Научная статья на тему 'Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью'

Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
931
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / COGNITIVE DISABILITIES / DIALOGUE / COMMUNICATION / ALTERNATIVE COMMUNICATION / COMMUNICATION FACILITIES / CORRECTIONAL WORK / MODERATE MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вечер Марина Вячеславовна

В статье представлена теоретическая и практическая значимость результатов исследований особенностей коммуникативных средств и формирования навыка общения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. Особое внимание уделяется включению в обследование речевого развития указанной группы детей средств коммуникативной деятельности с учетом своеобразия формирования вербальных и невербальных средств коммуникации. Рассматривается перспективное направление решения проблемы диагностирования уровней сформированности средств коммуникации и навыков общения детей с умеренной умственной отсталостью. В статье приводятся результаты обследования в зависимости от сформированности коммуникативных средств и навыков детей с умеренной умственной отсталостью, предпринята попытка их классифицировать. Подход, примененный в представленной классификации, позволяет учитывать средовой подход к оценке сформированности как коммуникативных средств, так и коммуникативных навыков в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вечер Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parameters of the Study and Systematization of Communication Means for Speech Therapy Work with Children with Moderate Mental Retardation

This paper presents a theoretical and practical significance of the study results of communication means and formation of social skills of children of the senior preschool and primary school children with moderate mental retardation. Particular attention is given to the inclusion in the survey of speech development of this group of children means of the communicative activity based peculiarity of the formation of verbal and non-verbal communication. We consider a promising direction to solve the problem of diagnosing the level of formation of communication and social skills of children with moderate mental retardation. The article presents the results of the survey, depending on the formation of the means of communication and skills of children with moderate mental retardation. Depending on the level of formation in communication tools and skills an attempt is made to classify them. The approach used in the presented classification takes into account the environmental approach to the evaluation of formation as a means of communication, and communication skills in general.

Текст научной работы на тему «Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью»

УДК 376.4 / 13.00.03

М. В. Вечер

Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью

В статье представлена теоретическая и практическая значимость результатов исследований особенностей коммуникативных средств и формирования навыка общения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. Особое внимание уделяется включению в обследование речевого развития указанной группы детей средств коммуникативной деятельности с учетом своеобразия формирования вербальных и невербальных средств коммуникации. Рассматривается перспективное направление решения проблемы диагностирования уровней сформированности средств коммуникации и навыков общения детей с умеренной умственной отсталостью. В статье приводятся результаты обследования в зависимости от сформированности коммуникативных средств и навыков детей с умеренной умственной отсталостью, предпринята попытка их классифицировать. Подход, примененный в представленной классификации, позволяет учитывать средовой подход к оценке сформированности как коммуникативных средств, так и коммуникативных навыков в целом.

Ключевые слова: когнитивные, ограниченные возможности здоровья, общение, коммуникация, альтернативная коммуникация, коммуникативные средства, коррекционная работа, умеренная умственная отсталость.

M. V. Vecher

Parameters of the Study and Systematization of Communication Means for Speech Therapy Work with Children with Moderate Mental Retardation

This paper presents a theoretical and practical significance of the study results of communication means and formation of social skills of children of the senior preschool and primary school children with moderate mental retardation. Particular attention is given to the inclusion in the survey of speech development of this group of children means of the communicative activity based peculiarity of the formation of verbal and non-verbal communication. We consider a promising direction to solve the problem of diagnosing the level of formation of communication and social skills of children with moderate mental retardation. The article presents the results of the survey, depending on the formation of the means of communication and skills of children with moderate mental retardation. Depending on the level of formation in communication tools and skills an attempt is made to classify them. The approach used in the presented classification takes into account the environmental approach to the evaluation of formation as a means of communication, and communication skills in general.

Keywords: cognitive disabilities, dialogue, communication, alternative communication, communication facilities, correctional work, moderate mental retardation.

Отечественные исследователи рассматривают комплексную помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе ребенку с умеренной умственной отсталостью, как совокупность системы охраны здоровья, специального образования и социальной поддержки. Такая позиция основывается на культурно -исторической теории Л. С. Выготского и его научной школы.

