УДК 7.01 DOI 10.53115/19975996_2024_04_084_091
ББК 6/8:85.03
Чжэн Сяои, Г.В. Алексеева
ПАРАЛЛЕЛИ ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ КИТАЯ В ДРЕВНЕМ И СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта расширило сферу применения виртуальных стендистов (копий людей). Виртуальный двойник является репрезентацией личности художника, работающего в иммерсивном виртуальном поле. Авторы данной статьи обнаружили, что в настоящее время существует множество типов идентичности виртуальных двойников, сценарии применения виртуальных двойников расширены благодаря проведению полевых исследований в иммерсивных виртуальных полях. В процессе исследования внимание авторов привлек случай использования виртуальных стендистов, созданных с помощью технологий искусственного интеллекта для реализации проекта «Силиконизация людей на основе углерода» [17] и возрождения умерших. Авторы данной статьи связывают этот феномен с «идеей поклонения предкам» [32] в китайской культурной традиции. Общение с предками - это религиозная и культурная практика, которая включает в себя почитание, сопровождение умерших, память и поклонение умершим предкам. Анализируя исторические произведения искусства, воплощающие идею поклонения предкам в Китае, такие как «Терракотовые воины из гробницы Цинь Шихуанди» [19], и сравнивая их с современными иммерсивными виртуальными стендистами, авторы статьи намерены раскрыть причины бурного развития индустрии иммерсивных виртуальных стендистов (виртуального воскрешения мертвых) в Китае. Авторы данной статьи считают, что в современном обществе появление им-мерсивных виртуальных стендистов в определенной степени связано с традиционной культурой создания терракотовых статуэток сопровождения императора, только развитие науки и техники привело к изменению среды и формы воплощения стендистов. В то же время применение виртуальных фигур в области воскрешения мертвых привело к множеству социальных проблем и даже затронуло юридический уровень. Режим применения виртуальных двойников на разных культурных почвах будет создавать разные адаптивные ситуации, в Китае использование виртуальных двойников для «воскрешения» мертвых с целью удовлетворения эмоциональных потребностей зрителей укоренилось в душе китайского народа идеями поддержания жизни после жизни. В целом рост индустрии виртуальных двойников - неизбежная тенденция, возникновение новой культуры опирается на накопление традиционной культуры и находится под влиянием ее непрерывного развития. Китайская культурная традиция поддержания жизни после жизни обеспечивает рыночный спрос на индустрию иммерсивных практик в искусстве.
Ключевые слова:
виртуальные стендисты, идеи поклонения предкам, иммерсивное искусство, искусственный интеллект.
Чжэн Сяои, Алексеева Г.В. Параллели трансляции культурной практики Китая в древнем и современном искусстве // Общество. Среда. Развитие. -2024, № 4. - С. 84-91. - DOI 10.53115/19975996_2024_04_084_091
© Чжэн Сяои - аспирант, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ, департамент искусств и дизайна, Владивосток; e-mail: [email protected] © Алексеева Галина Васильевна -доктор искусствоведения, профессор, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ, департамент искусств и дизайна, ORCID 0000-0001-6733-9429, Владивосток; e-mail: [email protected]
CNI СЭ CNI
О
tu
3 О
Виртуальные аватары - это достижение цифровых технологий, создающее виртуальное представление пользователя, также известны под таким названием как «виртуальные двойники». В иммерсивном искусстве аватары являются символом личности художника в виртуальном пространстве, и большинство художников выбирают символы с определенными собственными характеристиками, чтобы отметить уникальность аватара. Эти виртуальные модели могут использоваться в различных сферах - от социальных сетей до видеоигр, и даже в профессиональном обучении и медицинских сценариях,
среди прочего. Американский ученый Дж. Райан (J. Ryan) объясняет, почему виртуальные стендисты широко используются в современном экономическом развитии [6]. В то же время доктор Ре не Новак (Rene Novak) в своем исследовании показал, что «свобода личной идентичности усиливается тем, что она может бросать вызов законам физики, которые обычно действуют в реальном мире» [6, с. 11]. По мнению Рене Новак (Rene Novak), виртуальный двойник является носителем личной идентичности, он не привязан к одному образу пользователя, может произвольно менять пол, внешность или
даже прямо отказаться от человеческого образа, чтобы создать виртуального двойника в соответствии с личным восприятием. Т.О. Габриелян упоминает в статье «искусственно-интеллектуальных агентов, способных собирать необходимую информацию о предпочтениях представителя синтетической роли и трансформировать их в различные индивидуальные дизайн-решения» [2, с. 249], он также указывает на важную роль искусственного интеллекта в формировании виртуальных моделей. Анализируя виртуальных двойников с технической точки зрения, можно разделить их на три типа. Китайский ученый Ван Фан обобщает их как «тип аватара, тип генерации контента и тип интерактивного диалога» [11, с. 21]. С антропологической точки зрения, по мнению авторов, стендистов можно разделить на массовые, персональные и гибридные. Ученый Ван Кэ в своем исследовании утверждает, что «наличие или отсутствие тела дает возможность антропологу определить категорию виртуального двойника» [24, с. 54], показывая, что категория тела для антрополога чрезвычайно важна.
