УДК 78 083
«ПАРАД НА ЦАРИЦЫНОМ ЛУГУ» Г. Г. ЧЕРНЕЦОВА:
ГАЛЕРЕЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ 1830-Х ГОДОВ
© З. М. Гусейнова
Санкт-Петербургская государственная консерваторияимени Н. А. Римского-Корсакова Россия, 190000 г. Санкт-Петербург, Театральная пл., 3.
Тел.: +7 (812) 312 10 32.
E-mail: zivar-g@mail.ru
Г. Чернецов (1802—1865) — известный русский живописец и график. Его картина «Парад на Царицыном лугу» (закончена в 1837) стала коллективным портретом выдающихся деятелей, сыгравших важную роль в развитии русской культуры первой трети XIX века. На полотне представлен и целый ряд музыкантов этого времени.
Ключевые слова: Чернецов, художник, портрет, музыкант.
Источниками сведений по истории русской музыкальной культуры являются многочисленные материалы, связанные с нотными, архивными, публицистическими и другими документами. Гораздо реже исследователи-музыковеды обращаются к живописным произведениям, иллюстрируя ими, как правило, положения других, преимущественно музыкально-исторических свидетельств. Тем не менее, живописные полотна подчас дают возможность не просто увидеть лицо того или иного музыкального деятеля, но сам факт выведения на полотно уже является определенной характеристикой его деятельности в конкретный период.
Среди таких живописных документов - картина Григория Григорьевича Чернецова «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837).
В 1832 году император Николай I заказал живописцу Г. Г. Чернецову картину по определенному поводу и в связи с конкретным событием. Как известно, в 1815 году после разгрома Наполеона Великое герцогство Варшавское было присоединено к России под названием «Царство Польское». Император Александр I провозгласил себя королем Польши. В 1830 году в Царстве Польском вспыхнуло восстания, в ходе которого поляки пытались отстоять свою независимость. Восстание было настолько масштабным, что 29 ноября 1830 года наместник Польши Константин вынужден был бежать из Варшавы. В января 1831 Сейм Королевства Польского заявил о низложении Николая I и сформировал временное правительство во главе с бывшим министром и другом императора Александра I Адамом Черторыйским. В феврале 1831 года русские войска были переброшены в Польшу и, несмотря на военные трудности, в сентябре 1831 года овладели Варшавой, подавив тем самым польское восстание1.
В российской столице практически сразу после военных действий состоялся парад, который по замыслу Николая I и должен был отметить столь значимое событие. Император хотел увидеть это представление увековеченным на полотне. Оно, по
замыслу Николая I, должно было быть выполнено по образцу картины «Парад в Берлине. 1824-1831» Франца Крюгера (1797-1857) - немецкого художника, портретиста, часто рисовавшего императоров России и королей Пруссии2. Картина была заказана известному художнику того времени - Григорию Григорьевичу Чернецову (1802-1865).
Г. Г. Чернецов, как и его младший брат, тоже художник Никанор Григорьевич (1805-1879) окончили в 1827 году Академию художеств в Петербурге с малыми золотыми медалями, полученными за изображения интерьеров Эрмитажа, затем много путешествовали по Волге (1838), по странам Европы и Ближнего Востока (1840-1843), часто работали вместе. Г. Г. Чернецов писал портреты, интерьеры, пейзажи, многофигурные композиции [1-2]. Это обстоятельство, а также то, что письмо Г. Г. Чернецова отличалось почти документальной точностью деталей изображаемого, вероятно, и определили выбор императора3. Работа над картиной длилась несколько лет, ее, еще незаконченную, в 1836 году выставляли. Однако картина Николаю I не понравилась: на взгляд императора, его особе было уделено слишком мало внимания4.
Картина решена в необычном ключе. Большую ее часть занимает небо с изображенными на нем облаками. Огромный плац с бесчисленным количеством фигур в военной форме. Император на коне со своей свитой5 расположен не в центре, а в левом углу. Центральную же часть и передний план занимают «зрители парада»: - портретные фигуры выдающихся современников художника (их более двухсот), известных в России общественных деятелей, литераторов, художников, музыкантов, актеров. Среди них - А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, герой Отечественной войны Д. В. Давыдов, скульптор И. П. Мартос, художники Карл и Александр Брюлловы, актер П. А. Каратыгин и многие-многие другие. Все портреты были выполнены с натуры, кроме художника А. А. Иванова, который весь период написания картины находился в Риме6.