Невозможно рассматривать вопросы социализации детей с умеренной умственной отсталостью в окружающей их среде без учета формирования доступных для них социально-коммуникативных навыков и средств общения. Мы придерживаемся понимания терминов «Общение» и «Коммуникативная деятельность» как синонимичных [1, 3, 5]. Экспериментально и практически установлено, что детям с умеренной умственной отсталостью

свойственно грубое недоразвитие всех компонентов речи: лексического, грамматического и фоне-тико-фонематического. Для этой категории детей характерно нарушение регулирующей функции речи [2, 6, 7].

Когнитивные и коммуникативные возможности детей с умеренной умственной отсталостью различны, и по этой причине составление программы коррекционной, в том числе и логопедической, работы требует учета особенностей речевого развития и сформированности коммуникативных средств и навыков у каждого из детей этой нозологической группы [8].

Для детей с умственной отсталостью, в том числе детей с умеренной умственной отсталостью, в Проекте СФГОС ШО (специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ) предусматриваются механизмы гибкой

© Вечер М. В., 2016

смены образовательного маршрута, образовательной программы и условий получения образования. Исходя из Проекта СФГОС ШО, образовательная деятельность с детьми с умеренной умственной отсталостью строится с учетом их особых потребностей и возможностей, в том числе по формированию социально-коммуникативных навыков, развитию коммуникативных способностей [10].

Для проводимого нами исследования значим учет компонентов коммуникативных способностей: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) способность организовать общение, в том числе умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, выходить из конфликтных ситуаций; 3) знание правил и норм, необходимых в общении с окружающими. Важно обратить внимание на то, что к семи годам коммуникативные навыки выступают как важные, универсальные способности, характеризующие целостное развитие ребенка. Это становится показателем его готовности к участию в учебном процессе, получению и передаче информации при усвоении предметных знаний и успешному формированию учебных навыков.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что возможности детей с умеренной умственной отсталостью различны, в связи с чем составление программы коррекционно-логопедической работы требует тщательного оценивания с учетом как особенностей речевого развития ребенка, так и сформированности коммуникативных средств и навыков. Недостаточность коммуникативных средств общения детей с умеренной умственной отсталостью можно в значительной степени компенсировать, используя альтернативную коммуникацию [2, 6, 7]. Выбор невербальной коммуникации в качестве начального, основного или временного средства взаимодействия с ребенком можно осуществлять только на основе тщательной оценки ресурсов последнего, в зависимости от сформированности понимания речи и потенциальных способностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью.

Для доказательства гипотезы было проведено изучение особенностей импрессивной и экспрессивной речи, а также сформированности коммуникативных средств у детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью. В экспериментальном исследовании приняли участие 40 детей, среди которых 14 детей старшего дошкольного возраста и 26 детей - учащиеся младших классов. Все дети, участвовавшие в констатирующем экспери-

менте, посещают образовательные учреждения восьмого вида в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Эстонии (группы или классы для русскоязычных детей).

В статье приводятся результаты обследования детей с умеренной умственной отсталостью в зависимости от сформированности коммуникативных средств и навыков. Анализ результатов проводился по показателям сформированности коммуникативных средств и навыков у детей с умеренной умственной отсталостью без учета возраста детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. Дети распределились по трем группам. Описания групп по результатам обследования детей сформировались следующим образом.

1 группа. Полное или почти полное отсутствие экспрессивной речи, использование альтернативных средств коммуникации как основных

Понимание обращенной речи у детей грубо сужено. Отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости, наблюдается агрессивность. Дети избегают общения, остаются безучастным к попыткам партнеров по общению привлечь их к совместной деятельности, не поддерживают начатое общение. Дети предпочитают действовать молча, часто не учитывают невербальный контекст ситуации. Они могут создавать конфликтные ситуации, проявлять агрессию, невербальные средства используются неадекватно ситуации. Для детей этой группы характерно полное отсутствие экспрессивной речи.

2 группа. Наличие отдельно используемых вербальных и в большей степени (как основных) невербальных средств ситуативно (без переноса в новую ситуацию и среду)

Использование детьми коммуникативных средств и навыков характеризуется качественной и количественной неполноценностью: оно - минимально. Импрессивная речь ограничена обиходно-бытовым уровнем, наполнена словами, связанными с хорошо знакомыми и многократно ранее виденными предметами или действиями. Дети не испытывают потребности в передаче и получении информации. Наблюдается недостаточное развитие и грубо ограниченная направленность на предстоящую коммуникацию в доступных им видах деятельности.

