Парламент России на окраине столицы
Ю.П.Бочаров, Э.А.Сиренко
Центры власти ведущих столиц мира недвусмысленно ассоциируются с местом своего расположения в городе. Вестминстер, Капитолий, Белый дом, Елисейский дворец, Кремль, Парламентский холм (Канберра) — не просто географические названия, а краткое обозначение центров законодательной, исполнительной или судебной ветви власти соответствующего государства. Эти центры занимают ключевое положение в планировочной структуре столиц и являются главными столицеобразующими элементами. Их роль в градостроительной структуре столицы отражает политический расклад сил — взаимоотношение ветвей власти в государстве. В странах с верховенством закона, с сильной (ведущей) законодательной властью, в столичном ядре доминирует законодательный центр (парламент, конгресс, ассамблея и т.д.). В столичном ядре стран с сильной исполнительной властью (президент, правительство и т.д.) главную роль играет власть исполнительная. Расположение и значимость центра судебной власти отражает роль в обществе правосудия.
Что происходит в Москве? После расстрела Белого дома в октябре 1993 года (рис. 1) верхняя и нижняя палаты парламента временно разместились в зданиях бывших Госстроя и Госплана СССР в центре столицы. Вскоре Управление делами Президента и Федеральное собрание Российской Федерации направили в Правительство Москвы предложения по резервированию земель для нового Парламентского центра, объединяющего обе палаты Федерального собрания.
Одним из альтернативных предложений стало размещение нового здания Совета Федерации рядом с Госдумой на месте снесенной в 2005 году гостиницы «Москва» (рис. 2.). После
Рис. 1. Расстрел Белого дома. Октябрь 1993 года
сноса две равноправные ветви власти (исполнительная и законодательная) неожиданно оказались друг против друга. Впервые наметился их визуальный диалог, а образовавшаяся большая площадь приобрела четкий политический смысл. Именно эта площадь могла стать главным общественным пространством новой, демократической России - в противовес Красной, прочно ассоциирующейся с коммунистической идеологией. Такое предложение поддержали депутаты Государственной думы из межфракционной группы «Столица», но мэр Ю. Лужков не одобрил сохранение свободного пространства, и гостиница «Москва» была восстановлена со значительным увеличением площадей.
В апреле 2012 года президент Д.Медведев поручил Правительству Российской Федерации и Администрации президента представить предложения по передислокации Совета Федерации Государственной думы на территорию,
Рис. 2. Формирование площади Федерации на месте снесенной гостиницы «Москва». 2005
108 3 2015
присоединенную к Москве с 1 июля 2012 года. Но вопрос о Парламентском центре решен не был.
В ранее одобренном Правительством РФ Генеральном плане столицы (при мэре Лужкове) были даны три варианта размещения Парламентского центра: на Софийской набережной (5 га), в зоне Москва-Сити (3 га) и южнее МГУ (20 га). Ни один из этих вариантов реализован не был, хотя проект нового парламента в Сити уже существовал (архитекторы М.Посохин, А.Асадов, К.Сапричян) (рис. 3). По информации В.Кожина, управляющего делами Президента, в конце 2012 года прорабатывался вопрос о создании «правительственного квартала» вблизи Кремля и двух вариантах размещения административного центра страны - одного в старой Москве и другого на присоединенных территориях. К этому времени комиссией Государственной думы во главе с В.Ресиным было разработано пять вариантов размещения парламента. Наиболее убедительные проекты размещения Парламентского центра рядом с Кремлем в Зарядье предлагали, например,
/и, МШЬ (и я^в • Ш ^ •е-т
*4>л Ч/ • , ^
шшшшшш
*
Рис. 3. Размещение Парламентского центра в Москва-Сити. Архитекторы М.Посохин, А.Асадов, К.Сапричян. 2003
Рис. 4. Парламентский центр в Зарядье. Архитектор Н.Фостер. 2008
архитекторы Н.Фостер (рис. 4) и А.Скокан (рис.5). Но позже от этой идеи отказались, и по личному указанию президента В.Путина в Зарядье началось проектирование, а позднее уже и строительство парка по проекту — победителю международного конкурса.
