УДК 334.76 : 656.615 Семеркова Любовь Николаевна
доктор экономических наук, профессор Пензенского государственного университета [email protected]
Ботнарюк Марина Владимировна
кандидат экономических наук, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ -ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА
Semerkova Lyubov Nikolaevna
D.Phil. in Economics, Professor, Penza State University [email protected]
Botnaryuk Marina Viktorovna
PhD in Economics, Admiral Ushakov’s State Maritime University [email protected]
THE PARTNERSHIP AS A GUARANTEE OF SUSTAINED DEVELOPMENT OF SEA TRANSPORT JUNCTION
Аннотация:
В статье рассматривается роль партнерских отношений в развитии морского транспортного узла (МТУ). Классифицированы партнерские отношения, возникающие в морском транспортном узле. Проанализировано влияние партнерских отношений на деятельность как узла, так и составляющих его компаний.
Ключевые слова:
морской транспортный узел, партнерские отношения, трансакционные издержки, трансформационные издержки, устойчивое развитие.
The summary:
The article considers the role of partnerships in developing the sea transport junction (STJ). The authors classify the partnership relations arising at the sea transport junction, and analyze their influence on the activity of the junction and its constituent companies.
Keywords:
sea transport junction, partnerships, transaction costs, transformation costs, steady development.
В современных условиях партнерское взаимодействие является основой устойчивого развития бизнеса. Поэтому сегодня феномен партнерских отношений привлекает достаточно значительное количество как зарубежных, так и отечественных исследователей.
Вопросы межфирменного взаимодействия рассмотрены в трудах Андерсена (J.C. Andersen), Брухна (M. Bruhn), Форда (D. Ford), Гордона (I.H. Gordon) [1] и др. Партнерские отношения, возникающие в деятельности отечественных предприятий и компаний, в достаточно широком спектре изучены в работах С. Куща [2], С. Авдашевой, О. Третьяк, В. Дементьева, Г. Багиева, А. Афанасьева, В. Радаева, Б. Мильнера, М. Смирновой, О. Юлдашевой, В. Катькало, М. Румянцевой и многих других.
Однако, несмотря на различные ракурсы рассмотрения данного вопроса, ученые приходят к заключению о том, что сегодня именно партнерские отношения являются одним из основных нематериальных активов, которые во многом определяют перспективы развития компаний и объединений.
На партнерских отношениях построена работа компаний всех отраслей вне зависимости от особенностей их деятельности. И морской транспортный узел (МТУ) не является исключением. Более того, без построения долгосрочных партнерских отношений между его участниками деятельность МТУ просто невозможна, что детерминировано спецификой его функционирования.
Морской транспортный узел представляет собой совокупность множества компаний и организаций, работающих на его территории. При этом некоторые организации и ком-
пании оказывают услуги обязательные (например, буксирные, лоцманские, оформление прихода и отхода судна и т. д.), а некоторые - по мере необходимости или в зависимости от цели судозахода. Например, при условии захода судна совершить ремонтные работы формальности на приход и отход соблюдаются в обязательном порядке, в то время как все остальные компании оказывают услуги только при желании «покупающей стороны».
Основная цель деятельности МТУ состоит в оказании услуг по перевалке груза с морского на другие виды транспорта, что также предполагает обработку судозахода (т. е. оказание услуг непосредственно судну).
Обеспечение перевалки груза предусматривает возникновение отношений по трем направлениям:
- с грузоотправителями или их законными представителями (т. е. оказание услуг «грузу»);
- заключение контрактов с другими видами транспорта для дальнейшей отправки грузов получателям;
- межфирменное взаимодействие компаний МТУ, занятых в организации погрузочно-разгрузочных и иных работ.
Работа по первому направлению представляет собой возникновение партнерских отношений между компаниями МТУ и грузоотправителями: заключение контракта на перевалку груза.
Второе направление предусматривает организацию завоза и вывоза грузов с территории МТУ.
При работе с грузоотправителями и другими видами транспорта (обработка «груза») речь идет о возникновении «внешних» отношений, когда при заключении контракта одной стороной являются компании, работающие на территории МТУ, а другой -их деловые партнеры.
