Научная статья на тему 'Парадигма экологической гармонии православия в условиях современных вызовов'

Парадигма экологической гармонии православия в условиях современных вызовов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / экология / технологии / парадигма экологической гармонии / традиции / государство / православные ценности / культура / соборность / логос. / оrthodoxy / ecology / technology / paradigm of ecological harmony / traditions / state / Orthodox values / culture / conciliarity / logos.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Емелькина Ирина Владимировна

Введение. Цель статьи – провести теоретический анализ парадигмы экологической гармонии православия в условиях современных вызовов. Определить общий контур процессов государственно-религиозного взаимодействия в контексте экологических проблем и их перспективу. Выявить наиболее значимую специфику парадигмы экологической гармонии православия, обосновать необходимость обращения к изучению православной стратегии экологической гармонии. Материалы и методы. Теоретические методы: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация. Эмпирические методы: метод экспертных оценок. Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности решения экологических проблем в свете идеи православной парадигмы экологической гармонии. Отмечены преимущества (сохранение религиозных традиций) и негативные тенденции (новые формы атеизма, дуализма, синкретизма) в развитии светской и религиозной экологической культуры. Выявлены примеры ответственного хозяйствования (монастыри) и опыт святых как образец должного отношения к природе. Они могут способствовать изменению самосознания современного человека в условиях трансформации российского общества, влиять на возможный ущерб, нанесенный природе человеком. Сделан вывод, что развитие православной парадигмы экологической гармонии в условиях глобализации достаточно благополучно может быть осуществлено и в связи с этим требует серьезного исследования. Обсуждение и заключение. Парадигма экологической гармонии православия как модель решения задач, связанных с экологией, богословски обоснована и апробирована в православной традиции в монастырской жизни и в виде опыта святых. Ее специфика состоит в том, что она, исходя из идеи спасения, формирует «экологию внутреннего мира», определяющую экологию окружающей среды. Это универсалия с православно-архетипической смысловой нагрузкой, определяющей социальные формы мышления и поведения человека по отношению к природе и миру, в гармонии с природой и окружающей средой. Обозначены перспективные направления в решении экологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Paradigm of Ecological Harmony of Orthodoxy in the Context of Modern Challenges

Introduction. The purpose of the article is to conduct a theoretical analysis of the paradigm of ecological harmony of Orthodoxy in the context of modern challenges. To determine the general outline of the processes of state-religious interaction in the context of environmental problems and their prospects. To identify the most significant specific features of the paradigm of ecological harmony of Orthodoxy, to justify the need to turn to the study of the Orthodox strategy of ecological harmony. Materials and Methods. The solution to research problems was provided by a complex of complementary theoretical (analysis of scientific literature on the problem under study, comparative analysis, comparison, generalization, systematization) and empirical (method of expert assessments) methods. Results. A number of preliminary remarks are made, indicating the features of solving environmental problems in the light of the idea of the Orthodox paradigm of environmental harmony. Advantages (preservation of religious traditions) and negative (new forms of atheism, dualism, syncretism) trends in the development of secular and religious ecological culture are noted. Examples of responsible management (monasteries) and the experience of saints are identified as an example of a proper attitude towards nature. They can contribute to a change in the self-awareness of modern man in the context of the transformation of Russian society, and influence the possible damage caused by man to nature. It is concluded that the development of the Orthodox paradigm of ecological harmony in the context of globalization can be carried out quite successfully and in this regard requires serious research. Discussion and Conclusion. The paradigm of ecological harmony of Orthodoxy as a model for solving problems related to ecology is theologically substantiated and tested in the Orthodox tradition in monastic life and in the form of the experience of saints. Its specificity lies in the fact that, based on the idea of salvation, it forms the “ecology of the inner world”, which determines the ecology of the environment. This is a universal with an Orthodox-archetypal semantic load that determines the social forms of thinking and behavior of a person towards nature and the world, in the direction of harmony with nature and the surrounding world. Promising directions in solving environmental problems are outlined.

