Научная статья на тему 'Парный бизнес'

Парный бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянов Е. Г.

Неконкурентное партнерство страховых компаний и банков на рынке страхования залогового имущества отрицательно сказывается на состоянии финансового рынка в частности и национальной экономики в целом. В статье приводятся результаты обследования неконкурентных форм сотрудничества этих участников российского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парный бизнес»

Неконкурентное партнерство страховых компаний и банков на рынке страхования залогового имущества отрицательно сказывается на состоянии финансового рынка в частности и национальной экономики в целом.

В статье приводятся результаты обследования неконкурентных форм сотрудничества этих участников российского рынка.

Парный бизнес

Е. Г. ЛУКЬЯНОВ,

генеральный директор ООО «Брокерский центр "Страховой адвокат"», Иркутск

Страховые компании и банки - это основные поставщики ссудного капитала и денежных средств для долгосрочных производственных капиталовложений и инвестиций в иные секторы экономики. Данные финансовые агенты взаимодействуют с большим количеством юридических и физических лиц, чье благосостояние во многом зависит от успешной деятельности кредитных и страховых организаций.

Слово и дело

В Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 гг. говорится о недостаточной развитости фондового рынка, рынков ссудных капиталов и страховых услуг и т. д., что во многом обусловлено отставанием в развитии российской инфраструктуры финансового рынка. Особый интерес представляют практические рекомендации по совершенствованию страховой отрасли экономики, для развития которой необходимо:

• развитие добровольных форм страхования;

• увеличение емкости страхового рынка и уровня капитализации страховых компаний;

• повышение прозрачности страхового бизнеса, в том числе доступности информации о страховых операциях и показателях деятельности страховых компаний;

© ЭКО 2006 г.

ИНСТИТУТЫ РЫНКА

151

• предоставление российскими страховыми компаниями комплексной, надежной и доступной страховой защиты предприятиям и гражданам;

• расширение использования механизмов страхования для снижения нагрузки на бюджеты всех уровней1.

По нашему мнению, реализация данных мероприятий должна проходить во взаимодействии с другими институтами финансового рынка - банками. В российских социально-экономических условиях наиболее популярной формой взаимодействия банков и страховщиков является страхование кредитных рисков. Кредитный риск представляет собой риск невыполнения третьей стороной кредитных обязательств перед кредитной организацией. Опасность возникновения этого вида риска существует при проведении ссудных и других приравненных к ним операций.

Одна из главных форм гарантий возврата полученного кредита - предоставление банку имущества или прав требования (владения) в залог. В случае невозврата заемщиком основной суммы долга и начисленных процентов по нему банк может реализовать полученный залог и из этих средств произвести погашение кредита, процентов по нему и покрыть возникшие в связи с этим издержки.

На практике банки стараются избегать погашения кредитов за счет реализации залога, так как эта процедура сопряжена со многими трудностями, основные из которых следующие.

Во-первых, банк сталкивается с необходимостью оценки ликвидности и достаточности предложенного обеспечения для покрытия суммы кредита и процентов, начисленных на него.

Во-вторых, реализация залога в большинстве случаев -процедура длительная, что связано с необходимостью выполнения всех требований законодательства в данной области.

В-третьих, соблюдение сохранности и целостности залога требует дополнительных затрат со стороны банка на

1 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от

1 июня 2006 г. № 793-Р // Справ.-прав. сист. «Консультант».

организацию специальной залоговой службы или выделение в штате сотрудников, занимающихся контролем за достаточностью обеспечения.

Наиболее приемлемой и востребованной формой защиты имущественных интересов банков выступает механизм страхования залогового имущества.

Стремительное увеличение объемов всех видов потребительского кредитования, автокредитования, возрастающие объемы нецелевых кредитов физическим лицам приводят к более ясному сотрудничеству и банковских организаций со страховыми компаниями.

