104 Высшее образование в России • № 11, 2007
С. РЕДЬКИНА, доцент И. ЧЕРКАСОВА, доцент, декан факультета иностранных языков
Панорамное педагогическое мышление и международное сотрудничество
В последние годы в мировом образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. На этом фоне углубление и диверсификация международных образовательных связей придают взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер. Созданы предпосылки для построения общего европейского образовательного пространства при сохранении особенностей и достижений национальных образовательных систем.
Тенденция реформирования и модернизации национальных систем образования, характерная для современного этапа их развития, носит общемировой характер и обусловливает необходимость формирования нового мышления субъектов образования.
Основными признаками нового педагогического мышления являются, на наш взгляд, следующие: особая предрасположенность к целостному,полипарадигмаль-ному и поликультурному освоению феноменов образования, их критическому осмыслению, стремлению создать свой собственный «образ мира»; понимание внутренней многозначности (плюрализма) позиций при изучении нового вопроса, внутренней альтернативности принимаемых решений и их последствий; осознание принципа ненасилия в отношении других людей; целостное рассмотрение проблем; использование общенаучной методологии и междисциплинарных методов и форм организации познавательной деятельности; инте-реск комплексным проблемам (глобальным проблемам современности, охране окружающей среды, здоровьесбережению и др.); целостное видение окружающего мира и др. Эти особенности характерны для панорамного педагогического мышления, помо-
гающего специалисту успешно самоопределяться в «обществе риска» и управлять рисками, функционировать и развиваться в образовательной среде, характеризующейся неопределенностью, вероятностным характером протекания педагогического процесса и развития в нем личности.
Развитие панорамного педагогического мышления обеспечивается многообразными факторами и условиями. Одним из них является использование возможностей международного сотрудничества вуза, включение преподавателей и студентов в процесс активного взаимодействия института с различными учреждениями и организациями на основе принципов поликультурности, дополнительности, разнообразия создаваемых образовательных сред, партнерских отношений, интенсивного информационного, культурного обмена.
Новые социально-экономические реалии потребовали провести переоценку концептуальных приоритетов стратегического развития вуза, существенно повысить роль
Из жизни вуза
105
международного сотрудничества. В настоящее время ТГПИ им. Д.И. Менделеева рассматривает международную деятельность как одно из ключевых направлений своего развития. Основными задачами в этой области являются:
• продвижение и представление за рубежом интересов России и Тюменского региона в области образования;
• повышение имиджа ТГПИ им. Д.И. Менделеева на международном уровне;
• интеграция в международное образовательное пространство на основе долговременного и взаимовыгодного сотрудничества;
• развитие гуманистического панорамного педагогического мышления будущих учителей.
Организация международного сотрудничества в ТГПИ имеет давнюю историю. Началом активных академических обменов стало заключение в 1985 г. договора о побратимстве между городами Каунсил-Блаффс (штат Айова, США) и Тобольском. Основой международных связей в тот период являлось взаимодействие преподавателей и студентов факультета иностранных языков со своими коллегами из других стран, вызванное интересом к овладению иностранными языками.
Развитие и расширение спектра направлений международного взаимодействия привели к созданию в 2006 г. отдела международного сотрудничества, который включает консультационную службу по организации международных обменов преподавателей, студентов вуза и логистике иностранных студентов, преподавателей, стажеров и делегаций, а также бюро переводов.
Если раньше международные контакты в основном устанавливались профильным факультетом, то в настоящее время в организации и осуществлении международных связей задействованы самые разные факультеты и подразделения: художественно-графический, филологический, исторический, факультет физики и информати-
ки, лаборатория дистанционного обучения и др.
В ТГПИ сложились следующие основные направления международного сотрудничества:
• партнерство с зарубежными образовательными учреждениями и организациями в рамках договоров, программ, проектов;
• подготовка и организация международных обменов преподавателей, студентов;
• участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, встречах, а также их организация и проведение;
• взаимодействие в области научноисследовательской деятельности и др.
Партнерами института традиционно являются: Международный университет Шиллера (Великобритания), Лондон-сити колледж (Великобритания), Институт Гёте (Германия), PAD (Германская служба педагогических обменов), DAAD (Германская служба академических обменов), организация «За взаимное понимание», Американская служба обменов, международная организация EF, колледж Каунсил-Блаффс (США), Wilfrid Laurier University (Канада), Ассоциация учителей английского языка (США) и др.
Сегодня ведущие мировые державы, в том числе и Россия, рассматривают международные образовательные обмены и программы как важную составляющую часть своей внешней политики. Каждая из них делает активные шаги на пути интеграции в мировое образовательное пространство, решая сложные организационные вопросы реформирования своей системы образования и конвертируемости национальных дипломов о высшем образовании.
