1. Полная интеграция в состав комбината, корпорации, треста и т. д. с потерей финансово-хозяйственной самостоятельности и статуса юридического лица.
2. Объединение в форме холдингов через владение контрольным пакетом акций дочерних и внучатых компаний под управлением главной компании.
3. Интеграция в форме синдикатов на основе долговременного договорного объединения с частичной потерей коммерческой независимости.
4. Образование картелей с целью установления договорных партнерских отношений по разграничению рынков сбыта путем установления квот и цен.
5. Образование концернов и финансово-промышленных групп в виде договорного объединения группы вертикально и горизонтально технологически связанных основных производственных и инфраструктурных предприятий с целью формирования системной технологической цепочки.
6. Горизонтальное долговременное договорное объединение однородных организаций с целью проведения единой финансовой политики или развития общего капиталоемкого производства.
7. Компания в составе ТНК с полной хозяйственно-финансовой самостоятельностью без вступления в какие-либо долговременные альянсы и договорные отношения.
В приведенном спектре альянсов между крайними степенями свободы можно привести еще значительное количество их разновидностей. Структурные объекты хозяйствования ТНК, не теряя своей финансово-хозяйственной самостоятельности, формируют долгосрочные договорные отношения, основанные на отказе от части прав и принятии ряда обязанностей, частично ограничивающих свободу поведения на рынке.
Таким образом, выявленная в ходе анализа организационноструктурная трансформация ТНК преобразует сложившиеся на
мировых рынках МС и соглашения. Благодаря этому ТНК имеют возможности воздействовать на мировые экономические процессы, поведение покупателей, поставщиков,субподрядчиков и других контрагентов. По результатам проведенного исследования можно прогнозировать, что в дальнейшем стратегия ТНК будет охватывать различные формы интеграции - наряду с созданием традиционных дочерних компаний будут создаваться сети за рубежом, стратегические альянсы с разной степенью автономии, а также развиваться различные формы МС.
Литература:
1. Бобина М. Стратегические межфирменные альянсы / М. Бобина //Вопросы экономики. - 2002. - №4. - с.96-110.
2. Богуславский М. М. Международное частное право / М.М. Богуславский. - М.: Юристъ, 2004. - 604 с.
3. Градобитова, Л. Д. Транснациональные корпорации в международных экономических отношениях: учеб.пособие / Л. Д. Гра-добитова, Т. М. Исаченко. - М.: Анкил, 2002.- 124 с.
4. Лунц Л. А. Курс международного частного права в 3 томах / Л. А. Лунц. - М.: Спарк, 2002. - т. 3. - 1007 с.
5. Ляликова Л.А. Правовые проблемы транснациональных корпораций // Актуальные проблемы современного буржуазного гражданского права: Сборник научно-аналитических обзоров. - М.: Изд-во ИНИОН АН СССР, 1983. - с. 119-141.
6. Транснациональный монополистический капитал и Африка / Отв. ред. Л. В. Гончаров. - М.: Наука, 1989. -341 с.
7. Casson M. The Firm and the Market: Studies on Multinational Enterprise and the Scope of the Firm. Cambridge (Mass.): MIT Press,
1987. P. 1-49.
8. Coase R. H. The Nature of the Firm (1937) in: The Firm, the Market and the Law. Chicago and London: University of Chicago Press,
1988.
ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСЕНСУСНОЙ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ
Паршенцев В.А., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье показана тупиковость традиционных парадигм регулирования Интернет-отношений как сферы борьбы между правообладателями и нелегальными пользователями. Проанализированы примеры успешных бизнес-моделей, построенных на эффекте масштаба, доверительных «отношенческих» контрактах и многоступенчатой оплате, снижающей информационную асимметрию рынка. Показано, что выходом из сложившейся антагонистической ситуации является переход к инновационной консенсусной парадигме качества, реализующей принцип конкордности в регулировании Интернет-услуг.
Ключевые слова: Интернет-услуги, правообладатели, парадигмы регулирования, асимметрия рынка.
THE PARADIGM OF SERVICE QUALITY MANAGEMENT INTERNET SERVICE PROVIDERS ON THE BASIS OF THE FORMATION OF A CONSENSUS OF VALUES PLATFORM
Parshentsev V., seeker of candidate of economic sciences at FSUE «STANDARTINFORM»
The paper shows the futility of traditional paradigms of Internet regulation of relations as a field of struggle between the owners and illegal users. Analyzed examples of successful business models based on economies of scale and trusting «attitudinal» contracts and multi-payment, which reduces the information asymmetry of the market. It is shown that the way out of the antagonistic situation is the transition to the innovative quality of the consensus paradigm of implementing the principle of cooperation in the regulation of Internet services.
