Аронова Е. А.
ПАРТИТУРА РОЛИ АКТЕРА.
К ВОПРОСУ О РАБОТЕ ПЕВЦА НАД ОПЕРНОЙ ПАРТИЕЙ
В своей педагогической практике, в работе ассистентом и режиссером-постановщиком часто сталкиваюсь с ситуациями, когда певец, зная музыкальный материал и прилично его исполняя вокально, абсолютно не проживает характер своего героя, не может понять реакции, не знает, что такое актерская задача. Приходится показывать, как говорится, на себе.
Я считаю, что показывать вредно — вокалист копирует пластику режиссера и потом во время показа спектакля или экзамена приходится смотреть на то, как много копий режиссера странно взаимодействуют друг с другом.
И когда артиста с такой подготовкой просишь записать то, что ты ему только что показал, чтоб не показывать каждую репетицию, он заявляет: я не запомнил, что должен делать; вы этого не говорили; слишком много мизансцен. Если я буду записывать то, что вы говорите, я ж тогда все время буду писать, репетировать когда, когда партию учить?
Считаю, что каждый студент вокального отделения, а тем более профессиональный оперный певец должен научиться фиксировать информацию, полученную в процессе работы над партией: и от режиссера, и от педагога по вокалу в процессе постановки, как в отношении оперного отрывка, так и в работе над музыкальным спектаклем. Это умение является признаком про-
фессионализма. Мне нравится называть записанную информацию партитурой роли актера. Партитура роли необходима так же по причине недолговечности человеческой памяти.
Чтоб певец захотел создавать партитуру, а для большинства вокалистов это очень скучная работа, нужно правильно аргументировать необходимость этого.
Обучая студентов-вокалистов, будущих певцов, возможно, мирового уровня работе над оперной партией, необходимо объяснять особенность развития и работы не только голосового аппарата, но также памяти.
Артист работает в режиме многозадачности, и именно память помогает справиться с этим.
В работе оперного певца и в работе артиста музыкального театра задействованы все виды памяти, а именно:
• По продолжительности сохранения материала. Одна информация нужна нам для выполнения текущих задач, в то время как другая пригодится только для текущей работы. Потому по продолжительности запоминания выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память.
• По характеру психической активности. Мозгу нужно постоянно сохранять большой объем сведений, и получает он их не только вербаль-но. Ученые выделяют двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную память.
• По характеру целей деятельности. Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно.
Согласно кривой Эббингауза, уже в первый час после запоминания теряется 60 % информации, 65 % забывается в течение 10 часов, 80 % — через 6 дней. То есть информация забывается сперва очень быстро, затем скорость забывания экспоненциально падает.
Главная особенность памяти такова: то, что мы не вспоминаем и не повторяем, мы утрачиваем. Поэтому очень важно в работе артиста-вокалиста уметь сохранить всю важную информацию на бумаге.
Это первое, а второе — все мы знаем о том, что оперный певец исполняет партию в спектаклях, идущих более 20 лет, а иногда и 30 лет.
Также певец может сегодня в Санкт-Петербурге исполнить партию из спектакля в одной постановке, завтра приехать в другой город и ту же партию исполнить в постановке другого режиссера, а послезавтра приехать вообще в другую страну и ту же партию исполнить на другом языке в третьем варианте постановки.
Творческая жизнь оперного певца непредсказуема. Поэтому он должен владеть навыком быстрого запоминания и фиксирования партитуры своей роли в разных спектаклях.
Многие артисты пользуются видеозаписью спектакля. На это у меня есть точный ответ: способ ненадежный. Съемка может быть некачественной, возможно, будут зафиксированы не все мизансцены,
а, например, фокус камеры на одном исполнителе и не сняты взаимодействия других артистов.
Однажды так случилось в моей работе, артист не записывал на постановке даже такие важные вещи, как выходы на сцену, переодевания, уходы со сцены. После премьерных показов прошел год — и вот мы встречаемся на репетиции, и я понимаю, что на видео, которое он посмотрел, не видно огромного количества из его действий.
Репетиция шла медленно, остальные артисты злились, мне приходилось часто останавливать репетицию и объяснять, что он делает не так. Каждый партнер подошел к нему и сказал: «Записывать надо! Если память плохая!!» Он ответил: «А как это записать? Я не умею».
Эта репетиция стала отправной точкой, моментом, когда я начала размышлять, а как же просто и быстро артисту записать то, что режиссер ему объясняет? Конечно, на ум приходит пример нотной партитуры, но этот метод записи действительно долгий и кропотливый. Писать последовательно мизансцены — получается рассказ не меньше, чем на 10 страниц.
Мне повезло, во время обучения в Санкт-Петербургской консерватории мастер курса Мухортова Ольга Петровна подробно объясняла, как режиссеру кратко фиксировать весь спектакль.
