Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ МОДЕЛИ УСТАЛОСТНОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЖЁСТКОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА'

ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ МОДЕЛИ УСТАЛОСТНОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЖЁСТКОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Композиционный материал / модель деградации жёсткости / идентификация параметров / методы численного интегрирования / методы оптимизации / Composite material / stiffness degradation model / parameter identification / numerical integration methods / optimization methods

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А В. Пантелеев, Н В. Турбин, И С. Надоров, Н О. Кононов

Разработана методика получения параметров модели деградации жёсткости композиционного материала путём специальной обработки данных экспериментов и использования методов оптимизации. В качестве исходных данных используются результаты ресурсных испытаний однонаправленных полимерных композиционных материалов с разными изначальными жёсткостями, напряжениями разрушения и действующими напряжениями цикла. В качестве математической модели деградации жёсткости используется нелинейное обыкновенное дифференциальное уравнение с пятью неизвестными параметрами, отражающее характерные изменения свойств материала. Процедура решения сводится к задаче оптимизации целевой функции, величина которой характеризует достигнутую точность. В качестве методов оптимизации использованы метод, имитирующий поведение стаи мотыльков, и метод последовательной редукции множества поиска. Предложен пошаговый алгоритм нахождения неизвестных параметров модели, приведены численные результаты обработки экспериментальных данных, содержащих информацию об изменении модуля упругости композиционного материала в ходе приложения циклов нагрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — А В. Пантелеев, Н В. Турбин, И С. Надоров, Н О. Кононов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETRIC IDENTIFICATION OF COEFFICIENTS FOR A MODEL OF FATIGUE STIFFNESS DEGRADATION OF A COMPOSITE MATERIAL

The problem of finding the fatigue characteristics of a composite material based on test results is considered. The results of endurance tests of unidirectional polymer composite materials with different initial stiffness, breaking stress and working cycle stress were used as the initial data. As a mathematical model of stiffness degradation, a nonlinear ordinary differential equation with five unknown parameters is used, reflecting characteristic changes in the properties of the material. It is required to find such parameter values that the solution of the differential equation should describe the available test results with sufficient accuracy. The solution procedure is reduced to the problem of optimizing the objective function, the value of which characterizes the achieved accuracy. As optimization methods, a method simulating the behavior of a flock of moths and a method of sequential reduction of the search set were used. A step-by-step algorithm for finding unknown model parameters is proposed, and numerical results of processing input data containing information on changing the elasticity modulus of the composite material in the course of applying load cycles are presented

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ МОДЕЛИ УСТАЛОСТНОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЖЁСТКОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА»

Mechanical Engineering

УДК 620-22 DOI: 10.18287/2541-7533-2024-23-3-119-131

ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ МОДЕЛИ УСТАЛОСТНОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЖЁСТКОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

© 2024

доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой математической кибернетики института «Компьютерные науки и прикладная математика»;

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); [email protected]

ведущий инженер Передовой инженерной школы; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); [email protected]

студент бакалавриата института «Компьютерные науки и прикладная математика»;

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); [email protected]

инженер Передовой инженерной школы;

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет; [email protected]

Разработана методика получения параметров модели деградации жёсткости композиционного материала путём специальной обработки данных экспериментов и использования методов оптимизации. В качестве исходных данных используются результаты ресурсных испытаний однонаправленных полимерных композиционных материалов с разными изначальными жёсткостями, напряжениями разрушения и действующими напряжениями цикла. В качестве математической модели деградации жёсткости используется нелинейное обыкновенное дифференциальное уравнение с пятью неизвестными параметрами, отражающее характерные изменения свойств материала. Процедура решения сводится к задаче оптимизации целевой функции, величина которой характеризует достигнутую точность. В качестве методов оптимизации использованы метод, имитирующий поведение стаи мотыльков, и метод последовательной редукции множества поиска. Предложен пошаговый алгоритм нахождения неизвестных параметров модели, приведены численные результаты обработки экспериментальных данных, содержащих информацию об изменении модуля упругости композиционного материала в ходе приложения циклов нагрузки.