Чернецов Г Г . Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года
на Царицыном Лугу в Петербурге [3].
Пропись участников парада.
Г. Г. Чернецов оставил и прориси изображенных им лиц, благодаря которым возможно точно определить каждую из фигур7.
Среди тех, кто изображен в числе зрителей, мы видим деятелей, сыгравших важную роль в истории русской музыки - композиторы, исполнители разных специальностей, педагоги, музыкальнообщественные деятели. Это следующие:
1. (42)8. Гедеонов Александр Михайлович (1790-1867) - один из известнейших общественных деятелей своего времени. В 1833-1858 Гедеонов был директором Императорских театров. Среди сделанного в музыкальном театре следует выделить поддержку им русской оперы (при нем, в частности, в 1836 году была поставлена «Жизнь за Царя» М. И. Глинки), он ввел правило исполнения на русском языке опер иностранных композиторов -Дж. Мейербера, Дж. Россини, Ф. Обера и др. Большое внимание Гедеонов уделял балетным постановкам, отличающимся особой пышностью [4].
2. (87). Семенова Нимфадора Семеновна (1788-1876), в замужестве Лестрелен,- артистка оперной труппы Императорских театров. Младшая сестра знаменитой актрисы Екатерины Семеновой.
3. (99). Граф Виельгорский Михаил Юрьевич
(1787-1856) - известный русский музыкальнообщественный деятель, композитор. Он получил хорошее музыкальное образование, занимаясь композицией, в частности, в Париже с известным французским музыкантом Л. Керубини, был знаком с Л. Бетховеном. Виельгорским написана опера «Цыгане» (либретто В. Жуковского и
В. Соллогуба), две симфонии и прочие сочинения. В его доме в Петербурге бывали многие русские музыканты, а по приезду в Россию - Ф. Лист, Г. Берлиоз [5].
4. (111). Беликов Петр Егорович (1793-1859)
- инспектор Придворной певческой капеллы. Он учился в одном из основных высших учебных заведений того времени - Главном педагогическом институте. В 1829 году Беликов был назначен инспектором Придворной певческой капеллы, где он вел большую педагогическую работу. Вместе с директором капеллы А. Ф. Львовым и педагогами П. М. Воротниковым и Г. И. Ломакиным Беликов проделал очень большую работу по редактированию духовно -музыкальных сочинений. Упоминание о Беликове встречаются в «Записках» М. И. Глинки [6, с. 109].
5. (116). Аксенов Семен Николаевич (17841853) был известным исполнителем на гитаре и автором произведений для данного инструмента, а также ряда романсов, переложений фортепианных произведений и др. Его учителем был знаменитый Андрей Сихра, также включенный в картину (см. далее). Г. Г. Чернецов был, вероятно, связан с обоими музыкантами, о чем свидетельствует созданная им в 1832 году картина «Сихра и Аксенов». Из сочинений Аксенова были опубликованы «Тема и
вариации из Септета Бетховена» в переложении для 2-х гитар и «Новый журнал» - сборник 12 песен с вариациями. Аксенов перевел с французского известное руководство И. де Г ельда «Школа для семиструнной гитары», дополнив его разделом «Изъяснение способа играть во всех тонах октавными флажиолетами» (1819).
6. (148). Кукольник Нестор Васильевич (1809-1868). Имя этого писателя, драматурга, издателя «Художественной газеты», где впервые была опубликована прорись «Парада на Царицыном лугу» Г. Г. Чернецова, тесно связано с музыкой. Друг М. И. Глинки, автор текстов многих вокальных произведений композитора, в том числе романса «Сомнение», вокального цикла «Прощание с Петербургом» и др. В 1841 году Глинкой была написана музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», поставленной в Александрин-ском театре. Глинка писал о Кукольнике: «мои сношения с ним не только продолжались, но еще становились дружественнее, и он принимал искреннее участие в труде моем и радовался каждой вновь сочиненной сцене [«Жизни за царя»] с истинным восторгом» [6, с. 112].
