Научная статья на тему 'Парламентские и президентские выборы в России (1999 - 2000 гг. )'

Парламентские и президентские выборы в России (1999 - 2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2972
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парламентские и президентские выборы в России (1999 - 2000 гг. )»

ВЫБОРЫ: процесс и анализ результатов

Парламентские и президентские выборы в России

(1999 - 2000 гг.)

Осенью 1999 г. в Российской Федерации началась подготовка к парламентским и президентским выборам. Страна вновь оказалась перед выбором. На этот раз от него зависело, каким будет российское общество в новом веке и тысячелетии.

На финише трудного для России 1999 г. завершилась важнейшая политическая кампания по выборам в Государственную думу Федерального собрания третьего созыва. По оценке председателя Центризбиркома России A.A. Вешнякова, «это была самая трудная кампания в России за весь период демократических преобразований... Накал политической борьбы порой существенно зашкаливал за все допустимые пределы» [1].

Выборы депутатов Государственной думы, состоявшиеся 19 декабря 1999 г., проводились в соответствии с новым избирательным законодательством. Внесение существенных поправок в Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. №124 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

В.Э. Войшнис

Федерации» и принятие нового Федерального закона от 24 июня 1999 г. №121 - ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» [2] изменило действующие ранее правила проведения предвыборной кампании. Этот фактор оказал существенное влияние не только на поведение избирателей, но и на участие в выборах других субъектов избирательного процесса: кандидатов в депутаты и их штабов, доверенных лиц, членов избирательных комиссий всех уровней, средств массовой информации (СМИ).

В выборах приняли участие 668 406 38 граждан Российской Федерации, что составило 61,85% от общего числа избирателей в нашей стране. Уровень активности избирателей оказался несколько ниже по сравнению с выборами в Государственную думу второго созыва, состоявшимися 17 декабря 1995 г. Тогда в выборах участвовали более 69,5 млн человек, что составило 64,7% от общего числа избирателей.

Выборы 1995 г. и выборы 1999 г. различаются также общим числом избирательных объединений и избирательных блоков, включенных в бюллетень по федеральному избирательному округу. На выборах 1995 г. таких избирательных объединений и избирательных блоков было 43, а на выборах 1999 г. - только 26. Меньше на этих выборах было зарегистрировано и кандидатов в депутаты в одномандатных округах. Так, если на выборах 1995 г. в одномандатных избирательных округах на 225 мест в Государственной думе претендовали свыше 2 600 кандидатов в депутаты, то на выборах 1999 г. на 224 депутатских мандата (выборы в Чеченской Республике тогда не проводились) было зарегистрировано 2 216 кандидатов.

Результаты парламентских выборов 1995 и 1999 гг. оказались различными и по чис-

Войшнис Вацлав Эдуардович - д.и.н., профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук Хабаровской государственной академии экономики и права

лу избранных депутатов. В декабре 1995 г. был избран сразу весь состав Государственной думы, то есть 450 депутатов. На выборах 1999 г. в восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в Государственную думу состоялись 26 марта 2000 г. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 г. [3].

Выборы, несомненно, были острыми и конкурентными.

В самом общем виде результаты выборов и соответственно Государственная дума третьего созыва выглядели следующим образом.

Из 26 избирательных объединений, избирательных блоков, включенных в избирательный бюллетень на выборах депутатов Государственной думы третьего созыва по федеральному округу, пятипроцентный барьер, дающий право на участие в распределении депутатских мандатов, преодолели шесть избирательных объединений и блоков: объединение «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ), блоки «Единство» («Медведь»), «Отечество - Вся Россия» (ОВР), «Союз правых сил» (СПС), «Блок Жириновского» и «Объединение «ЯБ-Локо». Все остальные избирательные объединения и блоки не получили достаточной поддержки.

Общие итоги голосования по федеральному избирательному округу были таковы.

Наибольшее число голосов избирателей на выборах депутатов Государственной думы третьего созыва получило объединение «КПРФ», за которое проголосовали 16,2 млн. избирателей, или 24,29%. Это больше, чем в 1995 г., когда за коммунистов проголосовали 15,4 млн. избирателей, или 22,3% .

