Научная статья на тему 'Парламентская оппозиция как институт политической системы современной России'

Парламентская оппозиция как институт политической системы современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1827
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ / ОППОЗИЦИОННЫЕ ПАРТИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бигазиева Светлана Сагитовна

В статье рассматривается оппозиция как неотъемлемая часть политической системы, анализируется парламентская оппозиция как институт политической системы современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парламентская оппозиция как институт политической системы современной России»

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 3

удк 316.342.5

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

с.с. Бигазиева

Саратовский государственный университет E-mail: swetsb78@mail.ru

в статье рассматривается оппозиция как неотъемлемая часть политической системы, анализируется парламентская оппозиция как институт политической системы современной россии. Ключевые слова: политическая система, парламентская оппозиция, оппозиционные партии.

Parliamentary opposition as an Institute Political system of Modern Russia

s.s. Bigazieva

The article deals with the opposition as part and parcel of the political system, analyzes the parliamentary opposition as an institution of the political system of modern Russia.

Key words: political system, parliamentary opposition, opposition parties.

В современном мире наиболее широко развита представительная демократия. Это многоуровневая система участия граждан в управлении делами государства, в которую традиционно включаются общественные отношения между гражданами и выборными должностными лицами. Одним из ее уровней и является деятельность парламентской оппозиции.

В рамках политической системы оппозицию составляют политические силы (партии), которые не согласны с официальным политическим курсом. Политическая оппозиция, по мнению Д.П. Зеркина, «это организованная группа активных индивидов, объединенных осознанием общности своих политических интересов, ценностей и целей и ведущих борьбу с господствующим субъектом за доминирующий статус в системе государственной власти»1. Оппозицией становится общественно-политическое объединение людей, которое, во-первых, осознанно противопоставляет себя господствующей в конфликте общественной силе по программным вопросам политики, по базовым ценностям, главным идеям и целям; во-вторых, представляет собой организацию политических единомышленников - партию, фракцию, движение и пр.; в-третьих, способна вести борьбу и ведет ее за доминирующее положение во властных отношениях; в-четвертых, оппозиция состоится при наличии политического лидера, воспитываемого ею по своему образцу и подобию и объединяемая им2. По сути, оппозиционные партии - это партии, потерпевшие поражение на выборах или не получившие большинство мест в парламенте и сосредоточившие свою деятель-

ность на разработке программ, позиций, альтернативных правящей партии.

Парламентскую оппозицию составляют группы депутатов (фракции), образуемые из членов оппозиционных партий, которые посредством конструктивной критики ограничивают стремящуюся к расширению власть, контролируют ее действия на предмет их соответствия общему благу и, принимая участие в законотворческом процессе, предлагают альтернативные решения, корректируют политику власти в целом и готовы сами сменить ее. Существование парламентской оппозиции является одной из важнейших характеристик политического режима, степенью его демократичности и одним из факторов динамизации политической жизни. Без нее политический режим утрачивает возможности к саморазвитию и, напротив, стремится к «окостенению» власти. При демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, ведь оппозиция вообще является одним из действенных и демократичных институтов современного парламентаризма. В ряде стран она имеет официальный статус, права и возможности влияния на власть. Например, в Великобритании «Оппозиция Ее Величества Королева» - это один из основополагающих политических институтов. Правовое закрепление оппозиции в парламенте Великобритании отразилось и на принятии аналогичных норм в законодательстве большинства стран Содружества (Австралия, Индия, Малайзия, Канада и т.д.). Можно отметить, что сегодня формируется особый правовой статус оппозиционных политических партий, находящихся в парламенте.

Большинство западных исследователей рассматривают политическую оппозицию как неотъемлемый элемент политической системы, с которым связывается надежда на ускорение темпов социального и экономического прогресса; как институт, призванный обеспечить контроль над неукоснительным соблюдением всеми ветвями власти принципов, лежащих в основе демократической политической системы. Российские авторы, соглашаясь в целом с позитивной оценкой ее как одного из условий развития политической системы, подчеркивают то обстоятельство, что оппозиция способна стать фактором дестабилизации общественной обстановки. Вместе с тем наблюдается эволюция оценки роли и значения оппозиции в политической жизни общества в сторону при-

© С.С. Бигазиева, 2010

С.С. Бигазиева. Парламентская оппозиция как институт политической системы России

знания ее в качестве неотъемлемого участника современного политического дискурса3.