Тенденция увеличения объема кредитов, выданных банками на приобретение автомобилей, а также связанная с этим динамика роста страховых премий, полученных страховыми организациями в процессе страхования залогового имущества (автомобилей) банков в 2003-2006 гг., представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика роста объемов кредитов, выданных на приобретение автомобилей, и полученных страховыми компаниями взносов по программам страхования залогового имущества в 2003—2006 гг.

Показатель 2003 2004 2005 2006

Объем выданных банками

кредитов для целей приобретения автомобиля (автокредитование), млрд руб. 44,77 72,54 127,35 209,08

% к 2003 г. 100,0 162,1 284,5 467,2

% к предыдущему году - 162,1 175,6 164,2

Объем собранных страховыми

компаниями премий по программам

страхования залогового имущества (автомобилей) банков, млрд руб. 5,82 9,07 15,28 23,00

% к 2003 г. 100,0 155,8 262,7 395,3

% к предыдущему году - 155,8 168,5 150,5

Источник: рассчитано на основе данных Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) (www.nacfin.ru).

Приведенные в табл. 1 данные показывают, что с 2003 по 2006 гг. в России наблюдалась тенденция перманентного роста кредитов, выданных банковскими организациями на приобретение заемщиками автомобилей. Рынок автокредитования - наиболее динамично развивающийся. В сравнении с рынком ипотечного кредитования, где преимущественно осуществляется долгосрочное кредитование, заемщики-страхователи с легкостью становятся участниками рынка потребительского кредитования, в том числе автокредитования, где сроки и суммы кредита не так велики, а механизм его получения гораздо проще.

При этом в 2006 г. объем выданных кредитов возрос на 367,2% по сравнению с 2003 г., что, с одной стороны, говорит о повышении уровня платежеспособности населения, а с другой - об активном освоении крупными и средними банками данного сегмента рынка. Тенденция усиливается и за счет преобладания в российском автопарке автомобилей иностранного производства, рынок кредитования которых, по мнению некоторых специалистов2, становится все более и более конкурентным. Влияние этого обстоятельства усиливается приходом в ближайшее время в РФ банков нескольких иностранных автоконцернов. В 2007 г., по прогнозам, рынок автокредитования может достичь 14 млрд дол.3 На фоне активного роста объема выданных банками кредитов для целей приобретения автомобилей наблюдается положительная динамика роста страховых премий, собранных страховыми компаниями по программам страхования залогового имущества (автомобилей). Из табл. 1 можно видеть, что темп роста собранных страховых взносов находится в прямой зависимости от объема выданных кредитов, что подтверждает факт усиления взаимодействия кредитных и страховых организаций в сфере страхования кредитных рисков.

Следует отметить, что одна из существенных проблем как автокредитования, так и иных форм кредитования физических лиц, в том, что уплата страховой премии всецело

2 Аксенов А. и др. К нам идут банки автогигантов. Выстоим ли? // Национальный банковский журнал. 2006. № 11. С. 70

3 По данным Агентства бизнес новостей (www.abnews.ru).

ложится на плечи заемщика-страхователя. При этом возможны два основных варианта внесения страхового взноса: 1) единовременно при уплате первоначального взноса либо подписании кредитного договора; 2) уплата страховой премии производится определенными долями в течение некоторого периода времени (в рассрочку). Однако на практике наиболее популярная форма внесения страхового взноса -единовременная уплата в момент заключения кредитной сделки. Так банки пытаются обезопасить себя от потенциальной неплатежеспособности заемщика в кратко- и среднесрочной перспективе, а страховые компании получают возможность аккумулировать у себя значительные объемы денежных средств, полученных в виде страховых взносов, величина которых напрямую зависит от стоимости залогового имущества.

Новый вид сотрудничества

В рамках страхования залогового имущества банков конкурентоспособность страховых компаний в значительной степени определяется характером взаимоотношений с кредиторами (банками). Последние и выбирают страховщика, так как объектом страхования в первую очередь выступают их имущественные интересы. Именно поэтому на рынке уже продолжительное время действует так называемая система аккредитации банками избранных ими страховых организаций. С возрастанием интереса банковского риск-менеджмента к страховым продуктам, вызванным бурным развитием розничного, ипотечного и автокредитования, у страховщиков возникла серьезная проблема: банки взяли на себя своего рода надзорные функции. Рынок для большинства средних и мелких компаний существенно сузился, рыночные горизонты для малочисленной группы компаний-гигантов, наоборот, расширились.