Второе место на выборах занял новый избирательный блок «Медведь», получив поддержку у 15,5 млн. избирателей (23,32% от принявших участие в выборах).

Третьим по результативности выборов стал тоже новый избирательный блок «ОВР», за него отдали голоса 8,9 млн. избирателей (13,33%).

Еще одним избирательным блоком, прошедшим в Государственную думу, стал «СПС», набравший 5,7 млн. голосов избирателей (8,52%).

Прошел в Государственную думу и «Блок Жириновского». За него проголосовали около 4 млн. избирателей (5,98%). Это почти

вдвое меньше, чем на выборах 1995 г.

Объединение «ЯБЛоко» получило на выборах 3,96 млн (5,93%) голосов, то есть на 800 тыс. меньше, чем в 1995 году.

В соответствии с числом набранных голосов депутатские мандаты распределились между избирательными объединениями и избирательными блоками по федеральному избирательному округу следующим образом: «КПРФ» - 67, «Медведь» - 64, «ОВР» - 37, «СПС» - 24, «Блок Жириновского» - 17, «Объединение «ЯБЛоко» - 16 [4].

Из избирательных объединений и блоков наибольшего успеха в одномандатных избирательных округах добилось объединение «КПРФ» - из 140 выдвинутых им кандидатов 46 стали депутатами. Это чуть меньше по сравнению с 1995 г., когда депутатами в одномандатных избирательных округах стали 58 кандидатов от КПРФ, и существенно больше, чем в 1993 г. (16 кандидатов).

На втором месте - блок «ОВР», выдвинувший в одномандатных округах 118 кандидатов и завоевавший 31 мандат. Блок «Медведь», выдвинувший 42 кандидата, получил 9 мандатов. Объединение «ЯБЛоко» почти в четыре раза уменьшило свое представительство: вместо 14 - четыре мандата (7 - в 1993 г.). В отличие от неудачного выступления на выборах по федеральному избирательному округу, кандидаты объединения «Наш дом - Россия» (НДР) победили в 7 одномандатных избирательных округах. Блок «СПС» победил в 5 одномандатных избирательных округах. По две победы в округах имели избирательные объединения «Общероссийское политическое движение «В поддержку армии» и «Российский общенародный союз». Представителям пяти избирательных объединений и блоков удалось провести в Государственную думу только по одному кандидату. «Блок Жириновского» не представил в ЦИК России для заверения список кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам [5].

В результате выборов по 224 одномандатным избирательным округам были избраны 216 депутатов. Из них избирательными объединениями, избирательными блоками было выдвинуто 111 кандидатов, 101 кандидат выдвинут непосредственно избирателями, 4 кандидата сами выдвинули свою кандидатуру. По сравнению с 1995 г., когда среди депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, были представите-

ли 23 избирательных объединений и блоков, число избирательных объединений и блоков, представители которых стали победителями, уменьшилось до 13 [6].

В итоге избирательные объединения и избирательные блоки получили в Государственной думе третьего созыва следующее число депутатских мандатов: «КПРФ» - 113, «Медведь» - 73, «ОВР» - 68, «СПС» - 29, «ЯБЛоко» -20, «Блок Жириновского» - 17, «НДР» - 7; шесть избирательных объединений получили по одному-два депутатских мандата [7].

Выборы депутатов Государственной думы третьего созыва вызвали серьезный и обоснованный интерес за рубежом. Повышенное внимание к парламентским выборам было, прежде всего, обусловлено тем, что они проходили в соответствии с новым федеральным законом, который в значительной степени отличался от предыдущего. Он содержал больше гарантий недопущения проникновения криминала во власть, обеспечения честности и «прозрачности» выборов, реальной защиты избирательных прав граждан.

В общей сложности для наблюдения за выборами Центральной избирательной комиссией России было аккредитовано 1 185 иностранных (международных) наблюдателей, представлявших 58 государств (все континенты, кроме Австралии) и 105 международных и национальных организаций [8].

