УДК 338.49
Александрова Ольга Борисовна
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Филиал в г. Сызрань Россия, Сызрань1 Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Параметры инфраструктуры лизингового рынка
Аннотация. С развитием рыночной экономике более разнообразными становятся хозяйственные связи. Для эффективного функционирования предпринимательских структур необходима совершенная инфраструктура. Инфраструктура является основой экономики. Не участвуя непосредственно в производстве, она создает условия для его развития и способствует экономическому росту. Целостность инфраструктуры зависит от составных ее частей, которые соподчинены друг другу. Элементы, входящие в инфраструктуру должны быть ориентированы на достижение внутренней слаженности, и гармонии, между экономическими субъектами. Необходимо тщательно подходить к включению элементов в инфраструктуру. Для эффективного структурирования параметров инфраструктуры лизингового рынка необходимо создать конфигурацию. Составные части, входящие в конфигурацию зависимы и интегрируют друг с другом.
В работе выделены институты, входящие в лизинговую инфраструктуру и влияющие на формирование отношений между участниками лизинговой сделки. Необходимо четко представлять взаимосвязь элементов инфраструктуры, их влияние на лизинговый процесс и изменения, происходящие в самой инфраструктуре. Инфраструктура является базой для осуществления лизингового бизнеса.
Ключевые слова: инфраструктура; лизинговый рынок; лизинговый процесс; институты правовые, экономические, информационные, посреднические; конфигурация.
Идентификационный номер статьи в журнале 98БУЫ414
1 446001 Самарская обл., г. Сызрань ул. Советская 45, филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» в г. Сызрани. Тел: 8 917 964 10 41
Инфраструктура это комплекс отношений, организаций направленных на выполнение определенных целей. Целостность инфраструктуры зависит от составных ее частей, которые соподчинены друг другу.
Инфраструктура лизингового рынка представляется нами как многоуровневая, т.е. иерархической структурой. Данной структуре свойственна полиструктурность, выражающаяся во взаимопереплетении разнокачественных подсистем, которые образуют несколько связанных между собой иерархических структур.
Элементы, входящие в инфраструктуру должны быть ориентированы на достижение внутренней слаженности, и гармонии, между экономическими субъектами. Необходимо тщательно подходить к включению элементов в инфраструктуру, что позволит создать эффективную ее конфигурацию.
Лизинговый процесс основан на двух условиях: разделение труда и координация действий. Наиболее сложным процессом является координация.
Выделяю пять координационных механизмов в основном раскрывающих способы, посредством которых организации координируют свою деятельность: взаимное согласование, прямой контроль, стандартизация рабочих процессов, стандартизация выпуска и стандартизация навыков и знаний (квалификации). [3]
Между субъектами лизингового процесса функциональная деятельность осуществляется последовательно в процессе взаимообмена, что осложняет постановку конкретных целей перед участниками лизинговой сделки.
Для эффективного структурирования параметров инфраструктуры лизингового рынка необходимо создать конфигурацию. Конфигурация представляет систему, составные части которой являются зависимыми и они интегрируют друг с другом. На параметры инфраструктуры лизингового рынка будет влиять внешняя среда лизинговой системы, возраст, размер входящих в нее элементов, технологии ведения лизингового бизнеса.
Возраст и размер субъектов оказывают влияние на инфраструктуру лизингового рынка. Изменение с элементами инфраструктуры происходит не линейно, а отдельными переходами между стадиями их развития.
Выявлены следующие общие закономерности:
• чем старше организация, входящая в инфраструктуру, тем более формализовано ее поведение. С ростом организации ей приходится повторяться в своей деятельности. Это приводит к тому, что рабочие процессы становятся более предсказуемыми и формализуемыми.
• структура отражает эпоху возникновения отрасли. Это допущение сделано в научных трудах Артура Стинчкоума, который исследовал современные организации, действующие в отраслях, возникших в различные периоды времени. Он обнаружил связь между возрастом отрасли и специализацией предприятий, а также использованием подготовленных профессионалов в аппаратных подразделениях.
