Т.В. Зонова
Партийная система Италии
Аннотация. В Италии партийный ландшафт изменился, и ее традиционная партийная система ушла в прошлое еще в начале 1990-х годов. Речь шла не только о смене партий, но и о полном изменении самой партийной системы. Политикам предстояло избавиться от «несовершенной демократии» и постараться обеспечить чередование у власти правящих партий и оппозиции. В статье дается характеристика новых лидеров, рассматриваются этапы становления новых партий и движений, формирования право- и левоцентристских коалиций в условиях меняющейся избирательной системы. Делается попытка предложить сценарии итогов предстоящих парламентских выборов.
Abstract. In Italy, the party landscape changed and in the early nineties its traditional party system passed into history. It was not just about changing parties, but also about a complete transformation of the party system itself. Politicians had to get rid of the so called «imperfect democracy», trying to ensure alternation of the ruling parties and opposition in power. The author provides information on the appearance of new parties and movements, analyzes the formation of center-right and center-left coalitions in the framework of a changing electoral system. Finally, an attempt is made to propose scenarios of the forthcoming parliamentary elections outcome.
Ключевые слова: партийная система, Италия, Ренци, Берлускони, Сальвини, Грилло.
Keywords: party system, Italy, Renzi, Berlusconi, Salvini, Grillo.
Во многих странах вызовом существующей системе стал популизм правого и левого толка, на политической арене появились новые партии и движения. Свою оригинальную трактовку сложившейся ситуации предложил французский антрополог Марк Оже. «Темпы развития гражданского общества, - заявил он, - оставили далеко позади традиционную политическую систему, с которой это общество более себя не отождествляет» [цит. по: Gambaro, 2017]. Но, пожалуй, именно Италия в этом плане стала своего рода первопроходцем. Ее политическая система - так называемая Первая республика - начала рушиться еще на грани 80-90-х годов прошлого века. В течение послевоенных десятилетий в роли массовых выступали лишь две итальянские партии: Христианско-демократи-ческая (ХДП) и Коммунистическая партии. В условиях холодной войны чередование у власти с коммунистами, тесно связанными с Советским Союзом, было невозможно. ХДП оказалась единственной партией, способной формировать правительства, опираясь на своих союзников. В отличие от других демократических стран Западной Европы, в Италии политический водораздел проходил не между левыми и правыми, а между коммунистами и антикоммунистами. Политологи называли эту ситуацию «несовершенной двух-партийностью» [Galli, 1966], или «поляризованным плюрализмом» [Sartori, 1982]. В исследованиях появилось определение политической системы Италии как «несовершенной», или «блокированной», демократии.
Переломные 80-е - начало 90-х:
кризис традиционных и возникновение новых партий
Несмотря на достаточно успешное экономическое развитие страны, всё чаще общественность будоражили сведения о коррумпированности правящей элиты. В середине 1980-х - начале 1990-х в СМИ появилось много критических материалов в отношении «диктатуры партий», опирающихся на Конституцию 1948 г., ширились ряды сторонников перестройки институциональной основы Республики, а также изменения пропорциональной избирательной системы. Падение Берлинской стены в 1989 г. и последовавшее крушение советского блока эхом отозвалось в Италии. Коммуни-
стическая партия сменила название на Демократическую партию левых сил (ДПЛС), от которой откололось меньшинство, создавшее партию «Коммунистическое возрождение» (КВ). ДПЛС заявила о своем желании вступить в Социалистический интернационал и в рамках Европейского парламента примкнула к Партии европейского социализма.
Об утрате христианскими демократами и коммунистами их прежней популярности свидетельствовали последовавшие в 1992 г. парламентские выборы. Если в 1976 г. обеим партиям удалось совместно получить 73,1 % голосов, то в 1992 г. за ХДП и наследницу ИКП - ДПЛС проголосовали лишь 45,8% избирателей [ЛгсЬМо 81:оисо...]. Процессы распада ХДП привели к созданию правой партии - Христианско-демократического центра (ХДЦ) и левоцентристской Народной партии (НП). В Социалистической партии после бегства из страны ее лидера Беттино Кракси, обвиненного в коррупции, один за другим менялись руководители и разгорались скандалы [Любин, 2007]. Градус недовольства неуклонно повышался на фоне развернувшейся борьбы с коррупцией, процветавшей в условиях складывавшейся годами взаимозависимости предпринимателей и политиков. Критику вызывала и система финансирования партий: «В Италии нелегальное финансирование политики проводилось задолго до 1990-х годов. Финансовые средства для развития политической деятельности, пропагандистских и предвыборных кампаний зачастую явно не соответствовали критериям законности» [Сгах1, 1994, р. 13]1. Кампания «Чистые руки», инициированная миланскими судьями в отношении «взяткограда»2, по
1 В Италии с 1974 г. неоднократно принимались законы, определяющие условия и объем финансирования партий. Последний закон, упраздняющий государственное финансирование партий, был принят в 2014 г. В соответствии с законом физические лица могли добровольно жертвовать сумму до 100 тыс. евро той или иной партии, причем для жертвователя эта сумма изымалась из налогообложения.
2 Термин «Та^е^ороН» (взяткоград) был введен в оборот в 1992 г. в связи с расследованием коррупционных сделок между политиками и предпринимателями в Милане.
принципу домино выявляла все новых и новых фигурантов коррупционных сделок.