Композиционный материал; модель деградации жёсткости; идентификация параметров; методы численного интегрирования; методы оптимизации

Цитирование: Пантелеев А.В., Турбин Н.В., Надоров И.С., Кононов Н.О. Параметрическая идентификация коэффициентов модели усталостной деградации жёсткости композиционного материала // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2024. Т. 23, № 3. С. 119-131. DOI: 10.18287/2541-7533-2024-23-3-119-131

Введение

Обоснование долговечности первичных конструкций самолёта является необходимым требованием, в том числе для конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Так как накопление усталостной повреждаемости в ПКМ сопровождается потерей жёсткости, то получили распространение различные методики расчетной оценки долговечности по остаточной жёсткости [1 - 4]. Деградация жёсткости в материале при циклических нагрузках вызывает рост деформаций, а, следовательно,

А. В. Пантелеев

Н. В. Турбин

И. С. Надоров

Н. О. Кононов

Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering

V. 23, no. 3, 2024

снижает сопротивление усталости материала. Связь роста деформаций при деградации жёсткости образца либо конструкции исследуется в работах [1; 12]. Получение рабочих характеристик ПКМ при этом является задачей специального эксперимента [5]. Важной задачей является формирование и анализ математических моделей, описывающих процессы деградации жёсткости композиционных материалов. Одна из возможных моделей, предложенная в [2], содержит пять неизвестных параметров, характеризующих усталостное снижение жёсткости материала.

В настоящей статье предложен алгоритм нахождения параметров на основе численных методов моделирования процесса деградации жёсткости композиционного материала [6; 7] и метаэвристических методов оптимизации [8].

Постановка задачи параметрической идентификации

модели усталостной деградации жёсткости композиционного материала

В процессе изложения используются следующие основные обозначения: п - порядковый номер цикла нагружения; п е{0,..., Ы}, где N - общее число выполненных испытаний; один цикл: исходное состояние ^ напряженное состояние (растяжение) ^ исходное состояние; а — напряжение, характеризующее действие внутренних сил упругости в деформированном твёрдом теле; Х^ — прочность на растяжение, характеризующая напряжение, при котором происходит разрушение образца; Е — модуль упругости, характеризующий способность материала сопротивляться деформации под действием напряжений; Б — повреждаемость, характеризующая падение модуля упругости образца.

Текущее значение повреждаемости связано со значением модуля упругости:

:1 _ EM,

Б(п) = 1 --Е1, (1)

Е0

где Е (п) — текущий модуль упругости, характеризующий способность материала сопротивляться растяжению/сжатию при упругой деформации после циклической нагрузки; Е0 - исходный модуль упругости — константа, характеризующая способность материала сопротивляться деформации под действием напряжений.

Подразумевается, что модули упругости Е (п) и Е0 являются статическими модулями упругости, которые замеряются стандартным путём при остановке циклических испытаний на определённых этапах и приложении нагрузки в квазистатическом режиме. Поскольку Е (п) е [0, Е0 ], то повреждаемость Б (п) е [0,1].

Если известно значение повреждаемости, то текущий модуль упругости находится по формуле, следующей из (1):

Е (п) = Е0 [1 - Б (п)] . (2)

Величина £ (п), характеризующая усталостное состояние образца, называется индексом усталостного разрушения:

£(п ) = г-^-. (3)

V ' [1 - Б (п)] ХТ

Mechanical Engineering

В [2] предложена математическая модель изменения величины скорости роста повреждаемости образца:

dD (n)

dn

= c1 Z (n) exp

c D (n)

#W

+ c3D (n)Z2 (n) 1 + exp {c5 [Z(n)- c4 ]}

(4)

гдес1,....,с5 - коэффициенты, характеризующие усталостные характеристики материала. При этом начальное условие: D (0) = 0.

С учётом (3) уравнение (4) можно переписать в форме

dD (n )

—— = c

dn 1 [1 - D (n)] XT

-exp[--

c2D (n) . .

2 w ] + c3 D (n)

+ c3 D (n )

[1 - D (n )] XT

exp < c5

'[1 - D (n)] XT

[1 - D (n )] Xt

[1-D (n )] XT

■- cA

(5)

Е ( п ) X

Введём обозначения ЕЕ(п) = —, ¡ =——. Из уравнения (1) следует

E0

D(n) = 1 -E(n) = 1 -E(n), то = -d^m .

E0 dn dn

уравнение, эквивалентное (5), в виде

Тогда получаем дифференциальное

dE (n) dn ßE (n)

f

c1 exp

-2 (1 -E (n )))ßE (n)

1 - E(n)

ßE (n)

1 + exp \ c5

ßE(n)

■-c.

. (6)

Поскольку Е (0) = Е0, то начальное условие для уравнения (6) имеет вид

E ( 0 ) = 1.