Развивающиеся тенденции не остались незамеченными Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которая, однако, оставила за банками право на самостоятельный вы-

бор партнеров по страхованию залогового имущества, хотя и рекомендовав им существенно расширить список доверенных страховщиков4.

По нашему мнению, аккредитация тех или иных страховых компаний кредитными организациями строится не только и не столько на принципе их финансовой устойчивости, сколько на встречных предложениях страховщиков, согласных в достаточном объеме размещать средства сформированных страховых резервов (и иные) в банковские активы, прежде всего, в депозиты (в том числе удостоверенные депозитными сертификатами).

Рыночные преобразования прививают отечественным банкам и иным финансовым институтам не только идеологию новой экономики, но и диктуют выбор конкретных инструментов ведения бизнеса. Формируя закрытый перечень страховщиков-партнеров по страхованию залогового имущества, кредитные организации осуществляют, по мнению автора, фиктивные тендеры. А это формирует неконкурентные формы сотрудничества между банками и страховыми организациями. В настоящее время тендеры проводятся формально, поскольку слабо развит сам механизм тендерного ценообразования, при их проведении наблюдаются постоянные нарушения. Выборы либо фактически безальтернативны и предрешены, либо организаторы конкурса ориентируются вовсе не на заявленные показатели.

Количество тендеров, в которых принимали участие отдельные страховые компании в 2001 г. и первом квартале 2002 г., было незначительным: «Ингосстрах» - 119, «Энергогарант» -более 70, «Столичное страховое общество» - 70, «Страховой дом "ВСК"» - более 60, «РОСНО» - более 30, «Интеррос-Согласие» и «Русский мир» - по 25, «Альфастрахование» - 13, «Дина» - 125.

При страховании залогового имущества банки вправе разрабатывать требования финансовой устойчивости страховых компаний и на их основании формировать перечень страхов-

4 Новикова В. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих // Аналитический банковский журнал. 2006. Т 2(129). С. 1.

5Решетин Е., Летков Р. Откатная технология // Эксперт. 2002. № 18. С. 102.

щиков, но перечень не должен быть закрытым, и у заемщика должна быть возможность обратиться в другую страховую компанию, не вошедшую в перечень, но удовлетворяющую установленным банком требованиям. Кроме того, заемщик должен быть информирован, где и на каких условиях он может застраховать залог.

Так как история взаимодействия банков и страховых компаний в нашей стране не насчитывает еще и десятка лет, банковские специалисты зачастую испытывают трудности с самостоятельной разработкой методики оценки финансового состояния страховой компании. Из-за этого, возможно, предпочтение отдается формированию финансово-экономических отношений на базе взаимного удовлетворения встречных финансовых потребностей: страховая компания получает премию за страхование залогового имущества, а банк устанавливает определенные требования по размещению средств страховых резервов и собственных средств в депозиты, что способствует увеличению его ресурсной базы.

Рассмотрим динамику вложений страховых компаний в депозиты банков (в том числе удостоверенных депозитными сертификатами) на фоне макроэкономической тенденции роста депозитов юридических лиц (табл. 2). Из этих данных следует, что период с 2003 по 2006 гг. можно оценить как крайне нестабильный в отношении формирования банками собственной ресурсной базы. Особенно отчетливо это видно в 20032004 гг., когда объем привлеченных в депозиты средств юридических лиц снизился до 534,8 млрд руб. (темп снижения составил 70,5%). Данная картина послужила следствием кризиса межбанковского кредитования 2002-2003 гг., что впоследствии повлекло определенную утрату доверия со стороны ряда организаций к банковским инструментам.

