Научная статья на тему 'Пандемия помогла? (Проблемы медицинской интеграции в российской реальности)'

Пандемия помогла? (Проблемы медицинской интеграции в российской реальности) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия / здравоохранение / здоровьесбережение / традиционная медицина / традиционная медицинская система (ТМС) / народное целительство / народная медицина / бурято-тибетская медицина / профессиональная ассоциация / pandemic / healthcare / health preservation / traditional medicine / traditional medical system (TMS) / folk healing / traditional medicine / Buryat-Tibetan medicine / professional association

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Валентина Ивановна Харитонова

Рассматривается вопрос об особенностях сосуществования в общей системе здоровьесбережения конвенциональной и неконвенциональной медицины и возможностях «интегрирования» некоторых составляющих, относимых в настоящее время к неконвенциональной сфере, в систему здравоохранения (собственно конвенциональную медицину) в виде комплементарных (дополнительных) частей, которые могут включаться в первую очередь в профилактику и реабилитацию. Поскольку этот процесс начал активно развиваться с конца 1980-х – начала 1990-х гг., то затрагиваются проблемы создания советского/российского народного целительства и попыток его институализации. Делается акцент на развитии целительской составляющей и последующем разделении ее на сферы, имеющие отношение к народной медицине, а также магико-медицинским и магико-мистическим, в том числе (квази)религиозным практикам, и той, которая базируется на традиционной медицине, традиционных медицинских системах (ТМС), включая заимствованные. Учитывая процессы заимствования, автор обращает внимание на происходящее в южноазиатских странах, где в системы здравоохранения входят и традиционные медицины, превращенные в ТМС (в первую очередь, Китай и Индия). Сосуществование этих медицин в рамках целостного здравоохранения и там вызывает свои вопросы (говорить об интеграции, особенно в Индии, практически невозможно, как считают местные медицинские антропологи). Однако параллельная работа в вариантах комплементарных или альтернативных позволяет решать многие вопросы. В период пандемии это очень помогло здравоохранению (особенно в Китае) быстро справляться с волнами ковида. Рассматривается вопрос о разделении (на уровне ассоциаций) народного целительства и «традиционных медицин» (гомеопатии, фитотерапии, аромотерапии, гирудотерапии и других методов), а особенно бурято-тибетской медицины в России в последние годы. Указывается на развитие бурято-тибетской традиционной медицины и возможности фактического перехода ее в состояние ТМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Has the Pandemic Helped? (Problems of Medical Integration in Russian Reality)

The article considers the issue of the peculiarities of coexistence in the general health preservation system of conventional and non-conventional medicine and the possibilities of "integrating" some components currently classified as non-conventional into the healthcare system (actually conventional medicine) in the form of complementary (additional) parts that can be included primarily in prevention and rehabilitation. Since this process began to develop actively from the late 1980s – early 1990s, the problems of creating Soviet/Russian folk healing and attempts to institutionalize it are touched upon. The emphasis is on the development of the healing component and its subsequent division into areas related to folk medicine, as well as magical-medical and magical-mystical, including (quasi) religious practices, and those based on traditional medicine, traditional medical systems (TMS), including borrowed ones. Taking into account the borrowing processes, the author draws attention to what is happening in South Asian countries, where traditional medicines turned into TMS are included in the health care systems (primarily China and India). The coexistence of these medicines within the framework of public health raises its own questions there (it is almost impossible to talk about integration, especially in India, according to local medical anthropologists). However, parallel work in complementary or alternative versions allows us to solve many issues. During the pandemic, this greatly helped healthcare (especially in China) to quickly cope with the waves of covid. The issue of separation (at the level of associations) of folk healing and "traditional medicine" (homeopathy, phytotherapy, aromatherapy, hirudotherapy, etc. and other methods) is considered, and especially Buryat-Tibetan medicine in Russia in recent years. The author points to the development of Buryat-Tibetan traditional medicine and the possibility of its actual transition to the state of TMS.

Текст научной работы на тему «Пандемия помогла? (Проблемы медицинской интеграции в российской реальности)»

Сибирские исторические исследования. 2023. № 4. С. 284-307 Siberian Historical Research. 2023. 4. рр. 284-307

Научная статья УДК 615.89

аог 10.17223/2312461Х/42/14

Пандемия помогла? (Проблемы медицинской интеграции в российской реальности)

Валентина Ивановна Харитонова

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва, Россия,

medanthro@mail. ги

Аннотация. Рассматривается вопрос об особенностях сосуществования в общей системе здоровьесбережения конвенциональной и неконвенциональной медицины и возможностях «интегрирования» некоторых составляющих, относимых в настоящее время к неконвенциональной сфере, в систему здравоохранения (собственно конвенциональную медицину) в виде комплементарных (дополнительных) частей, которые могут включаться в первую очередь в профилактику и реабилитацию. Поскольку этот процесс начал активно развиваться с конца 1980-х -начала 1990-х гг., то затрагиваются проблемы создания советского/российского народного целительства и попыток его институализации. Делается акцент на развитии целительской составляющей и последующем разделении ее на сферы, имеющие отношение к народной медицине, а также магико-медицинским и ма-гико-мистическим, в том числе (квази)религиозным практикам, и той, которая базируется на традиционной медицине, традиционных медицинских системах (ТМС), включая заимствованные.

Учитывая процессы заимствования, автор обращает внимание на происходящее в южноазиатских странах, где в системы здравоохранения входят и традиционные медицины, превращенные в ТМС (в первую очередь, Китай и Индия). Сосуществование этих медицин в рамках целостного здравоохранения и там вызывает свои вопросы (говорить об интеграции, особенно в Индии, практически невозможно, как считают местные медицинские антропологи). Однако параллельная работа в вариантах комплементарных или альтернативных позволяет решать многие вопросы. В период пандемии это очень помогло здравоохранению (особенно в Китае) быстро справляться с волнами ковида.

Рассматривается вопрос о разделении (на уровне ассоциаций) народного це-лительства и «традиционных медицин» (гомеопатии, фитотерапии, аромотера-пии, гирудотерапии и других методов), а особенно бурято-тибетской медицины в России в последние годы. Указывается на развитие бурято-тибетской традиционной медицины и возможности фактического перехода ее в состояние ТМС.

Ключевые слова: пандемия, здравоохранение, здоровьесбережение, традиционная медицина, традиционная медицинская система (ТМС), народное цели-тельство, народная медицина, бурято-тибетская медицина, профессиональная ассоциация

Благодарности: Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

© Харитонова В.И., 2023

Для цитирования: Харитонова В.И. Пандемия помогла? (Проблемы медицинской интеграции в российской реальности) // Сибирские исторические исследования. 2023. № 4. С. 284-307. doi: 10.17223/2312461X/42/14

Original article

doi: 10.17223/2312461X/42/14

Has the Pandemic Helped? (Problems of Medical Integration in Russian Reality)

Valentina I. Kharitonova

Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The article considers the issue of the peculiarities of coexistence in the general health preservation system of conventional and non-conventional medicine and the possibilities of "integrating" some components currently classified as non-conventional into the healthcare system (actually conventional medicine) in the form of complementary (additional) parts that can be included primarily in prevention and rehabilitation. Since this process began to develop actively from the late 1980s - early 1990s, the problems of creating Soviet/Russian folk healing and attempts to institutionalize it are touched upon. The emphasis is on the development of the healing component and its subsequent division into areas related to folk medicine, as well as magical-medical and magical-mystical, including (quasi) religious practices, and those based on traditional medicine, traditional medical systems (TMS), including borrowed ones.

Taking into account the borrowing processes, the author draws attention to what is happening in South Asian countries, where traditional medicines turned into TMS are included in the health care systems (primarily China and India). The coexistence of these medicines within the framework of public health raises its own questions there (it is almost impossible to talk about integration, especially in India, according to local medical anthropologists). However, parallel work in complementary or alternative versions allows us to solve many issues. During the pandemic, this greatly helped healthcare (especially in China) to quickly cope with the waves of covid.

The issue of separation (at the level of associations) of folk healing and "traditional medicine" (homeopathy, phytotherapy, aromatherapy, hirudotherapy, etc. and other methods) is considered, and especially Buryat-Tibetan medicine in Russia in recent years. The author points to the development of Buryat-Tibetan traditional medicine and the possibility of its actual transition to the state of TMS.

