ОФИЦИАЛЬНОЕ Щ
Н.Ф. Герасименко
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья и спорту, член-корреспондент РАМН
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ТРИБУНА. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Россия переживает небывалый по разрушительной силе демографический кризис, охвативший все основные демографические процессы: рождаемость, смертность и миграцию.
С середины 60-х не обеспечивается простое воспроизводство населения. В России суммарный коэффициент рождаемости в 1999 году по данным Госкомстата составил 1,17 (при необходимом для простого воспроизводства 2,14-2,15).
Заметный рост естественной убыли населения обусловлен как увеличением смертности, так и снижением рождаемости. В 2000 году уровень рождаемости на 1000 населения составил 8,7, смертности -15,3.
Интенсивно продолжает снижаться рождаемость. В 1987 году родилось 2,5 млн. детей, в 2000 году - 1,16 млн., что более чем в два раза меньше. Почти в два раза сократилось число рождения вторых и третьих детей.
По-прежнему высока младенческая смертность. Уровень ее в 2-4 раза превышает показатели экономически развитых стран. В 1999 году показатель младенческой смертности возрос до 16,9 %о.
За 10 месяцев 2000 года показатель младенческой смертности составил 15,8 на 1000 родившихся живыми (10 месяцев 1999 года - 16,4).
В структуре смертности детей до 1 года ведущими остаются состояния перинатального периода, врожденные аномалии — 64 %.
Отмечается рост болезней новорожденных с высоким риском летальности, каждый третий ребенок имеет отклонение в состоянии здоровья. В 1999 году показатель общей заболеваемости новорожденных увеличился на 15,8 %, в основном за счет роста заболеваемости сепсисом (на 40,5 %).
Общая заболеваемость детей до 14 лет в 1999 году увеличилась на 12,1 % за счет роста заболеваемости почти по всем классам болезней.
Уровень общей заболеваемости подростков (1517 лет) в 1999 году в сравнении с 1997 годом увеличился на 17,2 %.
Несмотря на снижение инфекционной заболеваемости детей, профилактика которых основана на вакцинации, в ноябре по сравнению с октябрем 2000 года отмечается значительный их рост: корью в 1,8 раза, краснухой - в 1,7 раза, эпидемическим
паротитом - в 1,4 раза, коклюшем на З1,2 %, вирусным гепатитом В - на 16,7 %.
В 1999 году в России выявлено 558 ВИЧ инфицированных детей, из них заболело СПИДом 126, умерло от СПИДа 88 детей. Более 90 % вновь выявленных в 1999 году случаев заражения ВИЧ отмечается среди лиц, употребляющих наркотики внутривенно.
С начала регистрации в 1994 году продолжает ежегодно увеличиваться заболеваемость гепатитом С, по сравнению с 1998 годом она увеличилась на 65,7 % и составила в 1999 году 19,3 на 100 тыс. населения. Основное количество заболевших формируют подростки и лица 20-29 лет. Ведущим среди установленных путей передачи является парентеральное заражение при введении инъекционных наркотиков.
В 1999 году произошел рост заболеваемости детей туберкулезом на 21,8 %, показатель составил 17,9 на 100 000 детей до 14 лет (1997г. - 14,7). Наиболее высокая заболеваемость туберкулезом зарегистрирована в возрастной группе 3-6 лет.
Несмотря на снижение венерической заболеваемости у детей до 14 лет (заболеваемость сифилисом в 1999г. снизилась на 19 %, гонореей - на 6,8 %), показатели этих болезней остаются высокими (сифилис - 9,4; гонорея - 4,1 на 100 тыс. детей).
Растет алкоголизация детей. За 1999 год количество детей, состоящих на учете в связи со злоупотреблением алкоголем, увеличилось на 34 % и составило 17,9 на 100 тыс. детей.
Интенсивно распространяется наркомания, особенно среди подростков. Число находящихся над наблюдением наркологических учреждений больных наркоманией подростков в 1999 году составило 7974, показатель распространенности достиг 113,2 на 100 тыс. подростков, по сравнению с 1990 годом увеличился почти в 15 раз. Но это только вершина айсберга, по экспертным оценкам в наркологические учреждения обращается один больной из десяти, следовательно, число подростков, страдающих наркоманией, свыше 100 тысяч.
Основные причины, обуславливающие столь неблагополучные показатели здоровья детей — бедность (свыше 40 % всех детей живут в бедных семьях), жестокость и насилие по отношению к детям
с/^иь и^Ъя вс7^узбассе П4(5) апрель 2001
■ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ_
в семье и обществе, низкий уровень духовного, нравственного воспитания детей, как в семье, так и в школе, неудовлетворительный уровень организации и оказания медицинской помощи детям, отсутствие должного внимания к проблемам детства со стороны властных структур государства.