В последующие годы вновь происходил рост депозитов юридических лиц: относительно 2005 г. темп роста составил 170,8%. Вместе с тем на протяжении 2003-2005 гг. вложения страховых организаций в банковские депозиты имели тенденцию перманентного роста: если в 2003 г. сумма средств страховых компаний, размещенных в банковские депозиты, составляла 46,6 млрд руб., то уже к концу 2005 г. - 115,3 млрд руб.

Таблица 2

Динамика роста депозитов юридических лиц и страховых организаций в 2003—2006 гг.

Показатель 2003 2004 2005 2006

Банковские вклады (депозиты) организаций, млрд руб. 1813,0 534,8 873,6 1492,2

% к 2003 100,0 29,5 48,2 82,3

% к предыдущему году - 29,5 163,4 170,8

Банковские вклады (депозиты)

страховых организации, млрд руб. 46,6 59,6 115,3 н. д.

% к 2003 100,0 127,9 247,7 -

% к предыдущему году - 127,9 193,6 -

в том числе депозиты,

принимаемые в покрытие страховых резервов, млрд руб. 25,4 27,0 44,6 н. д.

% к 2003 100,0 106,0 175,3 -

% к предыдущему году - 106,0 165,3 -

прочие инвестиции в депозиты, млрд руб. 21,1 32,6 70,8 н. д.

% к 2003 100,0 154,3 334,8 -

% к предыдущему году - 154,3 217,0 -

Интересен тот факт, что в условиях снижения доверия со стороны большинства юридических лиц к кредитным организациям (что выразилось в изъятии средств с банковских депозитов) страховщики продолжали инвестировать привлеченные и собственные средства в депозитные инструменты банков. По нашему мнению, более логичным было бы уменьшить размещение средств страховых резервов и собственных средств в данные банковские инструменты, так как страховые компании - финансовые институты, ориентированные на профессиональное управление рисками. То есть страховщикам следовало произвести инвестиционную переориентацию и диверсифицировать финансовые вложения, снизив степень риска в условиях существовавшего кризиса банковской ликвидности. Но страховые компании продолжали опережающими темпами наращивать средства, размещенные в банковских депозитах.

Подобная тенденция, по нашему мнению, является отражением специфических форм сотрудничества банков и страховых организаций: последние вынуждены размещать большую часть страховых резервов и собственных средств в депозиты, в результате чего кредитные организации аккредитуют данные страховые компании для целей страхования залогового имущества.

Законные основания

Сегодня основными нормативно-правовыми актами, регулирующими инвестиционную деятельность страховщиков, являются приказы Минфина РФ № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками страховых резервов» и № 149н «Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщиков». Важным пунктом Правил размещения страховщиками страховых резервов являются требования к рейтингу у эмитентов. Так, согласно приказу Министерства финансов РФ, не более 40% от суммарной стоимости страховых резервов может быть размещено в депозиты (в том числе удостоверенные депозитными сертификатами) банков, имеющих рейтинг международных рейтинговых агентств «S&P», «Moody's», «Fitch Inc.» не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации, но не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно, или рейтинга, аналогичного уровню российских рейтинговых агентств. В стоимость депозитов банков, не имеющих указанных выше рейтингов, может быть вложено не более 20% средств страховых резервов.

Эта оговорка ограничивает возможности банков по использованию средств страховых резервов страховщиков, так как в настоящее время «рейтинговым» требованиям удовлетворяет лишь около 1% банков (еще 5% имеют рейтинги международных рейтинговых агентств, но они более чем на два уровня ниже суверенного российского)6.

6 Самиев П. Что в рейтинге тебе моем? // Эксперт. 2006. № 4(64). www.raexpert.ru

Таким образом, банки, не имеющие соответствующих рейтингов (а их большинство), по нашему мнению, стремятся привлечь не столько средства страховых резервов, сколько собственных средств страховщиков, так как, согласно приказу Минфина РФ № 149н, в депозиты кредитных организаций, не имеющих соответствующих рейтингов, может быть размещено до 40% собственных средств страховых компаний (рис. 1).

