О. В. Горских
ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВУЗОВ И ШКОЛ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассматриваются основания для параметров оценивания качества взаимодействия вузов и школ; описывается опыт разработки экспертной карты как инструмента для оценки качества взаимодействия вузов и школ; анализируется существующий в регионе опыт взаимодействия вузов и школ в области преемственности и непрерывности образования.
Ключевые слова: качество образования; оценка потенциала взаимодействия; вузы.
Актуальность повышения качества образования и его оценки определяется в значительной мере стратегией экономического развития Сибирского региона в целом. Томская область, по оценкам экспертов, располагает крупнейшим, в сравнении с другими регионами России, научно -образовательным и научно-технологическим комплексом с большим инновационным потенциалом, который обеспечивается в немалой степени качеством взаимодействия высших учебных заведений и школ [1].
В связи с этим для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства Томской области необходимо прежде всего обеспечение преемственности и непрерывности процесса образования в условиях взаимодействия школы и вуза.
Под преемственностью в данном случае понимается последовательное разворачивание вузовской системы образования в непосредственной связи с общеобразовательной школой. Преемственность в обучении находит свое проявление в обеспечении системности знаний обучающихся и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения и их взаимообогащении.
Непрерывность образования - это непрекращаю-щийся процесс образования, видоизменяющийся по целям, содержанию и формам в зависимости от новых потребностей личности на том или ином жизненном этапе [2].
Проанализировав существующий в нашем регионе опыт взаимодействия вузов и школ в области преемственности и непрерывности образования, выявлено следующее: все шесть томских вузов в разной степени взаимодействуют со школами Томской области; из 331 общеобразовательного учреждения (далее ОУ) Томской области, участвовавшего в опросе, 172 (52%) взаимодействуют с вузами по различным направлениям.
Взаимодействие средних и высших образовательных учреждений постоянно расширяет свою сферу. Причинами расширения взаимодействия можно считать следующие:
- В соответствии с современной социокультурной ситуацией в стране меняются образовательный интерес, запросы учащихся и их родителей. Этот фактор непосредственным образом влияет на образовательное пространство и как следствие - на развитие взаимодействия вузов и школ. Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению не только лучших учащихся, но и способных к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку.
- Со стороны родителей и учителей школ это взаимодействие в основном диктуется стремлением непременного поступления в вуз.
- В некоторой степени ОУ стремятся выйти на региональный уровень взаимодействия, поднимая статус своего образовательного учреждения, необходимый для общего рейтинга и престижа.
В ходе анализа взаимодействия вузов и школ обозначились некоторые проблемы, осложняющие достижение желаемых образовательных результатов взаимодействия:
- отсутствие механизма финансирования (оплата труда преподавателей, координаторов совместных образовательных программ и проектов, проведения внешней экспертизы, рецензирования; финансовая обеспеченность договорных обязательств и пр.);
- недостаточность развития сетевого дистанционного взаимодействия;
- закрытость территорий (ЗАТО Северск), отдаленность от областного центра;
- недостаточная компьютеризация школ: отсутствие свободного доступа к Интернет-ресурсам во время учебного дня (компьютерный класс с выходом в Интернет, как правило, является единственным на всю школу), низкая скорость подключения;
- необходимость обновления материально-технической базы.
В настоящее время сотрудничество строится в большей степени благодаря личным контактам.
Для преодоления выявленных проблем взаимодействия необходимо создание условий для усиления потенциала взаимодействия:
- формирование нормативно-правовой базы взаимодействия школа - вуз;
- формирование межведомственных механизмов взаимодействия.
Следующим актом анализа взаимодействия вузов и школ является оценка качества взаимодействия. Для осуществления оценки качества взаимодействия можно выделить параметры оценивания, которые в какой-то степени совпадают с направлениями взаимодействия вузов и школ, выявленными в ходе информационно-аналитического этапа исследования прецедентов взаимодействия вузов с образовательными учреждениями.
Предлагаем следующие параметры оценки качества взаимодействия:
- организация мероприятий вузами для школ (научно-практические конференции, семинары, олимпиады и другие мероприятия);
- организация профессиональных конкурсов;
- организация специализированных классов на базе школ;
- предпрофильная подготовка и профильное обучение;
- профориентация школьников;
- агитационные студенческие отряды по профориентации;
- профильные / специализированные школы при вузе;
- издание специализированных учебников, учебнометодических пособий для школьников;
- реализация совместных образовательных проектов и программ;
- организация совместных исследований в области инновационного образования;
- повышение квалификации (переподготовка) педагогов и / или руководителей ОУ на базе вузов;
- довузовская подготовка старшеклассников (подготовительные курсы);
- дистанционное сетевое взаимодействие;
- дистанционные мероприятия для педагогов и обучающихся / дистанционное обучение на курсах и семинарах;
- организация досуговой деятельности с жителями (детьми) микрорайонов;
- стажировка (педагогическая практика) студентов;
- педагогические Интернет-мастерские, Интернет-лаборатории, Интернет-конференции;
- научное руководство инновационной деятельностью в ОУ;
- чтение ведущими профессорами научно-популярных лекций по современным направлениям развития науки и техники: 1Т-технологиям, наноэлектронике, инновационному бизнесу;
- использование школьниками лабораторного оборудования вузов;
- организация работы с одаренными детьми;
- организация летнего отдыха обучающихся в профильных сменах физико-математических школ;
- в качестве инструментария по оценке качества взаимодействия вузов и школ предлагается использовать экспертные карты. Первые пробы по разработке экспертных карт были проведены на проектном семинаре.