Все мы понимаем, что дальнейшее развитие детского здравоохранения невозможно без совершенствования законодательной базы и адекватного финансирования здравоохранения.
Решению проблем детей, охране их здоровья уделяется огромное внимание во всем мире. Среди всех задач стратегии Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех к 2000 году и здоровье для всех на 21-е столетие" одна из приоритетных - охрана и укрепление здоровья женщин и детей.
Ратифицированы важнейшие международные документы в области защиты прав детей и женщин — Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации" и "О правах ребенка". Однако, в России до сих пор не принят закон "О правах ребенка".
Комитет по охране здоровья и спорту придает самое серьезное внимание проблемам охраны здоровья женщин и детей. В июне 1999 года Комитетом были проведены парламентские слушания "О государственной политике в области охраны здоровья женщин и детей", вызвавшие широкий общественный резонанс. По результатам слушаний было принято Постановление Государственной Думы "О неотложных мерах по улучшению здоровья детей и женщин".
Одним из механизмов реализации стратегии охраны материнства и детства являются федеральные программы. Особое место среди них занимает президентская программа "Дети России".
Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патология беременности и родов стали основой принятия Федеральной целевой программы "Безопасное материнство". Назрела необходимость разработки Закона "О репродуктивных правах граждан и гарантиях на их реализацию". Это настоятельно диктуется и материалами меже-вропейского Парламентского Форума по народонаселению и развитию, в котором принимали участие представители России. В Государственной Думе в ближайшее время планируется создать межпартийную группу по народонаселению и развитию, которая также будет работать над вопросами репродуктивного и полового здоровья и прав населения.
Результатом реализации Федеральной программы "Дети-инвалиды" явилось выявление в результате скрининга детей больных фенилкетонурией и гипотиреозом, проведение им корригирующей терапии и предотвращение их инвалидизации. Однако, из-за недостаточного финансирования с 1998 года практически сорван скрининг новорожденных на выявление фенилкетонурии и врожденного гипоти-риоза, к тому же наблюдается огромный дефицит специальных продуктов питания для больных фе-нилкетонурией. По поводу нехватки этих продук-
тов в Комитет в 2000 году поступала масса писем.
По результатам парламентских слушаний 1999 года, выявивших неблагополучие в финансировании и реализации программы "Развитие индустрии детского питания", было принято Постановление Государственной Думы "О поручении Счетной Палате Российской Федерации", предписывавшее провести проверку законности и эффективности расходования средств федерального бюджета в 1998 и 1999 годах на реализацию обозначенной программы. На развитие индустрии детского питания израсходованы огромные финансовые средства - в 1991-1995 годах вложено свыше 800 миллиардов рублей, однако потребность в продуктах детского питания удовлетворяется едва на 20 %, не покрывается потребность в сухих адаптированных смесях, мясных и плодоовощных детских консервах.
Однако охрана материнства и детства не стала приоритетным направлением государственной бюджетной политики. В федеральном бюджете на 2001 год расходы на целевые программы, входящие в Президентскую программу "Дети России", и программу "Развитие индустрии детского питания" запланированы с учетом возможных дополнительных доходов в объеме около 2400 млн. рублей. Это составляет лишь 4,1 % в общей сумме расходов федерального бюджета на федеральные целевые программы.
В условиях негативных тенденций в демографических показателях важная роль в снижении показателей материнской и младенческой смертности возлагается на программу "Безопасное материнство". В 1998-1999 годах программа финансировалась крайне неудовлетворительно по объемам и срокам. Комитет обратил на это особое внимание и в федеральном бюджете 2000 года увеличил ассигнования на программу на сумму недофинансирования - 14,1 млн. рублей. После ее продления на 2001-2002 годы в проекте федерального бюджета на 2001 год снова было заложено отставание от программных показателей: 74,141 млн. рублей против утвержденных в программе 96,825 млн. рублей. В процессе принятия бюджета усилиями депутатов Государственной Думы государственные инвестиции по программе были увеличены на 13 млн. рублей (конкретно: на Межрайонный перинатальный центр в г. Орске Оренбургской области, Республиканский перинатальный центр в г. Чебоксары Республики Чувашия, Ивановский НИИ материнства и детства). Вместе с тем, недостаток текущих расходов по программе в размере 17 млн. рублей отрицательно скажется на оснащении акушерско-ги-некологических и педиатрических учреждений наркозно-дыхательной, эндоскопической аппаратурой, лекарствами для обеспечения неосложненных родов.
