М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии
нашей печати в 1881 году. (Общественно-критический этюд) / Л.Е. Оболенский // Мысль. - 1882. - № 1; Б.п. Новости печати. Литературные новости: (Новая сатира Щедрина; «Всходы», повесть М. Белинского) / Л.Е. Оболенский // Мысль. - 1882. - № 4; Оболенский Л. Искусство и тенденциозность. Опыт научной постановки воззрений на искусство / Л.Е. Оболенский // РБ. - 1883. - № 5-6; Созерцатель. Обо всем. Литературные заметки / Л.Е. Оболенский // РБ. - 1884. - № 11; Созерцатель. Сатиры Щедрина. (Критический этюд) / Л.Е. Оболенский // РБ. - 1889. - № 5-6; Л. О. Сочинения М.Е. Салтыкова (Н. Щедрина). Том пятый. Господа Головлевы. - Благонамеренные речи. С.-Петербург, 1889 г. (623 стр.) / Л.Е. Оболенский // РБ. - 1889. -№ 9; Оболенский Л.Е. Литературные воспоминания и характеристики (1854-1892 г.) // ИВ. - 1902. Т. LXXXVII. - № 1 (перепеч.: М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1975).
Сизов П. Орловский корреспондент М.Е. Салтыкова-Щедрина // Орловская правда. 1976. 7 февраля; Книгин И.А. Щедрин в оценке Л.Е. Оболенского // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сб. науч. трудов. - Калинин, 1985; Книгин И.А. Сатира Салтыкова-Щедрина в критических откликах Л.Е. Оболенского // Салтыков-Щедрин и русская литература / Отв. ред. В.Н Баскаков, В.В. Прозоров. - Л., 1991; Книгин И.А. Леонид Егорович Оболенский -литературный критик. - Саратов, 1992. - 103 с.
Есин Б.И. Оболенский // Русские писатели. XIX век. Биобиблиографии. словарь: В 2 ч. Ч. 2. М - Я / Под ред. П.А. Николаева. - М., 1996. - С. 88-90; Книгин И.А., при участии П.И. Овчаровой. Оболенский // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 4: М - П / Гл. ред. П.А. Николаев. - М., 1999. - С. 376-378.
И.А. Книгин
Парфений, инок (в миру Петр Агеев, 14.11.1806, Яссы, Молдавское княжество - 17.05.1878, Троице-Сергиевая лавра, Сергиев посад) — схиигумен, писатель; воспитывался старообрядцами, с детства проявил склонность к монашеской жизни и уединению (Парфений, 2009, с. 42-43), в 33-хлетнем возрасте оставил раскол,
229
Культура и текст №4, 2015 (22) http: //www. ct. uni-altai. ru /
перейдя в православие. Большая часть жизни П. прошла в странствиях и скитаниях, он посетил множество обителей и храмов центральной России, Молдавии, Болгарии, Турции и Палестины Совершил паломничество на Афон (1839), где принял иноческий, а затем и схимнический постриг (1841). Согласно благословению духовника П. уехал в Сибирь, где написал «Сказание...» - книгу о своих странствиях и искании истины во Христе. Позже П. был настоятелем Николаевской Берлюковской пустыни (1856-60), строителем и игуменом Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря (1858-72), последние годы провел в Троице-Сергиевой лавре. Разлука с Афоном оставалась для П. болью всей его жизни. П. писал обличительные сочинения, направленные против апологетики раскола, но в историю культуры вошел как автор «Сказания.», которое имело большой резонанс в русской литературе XIX в. Уникальность книги П. состояла в том, что автор создал ее против своей воли, исполняя послушание.
Книга П. стала поводом для творческих размышлений С. об общественном служении искусства, о пути исторического развития России, о крайнем аскетизме и истинном благочестии. С. пишет рецензию на «Сказание.» в первой половине 1857, во время работы над «Губернскими очерками». Статья предназначалась для БдЧ, но неизвестно, был ли он сам инициатором ее написания, либо получил предложение от редактора А.В. Дружинина (Макашин, с. 535). Текст при жизни С. не публиковался, рукопись считается незаконченной, но выглядит вполне завершенной (ИРЛИ, ф. 366, оп. 1, № 11). Имеются два слоя правки, которые позволяют говорить о двух редакциях. В первой редакции С. определил свой интерес к книге как этнографический (Макашин, с. 480). Но рецензия не вписывалась в рамки такого подхода, так как автор поднимал сложнейший вопрос о христианском делании как о «служении избранной идее» (5, с. 55), которое не противоречит жизни общества.