Наблюдаются значительные трудности в установлении контакта со взрослыми и значительные трудности в установлении контакта с другими

детьми. Характерен значительный разрыв между сформированностью импрессивной речи и способностью использовать экспрессивную речь. Экспрессивная речь ограничена лепетом, произнесением отдельных слов простой слоговой структуры и простых словосочетаний, в речи присутствуют звукокомплексы и звукоподражания. Эхолалические повторы, множественное нарушение звукопроизношения или отсутствие звуков создают дополнительные препятствия для участия в коммуникативной деятельности. Дети не стремятся к общению, избегают ситуаций, не требующих использования речи. В ходе бытовых и элементарных предметных действий стремятся использовать невербальные средства общения. Недостаточно сформировано установление зрительного контакта и его удержание на участнике коммуникативной деятельности, визуальное общение затруднено.

Предпочтение отдается в большей степени невербальным средствам общения: общению с помощью графических символов; общению с помощью кинетических средств; общению с помощью паралингвистических средств (плач, смех, покашливание, щелканье языком, голосовые имитации и др.); общению с помощью прок-семических средств (особых предпочтений в выборе места или положения для общения).

3 группа. Недостаточность экспрессивной

речи и активное восполнение и замещение недостатка речи невербальными средствами коммуникации

Экспрессивная речь у детей сформирована, но не соответствует качественно и количественно норме речевого развития. Невербальные средства коммуникации используются только как вспомогательные и замещающие в ситуациях, когда сказываются недостаточность активного словаря и трудности артикуляции. Наблюдается стереотипное и однообразное использование вербальных средств; бедность проявляемых интересов в процессе общения; застревания на повторяющихся как вербальных, так и невербальных средствах передачи информации, повторяющихся движениях, словах и речевых штампах. Дети проявляют инициативу в общении со взрослыми, а с другими детьми - избирательно. Чаще предпочитают вступать в контакт со взрослыми, чем с детьми, испытывают отдельные коммуникативные трудности в общении со сверстниками, могут проявлять равнодушие или навязчивость в общении. Среди невербальных средств общения предпочтение в большей степени отдается графическим

символам; кинетическим средствам; паралингви-стическим средствам (плач, смех, покашливание, щелканые языком, голосовые имитации и др.); проксемическим средствам (особые предпочтения в выборе места или положения для общения).

Не приводя в статье подробные результаты обследования, обратим внимание на то, что к первой группе отнесено 11 детей (27,5 %). Эти дети продемонстрировали полное или почти полное отсутствие экспрессивной речи, могли использовать только альтернативные средства коммуникации как основные. 23 ребенка (57,5 %) были отнесены ко второй группе. Они использовали незначительно вербальные и в большей степени (как основные) невербальные средства коммуникации ситуативно (без переноса в новую ситуацию и среду). 6 детей (15 %) были отнесены к третьей группе. Результаты обследования детей этой группы характеризовались недостаточностью экспрессивной речи и активным восполнением и замещением недостатка речи невербальными средствами коммуникации. По результатам проведенного констатирующего эксперимента мы делаем вывод, что последовательность этапов речевого развития и коммуникативной сферы при умственной отсталости также могут не совпадать с нормой. Так, ребенок с умеренной умственной отсталостью может и к семи годам оставаться на этапе формирования предкоммуни-кативных предпосылок к общению, что не позволяет ему быть участником общения. Наше исследование продемонстрировало, что интерес к общению у детей с умеренной умственной отсталостью формируется только в результате систематической инициации и поддержки этой деятельности со стороны заинтересованного коммуниканта.

На основе проведенного исследования и полученных результатов была предпринята попытка разработать вариант классификации сформи-рованности коммуникативных средств и навыков, особенностей предпочтения их использования детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью без двигательных ограничений. Разработанная нами классификация включает четыре уровня сформированности коммуникативных средств и навыков.

Дети первого уровня чаще всего будут пользоваться невербальными средствами коммуникации, то есть альтернативными, как основными, возможно, на протяжении всей своей жизни, по-

83

скольку они почти или совсем не прибегают к речи как коммуникативному средству. Цель работы с детьми этого уровня - использование альтернативных средств коммуникации в общении на родном языке. Важная задача в обучении таких детей - научить их не только понимать речь на уровне невербальных средств, но и использовать ее как альтернативу экспрессивной речи.

