УДК 329 (571.56)
Партийное представительство по итогам региональных выборов пятого избирательного цикла (сравнительный анализ)
И.Л. Сосина
В статье на основе итогов выборов в органы представительной власти федерального и регионального уровней пятого избирательного цикла (декабрь 2007 — март 2008) проводится сравнительный анализ электоральных предпочтений населения и партийного представительства в органах законодательной власти. Дается характеристика основных тенденций формирования современной партийной системы РФ, а также рассматривается динамика изменения партийного представительства в Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС (Я) четвертого созыва.
There is spent the comparative analysis of electoral preferences of the population and party representation in regulatory authorities on the basis of results of elections in bodies of representative authority of federal and regional levels of the fifth selective cycle (December 2007 — March 2008) in the article/. The characteristic of the basic tendencies of formation of modern party system of the Russian Federation is given, and also dynamics of change of party representation in the State Assembly of Respublika Sakha is considered.
Автор выражает благодарность руководителю Информационного центра Центральной избирательной комиссии РС (Я) Шарину Анатолию Михайловичу за материалы, предоставленные по выборам в РС (Я).
Электоральная статистика по регионам получена с сайта ЦИК РФ — http://www.cikrf.ru/.
Достаточно долгое время политические партии представляли из себя очень слабый элемент как в политической системе РФ в целом, так и в РС (Я). Однако переход на региональных выборах к мажоритарно-пропорциональному принципу не являлся абсолютной новацией в российской политической практике. В ряде регионов, как крупных (Саратовская), так и более мелких (Республики Тыва, Марий Эл и др.), в первой половине 90-х гг. XX века был накоплен опыт партийного соперничества, пропорциональная формула применялась в 90-е годы также в Красноярском крае, Калинишрадской, Свердловской и Псковской областях. Опыт проведения выборов, накопленный регионами, представляющими различные географические территории страны с разным социально-экономическим положением, позволял сделать ряд обобщений и прогнозов относительно того, как введение пропорциональной составляющей повлияет на становление партийной системы в регионах и в целом на политический процесс в РФ [1].
Однако в подавляющем числе субъектов Российской Федерации представительные органы власти избирались по мажоритарной системе го-
СОСИНА Ирина Алексеевна, д.п.н., профессор кафедры политологии ЯГУ.
лосования в один тур (т.н. плюральная система), что, по общему мнению, препятствовало становлению полноценной партийной системы [2]. К этому типу относилась и избирательная система Республики Саха (Якутия). Выборы в Государственное Собрание (Ил Тумэн) третьего созыва в декабре 2002 г. были одними из последних выборов в РФ по мажоритарному принципу. Партийная составляющая Государственного Собрания РС (Я) на начальный период его работы была минимальна. Депутатов, баллотировавшихся от политических партий и заявивших о своей партийной принадлежности, насчитывалось не больше десятка, причем основную их долю составляли представители КПРФ. Партийная принадлежность определялась на основании указания о ней в соответствующей графе, а также на основе выдвижения кандидата соответствующей организацией.
Партийный состав депутатского корпуса на декабрь 2002 г.
1- Не заявившие о своей партийной принадлежности, 2 — Члены партии "Единая Россия",
3 - СПС,
4 - ЯРО КПРФ.
5 — Народная партия РФ
Однако если в тот период сама избирательная система на региональном уровне и не стимулировала партийную активность, то процессы реформирования практически всей партийно-по-литичсской системы, характерные для начала нынешнего века, достаточно быстро привели к изменению ситуации в парламенте Якутии.
Партийный состав депутатского корпуса на март 2003 г. в %
□ 6
1 — Не заявившие о своей партийной принадлежности, 2 — Члены партии "Единая Россия", 3 — СПС, 4 — ЯРО КПРФ, 6 — Партия российских регионов
Прежде всего, с 3 до 37% увеличилась в Ил Тумэне доля партийного представительства партии "Единая Россия". Зримо возросло и представительство активно действующего в тот период регионального отделения СПС. Наиболее многочисленной и активной за весь период работы 3 созыва была фракция партии "Единая Россия".