Для сравнения: на выборах депутатов Государственной думы 1995 г. было аккредитовано 993 международных наблюдателя, а на выборах депутатов Государственной думы 2003 г. - 1 168 [9]. Среди международных и национальных организаций, аккредитованных на выборах депутатов Государственной думы в декабре 1999 г., были такие авторитетные, как Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европарла-мент, Парламентская ассамблея Совета Европы, Ассоциация содействия Организации Объединенных Наций (ООН) и другие.

Широко были представлены государства - участники Содружества Независимых Государств (СНГ) - как делегациями избирательных комиссий, так и членами парламентов, партий, президентских администраций. Своих наблюдателей в Россию направили также Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Впервые в качестве иностранных наблюдателей была аккредитована группа дипломатов из Китая.

Обстоятельная работа по наблюдению за избирательной кампанией в России была проведена соответствующими структурами ОБСЕ, прежде всего Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Миссия долгосрочных наблюдателей БДИПЧ действовала в Москве и в 11 регионах страны на протяжении двух месяцев. А непосредственно в день голосования иностранные наблюдатели, включая несколько сот парламентариев от Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Совета Европы, Европар-ламента, других международных парламентских организаций и национальных парламентов, посетили около 5 тыс. избирательных участков практически на всей территории страны [10].

Следует отметить, что работу иностранных (международных) наблюдателей в 1999 г. отличали ряд особенностей. Во-первых, чрезвычайно высокий уровень координации деятельности наблюдателей. Она осуществлялась миссией ОБСЕ по наблюдению за выборами в соответствии с мандатом БДИПЧ/ОБСЕ. Руководство миссией было возложено на высокопоставленного дипломата - посла Швейцарии в России Э. Брунне-ра. А непосредственно на выборы приезжали председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ X. Дайн (Дания) и директор БДИПЧ/ ОБСЕ Ж. Штудманн (Швейцария).

Во-вторых, практически отсутствовали в составе наблюдателей представители малоизвестных правозащитных организаций. На выборах были представлены известные организации, пользующиеся признанным авторитетом в сфере обеспечения прав человека.

В-третьих, высокая активность представителей зарубежных посольств и консульств, прежде всего стран Европы, США и Японии. Из числа дипломатов было аккредитовано 348 человек.

В-четвертых, широкий «охват» регионов России в качестве зон для наблюдения. Наблюдатели осуществляли свою деятельность, в том числе на долгосрочной основе, более чем в 50 субъектах Российской Федерации от Калининграда до Камчатки и Приморья [И].

По официальным оценкам и выводам иностранных наблюдателей, состоявшиеся 19 декабря 1999 г. парламентские выборы обо-

значали новый важный этап в развитии демократии и многопартийности в России. Отмечалось, что они прошли в полном соответствии с законом, который, в свою очередь, соответствует самым высоким международным стандартам, обеспечивает состязательность и плюрализм, «прозрачность» на всех стадиях избирательного процесса. Подчеркивалось, что избирательные комиссии страны приложили все усилия для выполнения норм законодательства в полном объеме.

К числу недостатков, выделенных иностранными наблюдателями, прежде всего, относятся серьезные упущения в работе средств массовой информации. При этом указывалось на их явную политическую ангажированность и, что самое печальное, неспособность предоставить избирателям беспристрастную и честную информацию об участниках избирательной кампании.

Кроме того, наблюдатели отметили случаи вмешательства в избирательную кампанию на местах со стороны отдельных представителей администраций, попытки воздействовать, используя свое служебное положение, на своих политических оппонентов и их сторонников.

Ряд претензий был высказан наблюдателями непосредственно в отношении работы избирательных комиссий, которые касались, в частности, «неадекватного оснащения» избирательных участков. Но эти организационные недочеты не дают повода, как считали наблюдатели, ставить под сомнение общий итог деятельности избирательных комиссий.

В целом иностранные (международные) наблюдатели выразили удовлетворение тем, что парламентские выборы прошли в соответствии с положениями Конституции и законами Российской Федерации, явились шагом вперед в деле укрепления общепризнанных ценностей демократии, уважения прав человека и развития правового государства. На состоявшейся 20 декабря 1999 г. в Москве пресс-конференции руководители международных организаций X. Дайн (Председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ), Э. Мюллеманн (глава делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы), К. Крель (глава делегации Европейского парламента) и Э. Бруннер (глава миссии наблюдателей ОБСЕ) единодушно отметили гласность и открытость состоявшихся выборов,

высказали весьма позитивную оценку работы избирательных комиссий России по их подготовке и проведению. При этом было подчеркнуто, что ЦИК Российской Федерации приложила максимальные усилия для выполнения норм законодательства в полном объеме [12].