Авторы статьи обнаружили интересные феномены в ходе своего иммерсивного исследования виртуального поля. Дэвид Систо (Davide Sisto), философ из Туринского университета в Италии и писатель, занимающийся проблемами смерти в цифровой культуре, утверждал: «В то время как фотографии могут заменить мертвых на фотографии, современные технологии искусственного интеллекта позволяют ушедшим жить вечно в цифровом формате» [3]. В ходе нашего исследования мы обнаружили, что технология искусственного интеллекта оказала большое влияние на развитие индустрии виртуальных авата-ров. Технология искусственного интеллекта сократила время на создание аватаров, что позволило использовать их более широко. В то же время применительно к сфере оплакивания умерших виртуальные аватары называются по-разному - «виртуальные фигуры для траура», «виртуальные стендисты для воскрешения», «цифровой человек», «виртуальная модель», «индивидуальный цифровой двойник, «виртуальный цифровой человек», «виртуальная цифровая личность» и «виртуальные цифровые личности (ВЦЛ)». В Китае были случаи, когда эта технология использовалась без разбора: китайский телеканал CCTV News сообщил, что некоторые фанаты использовали технологию искусственного интеллекта для создания виртуальных
цифровых людей умерших знаменитостей [9] и снимали видео, на которых цифровые копии знаменитостей говорили утешительные слова своим поклонникам, чтобы распространить их в Интернете. В разных обществах и культурах цифровые люди могут быть приняты по-разному. Некоторые общества могут быстро адаптироваться и принять цифровых людей, в то время как другие могут колебаться или отказываться от изменений из-за культурных представлений, проблем с доступом к технологиям или экономических факторов. Есть даже фанаты, которые ведут диалог с виртуальными кумирами в течение длительного времени, поскольку поведение аватаров в какой-то степени поддается контролю. Это также свидетельствует о том, что развитие технологии искусственного интеллекта и технологий цифрового человека может оказать значительное влияние на когнитивные способности и психическое здоровье человека. Длительная зависимость от цифровых помощников может привести к ухудшению некоторых когнитивных навыков человека.