7. (176). Пейсар Лаура Мари (1802 - после 1849) в замужестве Герино - французская танцовщица, с успехом выступавшая в России в партии Сильфиды («Сильфида» Ж. Шнейцхоффера), донны Серафины («Дон Жуан, или Пораженный безбожник» Л. И. Сонне) и др. Современники отмечали ее взрывной темперамент и способность к необыкновенной легкости в прыжках и полетах. Пейсар танцевала на сцене до 1836 года, после чего преподавала танцы в Театральном училище в Москве.(178). Круазет Луиза (годы жизни неизвестны) - еще одна французская танцовщица, в 1830-1840 годах выступавшая в российской столице. Ее дебют состоялся в 1830 году в партии Флоры в балете К. А. Кавоса «Зефир и Флора». В этом спектакле Круазет сменила знаменитую А. И. Истомину. Среди других партий балерины -3юльма («Восстание в серале» Т. Лабара) и др. Ее искусство отличалось грациозностью, виртуозной техникой, пластичностью танца.
9. (179). Телешова Екатерина Александровна (1804-1857) - выдающаяся балерина, в течение ряда лет выступавшая на подмостках Большого театра в Петербурге, очень быстро занявшая там одно из ведущих мест. По отзывам современников, Телешова была неповторима в ролях «пейзанок». Она выступала в партии немой Фенеллы (опера «Немая из Портичи» Ф. Обера и др.). Облик Телешовой запечатлен на полотне К. П. Брюллова «Итальянка у фонтана», в портрете работы О. А. Кипренского, ей посвящены стихи А. С. Грибоедова.
10. (185). Бем Франц Людвиг (1789-1846) -музыкант, солист Придворного оркестра с 1809 года. С 1819 по 1821 годы у Ф. Бема учился
М. И. Глинка. Среди других его учеников -А. Ф. Львов, А. Н. Верстовский. В течение почти 30 лет Ф. Бем был первым скрипачом Петербурга, он выступал с сольными концертами, играл в камерных ансамблях. Часто Ф. Бем выступал в музыкальных салонах князя В. Ф. Одоевского, А. Ф. Львова, Виельгорских, принимал участие в музыкальных собраниях в доме польской пианистки Марии Шимановской. Во многом благодаря Ф. Бему, в Петербурге прозвучали все квартеты Л. Бетховена.
11. (190). Резвой Модест Дмитриевич (18061853) - военный и общественный деятель, виолончелист, музыковед, автор музыкально-критических статей, публиковавшихся в «Северной Пчеле», художник-портретист, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1843). В 1839 году на заседании Императорской Академия Художеств постановили: «признать почетным вольным общ-ником Модеста Дмитриевича Резвого, известного любовью к искусствам и отличным успехом в рисовании и музыке». Резвой как художник был автором миниатюрных портретов и литографий. В области музыки он сделал многое: перевел один из значительных учебников по теории музыки, стал одним из основоположников русской музыкальной лексикографии, работая главным редактором музыкального раздела «Энциклопедического лексикона» А. Плюшара (т. 1-6, 1835-1836), подготовил материалы для Музыкального словаря.
12. (191). Самойлов Василий Михайлович (1782-1839) - певец (лирико-драматический тенор) и артист драмы. Основоположник знаменитой актерской династии. В 1803-1839 годах Самойлов был солистом Петербургского Большого театра. Он совершенствовался как певец под руководством К. А. Кавоса и Ф. Антонолини. Наиболее ярко талант певца раскрылся во французских комических операх А.-М. Бертона, Ф. Буальдье, Н. Изуара. Первый исполнитель ряда оперных партий в русских операх, Самойлов пользовался особым покровительством императора Николая I.