Keywords: Internet services, rights holders, the paradigm of regulation, the asymmetry of the market.
Анализ существующих вариантов регулирования качества услуг Интернет-провайдеров показывает, что большинство из них фактически реализуют парадигму «игры с нулевой суммой», в рамках которой требования и интересы сторон, определяющих качество услуг, антагонистически противостоят друг другу:
- правообладатели требуют полного пресечения нелегального распространения контента и возможности закрепить за собой долговременное получение прибыли от имеющейся интеллектуальной собственности;
- потребители, напротив, ожидают полностью свободного бесплатного взаимообмена любым контентом;
- государственные интересы предусматривают жесткую цензу-
ру враждебных, противоправных и других нежелательных источников информации, а ожидания потребителей, зачастую, опять-таки требуют максимально полной свободы информации.
В рамках такой парадигмы действия, повышающие оценку качества Интернет-услуг с позиций одной из сторон, ухудшают качество для другой. Однако реальность показывает, что функционирование информационного общества и, в частности, его ключевой метаинфраструктуры - сети Интернет - предельно далеко от упрощенной модели игры с нулевой суммой. В частности, невозможно представить себе на практике «рынок контента» как некоторый «пирог» фиксированного размера, который делят правообладатели (по-
лучая доходы от лицензированного распространения контента) и нарушающие закон пользователи (приобретающие контент бесплатно незаконными методами). Именно такая модель подразумевается в расчетах ущерба от Интернет-пиратства, которые постулируют, что каждая незаконно скопированная единица информации лишает ее правообладателя упущенной выгоды в размере ее розничной цены (т.е. что покупатели в любом случае приобрели бы указанную информацию и если бы не имели возможности скопировать ее бесплатно - платили бы требуемые суммы). Необоснованность данного утверждения совершенно очевидна при сопоставлении величин нелегально распространяемого контента и его денежного выражения, которое, зачастую, на порядки превышает доходы нарушающих закон домохозяйств. Поэтому очевидно, что если бы рынок распространения контента стал полностью легальным, то невозможно было бы говорить о его сохранении в прежних размерах - скорее всего, он бы сократился в разы, если не на порядки.
С другой стороны, ситуация полной победы незаконно копирующих информацию потребителей также привела бы в самом ближайшем будущем к почти полному прекращению производства нового контента ввиду отсутствия финансовых средств на это. Аналогичная ситуация складывается и с другими ложными дилеммами
- между необходимостью реализации государственной информационной политики и свободой информации, между удовлетворением расширенных потребностей клиентов в безопасности, приватности и контроле над своим информационным полем и средствами монетизации накопленной персональной информации по клиентам (с помощью контекстной рекламы, взаимодействия со скоринговыми и коллекторскими службами и т.д.).
Однако практика показывает, что прогресс достигается при условии предложения прорывных парадигм, нацеленных на взаимодействие, а не противоборство сторон. В частности, можно привести примеры инновационных бизнес-моделей распространения программного обеспечения и лицензионного контента, предложенных компаниями Apple и Android. Некоторые игровые проекты, распространяемые посредством программной платформы App store, превысили планку доходности в миллион долларов (такие игры, как Infinity Blade, заработали десять млн. долл. за 7 месяцев) при средней цене экземпляра в районе 5 долларов за счет массовости. Статистика роста загрузок приложений через App store представлена в таблице 1.
В ноябре 2012 года средняя ежедневная выручка в App Store составляла 15 млн. долл., в Google Play - чуть ниже 3,5 млн. долл., при этом на протяжении августа - ноября 2012 года совокупный рост ежедневной выручки Google Play составил 43% для топ-20 стран. Следует подчеркнуть, что практически все приложения, распространяемые в Google Play, могут быть бесплатно инсталлированы в обход лицензионных соглашений с помощью достаточно простых процедур; использование пиратских приложений на платформе Apple существенно более затруднительно ввиду необходимости предварительного взлома операционной системы (т.н. «джей-лбрейка»). Таким образом, высокая доступность пиратской альтернативы не повлияла на опережающие темпы роста продаж в Google Play, что может быть объяснимо лояльной ценовой политикой, в рамках которой доход извлекается за счет массовости платформы
и, соответственно, объемов продаж, а не прибыли с одного приложения.
