Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ'

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТНК / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карелина Е. А.

Для цифровых компаний характерны разнообразные формы международного присутствия, однако в основном эти компании не обязательно физически присутствуют на зарубежном рынке, чтобы выйти на потребителей, поэтому для них, как правило, невысока доля иностранных активов. Цифровые компании за счет преимуществ в цифровых и нематериальных активах, сетевых эффектов способны быстро масштабироваться на международных рынках. В последние годы все большей исследований в сфере международного бизнеса охватывают вопросы формирования и развития особого класса транснациональных корпораций (ТНК) - цифровых ТНК, для которых характерны специфические свойства интернационализации и динамика развития международного бизнеса. В настоящей статье обобщены подходы к систематизации и классификации цифровых ТНК, оценено их воздействие на механизмы интернационализации в условиях цифровизации, проведен анализ цифровых ТНК как глобальных прямых инвесторов, а также выявлены перспективы цифровых ТНК на ключевых международных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETERS FOR EVALUATING THE INTERNATIONALIZATION STRATEGIES OF DIGITAL MULTINATIONALS

Digital companies are characterized by various forms of international presence, but in general, these companies do not necessarily have a physical presence in the foreign market in order to reach consumers, therefore, as a rule, they have a low share of foreign assets. Due to advantages in digital and intangible assets, network effects, digital companies are able to quickly scale in international markets. In recent years, more and more research in the field of international business covers the formation and development of a special class of transnational corporations (TNCs) - digital TNCs, which are characterized by specific properties of internationalization and the dynamics of international business development. This article summarizes approaches to the systematization and classification of digital TNCs, assesses their impact on internationalization mechanisms in the context of digitalization, analyzes digital TNCs as global direct investors, and identifies prospects for digital TNCs in key international markets.

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ»

Параметры оценки стратегий интернационализации цифровых транснациональных корпораций

fO

сч о сч

о ш m

X

3

<

m О X X

Карелина Екатерина Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ФГБОУ ВО "Государственный университет управления", [email protected]

Для цифровых компаний характерны разнообразные формы международного присутствия, однако в основном эти компании не обязательно физически присутствуют на зарубежном рынке, чтобы выйти на потребителей, поэтому для них, как правило, невысока доля иностранных активов. Цифровые компании за счет преимуществ в цифровых и нематериальных активах, сетевых эффектов способны быстро масштабироваться на международных рынках. В последние годы все большей исследований в сфере международного бизнеса охватывают вопросы формирования и развития особого класса транснациональных корпораций (ТНК) - цифровых ТНК, для которых характерны специфические свойства интернационализации и динамика развития международного бизнеса. В настоящей статье обобщены подходы к систематизации и классификации цифровых ТНК, оценено их воздействие на механизмы интернационализации в условиях цифровизации, проведен анализ цифровых ТНК как глобальных прямых инвесторов, а также выявлены перспективы цифровых ТНК на ключевых международных рынках.

Ключевые слова: транснациональная корпорация; цифровые ТНК; электронная коммерция; интернет-платформы; интернационализация; прямые иностранные инвестиции.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20413, https://rscf.ru/project/22-28-20413

К вопросу об идентификации цифровых транснациональных корпораций

Для цифровых компаний характерны разнообразные формы международного присутствия, однако в основном эти компании не обязательно физически присутствуют на зарубежном рынке, чтобы выйти на потребителей, поэтому для них, как правило, невысока доля иностранных активов. Цифровые компании за счет преимуществ в цифровых и нематериальных активах, сетевых эффектов способны быстро масштабироваться на международных рынках. Такой подход оказывает существенное воздействие на трансграничные процессы, а также стратегии принимающих стран по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и налогообложению иностранных компаний.

К цифровым компаниям по методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) могут относиться компании, ориентированные на потребителя (B2C, Business-to-customer) со значительным предложением цифровых товаров или услуг [8]. Деятельность цифровых компаний может охватывать несколько отраслей. Например, помимо предоставления инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), все технологические гиганты США (Meta, Apple, Amazon, Microsoft) доминируют в смежных цифровых отраслях (платформы социальных сетей, потоковая передача данных и пр.). Однако, чисто цифровыми компаниями являются, например, Meta и Amazon (а не Apple и Microsoft), поскольку цифровые товары и услуги являются основной сферой их деятельности [3].