13. (192). Верстовский Александр Николаевич (1799-1863) - крупнейший русский композитор, автор ряда опер, водевилей, камерно-вокальных произведений. Известный музыкально-театральный деятель, он сотрудничал с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоевским. Композиторскую славу Верстовскому принесло создание произведение в популярном тогда жанре водевиля «Бабушкины попугаи», за которым последовали многие другие - в общей сложности более 30. Главная же заслуга Верстовского - его оперы, и особенно «Аскольдова могила». Поставленная в 1835 году, она стала важным событием в истории национальной русской оперы.
14. (194). Шемаев Василий Антонович (18021853) - оперный и драматический актер, он выступал на сцене Большого театра в Петербурге, исполняя
основные партии в русских и французских операх и водевилях. На сцене Шемаев дебютировал в возрасте 16 лет, сначала в баритоновых партиях, позднее -теноровых. Среди лучших ролей Шемаева - Собинин («Жизнь за царя» М. И. Глинки); Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Роберт («Ро-берт-Дьявол» Дж. Мейербера) и др. Особого успеха, однако, Шемаев добился, выступая в водевилях. Обладая замечательным умением создавать комические образы, он запомнился зрителям в первую очередь ролями простаков. За одну из комических ролей Ше-маеву был «всемилостивейше пожалован» бриллиантовый перстень.
15. (202). Кавос Катерино Альбертович (17751840) - итальянский композитор, дирижер, педагог, живший в Петербурге с 1799 года, где служил капельмейстером театров. Он обратился к изучению русской музыки, в том числе народной, создав небезынтересные произведения на русские сюжеты: оперы «Князь Невидимка», «Илья богатырь», «Жар-птица». Наибольшим успехом пользовалась опера Кавоса «Иван Сусанин» (1815), много лет не сходившая со сцены. Он был музыкальным руководителем постановки оперы М. И. Глинки на тот же сюжет в 1836 году. Наряду с этим Кавос управлял оперным оркестром и труппой, преподавал музыку и пение в Театральном училище, в Смольном и Екатерининском институтах, во многих знатных домах. Он вел большую работу при Дворе по организации придворных спектаклей; эти заслуги были очень высоко оценены, и Кавос был награжден орденами Св. Владимира 4 степени и Св. Анны 3 степени.
16. (205). Шелихова (Монруа) Мария Федоровна (1804-1869) - актриса, оперная певица (меццо-сопрано), выпускница Петербургского театрального училища. В 1822-1849 годах Шелихова считалась примадонной Большого театра в Петербурге, где исполняла основные партии в операх, а также водевилях. По воспоминаниям современников, она обладала сильным, красивым голосом большого диапазона, блестящей вокальной техникой, полученной благодаря занятиям у Ф. Бьянки. Незаурядные актерские способности позволили певице создать многие запоминающиеся образы, в том числе Марии («Пан Твардовский» А. Н. Верстовского), Изабеллы («Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера) и др.
17. (206). Шелихов Дмитрий Алексеевич (1770-1838) - оперный актер, композитор и капельмейстер Придворных театров. Он был известен как автор хоровых духовных концертов, опер «Женевьева Брабантская», «Братоубийца», музыки к драматическим спектаклям, в том числе драме А. А. Шаховского «Смольяне в 1611 году» (1834), в определенной мере подготовившей появление оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».
18. (207). Дюр (Новицкая) Мария Дмитриевна (1815-1868) - оперная, балетная и драматическая актриса. После окончания Петербургского театрального училища она с большим успехов выступала в балет-
ных партиях, самая блистательная из которых - роль немой Фенеллы («Немая из Портичи» Ф. Обера). После смерти мужа Н. О. Дюра она оставила балет и перешла в драму, пройдя курс обучения у известного актера и драматурга В. А. Каратыгина. Одна из наиболее значительных ролей - Антигона в «Эдипе в Афинах» В. А. Озерова (1840).