Межфирменное взаимодействие компаний МТУ, занятых в организации погрузочноразгрузочных и иных работ предполагает возникновение отношений между компаниями узла, т. е. «внутренних» отношений.
«Центром» подобных отношений является стивидорная компания, которая и выполняет непосредственно операции с грузом. Она заключает «внутренние» договора с экспедиторами и иными компаниями, которые в свою очередь контактируют с таможенными, сертификационными органами, тальманскими, сюрвейерскими и другими компаниями и организациями.
Таким образом, речь идет о некотором «контракте первого порядка», который детерминирует возникновение необходимости заключения контрактов второго, третьего и т. д. (при необходимости) порядка. Следовательно, в МТУ при выполнении погрузочноразгрузочных операций образуется некоторая сеть партнерских отношений, как внешних, так и внутренних, которая и является основой работы узла.
Рассмотрим отношения, возникающие в МТУ при обработке судозахода. Законным представителем интересов судна является агентирующая компания (или агент), деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей покупателя услуг (в нашем случае - судовладельца или судна). При этом следует отметить, что на практике под термином «судовладелец» может пониматься не только оригинальный судовладелец, но и фрахтователь, брокер, а иногда и грузовладелец (что случается крайне редко, но тем не менее полностью исключать такую ситуацию также нельзя).
Согласно существующему в порту или МТУ своду правил и обычаев, судно - вне зависимости от цели захода - обязано вступать во взаимодействие с различными компаниями и организациями, сфера деятельности которых распространяется на данную тер-
риторию. Поскольку эти правила в основном являются одинаковыми для всех портов и МТУ, при условии наличия некоторых отклонений, обусловленных спецификой их деятельности, рассмотрим партнерские отношения, возникающие при обработке судозахода на примере новороссийского МТУ.
При подаче судном нотиса о готовности агент «заявляет судно». В данном случае речь идет о некоторой информации по судну (флаг, основные размерения, осадка, вид и количество груза, время подхода судна в порт), которая предоставляется в администрацию морского порта, стивидорную компанию, экспедиторскую компанию и т. д. При оформлении прибытия судна в порт или МТУ агент подает заявки таможне, пограничникам и СЭС.
Также агент от имени капитана вступает во взаимоотношения со следующими продавцами услуг: лоцманская служба, буксирная компания, компании, занимающиеся снятием мусора и снабжением водой.
Во время стоянки судна у причала или на рейде агент может обратиться с заявкой на оказание охранных услуг, к шипчандлерам (закупка провизии, техническое снабжение судна, оказание услуг по ремонту и наладке навигационных приборов и др.), к компаниям по доставке на рейд снабжения, вызванных необходимостью специалистов, приемной комиссии, представителей регистра, сюрвейеров и др.
Также во время стоянки у причала судно при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в обязательном порядке контактирует со стивидорной компанией (или компаниями, если их несколько), сюрвейерской, экспедиторской и иными компаниями, оказывающими услуги судну.
При оформлении отхода судна оно также вступает в отношения со многими компаниями, как государственными, так и коммерческими: стивидорной, сюрвейерской, лоцманской, буксирной и т. д.
На основании вышеизложенного приходим к выводу о том, что каждое судно, заходя в порт (или в МТУ) с любой целью (стивидорные или иные операции, например выполнение ремонтных работ), обязательно вступает во взаимодействие со многими компаниями, организациями, работающими на его территории. При этом эти компании и организации условно можно разделить на государственные (администрация морского порта, СЭС, таможня и др.), оказывающие обязательные услуги, и негосударственные, оказывающие услуги по мере необходимости.
В данном случае речь также идет о существовании внешних и внутренних партнерских отношений, а также о контрактах первого и второго порядка. Так, например, агент, заключая договор с сюрвейерской компанией, детерминирует появление контракта между сюрвейером и стивидорной компанией, которая разрешает ему работать только при наличии договора. Однако это обусловлено спецификой деятельности и организации работы компаний и МТУ, поэтому в некоторых узлах примеры могут быть и другие.
Под внешними понимаются партнерские отношения между компаниями, работающими на территории МТУ, и их деловыми партнерами (например, агент - судовладелец), а под внутренними - межфирменное взаимодействие компаний узла. А поскольку в обработке одного судозахода участвуют множество компаний и организаций, деятельность которых зависит друг от друга, приходим к заключению о том, что именно партнерские отношения являются основой их качественной работы.