Результаты парламентских выборов 1999 г. во многом предопределили ход и исход президентских выборов 2000 г.

Крупнейшим событием в политической жизни России на пороге нового тысячелетия явились досрочные выборы Президента Российской Федерации. По результатам прямого волеизъявления граждан на свободных демократических выборах 26 марта 2000 г. полномочия главы государства впервые в истории России были переданы от одного всенародно избранного президента другому.

Одной из главных особенностей третьих прямых выборов Президента Российской Федерации явилось то, что они проводились досрочно.

В связи с прекращением первым Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации 5 января 2000 г. на основании Конституции Российской Федерации назначил выборы Президента Российской Федерации на 26 марта 2000 г.

Подготовка и проведение досрочных выборов осуществлялись в соответствии с новым Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Этот закон был принят Государственной думой второго созыва 1 декабря, одобрен Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации 23 декабря и подписан первым Президентом Российской Федерации 31 декабря 1999 г. одновременно с указом о досрочном прекращении своих полномочий [13].

Досрочные президентские выборы стали своеобразной проверкой на прочность всей системы избирательных комиссий Российской Федерации. Организаторам выборов пришлось действовать в условиях острого дефицита времени, сокращенных на четверть сроков всех этапов избирательной кампании.

В обновленном Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» определена необходимость представления кандидатом сведений о своем имуществе и доходах, а также об имуществе и доходах

его супруги и детей; установлен порядок проверки этих сведений и основания для отказа в регистрации; более четко определены правила ведения кандидатами предвыборной агитации и так далее.

В соответствии с законом «О выборах Президента Российской Федерации» право выдвижения претендентов на высший государственный пост в России имели избирательные объединения, избирательные блоки и инициативные группы избирателей. Первоначально кандидатами на должность президента страны было выдвинуто 33 человека, из них 5 выдвинули избирательные объединения и 28 - инициативные группы избирателей. Однако лишь 15 субъектов выдвижения (3 объединения и 12 инициативных групп) представили в Центральную избирательную комиссию России документы, необходимые для регистрации кандидатов [14].

После проверки достоверности представленных в документах сведений ЦИК России зарегистрировала 12 кандидатов на должность Президента Российской Федерации и отказала в регистрации трем претендентам. Один из кандидатов (В.В. Жириновский) был зарегистрирован в соответствии с решением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации. Один зарегистрированный кандидат (Е.В. Савостьянов) за 5 дней до дня голосования снял свою кандидатуру, подав в ЦИК России письменное заявление. В итоге в избирательный бюллетень ко дню голосования были внесены данные 11 кандидатов [15].

Кандидатами на должность Президента Российской Федерации являлись: кинорежиссер С.С. Говорухин, бизнесмен У.А. Джабраилов, лидер Либерально-демократи-ческой партии России (ЛДПР) В.В. Жириновский, лидер Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) Г.А. Зюганов, лидер движения «За гражданское достоинство» Э.А. Памфилова, лидер движения «Духовное наследие» А.И. Подберезкин, исполняющий обязанности Президента РФ с 31 декабря 1999 г. В.В. Путин, бывший Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.И. Скуратов, губернатор Самарской области К.А. Титов, губернатор Кемеровской области A.M. Тулеев и лидер избирательного объединения «Объединение «ЯБЛоко» Г.А. Явлинский.

По схеме деления избирателей на четыре группы по преобладающим политическим

предпочтениям (коммунистические, центристские, национально-патриотические и демократические), участвовавшие в выборах 26 марта 2000 г. кандидаты условно распределены следующим образом.

К кандидатам коммунистической ориентации были отнесены лидер КПРФ Г.А. Зюганов и губернатор Кемеровской области A.M. Тулеев.

