Научная статья на тему 'Парламентские выборы 2020 в Словакии: особенности предвыборной кампании'

Парламентские выборы 2020 в Словакии: особенности предвыборной кампании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Словакия / парламентские выборы / предвыборная кампания / политические партии / политические программы / кандидаты / Slovakia / parliamentary elections / election campaign / political parties / political programs / candidates

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гопта Иво

Статья посвящена анализу предвыборной кампании перед прошедшими 29 февраля 2020 г. в Словацкой Республике парламентскими выборами. Особое внимание уделяется изучению их правовой базы. Автор обращает внимание на закрепленные законодательно основы деятельности органов государственной власти, выполняющих надзор и контроль над проведением предвыборной кампании. В них определены цели и задачи избирательного процесса, а также определены меры наказания в случае несоблюдения словацкого законодательства или нарушения нормативно-правовых актов. Кроме того, охарактеризованы не только политические субъекты, участвующие в предвыборной гонке, но и баллотирующиеся кандидаты с точки зрения численности, гендерной принадлежности, возрастной группы, и профессиональной деятельности. Автор фокусирует внимание на особенностях и разнообразии предвыборных программ политических субъектов, а также на условиях финансирования предвыборной кампании. Анализируются также такие особенности словацкой избирательной кампании как мораторий на предвыборные опросы, а также раскрытие данных о финансовом вознаграждении (заработной платы, включая фиксированные надбавки и доплаты за должности) баллотирующегося кандидата, в случае прохождения им предусмотренного законом парламентского порога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parliamentary Elections 2020 in Slovakia: Features of the Election Campaign

This article is devoted to the analysis of the election campaign of the upcoming February 29, 2020 parliamentary elections in the Slovak Republic. Particular attention is paid to the study of the legal framework affecting the issues of the election campaign and parliamentary elections in general. The author has identified the main bodies of state power that supervise and control the conduct of the election campaign, their goals and objectives, as well as determine the penalties in case of non-compliance with Slovak legislation or violation of regulatory legal acts. In addition, not only the political actors involved in the election race are characterized, but also the candidates in terms of quantity, gender, age group, and professional activity. As part of the subject analysis, the focus of attention is also focused on the features and diversity of the election programs of political parties, as well as the conditions for financing the election campaign. The analysis also includes the study of one of the main factors of political and social tension in Slovakia — a moratorium on election polls, as well as the identification of financial rewards (salaries, including fixed allowances and additional payments for positions) of a running candidate, in case of passing the parliamentary threshold stipulated by law.

Текст научной работы на тему «Парламентские выборы 2020 в Словакии: особенности предвыборной кампании»

Иво Гопта

< о

<

<

Парламентские выборы 2020 в Словакии: особенности предвыборной кампании

Аннотация. Статья посвящена анализу предвыборной кампании перед прошедшими 29 февраля 2020 г. в Словацкой Республике парламентскими выборами. Особое внимание уделяется изучению их правовой базы. Автор обращает внимание на закрепленные законодательно основы деятельности органов государственной власти, выполняющих надзор и контроль над проведением предвыборной кампании. В них определены цели и задачи избирательного процесса, а также определены меры наказания в случае несоблюдения словацкого законодательства или нарушения нормативно-правовых актов. Кроме того, охарактеризованы не только политические субъекты, участвующие в предвыборной гонке, но и баллотирующиеся кандидаты с точки зрения численности, гендерной принадлежности, возрастной группы, и профессиональной деятельности. Автор фокусирует внимание на особенностях и разнообразии предвыборных программ политических субъектов, а также на условиях финансирования предвыборной кампании. Анализируются также такие особенности словацкой избирательной кампании как мораторий на предвыборные опросы, а также раскрытие данных о финансовом вознаграждении (заработной платы, включая фиксированные надбавки и доплаты за должности) баллотирующегося кандидата, в случае прохождения им предусмотренного законом парламентского порога.

Ключевые слова: Словакия, парламентские выборы, предвыборная кампания, политические партии, политические программы, кандидаты.

© Гопта Иво - выпускник аспирантуры Дипломатической академии МИД России по специальности «Политические науки и регионоведение». E-mail: [email protected].