В рамках различных международных проектов и программ в 2006-2007 уч. году выехали за рубеж 49 студентов различных факультетов и 7 преподавателей; 5 человек выехали за рубеж как победители различных грантов, учреждаемых зарубежными организациями. Гранты выиграны для про-
106 Высшее образование в России • № 11, 2007
хождения языковых, научных стажировок, а также с целью обмена опытом педагогической деятельности. Например, преподаватели вуза приглашаются для чтения лекций в зарубежных вузах, а студенты старших курсов - для работы в качестве учителей и ассистентов учителей русского языка.
Одновременно ученые зарубежных вузов, носители языка ежегодно работают в институте в качестве преподавателей. Среди наиболее заметных имен - Д. Брайдэн -декан Лондон-Сити колледжа, Энди Кейдл - преподаватель университета штата Оклахома, США, Рут Петцолт - преподаватель английского языка, Марк Маршалл (Великобритания) - учитель английского языка как иностранного и др.
Большие возможности в сфере интеграции образовательной и научной деятельности международных партнеров дает совместное проведение научно-практических конференций. В рамках решения проблем межкультурной коммуникации у нас стали традиционными конференции по этой теме, организуемые при активном участии Ассоциации учителей английского языка (США). Например, в апреле 2007 г. в институте прошла международная научно-
практическая конференция на тему «Меж-культурные коммуникации в сфере международного и регионального туризма в историческом городе». Развитие Тобольска как туристического центра привлекает к нему внимание зарубежных ученых разных специальностей и позволяет организовывать общение с зарубежными коллегами. К примеру, в 2007 г. состоялась встреча с учеными из Римского университета и встреча-семинар с преподавателями канадского университета Wilfrid Laurier University, темой которой стало развитие гражданского общества.
Интеграция института как равноправного партнера в международное научное пространство предусматривает участие в международных исследовательских программах, конференциях, проводимых за рубежом, что также стало традицией в институте. Так, ректор С.В. Слинкин в рамках программы «Открытый мир», организованной библиотекой Конгресса США, работает над темой «Образование и социальное развитие»; декан художественнографического факультета Л.А. Лар ежегодно совместно с учеными Сиднейского университета (Австралия) и Фонда Александра Кастрэна (Финляндия) организует международные экспедиции по исследованию быта, традиций малых народов Крайнего Севера; преподаватель факультета иностранных языков О.Н. Градкова изучает культурные традиции Шотландии.
Студенты института активно участвуют в программе «CCUSA». Каждый год от 20 до 40 студентов проходят конкурс и приглашаются на практику в качестве вожатых или помощников вожатых, обслуживающего персонала, руководителей кружков в детских летних лагерях Болгарии, Греции, США. Их активность не осталась незамеченной. В сентябре 2004 г. институт посетил посол США в России Александр Вер-жбоу. Целью встречи явилось общение со студентами на тему их педагогической деятельности в летних лагерях.
В последние годы активно развивается
Из жизни вуза
107
сотрудничество с зарубежными партнерами по организации на-учно-исследовательс-кой деятельности студентов. Так, например, во время стажировки в США студенткой 5-го курса И. Ко-уровой выполнено исследование на тему «Лингвистические особенности малых диалектов американского английского». В свою очередь, студентка Гамбургского университета (Германия) провела научное исследование на базе Тобольского педагогического института по теме «Стратегии обучения немецкой лексике русскоязычных студентов».
Подводя итоги, можно отметить позитивные тенденции в области международного сотрудничества. Сделаны серьезные шаги для органичного включения вуза в
международную образовательную систему, формирования имиджа ТГПИ как надежного партнера зарубежных университетов, международных фондов и организаций, а также привлекательного образовательного учреждения для российских и иностранных студентов, аспирантов и преподавателей.
Роль педагогического вуза в сохранении национальной культуры региона
Ф. САЙФУЛИНА, доцент, зав. кафедрой татарского языка, литературы и методик преподавания
Среди регионов РФ Тюменская область занимает особое место как поликуль-турное, многонациональное, разноязычное пространство, население которого обладает собственной ментальностью, неповторимым историческим прошлым, своим нравственным сознанием.
Национальная школа имеет свои особенности, присущие только ей, поэтому на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. именно регионализация выступила содержанием реформ отечественной средней школы, основой построения вариативных образовательных моделей. В связи с этим назрела необхо-
димость в обучении и воспитании детей в школе с учетом традиций этноса, специфики психологии, педагогики, этики, эстетики, быта, хозяйственной деятельности народа, являющегося коренным населением на данной территории. Чтобы образование могло исполнить свою национальную функцию и региональную направленность, нужно быть особенно внимательным к истории, литературе, культуре местных этносов. Таким образом, необходимость осуществления национального образования как фактора сохранения и развития единого образовательного про-