социального и экологического законодательств, которое непосредственно затрагивает и недвижимое имущество. Примером является законодательство США, прежде всего, The Planning and Compulsory Purchase Act-2004 [2].
Литература
1. Бабенко Р. В. Модели оценки недвижимости: монография. Ростов-на-Дону, 2012. 336 с.
2. Безруков В. Б. Налогообложение и кадастровая оценка недвижимости: монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. 155 с.
Парадигма экологических ориентиров Ермошина Л. Ю.
Ермошина Любовь Юрьевна /ЕгтозЫпа ЬиЬоу Лгета - студент, кафедра механики грунтов, геотехники и геоэкологии, факультет гидроэнергетического строительства, Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется сближение науки с природоохранной деятельностью. Рассматриваются конвергенционные институты общественных отношений.
Ключевые слова: экология, воздействие, зависимость, осмотр, экология, структура, ценность.
Складывающаяся парадигма экологических ориентиров и приоритетов подталкивает экономическую науку на сближение с природоохранной деятельностью, инициируя тем самым новые конвергенционные институты имущественных отношений. Исключительно рыночные отношения в данном вопросе не имеют перспектив, о чем свидетельствуют нерешенные до сих пор проблемы в области соотношения экономических доходов (особенно рентных платежей) и экологически негативных последствий. Односторонние и консолидированные решения государства в этой сфере также способны произвести еще больше споров и прений. Проектирование институтов интернализации отрицательных факторов экономической деятельности при использовании общих ресурсов субъектами (как вовлеченными в экономическую систему, так и находящимися вне ее) исторически известно с давних времен, однако развитие и актуализацию получили относительно недавно.
Оппонирующей концепцией решения проблем внешних эффектов являются работы Рональда Коуза. Он выступал против подобных рекомендаций. По его мнению, государственное вмешательство в процессы урегулирования отрицательных факторов не всегда приносит положительный результат. Выделяя главным аргументом неповоротливость государственных структур при необходимом оперативном реагировании на процессы, связанные с внешними эффектами, Р. Коуз делает выводы, что помимо дополнительных расходов, связанных с функционированием данных подсистем госрегулирования, перераспределяемые государством средства зачастую не поступают адресатам. Приводя пример с двумя фермерами (животноводом и растениеводом), он говорит о необходимости более гибкого подхода к расчету платы за нежелательные последствия хозяйствования, иначе это будет напоминать покупку индульгенций, покупку права на ущерб. Два фермера же, соотнеся ущерб и выгоду, смогут договориться между собой.
Теория прав собственности Рональда Коуза вообще основывается в четком разграничении прав на имущественные притязания в процессах спроса и предложения. Права собственности являются одним из важнейших экономических институтов, определяющих деятельность экономики. Если четко установлены и разграничены права собственности, то сторонам не трудно прийти к согласию. Теорема Коуза-Стиглера как раз и гласит о том, что при четком определении прав собственности и незначительных транзакционных издержках проблема внешних эффектов может быть решена путем договоренности заинтересованных сторон. Вместе с тем зарубежная и отечественная практика показала, что данная теорема применима лишь для весьма ограниченного числа участников сделки (2-3). При увеличении их числа трансакционные издержки резко увеличиваются.
Проблеме усвоения отрицательных воздействий Пол Хейне отводит часть своей работы «Экономический образ мышления» и считает её ключевой в проблеме внешних эффектов. И устранение предлагается 3 путями:
1) Переговоры. Но эффективность их будет низка, если нечетко определить права собственности. Любая договоренность или обмен действительно работает лишь в том случае, когда ни у кого из участников сделки не возникает разногласий по поводу того, кому что принадлежит.
2) Судебное решение. Если рассматривать прецедентную, сформированную систему права, то, безусловно, за данным инструментом скрываются стабильные ожидания и достаточная линейность в решении многих внешних эффектов, но далеко не всех. Отечественная система права также зарекомендовала себя в данных вопросах не с лучшей стороны, лишь изредка полноценно включаясь в процесс решения данной проблемы.
3) Законотворчество. П. Хейне выделяет его как самый действенный путь из всех, говоря лишь о значении гибкости и справедливости как приоритетов производства законов, связанных с внешними эффектами. Один из подходов в рамках данного пути основывается не на прямом государственном регулировании, а на соблюдении т.н. «законов об ответственности». Суть данного подхода сводится к возложению на источник отрицательных внешних воздействий ответственности за любой ущерб, причиненный другим лицам [1].
Литература
1. Земельное право России: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков,
А. Е. Черноморец; под ред. А. П. Анисимова. 2-е изд., перераб. М.: Издательство
Юрайт, 2011.
Экономический анализ природных благ Ермошина Л. Ю.
Ермошина Любовь Юрьевна /ЕгтозЫпа ЬиЬоу Лгета - студент, кафедра механики грунтов, геотехники и геоэкологии, факультет гидроэнергетического строительства, Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется экономическая ценность природных благ. Рассматривается пример экологического интегрального показателя. Ключевые слова: ученый, воздействие, зависимость, осмотр, экология, структура, ценность.