Правовая база и контроль над предвыборной кампанией

В соответствии со ст. 1, §2 «Закона №181/2014 С. з. от 29 мая 2014 г. Ё о предвыборной кампании и об изменении и дополнении закона ^ №85/2005 С. з. о политических партиях и политических движениях в фор-§ мулировке более поздних правил», предвыборная кампания официально

00 начинается со дня публикации решения об объявлении выборов в Сбор-^ нике законов СР и заканчивается за 48 часов до начала дня выборов1. 5 Принимая во внимание вышеприведенные положения Закона, а также < тот факт, что «Решение председателя Национального Совета Словацкой

1 Республики от 4 ноября 2019 г. об объявлении выборов в Национальный

I м

^ Совет Словацкой Республики» было опубликовано 5 ноября 2019 г. в Сборнике законов СР как Закон №351/2019 С. з., (согласно которому дата проведения парламентских выборов установлена на 29 февраля 2020 г.)2, нынешняя предвыборная кампания официально началась 5 ноября 2019 г..

Официальными органами государственной власти, выполняющими в Словакии надзор и контроль за проведением предвыборной кампании являются Министерство внутренних дел СР и Районные управления. Согласно Закону №181/2014 С. з., они имеют полное право требовать от контролируемого субъекта всю информацию и документы касательно избирательной кампании. В случае отказа от предоставления документов, Министерство внутренних дел СР и Районные управления могут обложить партии и кандидатов штрафом в размере до 300 евро. Активную работу по контролю за ходом предвыборной кампании выполняет и Государственная комиссия по выборам и контролю за финансированием политических партий3. В соответствии с §16 Закона 180/2014 С. з. она выполняет несколько важных задач:

— контролирует финансирование политических партий и политических движений и проведение их предвыборных кампаний;

Zakon с. 181/2014 Z. z. z 29. maja 2014 o volebnej kampani a o zmene a doplneni zakona c. 85/2005 Z. z. o politickych stranach a politickych hnutiach v zneni neskorsich predpisov [Act no. 181/2014 Coll. of 29 May 2014 on the election campaign and on the amendment of Act no. 85/2005 Coll. on political parties and political movements, as amended]. URL: www.minv.sk/?nr-kampan&subor=263851 (accessed: 19.01.2020). Rozhodnutie predsedu Narodnej rady Slovenskej republiky zo 4. novembra 2019 o vyhlaseni volieb do Narodnej rady Slovenskej republiky [Decision of the Speaker of the National Council of the Slovak Republic of 4 November 2019 announcing elections to the National Council of the Slovak Republic]. - Режим доступа: www.minv.sk/?volby-nrsr&subor=352245 (accessed: 19.01.2020).

Комиссия состоит из 14 членов: 10 из них назначают политические партии пропорционально количеству мандатов в парламенте, остальные представители - это председатель Конституционного суда СР, Генеральный прокурор СР, председатель Верховного суда СР и председатель Высшего контрольного управления.

1

2

— пересматривает апелляции по решениям Министерства внутренних дел СР, которые были вынесены по вопросам избирательной кампании, а также финансированию политических субъектов;

— ведет активный диалог с теле- либо радиовещателем по распре-§ делению эфирного времени в период предвыборной кампании

и др.4

ск I Ч О

С

<

Немаловажным фактором, способным в значительной степени < оказать влияние на ход предвыборной кампании, а в дальнейшем и на результаты парламентских выборов, является финансирование. Согласно Закону №181/2014 С. з., расходы каждой политической партии или политического движения на предвыборную кампанию в парламентских выборах не должны превышать 3 млн евро. При этом политические субъекты, участвующие в предвыборной гонке, могут финансировать свою предвыборную кампанию лишь за счёт финансовых средств, размещённых на специальном «прозрачном счете», открытом в словацком банке или в филиале иностранного банка. Финансовые средства на свою предвыборную кампанию политические субъекты могут получать только от физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Словакии. Помимо этого, «прозрачный счет» каждого политического субъекта, баллотирующегося в словацкий парламент, должен быть доступным и открытым круглосуточно не только для органов государственной власти, которые осуществляют надзор и контроль над реализацией и финансированием предвыборной кампании, но и для словацкой общественности в целом. Полностью доступной должна быть и информация о платежных транзакциях на этом «прозрачном счете», включая сумму, дату осуществления платежа, ФИО или название субъекта, организации или компании, осуществляющих платеж. Оставшимися или неиспользованными на предвыборную кампанию финансовыми средствами на «прозрачном счете» политические субъекты имеют право пользоваться лишь через в течение 90 дней после объявления официальных результатов парламентских выборов. При этом отчеты о платежных транзакциях «прозрачного счета» должны сохраняться политической партией или политическим движением на протяжении 5 лет. В случае выявления явного несоблюдения законов СР, касающихся предвыборной о