(7)

Решение задачи Коши (6), (7) описывает изменение относительного модуля упругости ЕЕ (п) в зависимости от числа выполненных испытаний. Коэффициент с1 характеризует скорость роста в режиме инициирования повреждений (на первом этапе), т.е. резкое начальное снижение кривой уменьшения модуля упругости. Коэффициент с2 должен быть достаточно большим по величине, чтобы первое слагаемое по величине достаточно быстро убывало с ростом повреждаемости. Коэффициент с3 характеризует скорость роста в режиме распространения повреждений (на втором этапе), т.е. когда происходит постепенное уменьшение модуля упругости. Коэффициенты с4, с5 характеризуют этап взрывного роста повреждаемости (третий этап).

Как правило, в качестве исходной информации, доступной по результатам испытаний (эксперимента), известна зависимость модуля упругости Еехр (п) при

п е{0,...,N} .

2

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение Т. 23, № 3, 2024 г. Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering_V. 23, no. 3, 2024

Качество параметрической идентификации модели предлагается оценивать величиной целевой функции вида

N г ~ - п2

2 *n [E(n)_Eexp (и)] , (8)

ne{0,...,N}

где E (и)_ решение дифференциального уравнения (6) с начальным условием (7); an _ весовые коэффициенты, отражающие степень важности учёта отклонений решения E (n) от экспериментальных данных на различных этапах деградации жёсткости материала.

Требуется найти коэффициенты c1,....,c5 усталостных характеристик материала,

т.е. параметры модели (6),(7), по имеющейся исходной информации об эксперименте, минимизируя значение критерия (8):

N г ~ „ -,2

2 an ГE(n)_Eexp (n)] ^ min . (9)

ne{0,...,N} ci,...,c5

Алгоритм решения задачи параметрической идентификации коэффициентов модели усталостной деградации жёсткости композиционного материала

Пусть известны: зависимость Еехр (п) , заданная таблицей при п е {0,...,N} ; значе-

ния E0, XT , с .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XT

Шаг 1. Вычислить р =—— и получить таблицу для относительного модуля упру-

а

гости Eexp (n) =

Eexp (n)

E0

Шаг 2. Решить задачу параметрической оптимизации

2 a E (n)_ Eexp (n)l ^ min,

e{0,...,N} ci,...,c5

(10)

где E (n)_ решение на отрезке [0, N ] дифференциального уравнения

dE (n ) dn

f

ßE (n )

c1 exp

_2 (1 _E (n )))ßE (n)

+ c-

i _ E(n)

ßE (n )

1 + exp < c5

ßE(n )

-_c.

с начальным условием Е (0) = 1.

Результатом являются параметры материала с1,...,с5.

Шаг 3. Найти оценки близости результатов эксперимента и результатов параметрической идентификации:

Mechanical Engineering

A. А, = max

1 ne{0,...,N}

Eexp (n)_ E (n)

Eexp (n)

; б. А2 = 2

\ ne{0,..., N}

Eexp (n)_ E (n)

Eexp (n)

Шаг 4. Анализ результатов. Если оценки близости (А или Б) не удовлетворяют предъявляемым требованиям, то

- заменить метод численного интегрирования на шаге 2 более точным;

- изменить параметры используемого метода оптимизации или применить другой метод оптимизации, используя уже полученный результат в качестве начального приближения;

- изменить весовые коэффициенты в критерии (8) с учётом достигнутой точности аппроксимации на разных этапах процесса деградации жёсткости.

Замечания.

1. Заданная таблица значений Eexp (n) определяет границы отрезка [0, N] = [x0, xf J интегрирования обыкновенного дифференциального уравнения и расположение узлов x, е [x0, xf J,i = 0,1,...,n-1, определяемых шагами hi+1 = xi+1 -x,. В общем случае величина шага является переменной, а именно hi+1 = var, т.е. имеется неравномерная сетка (x0,x1,...,xn), а в частном случае шаг может быть постоянным hi+1 = h = const (равномерная сетка).

2. Для решения задачи Коши (6),(7), записанной в форме — = f (x, y), y (x0) = y0,

dx

можно использовать следующие явные методы [6; 7]:

- явный метод Эйлера: yt+1 = yi + hi+1 f ( xi, yi) (первый порядок точности);

- метод Эйлера-Коши: yi+1 = yi-1 + 2hf (второй порядок точности), где

f = f (x,, y).