В напряженной атмосфере весны 1993 г. прошел референдум, итогом которого стало принятие нового избирательного закона. Законом упразднялась пропорциональная и вводилась смешанная мажоритарно-пропорциональная система, наметилось чередование у власти право- и левоцентристов. В преддверии парламентских выборов 1994 г. была сформирована левоцентристская коалиция «Прогрессисты», в которую наряду с Демократической партией левых сил вошли некоторые другие левоцентристские и левые группировки. ДПЛС, наследница Итальянской коммунистической партии, оказалась наименее затронутой коррупционными скандалами, это позволяло предсказывать левоцентристам бесспорную победу на выборах.
Однако на политической сцене у них появился сильный соперник - Сильвио Берлускони, один из богатейших итальянских предпринимателей и, что особенно важно для ведения предвыборной агитации, владелец общенациональных телевизионных каналов1. Пожалуй, именно он положил начало так называемым «персональным» партиям, т.е. партиям, созданным вокруг одного деятеля. Создав новую партию «Вперед, Италия» (ВИ)2, Берлускони обещал преградить путь во власть «посткоммунистам», обеспечить свободу рынка и снизить налоги. Резкой критике с его стороны подверглась политика профсоюзов и вмешательство государства в экономику. В лагере правоцентристов основным союзником Берлускони стала Лига Севера (ЛС). Партия предлагала изменить Конституцию и преобразовать Италию в «этнонациональную федерацию» с сильной президентской властью. Ксенофобские нотки в отношении к иммигрантам, звучавшие в заявлениях «лигистов», вызвали резкую критику в адрес ЛС, а Форум проживающих в Италии иностранцев обвинил лигу в намерении «придать легитимность самому тривиальному расизму» [ЬиссЬеШ, 1990]. Ряды союз-
1 Еще в 1980-х годах Берлускони с помощью своего друга, премьер-министра Кракси получил возможность скупить региональные каналы и в противовес государственному телевидению создать частную «медийную империю».
2 Forza Italia - слоган итальянских футбольных болельщиков.
ников Берлускони пополнила также партия «Национальный альянс» Джанфранко Фини, наследница неофашистской партии Итальянское социальное движение, слившаяся в свое время с монархистами и избавившаяся от наиболее одиозных атрибутов фашизма.
Переход к системе «совершенной демократии» и чередование у власти коалиций
Предвыборная кампания 1994 г. отличалась рядом особенностей, свидетельствующих о наступлении нового исторического этапа. Большую роль сыграла ставка на личность самого Берлускони. Симпатизирующая пресса характеризовала его как лидера «решительного, бескорыстного, сильного и щедрого». Берлускони бросал вызов традиционной системе, в соответствии с которой в послевоенной Италии к власти приходили лишь профессиональные политики. Агитируя за свою коалицию, Берлускони всемерно использовал собственные телевизионные каналы. Однако единству сколоченного альянса препятствовали разногласия между Лигой Севера и «Национальным альянсом». Политическая платформа лиги предполагала радикальную территориальную децентрализацию страны, в то время как программа НА делала упор на централизацию и единство на основе националистических лозунгов. По этой причине Берлускони счел целесообразным разделить правоцентристскую коалицию на «Полюс свобод» («Вперед, Италия», ЛС, ХДЦ), собиравший голоса на Севере и в Центре Италии, и «Полюс хорошего управления» (ВИ, НА, ХДЦ), проводивший агитацию на Юге.
Итоги выборов показали, что победившая коалиция Берлускони в основном получила голоса, прежде отдаваемые Христиан-ско-демократической партии. Потерпевшие поражение левоцен-тристъ1 пользовались преимуществом там, где ранее избиратели голосовали за Итальянскую коммунистическую партию. В целом итальянская партийная система приобретала характер биполярной, преодолевая, таким образом, прежнее «несовершенство», блокирующее приход к власти оппозиции. Выборы, однако, не обеспечили внутриполитическую стабильность. Разногласия внутри
лагеря правоцентристов вскоре привели к отставке Берлускони и новым парламентским выборам.
Впервые в истории Италии всего лишь за четыре года парламент избирался трижды. На выборы 1996 г. каждая из коалиций шла с уже определенными кандидатами на пост премьера: правоцентристская - с Сильвио Берлускони, левоцентристская - с Рома-но Проди, известным экономистом, сформировавшимся под влиянием христианско-демократической идеологии. Берлускони стал главой правоцентристского «Полюса свобод». Лига Севера на этот раз выступала самостоятельно, став на сепаратистские позиции и требуя отделения Севера Италии от Юга. По предложению Проди, левоцентристская коалиция получила название «Оливковое дерево». Проди выступил против приклеивания ярлыка «коммунист» всем силам, которые не поддерживали ультралибералов, обращающихся, по его словам, с обществом как с «лабораторией для экспериментов». «Оливковое дерево» Проди характеризовал как движение, объединяющее в себе народно-католическую, социал-демократическую, либеральную, республиканскую традиции и обладающее подвижной федералистской структурой [Зонова, Лю-бин, 2011, с. 27].