Также стоит отметить еще одну особенность построения партнерских отношений в МТУ, которая состоит в том, что выбор партнеров при заключении контрактов в большинстве случаев осуществляется компанией под влиянием фактора заключения основного договора. В отличие от контрактов первого и второго порядка под основным договором в рам-
ках данной статьи понимается договор, который заключается между двумя «основными» компаниями (стороны контракта первого порядка) и от условий которого зависит как выбор дальнейших партнеров компании, так и работа всех участников МТУ. Принимая во внимание, что основной договор заключается с одной стороны компанией МТУ, а с другой - покупателем услуг, т. е. внешним деловым партнером, этот контракт является внешним.
Например, агента номинирует судовладелец, который и является покупателем услуг МТУ, предоставляя судно под погрузку или выгрузку (заключается основной договор между агентом и судовладельцем). Далее агент для выполнения своих функций также заключает договора с другими компаниями, которые оказывают его покупателю услуги, но делает он это не по своему усмотрению, а, как правило, учитывая пожелания заказчика. Или другой пример. Грузоотправитель подписал контракт со стивидорной компанией на погрузку судна. В этом случае стивидорная компания обязана работать с теми деловыми партнерами, которые будут обслуживать как груз (например, экспедиторская компания), так и судно (агенты), даже в случае, если она именно с этими компаниями работать не хочет: договор с грузоотправителем подписан и «стивидор» обязан груз погрузить.
Таким образом, формирование партнерских отношений продавца услуги зависит не только от него самого, но и от контрактов, заключенных покупающей стороной. Причем связь «покупатель услуги - продавец услуги» в этом случае носит не рекомендательный, а утвердительный характер.
Следовательно, как внешние, так и внутренние партнерские отношения, возникающие в деятельности МТУ при обработке судозахода, можно представить в виде схемы (рис. 1).
Покупатели услуг со стороны судна
Внешние партнерские отношения, основанные на основном
Компании, работающие на территории МТУ
Компания 1 г Компания 3
Внутренние партнерские „—
отношения, основанные ■<— ------------ на контрактах первого и
Рис. 1. Внешние и внутренние партнерские отношения, возникающие в деятельности МТУ при обработке судозахода
В зависимости от полноты контракта отношения можно подразделить на формальные (вытекающие из условий договора) и неформальные (в договор не включенные). В данном случае речь идет о так называемом имплицитном контракте, который заключается в условиях неопределенности, поскольку не все «рабочие моменты» могут быть оговорены при его подписании. В качестве третьей стороны в подобном контракте обязательно присутствует третейская сторона, решение которой договаривающиеся стороны обязуются выполнить, если неоговоренные события все-таки наступили.
На основании вышеизложенного приходим к заключению, что партнерские взаимоотношения, возникающие в МТУ, можно классифицировать по следующим признакам:
- по характеру деловых партнеров: на внешние (с внешними деловыми партнерами) и внутренние (межфирменные);
- в зависимости от причин возникновения: на отношения, основанные на основном договоре, контрактах первого, второго (и т. д.) порядка;
- в зависимости от наличия и полноты контракта: формальные и неформальные.
Учитывая, что при обработке судозахода, а также при погрузке-выгрузке грузов одновременно вступают в межфирменное взаимодействие множество компаний и что результативность работы каждого участника находится в прямой зависимости от их общих усилий и возможности пользоваться ресурсами друг друга, приходим к заключению, что партнерские отношения являются залогом успешной работы и устойчивого развития не только отдельных компаний, но и всего МТУ.
Ссылки:
1. Гордон Я.Х. Маркетинг партнерских отношений / пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк. СПб., 2001. 384 с.
2. Кущ С.П. Маркетинг взаимоотношений на промышленных рынках СПб., 2006. 272 с.
References (transliterated):
1. Gordon Y.H. Marketing partnerskikh otnosheniy / transl. from Engl. under ed. of O.A. Tret'yak. SPb., 2001. 384 s.
2. Kushch S.P. Marketing vzaimootnosheniy na promyshlennykh rynkakh SPb., 2006. 272 p.