Авторы данной статьи утверждают, что причина появления этого феномена в Китае напрямую связана с китайской идеей поклонения предкам и сопровождения умерших. В связи с этим, чтобы выяснить, насколько эта связь обоснована, авторы статьи исследуют происхождение идеи поклонения предкам и анализируют исторические циньские артефакты, которые также можно назвать «заменами живых людей», - «терракотовых воинов из мавзолея Цинь Шихуанди» [19]. В своих рассуждениях о доциньской философии ученый Цзян Линьчан упоминает, что «поклонение предкам неизбежно порождается управлением кровным родством» [16, с. 48]. Согласно «Историческим записям пяти императоров» [22], в эпоху пяти императоров общественные организации, действовавшие вверх и вниз по Желтой реке, а также к северу и югу от реки Янцзы, представляли собой племенные группы крови. При племенах было больше коллегиальных кланов. Подобное управление кровным родством продолжало отражаться при различных династиях впоследствии. При династии Шан управление кровным родством было еще более интенсивным, а система внутренней и внешней службы даже доходила до того, что служба осуществлялась в соответствии с кровными группами. Идея управления кровным родством имеет глубокое влияние, особенно в Китае и других азиатских странах,
и существует тесная связь между поклонением предкам и идеей загробной жизни. В культе предков широко распространена вера в то, что души умерших продолжают существовать после смерти и могут продолжать существовать в той или иной форме в потустороннем мире. Эта вера в бессмертие души служит основой для понятия загробной жизни, т.е. веры в то, что после смерти существует состояние непрерывности жизни. Кроме того, ритуалы являются важным способом выражения уважения и памяти о предках. С помощью ритуалов люди надеются накопить заслуги своих предков, чтобы помочь им обрести лучшую жизнь в загробном мире. Такая связь между ритуалами и загробной жизнью заставляла людей больше беспокоиться о судьбе и благополучии загробного мира. Ученый Ху Синьшэн в своем исследовании, посвященном ритуалам жертвоприношений в некрополях династии Чжоу, отметил, что «исполнение желания жертвователя, чтобы предки приняли жертву и были вознаграждены ими, превращает жертвоприношение в двустороннюю взаимную деятельность, в которой человек служит богу, а бог дает человеку» [14, с. 40]. В 1985 г. в Пуяне (провинция Хэнань, Китай) были проведены раскопки «Стоянки Сишуйпо» [12], которая датируется периодом неолита, Восточной Чжоу и династии Хань. На стоянке М45 были обнаружены скульптуры драконов и тигров, расположенные в раковинах (рис. 1), из которых форма дракона является самым ранним
CNI СЭ CNI
СО
о
tu 3
О
Рис. 1. M45 Дракон и Тигр на площадке в Сишуйпо. Источник: https://www.sohu. com/a/327362714_488985 (09.05.2024)
и наиболее полным изображением дракона, найденным в Китае, и рассматривается как первый китайский дракон. Это также отражает древнюю китайскую философскую концепцию, согласно которой владелец гробницы хотел, чтобы дракон и тигр были спутниками для вознесения на небо и реинкарнации. Идея включения сопровождающих в царство смерти соответствует философии значительной части народов. В Китайском универсуме жизнь, смерть и бессмертие всегда сопровождаются наличием каких-либо образов рядом с телом умершего. Некоторые исследования показали, что изображения дракона, тигра и оленя, встречающиеся в местечке Сишуйпо, связаны с примитивным даосизмом. Профессор Чжан Гу-анчжи в своих исследованиях показал, что «художественные образы драконов, тигров и оленей связаны с тремя цзяо (^¡Ш) древнего примитивного даосизма» [30, с. 36]. Он считает, что владелец гробницы 45 был первобытным даосским жрецом или колдуном, а фигуры животных, например драконов, помещенных в раковины мидий, можно назвать драконьим цзяо, т.е. образом трех цзяо (—¡Щ), которые помогли ему подняться на небо.