По статистике Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в 2012 году доходы музыкальной индустрии выросли на 0,3 процента - это первый рост доходов с 1999 года, и его единственной движущей силой стали продажи цифровой музыки в Интернете. По этому показателю в большинстве стран лидирует iTunes. На втором месте расположился сервис Spotify, предложивший инновационную форму доступа к контенту: пользователь платит фиксированную абонентскую плату и может неограниченное время прослушивать желаемую музыку посредством Интернет-доступа, при этом в зависимости от величины абонентской платы музыка доступна с разными уровнями качества. Сервисы подписки на музыку, реализованные в разной форме, приобретают всё большую популярность: за 2012 год ими пользовались на 44% чаще прежнего, а доходы от них увеличились на 59% за одну только первую половину 2012 года.
Еще одним важным примером является огромное распространение так называемых Free-to-play (Free2play, F2P) игр, позволяющих бесплатно принять участие в игре, но взимающих плату за предоставление дополнительных преимуществ (улучшенных возможностей, снаряжения и т.д.). Классическим примером такой игры является белорусская разработка World of Tanks (российская версия - «Мир танков»), которая за 2 года с момента появления вышла на уровень оборота в 218 млн. евро (2012 год) [1].
Указанные примеры показывают, что выходом из сложившейся антагонистической ситуации является переход к инновационной консенсусной парадигме качества, реализующей принцип конкор-дности (разработанный в ряде работ Б.В. Салихова [2]) в регулировании Интернет-услуг. Инновационность парадигмы состоит в радикальной смене бизнес-моделей, рассмотрении базовых свойств информации как товара (прежде всего, отсутствия накладных расходов на производство еще одного экземпляра) не в качестве угрозы, а в качестве преимущества. Консенсусность парадигмы состоит в том, что она базируется на взаимном признании всеми сторонами общих ценностей, а ее конкордность [3] - в осознании необходимости взаимовыгодного сотрудничества Интернет-провайдеров, клиентов, правообладателей и государства.
Безусловно, в процессе достижения консенсуса всем сторонам придется поступиться частью краткосрочных интересов, поэтому столь велика практическая роль научно-теоретических исследований, позволяющих ясно артикулировать принципы, цели, задачи и направления развития сотрудничества, сделать конкордную парадигму однозначным «мэйнстримом» общественных взглядов.
Эффективность подобного подхода подтверждается как основополагающими исследованиями процессов саморегуляции различных сообществ, в том числе в отношении «ресурсов общего пользования» (неисключаемых, но исчерпаемых), классическим примером которых становятся информационные продукты, не защищенные от копирования, если их рассматривать в динамической взаимосвязи с ресурсами их создателей: хотя конкретный продукт (фильм, информационная сводка и т.д.) может быть до бесконечности скопирован без ущерба для своего содержания и в этом смысле является «общественным благом» (неисключаемым и неисчерпаемым) по классификации Э. Остром, но потребление информационных продуктов без внедрения тех или иных форм вознаграждения их создателям в скором времени приведет к исчерпанию ресурсов их производства и, следовательно, к прекращению производства
Таблица 1. Количество загрузок приложений в экосистеме Apple посредством App store
Дата Количество приложений Количество загрузок на эту дату Среднее количество загрузок 1 приложения
11 июля 2008 г. 500 0 0
14 июля 2008 г. 800 10,000,000 12,500
8 июня 2009 г. 50,000 1,000,000,000+ -20,000
7 июня 2010 г. 225,000+ 5,000,000,000+ -22,222
6 июня 2011 г. 425,000+ 14,000,000,000+ -32,941
5 марта 2012 г. 550,000+ 25,000,000,000+
новых продуктов. В то же время новые бизнес-модели, как показано выше, позволяют даже повысить доходность реализации информационных продуктов.
К базовым ценностям, которые должны разделяться всеми сторонами процесса управления качеством Интернет-услуг, следует отнести: необходимость достойной оплаты создателям информационных продуктов; ориентацию на использование эффекта масштаба аудитории как базового принципа монетизации информационных продуктов; коллективного признания общественной значимости ряда видов информационных продуктов, неспособных к самоокупаемости в рамках атомарных рыночных моделей, и развития механизмов их государственного финансирования; безусловный приоритет принципа позитивного, а не негативного подкрепления следованию нормам конкордного поведения (ориентация на предоставление дополнительных льгот и привилегий пользователям, проявившим свою лояльность, выраженную как в финансовом вознаграждении, так и в полезном компании поведении, а не на карательные механизмы для нарушителей); снижение информационной асимметрии за счет развития форм поэтапной оплаты ин-
формационного продукта; формирование долгосрочных инклюзивных бизнес-стратегий на основе «отношенческих» контрактов.
Реализация предложенной парадигмы позволит добиться существенных преимуществ как для правообладателей (которые получат возможность повышения своих доходов за счет увеличения клиентской базы и ее стабильности, а так же продажи все новых и новых дополнительных услуг одним и тем же клиентам), так и для потребителей Интернет-услуг, получающих легальный доступ к большему объему информационных ресурсов за меньшую стоимость.