кампании, Государственная комиссия по выборам и контролю за финансы <

С

Zakon с. 180/2014 Z. z. z 29. maja 2014 o podmienkach vykonu volebneho prava a o zmene a < doplnení niektorych zakonov v znenf neskorsfch predpisov [Act no. 180/2014 Coll. of 29 May 2014 on the conditions for the exercise of the right to vote and amending certain acts as amended]. URL: www.minv.sk/?volby-oso2018&subor=263840 (accessed: 19.01.2020).

сированием политических партий имеет право оштрафовать политический субъект на сумму от 30 тысяч до 300 тысяч евро, а Министерство ° внутренних дел СР — от 10 тысяч до 100 тысяч евро5.

и <

о Предвыборная арифметика

00 Согласно данным Министерства внутренних дел СР, в Словакии на ^ текущий момент зарегистрировано 160 политических партий и поли-5 тических движений6. В состоявшихся 29 февраля 2020 г. парламентских < выборах, за голоса избирателей боролись 25 политических субъектов. По

1 сравнению с предыдущими парламентскими выборами, проходившими

I м

^ в 2016 г., количество участников предвыборной гонки увеличилось на 2 политических субъекта. Кроме того, большинство (18)7 из этих 25 субъектов не участвовало в парламентских выборах 2016 г. Следует также добавить, что среди новых участников, баллотировавшихся в парламент, была и коалиция, состоящая из двух политических партий. Коалиция, в отличие от других участников парламентских выборов, для успешного прохождения в словацкий парламент должна набрать не 5, а 7 % от общего числа полученных действительных голосов.

Согласно Закону №180/2014 С. з., одним из условий участия политической партии или коалиции в парламентских выборах, является обязательная оплата избирательного залога 17 тыс. евро. Он зачисляется на внебюджетный счет, открытый для этой цели Министерством внутренних дел СР. По Закону залог возвращается Министерством внутренних дел СР в течение одного месяца после официального оглашения результатов парламентских выборов лишь тем политическим субъектам, которые набрали не менее 2 % от общего числа принявших участие в выборах8.

5 Zakon с. 181/2014 Z. z. z 29. maja 2014 o volebnej kampani a o zmene a doplneni zakona c. 85/2005 Z. z. o politickych stranach a politickych hnutiach v zneni neskorsich predpisov [Act no. 181/2014 Coll. of 29 May 2014 on the election campaign and on the amendment of Act no. 85/2005 Coll. on political parties and political movements, as amended].

URL: www.minv.sk/?nr-kampan&subor=263851 (accessed: 19.01.2020).

6 Register politickych stran a politickych hnuti [Register of political parties and political movements]. URL: http://ives.minv.sk/rez/registre/pages/list.aspx?type=ps (accessed: 19.01.2020).

7 В данное количество входят и политический субъекты, которые изменили свои официальные названия или которые ранее официально сосуществовали с другими политическими партиями.

8 Zakon с. 180/2014 Z. z. z 29. maja 2014 o podmienkach vykonu volebneho prava a o zmene a doplneni niektorych zakonov v zneni neskorsich predpisov [Act no. 180/2014 Coll. of 29 May 2014 on the conditions for the exercise of the right to vote and amending certain acts as amended]. URL: www.minv.sk/?volby-oso2018&subor=263840 (accessed: 19.01.2020).

По условиям Закона № 180/2014 С. з., уполномоченные представители каждой политической партии или политического движения, жела-Ё ющие баллотироваться в словацкий парламент, за 90 дней до начала пар-^ ламентских выборов обязаны предоставить секретарю Государственной § комиссии по выборам и контролю за финансированием политических

00 партий список кандидатов в письменной или электронной форме. Дан-^ ный список может включать минимум одного, а максимум 150 кандида-5 тов. В состоявшихся 29 февраля 2020 г. парламентских выборах, приняли < участие 2736 кандидатов. При этом максимальной квотой (150) канди-

1 датов, предусмотренной вышеупомянутым Законом, воспользовались

I м

^ 13 политических субъектов. Наименьшее количество «претендентов» на попадание в словацкий парламент принадлежит политической партии «Работа словацкой нации». Более наглядную информацию о политических субъектах, баллотировавшихся в 2020 г., а также о количестве их кандидатов можно узнать из таблицы 19.

