Пётр ДЕНИСЕНКО
ПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ (социокультурный аспект)
В статье анализируются основные парадигмы социального знания и особенности их функционирования. Автор отмечает, что парадигма образования является выражением и концентрацией определённых мотивов социальных субъектов, систем, структур и отдельных личностей. Указаны перспективные, по мнению автора, направления деятельности по реализации парадигм образования.
The article analyzes the main paradigms of social knowledge and peculiarities of their functioning. The author notes that educational paradigm is a sort of expression and concentration of certain motives of social subjects, systems, structures and individuals and specifies his opinion on promising ways for realizing of activities on implementation of educational paradigms.
Ключевые слова:
парадигма, образование, парадигмы образования, школа, образовательный процесс, воспитание личности; paradigm, education, educational paradigms, school, education process, individual upbringing.
ДЕНИСЕНКО Пётр Александрович — к.филос.н., доцент; полковник, начальник учебного отдела Военного
университета МО РФ
Современные исследования показывают, что многие процессы, как в природе, так и в обществе, происходят на основе определённых программ, моделей, образцов1. Наиболее очевидно данное обстоятельство характерно для социальных систем. Именно поэтому понятие «парадигма» стало активно использоваться в качестве методологического средства для анализа различных социальных явлений, в том числе и современного образования.
Понятие «парадигма» образовано от греческого слова «жарадегу^а», что в переводе на русский язык означает пример, модель, образец2. Парадигмы рассматриваются и как идеальные информативные структуры, в которых запрограммированы содержание, форма, направление, этапы и цель развития всех структур мира. Так, по мнению К.М. Кантора, на определённом этапе развития природы возникают парадигмы социокультурной эволюции, в которых было закодировано развитие человечества от дикости до цивилизации (включительно)3. Социокультурные парадигмы рассматриваются в двух аспектах: как парадигмы-личности и как абстрактные схемы. Парадигмой-личностью в религиозных обществах выступает Бог, примером такой парадигмы является также культ героев античности.
В социальной философии и социально-гуманитарных науках в целом понятие «парадигма» стало использоваться для обозначения образцов и моделей социокультурных отношений, взаимодействия, поведения. Под парадигмальностью понимается свойство социальных систем создавать и воспроизводить себя на основе определённых образов и моделей. Парадигма задаёт параметры социальных систем, их идентичность, уникальность и отличительность друг от друга.
Теперь обратимся к явлению образования. Слово «образование» в своей корневой основе связано со словом «образ», являющимся
1 См.: Кантор К.М. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. — М., 2002; Кун Т. Структура научных революций. — М., 2003; Масару Э. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. — М., 2005 и др.
2См.: Огурцов А.П. Парадигма //Новая философская энциклопедия в 4 т. — М.,
2001, т. III, стр. 193-194.
3 См.: Кантор К.М. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. — М.,
2002, стр. 27—28.
очень ёмким по своим смыслам и значениям, в том числе и в сфере философского познания1.
Социокультурные парадигмы содержат коды социального и культурного развития человека и общества. Социокультурным парадигмам соответствуют определённые образовательные парадигмы. Посредством образовательных парадигм происходит трансляция, преемственность социокультуры, то есть сфера образования выступает пространством реализации социокультурных парадигм.
Образовательные парадигмы как образцы формирования человека уже в древности включали в себя два аспекта: фундаментально-мировоззренческий (идентификационный) и утилитарно-практический. Первый аспект содержит представления и переживания мировоззренческого характера, и он определяет идентификацию индивида и социальных групп, общества в целом. Второй аспект содержит представления и переживания, связанные с социальной ролью и статусом индивида в контексте формирования разделения труда и распределения обязанностей от семьи до первых государств. Эти тенденции постепенно сформировались в самостоятельные парадигмы: парадигма ученичества и парадигма школы (школьная парадигма)2.
Парадигма создает и вполне конкретную структуру общества. Применительно к науке это выявил Т. Кун, определяя парадигму и как сообщество учёных, коллективный познающий субъект. В этом отношении, по мнению О.Э. Петруни, следует рассматривать «парадигму как структурно-функциональную организацию субъектной деятельности, в соответствии с которой субъект реализует некоторую программу или цель, действуя на основе определённых процедур и правил»3. Данный подход вполне применим к образо-
1 Многогранность образа уже в древности была выявлена Платоном (См.: Лосев А.Ф. Терминология учения Платона об идеях (егдод и гдёа) //Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993, стр. 136—286; Лосев А.Ф. Учение Платона об идеях в его систематическом развитии // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993, стр. 287—708.
2 См.: Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. — М., 2008, стр. 14.
3 Петруня О.Э. Тупики софистики и пространства философии: новый этап борьбы за Логос //Вестник
Московского университета. Серия 7. Философия,
2007, № 3, стр. 59—60.
вательной сфере. В этой связи парадигма образования есть социокультурно и исторически обусловленная структурно-функциональная организация субъектной деятельности в образовательной сфере, в соответствии с которой субъект реализует образцы, программы, цели образования, действуя на основе определённых процедур и правил. Такими социокультурными структурами являлись и являются Академия Платона, Лицей Аристотеля, монастырь, университет, школа, министерство образования и т.п.
Парадигмальность образования — это атрибутивное и экзистенциальное свойство личности и общества, связанное со способностью самовоспроизводства и развития на основе антропологических и социальных образцов, моделей, матриц или архетипов.
Пониманию парадигм образования способствует анализ парадигм социального знания. А.В. Кузнецов и В.В. Кузнецов выделяют следующие парадигмы социального знания: мифологическая, космоцентрическая, теоцентрическая, эколого-футурологическая , культурно-историческая, естественноправовая4. Так, например, мифологическая парадигма социального знания способствует пониманию парадигм образования в древнем обществе, в основе которых лежали практики инициации и посвящения5.