Для начала работы требуются две «разгонные» точки (x0, y0), (x1, y1), первая

определяется начальным условием, а вторая - явным методом Эйлера;

- методы Адамса-Бэшфорта:

h

A. yt+1 = yt + 2(3 f - f -1) (второй порядок точности),

h

Б. у,+1 = у, +—(23f -16f -1 + 5fi-2) (третий порядок точности), h

B. У,+1 = У, + —(55fi - 59fi-1 + 37 fi_2 -9f -3) (четвёртый порядок точности).

Для начала работы требуется знать 2, 3, 4 «разгонные» точки соответственно. Для неравномерной сетки рекомендуется применять численные методы, более точные по сравнению с явным методом Эйлера:

- двухшаговую явную схему Эйлера второго порядка

Уг+1 = Уг (1 _ С ) + #1 Уг _1 + +J ( X,, Уг ) ,

h

где Н;+1 = h + hM, SM = -hL, hM = x _ Хг;

h

Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering

V. 23, no. 3, 2024

- обобщённую на нерегулярный шаблон схему Адамса-Бэшфорта:

y+1=y

2 с H2+1 , 1 ^

1 2i

fi , fi-1

ПMJ1 h У11 i ni у

где П;+1 = hthM, H-1 = 2hi + hM.

3. Исходя из опыта решения задач поиска коэффициентов модели усталостной деградации жёсткости композиционного материала, можно задать интервальные множества допустимых значений искомых коэффициентов, т.е. ci e[cimin,cimax],i = 1,...,5. Поэтому множество допустимых решений в задаче оптимизации (10) является параллелепипедным. Исходя из назначения последнего слагаемого в правой части дифференциального уравнения (6), можно сформировать априорные оценки множества возможных значений коэффициента с4:

1 < с4 <-J—, (11)

Р 4 рЕ .

^ г mm

где Emin - минимальное значение ЕЕ (n) из таблицы экспериментальных данных.

Результаты испытания композиционных материалов могут отражать как эффект монотонного убывания модуля упругости, так и наличие интервалов, где модуль упругости незначительно локально увеличивается (как правило, на втором этапе испытаний), при этом значение левой границы c3min коэффициента с3 может быть отрицательным.

4. Для решения задачи (10) рекомендуется использовать метаэвристические алгоритмы оптимизации, например, метод, имитирующий поведение стаи мотыльков (Moth-flame optimization, MFO) [8], и метод Luus-Jaakola [9] последовательной редукции множества допустимых решений. Метод MFO относится к классу биоинспириро-ванных алгоритмов глобальной оптимизации, хорошо зарекомендовавших себя при решении разнообразных задач параметрической оптимизации сложных технических систем [10]. Рекомендуемые параметры метода Luus-Jaakola [9]: R = 100; у = 0,8;

jj = 0,9; P = 100; ITER = 100; s1 = 10-5; s2 = 105. В приведённых далее примерах

приведены только значения параметров, отличающиеся от рекомендуемых.

Примеры решения задачи параметрической идентификации

модели усталостной деградации жёсткости композиционного материала

Пример 1. Заданы характерные свойства исследуемого материала, используемые в расчётных уравнениях модели деградации жёсткости: однонаправленный элементарный образец из композиционного материала с углеродными волокнами и полимерным связующим, изначальная жёсткость в продольном направлении образца Е0 = 37000 МПа, напряжение разрушения в продольном направлении образца

XT = 463 МПа, действующее напряжение цикла ст = 273,17 МПа [11], коэффициент асимметрии цикла R = 0,1. Нагрузка совпадает с направлением армирования. В табл. 1 приведены результаты испытаний, отражающие изменение значений модуля упругости (и относительного модуля упругости). Данные приведены с различными интервалами между выполненными экспериментами, n е [0,57000].

Mechanical Engineering

Вариант 1. В качестве метода интегрирования дифференциального уравнения применялся явный метод Эйлера с шагом И = 100, а в качестве метода оптимизации -метод Luus-Jaakola последовательной редукции множества допустимых решений с параметром Я = 3000. Начальное приближение: с1 = 0,00069; с2 = 15,840;

с3 = 3,651 -10~6; с4 = 2,915 -10"5; с5 = 0,974, полученное в результате решения задачи аппроксимации правой части уравнения (6) по результатам испытаний, приведенным в табл. 1. Весовые коэффициенты ап в (8) полагались равными единице, процедура их дополнительного выбора не привела к улучшению итогового результата.