Млрд руб.

80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0

2003 2004 2005

■ Депозиты, принимаемые в покрытие страховых резервов □ Прочие инвестиции в депозиты

Источник: рассчитано на основе данных Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru) и Федеральной службы страхового надзора РФ (www.fssn.ru)

Рис. 1. Динамика страховых резервов и собственных средств страховщиков, размещенных в банковские депозиты, в 2003-2005 гг.

Эти выводы подтверждает тот факт, что около половины активов российских страховщиков приходится на инвестиционные вложения. А те, в свою очередь, представлены либо инструментами аффилированных структур, либо вложениями, обусловленными взаимодействиями «клиент-страховщик» - когда инструменты клиента приобретаются в обмен на поступления страховых премий. В частности, многие банки при выдаче кредита направляют своих клиентов страховать залог в аккредитованные страховые компании, которые, в свою очередь, приобретают инструменты данного банка (рис. 2).

Вложения в дочерние и зависимые организации 12

Прочие инвестиции

Депозитные вклад 20

31

организаций и

предоставленные им займы

Долговые ценные бумаги других

Акции и доли участия в других организациях 16

Государственные и 14 муниципальные ценные бумаги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

Рис. 2. Усредненная структура инвестиционного портфеля страховых компаний на 1 января 2006 г.,% 7

Установление подобных форм сотрудничества между банками и страховыми компаниями влечет целый ряд негативных последствий. Ограничивая степень инвестиционной активности страховых организаций, снижая спектр потенциальных вложений страховщиков, банки косвенно влияют на национальный инвестиционный потенциал, на степень развитости фондового рынка, а также на отношение конечных потребителей банковских и страховых услуг к данным финансовым институтам.

Слабой стороной такого рода сотрудничества выступают заемщики-страхователи. Потенциальный заемщик при выборе банка в первую очередь ориентируется на процентные ставки, предлагаемые кредитными организациями. Найдя банк с наиболее выгодными условиями, заемщик, как правило, сталкивается с проблемой страхования залогового имущества - банк направляет его в определенную страховую компанию, с довольно высокими тарифными ставками по сравнению с тем, что можно найти на рынке страхования.

7 Саблин Д. Инвестиционная деятельность страховых компаний: навстречу рынку // Рынок ценных бумаг. 2006. № 19(322). С. 45.

ИНСТИТУТЫ РЫНКА 161

6 ЭКО №12, 2007

С другой стороны, между банком и страховщиком заключается договор, предусматривающий возвращение банку части страховой премии, полученной при страховании залогового имущества8. Возникает так называемый «парный бизнес» на рынке банковских услуг и на рынке страхования, когда заемщик платит сложно-смешанный тариф в виде пониженной процентной ставки по кредиту и завышенного страхового тарифа. В результате заранее рассчитывать стоимость кредита оказывается достаточно сложно.

Выбирая страховую компанию, потребитель ищет лучшее соотношение цены и качества услуги, а более низкие тарифы при тех же гарантиях являются конкурентным преимуществом страховой организации, воспользоваться кото-рым потребителю банк не дает. В результате потенциальные заемщики-страхователи утрачивают доверие к банковской деятельности, а институт страхования не воспринимается как социально необходимое явление: заемщику вменяется страховать залоговое имущество, о страховых компаниях формируется представление как о недобросовестных финансовых структурах.

Решение проблемы нерыночного сотрудничества банков и страховых организаций, в результате которого наиболее уязвимыми оказываются клиенты данных финансовых институтов, может быть найдено в рамках применения административных мер регулирования совместной банков-ско-страховой деятельности. А также путем самостоятельного выравнивания условий взаимодействия различных агентов финансового рынка при наличии в практике кре-дитно-страхового бизнеса профессиональных посреднических структур (страховых и кредитных брокеров, консалтинговых агентств и т. д.).

8 Новиков А. Аккредитация банками страховых компаний: нарушение конкуренции или защита от рисков? // Аналитический банковский журнал. 2006. № 2(129). С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.