Keywords: pandemic, healthcare, health preservation, traditional medicine, traditional medical system (TMS), folk healing, traditional medicine, Buryat-Tibetan medicine, professional association

Acknowledgements: Published in accordance with the research plan of the Institute of Ethnology and Anthropology RAS.

For citation: Kharitonova V.I. (2023) Has the Pandemic helped? (Problems of medical integration in Russian reality). Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia - Siberian Historical Research. 4. pp. 284-307 (In Russian). doi: 10.17223/2312461X/42/14

Введение

Вопрос об «интеграции» медицинских систем, практик и методов может рассматриваться в различных аспектах. Однако в российской реальности, начиная с 1990-х гг., он получил особую значимость в варианте обсуждения способов проникновения в отечественную систему здравоохранения, с одной стороны, народной медицины, а также созданного в то время народного целительства, с другой - традиционной медицины (включая российский вариант бурято-тибетской медицины) или традиционных медицинских систем (ТМС), заимствуемых в южно-азиатских странах (Китай, Индия, Вьетнам, Корея). Изначально все возможные варианты медицинских систем, практик и методов (за исключением, да и то с некоторыми оговорками, самой системы здравоохранения - биомедицины / доказательной медицины / научной медицины / европейской медицины / профессиональной медицины и т.д.1) были настолько не определены и не регламентированы в научной терминологии, что в целом четко осмысливать «традиционную медицину» и «нетрадиционную медицину» сложно было даже в документах, не говоря уже о научной и псевдонаучной литературе. Простейшая проблема значения слова «традиционный» как конкретного термина стала камнем преткновения: осознать, что есть эпитет (традиционная медицина), но при этом существует двучленный термин (традиционная медицина), наряду с трехчленным термином (традиционная медицинская система), для большинства заинтересованных в обсуждении ситуации лиц оказалось невозможным.

Спорившие по поводу «традиционности» своей медицины разделились на две группы: одни полагали, что современная профессиональная (и пр. - см. выше многочисленный перечень; кстати, неполный) медицина европейского типа только и может быть традиционной, а все остальное - «бабушкины сказки»; другие были уверены, что как «традиционная» должна обозначаться именно та медицина, которая существует тысячелетия, в отличие от совсем недавно сформировавшейся биомедицины. Понятно, что в первой группе были преимущественно сами представители современной доказательной медицины, нынешние профессионалы. Все иное они и за медицину не считали. Интересно, что масла в огонь подливала лингвистика: в русском языке лексема «медицина» в словарях представлена в единственном числе с указанием на отсутствие множественного. Очевидно, что спецификой терминологических манипуляций никто не занимался, однако сама ситуация использовалась в дискуссиях как аргумент.

Но если отбросить данное недоразумение, то на первый план этой истории выйдет путаница во всей сфере «медицины вне здравоохранения». Этому способствовало, как минимум, незнание реалий (в первую очередь медиками), т. е. они не изучали в университетах многочисленных составляющих всей «медицины» за пределами здравоохранения,

которую обычно определяют как неконвенциональную медицину или неконвенциональные медицинские практики, в отличие от официальной, конвенциональной медицины, включенной в систему здравоохранения. Однако и сама практическая ситуация в сфере здоровьесбережения (понятие более широкое, чем здравоохранение, включающее его) не только в России, но и в мире не помогала в этом разобраться. Период, когда начали активно развиваться, возрождаться, распространяться всевозможные старые, новые и просто выдуманные методы и практики, начавшийся в конце 1980-х гг., основательно затянулся - причем не только в России, но и во всем (в первую очередь западном) мире. Терминология множилась и путалась все больше, чему способствовали культурная глобализация, а также официальные документы, даже издаваемые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), где странным образом не разграничили народную медицину и традиционную медицину, не говоря уже о собственно традиционных медицинских системах.

Из истории «интеграции»

В России, в свою очередь, медики и законотворцы дополнили эту неразбериху: наблюдая ситуацию с функционированием ТМС в восточных странах, например в Китае, к медицине которого давно присматривались не только наши специалисты2, российские врачи и заинтересованные практики решили сформировать некое подобие дополнительной медицины у нас (см. подробно в более ранних моих работах: (Харитонова 2009, 2010, 2010а, 2012, 2013)). На базе анализа происходившего в уже существовавших в начале 1990-х гг. коммерческих организациях, где практиковали самые разные люди, заинтересованные ученые и врачи, а также коммерсанты выработали представления о специалистах «народной медицины», которые должны были стать основой более современных по своей подготовке и освоенным методам и практикам народных целителей - знатоков народных лечебно-оздоровительных методов и практик самого разного рода, которым - для возможности включаться в медицинскую сферу деятельности - необходимо было пополнить свои знания современным медицинским образованием.

Среди таких специалистов оказались в итоге самые разные люди, предлагавшие всевозможные магико-медицинские и магико-мистиче-ские практики, а также новоизобретения на основе увлечений эзотерикой и парапсихологией (см., например: (Харитонова 1994)). Позже термин эволюционировал, точнее, контингент лиц, обретавших эту «профессию», расширился3, и наполнился отчасти новым содержанием. В 1993 г. в первом Законе об охране здоровья граждан («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) Статья 57. «Право на занятие народной

медициной (целительством)») термин народный целитель был легализован. Надо сказать, что новоявленные народные целители, как и появившиеся у них многочисленные ученики, в собственные практики интегрировали все что угодно: от самой «крутой» магии и мистики разного рода до странных прикладных и натуропатических методов (вроде уринотерапии).

У создателей системы народного целительства была сверхзадача: интегрировать их детище с профессиональной биомедициной. На вопросы «Зачем?» и «Каким путем?» ответить сложновато (по крайней мере в среде самих создателей разнородных ответов было несколько); а вот на вопрос «Почему?» один ответ прост и очевиден: сконструированное «народное целительство» стало довольно популярным бизнесом, легализация которого была удобна через такую «интеграцию». Но за этим стоит и второй ответ: медицинская наука знала не хуже антропологической, что в некоторых странах как минимум традиционная медицина дает хорошие результаты в профилактике и реабилитации, а порой и в лечении. Именно это заставляло исследователей способствовать продвижению неконвенциональных практик в конвенциональную сферу в варианте комплементарных и (или) альтернативных форм допуска, что уже имело место в некоторых европейских странах.

Надо отметить, что в тот период были попытки систематизировать, расписав по группам, получившийся разнородный набор специалистов, который оказался в основном Законе («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) Статья 57. «Право на занятие народной медициной (целитель-ством)») под одним наименованием: в профессиональном отношении их довольно быстро разделили (и это было достаточно грамотно) на две подгруппы: «целители (лечащие внушением и молитвой)» и «практики нетрадиционной медицины», т. е. была попытка разделить духовные и прикладные сферы деятельности без учета того, что сделать это практически нереально.

В первой волне народных целителей оказались в основном те, кто был непосредственно связан с народной медициной (народным лекарством), магико-медицинскими и магико-мистическими практиками, неорелигиозными движениями и т. д. Поскольку в абсолютном большинстве своем такие люди не имели ни малейшего отношения к официальной медицине, то для «интеграции» принималось несколько решений об их специальном, с одной стороны, и официально-медицинском образовании -с другой. В профессиональном («целительском») ракурсе - с обучением в различных специализированных коммерческих «школах», «университетах», «академиях», на «курсах»; а в ракурсе официальной медицины -согласно одним решениям, на первичном медицинском уровне (мед-сестра/медбрат), согласно другим (более поздним) - требовалось

получать фельдшерское образование, а то и высшее медицинское. Понимание того, что подобные решения остаются благими пожеланиями, привело к идее о совместной работе целителя и врача (точнее, о работе целителя под надзором врача). Однако ничего толкового из этих поисков самостоятельных путей российской интеграции, не похожих на произошедшее в середине ХХ в. в Китае и других странах Азии, не вышло.