В России предпринималось несколько попыток принятия закона «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации». Первая попытка была в 1996 г., когда группа депутатов от партии КПРФ внесла на рассмотрение Государственной думы РФ данный законопроект. Он был принят в трех чтениях в нижней палате парламента, однако первый Президент РФ Б.Н. Ельцин, используя право вето, отклонил закон, объяснив, что данный законопроект противоречит ст.10 Конституции РФ. Вторую попытку предприняли в 2005 г. депутаты Государственной думы от фракции «Родина», однако он был снят с рассмотрения в Госдуме из-за отсутствия заключения Правительства РФ о финансировании из федерального бюджета расходов. В 2007 г. третья попытка внесения законопроекта «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации» в Госдуму была предпринята коммунистами, но и он не был принят.

Роль политической оппозиции в России существенно изменилась в период 2004-2009 гг. Посредством грамотных политических технологий, реформирования законодательства и силового давления на крупный бизнес власть в период 2000-2005 гг. добилась нейтрализации основных оппозиционных партий, ликвидации парламентской оппозиции и минимизации роли региональной и бизнес-элиты как оппозиционных центров политического влияния4. Ключевую роль в сокращении количества оппозиционных партий сыграли внесенные в законодательство поправки: «пропорционализация» выборов, увеличение заградительного барьера, отмена голосования «против всех» и т.д. Слабость и бессилие парламентской оппозиции стало еще более характерным в условиях доминирующей партии власти в России. В партийном пространстве сформировалась система «ограниченного плюрализма», и резко усилилась роль бюрократии в политической жизни страны5. В итоге в Государственной думе пятого созыва представлены следующие политические партии: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР. Из них только КПРФ можно отнести к оппозиции: ЛДПР и «Справедливая Россия» вполне лояльны по отношению к Кремлю. В лучшем случае они могут претендовать на роль участников дискуссий при обсуждении важных вопросов жизнедеятельности государства. Вместе с тем, по мнению А. Макаркина, установление контроля Кремля над партийной политикой в стране может повлечь за собой полное исчезновение оппозиционных партий в стране в долгосрочной перспективе6.

При этом надо отметить, что парламентская оппозиция сможет подтвердить свою позитивную роль в политической системе только в том случае, если вслед за обозначением недостатков в действиях правительства или неверных реше-

ний будут предложены альтернативные меры по изменению ситуации, в реализации которых она сможет принять самое активное участие. События последних лет на Украине продемонстрировали, что сильная оппозиция способна прийти к власти демократическим путем, брать на себя политическую ответственность и менять политический курс страны в целом.

Предоставление оппозиции возможности выражать свою, отличную от официальной, точку зрения и конкурировать с правящей партией в политическом процессе (за голоса избирателей, в законодательных органах власти, в средствах массовой информации), как свидетельствует опыт развитых демократий, оказывает стабилизирующее воздействие на всю политическую структуру общества, служит «противоядием» от нарастания острых социальных конфликтов и кризисов. Ущемление прав оппозиции и ограничение сферы ее деятельности воспринимается как нарушение элементарных демократических свобод населения. Вместе с тем отсутствие дееспособной оппозиции в условиях демократии ведет к росту социальной нестабильности или же вызывает политическую апатию масс. В то же время оппозиция, как уже отмечалось, выступает и в роли фактора, дестабилизирующего общественные порядки. Поэтому неучет и игнорирование мнения оппозиции может привести к обострению ее протестного потенциала и неконвенциональному участию оппозиции в политической жизни: бунты, восстания, революции и т.д. Это отчасти продемонстрировали действия оппозиции на постсоветском пространстве в Грузии, Киргизии, Узбекистане.

Роль политической оппозиции состоит и в том, что она способствует разрядке политической напряженности, позволяя приобретать социальному недовольству легальные формы выражения. Гарантируя оппозиции право на инакомыслие и легальную политическую деятельность, общество тем самым предохраняет себя от стагнации и застоя, неадекватного реагирования на вызовы времени, на изменившиеся обстоятельства и условия внешней среды. Наиболее важным показателем того, что политическая оппозиция эффективно выполняет общественно необходимые функции, являются стабильность и преемственность политической системы. Способность последней к постоянной обновляемости и политической преемственности - фактор обеспечения политической стабильности, социального, политического и идеологического баланса.

