Научная статья на тему 'Партисипативный подход как методический регулятив к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя'

Партисипативный подход как методический регулятив к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1296
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / A FUTURE TEACHER'S CITIZENSHIP / METHODOLOGICAL REGULATOR / PARTICIPATION / PARTICIPATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Казаева Евгения Анатольевна

Статья посвящена выявлению методического регулятива педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя, в качестве которого авторы видят партисипативный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Казаева Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participative approach as a methodological regulator of a future teacher's citizenship development concept

The article is devoted to finding out the methodological regulator of a future teacher's citizenship development concept. The participative approach is considered by the authors to be such a methodological regulator.

Текст научной работы на тему «Партисипативный подход как методический регулятив к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя»

УДК 74.67 ББК 43.0

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Казаева Евгения Анатольевна кандидат педагогических наук, кафедра социальной педагогики и социальной работы Шадринский государственный педагогический институт

доцент г. Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics,

Professor

Department of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the

Russian Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kazaeva Evgenia Anatolievna Candidate of Pedagogics,

Chair of Social Pedagogics and Social Work Shadrinsk State Pedagogical Institute Assistant Professor Chelyabinsk

Партисипативный подход как методический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя Participative Approach as a Methodological Regulator of a Future Teacher’s

Citizenship Development Concept

Статья посвящена выявлению методического регулятива педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя, в качестве которого авторы видят партисипативный подход.

The article is devoted to finding out the methodological regulator of a future teacher’s citizenship development concept. The participative approach is considered by the authors to be such a methodological regulator.

Ключевые слова: методический регулятив, гражданская позиция будущего учителя, партисипативность, партисипативный подход.

Key words: methodological regulator, a future teacher’s citizenship, participation, participative approach.

Концептуальное решение проблемы развития гражданской позиции будущего учителя требует чёткого методического регулятива к своей организации, в

котором должны быть заложены ведущие тенденции развития общества, социокультурные детерминанты его эволюции в целом и педагогического образования в частности. В «Философском словаре» дефиниция «регулятив» определяется как принцип, требование, положение, которое служит основанием для осуществления содержательных рассуждений и выводов [4].

Методико-технологический аспект проблемы развития гражданской позиции будущего учителя решается с позиций разных подходов. В процессе изучения истории вопроса становится ясно, что гражданское образование не может ограничиваться передачей знаний от преподавателя - студенту. Развитие гражданской позиции связано с побуждением к совершенствованию, развитию не только профессиональных, но и личностных качеств, свойственных педагогу. Несмотря на это, наиболее часто в качестве методико-технологической основы предлагаются знаниевый, прагматичный, функциональный, междисциплинарный, объектно-деятельностный подходы, которые не обеспечивают на достаточном, с точки зрения определяемых обществом требований, уровне решения проблемы развития гражданской позиции будущего учителя. На наш взгляд, методическим регулятивом к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя является партисипативный подход, как соответствующий и требованиям профессиональной подготовки будущих педагогов, и специфики их будущей профессиональной деятельности.

Элементы партисипативности оформились в кадровом менеджменте первоначально как одна из теорий мотивирования персонала. В дальнейшем данная теория развилась в концепцию партисипативного управления. Термин «participative management» дословно означает «управление, основанное на участии» [1]. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативно-го управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Характерные черты партисипативного управления заключаются в том, что: 1) каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жиз-

ни, он получает более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается; 2) личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе управления приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностей работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации; 3) применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь управлением, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач; 4) партисипативное управление объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей.

Партисипативные типы структур могут используются в различного рода организациях независимо от их размера и отраслевой принадлежности. Они могут распространяться только на часть или отдельный уровень в организации, а могут охватывать и на всю организацию. Их внедрение может проводиться как сверху, так и снизу путем постепенного и последовательного охвата одного уровня за другим. Однако наибольший результат дает использование партиси-пативного подхода в организациях, занимающихся слабоструктурированной деятельностью. В видах деятельности, где нет жестких алгоритмов, а сотрудники никогда не решают одинаковых задач, очень важно постоянно поддерживать творческий тонус, что максимально хорошо обеспечивается партисипативным управлением. Это относится, прежде всего, к научной, исследовательской, инновационной, консультативной деятельности, а также к высшему образованию.