Надо отметить, что «неинтегрированные» представители народной медицины - знахари, колдуны, шаманы, практики Таро и т.п. (они себя обычно называют по старинке) - как и записавшиеся в народные целители специалисты, работают до сих пор, согласно своим убеждениям: кто-то даже не дает никакой рекламы, полагаясь на привычное «сарафанное радио», а кто-то идет по современному пути - пользуется рекламой, развивает виртуальные практики в онлайн-системе. Многие предпочитают обеспечивать себя различными дипломами и лицензиями, где написаны официальные термины, а не их самоназвания; вступают в ассоциации народных целителей, посещают конференции и форумы, слушают дополнительные курсы, в том числе юридического плана, чтобы уметь защитить себя в непростой ситуации ведения их практик.

Но в среде народного целительства довольно быстро обнаружились иные, часто уже имеющие медицинское образование специалисты -например, в области мануальной терапии, остеопатии, различного массажа; а также появились врачи, работающие в сфере фитотерапии, и др. Возглавляли и формировали, трансформировали все это многоплановое «броуновское движение» тоже профессиональные медики, в том числе высокого статуса.

Многие из них со временем обратили внимание на восточную традиционную медицину; но уже не только на иглорефлексотерапию, представленную у нас в стране с 1960-х гг., а на то, каким путем соседствуют и дополняют друг друга два разных вида медицины в азиатских государствах, где сосуществует два взаимодействующих министерства, занимающихся вопросами здоровьесбережения (как в Индии, например), или два департамента в одном министерстве (как в Китае). Интерес к такому разумному варианту интеграции позволил в 2011 г. при принятии нового Закона об охране здоровья граждан значимо изменить законодательную ситуацию в отношении «народного целительства»: вместо ст. 56 и 57 о целителях здесь появилась ст. 50, которая называлась «Народная медицина». В ней был сделан акцент на отмежевании собственно лёкарских практик от магико-мистических. Впрочем, все это привело к дальнейшим спорам в Государтсвенной Думе (ГД) - Комитете по охране здоровья, в Министерстве здравоохранения, Национальной медицинской па-лате4 и т.д.

В этой меняющейся ситуации организаторы целительских практик повернулись лицом к собственно традиционной медицине азиатских

стран и ТМС, что снова было продиктовано - не в последнюю очередь -коммерческими интересами. В последние 10-15 лет, когда стал массово развиваться медицинский туризм в Азию, притом что довольно много профессиональных специалистов традиционной медицины из азиатских стран приехали работать в Россию, акцент в плане попыток взаимодействия был изменен: организаторы интеграции сосредоточились на вопросах привнесения в страну ТМС Востока; внимание сфокусировалось, во-первых, на подготовке отечественных специалистов в сфере китайской или индийской (Аюрведы), корейской, вьетнамской медицины, во-вторых, на легализации приезжающих из этих стран дипломированных специалистов ТМС, что, кстати, осуществлялось на протяжении долгого периода через выдачу им документов народных целителей.

Пандемия и «две медицины»

Очевидно, что пандемия СОУГО-19 изначально не способствовала процессу интеграции, имеющей место в азиатских странах, особенно если учесть, что пришла она из Азии, из того самого Китая, где параллельно существуют две медицины: европейского типа и ТКМ (традиционная китайская медицина) - теперь уже в виде развитой ТМС (традиционной медицинской системы). ТКМ имеет в КНР свой департамент внутри Министерства здравоохранения, свои клиники, аптеки (с собственным производством лекарств), а также университеты для подготовки докторов ТКМ, которые получают, фактически, двойное образование (изучение медицины европейского типа, наряду с собственными профильными дисциплинами, в этих университетах обязательно).

В обычной жизни, при отсутствии эпидемий (хотя в Китае они случаются довольно часто), обе медицины существуют параллельно, что говорит об их статусе как альтернативных друг другу. У любого гражданина есть право выбора на пользование той или другой медицинской практикой. Выбор, естественно, зависит от многих причин (в том числе от финансовых возможностей человека: ТКМ изначально, во времена Мао Цзэдуна и по его приказу, создавалась как медицина для бедных, хотя сейчас она представлена в разных вариантах и может удовлетворить различную по своим запросам публику). Тот вариант медицины, который возник при формировании ТМС на основе китайских традиционных и народных медицинских практик, целенаправленно избавлялся от их магических и мистических основ. Натуропатическая составляющая, фи-тотератия, иглорефлексотерапия, с опорой на источники традиционной медицины в первую очередь, стала работать вполне «цивилизованно», приемлемо даже для атеистически настроенной в середине ХХ в. страны. Эти преобразования и позволили создать альтернативную составляющую в единой системе здравоохранения.

Разумеется, и в нынешнем Китае, имеющем пару десятков огромных университетов ТКМ со своими клиниками и аптеками, не говоря уже о множестве лечебниц и поликлиник (Харитонова, Павлова, Ли 2018; Беляев, Ли, Гук 2020; Гарус 2023), есть свои - можно сказать даже значительные - проблемы сочетания двух медицин. Впрочем, в стране уже давно ТКМ стала не только альтернативной помощью бедным, но и комплементарной (дополняющей) медициной, которая работает в сочетании с медициной европейского типа. Успешной работе способствует и «секуляризация» народных знаний и содержимого традиционных книжных источников, и - что наиболее важно - созданная система подготовки медицинских кадров в сфере ТКМ, а также распространение сведений о ней, включение в профессиональную подготовку врачей в медицинских вузах европейского типа. Надо отметить, что китайцы хорошо знают свои традиции, а ТКМ для абсолютного большинства не тайна и не новость, хотя современный образованный человек использует, скорее, европейскую медицину.

Конечно, при подготовке специалистов ТКМ есть свои сложности в примирении в их сознании двух очень разных мировоззренческих картин. Впрочем, знание традиций и сама установка на правильность сосуществования в здравоохранении двух мировоззренческо-медицин-ских подходов позволяют не просто мириться с этим, но искать возможные связи, параллели, аналогии, объясняющие лечение разными способами. Кстати, современная иммунология в этом отношении предлагает вполне успешно свою помощь в таких трактовках (Маничкин, Головизнин 2019).

Во время пандемии СОУГО-19 китайская система здравоохранения оказалась во многом примером для других. Несмотря на практически три волны пережитой пандемии, это здравоохранение справлялось с ними -пусть и жесточайшими методами с помощью государства, но, вместе с тем, очень грамотно. В ликвидации пандемии ТКМ была изначально задействована не менее активно, чем биомедицинское здравоохранение. Их работа была запараллелена и интегрирована. Специалисты ТКМ (напомню, что в основе их подготовки в Китае лежит прекрасный биомедицинский базис) в тяжелой ситуации брали на себя полный цикл работы с пациентами; в более спокойные периоды было разделение пациентов по тяжести заболевания и состояния лечебного процесса: врачи ТКМ занимались профилактикой и реабилитацией, а также лечением больных с легкими формами ковида, в то время как биомедицина брала на себя наиболее сложные случаи для непосредственного лечения (Сян, Чжун, Ли 2020).

Работа Центра медицинской антропологии ИЭА РАН в период пандемии по отслеживаю происходящих процессов в России и соседних странах (регулярные контакты в виде проведения совместных заседаний

в варианте круглых столов со специалистами, например, Чаньчунского университета китайской традиционной медицины, которые иногда делали доклады и общались с нами непосредственно из госпиталей, откуда они не имели права уходить) позволила оценивать плюсы такого сочетания двух медицинских систем.

По пути юго-восточных соседей?

В России в настоящий момент совсем иная ситуация, нежели чем в Китае: и со своей неконвенциональной медициной во всем ее многообразии, и с заимствованием/легализацией/внедрением чужих, в том числе китайских, лечебных и профилактических традиций и практик.

Можно сказать, что в стране реально не контролируется должным образом все поле неконвенциональной медицины, подконтрольным является собственно здравоохранение (даже притом что в законах об охране здоровья предусмотрены статьи, которые были ориентированы именно на неконвенциональную область медицины). Это позволяет разворачивать свою практику всем желающим проявить себя в данной сфере в удобных для них вариантах (законодательные установки по поводу народного це-лительства и народной медицины на практике остались больше благопо-желанием, дающим возможность получения коммерческой прибыли тем, кто курирует деятельность самых разных специалистов).