Для разработки собственно экспертной карты по оценке потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования требовалось к каждому критерию разработать конкретные показатели.
Рассмотрим в качестве примера такой параметр, как «Дистанционное сетевое взаимодействие». Приведем варианты показателей, шкалы оценок, из которых складывается данный параметр (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Экспертная карта оценки потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования. Направление «Дистанционное сетевое взаимодействие»
Показатель Оценка
Наличие дистанционных образовательных программ в учреждении Отсутствие Фрагментарно; модульный принцип построения программ Системно: доступ ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, база данных университета). Выбор индивидуальной программы
Сетевые взаимодействия с учреждениями Отсутствие сетевого взаимодействия Наличие базовых школ, опорных площадок для инновационного развития Развернутая сеть. Наличие соглашений (рамочный договор, стандарты материальной, финансовой, организационной обеспеченности)
Проведение научно-практических конференций, семинаров Отсутствие Фрагментарно Доступ к участию в онлайн-режиме для большинства старшеклассников
Повышение квалификации педагогов, руководителей Отсутствие Наличие программ ПК Позитивная динамика вовлечения педагогов и руководителей в сетевое дистанционное взаимодействие
Размещение методических пособий на порталах Отсутствие Наличие авторских сайтов, вебстраниц педагогов, обучающихся Создание ассоциаций
Научное руководство инновационной деятельностью по сопровождению педагогов и талантливой молодежи Отсутствие Научное сопровождение единичных проектов Включение большинства преподавателей и обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность
Использование научнообразовательного ресурса вузов для реализации индивидуальной образовательной траектории Отсутствие Фрагментарно Доступ ко многим источникам информации в рамках реализации индивидуального запроса, увеличение доли, системность
В качестве показателей данного параметра участники семинара выделили следующие ключевые моменты:
- наличие дистанционных образовательных программ в учреждении. В данном параметре наиболее важным, по мнению экспертов, представляется системность использования дистанционных образовательных программ, предполагающая наличие доступа ко многим источникам учебной информации (электронные библиотеки, база данных университета);
- сетевые взаимодействия с учреждениями. Наиболее оценивается развернутое сетевое взаимодействие с наличием соглашений с внешними партнерами;
- проведение научно-практических конференций, семинаров в онлайн-режиме для большинства старшеклассников;
- повышение квалификации педагогов, руководителей, что проявляется в позитивной динамике вовлечения педагогов и руководителей в сетевое дистанционное взаимодействие;
- размещение методических пособий на порталах;
- научное руководство инновационной деятельностью по сопровождению исследовательской и проектной деятельности большинства преподавателей и обучающихся школы;
- использование научно-образовательного ресурса вузов для реализации индивидуальной образовательной траектории. В данном показателе особо учитывается дос-
В ходе анализа качества взаимодействия вузов и школ выделено порядка 20 параметров, но их может быть и больше, в некоторых случаях возможно объединение параметров, корректировка их названий; главное, чтобы они отражали суть и направление развития взаимодействия.
туп ко многим источникам информации в рамках реализации индивидуального запроса, увеличение доли, системность.
Следующий параметр «Научное руководство инновационной деятельностью в ОУ» показан в табл. 2.
Итак, для каждого параметра экспертным сообществом разрабатываются свои показатели и шкала оценок.
Таким образом, для управления потенциалом взаимодействия вузов и школ с целью повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона необходима разработка системы оценки качества взаимодействия вузов и школ.
Т а б л и ц а 2
Экспертная карта оценки потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования.
Направление «Научное руководство инновационной деятельностью в ОУ»
Показатель Оценка
Кураторство, научное руководство школами / кафедрами Отсутствие Наличие научного руководства по конкретному направлению инновационной / экспериментальной деятельности Наличие научного руководства по всем направлениям инновационной / экспериментальной деятельности
Разработка и реализация совместных инновационных образовательных программ / проектов, организация совместных исследований Отсутствие Представлены разнообразные виды программ и проектов; полидисциплинарность исследований и разработок Организация внедренческих зон на базе вузов и создание инновационных предприятий (инкубаторы); организация экспериментальных, апробационных и т.п. площадок на базе ОУ
Образовательные эффекты Повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей ОУ Повышение качества образования обучающихся Изменение образовательной среды ОУ
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы городской целевой инновационной программы муниципального образования «Город Томск» на 2009-2011 годы.
2. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. ИКЬ: http://slovo.yaxy.ru/87.html (дата обращения: 25.12.2011 г.).
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 5 марта 2012 г.