По мере продолжения цифровизации некоторых традиционных отраслей сложно определить, что относится к цифровым транснациональным корпорациям (ТНК). Таксономия и концептуальная основа, предложенная несколько лет назад Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [14], включает в качестве основных цифровых ТНК компании в сфере ИКТ, предоставляющие инфраструктуру и инструменты, которые делают Интернет доступным для компаний и частных лиц.

Цифровые ТНК включают два основных типа:

- чисто цифровые ТНК, практически полностью функционирующие в виртуальной среде и их продукт полностью (или почти полностью) является цифровым (компании, предоставляющие цифровые решения, поисковые системы, интернет-платформы);

- цифровые ТНК, для которых характерен смешанный режим работы (они могут комбинировать цифровые бизнес-модели с офлайн-товарами и услугами (Amazon).

Наиболее примечательной из групп являются вышеприведенные «смешанные» ТНК - сначала они оцифровывают распределение, затем - процесс производства и, наконец, бизнес-модель. Хотя в первую очередь идет оцифровка услуг, исследователи указывают [11], что производственные компании могут предлагать в качестве услуги аппаратное обеспечение (Hardware as Service, HaaS), что может быть реализовано в форме гибкой модели потребления услуги или в традиционной

форме физического продукта. Напротив, созданные когда-то как чисто цифровые платформы (Amazon или Uber) могут интернализировать часть производства своих услуг по отношению, например, к некоторым активам (имуществу, транспортным средствам, водителям). Таким образом, усложняется понимание того, как циф-ровизация воздействует на глобальные модели ПИИ и международное производство.

В связи с этим, следует сказать еще о двух принципиально значимых бизнес-моделях компаний:

- компании, «рожденные цифровыми» (born digital), предложение которых изначально было обеспечено цифровой инфраструктурой, по сравнению с компаниями, «ставшими цифровыми» (gone digital), то есть традиционными компаниями, которые перешли (или полностью ушли) в цифровую экономику. Между этими двумя типами есть четкие различия, поскольку к первым относятся цифровые «смешанные» ТНК, предлагающие традиционные товары/услуги, продаваемые посредством бизнес-моделей на основе цифровых технологий (eBay, Amazon). Эти компании, как особо указывают исследователи [10], могут создавать стоимость лишь за счет цифровизации. Компании, «ставшие цифровыми» являются традиционными фирмами, выступающими ключевыми игроками в отдельных отраслях (например, в розничной торговле - Walmart).

- предприятия, осуществляющие непосредственное взаимодействие с конечным потребителем (business-to-customer, B2C), товары/услуги которых не являются факторами производства других товаров/услуг; предприятия, предоставляющие товары/услуги для поддержки других компаний (business-to-business, B2B) (например, путем офшоринга или аутсорсинга). Для прямого доступа к клиентам компаниям B2C необходимы сетевые эффекты, чтобы масштабировать бизнес, и ценность этих предприятий определяется характером и эффективностью взаимодействия с потребителями. B2B выступают преимущественно в качестве поставщиков программного обеспечения для других компаний (SaaS, Software-as-Service).

Также возможно дифференцировать цифровые ТНК на следующие основные типы:

- цифровые интернет-платформы, включающие социальные сети, поисковые системы и платформы совместного использования (например, Airbnb и Uber);

- цифровые решения на базе сети Интернет, включая поставщиков программного обеспечения и финансовых технологий;

- онлайн-платформы электронной коммерции;

- производители и дистрибьюторы цифрового контента.

Какими бы не были критерии классификации ТНК, общим для всех них является то, что в последние годы они демонстрируют впечатляющую динамику роста. Если рассмотреть эволюцию их показателей, то в период 2016-2021 гг. среднегодовой рост активов и продаж цифровых ТНК составил 21 %, чистой прибыли - 23 % (включая среднегодовой рост в 60 % в 2020-2021 гг.) [13, С. 170]. Вследствие пандемии цифровизация многих ТНК ускорилась, поскольку это было связано с необходимостью разработки решения для удаленной работы, отмечает ЮНКТАД [15], однако это привело и к росту производительности цифровых ТНК. В 2020-2021 гг. за счет стремительного роста фондовых рынков, низких процентных ставок и обильных денежных резервов

резко повысилась активность в сфере слияний и поглощений. В период пандемии стали популярны технологические стартапы, использовавшие фондовый рынок для расширения и масштабирования своего бизнеса.