Однако в России была усилена ориентация на восточные ТМС и принципы организации общественного здравоохранения еще в допандемий-ный период, хотя набравшее силу целительская деятельность/движение развивается по-прежнему очень активно, множа и объединения специалистов и частную практику. В этом процессе можно выделить как минимум несколько составляющих:

- развитие и трансформация движения «народных целителей» России и зарубежья;

- попытки разграничения «народной медицины» и «традиционной медицины», ТМС в России;

- открытие все большего числа кафедр, институтов с ориентацией на неконвенциональную медицину и подготовку специалистов такого профиля.

К этому можно добавить активизацию в подготовке будущих медицинских специалистов, в первую очередь врачей, преподавательской среды, стремящейся усилить гуманитарную составляющую в образовательных программах наряду с расширением знаний в области неконвенциональной медицины (впрочем, пока это осуществить в полной мере не представляется возможным).

Остановимся очень коротко на первом выделенном пункте: развитие и трансформация движения «народных целителей» России. Как уже

указывалось выше, само понятие народные целители появилось еще в 1993 г. Далее это новое движение формировалось и развивалось очень быстро, множа различные организации, создавая систему собственного профессионального образования, выстраивая свою деятельность в варианте профессиональных ассоциаций, берущих на себя самые разные функции. Фактически за этим «зонтичным» термином скрывались самые разные прикладные лекари (травники, костоправы и пр.), знахари, ведуны, колдуны, волхвы, шаманы и т. п., а вместе с ними биоэнерготерапевты, эниотерапевты, эниосуггестологи; аромотерапевты, литотера-певты, гирудотерапевты, апитерапевты и многие другие специалисты; позже в их рядах появились «психотерапевты» и «психологи» в разных вариантах. Все они, точнее, их услуги, пользуются достаточно большим спросом среди населения, а в период пандемии и на выходе из нее этот спрос, очевидно, возрос: «За последние пять лет спрос на услуги целителей повысился на 30%, такую тенденцию озвучил в беседе с NEWS.ru президент Национальной ассоциации народной медицины Владимир Егоров. Он связал это с пандемией коронавируса и ее последствиями. Эксперт подчеркнул - речь идет о специалистах по народным методам лечения, которые практикуют на законных основаниях. Например, травники, костоправы. Различные оккультисты не имеют к ним отношения» (Филина-Коган 2023). Можно к этому добавить, что «различные оккультисты» имели едва ли не больший успех у нашей публики, особенно в период пандемии, когда здравоохранение не могло во многих ситуациях оказывать действенную помощь, а страх от неизвестности заставлял людей искать спасения у любых специалистов и шарлатанов.

К началу пандемии и в настоящий, постпандемийный период активно работают не менее десятка довольно крупных целительских ассоциаций, в состав которых входят разные люди, предлагающие свои разнообразные услуги в неконвенциональном поле. Но остановится для примера на профессиональной, наиболее активной организации: «Международная Профессиональная Ассоциация Специалистов Комплементарной, Альтернативной, Народной Медицины и Психологов» (Международная Профессиональная...), которая проводит множество мероприятий: из последних - Межрегиональная конференция «Современная, традиционная медицина и духовные практики» (Нальчик); XVIII Международный конгресс «Комплементарная Медицина и наука - настоящее и будущее России» (Москва); XXII Фестиваль Здоровья «Специалистов традиционных систем оздоровления и духовных практик» (Сочи); XV Новогодний съезд Специалистов Оздоровительных Практик (Москва) (Там же). Информация говорит сама за себя. Интересно, что обучение (очевидно, дополнительное) предлагается в разных местах, цитирую:

- «Международная Академия Духовного Развития и Инновационных Технологий (МАДРиИТ)

- Курсы повышения квалификации

- Государственное образование

- Международное образование» (Там же).

Ассоциация заботится о медицинском образовании состоящих в ней лиц: есть информация об обучении по программе «Младшая медицинская сестра/брат». Также есть сообщение о ДПО на базе РАНХиГС по программе «Психология и педагогика» (37.03.02). Есть и информация о реестре практикующих членов ассоциации - специалистов, у некоторых указывается аккредитация, например: «Специалист Энергоинформационных технологий»; «Инструктор оздоровительных практик»; «Остеопат. Парапсихолог. Магистр Комплементарной Медицины. Окончил Фрязинское Медицинское училище в 2006 г. Аккредитация: Специалист оздоровительных практик. Выдано: 15.09.18. Действителен до: 15.09.19»; «Инструктор Оздоровительных Практик. Официальный представитель по Приморскому краю. Магистр Народной Медицины. Профессор Народной Медицины. Аккредитация: Инструктор Энергоинформационных технологий. Выдано: 22.12.19. Действителен до: 22.12.22».

Надо заметить, что такие специалисты и схожие с ними (см. подробно: (Харитонова 2022)) активно работали в пандемию, работают и сейчас, оказывая услуги согласно своему мировоззрению и знаниям, полученным на различных курсах. Но еще до пандемии от них отделились профессиональные медицинские работники, зарегистрировавшие свою организацию (АНО) - «Национальная профессиональная Ассоциация традиционной и комплементарной медицины» (Национальная профессиональная...). Она быстро прошла официальную регистрацию5 и вошла в состав Национальной медицинской Палаты6. Под ее кураторством было проведено обсуждение «Проекта профессионального стандарта специалиста по традиционной медицине» в 2019 г.

Во время пандемии организация активно работала. В ноябре 2021 г. на базе Ассоциации были выработаны «Предложения по расширению лечебно-профилактических и реабилитационных возможностей современной медицины при СОУГО-19 за счет дополнения стандартной терапии средствами и методами комплементарной медицины» (на основе анализа применения растительных и гомеопатических средств в период пандемии). Эти предложения предварительно обсуждались на заседании Экспертного Совета и были направлены Комитетом ГД РФ по охране здоровья в Министерство здравоохранения (МЗ) РФ. Данная работа осуществлялась с учетом достижений ТКМ в Китае (Китайские врачи. 2021). Тогда же было начато сотрудничество в проекте «Вместе - против СОУГО-19!», который осуществлялся АНО ДПО «Академия инновационного образования» как образовательный проект для врачей и пациентов (Образовательный портал .).

Важнейшие направления, которые Ассоциация взяла под свой контроль, - это фитотерапия, гомеопатия, гирудотерапия, апитерапия, аппаратные методы диагностики и лечения. Ассоциация регулярно проводит образовательные конференции, например, в апреле 2021 г. прошел «1-й Национальный конгресс по фитотерапии и травничеству» и 27-я Международная конференция «Теоретические и клинические аспекты применения биорезонансной и мультирезонансной терапии». 22 апреля 2023 г. состоялась XXIX международная конференция «Теоретические и клинические аспекты применения биорезонансной и муль-тирезонансной терапии». 14 октября 2023 г. было празднование «Дня российской гомеопатии» (Москва), где состоялось торжественное заседание, посвященное 190-летию официального признания гомеопатии в России (Национальная профессиональная. гомеопатия.; Российское гомеопатическое.). Надо заметить, что активизация видимой деятельности, связанной с гомеопатией, была не в последнюю очередь простимулирована скандалом, вызванным Комиссией по борьбе со лженаукой (РАН), а также некоторыми недоразумениями на основе этого во время пандемии (От коронавируса. 2020; см. подробно: Харитонова, 2023).

Ассоциация приняла активнейшее участие в одном из последних наиболее важных для развития и институализации в России традиционной медицины мероприятий: 25-26 февраля 2023 г. в Москве на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава прошел IV конгресс по традиционной медицине стран ШОС/БРИКС/ЕАЭС, по итогам работы которого была принята важнейшая Резолюция (Национальная профессиональная. Резолюция). В этом документе участники Конгресса рекомендовали Министерству здравоохранения РФ «воссоздать головное учреждение по организационно-методическому и нормативно-правовому обеспечению применения методов комплементарной (традиционной) медицины (например, в форме Федерального методического центра, как это сделано в случае с методом остеопатии)» (Там же).

Представители медицины, которые руководят Ассоциацией, активно участвовали в состоявшемся 19 июня 2023 г. в Комитете ГД РФ по охране здоровья круглом столе по вопросам государственного регулирования традиционной/комплементарной и народной медицины. Это было важнейшее мероприятие, на которое специалисты традиционной медицины (ТМ) возлагали большие надежды. На нем обсуждались три значимых вопроса.