Ю.Б. Борев упоминает в книге «Эстетика»: «В древнейшей художественной культуре религия - господствующая форма идеологии, оказывающая определяющее влияние на всё искусство» [1, с. 226]. Можно заметить, что в китайском обществе виртуальная фигура открывает новые сценарии применения - конструирование виртуальных фигур умерших для траура также в определенной степени находится под влиянием китайской религии и идеи поклонения предкам. Джеймс Л. Уотсон (James L. Watson) в книге «Ритуал смерти в позднеимперском и современном Китае» [8] упоминает: «Патрилинейное родство переживает смерть; матрилинейное родство (через мать) и родство (через брак) обычно прекращаются после смерти. Общение с предками является специфическим проявлением этого поклонения отцовской линии» [8, с. 8]. Древний Китай был патрилинейным обществом, люди ценили патрилинейные отношения, и идея поклонения предкам была в значительной степени поклонением патрилинейным отношениям. Ян Цинкунь в своей книге «Религия в китайском обществе - исследование современных социальных функций религии и ее исторических факторов» [28] утверждает, что «основная организационная единица социальной жизни существует в семье»
[28, с. 270], т.е. культ предков, похоронные обряды, жертвенные ритуалы и т.д., проводимые в семье, могут в определенной степени укреплять и поддерживать кровные узы и играть важную роль в поддержании семейных связей». В то же время Янг выделил два типа религиозной структуры в китайском обществе: «институциональную религию и диффузную религию» [28]. Авторы статьи соглашаются с Ян Цинку-нем и утверждают, что в китайском обществе нет явной организованной религии, такой как религиозные праздники, представления и т.д., но жертвенные обряды и погребальные церемонии под влиянием идеи поклонения предкам существовали всегда. Поэтому авторы данной статьи придерживаются мнения Ян Цинкуня о том, что семью можно рассматривать как слой диффузной религии в китайском обществе, где жертвенные обряды каждого семейного религиозного слоя по-разному регулируются под влиянием идеологии культа предков и, например, конфуцианства и даосизма [28]. Например, семейное святилище может рассматриваться как даосский храм, а старейшины семьи, имеющие право голоса в этом вопросе, выступают в роли религиозных организаторов, увековечивая религиозную культуру семьи, основанную на идее поклонения предкам.
Под влиянием идеи культа предков сочетание императорской власти и концепции загробной жизни нашло отражение в терракотовых воинах и лошадях мавзолея Цинь Шихуанди (рис. 2). Терракотовые воины и кони из мавзолея Цинь Шихуан-ди - один из древнекитайских артефактов, воплощающих идею сопровождения императора в загробном мире. Их основным предназначением было размещение полной копии военной мощи мавзолея Цинь Шихуанди для охраны и защиты мавзолея. Количество, размер и утонченность терракотовых воинов свидетельствуют о могуществе и статусе Цинь Шихуанди. В Древнем
Рис. 2. Терракотовые воины и лошади из гробницы Цинь Шихуанди. Источник: https:// www.bmy.com.cn/pittwo.html (09.05.2024)
Китае император считался «Сыном Неба ^^», посредником между небом и землей, и его смерть была не только концом его личной жизни, но и делом государственной важности. Поэтому терракотовые воины были не только предметом личного захоронения Цинь Шихуанди, но и символом великой национальной мощи династии Цинь. «В Чжун юн говорилось: ШШШ^, » [18, с. 8]. Это озна-
чает, что к умершему следует относиться с тем же сыновним почтением, что и к живому. Идея заимствована у древних китайцев на основе представления о бессмертии души. В главе «Баи» «Конфуций также упоминает: Шпй, [29], имея в виду, что, принося жертвы богам, люди чувствуют, что боги как будто действительно присутствуют. В культе предков уважение к предкам выражалось в ритуалах и памятных мероприятиях, а в гробницах императоров это уважение усиливалось и формализовалось. Поскольку период Весны и Осени и период Воюющих государств привел к изменениям в погребальных обычаях в связи с социальными переменами, появилось погребение с терракотовыми воинами» [31, с. 95]. В 381 г. до н.э. была написана история династии Цинь, где система человеческих мучени-честв отменяется в государстве Цинь [21]. В термине «погребение с фигурками» первоначальным значением фигурок было человеческое мученичество, но с отменой человеческого мученичества в гробницах вместо настоящих рабов появились керамические и деревянные фигурки. Авторы данной статьи считают, что терракотовые воины могут быть интерпретированы как стендисты солдат армии Цинь Шихуанди при его жизни, что приближает нас к пониманию иммер-сивного искусства современности.
Терракотовые воины и лошади могут быть разделены на следующие категории: Чебиньюн, Лишеньонг, Гуйшыонг и т.д.
¿йй, шмтш) (рис. 3).