Отличительную особенность книги С. видел в том, что она делала читателя «как бы очевидцем и участником самых задушевных воззрений и отношений русского человека к его религиозным верованиям и убеждениям» (5, с. 35). Как читатель С. «с любовию и непрерывающимся интересом» следил за странствием автора, признавая «чарующее действие» искренности и
230
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии
«действительной потребности духа» (5, с. 54-55), но подчеркивал, что стремление удалиться от мира «в тихие безмолвные пустыни» есть достояние «немногих избранных» (5, с. 53). С. считал современного человека неспособным к отшельнической жизни и находил для него «компромисс», при котором, «оставаясь в мире, среди его соблазнов и искушений», можно «совершенно удобно исполнить все обязанности, налагаемые христианским учением» (5, с. 58).
В рецензии С. выразил свое понимание раскола. Он считал, что аскетизм раскольников зиждется на древних представлениях о благочестии, которые свойственны духовным стихам и не имеют в современном мире положительного «значения и смысла». Лично сталкиваясь с «несомненными признаками разложения» старой веры, С. убедился в противообщественном характере раскола, зная, что «леса и пустыни скрывают нередко самые гнусные, самые безобразные преступления» (5, с. 67). Раскольническому фанатизму С. противопоставляет истинное христианское благочестие, запечатленное в книге П.
С. высоко ценил религиозные убеждения и писательский талант П., восторгался его личностью, «простотой и умеренностью» его повествовательной манеры. «Сказание...» несомненно повлияло на С. как автора «Губернских очерков». Текст очерка «Отставной солдат Пименов» свидетельствует о неоднократном обращении С. к сочинению П. Некоторые черты героя «Сказания» и подробности биографии П. послужили прототипической основой для создания образа Сатира-скитальца («Пошехонская старина»).
Литература
Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой горы Афонской: В 4 ч. - М., 1856; Он же. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле: В 2 т. -М., 2008; Он же. Автобиография монаха Парфения (бывшего в Молдавии раскольника, затем постриженика русского Пантелеимонова монастыря на Афоне). - М., 2009.
231
Культура и текст №4, 2015 (22) http: //www. ct. uni-altai. ru /
Бузько Е.А. «Сказание» инока Парфения в литературном контексте XIX века. - М.: Индрик, 2014. - 282 с.; Панин А.Н. Благословенное странствие инока Парфения // Парфений (Агеев), инок. Странствия по Афону и Святой Земле. - М.: Индрик, 2008. - С. 197238; Макашин С.А. (при участии П.Г. Рындзюнского). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святыя горы Афонския инока Парфения. Примечания // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. Т. 5. - С. 533-541.
Шешунова С.В. Парфений. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1999. Т.4. -С. 536-537.
ИРЛИ. Ф. 366. Оп. 1. № 11. Из архива М.М. Стасюлевича: «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святыя горы Афонския инока Парфения. В 4 частях. Издание второе с исправлениями. Москва». — Рецензия. Черновая рукопись (незаконченная).
Е.А. Бузько
Плетнев Петр Александрович (1.09.1791, Теблеши Тверской губ. - 29.12.1865 / 10.01.1866, Париж), критик и поэт, ректор Петербургского университета (1840-61), академик (1841), издатель-редактор журнала Совр. (1838-46). Редактируя основанный А.С. Пушкиным Совр., П. чувствовал себя обязанным найти ему преемника. Этому благоприятствовала атмосфера Императорского лицея, которую С. описывал неоднократно: «В то время Лицей был еще полон славой знаменитого воспитанника его, Пушкина, и потому в каждом почти курсе находился воспитанник, который мечтал сделаться наследником великого поэта» (17, с. 467). В 13 -м курсе наследником Пушкина считался сам С. (17, с. 469).
П. обратил внимание на С., когда тот напечатал в БдЧ стихотворение «Лира», где говорилось, что у Г.Р. Державина и А.С. Пушкина в настоящее время нет достойного преемника (1841). П. «до того заинтересовался юным сотрудником, что приехал однажды на лицейский экзамен, но, по словам Салтыкова, не мог не составить о нем самого невыгодного впечатления, потому что сотрудник отвечал,
232