19. (208). Дюр Николай Осипович (1807-1839)
- оперный, балетный, водевильный и драматический актер. Он учился в Петербургском театральном училище в балетном классе знаменитого К. Дидло, в драматическом классе А. А. Шаховского. Дюр исполнял балетные партии, пел в опере (Бартоло в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Папагено в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта, а с 1828 выступал на сцене Александринско-го театра. Особенно удавались Дюру водевильные роли, которые и принесли ему заслуженный успех. В то же время Дюр был первым исполнителем роли Молчалина в премьерной постановке «Г оря от ума» А. С. Грибоедова в Александринском театре (1830), а также первым исполнителем роли Хлестакова в «Ревизоре» Н. В. Гоголя (1836), хотя ни та, ни другая роль особого успеха у публики не имели.
20. (212). СихраАндрей Осипович (1773-1850) -гитарист-виртуоз, композитор, педагог. Он был известным исполнителем на 7-струнной гитаре, выступая как солист, так и в ансамбле со своими учениками. Сихра создал ряд произведений для своего инструмента («Русские песни с вариациями»), а также «Школу игры» на 7-струнной гитаре. Известность получила издательская деятельность Сихры, популярностью пользовались его нотные журналы для театра («Journal pour Guitarre a sept cordes», 1826-1827; «Петербургский журнал...», 1828-1829). Учениками Сихры в разные годы были С. Н. Аксенов, В. И. Морков и др.
21. (214). Петров Осип Афанасьевич (1806-
1878) - выдающийся русский оперный певец (бас), первый исполнитель партии Сусанина в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя». В 1830 году Петров начал выступать на сцене Большого театра в Петербурге, где работал в течение нескольких десятилетий. В репертуаре певца было более 130 партий драматического, трагедийного, комического плана, и в каждой из них Петров был равно убедителен. Его могучий, по выражению М. И. Глинки, бас, значительное сценическое дарование обеспечили ему успех и признание слушателей и профессиональных музыкантов. Особенно значительны были роли Петрова в русских операх «Жизнь за Царя», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка»
А. С. Даргомыжского, «Рогнеда» А. Н. Серова.
22. (215). Степанова Анна Матвеевна (1816— 1838) - известная оперная певица, солистка Императорских театров, выпускница Театрального училища, выступавшая в водевильных спектаклях. Она быстро
завоевала сердца зрителей, однако, ее карьера была прервана ранней смертью.
23. (216). Дранше Софья Ивановна (1815 - дата смерти неизвестна). Танцовщица, жена актера
В. В. Самойлова. Выпускница Театрального училища, фаворитка Николая I.
24. (218). Кох Софья - танцовщица, ученица балетных классов Театрального училища, одна из первых его красавиц, выступавшая в небольшой партии в балете «Сильфида». Скандальную известность Кох принесла история ее похищения корнетом лейб-гвардии Гусарского полка князем А. Е. Вяземским. Танцовщица вынуждена была некоторое время жить за пределами России, вернувшись на Родину в 1841 году. Эта история интересна еще и потому, что сохранился акварельный рисунок М. Ю. Лермонтова, запечатлевший бивуак лейб-гусарского полка в Красном Селе. На переднем плане изображена группа из нескольких человек, офицер в центре рассказывает что-то сидящему перед ним на стуле другому офицеру. Подпись к рисунку следующая: «Корнет князь Александр Егорович Вяземский рассказывает полковнику князю Дмитрию Алексеевичу Щербатову... о похищении из императорского Театрального училища воспитанницы, танцовщицы, девицы Кох» [7, с. 24-79]. Сама же история с похищением описывалась в ряде мемуарных источников [8, с. 24-79; 9, с. 223-225].
Таким образом, из огромной группы реально персонажей, представленных на полотне Г. Г. Чернецова, более двадцати - деятели, связанные с музыкой и музыкальным театром9. Количественно на первом месте - воспитанницы Петербургской театральной школы, главным образом, танцовщицы. Уделено внимание певцам и исполните-лям-инструменталистам, музыкально-обществен-
ным деятелям, педагогам и капельмейстерам. В этой группе музыкантов нет собственно композиторов, есть только те, кто совмещал композиторскую деятельность с другими обязанностями, например, Кавос и Верстовский. На полотне не представлены ведущие композиторы 1830-х годов: А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, А. А. Альябьев, их отсутствие можно объяснить: первые два музыканта в годы работы художника над картиной жили в Москве, а третий находился в ссылке10. Но чем можно объяснить то, что на полотне нет портрета М. И. Глинки? Возможно, отбор персон проводился все-таки не Г. Г. Чернецовым, этот перечень, скорее всего, утверждал тот, кто заказывал картину -император, и с его точки зрения Глинка не принадлежал к числу «избранных».