Победа на выборах левоцентристов (43,39%) позволила сформировать правительство во главе с Проди. Партии «Полюса свобод» (42,07%) перешли в оппозицию. Весной 1998 г. партия «Коммунистическое возрождение» отказала правительству Проди в поддержке и правительство было вынуждено уйти в отставку. Сформировать новое президент Скальфаро поручил сменившему Проди главе Демократической партии левых сил Массимо д'Алеме1. В преддверии парламентских выборов, планировавшихся на май 2001 г., Берлускони воссоздал правоцентристскую коалицию, заменив название «Полюс свобод» на «Дом свобод». Сняв сепаратистские лозунги и ограничившись пожеланием федерализации Италии, к коалиции примкнула и Лига Севера.
1 Сам Проди в 1999 г. был избран на пост председателя Европейской комиссии.
Берлускони развернул мощную пропагандистскую предвыборную кампанию. За несколько дней до выборов Берлускони по телевидению обратился к избирателям, продемонстрировав подписанный им «Контракт с итальянцами»1, в котором обещал резко сократить налоги, снизить уровень преступности, поднять пенсии, в два раза уменьшить безработицу2. Левоцентристская коалиция «Оливковое дерево» в качестве лидера альянса выдвинула Франче-ско Рутелли, мэра Рима, в свое время активного деятеля Радикальной партии. Во вновь избранном парламенте подавляющее большинство в 545 мест завоевали правоцентристы, левоцентристы получили лишь 367 мест. Возглавив правительство, Берлускони вплоть до 2006 г. оставался на этом посту. Важным нововведением в период его правления стало принятие нового избирательного закона, утверждающего пропорциональный принцип представительства и предусматривающего премию той партии, которая соберет относительное большинство голосов.
В 2002 г. на политической арене появилась новая партия «Маргерита» (Ромашка). Во главе партии встал Франческо Рутелли. Идейная платформа партии была близка «уливийцам»3: социальное христианство, социальный либерализм, защита окружающей среды и европейское единство. В феврале 2005 г. Проди заявил о создании «Союза», новой левоцентристской коалиции. Новизна состояла в том, что для выдвижения лидера впервые проводились праймериз, в результате которых Проди подтвердил свое лидерство. В «Союз» вошла также партия «Италия ценностей», основанная еще в 1998 г. миланским прокурором Антонио Ди Пьетро, начавшим операцию «Чистые руки». «Дом свобод» Берлускони пополнился Новой социалистической партией Джанни Де Микелиса и
1 Такого рода документ в предвыборной кампании 1994 г. в США представила Республиканская партия, назвав его «Контракт с Америкой».
2 Обращение С. Берлускони к избирателям. - Режим доступа: ЬЫр://шшш. ilgiornale.it/video/interni/2001-berlusconi-firma-contratto-italiani-986035.html (Дата обращения - 02.08.2017).
3 «Оливковое дерево» по-итальянски «ulivo».
частью примкнувших к Берлускони республиканцев1. В коалицию вошла также «Социальная альтернатива» Алессандры Муссолини2.
Выборы 2006 г. проводились на основе нового избирательного закона3. Нововведением стала также возможность для итальянцев, проживающих за рубежом, заочно проголосовать за ту или иную партию. Несмотря на то что именно Берлускони в свое время горячо ратовал за принятие закона, предусматривающего избирательную премию, «Дому свобод» не удалось выиграть выборы. Однако, как отмечал российский эксперт, «победа левых произошла с таким ничтожно малым перевесом - менее 25 тыс. голосов (0,07%), -что впору говорить не о победе, а о "ничьей"» [Левин, 2007, с. 268]. Подобный результат создавал ситуацию нестабильности. После столь незначительной победы на выборах левоцентристы стремились найти пути к дальнейшей консолидации сил. Еще будучи председателем Европейской комиссии, Романо Проди задумывался над тем, как объединить в рамках одной левоцентристской партии все реформистские течения, исторически существующие в Италии. В развитие этой идеи в 2007 г. прошли съезды партий «Левые демократы» и «Маргерита», которые большинством голосов приняли решение о создании Демократической партии (ДП)4. На заседаниях Учредительной ассамблеи были разработаны Устав, Манифест ценностей и Этический кодекс партии. В них отражалась приверженность светскому характеру партии, традициям католического солидаризма, а также идеям труда, социализма и защиты окружаю-
1 Остальные республиканцы шли на выборы с Проди.
2 Внучка Муссолини Алессандра вышла из партии «Национальный альянс» после того, как Фини в Израиле заявил, что некоторые проявления фашистского режима можно рассматривать как «абсолютное зло XX века».
3 Даже один из авторов закона «лигист» Калдероли охарактеризовал его как «свинский». Джованни Сартори дает закону ироничное, имитирующее латынь название «Порчеллум» (свинский по-итальянски звучит как «роге^а»). В 2014 г. Конституционный суд признал этот закон частично не соответствующим Конституции.
4 В объединении «Маргерита», как в свое время в ХДП, было значительное число приверженцев демократического и социального христианства, поэтому можно предположить, что в известной степени слияние «Левых демократов» и «Маргериты» стало воплощением идеи «исторического компромисса» 70-х годов.
163
щей среды. Демократическая партия стала основой сформированного Проди правительства. Учитывая сложившуюся в парламенте ситуацию, секретарь партии Вальтер Вельтрони выступил с предложением еще раз изменить избирательный закон, сделав его мажоритарным и рассчитанным на создание более стабильной двухпартийной системы. С этим согласились и оппозиционные силы.