Таблица 1. Значения модуля упругости Еехр (п) и относительного модуля упругости Еехр (п)

Eexp (и), МПа n, цикл Eexp (И)

Этап 1

37000 0 1

32098,828 500 0,867

31250,671 1000 0,845

30696,496 1500 0,829

30271,219 2000 0,818

29919,902 2500 0,809

29617,032 3000 0,800

29348,549 3500 0,793

29105,829 4000 0,787

28883,174 4500 0,781

28676,612 5000 0,775

Этап 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27094,187 10000 0,733

25904,636 15000 0,700

24862,255 20000 0,672

23874,709 25000 0,645

22886,545 30000 0,619

21848,868 35000 0,591

20700,578 40000 0,559

19337,878 45000 0,523

17515,574 50000 0,473

Этап 3

17042,850 51000 0,461

16507,021 52000 0,446

15882,708 53000 0,429

15124,628 54000 0,409

14137,958 55000 0,382

12654,423 56000 0,342

8461,092 57000 0,229

Результат решения задачи отражен на рис. 1 (здесь и далее график исходных данных Еехр (п) выделен красной-штриховой линией, а решение ЕЕ (п)

дифференциального уравнения зеленой-сплошной).

Вариант 2. С целью ускорения процесса моделирования выполнялось интегрирование уравнения (6) явным методом Эйлера с шагом И = 500 . Для решения задачи (10) использовался метод Luus-Jaakola с параметром Я = 3000 и начальным приближением, удовлетворяющим условию (11): с1 = 0,00076; с2 =14,971; с3 = 5,285-1045; с4 = 0,6; с5 = 1,056. Результат решения задачи отражён на рис. 2. Как следует из анализа рис. 1 и рис. 2, второе решение оказалось более точным. Значение критерия (8)

Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering

V. 23, no. 3, 2024

составило 0,000182. Если использовать начальное приближение вида с1 = 0,00076; с2 = 14,971; с3 = 5,285 -10-6; с4 = 0,6; с5 = 1,056, оно может быть несколько улучшено до величины 0,000140 . При этом график решения практически совпадает с изображенным на рис. 2. Таким образом, при следующих найденных значениях параметров исследуемого композиционного материала с1 = 0,00047; с2 = 13,828; с3 = 3,072 -10-6; с4 = 0,625; с5 = 2,109 получена более высокая точность.

Рис. 1. Результаты решения примера 1, Рис. 2. Результаты решения примера 1,

вариант 1 вариант 2

Вариант 3. В качестве метода интегрирования дифференциального уравнения применялся явный метод Эйлера с шагом И = 500 (случай 1) и И = 100 (случай 2), а в качестве метода оптимизации метод MFO [8] с уточнением методом Luus-Jaakola. Параметры метода MFO: Ыр = 3000, ^ = 1, Т = 500000, т = 500 . Ограничения на

параметры модели: с, е[0;1], с2 е[0;50], с3 е[-0,001;0,001],с4 е[0,59;2,58],с5 е[0;50].

Время расчётов методом МРО 2 минуты, уточнение методом Luus-Jaakola также 2 минуты. Результаты решения задачи отражены на рис. 3 (случай 1) и рис. 4 (случай 2). Значение критерия (8) составило 0,000146 при И = 500 и следующих полученных

значениях параметров: с1 = 0,00048; с2 =14,108; с3 = 7,676-10-6; с4 = 1,309; с5 = 3,134, а при

И = 100 значение критерия составило 0,00011 при следующих полученных значениях

параметров: с1 = 0,00156; с2 = 18,507; с3 = 9,805 -10-6; с4 = 1,502; с5 = 2,527. Отсюда

следует вывод о том, что последовательное применение двух методов оптимизации привело к наилучшему результату.

Mechanical Engineering

Е' 1 ■•■ Ёехр(п) — ш

0,9-

0,8-

0,7-

0,6-

0,5 ■

0,4-

0,3

0,2 ■

0,1 ■

0 10000 20000 зоооо 40000 50000 п

Рис. 3. Результаты решения примера 1, вариант 3(1)

Рис. 4. Результаты решения примера 1, вариант 3(2)

Пример 2. Заданы характерные свойства исследуемого материала, используемые в расчётных уравнениях модели деградации жёсткости: однонаправленный элементарный образец из композиционного материала с углеродными волокнами и полимерным связующим; изначальная жёсткость в продольном направлении образца E0 = 129000 МПа, напряжение разрушения в продольном направлении образца

XT = 1730 МПа, действующее напряжение цикла ст = 1123 МПа, коэффициент асимметрии цикла R = 0,1. Нагрузка совпадает с направлением армирования. В табл. 2 приведены результаты двух испытаний, отражающие изменение значений модуля упругости (и относительного модуля упругости) по разным осям, п е[0,100000]. Данные

приведены с различными интервалами между выполненными экспериментами на трёх этапах процесса разрушения материала. Заметим, что приведённые данные содержат промежутки немонотонного поведения модуля упругости.