Текст научной работы на тему «Парадигма экологической гармонии православия в условиях современных вызовов»

Фшлософия

Philosophy

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.24412/2078-9823.069.025.202501.033-041

УДК 124.5

И. В. Емелькина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]

Парадигма экологической гармонии православия в условиях современных вызовов

Аннотация

Введение. Цель статьи - провести теоретический анализ парадигмы экологической гармонии православия в условиях современных вызовов. Определить общий контур процессов государственно-религиозного взаимодействия в контексте экологических проблем и их перспективу. Выявить наиболее значимую специфику парадигмы экологической гармонии православия, обосновать необходимость обращения к изучению православной стратегии экологической гармонии.

Материалы и методы. Теоретические методы: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация. Эмпирические методы: метод экспертных оценок.

Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности решения экологических проблем в свете идеи православной парадигмы экологической гармонии. Отмечены преимущества (сохранение религиозных традиций) и негативные тенденции (новые формы атеизма, дуализма, синкретизма) в развитии светской и религиозной экологической культуры. Выявлены примеры ответственного хозяйствования (монастыри) и опыт святых как образец должного отношения к природе. Они могут способствовать изменению самосознания современного человека в условиях трансформации российского общества, влиять на возможный ущерб, нанесенный природе человеком. Сделан вывод, что развитие православной парадигмы экологической гармонии в условиях глобализации достаточно благополучно может быть осуществлено и в связи с этим требует серьезного исследования.

Обсуждение и заключение. Парадигма экологической гармонии православия как модель решения задач, связанных с экологией, богословски обоснована и апробирована в православной традиции в монастырской жизни и в виде опыта святых. Ее специфика состоит в том, что она, исходя из идеи спасения, формирует «экологию внутреннего мира», определяющую экологию окружающей среды. Это универсалия с православно-архетипической смысловой нагрузкой, определяющей социальные формы мышления и поведения человека по отношению к природе и миру, в гармонии с природой и окружающей средой. Обозначены перспективные направления в решении экологических проблем.

© Емелькина И. В., 2025

Ключевые слова: православие, экология, технологии, парадигма экологической гармонии, традиции, государство, православные ценности, культура, соборность, логос.

Для цитирования: Емелькина И. В. Парадигма экологической гармонии православия в условиях современных вызовов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2025. Т. 25, № 1. С. 33-41. DOI: 10.24412/2078-9823.069.025.202501.033-041.

Irina V. Emelkina

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: [email protected]

The Paradigm of Ecological Harmony of Orthodoxy in the Context of Modern Challenges

Abstract

Introduction. The purpose of the article is to conduct a theoretical analysis of the paradigm of ecological harmony of Orthodoxy in the context of modern challenges. To determine the general outline of the processes of state-religious interaction in the context of environmental problems and their prospects. To identify the most significant specific features of the paradigm of ecological harmony of Orthodoxy, to justify the need to turn to the study of the Orthodox strategy of ecological harmony.

Materials and Methods. The solution to research problems was provided by a complex of complementary theoretical (analysis of scientific literature on the problem under study, comparative analysis, comparison, generalization, systematization) and empirical (method of expert assessments) methods.

Results. A number of preliminary remarks are made, indicating the features of solving environmental problems in the light of the idea of the Orthodox paradigm of environmental harmony. Advantages (preservation of religious traditions) and negative (new forms of atheism, dualism, syncretism) trends in the development of secular and religious ecological culture are noted. Examples of responsible management (monasteries) and the experience of saints are identified as an example of a proper attitude towards nature. They can contribute to a change in the self-awareness of modern man in the context of the transformation of Russian society, and influence the possible damage caused by man to nature. It is concluded that the development of the Orthodox paradigm of ecological harmony in the context of globalization can be carried out quite successfully and in this regard requires serious research.

Discussion and Conclusion. The paradigm of ecological harmony of Orthodoxy as a model for solving problems related to ecology is theologically substantiated and tested in the Orthodox tradition in monastic life and in the form of the experience of saints. Its specificity lies in the fact that, based on the idea of salvation, it forms the "ecology of the inner world", which determines the ecology of the environment. This is a universal with an Orthodox-archetypal semantic load that determines the social forms of thinking and behavior of a person towards nature and the world, in the direction of harmony with nature and the surrounding world. Promising directions in solving environmental problems are outlined.

