по информированию и содействию.
Из представленных программ наиболее прямыми и открытыми по части целей, критериев, процедур и доступного финансирования выступили испанская PIPE и голландская программа PSB, выполняемые испанской и нидерландской палатами. Обе программы организованы централизовано, но реализуются на региональном уровне. Предлагаемые возможности разделены на чётко обозначенные этапы, которые охватывают различные мероприятия по консультированию и финансовой поддержке. Решение о финансировании принимается на основании анализа качества индивидуальных экспортных планов, представленных предприятиями-претендентами и ТПП.
Планируемые мероприятия (действия) и результаты, которые они должны принести. План выработает стандартную методологию интернационализации МСП, основанную на опыте европейских палат и приспособленную к специфическим российским условиям. Предполагается, что третий этап Проекта будет продолжаться в течение 2-х лет, разделённый на несколько шагов. Региональные ТПП будут напрямую вовлечены в детальное планирование мероприятий проекта.
Шаг 1. ТПП РФ создаст координационную группу, которая будет контролировать ход реализации проекта. Совместно с EUROCHAMBRES (ESN) группа разработает механизм оказания услуг для каждой из них, включённой в программу (показано ниже).
1) новые малые и средние предприятия-экспортёры товаров и услуг:
- обучение участников (освоение основ таких областей, как стратегическое планирование, планирование продаж и логистики, финансирование, платежи, фонды, юридические вопросы, межкультурные навыки);
индивидуальная помощь в бизнес-планировании для экспорта с учётом особенностей компании;
- поиск партнёра и содействие установлению первого контакта (поездки, размещение, перевод);
- первичное маркетинговое исследование;
- помощь в регистрации компании/представительства в ЕС;
- веб-сайт, презентация товаров/услуг;
- права на интеллектуальную собственность и помощь в патентовании;
- индивидуальные консультации по финансовым и налоговым вопросам;
- помощь в сертификации товаров/услуг.
2) действующие малые и средние предприятия-экспортёры товаров и услуг: обучение, касающееся доступа к финансовым ресурсам и экспортным гарантиям в ЕС;
- расширение экспорта в ЕС;
- обучение по программам развития бизнеса в ЕС.
3) инвесторы:
индивидуальная помощь в бизнес-планировании для инвестирования в
ЕС;
- покупка компании в ЕС;
- программы развития, в т. ч. инноваций в ЕС и России (обучение и консультирование).
Будут выработаны два блока рекомендаций по продвижению товаров и услуг на внешние рынки сетью ТПП, блок рекомендаций для продвижения товаров и услуг ЕС на российском рынке и рекомендаций для продвижения российских товаров и услуг на рынки ЕС.
Следует подчеркнуть, что участие в проекте российских территориальных ТПП не остановит их обычную международную деятельность, включая оказание услуг европейским МСП, планирующим выход на российский рынок или реализацию инвестиционного проекта в соответствующих регионах.
Шаг 2. ТПП РФ и EUROCHAMBRES сформируют финансовый механизма программы.
Шаг 3. Координационная группа и ЕСН определять как минимум десять российских территориальных ТПП, которые будут участвовать в проекте. Предпочтение будет отдано тем ТПП, которые уже принимали участие в первом и втором этапах программы и получили опыт общения со структурами ЕС.
Шаг 4. Отобранные ТПП пройдут соответствующую подготовку и получат помощь, чтобы предоставлять высококачественные услуги по единым стандартам. Будет использован существующий положительный опыт ТПП РФ в области подготовки экспертов и аккредитации ТПП.
Шаг 5. Обмен персоналом участвующих в проекте ТПП в форме продолжительных стажировок (до двух недель) с целями:
1) поделиться опытом в сфере интернационализации МСП;
2) получить более полное представление о том, как посещающая палата реализует план интернационализации;
3) получить более полное представление о том, какие меры по интернационализации принимают МСП;
4) помочь посещающим палатам решить ряд практических задач, планов интернационализации МСП, используя опыт стажёров и их знание иностранного языка.
Шаг 6. Учебная программа для тренеров (опытных предпринимателей и успешных топ-менеджеров), которые после прохождения программы могут консультировать владельцев и персонал МСП.
Шаг 7. Рабочие группы для сотрудников ТПП-участниц (и в России, и в ЕС), обеспечивающие реализацию планов интернационализации МСП.
Шаг 8. В тесном взаимодействии с координационной группой и EUROCHAM-BRES отобранные ТПП начнут предоставлять МСП своего региона услуги по интернационализации. План предполагает выполнение программы с не менее чем 150 предприятиями в течение 24 месяцев. На каждую ТПП будет возложена миссия по оказанию помощи в выходе на международный уровень заданному числу МСП.
Шаг 9. Предполагается организовать десять совместных отраслевых деловых миссий в страны ЕС из участвующих в программе ТПП.
Шаг 10. ТПП РФ и ЕСН подведут итоги программы, чтобы подготовить присоединение к ней основной части территориальных ТП при преимущественном финансировании из федерального или регионального бюджета с целью обеспечения устойчивости Проекта.
В течение всего срока особое внимание будет уделяться информативным аспектам интернационализации и представление результатов Проекта возможно более широкой аудитории.
Предполагается реализовать проект на принципах софинансирования, включая участие EUROCHAMBRES, ТПП РФ и территориальных российских ТПП, а также российских государственных фондов. Предварительные затраты составляют: - субсидии МСП - около 1,5 млн евро;
субсидии и текущие расходы региональных ТПП по оказанию услуг и обработке досье - около 500 тыс. евро;
субсидии и расходы на централизованные деловые миссии - около 300 тыс.
евро;
- координационные расходы ТПП РФ - около 200 тыс. евро;
затраты на обучение и текущие расходы EUROCHAMBRES и ТПП ЕС -около 500 тыс. евро;
- итого: 3 млн евро.
Библиографический список
1. Рабочий план действий в рамках партнерства России и ЕС по модернизации. 07.12.2010 [Электронный ресурс]. - URL:http://eeas.europa.eu/delegations/russia//documents/news/ work_plan_ru.pdf.
2. Ларионова М.В. Партнерство России и ЕС: от диалога к стратегическому партнерству. Максимум пользы от «Партнерства для модернизации» / М.В. Ларионова, В.А. Нагорнов // Вестник международных организаций. - 2011. - № 4 (35).
3. Материалы Конференции, посвященной инициативе «Партнерства для модернизации» Россия-ЕС. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactiviti/ doc2012 1012_06
4. Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http://www.tpprf.ru