Механизмы интернационализации компаний в условиях цифровизации

Цифровые технологии формируют новую реальность международной торговли, которая становится все более взаимосвязанной. Использование цифровых технологий изменяет предпринимательское поведение фирм и дает новые возможности, чтобы повысить склонность фирм к интернационализации [5]. Общеизвестно и общепризнано, что предпринимательское поведение фирм является ключевым фактором в контексте ускорения технического прогресса. Именно это поведение в большей степени воздействует на использование возможностей новых технологий. Несмотря на то, что в литературе установлена взаимосвязь между цифровой средой и процессами интернационализации (в этой связи стало принятым говорить о так называемой «бережливой интернационализации») [1], эти исследования мало охватывают изучение предпринимательского поведения фирм, которое часто играет ключевую роль.

В соответствии с известной моделью Уппсалы, интернационализация является последовательным и линейным процессом, результатом которого становится приобретение фирмами знаний посредством опыта. Этот подход с годами претерпел значительные изменения, и многие ставили под сомнение его универсальность для выхода на разные зарубежные рынки, а сами модели интернационализации стали более революционными. Разрушительные изменения, произошедшие в международной торговле, привели к тому, что фирмы широко пользуются этими изменениями.

По мере того, как развитие цифровых технологий (например, Интернета) обусловило предложение новых (а главное - менее затратных) механизмов интернационализации компаний, когда мы говорим о традиционных предприятиях, производящих и продающих материальные товары, необходимо изучать и исследовать использование этими предприятиями онлайн-каналов с целью обслуживания зарубежных рынков. Некоторые исследователи [6] делают вывод о том, что некоторые компании (которые больше всего предпринимательски ориентированы) в большей степени используют специальные вебсайты для увеличения своей интернационализации.

Онлайн-интернационализация стала важной стратегией использования возможностей интернета посредством обеспечения товаров/услуг компании клиентам на зарубежных рынках, что реализуется через интернет-сайты, то есть не посредством физического, а виртуального присутствия. Для малых и средних предприятий (МСП), продающих традиционные товары, такая форма интернационализации представляется особо значимой, поскольку она является недорогой для выхода на зарубежные рынки многих стран.

Несмотря на появившееся в последние годы множество работ по онлайн-интернационализации, основные исследовательские вопросы сконцентрированы вокруг анализа расширения участия традиционных фирм на зарубежном рынке, либо анализа использования сторонних платформ как посредников в процессе онлайн-ин-тернационализации [7].

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

ю сч о сч

о ш т

X

3

<

т О X X

Выход на новые зарубежные рынки всегда обусловлен существенными капиталовложениями и значительным риском, что выступает барьером для интернационализации, и это особенно касается МСП, которые, в сравнении с крупными ТНК, в качестве дополнительных барьеров испытывают дефицит ресурсов для интернационализации (человеческих или финансовых). Развитие Интернета привело к распространению новых, менее затратных форм доступа к зарубежным клиентам, что расширило возможности для МСП. При запуске вебсайтов стала возможной «мгновенная» интернационализация и выход на рынки многочисленных стран за рубежом. Создание веб-сайтов, однако, вовсе не означает, что фирма планирует интернационализироваться. Те фирмы, которые действительно планируют интернационализацию, осуществляют необходимые инвестиции в адаптацию своих веб-сайтов к потребностям местных (зарубежных) рынков. Инвестиции в веб-сайты могут быть большими, но они все равно меньше инвестиций в «невиртуальные» (традиционные) каналы сбыта, как это отмечает К. Бразерс [2] (например, на основе ПИИ или экспортных каналов). Также следует указать, что традиционные капиталовложения в выход на зарубежный рынок сконцентрированы обычно на рынке одной страны, тогда как онлайн-интернационализация может предполагать одновременный охват рынков нескольких стран. Адаптировать веб-сайт к рынку конкретной страны всегда проще, чем адаптировать к рынку этой страны традиционную экспортную деятельность. К тому же, адаптация веб-сайтов значительно повышает эффективность онлайн-интернационализации. Необходимо принимать во внимание и то, что онлайн-интернационали-зация происходит лишь путем запуска веб-сайта, и фирма, запуская сайт, может еще не предполагать интернационализацию. Наличие не адаптированного вебсайта (которая, вероятно, относится к «случайной интернационализации», по Ж.-Ф. Хеннару [4]) для фирмы, которая не планировала интернационализацию, все равно означает, что товары фирмы уже представлены на международном рынке (однако то, что сайт не адаптирован для местного рынка, обходится фирме намного дешевле, чем если бы он был адаптирован для него).