Keywords: оrthodoxy, ecology, technology, paradigm of ecological harmony, traditions, state, Orthodox values, culture, conciliarity, logos.

For citation: Emelkina I. V. The Paradigm of Ecological Harmony of Orthodoxy in the Context of Modern challenges. Gumanitarian: aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2025; 25(1): 33-41. (In Russ.). DOI: 10.24412/2078-9823.069.025.202501.033-041.

Введение

Изучение данной темы крайне актуально в современном мире. Православная традиция включает в себя глубокое уважение к миру природы и тесную связь человека с окружающей средой. В учении православной церкви отражена идея о том, что человек является ответственным хранителем, который должен заботиться о божественном даре - природе.

Сегодня мир сталкивается с множеством серьезных экологических проблем, таких как загрязнение воды и воздуха, исчезновение видов, изменение климата и др. Эти проблемы угрожают не только окружающей среде, но и здоровью и благополучию людей. Исследование парадигмы экологической гармонии позволяет нам пересмотреть отношение к окружающей среде, принимая во внимание духовные и моральные аспекты взаимодействия между человеком и природой. Применение принципов экологической гармонии в повседневной жизни может включать в себя заботу о сохранении природы, ответственное использование природных ресурсов, поддержку экологически чистых технологий и устойчивых практик. Изучение обозначенной проблематики помогает нам увидеть важность ответственного отношения к окружающей среде, ключ к созданию более устойчивого и гармоничного мира для будущих поколений.

Материалы и методы

В 1950-1960-е гг. в США начались первые исследования, касающиеся влияния христианских верований на отношение к окружающей природе. Работы в этой области предпринимались Э. Растом (библейский подход), Л. Уайтом (критика христианского антропоцентризма). С 1960 по 1970 г. происходило становление и развитие экологической теологии благодаря американскому экологу Р. Нэшу. В СССР данная проблематика была представлена работами Л. И. Василенко, А. А. Велика,

A. С. Попова; в постсоветский период -

B. Е. Борейко.

В данной работе нашли отражение теоретические положения, взгляды и подходы как отечественных, так и зарубежных ученых, но преимущество мы отдали «парадигме космической литургии и экологической этики» С. С. Хоружего [6].

В работе использованы методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, описание, сравнение, структурный. Объединяющей методологической идеей является методология системного анализа.

Результаты исследования

В современном мире становится все более очевидной не только проблема экологического кризиса, но и необходимость его осознания, применения определенных усилий для его устранения. Изменения, как вызовы, требуют действий в глобальном масштабе. В этом контексте мы должны обратить внимание и на важность роли религиозных учений в поиске решений.

Православие, как одно из ведущих христианских течений, имеет четкую парадигму, основанную на принципах библейской этики и духовности. Эта парадигма налагает на нас обязанности по сохранению и устойчивому развитию окружающей природы.

Новизна темы экологической гармонии в православии заключается в том, что она предлагает интегрированный подход, включающий в себя религиозные, этические (научные) принципы. В этом контексте православные христиане учатся смотреть на природу как на творение Божье, ценящееся и почитаемое субъектом [3; 5].

С точки зрения православия человек является хранителем и управителем природы, ответственным за ее благо и сохранение. Это означает, что у нас есть обязанность заботиться о среде обитания, охранять ее, не нарушая естественные экосистемы. Фундаментальные принципы православия, такие

как раскаяние, покаяние, любовь к ближнему, призывают нас восстановить гармоничную связь между человеком, Богом и природой.

В своем стремлении к экологической гармонии люди православной веры признают, что проблемы природы неразрывно связаны социально-экономическими аспектами. Бедность, несправедливость и глобальное неравенство играют роль в экологическом кризисе нашей планеты. Таким образом, православные верующие призывают к устранению ущербных систем и несправедливых структур.

В современном мире представители Русской православной церкви активно вовлечены в процессы общественного диалога и научных исследований в области экологии. Церковные иерархи вступают в диалог с правительством, активно участвуют в экологических программах и привлекают к этой проблеме широкую религиозную общественность [8].