В исследовании парадигмальности образования как социокультурного феномена целесообразно использовать представленные выше подходы по принципу дополнительности. В конечном итоге парадигмы образования связаны с цивилизационными и культурными особенностями каждого конкретного общества, влиянием формационного характера развития, в основе которого лежит способ производства.
Характеризуя парадигмы образования как социокультурный феномен, в их структуре можно выделить три слоя или уровня, отличающихся друг от друга темпами, качеством изменений и характером содержания.
4 См.: Кузнецов А.В. Практикум по философии: Социальная философия. — М., 2007, стр. 141—438.
5 См., например: Фомин В.П. Первоосновы посвящения. Истоки йоги и начала эзотерической философии в архаических традициях. — М., 2008; Элиаде М. От каменного века до элевсинских мистерий // История веры и религиозных идей в 3 т. — М., 2002, т. 1.
Во-первых, эндогенный — внутренний, самый глубинный слой. В нём располагается глубинное мировоззренческо-смысловое ядро, содержащее социокультурные и антропологические образцы, коды, матрицы, архетипы, определяющие тип, характер и содержание образования, посредством которого воспроизводится человек и общество. Ядро — хранитель филогенетической информации, индивидуального, этнического и родового бессознательного, ментальный код воспроизводства общества и личности. Ядро менее всего изменяется на протяжении всего существования определённого типа общества и его социокультуры. С ядром связана собственно гуманитарная и мировоззренческая составляющая образовательного процесса. Уровень ядра по характеру знания является фундаментальным.
За формирование и сохранение мировоззренческо-смыслового ядра образовательной парадигмы отвечают субъекты, которых по характеру их роли и значимости уместно определить как субъект первого уровня. Это жрецы, маги, пророки, апостолы, философы, мыслители, просветители, т.е. все те, кто связан с порождением картин мира. Именно они и формируют ядро образовательной парадигмы. Этот уровень максимально связан с процессом воспитания, с мировоззренческой, духовно-нравственной и социокультурной идентификацией личности и социальных групп. Именно здесь человек обретает ответ на вопрос: «Кто я?». В исследованиях этого уровня целесообразно использовать цивилизационный подход.
Во-вторых, мезогенный (средний) уровень парадигмы образования, который можно определить как утилитарно-прагматический, профессионально-прикладной. Этот уровень связан с формированием определённых профессиональных качеств индивида и социальных групп. На этом уровне действуют соответствующие субъекты образовательного процесса, ответственные за подготовку по профессиональному профилю. Как правило, это учёные, инженеры-техники, конструкторы и т.п.
На этом уровне парадигмы максимально воплощается обучение как составная часть образовательного процесса, в рамках которого осваиваются приёмы и способы производства, виды трудовой деятельности, в результате чего человек получает ответ на
вопрос: «Как и что я осваиваю в рамках своей профессиональной, хозяйственноэкономической деятельности?».
В-третьих, экзогенный (внешний) уровень образовательной парадигмы, который включает в себя организационную оболочку. В свою очередь, данная оболочка содержит в себе образцы и параметры организационного и структурного характера, материально-экономического, политикоправового и социального обеспечения образовательной деятельности и субъектов, реализующих эти образцы и параметры.
Ядро образовательной парадигмы является самой устойчивой структурой. Средний и внешний уровни подвержены определённым изменениям. Так, например, может меняться организационная структура сферы образования, законодательство, меняются поколения субъектов и объектов образования и т.п.
В содержательном плане одним из социокультурных оснований парадигм образования выступают культурно и исторически детерминированные представления о том идеале, образе, образце, под который подводится образовывающийся человек. На этом основании можно выделить парадигму гармонически развитой личности — цзюнь-цзы (китайский «благородный муж»), «истинный ариец», «совершенный человек», образ Божий, новый человек, человек-машина, человек-суперкомпьютер и др. Культурно-исто -рические идеалы человека, как правило, соотносятся в сфере образования с конкретными историческими личностями, сумевшими в своей непосредственной жизни приблизиться к искомому идеалу человека. И тогда дискуссии разворачиваются вокруг осмысления этих конкретных образов.
В наши дни сфера образования для большинства ассоциируется со школой. С.Г. Кара-Мурза, говоря о сути школы, отмечает, что она — один из самых устойчивых общественных институтов, «генетическая матрица» культуры. В соответствии с этой матрицей воспроизводятся последующие поколения. Поэтому тип школы, выработанный той или иной культурой, является важнейшим фактором формирования и воспроизводства цивилизации. Школа — механизм, сохраняющий и передающий от поколения к поколению культурное наследие данного общества. В тоже время это идеологический меха-
низм, «производящий человека» данного общества»1.
Характер смены культурно-исторических периодов и формаций позволяет выделить две формы смены образовательных парадигм: революционную и эволюционную. В первом случае между субъектами парадигм образования разгорается непримиримая борьба. Во втором случае смена субъектов и самих парадигм происходит относительно мягко и незаметно.
В заключение можно сделать вывод о том, что парадигмальность образования как социокультурный феномен характеризуется тем, что в парадигмах образования, являющихся частным случаем со-
1 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней. — М.,
2002, стр. 137.
циокультурных и антропологических парадигм, реализуется производство и воспроизводство той или иной культуры, типа общества и связанного с ними типа человека. Посредством образовательных парадигм осуществляется конкуренция и борьба между различными социальными субъектами, формируется определённая структура общества и тип социальных отношений. Отталкиваясь от парадигм образования, можно сформировать тот или иной тип общества. В этом контексте парадигмы образования укладываются в стратегии социальной инженерии. Для успешного развития в современных условиях Россия должна иметь и соответствующий арсенал парадигм образования.