• чем больше интегрируется экономических субъектов, тем сложнее инфраструктура, т.е. рабочие задачи, более специализированные, организационные единицы - более дифференцированные, административный компонент - более развитый. Эта взаимосвязь, происходит из специализации, возросшей способности системы разделять труд по мере пополнения рабочей
силой и увеличения выпуска продукции. Чем глубже разделение труда, тем более дифференцируются организационные единицы. С увеличением размера каждой единицы, входящей в инфраструктуру, ее деятельность становится более однородной, но углубляются различия между ними. Однако, глубокая дифференциация структуры, требует уделять большего внимания координации. Следовательно, сложная инфраструктура должна использовать больше координационных механизмов.
• чем крупнее хозяйствующий субъект, тем сильнее формализовано его поведение. Подобно тому, как зрелая организация формализует то, что ей уже приходилось делать, крупная организация формализует то, что она делает часто. Чем крупнее организация, тем больше схем повторяется и тем более они становятся предсказуемыми и тем сильнее подвержены формализации. [3]
Рост и взросление предпринимательской единицы позволяет формализовать структуру и перейти на новую стадию, что приведет к тому, что рабочие задания более специализированные, выстраивается иерархия полномочий для координации, создается техноструктура.
Понятие инфраструктура тесно связана с технологией. Технологию можно рассматривать как комплекс операций и организационных мер, направленных на получение конечного результата. Упорядоченное взаимодействие элементов, выполняющие определенные функции образуют техническую систему.
Здесь выделяют следующую общую закономерность: операционная деятельность более формализована, при сильном регулировании технической системы. Техническая система считается более регулируемой, когда разбита на простые, узкоспециализированные задачи, ограничивающие свободу действия у тех, кто использует данную систему, при этом операционная деятельность становится однообразной и предсказуемой. Такую систему легко специализировать и формализовать, контроль становится механическим, т.е. обезличенным.
На инфраструктуру влияют не только параметры экономических субъектов входящих в нее, но и внешние факторы, которые не возможно не учитывать.
В литературе выделяются, четыре показателя внешней среды:
1. Стабильность. Окружающая среда может варьироваться от стабильной до динамичной. На уровень динамики среды влияют самые разнообразные факторы, включая дестабилизацию политики государства, непредсказуемые повороты в экономике, неожиданные изменения в потребительском спросе, предложениях конкурентов. Отметим, что под динамичным, в данном случае, понимается непредсказуемость, а не изменчивость.
2. Сложность. Внешняя среда может варьироваться от простой до сложной. В данном случае имеется ввиду применяемые технологии. Сложность воздействует на структуру через промежуточную переменную удобопонятности выполняемой деятельности.
3. Разнообразие рынка. Рынки в экономической системе могут варьироваться от интегрированных до диверсифицированных. Разнообразие рынка может быть обусловлено широким диапазоном клиентуры, продуктов и услуг, географических регионов распространения услуг. Рыночное разнообразие влияет на структуру через промежуточную переменную разнообразия выполняемой работы.
4. Враждебность. Окружение инфраструктуры варьируется от благоприятствующего до враждебного. Враждебность зависит от конкуренции, от взаимоотношений с правительством и другими внешними группами, от доступности ресурсов.
Конечно, враждебная среда обычно отличается динамичностью. Враждебность воздействует на структуру через промежуточные переменные скорости необходимой реакции. [4]
Для формирования инфраструктуры лизингового бизнеса большое значение имеет определение конкретного воздействия внешней среды и способность участников лизинговой сделки работать в ней, т.е. прогнозировать и понимать ее, оперативно реагировать на разнообразие ее проявлений.
Нами выделено четыре института входящие в инфраструктуру лизингового рынка: правовой, экономический, информационный, посреднический (Рис.1). Данные элементы влияют на формирование отношений между участниками лизинговой сделки и являются основной инфраструктурного обеспечения деятельности.
Рис. 1 Конфигурация инфраструктуры лизингового сектора экономики Источник: составлено автором
Правовые институты - система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. [ 10]
Объектами правовых институтов в лизинговом секторе экономики являются предметы по поводу чего, и заключается лизинговый договор. Субъектами - будут являться участники лизингового процесса, как правило, юридические лица, занимающиеся своим видом предпринимательства и, каждый из которых имеет свою организационно правовую основу. Поэтому необходимо четко представлять права и обязанности участников лизинговой сделки,
вести жесткий контроль за их исполнением, что позволит соблюдать строгую дисциплину во время осуществления сделки, избежать судебных споров.
