1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Булаков О.Н.,
Еременко Е.В.
1.1. ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(ЭЛЕМЕНТЫ
МИРОВОГО ОПЫТА И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ)
Булаков Олег Николаевич, доктор юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Российская государственная академия интеллектуальной собственности. E-mail: Bulakov62@yandex.ru
Ерёменко Екатерина Валерьевна, канд. юрид. наук. Должность: декан юридического факультета. Место работы: Российская государственная академия интеллектуальной собственности. E-mail: e.v.eryemenko@rambler.ru
Аннотация: В работе авторы анализируют различные виды парламентской деятельности не только в Российской Федерации, но и в ряде зарубежных государств. Предлагаются различные варианты усовершенствования парламентской деятельности в современной России.
Ключевые слова: Парламент, парламентаризм, демократия, Государственная Дума России, Совет Федерации, законодательная власть, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
PARLIAMENTARY ACTIVITIES (THE ELEMENTS
OF THE WORLD EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE)
Bulakov Oleg Nikolaevich, Doctor of legal Sciences, Professor. Position: Professor. Place of employment: Russian state Academy of intellectual property. E-mail: Bulakov62@yandex.ru
Eryemenko Ekaterina, Doctoral candidate in law. Position: Dean of Law Faculty. Place of employment: Russian state academy of intellectual property. E-mail: e.v.eryemenko@rambler.ru
Annotation: In the article the author analyzes different types of parliamentary activity not only in the Russian Federation, but also in several foreign countries. There are a range of improvements parliamentary activities in modern Russia.
Keywords: Parliament, parliamentary democracy, the Russian State Duma, the Federation Council, the legislature, the legislative bodies of subjects of the Russian Federation.
В политическую науку парламент вошел как понятие, отражающее одну из сторон государственной власти, а именно ее законодательную функцию и констатирующее тем самым разделение властей в обществе. Поэтому раскрытие таинства государственной власти, путем признания права свободно говорить, публично обсуждать аргументы и контраргументы перед принятием государственных законов означало целую революцию в государственном управлении. Поэтому парламентаризм можно рассматривать как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, т.е. политической, как процесс превращения человека как подданного и бесправного в человека-гражданина,
наделенного политическими правами, прежде всего правом выбора власти в обществе.
Представительные органы, в совокупности представляющие собой систему представительной власти, обладают определенным объемом функций и полномочий, набор которых зависит от демократичности строя и реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в той или иной отдельно взятой стране. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие органы. Кроме того, акты, имеющие, по существу, силу закона, издаются органами исполнительной власти на основе делегирования им соответствующих полномочий парламентом или на основе принадлежащей им по конституции регламентарной власти. Акты, имеющие силу закона, издают военные или революционные советы после военных переворотов.
Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с названием "законы" вправе принимать, за редким исключением, только представительный орган народа -парламент, олицетворяющий законодательную власть.
Следует отметить, что в ряде стран понятие парламента является более широким, наряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето, что выражается в праве главы государства возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. В чрезвычайных и в обычных условиях возможно так называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих законодательную силу (на основе конституционных норм регламентации власти).
В последнее время, в связи с тенденцией расширения прав парламентов наблюдается новая модель принципа разделения властей, провозглашаемый в актах совета Европы принцип субсидиарности означает взаимодополнение и взаимозаменяемость властей» на всех уровнях. Так, Конституция Польши 1997 г. в Преамбуле провозглашает «взаимодействие властей и общественный диалог»1. Это же можно видеть и в некоторых других конституциях. Основной закон Финляндии 1999 г. говорит не о разделении властей, а о парламентаризме и разграничении государственных функций2.
Таким образом, выделив и проанализировав основные черты представительной ветви власти, можно предложить ее определение: Представительная (законодательная) ветвь власти - ведущая из трех ветвей власти, представляет собой систему коллегиальных
1 См.: Конституционное законодательство России. Гл. 1. м. 1999 г., с. 12.
2 См.: Скандинавский парламентаризм теория и практика. Мо-гунова М.А. М., 2001. с. 40.
выборных органов государства, выполняющих законотворческие, представительские и иные функции, в зависимости от реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в конкретной стране в определенный исторический период, основанная на свободном или императивном мандате, ограниченном сроке полномочий данных выборных органов.
Основываясь на направлениях деятельности, функции парламента подразделяют на две группы: внутригосударственные и внешне государственные функции. При выполнении и той, и другой функции может осуществляться законодательная, финансовая, контрольная, церемониальная деятельность, деятельность по формированию различных государственных органов и деятельность по принятию одноразовых ненормативных актов3. Мы же сейчас остановился на рассмотрении не всех, а только некоторых, отдельных элементах деятельности парламента.
В современной Российской Федерации на федеральном уровне специального закона, регулирующего правовой статус парламента нет. Сферу жизнедеятельности парламента и парламентариев регулируют Федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»4.