Анализируя данные Управления статистки СР о кандидатах с гендер-ной точки зрения, явный перевес среди желающих попасть в Национальный Совет СР имели представители мужского пола. Из общего количества 2736 кандидатов в парламент стремились попасть 2108 мужчин и только 628 женщин, что в процентном соотношении составляет 77 % и 23 % соответственно. При этом лишь два политических субъекта поставили на первое место в списке кандидатов представительниц прекрасного пола10.

С точки зрения возраста, самая большая группа кандидатов в словацкий парламент в 2020 г. (642 человек) была представлена претендентами, возраст которых составил 31-40 лет. Самую маленькую группу составили 283 баллотирующихся в возрасте до 30 лет включительно. При этом среднестатистический возраст всех кандидатов составил 46 лет11.

Бесспорным мотивационным стержнем для кандидатов в Национальный Совет СР, помимо стремления к власти, является финансовое вознаграждение за полученный мандат. Согласно «Закону о соотношении заработной платы некоторых конституционных должностных лиц Словацкой Республики» (Закон №120/1993 С. з.), в случае преодоления кандидатом избирательного порога и попадания в словацкий парламент, его заработная плата будет равна трехкратной средней номинальной ежемесячной

<

П

о

Zoznam kandidujucich politickych subjektov [List of candidate political entities]. <

URL: www.volbysr.sk/sk/parties.html (accessed: 19.01.2020).

10 Zoznam kandidatov podia politickych subjektov [List of candidates by political entity]. < URL: www.volbysr.sk/sk/candidates.html (accessed: 19.01.2020).

11 Vekova struktura kandidatov [Age structure of candidates]. URL: www.volbysr.sk/sk/age.html (accessed: 19.01.2020).

И.

ица

| г., I

пол

>ъек

выб

рах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

шсок политических субъектов, баллотировавшихся в парламентских ичество их кандидатов

Название политического субъекта

Словацкая народная партия Андрея Глинки Хороший выбор Свобода и солидарность Мы семья

Словацкое движение возрождения Для людей С нас хватит! Голос правых

Словацкая национальная партия Демократическая партия

Обычные люди и независимые персоны (ОЛНП), Нова, Христианский Союз (ХЗ), Изменение снизу

Коалиция Прогрессивная Словакия и Вместе - гражданская демократия

Старосты и независимые кандидаты

99% - гражданский голос

Христианско-демократическое движение

Словацкая лига

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родина

Мост-Хид

Направление - Социальная демократия Солидарность - Движение рабочей бедности Голос народа

Сообщество венгерского товарищества Работа словацкой нации

Котлебовцы - Народная партия Наша Словакия Социалисты.ск

заработной плате в СР за предыдущий календарный год12. Таким образом, в 2019 г. заработная плата депутата словацкого парламента составила Ё 3039 евро в месяц. Следует также добавить, что, по данным Националь-^ ного Совета СР, депутат получает ежемесячную должностную надбавку, § если занимает пост председателя Национального Совета СР (497,91 евро), m заместителя председателя Национального Совета СР (331,94 евро), предсе-^ дателя комитета Национального Совета СР (165,97 евро) или заместителя 5 председателя комитета Национального Совета СР (82,99 евро)13. < Кроме того, к заработной плате депутата причисляются фиксиро-

I ванные надбавки на «прочие расходы», которые не облагаются налогом.

i и

Размеры этих надбавок зависят от того, обладает ли депутат постоянным местом жительства в Братиславской области или нет. Если да, то сумма фиксированной надбавки составляет 1,8 суммы средней номинальной месячной заработной платы работника в СР за предыдущий календарный год (1824 евро в месяц), а если нет, то 2,1-кратное (2128 евро в месяц)14. Таким образом, депутаты словацкого парламента, имеют минимальную зарплату 4863 евро в месяц. И для многих это уже достаточная мотивация для того, чтобы избираться в Национальный Совет СР.

Среди тех, кто претендовал на места в Словацком парламенте в этом году были директор галереи, лектор, садовник, столяр, официант, теолог, а также безработные. Кроме того, 23 из 25 политических субъектов выдвинули в кандидаты пенсионеров.