Таким образом, парадигма экологической гармонии православия является актуальной и инновационной в контексте современных глобальных проблем [4].

Не менее важной является роль человека в экологическом кризисе. Наш расход природных ресурсов и загрязнение окружающей среды имеют негативные последствия для планеты и всех ее обитателей. Проникновение в сущность экологической культуры помогает разработать стратегии и практики, способствующие минимизации негативных воздействий человека на окружающую среду.

Исследование экологической культуры также включает изучение влияния экономических, политических и социальных факторов на природу. Понимание этих факторов помогает определить причины и следствия экологических проблем, найти или разработать соответствующие стратегии для их преодоления.

36

Исследования экологической культуры выступают основой для будущих дискуссий, научных работ и образовательных программ. Наша задача - расширить осознание и понимание значимости экологической культуры в обществе и воодушевить людей на осуществление позитивных изменений в своей жизни и поведении в отношении природы. Вместе мы можем создать более устойчивое будущее для всех живых существ на нашей планете.

Веками люди восхищались красотой природы, но одно из самых непостижимых проявлений этой любви может быть найдено в учении Христа. В его словах и деяниях отражается безграничная преданность к созданию, которое Он называет «матерью» всех существ на земле. Христос видит в природе откровение божественной силы, красоты и заботы.

В Евангелии часто описываются моменты, когда Христос уходит от шумного общества и ищет уединения в общении с природой. Иногда Он проводит ночи в горах или на полях, где Отец Небесный послал Ему мир и спокойствие. В этих моментах Он поглощается красотой создания и находит в ней своего рода утешение и покой. Один из наиболее прекрасных примеров Христовой любви к природе - Его обращение к полевым цветам. В Евангелии от Матфея говорится: «Постарайтесь не попрекать сердца младших Моих: ибо говорю вам, что ангелы их всегда в небесах видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Христос обращает внимание на то, что цветы никогда не заботятся о своем облике или материальных потребностях. Они живут, трепещущие перед своим Создателем, и поэтому Христос говорит о них с большим уважением и любовью.

В другой проповеди Христос призывает людей рассмотреть и понять прекрасное в цветах. Он говорит: «Посмотрите на лилии поля, как они растут: и не трудятся, и

не прядут; а говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не был одет однако, как они» (Мф. 6:28-29). Христос показывает, что природа заботится о каждом своем творении, даруя им красоту и богатство. Он учит нас обращаться к окружающим нас растениям и животным с любовью и заботой.

Божественная любовь Христа к природе простирается и на человека. Христос показывает, что все творение основано на взаимосвязи и взаимоподдержке всех элементов. Он говорит: «Кто не любит неужели отец?» (Лк. 11:11). Христос призывает нас уважать и сохранять природу, так как она является домом для нас всех. Он учит нас ценить ее и помнить о нашем благоденствии, которое зависит от состояния окружающей нас среды.

Любовь Христа к природе является величайшим примером бескорыстной преданности и заботы. Она показывает нам не только красоту и уникальность природного мира, но и ответственность каждого из нас в его сохранении. Чрезвычайная ценность, которую Христос придает природе, должна вдохновлять нас к бережному и любящему отношению к нашей общей Земле.

Современный мир стал свидетелем серьезного экологического кризиса, который угрожает балансу природы и процессам жизни на Земле. В этом настоящем вызове глобальным обществам каждая религиозная традиция должна найти свои обособленные средства для борьбы с этой проблемой. С точки зрения православия подход к выходу из экологического кризиса может быть представлен следующим образом.

Согласно православной вере, Бог является творцом мира и каждое создание имеет уникальную ценность и значимость. Природа, как часть этого творения, обладает собственной святостью и способна прославлять Творца своим совершенством. Человек, также являющийся созданием Бо-

жьим, наделен особым призванием - быть хранителем природы и ответственным за нее.