Кандидатами национально-патриотичес-кой ориентации являлись лидер ЛДПР В.В. Жириновский и лидер «Духовного наследия» А.И. Подберезкин.

К кандидатам преимущественно центристской ориентации относились исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путин, кинорежиссер С.С. Говорухин, бывший Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.И. Скуратов и бизнесмен У.А. Джабраилов.

В группу кандидатов демократической ориентации входили лидер избирательного объединения «Объединение «ЯБЛоко» Г.А. Явлинский, губернатор Самарской области К.А. Титов и лидер движения «За гражданское достоинство» Э.А. Памфилова.

В процессе подготовки и проведения выборов определенную обеспокоенность вызывала проблема активности избирателей. Это объяснялось следующей особенностью избирательной кампании.

По единодушной оценке социологических служб, политологов, в избирательной кампании был явный лидер - В.В. Путин. Этим пытались воспользоваться некоторые политические силы. Они заявляли, что выборы якобы безальтернативны и участвовать в голосовании бессмысленно, поскольку результат известен заранее.

Кроме того, впервые на выборах Президента Российской Федерации была предпринята попытка призвать избирателей голосовать против всех кандидатов.

Эти инициативы были направлены против лидера избирательной кампании и ставили целью срыв выборов, назначенных в соответствии с Основным законом страны на 26 марта 2000 г.

Активная информационная деятельность избирательных комиссий по разъяснению избирательного законодательства, значимости конституционного участия граждан в выборах главы государства, а также объективная, открытая позиция и профессиональная работа ЦИК России по организации из-

бирательной кампании способствовали созданию атмосферы доверия к выборам. Поэтому избиратели довольно активно приняли участие в голосовании, явка составила 68,74% - почти столько же, сколько на президентских выборах 1996 г. Против всех кандидатов было подано 1,88% голосов избирателей, что тоже практически соответствовало уровню прошлых президентских выборов [16].

Досрочные выборы Президента Российской Федерации вызвали за рубежом серьезный интерес. Он был обусловлен, прежде всего, исторической важностью этого общественно-политического события, призванного обеспечить преемственность демократического развития России, впервые в своей истории осуществлявшей конституционную передачу высшей власти от одного всенародно избранного главы государства другому всенародно избранному. Выразив удовлетворение тем, что прошедшие в декабре 1999 г. парламентские выборы в России были гласными и открытыми, отвечали положениям Конституции и законам Российской Федерации, иностранные специалисты были тем не менее намерены вновь проверить соответствие сложившейся в нашей стране избирательной системы общепризнанным международным нормам.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации для наблюдения за выборами было аккредитовано 1 002 иностранных (международных) наблюдателя, представлявших 58 государств - 9 стран СНГ, 27 стран Европы, 5 стран Северной и Латинской Америки, 11 стран Азии, 5 стран Африки, Австралию и 87 международных и национальных организаций [17]. Следует отметить, что на президентских выборах 1996 г. было аккредитовано 1 307 международных наблюдателей, а на выборах главы государства 2004 г. - 770 [18]. Среди международных и национальных организаций в 2000 г. были такие влиятельные и авторитетные, как Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентская ассамблея Совета Европы, Ассамблея Западноевропейского Союза, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и другие.

Весомо были представлены государства -участники СНГ. Они направили в Россию для наблюдения за президентскими выборами делегации от избирательных комиссий,

парламентов, президентских администраций. В период избирательной кампании в России побывали также наблюдатели от Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, Исполнительного секретариата СНГ.

Высокую активность проявили представители аккредитованного в Российской Федерации дипломатического корпуса. В наблюдении за голосованием приняли участие 283 сотрудника из 42 посольств и генеральных консульств зарубежных государств [19].

Наблюдатели ОБСЕ приехали в Россию во второй половине февраля 2000 г. и, таким образом, получили возможность наблюдать за всеми основными этапами избирательной кампании. Миссии долгосрочных наблюдателей были развернуты в 12 республиканских, краевых и областных центрах, городах Москве и Санкт-Петербурге [20]. Группа наблюдателей во главе с директором Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Ж. Штудманном 20 марта побывала в Чеченской Республике, где ознакомилась с работой местных избирательных комиссий по подготовке к выборам и организацией досрочного голосования военнослужащих.