В законодательстве зарубежных стран, для сравнения, парламентариям предоставляются широкие возможности для осуществления своих полномочий, особенно по участию в работе парламента и его органов.
Прежде всего, парламентарий имеет право: - участвовать в заседаниях парламента (соответствующей палаты), свободно выступать на них, голосовать по рассматриваемым вопросам (чем обширнее компетенция парламента, тем больше фактический объем права парламентария участвовать в решении общегосударственных вопросов);
- избирать и быть избранным на должности в парламенте;
- быть членом постоянных и временных парламентских комиссий и других органов парламента, а также участвовать в работе комиссий, членом которых он не является, но в которых обсуждается его предложение, с правом совещательного голоса;
- вносить законопроекты в порядке законодательной инициативы или законопредложения (во Франции, Швейцарии);
- выходить с запросами к представителям исполнительной власти и получать от них ответ в определенный срок и внеочередной прием у них;
- инициировать парламентские расследования и участвовать в них;
- получать и распространять информацию по вопросам, связанным с парламентской деятельностью, а также получать информационную и консультативную помощь;
- осуществлять иные полномочия, непосредственно связанные с парламентской деятельностью.
Все права парламентарий должен осуществлять лично. В связи с этим возникает вопрос о правомерности делегирования парламентарием голоса коллегам
3 Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СпБ., 2003.
4 Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-Ф3 "О порядке
формирования Совета Федерации Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации"// СЗ РФ 2000 г., N 32, ст. 3336
по палате, столь актуальный в последнее время в России. В отдельных случаях решение данного вопроса получает конституционное закрепление. Так, в абз. 2 ст. 27 Конституции Французской Республики 1958 года установлено, что право голосования члены Парламента осуществляют лично. Только в виде исключения органический закон может разрешить делегирование голоса. В этом случае никому не может быть делегировано более одного мандата.
На основе данной конституционной нормы был принят Ордонанс № 58-1066 от 7 ноября 1958 г., содержащий органический закон, разрешающий парламентариям в исключительных случаях делегировать коллегам по палате свое право голосовать. Среди таких случаев в ст. 1 данного закона установлены: болезнь, несчастный случай, серьезные события в семье; выполнение временного поручения правительства; прохождение военной службы; назначение для участия в международных ассамблеях; нахождение за пределами метрополии в момент созыва чрезвычайной сессии Парламента; случаи, квалифицированные бюро палат Парламента как непреодолимая сила. Делегирование голоса должно быть оформлено в письменном виде, в нем должны быть указаны причины передачи голоса и срок, на который осуществляется делегирование. Если срок не указан, то право голосования считается переданным на 8 дней. О данном письменном заявлении должно быть сообщено председателю палаты, к которой принадлежит парламентарий.
Обычно устанавливается обязанность депутатов соблюдать ряд ограничений, направленных на реализацию принципа разделения властей и предотвращение коррупции. Правовое закрепление обязанности парламентария соблюдать нормы профессиональной (парламентской) этики при осуществлении им своих полномочий становится в последние годы особенно актуальным. Этические нормы обычно закрепляются в регламентах или специальных кодексах парламентской этики (к примеру, в ФРГ, в Польше и др.), а дисциплинарные санкции к парламентариям за несоблюдение этических и иных обязанностей - в парламентских регламентах. Во многих парламентах есть специальные комиссии по этике.
В отдельных странах парламентарий обязан присутствовать на сессиях парламента, участвовать в пленарных заседаниях палат, состоять хотя бы в одном постоянном комитете. В этих странах, если депутат не участвует в работе парламента без уважительных причин, он может быть лишен депутатского мандата (в Нигерии - за пропуск 1/6 части пленарных заседаний в год; в Намибии - за пропуск 10 заседаний подряд, в Индии - за отсутствие на заседаниях в течении 60 дней).
В случае нарушения парламентарием обязанностей и запретов, к нему могут быть применены меры конституционной или дисциплинарной ответственности. В большинстве государств применять такие меры может только палата в целом. Нередко данное правило устанавливается в конституциях. Так, согласно разд. 5 ст. I Конституции США, каждая палата может наказывать своих членов за поведение, нарушающее порядок.
Если депутат нарушает свои обязанности или порядок работы парламента, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности. К примеру, в ст. 70 Регламента Национального Собрания Франции установлены следующие меры: призыв к порядку, призыв к порядку с занесением в протокол, выражение порицания, выражение порицания с временным ис-
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Булаков О.Н.,
Еременко Е.В.