Прямые иностранные инвестиции цифровых ТНК

Цифровизация продолжает оказывать значимое воздействие на глобальные модели ПИИ, что, в частности, отражается в исследовательской деятельности ЮНКТАД, где анализируются тренды инвестиционных стратегий ТНК (см., например [13,16]). В результате интенсивного роста цифровой экономики возник ряд последствий для ПИИ и международного производства. Цифровые ТНК имеют способность выхода на зарубежные рынки без инвестиций в физические активы, поэтому так называемый их «международный инвестиционный след» чрезвычайно мал. Для оценки потенциального воздействия цифровизации на эволюцию цифровых ТНК и международное производство в целом за последние годы, анализируется так называемый «коэффициент (индекс) «легкости» ПИИ» (или «легкости») активов, разработанный в рамках ЮНКТАД для анализа степени международного присутствия цифровых ТНК. Данный показатель демонстрирует, насколько ТНК способна к генерации зарубежных продаж с учетом наличия у нее активов за рубежом. Невысокий «инвестиционный след» характерен для технологических и цифровых ТНК

и это свидетельствует об ослаблении операционной связи между иностранными активами и зарубежными продажами.

Исходя из последнего обстоятельства, в результате могут подрываться налоговые системы принимающих стран). В этой связи индекс «легкости» позволяет оценить масштабы действий по первому компоненту известного плана BEPS, который был согласован лишь в 2021 году [12]. Отметим, что налоговые права касаются обычно физического присутствия ТНК в принимающей стране, цифровизация является серьезным вызовом для бюджетной политики многих государств. Недавнее принятое в рамках ОЭСР Соглашение [9] имеет своей целью обеспечение:

- справедливого распределения налоговых прав и прибыли между странами в отношении цифровых ТНК (так называемый «первый компонент BEPS»);

- минимальной налоговой конкуренции по налогу на прибыль корпораций посредством установления глобального минимального корпоративного налога («второй компонент BEPS»).

С точки зрения своего присутствия в глобальных ПИИ для интернет-платформ характерна наименьшее соотношение их зарубежных продаж к зарубежным активам, поскольку их бизнес-модель поддается простому масштабированию до уровня мирового рынка без существенных предварительных физических капиталовложений. Такой подход позволяет ТНК удерживать большую часть своих активов в стране происхождения, а в принимающих странах иметь лишь коммерческие представительства. Так, например, платформы электронной коммерции полагаются в основном на распределительные центры, расположенные по всему миру, с учетом, что рост спроса на ускоренную обработку посылок ведет к росту доли зарубежных активов.

В целом, за 2016-2021 гг. у цифровых ТНК наблюдается снижение иностранных активов (табл. 1). Как мы видим из таблицы, за рассматриваемый период возросло соотношение между зарубежными продажами и активами, однако большая часть данного роста была обусловлена пандемией.

Таблица 1

Динамика доли зарубежных активов и продаж (% от общих активов и продаж), а также коэффициента «легкости» ПИИ

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Доля зарубеж- 27,0 27,4 26,0 24,9 25,2 24,5

ных активов в

совокупных ак-

тивах, %

Доля зарубеж- 38,1 37,5 36,9 36,9 36,5 38,6

ных продаж в

совокупных про-

дажах, %

Коэффициент 1,41 1,37 1,42 1,48 1,45 1,58

«легкости» ПИИ

Источник: данные ЮНКТАД.

Если проводить рассмотрение индекса «легкости» по группам компаний, то окажется, что компании, «ставшие цифровыми» на 30 % легче «рожденных цифровыми». В частности, «ставшие цифровыми» платформы электронной коммерции являются самыми легкими, что показывает тот факт, что они не могут обойтись без физических активов в принимающих странах.