Чебиньюн (^Й^Й) в основном встречаются на колесницах, т.е. это управляющие колесницей. Иначе их зовут Цуочэюн (Ё.ЩЩ и ючэюн Лишэюн (&.МШ)
и гуйшэюн (ШМШ) - особые типы терракотовых воинов Цинь, вооруженные луками и арбалетами, и эти два типа воинов вместе образуют арбалетную армию. Существуют различные типы терракотовых воинов в зависимости от типа солдата. У каждого терракотового воина свои черты лица и выражение. Хотя костюмы и другие детали терракотовых воинов выполнены по единому образцу, каждый терракотовый воин всё же имеет индивидуальные черты. Исследова-
Рис. 3. Чебиньюн, Лишеньонг, Гуйшыонг. Источник: https://baike.baidu.com/item/% E5%85%B5%E9%A9%AC%E4%BF%91/60649?fr=ge_ala (09.05.2024)
CNI СЭ CNI
О
tu 3
О
Рис. 4. Крупный план лица, красочные терракотовые воины. Источник: https://www. bmy.com.cn/index.html (09.05.2024)
ния показывают, что «мастеров, создавших терракотовых воинов, можно по некоторым деталям оценить с позиции, является ли автор официальным мастером или народным мастером» [10], что также отражает самостоятельность создателей в то время. По мнению ученого Гайгуо, терракотовые воины отличаются высокой степенью реалистичности [13, с. 116]. Раскопанные терракотовые воины были раскрашены (рис. 4), и их цвета, движения и размеры в основном соотносятся с реальными характеристиками армейских солдат, оружия, лошадей и колесниц. Однако создатели наделили терракотовые фигуры индивидуальностью, придав лицам выражение, обозначив возраст и облачив в костюмы. Это можно рассматривать как параллель к тому, что делают современные художники, создавая индивидуальные виртуальные двойники в иммерсивном искусстве, которые также представляют собой
высокую степень единства между реалистичным и не совсем реалистичным.
Возвращаясь к современности, отметим, что виртуальные стендисты для воскрешения мертвых стали новой сферой применения виртуальных цифровых людей в Китае. Можно предполагать, что этот феномен коренится в идее поддержания жизни после жизни. Терракотовых воинов Цинь Шиху-анди можно понимать как физических двойников, сделанных из глины на основе идеи сопровождения императора в загробный мир. В условиях развития современных технологий носитель создания двойника изменился. Художникам не нужно тратить много времени и денег на изготовление реального материального двойника, необходимо всего-навсего с помощью искусственного интеллекта создать цифровой аватар умершего, добиться воспоминаний об умершем с целью утешения души. В то же время авторы данной статьи считают, что сочетание культа предков и концепции загробной жизни сильно влияет на принятие виртуальных двойников китайским народом.
Однако относительно высокая степень принятия также обусловлена любопытством, принесенным новой технологией. Иммерсивные виртуальные стендисты являются главной особенностью интерактивности: виртуальные стендисты, созданные в память умерших, могут имитировать выражение лица реальных людей и даже образ мышления в реальном времени, чтобы взаимодействовать с аудиторией. Виртуальный стендист - отличительная черта интерактивного характера проекта "Here After" [4] (рис. 5), созданного сооснователем Джеймсом Влахосом (James Vlahos), помогает реализовать технологию диалога с нашими умершими близкими. Here After - это мобильное приложение, которое позволяет пользователям загрузить фотографию
умершего близкого человека и аудиозапись, чтобы получить виртуального цифрового человека, имитирующего их умершего члена семьи, по цене всего 5,99 дол. в месяц. В MIT Technology Review упоминается, что «цифровые клоны наших близких могут навсегда изменить ситуацию скорби» [6]. Стоит отметить, что Джеймс (James) внедрил в программу искусственный интеллект, который в определенной степени сокращает утомительный процесс ручного создания аватара, и пользователь может получить индивидуальный цифровой аватар после
Рис. 5. Here After - программное обеспечение, созданное соучредителем Джеймсом Влахосом (James Vlahos). Источник: https://www.hereafter.ai/ (01.05.2024)
ввода изображений и голосового материала в соответствии с программой.