В основе православной точки зрения на выход из экологического кризиса лежит понимание взаимосвязи между Богом, природой и человеком. Православная традиция учит, что человек должен упражнять царственную власть над созданием Божьим без эгоистичных стремлений и с искренней преданностью. В миросозерцании православной веры экологический кризис является следствием падения человека, его греховности и ухода от Бога.

В контексте православия выход из экологического кризиса начинается с осознания человеком ответственности перед Богом и природой. Живя в гармонии с Божьим творением, человек должен вести практически преданную жизнь, удерживая баланс между потребностями и ограничениями окружающей среды. Этому помогает практика поста - временный отказ от избыточной потребительской активности, позволяющий открыть глаза на истинные потребности и ценность создания Божьего [7].

Как социально ориентированная религия, православие призывает последователей к взаимопомощи и заботе о тех, кто нуждается. Этот принцип распространяется и на охрану окружающей среды. В своей практике православные храмы могут стать не только местами поклонения, но и центрами осведомления и внедрения экологических инициатив. На основе православных принципов верующие люди совместно разрабатывают и внедряют программы по охране природы, поощряют устойчивое использование ресурсов и борются с загрязнением [5].

Однако православная точка зрения на выход из экологического кризиса предполагает взаимодействие не только между человеком и природой, но и между человеком и Богом. Если человек переступает через свои границы и забывает свое взаимодей-

ствие с Творцом, экологический кризис может только усугубляться. Часто именно так и происходит. Поэтому православная вера также подчеркивает важность духовного преображения человека и его соединения с Богом через молитву, покаяние и соответствующие духовные практики [8].

Идеи экологической гармонии православия, как показывает практика, находят отражение не только на уровне глобальных договоренностей и политических программ, но и в повседневной жизни людей1. Поддержание чистоты и порядка в окружающей среде, экономное использование ресурсов, забота о животных и растениях -все это является важным шагом к созданию более устойчивого и гармоничного мира. Примером такого отношения могут быть монастыри как образцы ответственного хозяйствования.

Монастыри уже столетия служат образцами экологичного хозяйствования. В то время, когда понятие «экология» еще не было на слуху, монахи уже понимали важность бережного отношения к природным ресурсам и жизни в гармонии с окружающим миром [2]. Изначально построенные для осуществления духовных поисков и аскетической практики, монастыри с течением времени стали центрами развития сельского хозяйства и земледелия. Монахи не только вели богомольные службы и изучали священные тексты, но и обрабатывали землю, выращивали пищевые культуры и занимались животноводством.

Весь процесс ведения хозяйства в монастырях строился на принципах устойчивого развития и сохранении окружающей среды. Монахи тщательно подбирали методы обработки почвы, используя натуральные удобрения и отказываясь от химических веществ. Они также практиковали вращение

посевов и систему многоугольных грядок, чтобы сохранить плодородие земли и предотвратить ее истощение.

Одной из главных особенностей монастырского хозяйства была практика сбора дождевой и родниковой воды для орошения полей и питья для скота. Монахи также строили искусственные водоемы, чтобы собирать воду в сезон дождей и использовать ее в засушливый период. Основной упор делался на органическое земледелие и разведение животных. Монахи отказывались от использования пестицидов и гормонов роста, которые вредны для здоровья человека и окружающей среды, и предпочитали естественные методы защиты растений от вредителей. Сельское хозяйство было ориентировано на самообеспечение монастыря и его паствы, а не на массовое производство. Важной составляющей монастырского хозяйства были пчелы. Монахи активно занимались пчеловодством и выращиванием медоносных растений, что обеспечивало не только необходимые продукты питания, но и прибыль для монастыря. Также учение о пчелах использовалось для воспитания миролюбия и трудолюбия среди братии.

Монастыри также были известны садами и виноградниками, где производились фрукты, ягоды, овощи и вино. Важно отметить, что все эти культуры выращивались в соответствии с принципами экологического сельского хозяйства без использования вредных химических добавок.

Таким образом, монастыри являлись и остаются знаковыми местами для изучения и распространения экологически чистого хозяйствования. Их практика и опыт в области устойчивого развития стали источником вдохновения для многих современных фермеров и экологов2 [7].