Речь шла в первую очередь о дальнейшем развитии традиционной медицины в России и административных барьерах, которые мешают этому. Выступление президента Национальной ассоциации традиционной и комплементарной медицины д-ра мед. наук М.С. Томкевич было сосредоточено в основном на гомеопатии (она сама специалист именно в этой области), но в целом поднимались многочисленные проблемы,

связанные со сложностями развития традиционной медицины - во врачебной деятельности, в производстве и регистрации лекарственных препаратов.

Помимо этого, собравшиеся анализировали международные, ВОЗов-ские и другие документы. А третьим вопросом стал тот, который имеет прямое отношение к ассоциации народной медицины, а именно Национальной ассоциации традиционной и комплементарной медицины, которая напрямую связана с «материнскими» организациями, естественно, не может оставить без внимания народное целительство. Вопрос о разрешении целитель-ской деятельности является, по сути дела, постоянно обсуждаемым на протяжении тридцати лет, с момента законодательного введения термина и активизации развития этой сферы, ставшей в 1990-е гг. профессиональной. Но до настоящего времени целители просят и требуют легализации некоторых направлений своей деятельности (Национальная ассоциация. 2023).

Разделение народного целительства и специалистов традиционной медицины привело к тому, что, как было указано выше, начал разрабатываться Профессиональный стандарт «Специалист традиционной (комплементарной) медицины», подготовленный той же М. С. Томкевич. На сайте Минтруда России документ находится в «Реестре уведомлений о разработке/пересмотре профессиональных стандартов» и значится в разделе «02 Здравоохранение» (область профессиональной деятельности); как цель вида профессиональной деятельности для этих специалистов указано: «Вспомогательные методы диагностики, лечения, профилактики и медицинской реабилитации» (Профстандарт...).

Увы, институализация этой деятельности, которая, как всем известно, представлена в стране давно и очень широко, по-прежнему тормозится. Не исключено, что тут свою роль играет и в некотором смысле условная разделенность народных целителей и специалистов традиционной медицины. Тут нельзя сбрасывать со счета отношение к этим медицинам основной массы медицинских специалистов, подготовленных в советских/российских вузах исключительно в рамках биомедицинской парадигмы при минимуме даже гуманитарной направленности в их образовании и в полной уверенности, что «медицина» может быть исключительно в единственном числе и варианте. Большинству из них очень сложно понять и оценить холистические подходы к работе с человеком в системе ТМ и ТКМ, равно как и в практиках народной медицины, на чем зиждется народное целительство.

Традиционная медицина в России: подготовка специалистов и работа клиник

Однако в стране давно, хотя и исподволь, готовятся кадры различных специалистов, которые, согласно предложению Национальной

Ассоциации традиционной и комплементарной медицины, должны относиться к ТМ, хотя, как известно, за понятием «традиционная медицина» скрывается совершенно определенная практика (Бромлей, Воронов 1976). Этим занимаются не только малоизвестные курсы, но и, например, Институт восточной медицины (ИВМ), много лет уже существующий при РУДН им. Патриса Лумумбы (Институт.). Там предлагаются курсы для специалистов с различным базовым образованием: «Традиционная китайская медицина», «Аюрведа», «Гомеопатия», «Травничество (лечение лекарственными растениями)», «Аромотерапия» и т.д.; но Институт ориентируется и на профессиональную переподготовку медицинских работников по гомеопатии, фитотерапии, рефлексотерапии, психологии, в том числе предлагаются новые методы, например, ольфактотерапия. В ИВМ функционируют постоянно кафедры Аюрведы, ТКМ, Фитотерапии, Гомеопатии, Алгологии и реабилитации.

Впрочем, более важным и интересным представляется давно существующий в стране медицинский комплекс в Республике Бурятия (Харитонова 2009), где сконцентрирована бурято-тибетская медицина, история которой уходит своими корнями в XIX в., ко времени, когда Пётр Александрович Бадмаев (1851-1920) - автор первого перевода трактата тибетской медицины «Жуд-Ши» на русский язык, начал активную медицинскую деятельность в Петербурге, а также на территории Бурятии7. Надо сказать, что тибетская медицина, пришедшая в Бурятию через Монголию, быстро адаптировалась и фактически превратилась в бурято-тибетскую довольно самостоятельную ветвь.

В настоящее время она широко распространена в России и даже проникла в другие страны мира. Но важнейшим местом ее развития и изучения по-прежнему остается сама Бурятия, где в Улан-Удэ уже три десятилетия существует Центр восточной медицины (поликлиника) (ЦВМ), профилакторий/стационар в пригородном поселке Верхняя Березовка и санаторий на Байкале (с. Горячинск). Там работают специалисты медицинских профессий, которые изучают и используют методы традиционной медицины, применяя их в своих клиниках. Там же есть местная фито-аптека, сырье для которой собирают в экологически чистых районах сами специалисты ЦВМ, их фармацевты готовят препараты. В последние годы этот комплекс активно развивается. Там же, в Улан-Удэ, идет активное развитие научной составляющей бурято-тибет-ской медицины в Институте общей и экспериментальной биологии СО РАН и Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Специалисты исследуют рукописи традиционной медицины, переводят, комментируют и издают их с подробными комментариями.

Надо сказать, что в отношении этой ТМ можно говорить уже о практически сложившейся традиционной медицинской системе: широко известно, что в пгт. Агинское есть Агинский медицинский колледж

им. В.Л. Чимитдоржиева (Агинский.), который готовит кадры по направлениям «сестринское дело» и «лечебное дело». Собственно медицинская (биомедицина) подготовка сочетается с обучением традиционной медицине. Колледж имеет хорошую репутацию, хотя и создан сравнительно недавно: «Комитетом здравоохранения Читинской области, Комитетом здравоохранения Агинского Бурятского округа совместно со специалистами Читинского медицинского колледжа на базе Агинской Буддийской Академии в 2003 г. был открыт филиал Читинского медицинского колледжа. Училище было создано по инициативе ректора Агинской Буддийской Академии Чимитдоржиева Владимира Лхамаевича с целью духовного и физического оздоровление населения и подготовки конкурентоспособных специалистов среднего медицинского звена, владеющих знаниями современной и традиционной медицины. В 2006 г. состоялся первый выпуск, диплом медицинских работников получили 17 студентов. Открытие училища как самостоятельного образовательного учреждения состоялось 29 декабря 2006 года» (Агинский... училище).

До создания колледжа с 1990-х гг. в этих краях существовала Школа тибетской медицины, переименованная позже в Агинскую буддийскую академию. Надо сказать, что это высшее учебное заведение работало по конфессиональному образовательному стандарту, но имело государственную лицензию. Наряду со служителями культа, учебное заведение готовило специалистов в области традиционной медицины. Эмчи-ламы, получившие здесь подготовку, выпускники факультета традиционной медицины, работают сейчас на Алтае, в Хакасии, Туве, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тикси (Якутия), Красноярске и других городах России. Владимир Лхамаевич Чимит-доржиев (Бабу Лама), основавший все эти заведения, к сожалению, уже ушел из жизни. Он был основателем двух инновационных образовательных проектов: «Духовное профессиональное образовательное учреждение "Агинская Буддийская Академия" - комплекс интегрированного духовного и светского образования, синтеза знаний европейских и восточной медицинской практики» и «Интеграция восточной и европейской медицины в образовательном пространстве медицинского училища» (Агинская.).

Таким образом, в России в 2000-е гг. уже активно распространялась бурято-тибетская медицина, специалисты которой готовились внутри страны. Все они, как и относительно самостоятельные бурятские компании, например клиника «Наран», в период пандемии не прекращали фактически свою работу, но трансформировали ее, согласно требованиям эпидемического положения.

Что дала нам пандемия?

Важнейшее, что можно отметить в отношении практической деятельности представителей традиционной медицины в Бурятии, это их изначальную включенность в лечебно-профилактические процессы с самого начала пандемии. Поскольку ситуация в здравоохранении Бурятии была очень сложной (не хватало ни врачей и другого медицинского персонала, ни специальной одежды и средств дезинфекции, ни лекарственных препаратов, не говоря уже о нехватке мест в стационарах), то возможности Центра восточной медицины вместе с профилакторием/стационаром и санаторием должны были использоваться на полную мощность. По статусу в настоящее время это Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр», работающий в ведении Министерства здравоохранения Республики Бурятия. Во время пандемии он вполне соответствовал своему назначению. Там шло активное лечение в том числе с использованием методов традиционной медицины, по возможности (учитывая условия пандемии) предоставлялись услуги по профилактике и реабилитации. Фактически клиника традиционной медицины здесь, как и в Китае, например, выполняла те медицинские функции, которые требовала ситуация. Отметим особо, что специалисты традиционной медицины и в Китае, и у нас делали ставку на повышение иммунного статуса своих пациентов, помогая им побороть ковид.