Лизинговый бизнес представляет собой систему взаимосвязанных отношений участников процесса. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Именно право выступает всеобщим регулятором поведения и упорядочивает отношения между участниками лизингового процесса, придавая им устойчивость и организованность.
Одним из признаков права является его формальная определенность. Правовые нормы фиксируются компетентными государственными органами в определенных источниках, изданных по установленным процедурам. [ 1]
Источники права - это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм. Источники права образуют многоуровневую систему, включающую нормативно-правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты. [2]
Нормативно правовые акты, издаваемые государственными органами, представляют комплекс законодательства и делят на:
• нормативно-правовой акт, который является официальным документом уполномоченного государственного органа, и содержит правовые нормы, общего характера для неопределенного круга лиц, многократного применения, действующий независимо от наступления события.
• индивидуально-правовой акт, содержит конкретные предписания персонально определенному субъекту, рассчитанные на однократное применение.
Многие правовые акты носят смешанный характер, то есть одновременно содержат и нормы, и индивидуальные предписания. Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.
Рис. 2. Структура законодательно правовой базы РФ Источник: Составлено автором на основе [6]
Правовые нормы закрепляют и защищают сложившиеся отношения между участниками процесса. Правовые нормы определят меру свободы участников лизингового процесса и обладают следующими признаками.
• Общеобязательный характер, т.е. распространение на однородные категории участников отношений, независимо от их воли и согласия. Это позволяет установить единый правопорядок.
• Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.), которые доводятся до всеобщего сведения.
• Определенный характер. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.
• Общий характер. Нормы регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, а стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.
• Государственно-волевой характер. В правовой норме официально выражается государственная воля, сформированная уполномоченными органами государственной власти.
• Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой, что отличает их от других социальных норм.
Право состоит из норм. Право формирует модель правомерно-дозволенного, предписанного и запрещенного поведения. Нормы права представляют собой официальные критерии правомерного и неправомерного поведения. [5] Взаимодействуя и дополняя другу друга они, образую основу правовой системы лизинга.
Правовую унификацию обеспечивает точность, конкретность, однозначность норм, т.е. единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений.
Так как права и правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством, то государство и контролирует соблюдение прав участниками правоотношений. Возникшие правовые конфликты разрешаются через судебные органы.
Становление рыночной собственности создают возможности для формирования системы экономических институтов, роль которых в экономике велика. Они превращают сбережения в капитал, обеспечивают эффективное его использование, собирают и перерабатывают информацию для инвестиционных решений, осуществляют контроль за их эффективностью.
Степень развития экономических институтов оказывает влияние на выбор технологии, масштабы затрат. В настоящее время происходи углубление экономической структуры, что сказывается на эффективности хозяйственных процессов и экономическом росте.
Развитие экономических институтов зависит от ряда причин: историческое прошлое, географическое положение, наличие экономических ресурсов, проведение реформ и др.
Экономическим институтам принадлежит в России особая роль в формировании долгосрочной перспективы развития лизинга. Отлаженное функционирование экономических институтов создает благоприятные условия в лизинговом секторе. Качество экономических институтов зависит от управления в отдельных институциональных единицах.
Основными институциональными единицами, входящими в группу экономических институтов являются: рынок, государство, ресурсы, финансово-кредитные учреждения, налоговая система, предпринимательство.
Взаимодействие экономических субъектов происходи на формальной и неформальной основе. Формальная основа служит интересам тех, кто контролирует изменения в экономике. Она призвана устранять неопределенности в лизинговом процессе. К формальной основе лизингового сектора, относя те институты, которые четко определяют взаимодействие субъектов лизинга на основе стандартизации процессов: договора, отношение к собственности, экономические расчеты.
Отличительной чертой неформальной основы являет, то что они формируются как побочный эффект взаимодействия между хозяйствующими единицами, т.е. спонтанно, без чего-либо сознания и преследуют собственный интерес. К неформальной основе в лизинговом секторе можно отнести институт доверия, культура предпринимательства. Нельзя исключать влияние неформальной основы экономических институтов на развитие лизинга в России. Так существующие неформальные институты, имеющие многовековую историю, могут препятствовать экономическим реформам, за счет не восприятия новых формальных экономических институтов. Однако, в переходный период неформальные институты, когда еще не сформирован комплекс устойчивых формальных норм, правил, неформальные институты обеспечивают стабильное развитие экономики.
