нальных'групп, поскольку либо не имеют доступа к ним, либо ¿физических возможностей, либо желания, рисковать. Если в отношении попрошайничества бездомные часто занимают позицию нормативного осуждения, то воровствЬ* для многих неприемлемо' по другим мотивам: "здоровья нет в тюрьме сидеть'-', "большой риск", "вороваться не умею". Не очень хотят воровать и те',, кто, сидели в тюрьме. ' '
Респондент.:. "Мне- один говорит, иди к машине подойди, попроси.~Я:говорю, тебе-старому дадут, а-мне скажут,! как они говорят: -'Иди,' во{эуй": Я говорю, 'Наворовать уже'] устала, я сидеть уже устала, у меня уже здоровья, нет. ",
Таким'образом, хотя само общество не-;оставляет-им, других возможностей/;'кр'оме как_ воровать, сами бездо-i мные с неохотой занимаются этим. ¡у,;-: .
f Очень небольшая часть бездомных занята'1 на временных' работах, в киосках.длябольшинства! же стабильная занятость невозможна. Они.уже!не могут, вписаться в сущест-' вующие институты, им трудно подчинять себя жесткому графику, вступать в длительные отношения с. людьми. Во многом это связано с процессами дезидентификации й самоидентификации, происходящими с бездомными.
Хотя бездомные участвуют в! системе общественного разделения труда, отношение к ним со стороны окружающих негативно. С одной стороны,твообщедезаффилиро-ванные, оторванные, люди представляют тяжелые проблемы для стабильных людей;чспокон веку; со времен законов Хамурапи; стабильные: группы:'пытались контролировать нестабильных' спомощью. законов о;бродяжничестве.' Как бы ни. было толерантно: общество; бездомные; особенно не1 связанные с :семьей;и постоянной работой, всегда оказываются в. положений стигматизированных и вытесняются за рамки "нормального". .В, отлит чие от так называемых '"честных бедных"; ^вызывающих сочувствие, '.бездомные1' представляются "нечестными", незаслуживающими поддержки. ■ , л н-:,-
И сами бездомные - после первого . опыта подобного существования, принимают ;отрицательные/_образы своей группы. Их самооценка исключительно низка-; Прежний жизненный' опыт пересматривается в поисках ^аргумент тов, свидетельствующих, что . они неудачники. Они уже не пытаются обращаться за помощью сродственникам, стыдясь своего положения, еще сильнее усиливает^ ся в них- недоверие, подозрительность по отношению к окружащим. Фатализм, невозможность планирования собственной жизни, алкоголизм, болезни — все это приводит к физической и психической деградации. Люди с большим стажем бездомности уже не могут, даже если бы существовала такая возможность, работать на постоянной работе, или нормально адаптироваться к жизни в общежитии, доме престарелых, даже ночлежке. Нужна очень большая социально-психологическая поддержка, чтобы помочь им вновь установить связи с окружающими.
Мы просили респондентов дать ответ на вопрос: "Кто я?" для того, чтобы выяснить индивидуальную идентификацию. Ответы разбиваются на три группы. Первая, самая большая группа, включает самоопределения, связанные с приписыванием себе негативных черт характера (слабоволия, излишней доверчивости и др.) и принятием вины за совершение необдуманных поступков или низкие моральные качества. Эти респонденты принимают и внешнюю статусную идентификацию (потерянный человек, бомж, бичовка).
Респондент: "Я сказал бы, что у меня постоянные жизненные неувязки".
Интервьюер: "Как это будет выглядеть: "Я — неудачник?"
, Респондент:- "Конечно, неудачник. ;Не просто неудачник, а ... просто ниже'уже .некуда опускаться. Ниже .этого не бывает: Ниже такого сословия нету, ниже меня"; t
1 Другая; .меньшая группа (и с менее продолжительным стажем бездомносуи),, определяет себя в понятиях."средний" ,1 Атакой же^как.все'^отказываясь от квалификации в качестве маргинала. Не имея ¡возможности приписать себя к какой-либо * группе, эти люди выражают свою социальную.конформность через намерения, планы.' I - Респондент: "Я,не совсем идиот, и я понимаю вещи и жизнь вижу.'Понимаю, как жить надо хорошо, как плохо:
(...) Я тоже хочу_жить как и все ".' .................;
• И, наконец, самая малочисленная; группа, принимая идентификацию в качестве бомжа, утверждает себя через; отрицание доминантных ценностей.
Респондент: "Я всю жизнь прожил в детдоме.; Я бомж. Я не хочу работать, вообще. Я люблю курить, я люблю пить, все равно лто,. я люблю играть на ставках: Я люблю красивые вещи". <л ■ • .т/-;: ■ , , ,, ,
- < и В, целом же,.во время .интервью .бездомные не показывали^ негативизма;'по отношению к доминантным.ценностям общества. В, своих воспоминаниях о прошлой жизни, в планах на будущее, фантазиях они, говорят; о важности семьи,-,работы,,Они. интересуются политикой, читают газеты. Их: трудно характеризовать как людей, сознательно, ушедщих,.от,¡общества.;В большинстве своем ОНИ) не выбирают девиацию как отказ от провозглашаемых .обществом целей, хо.тя пути достижения этих целей им действительно недоступны. Попав, в группу, из которой они ^самостоятельно выйти не , могут, они , нуждаются в помощи. Но обсуждение характера и способов предоставления. этой-помощи выходит за,рамки данной статьи.,, -Ч.1.,'-. ,■■<>■:. -Я1.Д.I -,!„ , . . У ■ С.А:Сиддренко
- ''"1 "-1' <-3' ■ 15 -:'-■>::■., , , 5Г.'ГП
11. Партийные, предпочтения и питей-" ныс пристрастия V . ,
- ,*•:- -1 ■ ун ... -■ ■ - • т ■,..-
;,В | стране, . разгорается предвыборная борьба. В нее включаются не только.политические деятели,, партийные программы, ,ча.стные капиталы, но и... спиртные напитки. |У[же ;заявили:«,,о. ¡своем, участии пиво ,(ПЛП — партия любителей пива) и водка ("водка Жириновского").