Результат голосования на выборах 4 созыва (2003 г.) по РС (Я) в % в ГД
40.00%
35,00% '
30,00% '
25.СО% ’
20,00% ' 1 ІоРмТІ
16,00% ' 1
10.00% ' 1л
5.00% • №
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1 - "Единая Россия", 2 - ЯРО КПРФ. 3 - СПС, 4 - Народная партия РФ, 5 — Партия развития предпринимательства, 6 — Российская партия самоуправления трудящихся,
7 — Российская партия жизни, 8 — Российская партия пенсионеров, 9 — Российская экологическая партия "Зеленые",
10 — Партия российских регионов, 11 — "Либеральная Россия", 12 — Партия возрождения России, 13 — Аграрная партия России, 14 — Российская партия мира, 15 — "Яблоко", 16 — "Родина", 17-й — ЛДПР
В целом, на выборах в Государственную Думу
4 созыва из 17 политических партий, принимавших участие в избирательной кампании, 5%-й барьер преодолели лишь 4 — "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Родина". Причем в Якутии избиратели отдали СПС 12,24% голосов, тогда как по РФ в целом этой партии не удалось набрать процент, необходимый для участия в распределе-
нии парламентских мест: они получили лишь 3,9% голосов избирателей.
По итогам выборов в Государственную Думу в 2003 г., с применением смешанной несвязанной избирательной системы, в основном за счет голосования по одномандатным округам, сложилась ситуация, когда партия "Единая Россия”, получившая 37,5% голосов избирателей по партийным спискам, конвертировала их в 68,3% депутатских мандатов и получила, таким образом, абсолютное большинство [3]. На этой основе проявилась тенденция формирования партийной системы с доминирующей партией. Что, однако, не создало ситуации появления правящей партии в полном смысле этого слова, поскольку наличие правящей партии предполагает существование партийного правительства, но позволило утвердиться "Единой России" в качестве "партии власти".
После выборов в Государственную Думу 2003 г. был принят закон о переходе к чистой системе партийных списков на общефедеральном уровне, поднятии заградительного барьера до 7%, отмене в избирательных списках пункта “Против всех" и минимального процента явки избирателей для признания выборов состоявшимися. Результаты региональных выборов в период с 2003 по 2007 гг. показали безусловное преобладание "Единой России" по сравнению с другими политическими партиями, и пятый избирательный цикл лишь закрепил эту тенденцию.
Выборы в Государственную Думу РФ, состоявшиеся 2 декабря 2007 г., были первыми в современной истории России, проходившими на основе применения пропорционально-представительной системы голосования по партийным спискам. Хотя в общемировой электоральной практике считается, что эта система благоприятствует существованию небольших партий и способствует формированию интегральной многопартийности, в российской политической практике се применение приводит к несколько иному результату. Это можно считать следствием влияния нескольких факторов. Во-первых, ее применение на основе общефедерального избирательного округа минимизирует возможность электоральной конкуренции с учетом регионального фактора. Во-вторых, достаточно высокий заградительный барьер также оставляет за бортом тс партии, которые могли бы получить места в парламенте за счет своей популярности в том или ином регионе. Наиболее показательно это просматривается в отношении Аграрной партии, которая, как видно из представленных ниже таблиц, добилась присутствия в региональных парламентах в Республике Саха (Якутия) и Калмыкии, но оказалась не в состоянии преодолеть
заградительный барьер на общефедеральном уровне.
Кроме того, достаточно жесткие требования к регистрации и деятельности политических партий предъяв;1яет российское законодательство — "Закон о политических партиях" от 10 июля 2001 г. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31, от 25.07.2002 №112, от 23.06.2003 №85). И, наконец, наличие в политической культуре традиции длительного присутствия в жизни советской России правящей партии, составлявшей основу государственного управления, также не может не оказывать влияния на процесс партийного строительства.
В результате выборы в Государственную Думу
5 созыва привели к следующим итогам, когда из 11 партий, участвовавших в борьбе за парламентские места, к их распределению оказались допущены только 4. Причем разрыв между партиями аутсайдерами и партиями-лидерами вполне очевиден, так же, как и разница между процентным соотношением голосов, поданных за "Единую Россию" и все остальные партии вместе взятые.