Литература:
1. WARGAMING PUBLIC COMPANY LTD. Annual Financial Report [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// oam.cse.com.cy/Announcement/announcementvariation/4692.
2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bv-salikhov.ru.
3. Лунева Е.В. Государственный контроль в системе рыночных отношений в условиях глобализации. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНЦЕПЦИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ ИНТЕРНЕТ-ДОСТУПА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Паршенцев В.А., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье рассматриваются основные концепции регулирования качества услуг Интернет-доступа с учетом требований государства и правообладателей. Показано, что концепция регулирования качества у получателя информации имеет ограниченную применимость ввиду необходимости согласия каждого получателя на применение специальных технических средств; концепция возложения ответственности за качество на распространителей испытывает сложности в реализации в связи с экстерриториальностью Интернета; Интернет-провайдеры представляют собой более удобный объект для регулирования, однако, для выполнения требований заинтересованных сторон без ущерба интересам третьих лиц необходимо их оснащение дорогостоящим оборудованием DPI. Сделан вывод о необходимости развития концепции смешанного саморегулирования Интернет-услуг.
Ключевые слова: саморегулирование, Интернет, провайдер, фильтрация трафика.
THE EFFECTIVENESS OF THE QUALITY MANAGEMENT CONCEPTS OF INTERNET ACCESS IN THE MODERN WORLD
Parshentsev V., seeker of candidate of economic sciences at FSUE «STANDARTINFORM»
The paper deals with the basic concepts of quality management of Internet access to meet the requirements of the state and owners. It is shown that the concept of quality management in the recipient’s information is of limited applicability due to the need of each recipient’s consent to the use of special technical means, the concept of placing the responsibility for the quality of distributors has difficulty in implementation in connection with the extraterritoriality of the Internet, Internet Service Providers are more convenient target for regulation however, to meet the requirements of interested parties, without prejudice to the interests of third parties must be equipping them with expensive equipment DPI. The conclusion about the need to develop the concept of a mixed self-Internet services.
Keywords: self-regulation, Internet service provider, traffic filtering.
Понятие качества услуг Интернет-доступа включает в настоящее время соответствие требованиям, предъявляемым клиентами, государством, правообладателями и другими стейкхолдерами.
Вопрос регулирования аспектов качества, определяемых требованиями клиента, решается в современных условиях наиболее просто, на уровне двусторонних взаимоотношений «клиент - провайдер». При наличии высококонкурентной среды провайдеры стараются непрерывно повышать качество удовлетворения как эксплицитных, так и имплицитных требований клиентов. Что же касается регулирования аспектов качества, определяемых требованиями стейкхолдеров, то этот вопрос является более сложным.
В Интернет-взаимоотношениях можно выделить три принципиальные точки регулирования, соответствующие базовым субъектам отношений - распространитель информации, ее получатель и посредники (Интернет-провайдеры услуг доступа и, в некоторых случаях, Интернет-провайдеры места для хранения информации (хостинг-провайдеры)).
В рамках традиционной парадигмы, переносящей в сферу Интернета регулятивные отношения, характерные для экономики реального сектора, Интернет-провайдеры и хостинг-провайдеры должны отвечать лишь за технические аспекты качества их оказания. Вся ответственность по содержательным вопросам качества распространяемых посредством Интернета информации, услуг и т.д. (включая их соответствие требованиям всех заинтересованных сто-
рон) полностью возлагается на их распространителей. Как указано в п. 3 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [1], «вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению лишь в случаях, предусмотренных законом». Провайдеры и хостеры не являются лицами, по своей воле и в своих целях распространяющими тот или иной контент, они лишь предоставляют любому лицу определенную инфраструктуру, которыми лицо может пользоваться, так или иначе, нарушая права или нет. Сильной стороной подобной концепции является возложение на провайдеров лишь тех обязанностей, которые прямо вытекают из их базовых компетенций, и отсутствие обременения дополнительными обязанностями. Однако в рамках данной системы возникают сложности с выполнением требований к качеству, формируемых такими заинтересованными сторонами, как государство и правообладатели, а в некоторых случаях - и пользователи.
С точки зрения государства «информационная нейтральность» провайдеров Интернет-услуг может нести угрозу информационному суверенитету страны вследствие информационной агрессии со стороны более развитых держав, в рамках которой ее источник будет находиться вне российской юрисдикции (примеры такого рода получили широкую известность в ходе ряда так называемых «цветных революций» 2000-х годов в Грузии, Украине, ряде арабских государств, при этом важную роль в провоцировании и координации этих «революций» играли транснациональные социальные