Для вычисления критерия (8) выполнялось интегрирование уравнения (6) явным методом Эйлера с шагом h = 100 . Для решения задачи (10) использовался метод MFO с уточнением методом Luus-Jaakola. Параметры метода МРО: ^ = 3000, ^ = 1,

Т = 500000, т = 500, ограничения на параметры модели для испытания 1: с1 е[0;1], с2 е[0;50], с3 е [-0,001; 0,001], с4 е[0,649;1,698], с5 е[0;50], а для испытания 2: С е[0;1], с2 е[0;50], с3 е [-0,001;0,001], с4 е [0,649;0,925], с5 е[0;50]. Время счёта

методом МРО 2 минуты, методом Luus-Jaakola 5 секунд. Результаты решения задачи (10) отражены на рис. 4, 5. Значение критерия (8) для испытания 1 составило 0,00076

при следующих значениях параметров с1 = 0,0076; с2 =14,342; с3 =-4,345-10-6;

с4 = 1,698; с5 = 27,134. Значение критерия (8) для испытания 2 составило 0,0029 при

следующих значениях параметров с1 = 0,00214; с2 =18,265; с3 =-1,252-10-5; с4 = 0,850;

с5 = 5,153. Анализ численных результатов и графиков на рис. 5, 6 свидетельствует о

приемлемой точности решения задачи параметрической идентификации при разной структуре входных данных. Заметим, что рекомендуется, чтобы минимальная величина шага между данными в таблице результатов эксперимента была кратна величине шага интегрирования дифференциального уравнения (6).

Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering

V. 23, no. 3, 2024

Таблица 2. Значения модуля упругости Еехр (и) и относительного модуля упругости Ё (и) в примере 2

Испытание 1 Eexp (и), МПа n,цикл К (n )

Этап 1

129000,000 0 1

65709,834 100 0,509

65604,082 200 0,508

65495,427 300 0,507

65180,246 400 0,505

64866,658 500 0,503

64592,172 600 0,501

64287,241 700 0,498

64012,955 800 0,496

63625,718 900 0,493

63315,839 1000 0,491

Этап 2

62258,764 2000 0,483

61201,774 3000 0,474

60555,836 4000 0,469

59734,105 5000 0,463

59189,988 6000 0,459

58569,628 7000 0,454

58094,456 8000 0,450

56872,521 9000 0,441

53494,404 10000 0,415

Этап 3

51598,459 20000 0,399

50776,617 30000 0,393

50909,072 40000 0,395

50810,299 50000 0,394

50384,099 60000 0,391

49939,150 70000 0,387

49319,933 80000 0,382

49442,662 90000 0,383

49472,992 100000 0,384

Испытание 2 Eexp (n), МПа n , цикл Eexp (n)

Этап 1

129000,000 0 1

112373,663 100 0,871

110650,722 200 0,858

109471,919 300 0,849

108688,799 400 0,843

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

107893,932 500 0,836

107215,625 600 0,831

106400,916 700 0,825

105799,669 800 0,820

105445,094 900 0,817

99634,292 1000 0,772

Этап 2

98648,137 2000 0,765

97918,113 3000 0,759

97346,847 4000 0,755

96919,881 5000 0,751

96484,944 6000 0,748

96030,324 7000 0,744

95811,503 8000 0,743

95246,403 9000 0,738

92924,305 10000 0,720

Этап 3

90660,037 20000 0,703

91560,592 30000 0,709

91641,729 40000 0,710

91655,822 50000 0,711

91333,389 60000 0,708

91270,905 70000 0,707

90766,943 80000 0,704

90506,832 90000 0,702

90685,510 100000 0,703

Е 1 Еех1,(п) — Ё(и)

0,9'

0,8'

0.7'

0,6'

0,5-

0,4- .........