Программное обеспечение опирается на использование искусственного интеллекта, «который снизил барьеры для производства» [25, с. 71], но уровень представления аватаров совершил качественный скачок вперед. Технологии цифрового человека продолжают совершенствоваться, позволяя имитировать человеческое поведение и самовыражение, и именно эти технологии имитируют внешность и голос умершего близкого человека, чтобы помочь зрителям достичь погружения в атмосферу, которая утешает душу. Это также демонстрирует зрителям гуманистическую направленность иммерсивного искусства как основы метавсе-ленной. Сочетание виртуальных стендистов и иммерсивного искусства дает виртуальным стендистам важную характеристику -настраиваемость. «Внешний вид, пол, движения, одежда, язык и взаимодействие виртуального двойника могут быть настроены» [23, с. 8] и разработаны самостоятельно. Это также продемонстрировано в игре Here After, как предшественнице чат-ботов, предназначенной для создания каналов взаимодействия между человеком и компьютером. Этот иммерсивный опыт основан на тексте, и с развитием технологий Джеймс представляет вторую версию настоящего, где аудитория загружает фотографии и голос, полагаясь на искусственный интеллект в создании уникального и эксклюзивного виртуального цифрового человека (рис. 6).
Те же свойства иммерсивного искусства отражаются в диалоге между аудиторией
Рис. 6. Люди загружают фотографии и голоса на Here After. Источник: https://www.hereafter.ai/
(01.05.2024)
CNI СЭ CNI
О
<v О
и аватаром, где аудитория является одновременно участником и создателем произведения, что помогает пользователям создавать новый опыт и инновационные приложения. На одном из сайтов, посвященных работе Джеймса, один из участников написал: «Вы - это не вы, не так ли? Вы просто некая пульсация вас. У вас нет никакой истории. Вы просто что-то, что он делает, не задумываясь, и этого недостаточно» [6]. Это также напоминание о том, что порождение искусственного интеллекта является воплощением искусства, и человеческая субъективная инициатива по-прежнему доминирует; мы можем использовать искусственный интеллект в сочетании с иммерсивным искусством, чтобы исследовать способ существования и духовное ядро виртуального мира. Традиционные терракотовые статуэтки в качестве «подставных лиц» формируют образ один раз, при желании изменить его будет крайне сложно. Появление иммерсивного виртуального цифрового человека с гибким уровнем общения в определенной степени изменило у современных людей мысли об общении с предками. Тем не менее, авторы данной статьи считают, что иммер-сивный виртуальный цифровой человек в современном обществе примет на себя такую же роль, как древние терракотовые статуэтки и другие подобные замены.
Всё более широкое распространение виртуальных цифровых личностей (ВЦЛ)
Список литературы:
также привело к дискуссиям об ответственности, конфиденциальности, защите данных и этике их использования. Например, как будет определяться ответственность, когда злоумышленники используют виртуальных цифровых людей для осуществления незаконной и преступной деятельности, приводящей к ошибкам или ущербу. В 2019 г. Китай опубликовал «Принципы управления искусственным интеллектом нового поколения» [27], которые были уточнены в 2021 г. выпуском «Этических норм искусственного интеллекта нового поколения» [26]. Кроме того, в 2022 г. были официально введены в действие «Положения об управлении глубинным синтезом информационных услуг Интернета» [15] и «Временные меры по управлению генеративными службами искусственного интеллекта» [20] в 2023 г.
Китай, да и весь мир, имеет в виду определенные контрмеры для решения юридических проблем, связанных с авата-рами, и активно адаптируется к вызовам, возникающим в связи с развитием технологий искусственного интеллекта и им-мерсивного искусства. По мере того, как цифровые люди будут всё больше интегрироваться в повседневную жизнь, будет меняться понимание, эмоции и ожидания людей в отношении машин и искусственный интеллекта. Это окажет глубокое влияние на философские и этические концепции отношения человека к машинам.
[1] Борев Ю.Б. Эстетика. - М: Высшая школа, 2002. - 511 с.
[2] Габриелян Т.О. Дизайн-процесс массовой индивидуализации в контексте семиотико-интерактивной методологии // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - C. 246-256.
Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money From Ideas. - London: Penguin, 2001. 288 р.4. Jeearchive Charlotte. Technology that lets us "Speak" to our Dead Relatives has Arrived. Are we Ready? // MIT Technology Reiew. - 2022. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.technologyreview. com/2022/10/18/1061320/digital-clones-of-dead-people (01.05.2024).
Novak Rene. The Rise of the "Immersive Virtual Online Avatar" Does an Online Community Established in the Virtual Space Constitute a "Real" Society? // Video Journal of Education and Pedagogy. Vol. 6. - 2021. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.1163/23644583-bja10023 (01.05.2024). Sisto Davide, Bonnie McClellan Broussard. Online Afterlives: Immortality, Memory, and Grief in Digital Culture. - The MIT Press. - 2020. - 216 c.
Vlahos James. Here After. - 2022. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.hereafter.ai/ (01.05.2024) Watson James L. Evelyn S. Rawski. Death Ritual in Late Imperial and Modern China - University of California Press Berkeley and Los Angeles, 1988. - С. 334.
SfflM^WiW // ^ШШШШ^Ш [Где граница применения искусственного интеллекта для воскрешения мертвых в целостную производственную цепочку?] // CCTV news. - 2024. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://content-static.cctvnews.cctv.com/snow-book/ index.html?item_id=12962821264387622171&toc_style_id=feeds_default&module=ccnews%3A%2F%2 Fappclient%2Fpage%2Ffeeds%2Fdetail%3Furl%3Dhttps%253A%252F%252Fcontent-static.cctvnews.cctv. com%252Fsnow-book%252Findex.html%253Fitem_id%253D12962821264387622171%2526toc_style_ id%253Dfeeds_default (06.03.2024)
[9] Й^Й [Терракотовая армия. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/%E5%8 5%B5%E9%A9%AC%E4%BF%91/60649?fr=ge_ala#reference-10 (09.05.2024)
[10] K^.AIffi^S^AS^i^n^ft^P^Mfeffl.S^fifeffiW [Chen F. Применение технологии виртуального цифрового человека AI в конвергентном медиапроизводстве // Мир цифровых коммуникаций]. - 2021, № 01. - C. 21-23.
[3]
[4]
[11 [12 [13 [14
[15
[16
[17 [18 [19
[20
[21 [22
[23 [24
[25
[26
[27
[28
[29 [30
ТЙЯЗШЙ. 1988^М1ИШ7ШМй£®®ЖШ. [Дин Цинсянь, Чжан Сянмэй. Краткий от-
чет о раскопках городища Сишуйпо в Пуяне, провинция Хэнань в 1988 году // Archaeology]. - 1989, № 12. - C. 1057-1066, 1153-1154.]
МН.^^ИШЙ^ЬЙЙ^Жгёг+^ЧЯ--[Гайгуо. Культурный подтекст реалистичной скульптуры и анализ художественного дизайна - на примере терракотовых воинов и лошадей цинь // Oriental Collection]. - 2022, № 03. - C. 116-118.
Синьшэн, Бай Ян. Ритуалы жертвоприношения трупов при династии Чжоу и трансформация китайских представлений о поклонении предкам // Literature, History and Philosophy]. - 2022, № 05. - C. 33-43, 165.
ISlili^SSp^fHi. Ф^АКЙЭДВФЛАККЙ [Положение об управлении углубленным обобщением информационных услуг Интернета // Центральное народное правительство Китайской Народной Республики]. - 2022. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.gov.cn/zhengce/ zhengceku/2022-12/12/content_5731431.htm] (06.03.2024)
Ш+Ш.^Шп^МФ^^ВЙШЗД.ФВЙКЙ^Й^ [Цзян Линьчан. Основание китайской цивилизации в философии до Цинь // Социальные науки в китайских колледжах и университетах]. - 2022, № 04. - C. 34-52, 158.