Дети, отнесенные ко второму уровню, находятся в большой зависимости от коммуниканта. Для них характерна замкнутость, ограниченность и избирательность контактов, неадекватность коммуникативных отношений с возможными проявлениями агрессии и навязчивости. Экспрессивная речь таких детей сформирована с учетом жизненно необходимых средств общения для удовлетворения индивидуальных потребностей. Они почти не овладевают различными формами общения, даже при наличии минимального достаточного запаса языковых средств. Невербальные средства коммуникации являются дополнительными, компенсирующими нехватку и качественные недостатки вербальных средств. Использование невербальных средств общения детьми этого уровня имеет значительные индивидуальные различия: они используются достаточно равномерно или избирательно, чрезмерно или недостаточно. Дети испытывают значительные трудности и препятствия для полноценного общения и в процессе обучения.

Для детей третьего уровня характерно достаточное овладение вербальными средствами коммуникации как основными. Более активное использование невербальных коммуникативных средств происходит только в случае нехватки слов активного словарного запаса. У детей этого уровня наблюдается позитивный настрой на контакт как со взрослыми, так и с детьми. Он может быстро теряться, если пропадает интерес как к коммуниканту, так и к содержанию совместной коммуникативной деятельности, или наоборот ребенок может «застревать» на отдельных видах совместной деятельности, не замечать отсутствия интереса у партнера. Третий уровень сформированности коммуникативных средств у детей с умеренной умственной отсталостью формируется в результате длительного, направленного коррекционно-логопедического воздействия. Динамика развития зависит от степени сохранности и компенсаторных возможностей организма каждого ребенка и возможных пределов его речевого развития. Этот уровень предполагает проявления сформированности «мягких»

коммуникативных навыков (без агрессии, с положительным, позитивным настроем). Дети этого уровня владеют простыми коммуникативными функциями, элементарными навыками вступления в коммуникацию и поддержания коммуникации, могут инициировать общение.

Четвертый уровень сформированности коммуникативных средств и навыков характерен для детей с нормативным уровнем интеллектуального и речевого развития при наличии благоприятных условий воспитания. Основным его показателем является появление в речи детей младшего дошкольного возраста элементов монологической речи, детям доступны описание (простое описание предметов) и повествование, что возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. На четвертом году жизни происходит усвоение звуковой системы языка и нормативного произношения практически всех звуков, кроме шипящих и сонорных; становление интонационной стороны речи; словарный запас содержит практически все части речи. Речевая деятельность характеризуется как творческая, ребенок строит свое высказывание из известных ему элементов, но составляет новые (для него) предложения [9]. Для детей с умеренной умственной отсталостью четвертый уровень практически недоступен. Специалист может лишь способствовать максимальному приближению ребенка с умеренной умственной отсталостью к данному уровню, исходя из возможных пределов, продиктованных снижением интеллекта и системным недоразвитием речи.

Работа по выявлению уровня сформированно-сти коммуникативных средств и навыков, представленных в данной классификации, сложна и требует тщательного анализа по результатам обследования ребенка. Это связано с тем, что дети с умственной отсталостью не всегда проходят все те этапы онтогенеза, которые характерны для детей с нормой развития [4, 5].

Актуальность использования представленной классификации продиктована тем, что в старшем дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте увеличивается степень влияния на ребенка с ОВЗ социального окружения и коррекци-онно-образовательной среды. Подход, примененный в представленной классификации, позволяет учитывать средовой подход к оценке сформиро-ванности как коммуникативных средств, так и коммуникативных навыков в целом.

Представленная классификация позволяет учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу в логике требований ФГОС для умственно отсталых учащихся не только оценить сформированность коммуникативных средств и навыков, но и строить индивидуальный коррек-ционный план работы по формированию коммуникативных средств и навыков, своевременно вносить в него коррективы и проводить промежуточный мониторинг [10].

Библиографический список

1. Арутюнова, Н. Д. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Н. Д. Артюнова; под ред.