Таблица 2

Коэффициент «легкости» ПИИ для разных типов цифровых

Тип специализации цифровой ТНК «Рожденные цифро-выми»/»Ставшие циф- B2B / B2C

ровыми»

«Рожден- «Ставшие B2B B2C

ные цифро- цифро-

выми» выми»

Интернет-платформы 2,32 - 1,98 2,76

Цифровые решения 2,98 1,83 2,20 2,28

Электронная коммер- 1,19 0,68 0,93 1,08

ция

Цифровой контент 1,07 1,24 1,07 1,21

Всего 1,58 1,43 1,45 1,61

Источник: [13, c. 174].

Коэффициент «легкости» ПИИ, показывающий отношение доли зарубежных продаж к доле зарубежных активов) в период пандемии возрос. Однако, следует отметить дифференциацию «легкости» зарубежных активов в зависимости от сегмента цифровой экономики, что указывает на использование разных базовых бизнес-моделей цифровыми ТНК. Так, для интернет-платформ характерны наименьшие значения коэффициентов, поскольку их бизнес-модель легко масштабируема на зарубежные рынки, однако это не требует капиталовложений в физические активы на тех рынках, где эти компании генерируют свои продажи. ТНК в сфере электронной коммерции, напротив, больше похожи на традиционные ТНК, поскольку они полагаются на собственные логистические центры по всему миру и в эти подразделения нужны капиталовложения. Многие цифровые ТНК, специализирующиеся на производстве цифрового контента, ранее были традиционными компаниями, однако постепенно расширились до цифровых рынков или трансформировались. Такие компании «стали цифровыми» (англ. - gone digital), а не «родились цифровыми» (англ. - born digital). Такие компании продолжают заниматься физическим производством контента, поэтому для них характерна сравнительно высокая доля зарубежных активов.

Среди крупнейших цифровых ТНК в 2016-2021 гг. наблюдался рост «легкости» зарубежных активов, особенно для ТНК, специализирующихся на цифровых решениях и этому способствовал рост зарубежных продаж в период пандемии (аналогично тому, как у платформ электронной коммерции произошел рост продаж ввиду повышенного спроса в период локдаунов). Интернет-платформы увеличили коэффициент «легкости» несущественно, что объясняется вертикальной интеграцией таких платформ и наращиванием инвестиций в зарубежные физические активы с целью поддержания роста на зарубежных рынках.

Дифференциация глобальных моделей ПИИ находит свое отражение также и в разном характере зарубежных активов ТНК. Почти все традиционные ключевые ТНК в сфере производства акцентируются на «грин-филд»-проектах, на которые приходится до 90 % всех инвестиций этих ТНК за рубежом. Цифровые ТНК, напротив, в меньшей степени ориентированы на «грин-филд»-проекты, и большая часть их ПИИ за границей связана с поглощением конкурентов или значимых местных цифровых стартапов. Исключением являются, пожалуй, ТНК, занимающиеся электронной коммерцией, поскольку им необходимо формировать сети своих рас-

пределительных центров и складов в виде «гринфил-дов», на которые приходится до 70 % всех ПИИ. Взрывной рост электронной коммерции в период пандемии привел к росту ПИИ в форме «гринфилдов» в основном в проекты по продажам и логистике (эти ПИИ выросли в 2020 и 2021 годах на 120 и 10 % соответственно. Этот рост был обеспечен преимущественно технологическим гигантом Amazon [17, С. 44]. Также цифровые ТНК создают за рубежом центры исследований и разработок, офисы по оказанию профессиональных услуг и объекты инфраструктуры; большая часть таких ПИИ в мире приходится на компании - технологические гиганты, преимущественно базирующиеся в США (Amazon, Alphabet, Meta), а также (частично) в Китае (Tencent, Alibaba).