Мораторий на предвыборные опросы — реакция общества

Вокруг Закона о моратории на предвыборные опросы развернулись нешуточные политические баталии. Причиной стало предложение депутатов сильнейшей политической партии в СР «Направление — Социальная демократия» М. Керы и М. Немкы увеличить мораторий на проведение и оглашение результатов предвыборных опросов общественного мнения с установленных 14 до 50 дней. Оно сначала было рассмотрено Комитетом Национального Совета СР по государственному управлению и региональному развитию, который в ходе заседания 10 октября 2019 г. принял Постановление в котором содержалась рекомендация Национальному Совету СР его принять. 2

П

о

о.

СП ш

ск

12 Zakon o platovych pomeroch niektorych ustavnych cinitel'ov Slovenskej republiky [Act on < the Salary Ratio of Certain Constitutional Officials of the Slovak Republic]. URL: www.nrsr.sk/ web/Static/sk-SK/NRSR/Doc/zd_platove-pomery.pdf (accessed: 19.01.2020). <

13 Ibid.

14 Casto kladené otázky [Frequently asked questions]. URL: www.nrsr.sk/web/?sid=faq (accessed: 19.01.2020).

Несмотря на одобрение предложения Комитетом Национального Совета СР по государственному управлению и региональному развитию, Ё и его последующее принятие 28 октября 2019 г. словацким парламентом15, ^ на внутриполитической и общественной сцене образовался «лагерь про-§ тивников». Интересным и удивительным фактом является то, что в него

00 вошли не только оппозиционные парламентские партии (за исключением ^ Народной партии «Наша Словакия»), но и политическая партия «Мост-5 Хид», входящая в правительственную коалицию16, глава внешнеполитиче-< ского ведомства СР, а также премьер-министр СР П. Пеллегрини. Послед-

1 ний, в связи с этим заявил: «Я хотел бы, чтобы Словакия была на первом

ш

^ месте в других списках, а не рядом с Камеруном и Тунисом в перечне стран с самым длительным мораторием на предвыборные опросы»17.

Противников продления моратория на предвыборные опросы поддержала и известная словацкая правозащитница М. Патакиова, которая охарактеризовала изменение срока за четыре месяца до парламентских выборов как нестандартный шаг. По ее мнению, даже 14-дневная продолжительность моратория на предвыборные опросы, находилась на границе конституционности. Продолжая защищать свою позицию, ом-будсмен заявила, что «по сравнению с другими европейскими странами мы и с нынешним 14-дневным запретом были скорее исключением. Согласно исследованию Европейской ассоциации маркетинговых исследований и изучения общественного мнения, средняя продолжительность моратория на публикацию опросов общественного мнения в Европе составляет менее трех дней». Тем не менее Национальный Совет СР принял 50-дневный мораторий на предвыборные опросы вследствие которого Словакия стала государством с наиболее длительным сроком моратория на предвыборные опросы на Старом континенте, «обогнав» лидировавшую до этого Черногорию (15 дней)18.

15 Из 132 присутствовавших депутатов парламента предложение поддержали 74, 56 голосовали против, а 2 воздержались при голосовании. Hlasovanie podia klubov [Voting by political clubs]. URL: www.nrsr.sk/web/Default.aspx?sid=schodze/hlasovanie/ hlasklub&ID=43357 (accessed: 19.01.2020).

16 Словацкая политическая партия, представляющая и защищающая в Правительстве СР преимущественно интересы венгерского меньшинства.

17 Zasah do mojich prav. Predizenie moratoria kritizuje aj Lajcak [Infringement of my rights. Lajcak also criticizes the extension of the moratorium]. URL: www.ta3.com/clanok/1167996/ zasah-do-mojich-prav-predlzenie-moratoria-kritizuje-aj-lajcak.html (accessed: 19.01.2020).

18 Ombudsmanka hovori, ze 50-dnove moratorium je mimoriadne neprimerane [The Ombudsman says that the 50-day moratorium is extremely disproportionate].

URL: www.domov.sme.sk/c/22248179/obmudsmanka-hovori-ze-50-dnove-moratorium-je-mimoriadne-neprimerane.html (accessed: 19.01.2020).