Поиски места для парламента продолжались. При этом земли под федеральными объектами непрерывно сокращались, а расстояние до участков, выделяемых под парламент, от центра столицы увеличивалось. Если в 1990-е годы площадь федеральных земель в Москве составляла примерно 14% всех территорий (доклад Москомзема, 1999), то в проекте актуализированного Генплана (кн. 4, с. 42) указана доля территорий, выполняющих столичные функции в 2010 году, в размере только 0,3% от общей территории столицы.
Госстрой обращал внимание Прокуратуры РФ (указ № НМ-1567 от 27.03.2002) на незаконное отнесение в Генплане земель и объектов федеральной собственности к землям субъекта Федерации (Москвы). Согласно российскому законодательству земельные участки, находящиеся в собственности Москвы, приобретаются федеральными органами государственной власти РФ в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, разрабатываемым и утверждаемым столичной мэрией.
После многолетних поисков в октябре 2014 года Градо-строительно-земельная комиссия (ГЗК) Москвы под председательством заместителя мэра по градостроительной политике и строительству М. Хуснуллина неожиданно и без обоснования одобрила проект комплексного развития Мневниковской поймы (по существу, острова с устойчивой тенденцией к относительному опусканию его поверхности и с высоким стоянием грунтовых вод, где ранее было запрещено
Рис. 5. Парламентский центр в Зарядье. Международный конкурс на концепцию развития Московской агломерации. Архитектор А.Скокан. 2012
капитальное строительство) с размещением в северной ее части Парламентского центра РФ (рис. 6). Однако чем руководствовалась комиссия, осталось неясным. До этого глава московского стройкомплекса поддерживал идею создания в Мневниках детского парка развлечений под рабочим названием «познавательный парк природных достопримечательностей с эколого-просветительским центром» (рис.7).
Вскоре после решения Градостроительно-земельной комиссии Москвы комиссия Государственной думы по строительству Парламентского центра, в свою очередь, объявила о размещении Федерального собрания и Государственной думы на территории Мневниковской поймы, вошедшей в состав столицы в 1960 году и имеющей статус «особо охраняемой природной территории (ООПТ)». В настоящее время она занята громадными несанкционированными свалками, постройками бетонного завода, деревни с 80 жителями, байкерского клуба «Ночные волки» и рестораном. На этом месте в 1930-е годы вдали от столицы располагалась часть концлагеря Дмитровлаг, заключенные которого строили Канал имени Москвы. Только
в 2014 году с территории Мневниковской поймы было вывезено 5 тыс. т различного мусора (в основном бытовые и строительные отходы).
За последние годы мэрия много раз подбирала различные участки (от 4 до 100 га) для нового здания Парламентского центра России (рис. 8), но все они вскоре оказывались в руках частных инвесторов. Теперь для парламента предназначается северная часть Мневниковской поймы?
Практика, при которой городская власть принимает решения о размещении объектов государственного значения, не характерна ни для развитых, ни для развивающихся стран, заботящихся о своем политическом имидже. Если бы мэрии других столиц мира выбирали место для законодательной власти государства, наверное, они бы тоже постарались сослать эту власть подальше. Интересы города как хозяйственного объекта и столицы государства всегда находятся в определенном противоречии. И в большинстве стран, не только демократических, это противоречие решается в пользу государства, населения всей страны, а не только
Рис. 6. Размещение Парламентского центра в Мневниковской пойме
Рис. 7. Детский Парк чудес. Нижние Мневники. Предложение Л.Вавакина, З.Церетели. 1990-е годы
Рис. 8. Варианты размещения парламента (1998-2014)
110 3 2015
столичных жителей. Для этого создаются столичные округа или столичные территории с прямым правлением президента или парламента, где полномочия местной городской власти ограничены.
После расширения Москвы и присоединения к ней 160 тыс. га новых земель прошло более трех лет. Однако Генеральный план Большой Москвы и ее инженерно-транспортная инфраструктура до сих пор не разработаны и не согласованы с Правительством РФ. По информации Москомархитектуры, еще только ожидается утверждение территориальных схем Троицкого и Новомосковского административных округов, и только затем с их учетом будет разработан Генплан Большой Москвы. В действующем Генплане не обеспечена транспортная связь Мневниковской поймы с центром города и новыми обширными территориями на юго-западе. В будущем через пойму намечено строительство линии метро с двумя станциями.