Оценка интернационализации цифровых ТНК

В 2021 году наблюдалось еще большее после пандемии укрепление международного производства, выразившееся в росте всех показателей ПИИ, объем которых достиг рекордной величины в 45 трлн. долл., что эквивалентно около половины мирового ВВП. Несмотря на резкий рост корпоративной прибыли, ее норма почти не изменилась и осталась на уровне 4,9 % [17, с. 39]. Степень интернационализации 100 ведущих ТНК возросла, но этот рост был преимущественно ограничен их продажами, которые в первый год пандемии существенно снизились, но восстановились в 2021 году. Для ряда отраслей пакеты мер стимулирования способствовали росту доходов компаний (например, в сфере торговли сырьем, добычи полезных ископаемых, производства стройматериалов). В свою очередь, беспрецедентное повышение спроса на медицинские товары обусловил взрывной рост доходов фармацевтических ТНК, особенно - производителей вакцин. В ряде случаев более высокие продажи ТНК, в комбинации с высокими ценами их акций и низкими процентными ставками вели к приобретениям за границей и, таким образом, направления зарубежной деятельности расширялись.

В частности, одной из крупнейших сделок стоимостью 40 млрд. долл. США стала покупка британской компанией AstraZeneca американской фармацевтической компании Alexion Pharmaceuticals. Также, в качестве сложной сделки, стоимость которой не раскрывалась, была сделка с обменом активами, продолжавшаяся в 2018-2020 гг. и способствовавшая удвоению зарубежных активов немецкой компании RWE (это была сделка по покупке зарубежных активов немецкой компании E.ON, целью которой стала реструктуризация компании и ее переориентация на сферу возобновляемой энергетики). Также, наблюдался рост выручки автомобильных ТНК, что связано с удовлетворением отложенного в 2020 году спроса, однако эти компании не наращивали свои ПИИ за рубежом, поскольку существовали ограничения в глобальных цепочках поставок (аналогичная ситуация наблюдалась и для ТНК в легкой промышленности).

Операции по корпоративной реконфигурации и реструктуризации привели в целом к снижению индекса транснациональности крупнейших ТНК. Так, у компании Daimler выделение грузового подразделения снизило ее зарубежные активы на 17 %. Из международного концерна Daimler стал холдингом, в котором, ввиду слабой синергии и разной географической направленности, отдельно выделились подразделения по производству легковых и грузовых автомобилей, а также по оказанию

X X

о

го А с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

го m

о

м о м

CJ

fO

es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

финансовых услуг. Продолжилась уже длившаяся годами реструктуризация и в компании General Electric, продавшей за 30 млрд. долл. ирландской компании AerCap свое подразделение Capital Aviation Services.

Что касается интернационализации технологических ТНК, то она на постпандемическом этапе происходит по-разному в различных сегментах. Рост конкуренции в сфере информационных технологий и программного обеспечения привела к тому, что известная корпорация IBM выделила свой бизнес в сфере информационных услуг Kyndryl. Однако, национальная поддержка компаний по производству полупроводников усилила их консолидацию (например, компания Micron Technology). Отметим здесь, что международное присутствие технологических ТНК существенно отличается от традиционных компаний, поскольку за счет многочисленных цифровых услуг технологические компании выходят на зарубежные рынки без осуществления крупных инвестиций в зарубежные активы.

Динамизм, характерный для цифровых компаний, и пандемия, ускорившая внедрение цифровых решений, обусловили появление новых крупных цифровых ТНК, особенно в сегменте интернет-платформ и электронной коммерции. Однако, несмотря на появление новых компаний, среди ведущих цифровых ТНК продолжили доминировать компании США и других развитых стран. Для ТНК в сфере электронной коммерции важным для расширения зарубежной деятельности стало знание местных условий. В сегменте интернет-платформ возросло географическое разнообразие за счет прихода новых компаний из Европы и Китая, хотя китайские цифровые компании пока еще существенно ориентированы на внутренний рынок.

С точки зрения своего инвестиционного профиля крупные цифровые ТНК уже стали доминирующими игроками на глобальном рынке, и их решения по поводу ПИИ мотивируются защитой бизнеса и обеспечением инноваций, а не привлечением клиентов за рубежом. Также следует отметить слабое участие цифровых ТНК в трансграничных сделках по проектному финансированию. Только крупнейшим цифровым ТНК под силу участие в таких проектах, касающихся инфраструктуры ИКТ (например, Alphabet и Amazon).