Политическая культура России такова, что восприятие общественных событий и оценка оппозиции происходят в народе по большей части через личность лидеров7. Иметь авторитарного руководителя оппозиции, высоко оцениваемого или просто широко известного в стране - главное условие существования и даже просто политического выживания для оппозиции или политиче-

Политология

101

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 3

ской партии в стране. Так, опрос, проведенный ВЦИОМ в 2008 г., показал: более половины россиян (57%) считают, что в России есть только одна сильная партия - «Единая Россия», а остальные заметной роли не играют8. Данное обстоятельство обусловлено еще и созданием властными структурами подконтрольных, «псевдооппозиционных партий», что ведет к увеличению степени недоверия населения к политическим партиям. Это во многом подтверждает тот факт, что в нынешних условиях парламентская оппозиция вряд ли сможет прийти к власти. Похожей точки зрения придерживается М. Леонтьев: «У нас вся политика оппозиции либо маргинальна, либо фиктивна. Никакого разговора о победе этих партий в предвыборной гонке нет. И дело не в отсутствии финансирования, а в отношениях этих партий к режиму власти»9.

Учет со стороны властных структур интересов оппозиции позволяет переводить их объективные требования в русло практической политики для достижения общественно значимых целей. Только такой путь - путь повышения жизненного уровня широких слоев населения, активной борьбы с преступностью, коррупцией в государственных структурах, недопущения военных конфликтов на российской территории, постоянного учета общественного мнения - формирует условия для стабилизации общества, что, в свою очередь, будет способствовать повышению легитимности власти, снижению активности и массовости оппозиции10. Противодействуя политике и взглядам господствующего субъекта, оппозиция выступает основным организованным критиком властных институтов и одним из главных инструментов политической демократии11.

В своем первом Послании Федеральному собранию Президент России Д.А. Медведев предложил «10 шагов по демократизации политической системы»: снижение минимальной численности партий, отмена избирательного залога, необходимого для регистрации на выборах; гарантирование думским партиям доступа к государственным СМИ; партиям, получившим от 5 до 7% голосов, гарантированы 1-2 депутатских мандата и др. Как объяснил президент, данные «меры будут способствовать повышению качества народного представительства, более полному учету интересов людей»12. Это определение нового подхода к диалогу с оппозицией России.

На наш взгляд, признавая парламентскую оппозицию необходимым атрибутом демокра-

тического общества, ее незаменимую роль при коммуникации общества с властью, при корректировке политического курса власти, исходя из социальных запросов общества, представляется целесообразным повысить степень независимости оппозиции от власти, а также уровень ее правовых возможностей и институциональных гарантий их реализации. При этом обязанностью оппозиции является нормальный конструктивный подход к своей деятельности, законодательными мерами отстаивать свое право на выработку альтернативных проектов и решений. Это позволило бы парламентской оппозиции осуществлять свои функции, оказывать стабилизирующее воздействие на работу политической системы в целом.

Примечания

1 Зеркин Д.П. Политический конфликт и оппозиция // Социально-политический журнал.1998. №5. С. 96.

2 Там же.

3 См.: Курбанов А.Р. Некоторые аспекты разработки понятия оппозиции в политической науке: история и современность // Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2008. №3. С. 77.

4 См.: Мусина Л.М. Политическая оппозиция в постсоветской России: этапы и особенности становления: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Уфа, 2005. 22 с.

5 См.: Степанченко В. Вектор трансформации политической системы России: феномен малопартийности // Власть. 2009. №9. С.22.

6 См.: Макаркин А. Партийная система современной России и начало кризиса // Неприкосновенный запас. 2009. №1. С. 126.

7 См.: Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции - к иерархии // Полис: политические исследования. 2008. №5. С. 149.

8 См.: Сколько партий нужно России? // Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2008. №1056.

9 Оппозиция в России начала XXI века в высказываниях современников. / [Электронный ресурс]. URL: http:// www/polit.nnov.ru/2006/12/05/opposition/ (дата обращения: 15.09.2010).

10 Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление // Социально-политический журнал. 1996. №5. С.52.

11 Зеркин Д.П. Указ. соч. С. 100.

12 Послание Федеральному собранию Российской Федерации / [Электронный ресурс]. URL:http://tours.kremlin.ru/ appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381 type82634_208749.shtml (дата обращения: 15.09.2010).

102 Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.