0,3-

0,2-

0,1

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000 90000 100000 П

Рис. 5. Результаты решения примера 2 (испытание 1)

1 ■■■ Ёехр(п) — Ё(п)

0,9 ■

0,8 L

0.7-

0,6-

0,5-

0,4

0.3

0,2 ■

0,1 ■

0 10000 20000 ЗОООО 40000 50000 60000 70000 SOOOO 90000 100000 П

Рис. 6. Результаты решения примера 2 (испытание 2)

Mechanical Engineering

Заключение

В статье сформулированы техническая и математическая постановки задачи параметрической идентификации коэффициентов модели усталостной деградации жёсткости композиционного материала. Предложен алгоритм решения задачи на основе численного моделирования процесса изменения относительного модуля упругости материала и применения метаэвристических методов глобальной оптимизации. Полученные результаты определения параметров тестовых композиционных материалов подтвердили применимость и достаточную точность предложенной методики. Математическая модель материала, для которой предложена данная схема оптимизации коэффициентов, применима для расчёта текущей жёсткости элементарного образца из полимерного композиционного материала, обусловленной накоплением микродефектов в матрице при действии циклической нагрузки. Расчётное уравнение, представленное в работе, описывает процесс снижения жёсткости тремя этапами, за каждый из которых отвечает свое слагаемое и ряд коэффициентов. На всём протяжении испытания образец, либо конструкция принимаются едиными до момента D = 1, где D - текущая повреждаемость.

Библиографический список

1. Shokrieh M.M., Lessard L.B. Progressive fatigue damage modeling of composite materials, Part I: Modeling // Journal of Composite Materials. 2000. V. 34, Iss. 13. P. 10561080. DOI: 10.1177/002199830003401301

2. Van Paepegem W. Development and finite element implementation of a damage model for fatigue of fibre-reinforced polymers. Ghent University Architectural and Engineering Press, 2002. 395 p.

3. Turbin N.V., Shelkov K.A. Numerical study of fatigue damage accumulation in composite wing panels of prospective supersonic transport aircraft // Aerospace Systems. 2023. V. 6. P. 481-490. DOI: 10.1007/s42401-023-00200-1

4. Shramko K.K., Kononov N.O., Lutoshkina A.E., Shadrinov A.V. Computational estimate of the initial damage effect on the fatigue strength of composite materials // Journal of Composites Science. 2023. V. 7, Iss. 10. DOI: 10.3390/jcs7100438

5. Brunbauer J., Arbeiter F., Stelzer S., Pinter G. Stiffness based fatigue characterisation of CFRP // Advanced Materials Research. 2014. V. 891-892. P. 166-171. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMR.891-892.166

6. Пантелеев А.В., Кудрявцева И.А. Численные методы. Практикум: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 512 с.

7. Киреев В.И., Пантелеев А.В. Численные методы в примерах и задачах. СПб.: Изд-во «Лань», 2015. 448 с.

8. Mirjalili S. Moth-flame optimization algorithm: A novel nature - inspired heuristic paradigm // Knowledge-Based Systems. 2015. V. 89. P. 228-249. DOI: 10.1016/j.knosys.2015.07.006

9. Пантелеев А.В., Скавинская Д.В. Метаэвристические стратегии и алгоритмы глобальной оптимизации. М.: Факториал, 2023. 564 с.

10. Пантелеев А.В., Каранэ М.М.С. Мультиагентные и биоинспирированные методы оптимизации технических систем. М.: Изд-во «Доброе слово и Ко», 2024. 336 с.

11. Whitworth H.A. A stiffness degradation model for composite laminates under fatigue loading // Composite Structures. 1997. V. 40, Iss. 2. P. 95-101. DOI: 10.1016/s0263-8223(97)00142-6

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение Т. 23, № 3, 2024 г. Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering_V. 23, no. 3, 2024

12. Mirzaei A.H., Shokrieh M.M. Progressive fatigue damage modeling of laminated com-posites using strain-based failure criteria // Journal of Composite Materials. 2024. V. 58, Iss. 4. P. 519-531. DOI: 10.1177/00219983241227098

PARAMETRIC IDENTIFICATION OF COEFFICIENTS FOR A MODEL OF FATIGUE STIFFNESS DEGRADATION OF A COMPOSITE MATERIAL

© 2024

A. V. Panteleev

N. V. Turbin

I. S. Nadorov

N. O. Kononov

Doctor of Science (Phys. & Math.), Professor, Head of the Department of Mathematics and Cybernetics, Institute of Computer Science and Applied Mathematics;

Moscow Aviation Institute (National Research University),

Moscow, Russian Federation;