Если рассматривать роль зарубежных поглощений для цифровых ТНК, то такая форма ПИИ менее значима для интернет-платформ, ТНК и электронной коммерции, однако поставщики цифровых решений и цифрового контента, напротив, ускорили поглощения за рубежом. Наиболее распространены среди объектов поглощений компании, разрабатывающие программное обеспечение, предоставляющие онлайн-услуги (на платформе) или оказывающие услуги ИТ-консалтинга. На основе поглощений усиление международного присутствия ТНК происходит как на внутриотраслевом (горизонтальном), так и на межотраслевом (вертикальном) уровнях. Некоторые цифровые ТНК расширяют бизнес по разным сегментам, интегрируя в свои приложения несколько видов услуг. Обычно электронные платежи и электронная коммерция интегрируются в одном приложении, к которому цифровые ТНК для достижения синергетических и сетевых эффектов добавляют дополнительные приложения (социальные сети, услуги такси). В соответствии с данной логикой, интернет-платформы обычно осуществляют ПИИ в вертикальные сделки, не ориентируясь на покупку компаний в той же отрасли. ТНК, специализиру-

ющиеся на цифровых решениях, в основном концентрируются на горизонтальных сделках, расширяясь за рубежом посредством покупки прямых конкурентов.

Литература

1. Autio E., Zander I. (2016). Lean internationalization. Academy of Management Proceedings, Vol. 1, p. 17420.

2. Brouthers K.D., Geisser K.D., Rothlauf F. (2016). Explaining the internationalization of ibusiness firms. Journal of International Business Studies, Vol. 47, pp. 513534.

3. Casella B., Formenti L. (2018). FDI in the digital economy: a shift to assetlight international footprints. Transnational Corporations, Vol. 25 (1), pp. 101-130.

4. Hennart J.F. (2014). The accidental internationalists: a theory of born globals. Entrepreneurship Theory and Practice, Vol. 38, pp. 117-135.

5. Hervé A., Schmitt C., Baldegger R. (2022). Digitalization and internationalization of micro-, small, and medium-sized enterprises: An overall conceptual process. Journal of the International Council for Small Business, Vol. 3, pp. 329-336.

6. Ipsmiller E., Dikova D., Brouthers K.D. (2022). Digital Internationalization of Traditional Firms: Virtual Presence and Entrepreneurial Orientation. Journal of International Management, Vol. 28, Issue 4, p. 100940.

7. Jin H., Hurd F. (2018). Exploring the impact of digital platforms on SME internationalization: New Zealand SMEs use of the Alibaba platform for Chinese market entry. Journal of Asia-Pacific Business, Vol. 19, pp. 72-95.

8. OECD (2020). Tax Challenges Arising from Digitalisation - Report on Pillar One Blueprint: Inclusive Framework on BEPS, 0ECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), Paris, 224 p.

9. 0ECD/G20 (2021). Statement on a two-pillar solution to address the tax challenges arising from the digitalisation of the economy, October 8. URL: https://www.oecd.org/tax/beps/statement-on-a-two-pillar-solution-to-address-the-tax-challenges-arising-from-the-digitalisation-of-the-economy-october-2021.htm (дата обращения: 20.11.2022).

10. Shaheer N.A. (2020). Reappraising international business in a digital arena: barriers, strategies, and context for digital internationalization. AIB Insights, Vol. 20 (3), pp. 1-5.

11. Srinivasan N., Eden L. (2021). Going digital multinationals: Navigating economic and social imperatives in a post-pandemic world. Journal of International Business Policy, Vol. 4, pp. 228-243.

12. Trentini C. (2021). A reassessment of UNCTAD's transnationality indexes in the digital economy. Transnational Corporations, Vol. 28 (3), pp. 201--216.

13. Trentini C., De Camargo Mainente J., Santos-Paulino A.U. (2022). The evolution of digital MNEs: an empirical note. Transnational Corporations, Vol. 29 (1), pp. 163-187.

14. UNCTAD (2017). World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. UNCTAD, N.Y. & Geneva, 237 p.

15. UNCTAD (2021). COVID-19 and e-Commerce: A Global Review. UN, UNCTAD, N.Y. & Geneva, 151 p.

16. UNCTAD (2022). Global Investment Trends Monitor. No. 41, April. N.Y. and Geneva: UN, UN publication, 10 p.

17. UNCTAD (2022). World Investment Report 2022: International Tax Reforms and Sustainable Development. UN, UNCTAD, N.Y. & Geneva, 219 p.