Весной 2008 г. правительство Проди было вынуждено уйти в отставку1, парламент распущен и назначены досрочные выборы. Накануне выборов политическая конфигурация предвыборных союзов изменилась. ДП получила поддержку Антонио Ди Пьетро. В правоцентристском лагере упразднили «Дом свобод». На смену ему пришла партия «Народ свободы» (НС), объединившая партию Берлускони «Вперед, Италия», «Национальный альянс» Фини, Лигу Севера, а также ряд других правоцентристских группировок. Не вошедшие ни в одну коалицию партии выступали со своими собст-венныши программами. Партии в соответствии с избирательным законом обязались не включать в списки кандидатуры привлеченных к суду людей. Однако члены НС потребовали исключения для тех, против кого судебное преследование было инициировано, по их мнению, политическими противниками, прежде всего теми, кого Берлускони называл «судьями в красных тогах», т.е. симпатизирующими коммунистам2.
Закат «эры Берлускони» в условиях финансового и экономического кризиса
Правоцентристам, выступающим с резкой критикой финансовой и миграционной политики правящего большинства, удалось выиграть выборы. Особого успеха добилась Лига Севера, удвоив-
1 Позднее в ходе уголовного процесса, инициированного прокуратурой Неаполя, выяснилось, что Берлускони спровоцировал падение правительства, в частности, подкупив сенатора Серджо Де Грегорио, о чем последний дал признательные показания.
2 К тому времени против Берлускони был возбужден целый ряд судебных дел, однако проведенные им через парламент так называемые персональные законы освобождали лиц, занимающих высшие должности в государстве, от необходимости являться в суд.
шая по сравнению с 2006 г. количество подаваемых за нее голосов. Процентный барьер впервые не преодолели представители традиционной левой: коммунисты и социалисты. Придя к власти, Берлускони тоже столкнулся с большими трудностями. Стране грозила длительная рецессия, возрастал государственный долг и стремительно повышался уровень молодежной безработицы. «По сравнению с временами, когда правящий класс вел себя скромнее, при нынешнем правительстве - правительстве богачей - страна обеднела, справедливости в ней стало меньше, уровень образования упал, социальная защищенность ослабела, а дух предпринимательства едва теплится», - писал Серджо Романо [Romano, 2008]1. Нарастали противоречия Берлускони с союзниками.
Признаки политической нестабильности с достаточной очевидностью проявились уже весной 2011 г. в ходе административных выборов. Особенно болезненной для правоцентристов стала потеря Милана - экономической и финансовой столицы Италии, цитадели Берлускони. По словам влиятельного итальянского предпринимателя и издателя Карло Де Бенедетти, «премьер политически родился в Милане, там же наступила и его политическая смерть» [цит. по: Зонова, 2011]. Потери понесла и ЛС. Бывшие союзники премьера - Джанфранко Фини и Пьер Фердинандо Кази-ни - заявили о готовности оказать поддержку правоцентристскому блоку лишь при условии, что Берлускони уйдет с поста главы правительства. В СМИ объясняли сложившееся положение тем, что итальянцы, искренне поверив в начале 1990-х в индивидуализм, частную инициативу и снижение роли политики, в действительности получили экономический кризис, коммерческое развлекательное телевидение, а также свободу преследовать свои эгоистические интересы.
В июне 2011 г. 57% имеющих право голоса итальянцев вышли на референдум, выразив свое несогласие с политикой Берлускони. В частности, 94,62% высказались за отмену закона, позволявшего высшим должностным лицам не являться в суд [Toniutti, 2011]. Ре-
1 Серджо Романо - историк, журналист, постоянный представитель Италии при НАТО (1983-1985), Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в СССР (1985-1989).
шающую роль в разрешении кризисной ситуации сыграл президент Италии Джорджо Наполитано, сумевший убедить Берлускони подать в отставку1. Сформировать техническое правительство президент поручил пожизненному сенатору Марио Монти. СМИ заговорили о наступлении эры «Третьей республики». Однако уже на следующий год партия Берлускони отказала в поддержке правительству и вынудила Монти подать в отставку. Насущная проблема изменения избирательного закона, частично признанного неконституционным (решение принималось Конституционным судом), так и не была решена. Президент Италии Джорджо Наполитано выразил по этому поводу чувства «горечи и тревоги» [СеПеШ, 2012]. После роспуска парламента досрочные парламентские выборы были намечены на 25 февраля 2013 г. Левоцентристы шли на выборы в коалиции «Италия. Общее благо», возглавляемой очередным секретарем ДП Пьером Луиджи Берсани. Правоцентристская коалиция включала «Народ свободы», Лигу Севера, а также вышедших из «Национального альянса» политиков, образовавших новую крайне правую партию «Итальянские братья». Ма-рио Монти принял решение идти на выборы с созданным им блоком умеренных сил «Гражданский выбор» (ГВ).
Возникновение «третьего полюса» в политической жизни Италии
В середине первого десятилетия 2000-х годов на политической арене Италии появился известный комик Беппе Грилло. Обратившись к пользователям социальных сетей, он призвал создавать сетевые группы «Друзья Беппе Грилло» с целью «развлекаться, вместе проводить время и добиться единого видения лучшего будущего для всего мира, начиная с собственного города»2. Ставка делалась прежде всего на привлечение протестной антиправитель-
1 Наполитано Джорджо - один из наиболее известных руководителей ИКП, а затем Демократической партии, остававшийся на должности президента Республики с 2006 по 2015 г.