Московские власти хотели, чтобы Парламентский центр стал приманкой для инвесторов, поводом для перевода земель из одного назначения в другое. Предлагая то одно, то другое место, городская власть решает сиюминутные коммерческие задачи. Расширение Москвы в полтора раза под предлогом переноса на новые территории федеральных органов власти привело к коммерческой их застройке до разработки стратегического Генплана Большой Москвы. За три года численность «новомосквичей» увеличилась на 34%, а число рабочих мест удвоилось. Естественно, возникли многочасовые транспортные пробки на Калужском шоссе.
Мневниковская пойма для размещения парламента неприемлема. Размещение законодательного центра на острове в 15 км от центра столицы затруднит его оперативное взаимодействие со всеми органами государственной власти и особенно с президентской администрацией. Как заявил депутат Государственной думы В.Ресин, в Парламентский центр можно будет добираться по Москве-реке быстрее, чем на автомобиле.
В заключение отметим, что парламент должен строиться на бюджетные средства российского правительства, а не на деньги частного инвестора, которому в качестве компенсации (по предложению мэрии) достанутся федеральные земли в центре столицы и здания ныне действующего парламента с полной неопределенностью их дальнейшей судьбы - от сноса до перестройки и перепрофилирования.
Поскольку в начале июля 2015 года итоги закрытого конкурса отменены и ожидается объявление нового конкурса на Парламентский центр, целесообразно ускорить разработку нового Генерального плана Большой Москвы с детальной проработкой столичных функций и определением места для парламента в пределах Бульварного кольца. После этого целесообразно объявить международный конкурс на здание высшего органа законодательной власти страны.
Литература
1. Жидкин B. Новая Москва - три года активного строительства // Вестник Российского союза строителей. 2015. №4.
2. Хуснуллин М. Темпы строительства Москва снижать не намерена // Инженерные сооружения. 2015. №2 (7).
3. Бецкая А. Возвращение к истокам // Московские торги. 2014. №8.
4. Осипов В., Кутепов В., Макаров В. Геологические условия градостроительного развития города Москвы // Информационный сборник «Уникальные технологии в строительстве». 2006. №1.
5. Москва. Геология и город / Под ред. В. Осипова и 0. Медведева. М., 1997.
6. Парламенту нашли место на окраине // Московская перспектива. 11.11. 2014.
7. Диснейленд пропишут в Мневниках // Московская перспектива. 05.08.2011.
8. Волошина В. Красной площади ищут альтернативу // Известия. 12.04.2005.
9. Москва, центр. Интервью с В.Кожиным // Итоги. 12.12.2012.
Literatura
1. Zhidkin V. Novaya Moskva - tri goda aktivnogo stroitelstva // Vestnik Rossiiskogo souyza stroiteley. 2015. №4.
2. Husnullin M. Tempy stroitelstva Moskva snizhat ne namerena // Инженерные сооружения. 2015. №2 (7).
3. Betskaya А. Vozvrashchenie k istokam // Moskovskie torgi. 2014. №8.
4. Osipov V., Kutepov V., Makarov V. Geologicheskie usloviya gradostroitelnogo razvitiya Moskvy // Informatsionnyj sbornik «Unikalnye tehnologii v stroitelstve». 2006. №1.
5. Moskva. Geologiya i gorod / Pod red. V. Osipova i O. Medvedeva. М., 1997.
6. Parlamentu nashli mesto na okraine // Moskovskaya perspektiva. 11.11. 2014.
7. Disneylend propishut v Mnevnikah // Moskovskaya perspektiva. 05.08.2011.
8. Voloshina V. Krasnoy ploshchadi ishchut alternativu // Izvestia. 12.04.2005.
9. Moskva, centr. Interviju s V.Kozhinym // Itogi. 17.12.2012.
Parliament of Russia in the Outskirts of the Capital.
By Yu.P. Bocharov, E.A. Sirenko The article
describes the perennial search for a place for the Parliamentary Center of Russia, as a result of which Parliament is supposed to be built on the outskirts of the capital, away from the executive authorities.
Ключевые слова: Парламентский центр, ветви власти, генеральный план, поиск места, новые территории, общественные площади.
Key words: Parliamentary Centre, branches of power, general plan, search of a place, new territories, public squares.