B. Н. Ярцева. - М. : Советская энциклопедия, 1990. -

C. 136-137.

2. Баряева, Л. Б., Логинова, Е. Т., Лопатина, Л. В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя [Текст] / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. - СПб. : Союз, 2004. - 44 с.

3. Баряева, Л. Б., Лопатина, Л. В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 144 с.

4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : собрание сочинений в 8 томах / Л. С. Выготский. - 2 т. -М. : Лабиринт, 1982. - 488 с.

5. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.

6. Маллер, А. Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность) [Текст] / А. Р. Маллер. - М. : Педагогическое общество России, 2015.

7. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] ; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 480 с.

8. Течнер, С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройством аутистического спектра [Текст] / С. Течнер, Х. Мартинсен. - М. : Теревинф, 2014. -432 с.

9. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком : развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2014. - 288с.

10. ФГОС для умственно отсталых учащихся (Федеральный Государственный образовательный

стандарт для умственно отсталых учащихся. Проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: // fgos-ovz.herzen.spb.ru / wp-content / uploads / 2014 / 04 / 08_ %D0 %A4 %D0 %93 %D0 %9E %D0 %A1_ %D0 %A3 %D0 %9E_27.09.2014.pdf (дата обращения 10.12.2014)

Bibliograficheskij spisok

1. Arutjunova, N. D. Lingvisticheskij jenciklopedicheskij slovar' [Tekst] / N. D. Artjunova; pod red. V. N. Jarceva. - M. : Sovetskaja jenciklopedija, 1990. - S. 136-137.

2. Baijaeva, L. B., Loginova, E. T., Lopatina, L. V. Podgotovka k obucheniju gramote detej s umerennoj i tjazheloj umstvennoj otstalost'ju: Posobie dlja uchitelja [Tekst] / L. B. Barjaeva, E. T. Loginova, L. V. Lopatina. -SPb. : Sojuz, 2004. - 44 s.

3. Barjaeva, L. B., Lopatina, L. V. Uchim detej ob-shhat'sja. Formirovanie kommunikativnyh umenij u mlad-shih doshkol'nikov s pervym urovnem rechevogo razvitija [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / L. B. Barjaeva, L. V. Lopatina. - SPb. : CDK prof. L. B. Barjaevoj, 2011. - 144 s.

4. Vygotskij, L. S. Myshlenie i rech' [Tekst] : sobranie sochinenij v 8 tomah / L. S. Vygotskij. - 2 t. - M. : Labi-rint, 1982. - 488 s.

5. Lisina, M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v ob-shhenii [Tekst] / M. I. Lisina. - SPb. : Piter, 2009. - 320 s.

6. Maller, A. R. Social'noe obrazovanie detej s narushenijami intellekta (vyrazhennaja intellektual'naja nedostatochnost') [Tekst] / A. R. Maller. - M. : Pedagog-icheskoe obshhestvo Rossii, 2015.

7. Programma obrazovanija uchashhihsja s umerennoj i tjazheloj umstvennoj otstalost'ju [Tekst] ; pod red. L. B. Barjaevoj, N. N. Jakovlevoj. - SPb. : CDK prof. L. B. Barjaevoj, 2011. - 480 s.

8. Techner, S., Martinsen H. Vvedenie v al'terna-tivnuju i dopolnitel'nuju kommunikaciju: zhesty i grafich-eskie simvoly dlja ljudej s dvigatel'nymi i intellektual'ny-mi narushenijami, a takzhe s rasstrojstvom autistich-eskogo spektra [Tekst] / S. Techner, H. Martinsen. - M. : Terevinf, 2014. - 432 s.

9. Ushakova, O. S. Zakonomernosti ovladenija rod-nym jazykom : razvitie jazykovyh i kommunikativnyh sposobnostej v doshkol'nom detstve [Tekst] / O. S. Ushakova. - M. : Sfera, 2014. - 288s.

10. FGOS dlja umstvenno otstalyh uchashhihsja (Federal'nyj Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart dlja umstvenno otstalyh uchashhihsja. Proekt) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http: // fgos-ovz.herzen.spb.ru / wp-content / uploads / 2014 / 04 / 08_ %D0 %A4 %D0 %93 %D0 %9E %D0 %A1_ %D0 %A3 %D0 %9E_27.09.2014.pdf (data obrashhenija 10.12.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.