В настоящее время, когда ЦВМ во многом переориентирован на реабилитацию участников СВО, здесь оказывают лечебно-профилактическую помощь по различным профилям (медицинская реабилитация, гериатрия, неврология, ревматология). При этом ЦВМ подчеркивает, что у него «все методики лечения подкреплены серьезным научно-исследовательским опытом и собственным производством фитосборов на основе тибетских рецептов» (ЦВМ.). Важно, что работа этого комплекса известна в стране: Комитет по охране здоровья граждан ГД РФ (в том числе благодаря тому, что там на протяжении многих лет есть представители Республики Бурятия) учитывает опыт ЦВМ. В октябре 2023 г. его посетил Б.Н. Башанкаев, российский хирург, депутат ГД РФ, нынешний Председатель комитета; он увидел там, как рассказал на своей странице в Те^гаш-канале, «опыт грамотного симбиоза разных направлений медицины, которые разумно дополняют друг друга. Современные реабилитационные экзоскелеты и акупунктура/иглорефлексотерапия сочетаются и помогают нашим пациентам. Интересный опыт, успешный опыт. Есть чему поучиться» (Председатель Комитета. 2023).

Возможно, такие оценки помогут развитию ЦВМ, а также развитию традиционной медицины этого типа в стране. Однако опыт прежних лет показывает, что продвижении данной медицинской системы в ее

легитимации если и идет, то слишком медленными темпами. Как, собственно, и продвижение заимствования практики ТКМ, Аюрведы (не говоря уже об иных медицинах Индии, включенных в ведении Министерства ЛУи8И (ЛУи8Н.. )), корейской, вьетнамской традиционной медицины, которые остаются у нас пока экзотикой в ведении частных клиник и неких специалистов, расклеивающих приглашения на бесплатные сеансы, например, корейской медицины, в деятельности которых приходится сомневаться.

В целом же опыт жизни в период пандемии продемонстрировал востребованность всех медицинских систем, практик, методов и тех многочисленных альтернативных услуг не только магико-медицинского, но и, разумеется, магико-мистического, квазирелигиозного характера, которые существуют на отечественно рынке «народной медицины». Все они довольно быстро приспособились к необычным условиям жизни с минимумом офлайн-контактов и, благодаря уже хорошо развитой системе «виртуальной жизни», перенесли не только свои консультации, но даже ритуалы в эту виртуальную жизнь, используя онлайн-общение.

Судя по тому, насколько активно работали как консультанты гомеопаты, фитотерапевты и травники, психотерапевты и психологи, эта сфера деятельности, связанная с профилактикой, реабилитацией и даже назначением лечения, очень быстро развивалась. Об этом свидетельствует в том числе продвижение конкретных направлений в различных областях огромного поля неконвенциональной медицины и примыкающей (квази)религиозной деятельности. На сайте «Организационно-правовой центр Владимира Егорова»8, где предлагаются «консультации и услуги для оформления легальной практики специалистов по оздоровлению, целителей, врачей, использующих методы традиционной меди-

9

цины, психологов, эзотериков, экстрасенсов» , отмечены как негативные, так и позитивные процессы в этой области. Кстати, здесь предлагается помощь в решении многих сложных для практиков вопросов, а также резюмируются имеющиеся позитивные и негативные процессы в курируемой им сфере деятельности10.

Если вернуться к вопросу об «интеграции» (который должен на самом деле рассматриваться специально, поскольку этот термин также требует серьезного анализа, как и прячущиеся за ним реалии), то можно сказать, что понятие «интегративная медицина» у нас используется и оценивается совершенно по-разному: с одной стороны, на эту тему издается специальная и учебная литература с дифирамбами в адрес интеграции: «Интегративная медицина прошла путь от идеологии к методологии здравоохранения. Интегративные модели организации оказания медицинской помощи позволяют создать сбалансированную систему здравоохранения, учитывающую материальные возможности различных слоев населения. Показано, как диагностировать и лечить больных с

пограничной, психосоматической и сочетанной патологией с позиций интегративной медицины, учитывая возможности современной официальной, традиционной и альтернативной медицины. Представлены основные направления реформирования системы подготовки медицинских кадров» (Парцерняк 2007), а с другой - на эту сферу обрушивается жесточайшая критика: «Все хотят быть здоровыми и красивыми - и недобросовестные люди навариваются на этом. Амбассадор интегративной медицины в России - Наталья Зубарева. Это известная инстаграм-бло-герка, которая выпустила миллионными тиражами книги о гормонах и питании. Несмотря на феноменальные продажи, научность этих книг постоянно критикуют, а сама Зубарева даже получила антипремию "Почетный академик ВРАЛ" за свою деятельность. Чтобы делать подборки БА-Дов на iHerb и в конце давать свой промокод на скидку, не нужно проводить масштабный анализ и читать большое количество свежих статей. А в косметическом сегменте инстаграма творится еще больший ужас» (Клягина 2021). Оставим этот вопрос пока без ответа.

P.S.

Итак, очевидно, что Россия идет своим путем в возвращении медицинских традиций прошлого и заимствовании таковых из соседних стран в официальную, легитимную сферу собственно здравоохранения, притом что вся эта медицина и не-медицина прекрасно чувствуют себя в сфере здоровьесбережения в целом, несмотря на принимаемые периодически законы и указы о каких-то конкретных запретах и даже доведения отдельных случаев нарушений до судебных инстанций. Что и как будет развиваться дальше - в нашей реальности трудно предположить.

Обратим особое внимание: 14 декабря прошла пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина «Итоги года с Владимиром Путиным», где в финале четырехчасового общения был задан вопрос журналисткой из Бурятии: «В республике есть единственный в стране центр восточной медицины. Сейчас там делают лекарства, оказывают помощь участникам СВО. Хочется расширения мощностей, чтобы как можно больше бойцов проходили реабилитацию» (Итоги года. 2023).

Екатерина Елистратова, задававшая этот вопрос, в частности, сказала: «... просим поддержать создание нового корпуса Центра восточной медицины и придать ему статус НИИ». В.В. Путин попросил побольше конкретики и обещал разобраться с этим вопросом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1 Принятая за основу здравоохранения современная медицинская система имеет многочисленные наименования, но ни одно из них не охватывает это явление полностью и не описывает абсолютно точно.

2 Известно, что с 1960-х гг. заинтересованность «китайской медициной», в варианте рефлексотерапии в первую очередь, в СССР вылилась в прямые контакты с китайским здравоохранением: советские врачи ездили на практику в китайские клиники и развивали

иглорефлексотерапию у нас, изначально, как это было принято, в правительственных клиниках.

3 Удостоверения «народных целителей» получали, например, иностранные врачи ТКМ и других традиционных медицинских систем, чтобы легализовать свою практику в России, поскольку по нашим законам об образовании они не имели права здесь работать в медицинских учреждениях

4 Некоммерческое партнерство, созданное в 2010 г. в России и состоящее из некоммерческих медицинских и иных организаций, работающих в сфере здравоохранения. В состав Национальной Медицинской Палаты входит 164 региональных и общероссийских профессиональных медицинских объединения, включая объединения врачей частной практики.

5 «Наша Ассоциация прошла в 2016 г. регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации в соответствии с современными требованиями и является профессиональной ассоциацией медицинских работников».

6 «Ассоциация позиционирует себя полноправным членом содружества профессиональных медицинских Ассоциаций, входит в Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата" и последовательно отстаивает интересы специалистов всех направлений традиционной (комплементарной) медицины. Члены нашей Ассоциации так же, как и других структур, входящих в состав "Национальной Медицинской Палаты", будут включены в формирующийся Реестр сертифицированных специалистов традиционной (комплементарной) медицины, создающийся по поручению "Национальной Медицинской Палаты". Тесное сотрудничество с нашей Ассоциацией поможет Вам найти необходимые информационные и профессиональные контакты, обеспечить стабильное развитие своей практики на законной правовой основе».