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 02.12.2007
0.7 о.С
0.5
0.4
0.3
0.2
0.1
О
—
п . П гг
5'
О.
С
а
Ч §
а х і?
а.
с
О
"Единая Россия" 64,30%
"Справедливая Россия" 7,74%
КПРФ 11,57%
ЛДПР 8,14%
Аграрная партия 2,30%
"Яблоко” 1,59%
"Гражданская сила" 1,06%
СПС 0,96%
"Патриоты России" 0,89%
Партия социальной справе.ыивости 0,22%
Демократическая партия России 0,13%
По своим результатам голосование избирателей РС (Я) в главном принципиально не отличалось от общефедерального уровня: более 60% голосов были поданы за "Единую Россию” (чуть ниже, чем по России, но больше, чем в ряде других регионов) и более 7% голосов получили "Справедливая Россия" и КПРФ, хотя в обратной пропорции, нежели чем на общефедеральном уровне. Что касается ЛДПР, по Якутии ей не удалось преодолеть семипроцентный барьер, в то время как по итогам на федеральном уровне эта партия набрала более 8% голосов избирателей. Это свидетельствует о достаточно низкой популярности этой партии в регионе, что нашло
свое подтверждение и в итогах мартовских выборов в Ил Тумэн. Традиционно выше, чем по России, был процент голосов, отданный за СПС, но явно недостаточный, чтобы можно было говорить о повторении высокого результата, достигнутого этой партией на выборах в Якутии в 2003 году.
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ по РС (Я) 02.12.2007
0.7
Ой
05
0.4
ОД
03.
0.1
П I I г—1..
8
£
в
а
с
"Единая Россия" 63,99%
"Справедливая Россия" 13,19%
КПРФ 9,48%
ЛДПР 6,26%
Аграрная партия 1,80%
"Яблоко" 0,73%
"Гражданская сила" 0,51%
СПС 2,13%
"Патриоты России" 0,53%
Партия социальной справехчнвости 0,25%
Демократическая партия России 0,11%
2 марта 2008 года на основе смешанной изби-
рателыюй системы состоялись выборы в законодательные органы нескольких субъектов Российской Федерации.
Голосование по партийным спискам, хоть и выявило различие избирателей в партийных предпочтениях по различным субъектам, однако не изменило общей картины, выразившейся в устойчивой тенденции формирования региональных парламентов на основе абсолютного однопартийного большинства. Сравнительный анализ может быть приведен на основе представленных ниже диаграмм и таблиц.
По итогам голосования в Республике Башкортостан из 4 принимавших участие в выборах партий в региональный парламент прошло 2.
Выборы Государственную Собрания — Курултая Республики Башкорстан 4 созыва
о.е
0.6
0.4
0.2
о
“Единая Россия*
"Единая Россия" 85,77%
КПРФ 7,24%
ЛДПР 2,18%
"Справедливая Россия" 3,91%
В Калмыкии в выборах принимали участие
6 партий, из которых заградительный барьер также преодолели лишь 3 из них. К "Единой России" и КПРФ добавилась Аграрная партия, в то время как "Справедливая Россия" не преодолела семипроцентного барьера.
Выборы депутатов Народного Хурала Республики Калмыкия 4 созыва
"Единая Россия" 54,58%
Аграрная партия 7,69%
КПРФ 22,63%
ЛДПР 3,66%
"Зеленые" 4,47%
"Справедливая Россия" 4,97%
Однако в Алтайском крае все 4 партии, участ-
вовавшис в предвыборной гонке, прошли в законодательный орган.
Выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания
0.5
0.4
о.з
0.2
0.1
п .
‘Единая Россия”
Справедливая
Россия
ЛДПР
"Единая Россия" "Справедливая Россия” КПРФ ЛДПР
53,44%
7,72%
19,60%
16,45%
Такая же ситуация сложилась в Ингушетии, Ростовской и Ульяновской областях, однако по этим трем регионам значительно отличается процентное соотношение голосов, поданных за эти четыре партии.