2 II Blog di Beppe Grillo. - Mode of access: http://www.beppegrillo.it/ 2005/07/incontriamoci_u_1.html (Дата обращения - 23.08.2017).
166
ственной и евроскептической аудитории, выступающей за референдумы, прямую демократию и сетевое взаимодействие. Мозговым центром нарождавшегося движения считался Джанроберто Казаледжо, глава крупного информационного акционерного общества «Казаледжо Ассочиати» и одновременно бизнес-партнер американского технологического колосса «Business Technology Management Corporation». Казаледжо был известен также тесным сотрудничеством с Антонио Ди Пьетро. Созданное Грилло «Движение 5 звезд» по количеству собранных голосов на выборах 2013 г. (25,56%) ненамного отставало от двух главных соперников (левоцентристы - 29,5%, правоцентристы - 29,1%). Грилло эффективно использовал сети и флешмобы, поэтому итальянцы шутили, что Интернет победил телевидение. Опасение вызвал лишь упор движения на критику существующего положения при отсутствии позитивной программы.
По сравнению с предыдущими выборами Демократическая партия утратила поддержку почти 7% избирателей [Il Pd crolla.., 2013]. Особо проблематичным стало голосование в сенате, где разрыв между ведущими силами оказался минимальным. Согласование между палатой депутатов и сенатом при таком раскладе было чрезвычайно затруднено, что создавало проблемы на пути формирования стабильного правительства1. Страна оказалась на грани неуправляемости. Триумфальный результат «Движения 5 звезд» перечеркнул перспективу укрепления сложившейся на выборах 2008 г. двухполюсной, опирающейся на лево- и правоцентристов системы2. Фактически возникла трехполюсная система, где полюса примерно равны3.
1 В Италии существует система «совершенного бикамерализма», т.е. одинаковых прав обеих палат.
2 Было правильным предположение В.П. Любина, что «надежда на исчезновение отличающейся сильной фрагментарностью партийно-политической системы и создание четко выраженных правого и левого флангов не оправдалась». -Любин В.П. Левые партии Италии. Выступление на круглом столе Института Европы РАН 28.02.2005. - Режим доступа: http://alestep.narod.ru/lubin/left_parties 05032005.htm (Дата обращения -13.09.2017).
3 Указывали даже и на четвертый полюс, объединивший в списке Монти центристские силы.
Наполитано поручил сформировать новое правительство лидеру левоцентристов Берсани. В ходе затянувшихся консультаций выяснилось, что говорить о «большой коалиции» с левоцентристами Берлускони согласен лишь при условии, что Италию возглавит «правый» президент. Берсани тщетно пытался договориться с «Движением 5 звезд», однако Грилло отверг возможность компромисса, фактически парализовав консультации. В апреле 2013 г. Наполитано поручил представителю ДП Энрико Летта сформировать новое правительство1. Правительство «большой коалиции» (Демократическая партия, «Народ свободы», «Гражданский выбор») стало первым такого рода коалиционным правительством в истории Второй республики. Новому парламенту предстояло также избрать президента страны, поскольку мандат Джорджо Напо-литано истекал2. Выборный марафон продлился с апреля до середины мая. «Движение 5 звезд» то саботировало голосование, то вписывало в бюллетени претендента, выдвинутого пользователями социальных сетей. Наиболее вероятной для избрания представлялась кандидатура Романо Проди, встреченная бурными аплодисментами на собрании выборщиков от ДП. В ходе голосования выяснилось, однако, что свыше ста «свободных стрелков» - членов ДП не проголосовали за собственного кандидата. Лидер демократов Берсани немедленно заявил о своей отставке. В центре Рима на площади перед зданием палаты депутатов - Монтечиторио -неожиданно появился небольшой оркестр, исполнивший похоронный марш. Единственный выход из тупика видели в том, чтобы
1 Энрико Летта - племянник Джанни Летта, одного из ближайших сотрудников Берлускони.
2 В Италии, соблюдая традиции парламентской организации, еще в 1946 г. отказались от американской системы избрания президента прямым голосованием. К тому же опасались, учитывая фашистское прошлое страны, давать слишком широкие полномочия президенту. Президента избирают на совместном заседании обеих палат парламента, в голосовании участвуют также представители областей. Для первых трех туров необходимо квалифицированное большинство голосов, после чего становится достаточным абсолютное большинство. Срок, на который избирается президент, семь лет, с тем чтобы это не совпадало с выборами в парламент, президент, таким образом, более не зависим от избирательных кампаний.
убедить 87-летнего президента Наполитано «спасти отечество» и согласиться на выдвижение его кандидатуры. Действительно, в шестом туре Наполитано собрал 738 голосов из 997 и сменил на посту самого себя, оставшись одиннадцатым президентом Итальянской Республики [СиррШ, Ка81еШ, 2013].