7 Врач и теоретик тибетской медицины, дипломат-востоковед. Крестник императора Александра III, лечил Николая II, членов императорской семьи и Григория Распутина.

8 В.В. Егоров на протяжении многих лет работает в сфере организации и поддержки практик народного целительства и традиционной медицины, стремясь придать одним юридический статус комплементарной (дополнительной) медицины, другим - альтернативной (httpsV/владимирегоров.рф/).

9 «В.В. Егоров - Президент Национальной профессиональной ассоциации специалистов народной медицины и оздоровительных практик, Российской профессиональной медицинской Ассоциации специалистов традиционной и народной медицины».

• Заместитель Председателя Экспертного Совета по совершенствованию законодательства в сфере комплементарной медицины Комитета по охране здоровья Государственной думы РФ.

• Заместитель Председателя Координационного Совета по нормативно-правовому регулированию в сфере народной медицины Минздрава РФ; член Общественного Совета при Минздраве РФ.

• Помощник 1-го заместителя Председателя Комитета по охране здоровья Государственной думы.

• Член-корреспондент Российской академии естественных наук.

Проводит правовые семинары и оказывает правовые консультации с 2007 года» (Организационно-правовой центр...).

10 «Целителям стали выдавать государственные разрешения на занятие народной медициной - что оно дает и как такое разрешение получить?».

• Решаются проблемы с оздоровительной практикой граждан Китая, Индии.

• Началось образование по народной медицине в государственных вузах (по этническим оздоровительным практикам, этническому траволечению, этническим практикам коррекции опорно-двигательной системы, китайской медицине, аюрведе, целительству наложением рук и др.).

• Появилась возможность легально заниматься массажем без медицинского образования (физкультурно-оздоровительная деятельность).

• Законная схема трудоустройства целителей, психологов, специалистов по оздоровлению в медицинские центры.

• Реальная помощь Национальной ассоциации народной медицины при конфликтах с административными органами, клиентами, редакциями СМИ.

• Организация образования без лицензии и многое другое» (Организационно-правовой центр...).

Список источников

Агинская. - Агинская Буддийская академия - жемчужина Забайкалья. URL: М1р8://хра-

нителиродины. рф/Агйс1е/?1(1=33488 Агинский. - Агинский медицинский колледж им. В.Л. Чимитдоржиева. URL: http://www.agamk.ru/

Агинский. училище - Агинский медицинский колледж им. В. Л. Чимитдоржиева. URL:

http: //www. agamk. ru/ index.php/ svedeniya 1 Беляев А.Ф., Ли И.Л., Гук Ч.В. Традиционная китайская медицина о лечении COVID-19

// Традиционная медицина. 2020. № 3 (62). С. 46-51. Бромлей Ю.В., Воронов Л.А. Народная медицина как предмет этнографических исследований // Советская этнография. 1976. № 5. В Бурятии не хватает мест в больницах, открывают ковидные госпитали в гостиницах //

WEACOM.RU. 13 июня 2021 г. URL: https://www.weacom.ru/news/russia/society/204053 Гарус О.-П.А. Лечение и реабилитация после COVID-19 с помощью традиционной китайской медицины в КНР и РФ (взгляд медицинского антрополога) // Вестник антропологии. 2023. № 4. C. 236-251. Институт восточной медицины - РУДН. URL: https://ivm.rudn.ru/

Клягина И. Что такое интегративная медицина и что с ней не так // Cuprum.Media. 30 сентября 2021 г. URL: https://cuprum.media/razbor/integrative-approach Итоги года с Владимиром Путиным. Ключевые заявления // РИА НОВОСТИ. 14.12.2023.

URL: https://ria.ru/20231214/putin- 1915699870.html Китайские врачи делятся опытом по профилактике и лечению COVID-19. 17 ноября 2021 г. URL: https://tkmedpro.ru/kitajskie-vrachi-delyatsya-opytom-po-profilaktike-i-lecheniju-covid-19/

Колпакова И. Коронавирус и гомеопатия // Центр классической гомеопатии. 07.04.2020.

URL: http://www.homeopat.kiev.ua/stati/5525-koronavirus-igomeopatiya Маничкин Н.А., Головизнин М.В. Современная иммунология: противоречиво состояние в «мире идей» и «мире вещей» // Медицинская антропология и биоэтика. 2019. № 2 (18). URL: https: //medanthro.ru/?page_id=4259 Международная Профессиональная Ассоциация Специалистов Комплементарной, Альтернативной, Народной Медицины и Психологов : официальный сайт. URL: https://medfolk.ru/obuchenie/gosudarstvennoe-obrazovanie/ Национальная профессиональная . - «Национальная профессиональная Ассоциация

традиционной и комплементарной медицины». URL: https://tkmedpro.ru/natkm/ Национальная профессиональная ... гомеопатия - «Национальная профессиональная Ассоциация традиционной и комплементарной медицины». День российской гомеопатии. URL: https://tkmedpro.ru/den-rossijskoj-gomeopatii/ Национальная профессиональная ... Резолюция - «Национальная профессиональная Ассоциация традиционной и комплементарной медицины». Резолюция. IV конгресс традиционной медицины стран ШОС/БРИКС/ЕАЭС. URL: https://tkmedpro.ru/iv-kongress-tradicionnoj-mediciny-stran-shos-briks-eaes/ Национальная ассоциация. 2023 - Национальная ассоциация традиционной и комплементарной медицины 2023. URL: https://tkmedpro.ru/gosduma_19062023/ Образовательный портал для врачей «Румедо». URL: https://rumedo.ru/ Организационно-правовой центр Владимира Егорова. URL: https://владимирегоров.рф/

От коронавируса «Белладонну» возьмите // Pikabu. 2020. URL: https://pikabu.ru/story/ot_koronavirusa_belladonnu_vozmite_stolichnyie_gomeopatyi_ber ut_po_5000_rubley_za_konsultatsiyu_7299295 Парцерняк С.А. Интегративная медицина. Нордмед-Издат, 2007.

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Бадма Николаевич Башанкаев посетил наш Центр // Центр Восточной Медицины. URL: https://cvmed.ru/%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d0%b5%d0%b4%d0%b0 %d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0% b5%d1%82%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%83%d0%b4%d0%b0%d1%80% d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd/ Профстандарт «Специалист традиционной (комплементарной) медицины» // Профессиональные стандарта:. Минтруд России. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=112044 Российское гомеопатическое общество : официальный сайт. URL: https://rusmedhom.ru/ Сян Син, Чжун Чжэнь, Ли Сянмэй. О преимуществах ТКМ в лечении новой коронави-русной инфекции // Медицинская антропология и биоэтика. 2020. № 1 (19). URL: https://medanthro.ru/?page_id=4870 Филина-Коган В. Руководители разного уровня: кто и зачем в России обращается к целителям // News.ru. 12 января 2023. URL: https://news.ru/society/rukovoditeli-raznogo-urovnya-kto-i-zachem-v-rossii-obrashaetsya-k-celitelyam/ Харитонова В. И. Портреты народных целителей России. Вып. 1 / под общ. ред. акад.

Я.Г. Гальперина. М.: ВНИЦТНМ «ЭНИОМ», 1994. Харитонова В. И. Интеграция медицинских систем: идея, практика, человеческий фактор // Проблемы сохранения здоровья в условиях Севера и Сибири: Труды по медицинской антропологии. М.: Новости, 2009. С. 275-286. Харитонова В. И. Интеграция медицин в России: идеи и воплощение // Развитие традиционной медицины в России. Опыт, научные исследования, перспективы: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием 20-21 августа 2010 г. Улан-Удэ: Изд-во ГУЗ РЦМП МЗ РБ, 2010а. С. 97-102. Харитонова В.И. Идеи комплементарной и интегративной медицины в современной России // Философские проблемы биологии и медицины: Вып. 4: Фундаментальное и прикладное: сб. материалов 4-й ежегодной науч.-практ. конф. М.: Принтберри, 2010б. С. 217-220.