Общественно-политическая обстановка в Словакии значительно осложнилась после «вступления в игру» еще одного важного игрока — Ё словацкого президента З. Чапутовой. После наложения вето на Закон ^ о продлении срока моратория на предвыборные опросы, который сло-§ вацкий парламент после этого повторно принял 26 ноября 2019 г., она m обратилась к Конституционному суду СР с Предложением приостано-^ вить действие этого закона. В правовом документе, который содержит 5 26 страниц подробного юридического обоснования необходимости < приостановить действие закона о моратории, кроме прочего, говорится: I «Оспариваемое положение накладывает неприемлемое ограничение на

I и

право каждого свободно искать, получать и распространять информацию без цензуры и не соответствует условиям, установленным Конституцией и договором для ограничения этих прав. <...> Вмешательство в принятие квалифицированного решения может непоправимо подорвать демократический характер государства»19. Конституционный суд СР во главе с его председателем И. Фиачаном после двухнедельного рассмотрения Предложения президента СР З. Чапутовой на закрытом пленарном заседании вынес решение в поддержку мнения главы словацкого государства, и тем самым приостановил изменение в Законе о моратории на предвыборные опросы, увеличивавшие его длительность с 14 до 50 дней.

Предвыборные программы на любой вкус

В предвыборной кампании 2020 г. в Словакии ключевыми темами уже традиционно стали такие проблемные области, как борьба с коррупцией, здравоохранение, образование, судебная система, внешняя политика СР, вопросы занятости и безработица, уровень заработной платы, налоговые сборы, неравенство регионального развития, а также улучшение условий социальной жизни пожилого поколения. Однако следуя веяниям времени в этот раз список проблемных областей расширился за счет таких тем, как миграция, гибридные угрозы и вызовы, дезинформация, климатические изменения, цифровизация и др. Таким образом, в предвыборных дебатах обсуждался достаточно широкий диапазон вопросов, часть из которых вошла в программные документы партий и независимых кандидатов. <

П

о

о.

СП ш

ск <

19 Navrh na zacatie konania o sulade pravnych predpisov a pozastavenie ucinnosti zakona

podla Cl. 125 ods. 1 pism. a) a ods. 2 Üstavy Slovenskej republiky [Proposal to initiate <

proceedings on compliance of legal regulations and suspension of the law pursuant to Art. 125, Par. 1, Let. A, and Par. 2 of the Constitution of the Slovak Republic]. URL: www.prezident. sk/upload-files/79054.pdf (accessed: 19.01.2020).

Сообщество венгерского товарищества, выпустило самую короткую предвыборную программу, уместившуюся на трех страницах, где по-Ё строчно прописаны программные тезисы. С другой стороны, словацкие ^ избиратели могли ознакомиться и с такими предвыборными программа-§ ми, которые по объему напоминали книгу. Рекорд в этой области — 376

00 страниц — поставила политическая партия «Свобода и солидарность». ^ Партия предлагает избирателям 1144 способа для того, чтобы в Словакии 5 стоило «работать, заниматься бизнесом и жить»20.

< Следующей особенностью стали и сами названия концептуаль-

1 ных документов. Большинство политических субъектов стремились ^ преподнести свои предвыборные программы в маркетинговом духе,

с привлекательным для избирателей названиями: «Инструкция к лучшей Словакии»21, «Рестарт. Надежда для Словакии»22, «Государство, на которое можно положиться»23, «Ревизия»24, «Программа помощи семье 2020»25, «Карта хороших решений»26, «Точка поворота. Поворотная программа для поворотных выборов»27 и т.д.

Новаторским ходом стало и то, что некоторые политические субъекты в программах указали и так называемых «гарантов» исполнения обещаний. Эти люди берут на себя ответственность не только за разработку определенной области в предвыборной программе, но и за последующую реализацию предлагаемых решений и предложений в данной области в случае прохождения парламентского порога. Ярким примером стала предвыборная программа «Коалиции Прогрессивной Словакии и Вместе — гражданская демократия», в рамках которой после каждой

20 Navod na Lepsie Slovensko [Instructions for better Slovakia]. URL: www.fl.ipgorilla. com/p/26183111565907491/show (accessed: 19.01.2020).

21 Ibid.

22 Restart. Nadej pre Slovensko [Restart. Hope for Slovakia]. URL: www.kdh.sk/wp-content/ uploads/2020/01/programRESTART-final-web.pdf (accessed: 19.01.2020).

23 Stat, na ktory sa da spolahniii [Country you can count on]. URL: www.dobravolba2020.sk/ D0BRA_V0LBA_2020_-_V0LEBNY_PR0GRAM.pdf (accessed:19.01.2020).

24 ReVizia [Revision]. URL: www.most-hid.sk/sites/most-hid.sk/files/downloadable-files/ reviziask.pdf (accessed: 19.01.2020).