ключением (то есть отстранением от работы в парламенте). В ФРГ и Польше применяется, кроме того, вычет из депутатского вознаграждения. В Великобритании при нарушении депутатом установленных для него ограничений палата имеет право объявить депутату предупреждение или порицание, удалить из зала до конца дня, приостановить его депутатский мандат на определенный срок или до конца сессии, исключить депутата из состава палаты, наложить штраф. Так, в практике Палаты общин имеются примеры отстранения парламентариев от участия в работе Палаты на две и даже на четыре недели в связи с получением вознаграждения за затягивание рассмотрения в Парламенте определенных вопросов.
В США к парламентарию могут быть применены следующие меры: лишение слова; лишение статуса "старшинства" ("система старшинства" означает порядок, при котором привилегированное положение, прежде всего право на первоочередное выступление, принадлежит парламентариям, занимающим ключевые посты в палате, а также длительное время пребывающим в ней); исключение из состава комитета; наконец, исключение из состава палаты. Все перечисленные меры взысканий применяются по решению палаты ее абсолютным большинством, а последняя -по решению не менее чем 2/3 членов палаты (разд. 5 ст. I Конституции США).
Лишение мандата по решению парламента или его палаты является наиболее жесткой мерой воздействия на парламентария, мерой конституционной ответственности и применяется за совершение определенных правонарушений и систематическое неисполнение парламентарием своих конституционных обязанностей. Такие решения принимаются самой палатой парламента, обычно квалифицированным большинством голосов (2/3 в Аргентине, США, Японии, 3/4 в Таиланде, 5/6 в Финляндии). Во многих странах лишение мандата парламентом может быть обжаловано в конституционный или иной суд.
Законодательное регулирование правового статуса и реализация парламентских процедур нашло отражение в развернутой системе федеральных конституционных и федеральных законов.
Речь идет, например, о Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федера-ции»5, Федеральном конституционном законе «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде Российской Федерации»; Федеральном конституционном законе «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»6; Федеральном конституционном законе «О военном положении»7; Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении»8.
Большая часть федеральных законов закрепляет полномочия парламента России в различных сферах.
5 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации»// СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
6 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»//СЗ РФ. 2001. №52. Ст. 4916.
7 Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении»// СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
8 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
Например, назначение палатами парламента по пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации происходит в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В некоторых федеральных законах определяются формы совместной деятельности Совета Федерации и Государственной Думы: работа согласительных комиссий, создаваемых обеими палатами парламента; совместные заседания палат (ст. 7 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»); назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, в процессе которого каждой палате парламента отводится своя роль (ст. 7 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»); назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, осуществляемое по предложению членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы верхней палатой парламента (ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации»).
Особенности принятия закона о поправке в Конституцию России, о взаимоотношении в данном процессе палат парламента, федеральных органов и представительных органов субъектов федерации закреплены в Федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
Правовое регулирование проблемы участия Совета Федерации Федерального Собрания России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности содержится в Федеральном законе «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»9.
По Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации»10 Совет Федерации назначает выборы Президента России.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О
11
прокуратуре Российской Федерации» к ведению Совета Федерации относятся назначение на должности и освобождение от должностей первого заместителя Генерального прокурора и его заместителей. Кандидатуры для назначения на указанные должности вносятся Генеральным прокурором. В таком же порядке решаются вопросы об освобождении их от должности.
Вопрос об освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов рассматривается Советом Федерации при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»12 по представлению комиссии по взаимодействию со Счетной палатой.
9 Федеральный закон от 23 июня 1995 года «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»// СЗ РФ. 1995. №26. Ст. 2401.
10 Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»// СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
11 Федеральный закон от 17 января 1992 года в ред. от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
12 Федеральный закон от 11 января 1995 года «О Счетной палате Российской Федерации» с изм. от 30 июня 2003 г. // СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167; 2003 г. N 27 (часть I) ст. 2700
Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"13 регулирует процедуры взаимодействия парламента и его палат, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы со средствами массовой информации.
Некоторые полномочия и процедуры их осуществления закреплены в Федеральном законе «О внешней разведке»14, Федеральном законе «О государственной
15
охране» , и т.д.
Федеративные отношения в Российской Федерации развивались в направлении постепенного расширения полномочий ее субъектов. В настоящий момент действующая Конституция России наделяет все 83 ее субъекта правом создавать собственные органы законодательной власти и иметь собственное законодательство.
На федеральном уровне принят ряд основополагающих законов, устанавливающих основы формирования и деятельности представительных органов в субъектах федерации16.
Тем не менее, ряд законопроектов еще следует принять для выстраивания логической структуры деятельности представительной ветви власти в России. Некоторые попытки в данной сфере предпринимались и продолжают предприниматься в настоящее время.
В отличие от федерального уровня, на уровне субъектов Российской Федерации принимается огромное разнообразие законов, регулирующих не только правовой статус высшего представительного органа, но и парламентские процедуры.
Литература
1. Конституционное законодательство России. Гл. 1. м. 1999 г.