После окончания Санкт-Петербургской консерватории, работая ассистентом с разными оперными режиссерами, я столкнулась с тем, что не все режиссеры записывают спектакль на бумаге.
Такой режиссер сам забудет, что там репетировали год назад. Поэтому певцу необходимо самому вести запись минимум своей роли. Тем более что музыкальный спектакль — это результат коллективного труда: от моноспектаклей, где может быть задействовано минимальное количество человек — артист на сцене и специалист, который обеспечивает музыкальное сопровождение, включение света и т. д. до опер, где задействовано иногда до 400 человек, режиссер в таком случае объяснимо будет что-то упускать. И ответственность каждого артиста — профессионально работать над своей партией.
Любой спектакль нуждается в добросовестном отношении каждого участника, как артистов, так испециалистов постановочнойчасти. Во всех постановочных цехах принято создавать выписки спектаклей, есть определенные правила их написания, и удивительно, что для одних из самых главных участников спектакля нет четко установленного алгоритма. Мой метод рассчитан на запись спектакля на одной странице А4. Партитура записывается артистом с позиции, он на сцене смотрит в зрительный зал.
• Обязательно написать в начале название оперы, номер действия, название музыкального номера, тональность, город, театр, имя режиссера.
Например: опера «Пиковая дама», 1-й акт, «Баллада Томского», Em, СПб, Мариинский театр, Степанюк.
• Обязательно зарисовать выгородку — вид сверху как стоит декорация. Круглый стол, прямоугольный диван.
Например:
о
Можно прямо на схеме написать, что это за предмет.
• Рисунок мизансцен и переходов.
Многие знаменитые и очень профессиональные артисты зарисовывают мизансцены и переходы. Мне тоже нравится этот способ.
Пример:
—|Ф
• Записывая мизансцены в музыкальном спектакле, необходимо понимать, в какой момент по музыке происходит действие.
1. Первый вариант — записывать в клавире всю необходимую информацию. Мне не нравится такой способ. Я в клавире зарисовываю только мизансцены и переходы. Это удобно.
Но в клавире может просто не быть места между станами для записи.
2. Второй вариант (этому способу записи научил также выпускник Санкт-Петербургской консерватории Ефим Мазель): записать номер страницы, номер системы, номер такта, номер доли и то, что происходит в этот момент.
Например: страница 1, система 5, такт 4, первая доля — Набукко выходит с правой стороны сцены по 4-му плану.
Для меня в этом способе слишком много текста.
3. Мне нравится сокращать все, что можно сократить. Поэтому я пользуюсь следующим способом.
Систему я записываю английской буквой S.
Например: система 2 — S2
Далее номер такта записываю римскими цифрами.
Долю такта с арабскими. Например: система 5, такт 6, третья доля — S5|VI|3.
Визуально видно, что такой способ экономит пространство и более информативен.
4. Также ориентиром может быть текст.
Пример: «Ах, истомилась, устала я» — Лиза опускается на колени.
• Для записи мизансцен и переходов необходимы сокращения имен героев и краткое написание действий.
Сокращения слов:
В — выйти
У — уйти
Л — лево
П — право
С — сесть
Вст — встать
Пов — повернуться и т.д.
Пример: Фигаро выходит с левой стороны на первой доле третьего такта — III 1 В с Л.
Сокращение имен: имя того, кто действует, пишется перед номером системы, а остальная информация — после номера.
Фигаро — Ф-О
Барбарина — Б-А
Альмавива — Аль-А и т.д.
Например: Фигаро выходит с левой стороны на первой доле третьего такта — Ф-О III 1 В с Л.
• Актерская задача фиксируется с наречием! Оно отвечает на вопрос «как? Это часть речи, которая указывает на время, место, причину, меру и степень, а также образ какого-либо действия.
Пример: Фигаро выходит с левой стороны на первой доле третьего такта, активно убеждая Розину — Ф-О III 1 В с Л активно убеждая Р-У.
• Реакции и взаимоотношения в наш век технологий я записываю либо не сокращая, либо смайликами, потому что именно эмоции делают нас живыми — именно их актер должен научиться проживать на сцене естественно.
Например: Фигаро испугался —
Костюм, грим, реквизит — только фотографии.
• Всю вышеперечисленную информацию я свожу в одну цельную таблицу.
Такт/ фраза Выгородка/ мизансцена/ география Задача (актерская, техническая) Реакция/ отношение Действие/ жест Костюм/ грим/ реквизит
Опера «Пиковая дама», 1-й акт, «Баллада Томского», Em, СПб, Мариинский театр, Степанюк.
S5|VI|3 Ф-О активно убеждает Р-У Р-Е не нравится идея Ф-О до отвращения Ф-О размахивает руками. Р-А отрицательно качает головой Фото
И т. д. И т. д. И т. д. И т. д. И т. д. И т. д.
Сведения об авторе:
Аронова Екатерина Андреевна — преподаватель кафедры оперной подготовки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.