При утверждении федерального бюджета на 2001 год Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту целевым назначением увеличил расходы по следующим направлениям: • на 55 млн. рублей, или 12 %, увеличены расходы на санаторное лечение и оздоровление детей и подростков, которые теперь составят 522,3 млн. рублей;
□4(5) апрель 2001 и^тя вс7^узбассе
ОФИЦИАЛЬНОЕ Щ
• 46 млн. рублей направлены на капитальный ремонт Научного центра здоровья детей РАМН;
• на 300 млн. рублей увеличены госинвестиции в объекты здравоохранения, связанные с охраной материнства и детства (родильные дома, детские больницы, санатории и другие).
Вместе с тем целый ряд важных проблем не получил достаточного финансирования. Не хватает средств на лечение детей с онкологическими заболеваниями, на закупки иммунодепрессантов и детского питания. В федеральном бюджете необходимо предусматривать целевое финансирование этих расходов отдельной строкой.
Ежегодно Государственная Дума утверждает бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования. Первоначально выделение средств из бюджета Фонда на финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования, направлялись на реализацию нескольких программ. С 1997 года Комитет настоял на том, чтобы приоритет в деятельности системы ОМС был отдан охране здоровья матери и ребенка. Прежде всего, финансироваться за счет средств Фонда стала только одна программа - охрана материнства и детства, и финансовые средства больше не распыляются по нескольким направлениям. Если в 1997 году на охрану материнства и детства в бюджете Фонда было выделено 78,2 млн. рублей, то в бюджете на 2001 год - 254,0 млн. рублей, то есть в 3,2 раза больше. Концентрация средств на этом направлении привела к тому, что субъекты Российской Федерации активно начали разрабатывать свои территориальные программы, связанные с охраной материнства и детства, выделять средства из своих бюджетов на их реализацию.
Нас не может не беспокоить рост детского алкоголизма и наркомании в стране. Назрела необходимость внесения изменений и дополнений в Федеральные законы "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О рекламе", предусматривающих признание пива, содержащего определенный процент алкоголя, алкогольной продукцией, а также регулирующих формы и методы рекламы пива на телевидении. И, наконец, Правительству Российской Федерации внести проект закона "О социально-медицинской реабилитации больных, страдающих наркоманией".
Еще одна проблема - увеличение численности курящих подростков. Депутатами - членами Коми-
тета по охране здоровья и спорту был разработан законопроект "Об ограничении курения табака". В настоящее время он готовится ко второму чтению. Концепция указанного законопроекта направлена, прежде всего, на борьбу с детским табакокурением. Мы считаем необходимым ввести запрет на продажу табачных изделий лицам до 18 лет, предлагаем включить в программы высших и средних образовательных учреждений курсы лекций о вреде курения. Указанные лекции должны быть разработаны Минздравом России совместно с Министерством образования России. В настоящее время внесены и приняты в первом чтении поправки в Федеральный закон "О рекламе", запрещающие рекламу табачных изделий во всех средствах массовой информации и уличную рекламу.
Низок уровень физической активности в образовательных учреждениях, он в 2-3 раза ниже минимально необходимого. Только 10 процентов детей занимаются в детско-юношеских спортивных школах, да и существование этих школ депутаты Государственной Думы отстояли с трудом, поскольку финансирование из бюджета Фонда социального страхования на 2001 год не предусматривалось.
В бюджете на 2001 год удалось увеличить расходы на физическую культуру и спорт на 155 млн. рублей. Разработан законопроект "О детско-юношеском спорте", который должен быть вскоре рассмотрен.
Вместе с тем, в законодательном обеспечении прав ребенка много нерешенных вопросов. До настоящего времени не предусмотрена надежная правовая защита от жестокого обращения и преступных посягательств в отношении детей в семье. Недостаточно разработаны правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом.
Я очень надеюсь, что съезд педиатров не будет еще одной встречей, где констатируют факты и критикуют все государственные структуры, а позволит разработать политические решения, которые действительно определят приоритеты и основные направления дальнейшей работы.
(Материал перепечатан из журнала
«Права ребенка», 2001, № 1, доложен на парламентских слушаниях
на тему "Национальная стратегия охраны1 здоровья детей в Росии и ее правовое обеспечение", 19 февраля 2001 г.)
Для успешного начала и продолжения грудного вскармливания матерям необходима активная поддержка, как во время беременности, так и в послеродовом периоде, не только семьи и общины, но и всей системы здравоохранения. В идеале все работники здравоохранения, с которыми будущие и молодые матери вступают в контакт, должны быть сторонниками грудного вскармливания и способны предоставлять соответствующую информацию, демонстрируя глубокие знания практических вопросов грудного вскармливания.
(Совместная декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ "ОХРАНА, ПООЩРЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ: особая роль родовспомогательных служб")
¡-/((рьк^тъ^^збассе П4(5) апрель 2001