[email protected]

Leading Engineer, Advanced Engineering School; Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation; [email protected]

Undergraduate Student, Institute of Computer Science and Applied Mathematics;

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation; [email protected]

Engineer, Advanced Engineering School;

Moscow Aviation Institute (National Research University),

Moscow, Russian Federation;

[email protected]

The problem of finding the fatigue characteristics of a composite material based on test results is considered. The results of endurance tests of unidirectional polymer composite materials with different initial stiffness, breaking stress and working cycle stress were used as the initial data. As a mathematical model of stiffness degradation, a nonlinear ordinary differential equation with five unknown parameters is used, reflecting characteristic changes in the properties of the material. It is required to find such parameter values that the solution of the differential equation should describe the available test results with sufficient accuracy. The solution procedure is reduced to the problem of optimizing the objective function, the value of which characterizes the achieved accuracy. As optimization methods, a method simulating the behavior of a flock of moths and a method of sequential reduction of the search set were used. A step-by-step algorithm for finding unknown model parameters is proposed, and numerical results of processing input data containing information on changing the elasticity modulus of the composite material in the course of applying load cycles are presented.

Composite material; stiffness degradation model; parameter identification; numerical integration methods; optimization methods

Citation: Panteleev A.V., Turbin N.V., Nadorov I.S., Kononov N.O. Parametric identification of coefficients for a model of fatigue stiffness degradation of a composite material. Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering. 2024. V. 23, no. 3. P. 119-131. DOI: 10.18287/2541-7533-2024-23-3-119-131

References

1. Shokrieh M.M., Lessard L.B. Progressive fatigue damage modeling of composite materials, Part I: Modeling. Journal of Composite Materials. 2000. V. 34, Iss. 13. P. 10561080. DOI: 10.1177/002199830003401301

Mechanical Engineering

2. Van Paepegem W. Development and finite element implementation of a damage model for fatigue of fibre-reinforced polymers. Ghent University Architectural and Engineering Press, 2002. 395 p.

3. Turbin N.V., Shelkov K.A. Numerical study of fatigue damage accumulation in composite wing panels of prospective supersonic transport aircraft. Aerospace Systems. 2023. V. 6. P. 481-490. DOI: 10.1007/s42401-023-00200-1

4. Shramko K.K., Kononov N.O., Lutoshkina A.E., Shadrinov A.V. Computational estimate of the initial damage effect on the fatigue strength of composite materials. Journal of Composites Science. 2023. V. 7, Iss. 10. DOI: 10.3390/jcs7100438

5. Brunbauer J., Arbeiter F., Stelzer S., Pinter G. Stiffness based fatigue characterisation of CFRP. Advanced Materials Research. 2014. V. 891-892. P. 166-171. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMR.891-892.166

6. Panteleev A.V., Kudryavtseva I.A. Chislennye metody. Praktikum: ucheb. posobie [Numerical methods. Workshop]. Moscow: INFRA-M Publ., 2017. 512 p.

7. Kireev V.I., Panteleev A.V. Chislennye metody v primerakh i zadachakh [Numerical methods in examples and problems]. St. Petersburg: Lan' Publ., 2015. 448 p.

8. Mirjalili S. Moth-flame optimization algorithm: A novel nature - inspired heuristic paradigm. Knowledge-Based Systems. 2015. V. 89. P. 228-249. DOI: 10.1016/j.knosys.2015.07.006

9. Panteleev A.V., Skavinskaya D.V. Metaevristicheskie strategii i algoritmy global'noy optimizatsii [Metaheuristic strategies and algorithms of global optimization]. Moscow: Factorial Publ., 2023. 564 p.

10. Panteleev A.V., Karane M.M.S. Mul'tiagentnye i bioinspirirovannye metody optimizatsii tekhnicheskikh system [Multi-agent and bio-inspired optimization methods for optimizing technical systems]. Moscow: Dobroe Slovo i Ko Publ., 2024. 336 p.

11. Whitworth H.A. A stiffness degradation model for composite laminates under fatigue loading. Composite Structures. 1997. V. 40, Iss. 2. P. 95-101. DOI: 10.1016/s0263-8223(97)00142-6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Mirzaei A.H., Shokrieh M.M. Progressive fatigue damage modeling of laminated com-posites using strain-based failure criteria. Journal of Composite Materials. 2024. V. 58, Iss. 4. P. 519-531. DOI: 10.1177/00219983241227098

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.