Выборы депутатов Народного Собрания Ингушетии 4 созыва
07 —
о<*
03
1 1 Г—1 1 1
"Единая Россия" Справедливая КПРФ ЛДПР
Россия
"Единая Россия" 74,09%
"Справедливая Россия" 7,39%
КПРФ 7,34%
ЛДПР 11,06%
Выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области 4 созыва
00
04
02 1
°0 1—І 1 1 1
Единая Россия' КПРФ Справедливая ЛДПР Россия
"Единая Россия" КПРФ
"Справедливая Россия" ЛДПР
71,88%
15,81%
5,06%
5,77%
Выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области 4 созыва
0.7
о.в 0,5 0.4 0.0 02
0.1
'Единая Россия" ''Справедливая Россия"
ЛДПР
"Единая Россия" "Справедливая Россия" КПРФ ЛДПР
66,36%
7,77%
15,95%
7,39%
Это касается прежде всего голосов, поданных за "Справедливую Россию", КПРФ и ЛДПР в соответствии с региональными электоральными предпочтениями
В Ярославской области к участию в выборах были допущены семь политических партий, причем восьмая, "Справедливая Россия", первоначально принимавшая участие в предвыборной кампании, была исключена из избирательного списка практически накануне выборов. В результате из семи партий в Ярославскую Государственную Думу прошли только три партии.
Выборы депутатов Государственной области 5 созыва
о*
05
0.4
0.3
02
‘Единая Россия*
КПРФ
ЛДПР
"Единая Россия”
КПРФ
ЛДПР
"Патриоты России" Аграрная партия "Зеленые"
"Гражданская сила"
50,02%
14,60%
12,58%
5,92%
4,84%
2,97%
1,00%
Следствием значительной фрагментирован-ности партийно-политического поля стал и относительно низкий по сравнению с другими регионами процент голосов, полученный "Единой Россией".
В голосовании по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) четвертого созыва приняло участие 74,65% общего числа внесенных в списки избирателей.
В Якутии из пяти партий, подавших партийные списки для участия в выборах в Государственное Собрание (Ил Тумэн), прошли четыре — совсем немного не добрала ЛДПР, зато получила свои места Аграрная партия, которой среди названных субъектов удалось попасть в региональный парламент лишь в Калмыкии. И практически в последний момент, накануне выборов, решением Конституционного суда РФ была восстановлена в избирательных списках "Справедливая Россия". В результате процентное соотношение голосов, поданных по партийным спискам, распределилось следующим образом:
Выборы депутатов Госудзрственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) 4 созыва
— —
п
"Единая Россия" “Справедливая Россия"
КПРФ
Аграрная
партия
"Единая Россия" "Справедливая Россия" КПРФ
Аграрная партия ЛДПР
51,85%
14,92%
15,93%
8,54%
6,39%
Из 68 депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) 35 выбраны по партийным спискам и 33 — по одномандатным округам. При этом по списку партии "Единая Россия" — 20 депутатов, от политической партии "Справедливая Россия" избраны 6 депутатов, от КПРФ — 6 и 3 депутата по списку "Аграрная партия России". Не получили своих депутатов избирательные округа №2 — Абыйский и №7 — Булунский, результаты в которых были признаны недействительными.
Процентное соотношение мест на основе голосования по партийным спискам распределилось следующим образом:
Однако распределение мест по одномандатным округам также содержит партийную составляющую. Своих кандидатов, прошедших в Государственное Собрание (Ил Тумэн), выдвинули: "Единая Россия" — 15 мест, Аграрная партия — по трем округам и 1 человек от КПРФ. Не получила своих кандидатов по одномандатным округам только "Справедливая Россия". На основе выдвижения от политических партий по одномандатным округам процентное соотношение мест выглядит следующим образом:
Распределение мест по одномандатным округам в % 9
□ 1 ■2
□3
□ 4
1 — "Единая Россия", 2 — Самовыдвижение,
3 — КПРФ, 4 — Аграрная партия
Таким образом, в результате сложения этих двух составляющих присутствие политических партий в законодательном органе республики составляет картину, несколько отличающуюся от процентного соотношения голосов, поданных за партии.
Итоговое процентное соотношение распределения мест в Государственном Собрании (Ип Тумэн) РС (Я)
П1
■2
□3 □4 ■ 5
1 — "Единая Россия", 2 — "Справедливая Россия", 3 — КПРФ, 4 — Аграрная партия .і..