Parameters for evaluating the internationalization strategies of digital multinationals

Karelina E.A.

State University of Management

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Digital companies are characterized by various forms of international presence, but in general, these companies do not necessarily have a physical presence in the foreign market in order to reach consumers, therefore, as a rule, they have a low share of foreign assets. Due to advantages in digital and intangible assets, network effects, digital companies are able to quickly scale in international markets. In recent years, more and more research in the field of international business covers the formation and development of a special class of transnational corporations (TNCs) - digital TNCs, which are characterized by specific properties of internationalization and the dynamics of international business development. This article summarizes approaches to the systematization and classification of digital TNCs, assesses their impact on internationalization mechanisms in the context of digitalization, analyzes digital TNCs as global direct investors, and identifies prospects for digital TNCs in key international markets.

Keywords: transnational corporation; digital TNCs; electronic commerce; Internet platforms; internationalization; direct foreign investments.

References

1. Autio E., Zander I. (2016). Lean internationalization. Academy of Management Proceedings, Vol. 1, p. 17420.

2. Brouthers K.D., Geisser K.D., Rothlauf F. (2016). Explaining the internationalization of ibusiness firms. Journal of International Business Studies, Vol. 47, pp. 513-534.

3. Casella B., Formenti L. (2018). FDI in the digital economy: a shift to assetlight international footprints. Transnational Corporations, Vol. 25 (1), pp. 101-130.

4. Hennart J.F. (2014). The accidental internationalists: a theory of born globals. Entrepreneurship Theory and Practice, Vol. 38, pp. 117-135.

5. Hervé A., Schmitt C., Baldegger R. (2022). Digitalization and internationalization of micro-, small, and medium-sized enterprises: An overall conceptual process. Journal of the International Council for Small Business, Vol. 3, pp. 329-336.

6. Ipsmiller E., Dikova D., Brouthers K.D. (2022). Digital Internationalization of Traditional Firms: Virtual Presence and Entrepreneurial Orientation. Journal of International Management, Vol. 28, Issue 4, p. 100940.

7. Jin H., Hurd F. (2018). Exploring the impact of digital platforms on SME internationalization: New Zealand SMEs use of the Alibaba platform for Chinese market entry. Journal of Asia-Pacific Business, Vol. 19, pp. 7295.

8. OECD (2020). Tax Challenges Arising from Digitalisation - Report on Pillar One Blueprint: Inclusive Framework on BEPS, 0ECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), Paris, 224 p.

9. OECD/G20 (2021). Statement on a two-pillar solution to address the tax challenges arising from the digitalisation of the economy, October 8. URL: https://www.oecd.org/tax/beps/statement-on-a-two-pillar-solution-to-address-the-tax-challenges-arising-from-the-digitalisation-of-the-economy-october-2021.htm (дата обращения: 20.11.2022).

10. Shaheer N.A. (2020). Reappraising international business in a digital arena: barriers, strategies, and context for digital internationalization. AIB Insights, Vol. 20 (3), pp. 1-5.

11. Srinivasan N., Eden L. (2021). Going digital multinationals: Navigating economic and social imperatives in a post-pandemic world. Journal of International Business Policy, Vol. 4, pp. 228-243.

12. Trentini C. (2021). A reassessment of UNCTAD's transnationality indexes in the digital economy. Transnational Corporations, Vol. 28 (3), pp. 201—216.

13. Trentini C., De Camargo Mainente J., Santos-Paulino A.U. (2022). The evolution of digital MNEs: an empirical note. Transnational Corporations, Vol. 29 (1), pp. 163-187.

14. UNCTAD (2017). World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. UNCTAD, N.Y. & Geneva, 237 p.

15. UNCTAD (2021). COVID-19 and e-Commerce: A Global Review. UN, UNCTAD, N.Y. & Geneva, 151 p.

16. UNCTAD (2022). Global Investment Trends Monitor. No. 41, April. N.Y. and Geneva: UN, UN publication, 10 p.

17. UNCTAD (2022). World Investment Report 2022: International Tax Reforms and Sustainable Development. UN, UNCTAD, N.Y. & Geneva, 219 p.

X X

о

го А

с.

X

го m

о

to о to

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.