1 См.: Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/2775125.html (дата обращения: 03.06.2024).

2 См.: Христианство и экология: сб. ст. СПб. 1997.

Возможно, именно благодаря этому наше общество сможет двигаться в сторону экологического сознания и более устойчивого будущего. Сегодня монастыри продолжают традиции экологически чистого хозяйствования [1].

Обсуждение и заключение Парадигма экологической гармонии православия - это модель осмысления и решения задач, связанных с экологией. Это интегральная онтологическая экология, основывающаяся на принципах библейской этики и духовности, аскетики.

Преимуществом данной парадигмы является то, что она меняет модель развития человечества и способ жизнедеятельности каждого человека в направлении гармонии с природой и окружающим миром, исходя из идеи спасения, формирует «экологию внутреннего мира», определяющую экологию окружающей среды. Это богословски обоснованная модель совершенного отношения к человеку и окружающему миру.

Данная модель апробирована в православной традиции в монастырях как модель ответственного хозяйствования в виде опыта православных святых как примера правильного отношения к природе. Этот опыт может мотивировать наших современников менять свой образ жизни отказываться от эгоистичного потребления ресурсов, вести правильный образ жизни и восстанавливать целостность природы.

Следовательно, парадигма экологической гармонии православия - это своего рода универсалия, несущая православно-архетипическую смысловую нагрузку и определяющая социальные формы мышления и поведения человека к природе и миру, в котором он живет.

Перспективными направлениями в решении экологических проблем с православных позиций являются:

1. Христианский образ жизни. Модель совершенного отношения человека к окружа-

ющему миру на основе богословской антропологии предполагает христианский образ жизни и христианское мировоззрение, определяемое установками Священного Писания.

Учитывая, что экологическая проблема в первую очередь духовно-нравственная, только Священное Писание способно пробудить в человеке чувство трепета и вскрыть те глубины, которые являются мощным потенциалом человеческой личности, совершенствуют ее. Для того чтобы это произошло, необходимо читать Библию, исследовать ее, осваивать человеческие аспекты, имеющиеся в ней, понимать и слышать Слово спасения, Слово Бога. Воспринимать его как часть личной жизни: чтение Библии должно носить личностный характер, но в то же время способствовать единению православных христиан и происходить под руководством церкви.

Не менее важным является понимание человеком цели его жизни, определяющей направленность и характер деятельности. Осуществить восстановление человека может помочь церковь через науку аскетику, в которой нуждается современный мир, которая может привести человека к «совокупности совершенства» - любви (Кол. 3:14). В противном случае человек погибнет, что красноречиво подтверждает статистика смертей и непрекращающегося расширения загрязняющих веществ в атмосферу.

Наша жизнь полна автоматизмов и неосознанности, спешки; знание же, транслируемое Словом Божьим, предполагает осознанность, неторопливость и тишину. Знания и ответы, которые даются Библией, требуют вдумчивого восприимчивого внимания. В действительности же мы сталкиваемся не только с неисполнением закона Божьего, но и с правовым нигилизмом и неисполнением юридического закона.

Специалисты сегодня выстраивают стратегии, размышляют о необходимости создания эколого-правового мировоз-

зрения, с тем чтобы преодолеть проблему правового нигилизма в экологическом сознании человека.

Современному российскому человеку однозначно не хватает деятельной любви -той сердечной любви, которая исходила от святых; благодатью и силой которой возобновлялась прежде существовавшая гармоничная связь человека с природой. Мы должны вслед за святым Герасимом Иорданским, святым Серафимом Саровским, святым Паисием Святогорцем, святым Ам-филохием Патмосским и другими силой Божьей благодати, любви и доброты восстанавливать прежнюю связь с природой.

2. Православное понимание экологических проблем. Богословское отношение к миру. Земля человеку дана для творческого преображения. Человек был призван Богом к преодолению пристрастий в отношении земли, преображению ее в рай и восприятию земли как дома. Православная модель предполагает установку на единение, а в современном мире все и всё разъединено. Цели и ценности современного человека направлены на себя, собственные узкокорыстные интересы, а не к Богу. Нужна систематическая работа по популяризации православной модели отношения к природе - в виде, понятном и доступном для

массового восприятия. Необходимо сопоставление современных экологических концепций с богословской моделью на предмет их сходства - различия с целью выявления перспектив реализации на основе интегральной онтологической экологии и принципов библейской этики и духовности.