$ШШ. [Ли Сяочэнь. Искусственный интеллект помогает мерт-
вым возвращаться. Восточный еженедельник Лукаут]. - 2023.04.05. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://finance.sina.cn/2023-04-05/detail-imypkaiw9176176.d.html?from=wap (06.03.2024) ^ШЖШ[J^^iiff [Цяо Чу. Анализ концепции «смерть как жизнь» в надгробном искусстве династий Хань, Вэй и Шести династий // Masterpieces]. - 2021, № 07. - C. 8-9. ШаШ^ШШ^Ш. 2012-2014 [Музей императорской гробницы Цинь Шихуанди. 2012-2014. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.bmy.com.cn/index.html (12.05.2024)
^ЙАХШьЖ^ШМШтЙ-Й. Ф^АКЙЭДВФЛАККЙ [Временные меры по управлению генеративными службами искусственного интеллекта. Центральное народное правительство Китайской Народной Республики]. - 2023. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.gov.cn/zhengce/202307/ content_6892001.htm] (06.03.2024)
ЩВЦ. [Сыма Цянь. История династии Цинь: Пятая хроника династии Цинь]. -
Интернет-ресурс. Режим доступа: https://baike.baidu.com/reference/60649/533aYd06cr3_z3kATP2Ima_ 3ZnnCYIyov0CHBrRzzqIP0X0pX5nyFIsh89lx_fkoBwHTqtd6c9wRnaewXRER8bRCbqd2Hqphx2n9UzL ByL_5u9sxm9JFootKN6UUj_XztVq_imfXhQ (09.05.2024)
ffliKffi. - 2023. - No. 04. - C. 8-19. [Сунь Цинвэй. По-
литическое объединение и культурное объединение, отраженные в «Исторических записях пяти императоров»] // Historical Research. - 2023. - № 04. - C. 8-19.
[Цинь Цзуцзюнь, Фэн Цзяньгу-
ан, Чжэн Ланьмэй. Облачный класс с цифровым человеком в технологии искусственного интеллекта на основе концепции метавселенной // Китайское современное образовательное оборудование]. -
2022, № 08. - C. 7-11.
ШЩ^ЖА^^.ФВ^А^ЙРл^Ван Кэ. Антропология виртуального искусства // Китайская академия искусств]. - 2018. - 159 с.
[Вэй Яли, Ду Боян. Исследование построения образа «виртуального цифрового человека» в области метавселенной // Искусство и дизайн (теория)]. - 2023, № 2 (10). - C. 69-71.
ffi—1t;AI:sfit'feiI®>E. [Электронный ресурс]Ф^АЕй®ВЙ#ЙАпР [Этика нового поколения для искусственного интеллекта. Министерство науки и технологий Китайской Народной Республики]. - 2021. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.most.gov.cn/kjbgz/202109/t20210926_177063.html (06.03.2024) Ш—ItAIgfit^i!®!!. [Электронный ресурс] Ф^АКЙ®ВФ^АККЙ [Принципы управления искусственным интеллектом нового поколения. Центральное народное правительство Китайской Народной Республики]. - 2019. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.gov.cn/ xinwen/2019-06/17/content_5401006.htm
шт. йнШ'1?. Фаа^ФМ^й---
[Янг К.К., Фань Ли-Чжу. Религия в китайском обществе: исследование современной социальной функции религии и ее исторических факторов // Шанхайское народное издательство], 2007. - 357 c. ЗШ.ЙЭДй : [Чжан Фан. Жертвоприношение как кон-
струирование коммуникативного воображения в традиционных китайских народных семейных ритуалах //international Journalism]. - 2023, № 45 (03). - C. 109-129.
[Чжан Гуанчжи. Три массы Пуяна и мотивы животных и человека в древнекитайском искусстве // Cultural Relics]. - 1988, № 11. - C. 36-39.
"Ш" [Чжан сяоянь, Tian Baohua. Краткое обсуждение
вопросов, связанных с захоронением циньских «терракотовых воинов» // China Ethnic Expo]. - 2016, № 02. - C. 95-96.
[Чжан Сюэсун. Предки
и государство: эволюция поклонения кровным предкам и национальной идентичности в китайской религии // Журнал Китайского университета Академии общественных наук]. - 2023, № 43. - C. 2034, 136-137.
аз О