Левый центр Маттео Ренци и перипетии правого центра
В июле 2013 г. популярный в Италии мэр Флоренции Маттео Ренци был избран национальным секретарем Демократической партии [Ьа пиоуа Diгezione.., 2013]. Свой успех он подтвердил на выборах в Европейский парламент в мае 2014 г., когда ДП обеспечила себе более 40% голосов, что позволило ей стать крупнейшим партийным представительством в Европейской социалистической партии, решение о вступлении в которую было принято накануне. В начале августа того же года Италия оказалась на пороге очередного кризиса в связи с отзывом сенаторского мандата Берлускони, последовавшим за решением суда приговорить его к лишению свободы. Наполитано твердо заявил, что главное - избежать досрочных выборов, ибо их частое использование превратилось в «итальянскую аномалию». Полное доверие президенту и правительству выразила Конференция итальянских епископов. По свидетельству Энрико Летта, в ходе его встречи в Нью-Йорке с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером тот сказал: «Никогда не думал, что сегодня я буду всей душой болеть за президента моей любимой Италии, против которого я боролся всю свою жизнь и появления которого на территории США старался не допустить» [цит. по: Зо-нова, 2013]. Партия Берлускони оказалась поделенной на «ястребов» - яростных сторонников популистского курса и «голубей» -приверженцев проправительственного курса. На горизонте замаячил не только правительственный кризис, но и кризис конституционный. Попытку провести ребрендинг своего политического образования предпринял сам Берлускони, объявивший о решении распустить «Народ свободы» и воссоздать свою партию «Вперед, Италия». Политический секретарь НС Анджелино Альфано и другие министры от НС с этим не согласились, противопоставив Берлускони проправительственный «Новый правый центр» (НПЦ).
В феврале 2014 г. 39-летний Ренци стал самым молодым премьером за историю существования Республики. По данным соцоп-росов, более половины итальянцев испытывали симпатии к молодому лидеру [Pregliasco, 2013]. Берлускони тоже не стал возражать против смены премьера1. В начале 2015 г. заявил об уходе со своего поста президент Джорджо Наполитано. Левоцентристы предложили кандидатуру 73-летнего сицилийца Серджо Маттареллы, члена Конституционного суда республики, в прошлом верного соратника Альдо Моро. Маттарелла получил не только необходимое в четвертом туре абсолютное большинство голосов, за него проголосовали две трети выборщиков, что также свидетельствовало о дальнейшем ослаблении правоцентристской коалиции.
Попытка преодолеть «совершенный бикамерализм» и судьбы конституционной реформы
В 2016 г. итальянский парламент обсуждал предложенную премьером Ренци реформу Конституции Итальянской Республики. Одно из главных положений реформы состояло в преодолении так называемого совершенного бикамерализма путем лишения сената законодательных функций и сокращения числа сенаторов почти в четыре раза. По реформе, палата депутатов оставалась единственным определяющим политику страны институтом; голосование доверия правительству также оставалось в исключительной компетенции депутатов. Правящей левоцентристской коалиции не удалось добиться желаемого квалифицированного большинства в процессе голосования закона о реформе, в результате чего пришлось подчиниться конституционному требованию о проведении по этому вопросу референдума. На карту была поставлена не только судьба реформы, но и престиж самого Ренци. Молодого премьера критиковали за придание голосованию излишне персонифицированного характера и за обещание в случае
1 Месяцем ранее Ренци уже достиг договоренности с Берлускони о взаимной поддержке в проведении реформы, касающейся изменения функций сената и принятия нового избирательного закона. В политическом жаргоне эта договоренность получила название «пакта Надзарено» по месту проведения встречи двух лидеров.
поражения уйти в отставку. Нарастало недовольство тем, что Ренци перенял эстафету премьерства без парламентских выборов [Referendum.., 2016]. Крайне левые внутри ДП также заявили о неприятии правительственной политики. Резко против Ренци выступило «Движение 5 звезд». Напротив, поддержку Ренци выразили в США путем присуждения ему учрежденной Атлантическим советом премии «Global Citizen Award», вручая которую госсекретарь Джон Керри назвал Ренци «динамичным и всё более значимым европейским лидером», который проводит необходимые Италии реформы и умеет дать ответ на возникающие вызовы [Mauro, 2016]. Посол США в Италии Джон Филлипс прямо заявил, что «отрицательное отношение к реформам Ренци затруднит поступление иностранных инвестиций в экономику Италии» [Ibid].
В ходе референдума в декабре 2016 г. большинство в 52% выступило против реформирования Конституции, за этим последовала обещанная отставка Ренци. «Я хотел избавить страну от лишних кресел, а в результате потерял свое», - иронично заметил он [Renzi.., 2016]. В феврале 2017 г. премьер-министром стал Паоло Джентилони1. Его задача состояла в продолжении проводимого Ренци курса и в подготовке нового избирательного закона [Осипов, 2017]. Поражение на референдуме способствовало росту критических настроений в левом крыле Демократической партии. Бывший секретарь партии Берсани, а также исторический лидер ДП и бывший премьер Массимо д'Алема, обвинив Ренци в провалах политического курса, спровоцировали раскол, создав Демократическое и прогрессивное движение [Sondaggio.., 2017]. К «движению примкнули 37 депутатов и 14 сенаторов. Бывший мэр Милана Джулиано Пизапиа также решил объединить критически настроенных левых в рамках «Прогрессивного лагеря». Ренци не смирился с поражением и на состоявшихся в апреле 2017 г. партийных праймериз получил 69,17% голосов, вновь получив возможность возглавить Демократическую партию [Glie letti...].
1 Паоло Джентилони, член руководства ДП и министр иностранных дел в последнем правительстве Ренци.