Ориентация образовательного процесса в высшей школе на партисипатив-ность обеспечивает, прежде всего, повышение качества управления, обусловленное, во-первых, углублением и расширением взаимодействия субъектов об-

разования, во-вторых, повышением комфортности образовательного процесса в целом, в третьих, формированием необходимых для продуктивной совместной работы личностных качеств участников взаимодействия, в-четвёртых, максимально эффективным использованием возможностей для решения поставленной проблемы. В теории педагогики идеи паритсипативного подхода впервые были введены в научный оборот Е.Ю. Никитиной и в дальнейшем получили широкое развитие в исследованиях ее учеников (О.Ю. Афанасьевой, И.В. Касьяновой, И.А. Кравченко, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирновой и др.).

В педагогической науке партисипативность рассматривается неоднозначно. Анализ научной литературы показал, что термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность», что обусловлено, вероятно особенностями перевода с английского языка и стремлением найти более точный русский аналог указанному термину. В то же время некоторые авторы (У. Дж. Дункан, W.E. Deming, O. Irwin, P.B. Peterson и др.) различают данные понятия, стремясь придать партисипативности более широкий или, наоборот, узкий смысл, усилить семантические оттенки. Контент-анализ российской и зарубежной управленческой литературы позволил нам выявить некоторые различия в употреблении понятий «участие», «парти-сипативность», «соучастие», «вовлеченность». В результате установлено, что «участие» рассматривается:

- как метод организации педагогического (в том числе и студенческого) коллектива, способствующий формированию отношений взаимной ответственности, сотрудничества, сплочению его членов;

- как результат или следствие демократического стиля управления педагогическим коллективом;

- в качестве синонима понятия «делегирование».

В то же время понятие «партисипативность» рассматривается в качестве:

- организационной идеи, принципа управления организацией (И.А. Баткче-ва, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, Е.А. Митродинова, В.М. Свистунов и др.);

- управленческого феномена, заключающегося в участии рядовых сотруд-

ников в управленческих процессах (Е.В. Вершигора, О.С. Виханский, А.И. Наумов, Р.А. Фатхутдинов, A. L.Wilkins, D.A. Wren и др.);

- метода мотивации и организации членов коллектива (Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, Дж.К. Лафта, П.В. Малиновский, Н.М. Малиновская и др.);

- средства повышения качества управленческих решений в организации (В .В. Глущенко, И.И. Глущенко, Б. Карлоф, Менар Клод, З.Е. Старобинский и др.).

На основании изложенного выше партисипативность в педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя будет означать: учёт мнения каждого студента при решении той или иной социально-значимой проблемы и профессионально-педагогической задачи; консультации, поиски согласия между будущим учителем и преподавателем; целенаправленные, систематизированные попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех обучаемых; совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий; возможность создать надлежащие условия и установки, а также механизм улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимися.

Такой подход к пониманию партисипативности представляется нам наиболее полным, ибо акцентирует внимание не только на самом факте совместного принятия решений преподавателем и будущим специалистом, но и на поиске согласия путем переговоров и консультаций, на диалогическом типе взаимодействия субъектов переговоров. Данный тезис находит свое развитие в изысканиях Т.М. Давыденко [2], которая справедливо подчеркивает, что актуализация потенциалов саморазвития участников образовательного процесса осуществляется эффективнее в случае их взаимодействия по типу диалога (полисубъектного диалогического взаимодействия). Убедительной также является мысль Д.Синка о необходимости системного использования соучаствующего стиля обучения, так как эпизодическое применение партисипативности приводит к восприятию «участия» как игры, хозяином в которой все-таки остается преподаватель. Следует обратить внимание на точку зрения Э. Локка [2], который указывает на процедуры совместного принятия решения в ситуациях гражданского выбора преподавателем и студентом, в

том числе и совместную постановку целей. Мы придерживаемся широкого толкования понятия «решение» как выбора альтернативы, в связи с чем к принятию решения относим и постановку целей, и определение способов разрешения проблем, и планирование. Существенным признаком участия является совместное принятие решения преподавателем и студентом [3]. Немаловажным является тот факт, что лицо, принимающее решение, как подчеркивает в своих работах Ю.Козелецкий, -это система, которая производит выбор альтернативы и несет ответственность за свое решение [3]. При этом под понятие «система» подпадает любой человек, группа людей, а также автомат, совершающий акт выбора альтернатив по некоему алгоритму.