Основу всей экономики составляет общественное производство, представленное предпринимательскими структурами, которое основано на использовании экономических ресурсов. Произведенная продукция реализуется на рынке, удовлетворяя рыночный спрос.
Правительство разрабатывает комплекс мероприятий по выбору и осуществлению экономических решений, которые нашли свое отражение в экономической политике. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент. Для осуществления предпринимательской деятельности необходим капитал. В случае отсутствия собственных средств у предпринимательской структуры их готовы предоставить финансово-кредитные организации, на условиях платности и возвратности. Наиболее значимые направления в экономике поддерживаются государством по средствам бюджетного финансирования виде целевых программ, государственных заказов, бюджетного кредита. Для формирования бюджетных институтов важную роль играет налоговая система, являясь основным источником пополнения бюджетных средств страны на различных уровнях.
Структура экономических институтов построена (Рис. 3) так, что одна часть представлена элементами непосредственно участвующих в создании и реализации экономических благ, другая часть содержит элементы способствующая выполнению экономических функций.
Рис. 3. Структурные единицы экономического института Источник: составлено автором
Век стремительного развития коммуникаций увеличивается роль информационного потока. Информация становится решающим фактором в развитии экономики. Информационный поток циркулирует между различными экономическими субъектами и для достижения поставленных целей к информации предъявляются повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которых невозможно эффективная деятельность хозяйствующих субъектов.
Элементы, входящие в информационные институты должны функционировать как система. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение. [7]
Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. [7]
К основным функциям информационной системы относят:
1) наблюдение за ходом производственно-хозяйственной деятельности,
2) выявление и регистрация состояния управляемых параметров и их отклонение от заданных режимов;
3) подготовка к обработке первичных документов, отражающих состояние управляемых объектов;
4) обеспечение автоматизированной обработки данных;
5) осуществление прямой и обратной связи между объектами и субъектами управления. [7]
Особую значимость информация приобретает при организации лизингового процесса, т.к. разнообразие участников требует четкого информационного обеспечения. Информация в лизинговом процессе является элементом, который связывает участников лизинга и выполняет координирующую функцию.
Основными элементами информационных институтов в лизинговом секторе экономике являются нормативно справочная документация, методические и инструктивные материалы, информационная база, программы, информационные агентства, сетевые СМИ. Эти элементы способствуют получению и распространению информации между экономическими субъектами и направлены на развитие лизингового сектора экономики. Необходимо установление структурных связей между информационными объектами.
Связь между экономическими субъектами осуществляется при помощи посреднических услуг. Посреднические услуги оказывают содействие заказчикам в поиске партнеров и заключении хозяйственных договоров.
Сам лизинговый бизнес основан на посредничестве между потребителем экономического блага и его производителем. В роли посредника выступает лизинговая компания.
Лизинговая компания - финансовая коммерческая организация, специализирующаяся на приобретении техники, оборудования и других элементов средств производства, а также недвижимого имущества с целью их последующей передачи в долгосрочную аренду предприятиям, нуждающимся в такой технике, но не имеющих достаточных денежных средств для ее самостоятельного приобретения. [8]
Таким образом, лизинговая компания выполняет функции посредника между производителем оборудования и тем, кто будет использовать данное оборудовании в предпринимательских целях, принимая на себя на первом этапе все расходы по приобретению имущества.
На рынке лизинговых услуг появляются новые участники, предоставляющие посреднические услуги - лизинговые брокеры.
Лизинговый брокер - самостоятельный субъект лизингового рынка, задачей которого является оптимизировать и ускорить процесс подбора лизинговой компании и наиболее выгодного предложения клиентам. [9]
Лизинговый брокер налаживает и отрабатывает связи с лизинговыми компаниями и поставщиками, он владеет подробной и качественной информацией, о лизингодателе, что позволяет сократить трудовые и временные ресурсы.
Лизинговый, брокер берет на себя задачи по предоставлению и раскрытию информации об интересующих лизинговых компаниях, о специфике их работы с клиентами, о скрытых и не скрытых комиссиях, осуществляет помощь в подборе финансирующей компании, ориентируясь на специфику бизнеса лизингополучателя, на поставленные задачи и
сроки их реализации. Выполняя базовый финансовый анализ лизингополучателя, лизинговый брокер на первоначальном этапе акцентирует внимание на компаниях-лизингодателях, где критерии лизингополучателей позволяют получить положительное одобрение на финансирование.