Последствия референдума за независимость Каталонии, серьезно повысившие градус напряженности в испанской политической жизни, привлекают особое внимание в Италии, где все чаще раздаются требования большей автономии областей. Правда, в отличие от Каталонии, где население призвали высказаться за независимость, в Италии речь идет о референдумах, предусмотренных конституционным законом Италии. Итальянские сторонники областной автономии упор делают на федерализацию страны, ссылаясь на один из основополагающих принципов организации федерации - принцип субсидиарности, т.е. решения вопросов на максимально приближенном к гражданам низком уровне. На прошедших в октябре 2017 г. консультативных референдумах в Ломбардии и Венето основные партии - Демократическая партия, партия «Вперед, Италия», Лига Севера, «Движение 5 звезд» поддержали требование о большей автономии, в частности, по поводу сокращения суммы налоговых сборов, выплачиваемых Риму. За автономию Венето проголосовали 98,1%, Ломбардии - 95,38% [Зонова, 2017 а]. О намерении провести совещательный референдум за автономию Лигурии уже заявила областная группа Лиги Севера. Необходимые бюрократические процедуры для проведения референдума там уже начаты. Власти области Эмилия-Романья решили не прибегать к дорогостоящему референдуму, а просто добиться соглашения с правительством по поводу дальнейшей децентрализации. Возможно, борьба за большую автономию развернется и в других областях страны [Зонова, 2017 б].
В последнее время чередование у власти лево- и правоцентристов было затруднено в результате сложностей на пути формирования правого центра, что прежде всего было связано с падением популярности пережившей расколы «Вперед, Италия» и противоречиями между Берлускони и рядом других лидеров этого спектра, включая Сальвини. Правда, правоцентристам удалось взять некоторый реванш на административных выборах июня 2017 г. и на прошедших в ноябре выборах в областные органы власти Сицилии. Президентом Сицилии стал основатель консервативной правоцентристской партии «Автономия Сицилии» Музумечи, правда,
примерно столько же голосов получил и кандидат от «Движения 5 звезд», а Демократическая партия потерпела явное поражение.
Очередные парламентские выборы, если не случится серьезного кризиса, ожидаются весной 2018 г. Проводимые время от времени опросы общественного мнения по-прежнему фиксируют предпочтение, которое итальянцы отдают левым и левоцентристским силам, но Маттео Ренци вынужден лихорадочно нащупывать пути преодоления расколов, связанных, в частности, с разногласиями по поводу недавно принятого нового избирательного закона. Одним из возможных сценариев развития событий после выборов представляется очередное возвращение «несовершенной системы демократии» и формирование «большой коалиции» Демократической партии с правоцентристами с целью воспрепятствовать приходу к власти «Движения 5 звезд», претендующего на треть голосов избирателей. Можно также предположить, что на фоне поражения на выборах в ряде европейских стран евроскепти-ков и националистов «Движение 5 звезд» и Лига Севера будут вынуждены пересмотреть наиболее одиозные положения в своих программах. В частности, Сальвини уже заявил о возможном изменении названия партии, дабы не отождествлять лигу лишь с Севером Италии. Молодой лидер «Движения 5 звезд» Ди Майо, кандидат на пост премьера в случае победы на выборах, в ходе своего визита в Вашингтон заверил американцев, что его партия против отождествления с евроскептическими, националистическими и популистскими европейскими движениями, выступает против заградительных «стен» и остается верным союзником США. Развитие событий в Италии, конечно, зависит не только от соперничества партий, но и от стремительно меняющейся общемировой экономической и политической ситуации.
Список литературы
Зонова Т.В. Поражение Берлускони // МГИМО [сайт]. - 2011. -31.05. - Режим доступа:Ьир5://т^то.ш/аЪои1:/пеш5/ехрег:5/188441/ (Дата обращения - 02.08.2017).
Зонова Т.В. Президента Италии заняли делом Сильвио Берлускони // МГИМО [сайт]. - 2013. - 07.08. - Режим доступа: ЬНр://т^то.ш/аЬои1:/ пешБ/ехрег:5/240933/(Дата обращения - 16.08.2017).
Зонова Т. В. Региональная автономия: Референдум в Ломбардии и Венето // МГИМО [сайт]. - 2017 а. - 23.10. - Режим доступа: https://mgimo. ru/about/news/experts/referendum-v-lombardii-i-veneto/ (Дата обращения -05.12.2017).
Зонова Т. В. Региональная автономия - 2: Ждать ли новых референдумов в Италии? // МГИМО [сайт]. - 2017 б. - 09.11. - Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/experts/regionalnaya-avtonomiya-2/ (Дата обращения - 05.12.2017).
Зонова Т.В., Любин В.П.. Кризис Первой республики: Становление новой партийной системы // На перекрестке Средиземноморья. «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века / Отв. ред. Т.В. Зонова. - М.: Весь Мир, 2011. - С. 17-51.
Левин И. Б. Италия: В чью пользу электоральная ничья?// Год планеты. - М., 2007. - С. 267-279.
Любин В.П. Социалисты в истории Италии. ИСП и ее наследники, 1892-2006 гг.: Автореф. дис.... докт. ист. наук. - М., 2007. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/sotsialisty-v-istorii-italii-isp-i-ee-nasledniki-1892-2006-gg#ixzz4ndYbB3Bg (Дата обращения - 02.08.2017).
Осипов А. «Диалога с Москвой недостаточно, чтобы вернуть доверие» // Ведомости. - 2017. - 17.05. - Режим доступа: https://www.vedo mosti.ru/politics/characters/2017/05/16/690124-dialoga (Дата обращения -
02.08.2017).