Применительно к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя такими системами могут выступать системы «преподаватель - студент», «преподаватель - группа студентов», а также отдельный студент или группа, которым делегированы полномочия по принятию решения в области той или иной социально-значимой проблемы, которая должна касаться всех, кто участвует в ее разрешении. В то же время вовлеченность в процесс принятия решения многих, имеющих индивидуальные особенности и различия, ограничивает степень глубины и детальности проработки каждого решения. Поэтому при использовании партисипативного подхода важно наметить общие направления, являющиеся принципиальными для решения данной проблемы на стратегическом и тактическом уровнях.

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения социально-значимой проблемы, которое является субъект-субъектным. В связи с этим механизм такого взаимодействия должен быть близок переговорам с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых. Обобщая вышеизложенное, назовем характерные черты, присущие партисипативному подходу: 1) влияние студентов на разрешение социально-значимых проблем; 2) совместное принятие и исполнение решений преподавателем и будущим учителем; 3) диа-

логическое взаимодействие преподавателя и студента, основанное на паритетных началах; 4) достижение консенсуса при решении социально-значимой проблемы; 5) добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса; б) гражданская позиция участников образовательного процесса; 7) коллективная ответственность.

Обоснованием необходимости применения партисипативного подхода в педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя является формирование следующих составляющих зрелой гражданской позиции личности: а)принятие решений посредством определения целей, постановки задач; б)принятие решений, касающихся средств и методов выполнения поставленных задач; в)формирование навыка и потребности в самоконтроле, и, как следствие, ответственности за результат; г)развитие стремления к сотрудничеству, кооперации, коллективной, командной работе посредством консультационной деятельности, групповой работы и др.; д)развитие способности проявлять инициативу, обосновывать предложения, аргументировать выводы. Результатами применения партисипативного подхода в гражданском образовании могут стать: а)развитие гражданской позиции будущего учителя; б)повышение мотивации обучения, удовлетворенностью деятельностью; в)раскрытие собственного потенциала, первичная профессиональная идентификация;

г)удовлетворение потребности достижения, самореализация, самоутверждение;

д)формирование представлений о философии образования, педагогической культуре посредством развития приверженности группе, коллективу, развития толерантности, уважения противоположного мнения.

Особое значение применения партисипативного подхода как методикотехнологической основы педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя подчеркивает факт моделирования социального содержания будущей профессиональной деятельности через осознание, принятие сущности партисипативности, которая является альтернативой авторитарности, а потому способствует развитию у будущего учителя представлений об управлении, основанном на демократических принципах и гуманистических концеп-

циях. Схематично процесс применения партисипативного подхода в педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя представлен на рис. 1.

Обобщая вышеизложенное, мы в своем исследовании рассматриваем пар-тисипативный подход как методический регулятив к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя. Данный подход мы относим к методико-технологическому уровню, так как он описывает методы, принципы исследования и процедур, применяемых в гражданском образовании.

потребность, естественное стремление человека участвовать в делах организации

активное участие образовательном процессе: определение целей;

принятие самостоятельных решений;

реализация решений

1)развитие гражданской по зиции;

2)формирование партисипа-тивного стиля управления;

3)первичная профессиональная идентификация;

4)удовлетворение потребности достижения

5)развитие толерантности

-

Рис.1 Схема реализации партисипативного подхода в педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя

Библиографический список

1. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. - М.: Изд-во «Гардарики»,

2005. - 584 с.

2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы/ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАН-ПО,2006. - 154 с.

3. Северина, О. А. Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/ О.А. Северина. - М.: Изд-во «Учитель», 2009. - 319 с.

4. Шмидт, Г. Философский словарь/ Г. Шмидт. - М.: Изд-во «Республика», 2003. - 576 с.

Bibliography

1. Karpov, A.V. Management Psychology / A.V. Karpov. - M.: “Gardariki” Publishing House, 2005. - 584 p.

2. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of University Students’ Communicative Education: Perspective Approaches [Text] / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. - Moscow: MANPO,

2006. - 154 p.

3. Schmidt, G. Philosophical Dictionary / G. Schmidt. - “Republic” Publishing House, 2003. - 576 p.

4. Severina, O.A. Civil Education: Technologies, Interactive Working Forms / O.A. Severina. - M.: “Teacher” Publishing House, 2009. - 319 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.