25 Program pomoci rodinam 2020 [Family assistance program 2020]. URL: www.hnutie-smerodina.sk/dokumenty/Final-Program-SME-RODINA-volebny-program.pdf (accessed: 19.01.2020).

26 Mapa dobrych rieseni [Map of good solutions]. URL: www.za-ludi.sk/wp-content/ uploads/2020/01/za-ludi-program.pdf (accessed: 19.01.2020).

27 Bod zlomu. Zlomovy program pre zlomove volby [Breaking point. Breaking program for breaking elections]. URL: www.progresivnespolu.sk/perch/resources/program-bod-zlomu-digital.pdf (accessed: 19.01.2020).

предметной области указаны не только ФИО гаранта, но и его должность или сфера профессиональных интересов. 2 Представители баллотирующихся в словацкий парламент поли-

^ тических субъектов стремились максимально представить свои пред-§ выборные программы в средствах массовой информации. Если еще m несколько лет назад наиболее распространенным источником агита-^ ционных материалов политических субъектов и их кандидатов были 5 телевидение и печатные издания (газеты и журналы), то в последнюю < кампанию значительные финансовые средства расходовались также i на продвижение через интернет-источники, прежде всего, социальную

i и

сеть Facebook и видеохостинг YouTube. Таким образом, основная политическая борьба за голоса избирателей постепенно перешла на цифровые платформы. Однако этот переход оказался затруднительным для старшего поколения избирателей, многие из которых не используют новейшие технологии.

Несмотря на все «инновации» и призывы председателя словацкого парламента А. Данко вести культурную и корректную политическую борьбу, предвыборная кампания использовалась политическими субъектами для дальнейшей поляризации общественного мнения. Средства массовой информации нередко провоцировали скандалы, изобиловали дискредитирующими заявлениями, оказывая при этом существенное психологическое давление на волеизъявление избирателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Bod zlomu. Zlomovy program pre zlomové vol'by, available at:www.progresivnespolu.sk/perch/

resources/program-bod-zlomu-digital.pdf Mapa dobrych riesení, available at: www.za-ludi.sk/wp-content/uploads/2020/01/za-ludi-program. pdf

Návod na lepsie Slovensko, available at: www.flipgorilla.com/p/26183in565907491/show Program pomoci rodinám 2020, available at: www.hnutie-smerodina.sk/dokumenty/Final-

Program-SME-RODINA-volebny-program.pdf Restart. Nádej pre Slovensko, available at: www.kdh.sk/wp-content/uploads/2020/01/

programRESTART-final-web.pdf ReVízia, available at: www.most-hid.sk/sites/most-hid.sk/files/downloadable-files/reviziask.pdf Stát, na ktory sa dá spol'ahnúí, available at: www.dobravolba2020.sk/D0BRA_V0LBA_2020_-_

V0LEBNY_PR0GRAM.pdf Zoznam kandidujúcich politickych subjektov, available at: www.volbysr.sk/sk/parties.html

<

П

О

ск <

С

<

ск I

о

< I

<

Parliamentary Elections 2020 in Slovakia: Features of the Election Campaign

u

^ Authors. Ivo Hopta, Graduate of Postgraduate Studies of the Diplomatic Academy of

the Ministry of Foreign Affairs of the Russia in "Political Science and Regional Studies". [¡3 E-mail: [email protected].

Abstract. This article is devoted to the analysis of the election campaign of the upcoming February 29, 2020 parliamentary elections in the Slovak Republic. Particular attention is paid to the study of the legal framework affecting the issues of the election campaign and parliamentary elections in general. The author has identified the main bodies of state power that supervise and control the conduct of the election campaign, their goals and objectives, as well as determine the penalties in case of non-compliance with Slovak legislation or violation of regulatory legal acts. In addition, not only the political actors involved in the election race are characterized, but also the candidates in terms of quantity, gender, age group, and professional activity. As part of the subject analysis, the focus of attention is also focused on the features and diversity of the election programs of political parties, as well as the conditions for financing the election campaign. The analysis also includes the study of one of the main factors of political and social tension in Slovakia - a moratorium on election polls, as well as the identification of financial rewards (salaries, including fixed allowances and additional payments for positions) of a running candidate, in case of passing the parliamentary threshold stipulated by law.

Key words: Slovakia, parliamentary elections, election campaign, political parties, political programs, candidates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.