2. Скандинавский парламентаризм теория и практика. Могунова М.А. М., 2001.
3. Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СпБ., 2003.
4. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-Ф3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"// СЗ РФ 2000 г., N 32, ст. 3336
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации»// СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»//СЗ РФ. 2001. №52. Ст. 4916.
7. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении»// СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
13 Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"// СЗ РФ от 16 января 1995 г., N 3, ст. 170
4 Федеральный закон от 10 января 1996 года «О внешней разведке»// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
15 Федеральный закон от 27 мая 1996 года «О государственной охране»// СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
16 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с изм. от 8 февраля 2001 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; "Парламентская газета" от 15 февраля 2001 г., N 30; 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2709
8. Федеральный закон от 23 июня 1995 года «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» // СЗ РФ. 1995. №26. Ст. 2401.
9. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»// СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
10. Федеральный закон от 17 января 1992 года в ред. от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
11. Федеральный закон от 11 января 1995 года «О Счетной палате Российской Федерации» с изм. от 30 июня 2003 г. // СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167; 2003 г. N 27 (часть I) ст. 2700
12. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // СЗ РФ от 16 января 1995 г., N 3, ст. 170
13. Федеральный закон от 10 января 1996 года «О внешней разведке»// СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
14. Федеральный закон от 27 мая 1996 года «О государственной охране»// СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
15. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с изм. от 8 февраля 2001 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; "Парламентская газета" от 15 февраля 2001 г., N 30; 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2709
Literature
1. The constitutional law of Russia. CH. 1. m 1999
2. Scandinavian parliamentary theory and practice. Logunova M. A. M., 2001.
3. Bulakov O. N. The bicameral Parliament of the Russian Federation. SPb., 2003.
4. The Federal act of 5 August 2000 No. 113-FZ "On the procedure for forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation"// Sz the Russian Federation, 2000, No. 32, senior 3336.
5. Federal constitutional law of 17 December 1997 On the Government of the Russian Federation"// Sz the Russian Federation. 1997. No. 51. Article 5712.
6. Federal constitutional law of 17 December 2001 "On the procedure of adoption in the Russian Federation and education in her new subject of the Russian Federa-tion"//Sz the Russian Federation. 2001. No. 52. Article 4916.
7. Federal constitutional law of January 30, 2002 "On martial law"// Sz the Russian Federation. 2002. No. 5. Article 375.
8. Federal law of June 23, 1995 "On the procedure for granting the Russian Federation of military and civilian personnel to participate in activities to maintain or restore international peace and security"// Sz the Russian Federation. 1995. No. 26. Article 2401.
9. Federal law of 10 January 2003 On the election of the President of the Russian Federation"// Sz the Russian Federation. 2003. No. 2. Article 171.
10. Federal law dated January 17, 1992 as amended on November 17, 1995 "On the procuracy of the Russian Federation" // Sz the Russian Federation. 1995. No. 47. Article 4472.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Булаков О.Н., Еременко Е.В.
11. Federal law of January 11, 1995 "On the accounts chamber of the Russian Federation" with the ISM. from June 30, 2003 // Sz the Russian Federation. 1995. No. 3. Article 167; 2003, N 27 (part I) senior 2700
12. Federal law dated January 13, 1995 N 7-FZ "On the procedure of coverage of activities of public authorities in the state mass media"// Sz the Russian Federation from January 16, 1995, N 3, p 170
13. Federal law of 10 January 1996 On foreign intelligence"// Sz the Russian Federation. 1996. No. 3. Article 143.
14. Federal law dated may 27, 1996 "On state protection"// Sz the Russian Federation. 1996. No. 22. Article 2594.
15. Federal law of October 6, 1999 N 184-FZ "On General principles of organization of legislative (representative) and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation" with the ISM. February 8, 2001// collected legislation of the Russian Federation, 1999, No. 42, item 5005; "Parlamentskaya Gazeta" on 15 February 2001, N 30; 2003, N 27 (part II) senior 2709.
Рецензия
на статью «Парламентская деятельность (элементы мирового опыта и российской практики)» Автор - Булаков О.Н., Еременко Е.В.
Представленная на рецензирование работа раскрывает достаточно актуальную правовую проблему в нашей современной действительности. Отрадно, что авторы посвятили работу деятельности парламента в сравнительном аспекте.
Работа позволяет судить о глубине теоретической разработки указанной проблематики. Она основана на изучении трудов отечественных специалистов в области конституционного права и теории права. Авторами была востребована нормативно-правовая база современного этапа развития Российской Федерации. Использованы данные статистики и другие документы.
Конечно, по отдельным поставленным вопросам возможна дискуссия, но эти вопросы никак не влияют на значимость данной работы, которое следует отметить, как интересное исследование важной научной проблемы.
Работа рекомендуется к публикации.
Доктор юридических наук, профессор Синцов Г.В.