В день голосования 26 марта иностранные (международные) наблюдатели посетили около 3 тысяч избирательных участков в 37 субъектах Российской Федерации [21]. Такой широкий охват территории, высокая степень координации работы, тщательное изучение законодательства позволили наблюдателям составить достаточно полную картину о работе избирательных комиссий России.

27 марта в Москве на пресс-конференции председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ, представителя действующего председателя ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента Российской Федерации X. Дайн (Дания), руководителя миссии долгосрочных наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Э. Брун-нера (Швейцария) и руководителя делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы Б. фон дер Эша (Швеция) было обнародовано заявление о предварительных выводах и результатах наблюдения.

Согласно этим оценкам, состоявшиеся выборы президента обозначили дальнейший прогресс в деле консолидации демократической избирательной системы в Российской

Федерации. Было особо подчеркнуто, что выборы прошли в атмосфере политической стабильности, в рамках нового законодательства, которое соответствует международно признанным демократическим принципам, обеспечивает плюрализм, равные условия и возможности выступления кандидатов на политической арене, а также высокий уровень открытости всех стадий избирательного процесса. Особо отмечена роль Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, профессионально и самостоятельно осуществлявшей руководство процессом выборов. Как считают иностранные наблюдатели, высокая явка избирателей в день голосования подтверждает веру российских граждан в справедливость избирательного процесса. Весьма позитивно оценивается работа участковых избирательных комиссий по всей стране, отмечено, что организация голосования на избирательных участках осуществлялась в соответствии с законом.

В целом выражено удовлетворение тем, что «конституционная и законодательная база выборов Президента Российской Федерации 26 марта 2000 г. соответствует международно признанным демократическим принципам, включая формулировки Копенгагенского Документа ОБСЕ 1990 г., служит солидным фундаментом для проведения организованных, свободных, честных, открытых, плюралистичных и поддающихся контролю выборов» [22].

Что касается критики, высказанной миссией наблюдателей, то в принципе она затрагивала политические аспекты проведения избирательной комиссии - роль средств массовой информации и использование так называемого административного ресурса. При этом было понимание того, что проблема СМИ и «административного ресурса» сохраняет свою актуальность и в странах с устоявшимися традициями демократии, а в России -в условиях формирующегося гражданского общества - было бы нереально для преодоления этих явлений рассчитывать на усилия только избирательных комиссий.

Иностранные наблюдатели обратили внимание на то, что значительная часть СМИ зависима в финансовом плане от государства, а оппозиционные и независимые СМИ весьма уязвимы с точки зрения оказания на них административного давления.

С этим замечанием перекликались такие высказывания наблюдателей, как «сниже-

ние уровня реального политического плюрализма», «отсутствие межпартийного диалога», «тихая» избирательная кампания».

По мнению наблюдателей, на выборах в России сохраняется возможность использования кандидатами преимуществ служебного положения, оказания влияния местными органами власти на избирательные комиссии. Отмечены также некоторые «шероховатости» в работе самих избирательных комиссий. Например, из-за сложной процедуры подсчета голосов члены избирательных комиссий в ряде случаев не в полном объеме соблюдали установленный порядок. Т&кжб вызвали у наблюдателей вопросы незащищенности избирательных бюллетеней и их хранение.

В заявлениях миссии наблюдателей отдано должное решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов в Чеченской Республике, в том числе в плане их открытости для иностранных (международных) наблюдателей, положительно оценена осуществленная организационная и материально-техническая подготовка. В то же время сделан вывод об отсутствии по известным причинам в этом субъекте Российской Федерации «общепринятых условий» для предвыборной кампании и самих выборов.

26 марта 2000 г. В.В. Путин одержал победу на президентских выборах уже в первом туре (за него проголосовало 52,9% участвовавших в выборах). Его поддержал почти весь некоммунистический и неяблочный электорат. Главный соперник В.В. Путина Г.А. Зюганов, набрав 29,2% голосов, почти на три пункта не дотянул до собственного показателя в первом туре президентских выборов 1996 г. Это как раз те голоса, которые ушли к A.M. Тулееву (2,9%). Г.А. Явлинский получил 5,8% голосов избирателей. Это существенно меньше, чем на выборах 1996 г. В.В. Жириновский никогда еще не получал так мало голосов (2,7%). Оказываемая ему поддержка сократилась более чем в два раза по сравнению с 1996 г. [23].