Именно через лизингового брокера клиент приходит в ту лизинговую компанию, которая максимально подходит его потребностям и предоставляет оптимальные и самые выгодные условия лизинговой сделки. [9]
К посредникам на лизинговом рынке можно отнести и средства массовой информации. Информация, которая распространяется в информационных структурах, вызывает интерес у потенциальных клиентов и привлекает новых участников.
Посреднические институты в инфраструктуре лизингового рынка образуют основу лизингового бизнеса, так как построены на предоставлении посреднических услуг лизингодателем.
Таким образом, рассмотрев составные части инфраструктуры лизингового рынка можно утверждать, что инфраструктура является базой для осуществления лизингового бизнеса. Необходимо четко представлять взаимосвязь элементов инфраструктуры, их влияние на лизинговый процесс и изменения, происходящие в самой инфраструктуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Диаконов В.В. Теория государства и права Учебное пособие // Allpravo.RU. -2004, http://www.allpravo.ru/library
2. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.
3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с
4. Мокроносов А. Г., Чучкалова Е. И. Трансформация отраслевой инфраструктуры машиностроительного предприятия в условиях рыночных отношений: Моногр. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. - 175 с.
5. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспрюденция». - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.
6. В безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uslugi-po-zaschiteinformacii .ru
7. Центр управления финансами [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.center-yf. ru
8. Новости товарных рынков [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.comarket.ru
9. Первый лизинговый брокер [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://1lizing.ru
10. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru
Рецензент: Тойшева Ольга Анатольевна, к.э.н, доцент, Сызранский филиал ФГБОУ ВПО Самарского государственного экономического университета.
Olga Aleksandrova
The Syzran branch of Samara State Technical University
Syzran, Russia. E-Mail: [email protected]
The parameters of infrastructure leasing market
Abstract. With the development of market economy become more diverse economic ties. For the effective functioning of business organizations need a perfect infrastructure. Infrastructure is the backbone of the economy. Not directly participating in the production, it creates the conditions for its development and economic growth. The integrity of the infrastructure depends on its components, which apocynin each other. The elements included in the infrastructure should be focused on the achievement of internal coherence, and harmony between economic actors. You need to carefully consider the inclusion of items in infrastructure. For the effective structuring of the parameters infrastructure leasing market, you must create the configuration. Component parts, included in the configuration dependent and integrate with each other.
In the work allocated to institutions included in the leasing infrastructure and influencing the formation of relations between the participants of the leasing deal. It is necessary to clearly understand the relationship between infrastructure elements, their impact on the leasing process and changes in the infrastructure. Infrastructure is the base for the implementation of the leasing business.
Keywords: infrastructure; leasing market; the leasing process; institutions of legal, economic, informational, intermediary; configuration.
Identification number of article 98EVN414
REFERENCES
1. Deacons V.V. the Theory of state and law of the textbook // Allpravo.RU. - 2004 (http://www.allpravo.ru/library
2. Melekhin A.V. Theory of state and law: textbook. - M: Market DS Corporation, 2007. - 633 S.
3. Mintzberg, the Structure in the fist: creating effective organization / TRANS. from English. Ed. by Y. N. Capturesthe. - SPb.: Peter, 2004. - 512
4. Mokronosov A. G., Kuchkarova E. I. transformation of the industrial infrastructure of the machine-building enterprises in conditions of market relations Monograph. -Ekaterinburg: Publishing house of GOU VPO "ROS. state professional-Petersburg. UN-t, 2006. - 175 C.
5. Oximity VV General theory of state and law: Textbook for students of higher educational institutions "Jurisprudence". - M.:UNITY-DANA, 2012. - 511 S.
6. In security [Electronic resource] - Mode of access: http://uslugi-po-zaschiteinformacii .ru
7. Center financial management [Electronic resource] - Mode of access: http://www.center-yf. ru
8. News commodity markets [Electronic resource] - Mode of access: http://www.comarket.ru
9. First leasing broker [Electronic resource] - Mode of access: http://1lizing.ru
10. Dictionaries and encyclopedias on the academic [Electronic resource] - Mode of access: http://dic.academic.ru