Archivio storico delle elezioni 1992 / / Ministero dell'Interno [сайт]. -Mode of access: http://elezionistorico.interno.it/index.php? tpel=C&dtel=05/ 04/1992&tpa=I&tpe=A&lev0=0&levsut0=0&es0=S&ms=S (Дата обращения -02.08.2017).
Celletti A. Napolitano avverte i partiti: Guai bruciare la fiducia // Avve-nire.it [сайт]. - 2012. - 17.12. - Mode of access: https://www. avvenire. it/attualita/pagine/napolitanoavverteipartiti (Дата обращения - 02.08.2017).
Craxi B. II caso С. - Milano, 1994. - 240 p. - (Supplemento al N 2 del 1994 di «Critica Sociale»).
Cuppini L., Rastelli A. Napolitano, bis storico: È presidente // Corriere della sera. - 2013. - 20.04. - Mode of access: http://www.corriere.it/politica/ speciali/2013/elezioni-presidente-repubblica / notizie / 20aprile-elezione-presi dente_5c4ab4e0-a98b-11e2-8070-0e94b2f2d724.shtml (Дата обращения -16.08.2017).
Galli G. Il bipartismo imperfetto. Comunisti e democristiani in Italia. -Bologna: Il Mulino, 1966. - 412 p.
Gambaro F. L'antropologo francese Marc Augé: «Con il populismo es-cono di scena i vecchi parti ti» [Интервью]. - 2017. - 24.04. - Mode of ac-
cess:http://www.repubblica.it/esteri/2017/04/24/news/marc_auge_con_il_ populismo_escono_di_scena_i_vecchi_partiti_-163781239/ (Дата обращения -02.08.2017).
Gli eletti all'Assemblea nazionale il 30 aprile 2017 / / Primarie Partito Democrático [сайт]. - Mode of access: https://www.primariepd2017.it/ (Дата обращения - 23.08.2017).
Il Pd crolla ma vince alla Camera, risorge il Pdl, boom di M5 S E al Senato non c'e maggioranza //La Rebubblica. - 2013. - 26.02. - Mode of access: http: //ricerca.repubblica.it/ repubblica/ archivio/repubblica/2013/02/26/il-pd-crolla-ma-vince-alla-camera.html?ref=search (Дата обращения - 16.08.2017).
La nuova Direzione del PD e i risultati definitivi delle primarie 2013 // Partito democratico [сайт]. - 2013. - 12.12. - Mode of access:www. partito democratico.it/archivio/la-nuova-direzione-del-pd-e-i-risultati-definitivi-delle-primarie-2013/ (Дата обращения - 16.08.2017).
Lucchelli G. Referendum Anti-Immigrati. La Lega di Bossi lancia la sfida / / La Repubblica. - 1990. - 14.08. - Mode of access: http://ricerca.repubblica. it/repubblica/archivio/repubblica/1990/08/14/referendum-anti-immigrati-la-lega-di.html (Дата обращения - 13.09.2017).
Mauro A. Referendum, endorsement dell'ambasciatore Usa Phillips, gelo du Renzi: Inopportuno // Huffpost. - 2016. - 13.09. - Mode of access: http:// www.huffingtonpost.it/2016/09/13/referendum-ambasciatore-usa_n_11994450. html (Дата обращения - 23.08.2017).
Pregliasco L. Letta, Renzi e la fiducia degli italiani / / You Trend. - 2013. -01.10. - Mode of access: http://www.youtrend.it/2013/10/01/sondaggi-fiducia-letta-renzi/ (Дата обращения - 23.08.2017).
Referendum, Napolitano bacchetta Renzi: «Campagna partita male, ma ha capito». Il premier: «Critiche utili» // La Repubblica. - 2016. - 01.10. - Mode of access: http://www.repubblica.it/politica/2016/10/01/news/referendum_ napolitano_con_si_parlamento_torna_degno-148887166/ (Дата обращения -23.08.2017).
Renzi: «Ho perso, mio governo finisce qui» / / Adnkronos. - 2016. -05.12. - Mode of access: http://www.adnkronos.com/fatti/politica/2016/12/ 05/renzi-grazie-tutti-comunque_IbRSCqDCWnn8UQXRVcy2oL. html (Дата обращения - 23.08.2017).
Romano S. Democrazia sotto ricatto / / Corriere della sera. - 2008. -04.05. - P. 1.
Sartori G. Teoria dei partiti e caso italiano. - Milano: Sugar Co, 1982. -
335 p.
Sondaggio, scissione PD? «Il nuovo partito potrebbe contare tra l'8 e il 10,5%» // Il Fatto Quotidiano. - 2017. - 20.02. - Mode of access: http://www.
ilfattoquotidiano.it/2017/02/20/sondaggio-scissione-pd-il-nuovo-partito-potre bbe-contare-tra-l8-e-il-105/3403447/ (Дата обращения - 23.08.2017).
Toniutti T. Referendum, i «Si» oltre il 95%. Risultato storico. «Una vitto-ria di tutti» // La Repubblica. - 2011. - 13.06. - Mode of access: http://www. repubblica.it/politica/2011/06/13/ news/referendum_la_giornata_dei_s_il_quo rum_arriva_tra_le_polemiche-17645020/ (Дата обращения - 02.08.2017).