Итак, президентские выборы 2000 г. принесли внушительную, хотя и ожидавшуюся победу В.В. Путину. Впервые в России передача полномочий высшего должностного лица в государстве другому гражданину произошла на основании прямого народного волеизъявления. Сегодня это уже достояние истории, а тогда было событием огромной

важности, прецедентом, подтвердившим незыблемость демократического порядка передачи власти.

Прошедшие выборы Президента Российской Федерации еще раз позволили международному сообществу убедиться, что российское законодательство и предусмотренные им избирательные процедуры соответствуют общепризнанным стандартам в этой сфере. Поэтому столь массовый приезд иностранных наблюдателей диктовался иными, прежде всего политическими, причинами, пониманием значения внутренних перемен в России для хода событий в мире.

С этой точки зрения, подводя итог работе наблюдателей в избирательных кампаниях 1999 - 2000 гг., можно говорить о том, что она носила особый характер. Если в избирательные кампании 1993 - 1996 гг. перед ними фактически ставилась задача легитимировать на международном уровне развитие в России многопартийности, констатировать становление новой, демократической государственности, то в избирательные кампании 1999 - 2000 гг. западное сообщество отнеслось к нашим выборам весьма пристрастно и не было готово автоматически квалифицировать их как «честные и справедливые». Тем большим успехом можно назвать тот факт, что итоговое заключение международных наблюдателей содержало весьма позитивные оценки, а деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации была признана независимой и профессиональной.

На наш взгляд, общение с иностранными специалистами, учет мирового опыта, безусловно, полезны, поскольку позволяют сверяться с признанными стандартами в сфере обеспечения избирательных прав граждан.

В целом положительно оценив работу международных наблюдателей в избирательных кампаниях 1999 - 2000 гг., ЦИК России выразила заинтересованность в том, чтобы это были действительно специалисты в области избирательных процедур и законодательства, приезжающие в Россию с целью профессионального ознакомления с деятельностью российских организаторов выборов, имеющие необходимые знания и подготовку, для того чтобы квалифицированно судить о нашей избирательной системе и ее роли в развитии демократической государственности [24].

Литература и источники:

1. Парламентская газета. - 2000. - 19 января.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №38. - Ст. 4339; 1999. - №26. - Ст. 3178.

3. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации третьего созыва. 2000 - 2003 гг. / Под общ. ред. Г.Н. Селезнева. - М.: ВЭЛТИ, 2000. -С. 47.

4. Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. 1999 г. Электоральная статистика. - М.: Весь мир, 2000. - С. 121 - 122, 230, 231, 233.

5. Там же. -С. 172 - 173.

6. Там же. -С. 172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Там же. - С. 172, 230, 233.

8. Там же. - С. 290.

9. Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. 2003 г. Электоральная статистика. - М.: Весь мир, 2004. - С. 307.

10-11. Выборы, депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. 1999 г. Электоральная статистика. - С. 290.

12. Там же. - С. 291.

13. Собрание законодательства Российс кой Федерации. - 2000 г. - №1 (часть II). -Ст. 11.

14. Выборы Президента Российской Федерации. 2000. Электоральная статистика. - М.: Весь мир, 2000 г. - С. 8.

15. Там же.

16. Там же. - С. 189, 191.

17. Там же. - С. 309.

18. Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. 2003 г. Электоральная статистика. - С. 307; Выборы Президента Российской Федерации. 2004 г. Электоральная статистика. - М.: Весь мир, 2004 г. ~ С. 185.

19. Выборы Президента Российской Федерации. 2000 г. Электоральная статистика. - С. 311.

20. Там же. - С. 311.

21. Там же.

22. Цит. по: Выборы Президента Российской Федерации. 2000 г. Электоральная статистика. - С. 313.

23. Там же. - С. 208.

24. См.: Там же. - С. 314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.