1 — "Единая Россия”,
2 — "Справедливая Россия",
3 - КПРФ,
4 — Аграрная партия,
5 — Самовыдвижение
В конечном итоге, можно утверждать, что по результатам выборов в пятом избирательном цикле и на региональном уровне достаточно четко просматривается тенденция, обозначившаяся еще при выборах в четвертую Государственную Думу на федеральном уровне — формирование однопартийной системы с господствующей партией, когда одна партия получает парламентское большинство и решающее право принятия законодательных решений.
Таким образом, результаты применения современной избирательной системы в России как на федеральном, так и на региональном уровнях, не только приводят к приданию четких очертаний российской партийной системы, но и долж-
ны предполагать усиление позиций Государственной Думы и региональных парламентов в их взаимоотношениях с исполнительной властью. Отсутствие механизма партийной ответственности правительства в политической системе РФ может существенно снизить ожидаемый эффект от укрепления политических партий и перехода к чистой пропорционально представительной системе.
о.. ЛИТЕРАТУРА
1. А.Ю. Глубоцкий, А.В. Кынев Опыт смешанных выборов в российских регионах //Полис, 2003, N52. С. 124-142.
2. Автономов А.С., Захаров А.А., Орлова Е.М. Региональные парламенты в современной России. М., 2000; Голосов Г. В. Измерения российских региональных избирательных систем. — Полис, 2001, №4.
3. Голосов Г.В. Сфабрикованное большинство: конверсия голосов в места на думских выборах 2003 г./Полис. 2005, №1. - С. 108.
УДК 32 (091) .Д-з И
Основные истоки идеи о суверенитете
Н.А. Слепцов
Д/Ш научного исследования теории суверенитета большой интерес представляют истоки идеи о верховной власти. В связи с этим в статье анализируются мифологические и религиозные представления о власти и верховной власти. Отсюда начинаются идеи о суверенитете, которые, развиваясь дальше, дали нам теории суверенитета.
Primary sources of the idea of supreme power are of great interest in conducting research on theory’ of sovereignty. In this connection the article presents analyses of mythological and religious ideas about power and supreme power. We can say that the ideas of sovereignty come form these notions that further developed a theory of sov-
На пороге XX и XXI веков проблема суверенитета опять оказалась в центре внимания мировой политики. Связано это, прежде всего, с двумя обстоятельствами.
Во-первых, после развала СССР и социалистического строя, окончания холодной войны идет становление нового мирового порядка, мир опять хотят поделить на сферы геополитического влияния. Не только политики, но и политологи США (3. Бзежинский, Джозеф С. Най и другие [1]) "заражены” идеей однополосного мира, где доминирующую роль отводят своей супердержаве. А как же быть с суверенитетом других субъектов международного права?
Во-вторых, становление демократических государств и перспектива такого пути развития для большинства стран мира по-новому ставят проблемы теории и практики суверенитета. Некоторые государства ради защиты своего государственного суверенитета хотят быть сильными в военном отношении и рвутся заиметь ядерное оружие (Северная Корея и Иран). Другие, например, Российская Федерация, наряду с военной мощью большие надежды возлагают на так называемую "суверенную демократию". "Если су-
веренитет — это основа государственности, то демократия — это то, посредством чего в современном мире только и можно создавать, производить и защищать долгосрочный жизнеспособный суверенитет", — пишет политолог и член Общественной палаты Российской Федерации А. Чадасв [2].
Возникновение идеи и становление теории суверенитета охватывает длительный исторический период. Первоначальные идеи возникли еще в древнем мире, на заре появления первых государств. Их мы относим к дотсоретичсскому этапу развития идеи суверенитета и характеризуем как истоки и древнейшие источники. В данной статье речь пойдет о мифологии и религии как основных источниках теории суверенитета.
* * *
Проблема суверенитета существует со времени образования ранних государств. Если человек появился примерно 1,5 млн лет тому назад, то первые государства возникли сравнительно недавно. Около 3100-2800 гг. до н.э. фараон Менее обосновал I династию раннего царства в Египте.
СЛЕПЦОВ Николай Алексеевич, к.и.н., доцент кафедры политологии ЯГУ.