Примечания
1. Своеобразным откликом на поражение польского восстания стало создание Фредериком Шопеном его знаменитого этюда ори 10, .№12 («Революционного»).
2. Полотно «Парад в Берлине. 1824-1831» было заказано Ф. Крюгеру в 1824 году тогда еще Великим князем Никола-
ем Павловичем. В 1830 году «Парад в Берлине» с огромным успехом был показан на академической выставке в Берлине, а в феврале 1831 года выставлен в Петербурге в Концертном зале Зимнего Дворца. Художник был избран почетным вольным общником петербургской Академии Художеств.
3. К тому же Чернецов Г. Г. состоял на службе при Кабинете Его Величества с немалым по тем временам жалованьем в 1500 рублей ассигнациями в год.
4. В другом монументальном полотне «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 года» (1834) Г. Г. Чернецов «исправляет ошибку», почти не показывая зрителей.
5. Наследник-цесаревич Александр Николаевич (1818-1881), принц Ольденбургский Петр Георгиевич (1812-1881), Ливен Христофор Андреевич (1774-1838; светлейший князь Волконский Петр Михайлович (1776-1852) и др.
6. Тщательность, с которой работал художник над этим «коллективным портретом, поразительна. Чернецов попутно делал важные для композиции картины записи, которые сейчас являются документальными свидетельствами. Например, приписка, сделанная художником в процессе работы: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною» (то есть рост Пушкина составлял почти 167 см).
7. Два экземпляра прориси, выполненной Г. Г. Чернецовым, находятся в Отделе рукописей Государственного Русского музея. Список изображенных на картине был впервые опубликован в одном из искусствоведческих периодических изданий в России - «Художественной газете» Н. В. Кукольника за 1836 год и включал 214 изображений зрителей и 53 персонажа из свиты императора, которые в прориси не были обозначены. Полностью прорись с указанием всех упомянутых в ней персонажей из зрителей (223) приведена в статье: [10, с. 129-159]. См. также: [11, 4].
8. Цифры в скобках указывают номер изображения по прори-сям Г. Г. Чернецова.
9. Трех персонажей - танцовщицу Волкову (№ 217) и танцовщицу Иванову Татьяну Ивановну (№219), а также музыканта Реймерса (№189) идентифицировать не удалось.
10. Хотя, как отмечалось, отсутствие в России художника А. А. Иванова не помешало появлению его портрета на полотне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнов Г. В. Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г. // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина XIX века. М.: Искусство, 1954. 744 с.
2. Сысоев В. И. Братья Чернецовы. Мастера живописи. М.: Белый город, 2002.48 с.
3. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века. (К-Я) / Альманах. Вып. 193. СПб, 2007.
4. Бахрушин Ю. А. Зрители в «Параде на Царицыном Лугу» // Искусство. 1937. №2. С. 159-162 (с иллюстрациями).
5. Щербакова Т. А. Михаил и Матвей Виельгорские: Исполнители. Просветители. Меценаты. М.: Музыка, 1990. 128 с.
6. Глинка М. И. Записки. Л.: Музгиз, 1953. 284 с.
7. Ковалевская Е. А. Акварели и рисунки Лермонтова из альбомов А. М. Верещагиной // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1979. С. 24-79.
8. Панаева А. Я. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 446 с.
9. Воспоминания Леонида Львовича Леонидова за полсотню лет назад. 1835-1843 гг. // Русская старина, 1888. Т. 4. С. 223-225.
10. Лебедев Г. Е. Пушкин и его современники на картине Г. Чернецова «Парад на Царицыном лугу» // Искусство. 1937. №2. С. 129-159.
11. Венгеров С. А. Чернецовская галерея русских деятелей 1830-х годов / Нива, 1914, №25. С. 492-496.
Поступила в редакцию 28.02.2011 г.