Нетрудно догадаться,-, в чем :здесь дело. Ведь питейным пристрастиям россиян присуща та самая массовость и устойчивость,; которой, увы, недостает^ прка еще . их партийным предпочтениям. Достаточно красноречивы данные репрезентативного опроса городского населения (N=1600 человек), проведенного ВЦИОМ в мае 1995 г. От потребления спиртных напитков воздерживаются в 4 раза меньшее число горожан (12%), чем от участия в парламентских выборах. Никто из пьющих не затруднился с выбором своих любимых напитков из предложенного списка; в то же время 18% избирателей собираются участвовать в парламентских выборах, но затрудняются выбрать для себя хотя бы одну партию, за которую они могли бы проголосовать, и еще 22% не уверены в своем выборе. Ясно, что электоральные сомнения во многом отпадут, если выбор партии удастся свести к выбору любимых напитков. Такую возможность и предлагает для любителей водки Жириновский, а для любителей пива — ПЛП.
Первоочередное включение в предвыборную борьбу именно водки и пива совершенно закономерно. Водка в России — самый популярный спиртной напиток. Ее предпочитают, по данным того же опроса, 49% респондентов. Второй любимый напиток — шампанское и другие игристые вина (36%), на третьем же месте — пиво (27%).
Если судить по этим данным, в предвыборную борьбу должно было уже вступить и шампанское. Открыто этого не произошло. Полученные данные (табл. 41) показыва-
Информационный бюллетень мониторинга Июль—август 1995
49
Таблица 41
Любители спиртных напитков среди горожан, являющихся сторонниками партий ЛДПР и ПЛП ■ (В % к числу опрошенных.) _
Сторонники портий Все Вид напитка
, горожане. водка шампанское пиво
Все горожане 100 • 49 , 36 27
• В том числе сторонники . , ЛДПР (на 12 декабря, ' 1993 г!) . 12 . ; .53 ", 26; ' 27
ЛДПР (май, 1995 г.) < 7 53 26 46
ПЛП (май,, 1995 г) . ' , - 1 - .45 ' 48 34 |
ют, что ПЛП с большим правом можно назвать партией любителей шампанского, чем пива. Лавры же партии любителей пива должны быть переданы..: ЛДПР; Шампанское фактически^ включилось в предвыборную борьбу — но скрытым образом. Объяснить подобную скрытность нетрудно. Шампанское — напиток символически праздничный. Во время чумы его лучше пить под видом пива.
Сторонники' ЛДПР лишь незначительно ■ превышают средние показатели по потреблению водки, но за полтора года доля любителей пива среди них стала предельно высокой. Превращение ЛДПР в истинную ПЛП произошло, однако, не за счет притока в ЛДПР новых любителей пива* а за счет ра'вномёрного оттока из нее любителей водки и шампанского. Фактом является исключительная стабильность партийных предпочтений у любителей пива: однажды сделанный ими партийный выбор не меняется. По всей видимости, это не индивидуальный, а совместный 'групповой выбор, сделанный: за общим столом и сохраняющийся вместе с кругом собутыльни1 ков — болельщиков за одну и ту же политическую партию. Показательно, что в числе сторонников ЛДПР исключительно много, по данным проведенного опроса, общительных людей с числом друзей больше десяти — 20% (к примеру, из числа сторонников блока Явлинского таковых только 6%). - •
Питейные пристрастия, складывающиеся у сторонников той или иной партии "снизу", могут, как видно, существенно расходиться с теми, которые заявляются в
Таблица 42
Питейные пристрастия сторонников различных партий и блоков*
Партия,, . избирательный блок , Предпочитаемые спиртные напитки
АПР портвейн (14) и сухое (8) 1 .; .. |
1 ' ' "ЯБЛоко" шампанское (10) и сухое (6)
"Вперед, Россия!" коньяк ¡11) и виски (8) -
'ДВР ' - сухое (15) и пиво (9)
"Держава" ■ водка (1.8) и коньяк (9)
КПРФ водка (7)
ЛДПР ' пиво (19( и водка (4)
"Нош дом — Россия" водка (12) и шампанское (11)
ПЛП шампанское (12) и пиво (7)
ПРЕС портвейн (11) и шампанское (11) |
"Женщины России" шампанское (26), сухое (14) и ликер (11)
процессе партийного строительства сверху. Те избиратели, кто лучше разбирается в спиртных напитках, чем в политике, не должны позволить сбить себя с толку питейными пристрастиями партийных лидеров: Не эти лидеры решают;, в какую компанию ты попадаешь, отдавая за них свой голос. Еще'вопрос, партией любителей чего является та или иная партия, участвующая в предвыборной борьбе. Полученные в результате опроса данные свидетельствуют, что большинство партий пока еще во многом разделяют общие питейные пристрастия всех россиян. Однако уже наметившиеся в этом плане различия между ними по-своему- красноречивы.
В табл. 42 приведены наиболее характерные, отличные от среднероссийских, питейные пристрастия сторонников различных политических.партий и избирательных блоков. Табл. 42 построена на основе данных опроса только городского населения и носит, безусловно, сугубо предварительный характер. Последнее слово —-за избирателями. . I.■!-.•■. . I .
, . : АЛ.Голое
* Цифры в скобках указывают процентное превышение числа любителей данного спиртного напитка среди сторонников соответствующей партии над средним значением по стране.