3. Экологическая работа по трем базовым уровням: законодательному, этическому, онтологическому. В настоящее время со стороны государства продолжают выявляться нарушения в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, охраны земель, охраны биологических ресурсов и др. В этой соработнической деятельности у церкви особый аспект -духовно-нравственный, направленный на восстановление духовной целостности личности и преодоление механистического понимания мира. Мир, в соответствии с христианским воззрением, - живая, разумно созданная, прекрасная и целостная система, требующая к себе благоговейного отношения со стороны человека.

4. Сотрудничество с представителями власти и научными сообществами. Несмотря на существующие расхождения и противоречия, сотрудничество необходимо, поскольку это могло способствовать выявлению сфер для соработничества.

Список источников

1. Архипова С. Экология монастырей // Христианство и экология. СПб., 1997. С. 66-84.

2. Жилкин М. Пречудный остров Валаам // Журнал Московской патриархии. 1996. № 9. С. 11-18.

3. Заболотский Н. А. Новый аскетизм - христианский ответ на изменение обстановки // Журнал Московской патриархии. 2023. № 3. С. 48-53.

4. Загладин В. В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: научные и социальные аспекты. М.: Наука, 2020. 286 с.

5. Мумриков О., Мумрикова Л. И. Церковный экологический парк как инновационное средство религиозного образования. URL: https://bogoslov.ru/ (дата обращения: 03.06.2024).

6. Хоружий С. С. Экологическая проблема в свете исихастской духовности. URL: https:// synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2013/07/horuzhy_belgrad-2013.pdf (дата обращения: 13.07.2024).

7. Хоружий С. С. Экологическая проблема с позиций синергийной антропологии // ЧЕЛОВЕК. RU. 2014. № 9. С. 148-171.

8. Чаплин Вс. (свящ.). Церковно-государственные отношения в свете позиции Священноначалия Русской Православной Церкви. М.: Проспект, 1999. 118 с.

References

1. Arkhipova S. Ecology of monasteries. Hristianstvo i ekologiya = Christianity and ecology. St. Petersburg, 1997. P. 66-84. (In Russ.)

2. Zhilkin M. Precious island of Valaam. Zhurnal Moskovskoj patriarhii = Journal of the Moscow Patriarchate. 1996. No. 9. P. 11-18. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zabolotsky N. A. New asceticism Christian response to a change in the situation. Zhurnal Moskovskoj patriarhii = Journal of the Moscow Patriarchate. 2023. No. 3. P. 48-53. (In Russ.)

4. Zagladin V. V., Frolov I. T. Global problems of modernity: scientific and social aspects. Moscow, 2020. 286 p. (In Russ.)

5. Mumrikov O., Mumrikova L. I. Church ecological Park as an innovative means of religious education. URL: https://bogoslov.ru / (date of access: 03.06.2024).

6. Khoruzhiy S. S. The environmental problem in light of hesychastic spirituality. URL: https:// synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2013/07/horuzhy_belgrad-2013.pdf (date of access: 13.07.2024).

7. Khoruzhiy S. S. The ecological problem from the standpoint of synergistic anthropology. HUMAN. RU = CHELOVEK.RU. 2014. No. 9. P. 148-171.

8. Chaplin Vs. (sacred). Church-state relations in the light of the position of the Hierarchy of the Russian Orthodox Church. Moscow, 1999. 118 p.

Поступила 22.08.2024.

Сведения об авторе

Емелькина Ирина Владимировна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: философия образования и воспитания, социально-философский анализ менталитета, логика. Автор более 136 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: [email protected]

Submitted 22.08.2024.

About the author

Irina V. Emelkina - Doc. Sci. (Philosophy), Professor of the Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: philosophy of education and upbringing; socio-philosophical analysis of mentality, logic. The author of more than 136 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.