Харитонова В. И. От народно-медицинских традиций к интегративной медицине // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2012. Вып. 1 (74): Российский Север и северяне: среда-экология-здоровье. С. 40-45. Харитонова В. И. Неконвенциональная медицина в РФ и современные шаманские практики // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем. Памяти

B.Н. Басилова: сборник статей / отв. ред. В.И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2013.

C. 256-272. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т. 15, ч. 2)

Харитонова В. И. Феномен психологического целительства в российской практике первой четверти XXI в. // Сибирские исторические исследования. 2022. № 4. C. 308-340. doi: 10.17223/2312461X/38/15 Харитонова В.И. Реакция российского здоровьесбережения на развитие пандемии COVID-19 и выход из нее (кросс-культурный аспект) // Вестник антропологии. 2023. № 4. C. 170-188.

Харитонова В.И., Павлова Л.А., Ли С. Китайская традиционная медицина: возможности распространения в России // Медицинская антропология и биоэтика. 2018. № 16 (2). ЦВМ... - Центр восточной медицины (Бурятия). URL: https://cvmed.ru/ AYUSH... - Ministry of Ayush. URL: https://www.ayush.gov.in/

References

AYUSH... - Ministry of Ayush. Available at: https://www.ayush.gov.in/ Aginskaia... - Aginskaia Buddiiskaia akademiia - zhemchuzhina Zabaikal'ia [Agin Buddhist Academy - the pearl of Transbaikalia]. Available at: https://khranitelirodiny.rf/Article/ ?id=33488

Aginskii... - Aginskii meditsinskii kolledzh im. V.L. Chimitdorzhieva [Agin Medical College

named after V.L. Chimitdorzhiev]. Available at: http://www.agamk.ru/ Aginskii. uchilishche - Aginskii meditsinskii kolledzh im. V.L. Chimitdorzhieva [Agin Medical College named after V.L. Chimitdorzhiev]. Available at: http://www.agamk.ru/ index.php/svedeniyal

Beliaev A.F., Li I.L., Guk Ch.V. (2020) Traditsionnaia kitaiskaia meditsina o lechenii COVID-19 [Traditional Chinese Medicine About Treating COVID-19], Traditsionnaia meditsina, no. 3(62), pp. 46-51.

Bromlei Iu.V., Voronov L.A. (1976) Narodnaia meditsina kak predmet etnograficheskikh issledovanii [Traditional medicine as a subject of ethnographic research], Sovetskaia etnografiia, no. 5.

V Buriatii ne khvataet mest v bol'nitsakh, otkryvaiut kovidnye gospitali v gostinitsakh [There are not enough places in hospitals in Buryatia, COVID hospitals are being opened in hotels], WEACOM.RU [Electronic resource]. 13 June 2021. Available at: https://www.weacom.ru/ news/russia/society/204053 Garus O.-P.A. (2023) Lechenie i reabilitatsiia posle COVID-19 s pomoshch'iu traditsionnoi kitaiskoi meditsiny v KNR i RF (vzgliad meditsinskogo antropologa) [Treatment and Rehabilitation After COVID-19 With Traditional Chinese Medicine in China and Russia (Medical Anthropologist's Perspective)], Vestnikantropologii, no. 4, pp. 236-251. Institute of Oriental Medicine - RUDN. Available at: https://ivm.rudn.ru/ Kliagina I. (2021) Chto takoe integrativnaia meditsina i chto s nei ne tak [What is integrative medicine and what is wrong with it], Cuprum.Media. 30 September 2021. Available at: https://cuprum.media/razbor/integrative-approach Itogi goda s Vladimirom Putinym. Kliuchevye zaiavleniia [Results of the year with Vladimir Putin. Key Statements], RIA NOVOSTI. 14.12.2023. Available at: https://ria.ru/ 20231214/putin-1915699870.html Kitaiskie vrachi deliatsia opytom po profilaktike i lecheniiu COVID-19 [Chinese doctors share their experience in the prevention and treatment of COVID-19]. 17 November 2021. Available at: https://tkmedpro.ru/kitajskie-vrachi-delyatsya-opytom-po-profilaktike-i-lecheniju-covid-19/

Kolpakova I. (2020) Koronavirus i gomeopatiia [Coronavirus and homeopathy], Tsentr klassicheskoi gomeopatii [Electronic resource]. 07.04.2020. Available at: http://www.homeopat.kiev.ua/stati/5525-koronavirus-igomeopatiya Manichkin N.A., Goloviznin M.V. (2019) Sovremennaia immunologiia: protivorechivo sostoianie v «mire idei» i «mire veshchei» [Modern immunology: the contradictory state in the "world of ideas" and the "world of things"], Meditsinskaia antropologiia i bioetika, no. 2(18). International Professional Association of Complementary, Alternative, Traditional Medicine and Psychologists (official website). Available at: https://medfolk.ru/obuchenie/ gosudarstvennoe-obrazovanie/ Natsional'naia assotsiatsiia . - "National Professional Association of Traditional and

Complementary Medicine". Available at: https://tkmedpro.ru/natkm/ Natsional'naia professional'naia ... gomeopatiia - "National Professional Association of Traditional and Complementary Medicine". Russian Homeopathy Day. Available at: https://tkmedpro.ru/den-rossijskoj-gomeopatii/ Natsional'naia professional'naia . Rezoliutsiia - "National Professional Association of Traditional and Complementary Medicine". Resolution. IV Congress of Traditional

Medicine of the SCO/BRICS/EAEU countries. Available at: https://tkmedpro.ru/iv-kongress-tradicionnoj-mediciny-stran-shos-briks-eaes/ Natsional'naia assotsiatsiia... 2023 - "National Association of Traditional and Complementary

Medicine" 2023. Available at: https://tkmedpro.ru/gosduma_19062023/ Educational portal for doctors "Rumedo". Available at: https://rumedo.ru/ Vladimir Egorov Organizational and Legal Center. Available at: https://vladimiregorov.rf/ Ot koronovirusa «Belladonnu» voz'mite [Take Belladonna for coronavirus], Pikabu [Electronic resource]. 2020. Available at: https://pikabu.ru/story/ot_koronavirusa_belladonnu_ vozmite_stolichnyie_gomeopatyi_berut_po_5000_rubley_za_konsultatsiyu_7299295 Partserniak S.A. (2007) Integrativnaia meditsina [Integrative medicine]. Nordmed-Izdat. Predsedatel' Komiteta Gosudarstvennoi Dumy po okhrane zdorov'ia Badma Nikolaevich Bashankaev posetil nash Tsentr [Chairman of the State Duma Committee on Health Protection Badma Nikolaevich Bashankaev visited our Center], Center of Oriental Medicine. [Electronic resource]. Available at: https://cvmed.ru/%d0%bf%d1%80%d0% b5%d0%b4%d1%81%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%83%d0%b4%d0%b0%d1%80%d1%81%d1%82%d0%b 2%d0%b5%d0%bd%d0%bd/ Profstandart «Spetsialist traditsionnoi (komplementarnoi) meditsiny» [Professional standard "Specialist of traditional (complementary) medicine"]. Professional standards. Ministry of Labor of Russia. [Electronic resource]. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=112044 Russian Homeopathic Society (official website). Available at: https://rusmedhom.ru/ Xiang X., Zhong ZH., Li X. (2020) O preimushchestvakh TKM v lechenii novoi koronavirusnoi infektsii [On Advantages of TCM in Healing New Coronavirus Infection], Meditsinskaia antropologiia i bioetika, no. 1(19). Filina-Kogan V. (2023) Rukovoditeli raznogo urovnia: kto i zachem v Rossii obrashchaetsia k tseliteliam [Leaders of different levels: who and why in Russia turns to healers], News.ru. 12 January 2023. Available at: https://news.ru/society/rukovoditeli-raznogo-urovnya-kto-i-zachem-v-rossii-obrashaetsya-k-celitelyam/ Kharitonova V.I. (2009) Integratsiia meditsinskikh sistem: ideia, praktika, chelovecheskii faktor [Integration of medical systems: idea, practice, human factor]. In: Problemy sokhraneniia zdorov'ia v usloviiakh Severa i Sibiri: Trudy po meditsinskoi antropologii [Problems of health preservation in the conditions of the North and Siberia: Works on medical anthropology]. Moscow: OAO «Tipografiia "Novosti"», pp. 275-286. Kharitonova V.I. (1994) Portrety narodnykh tselitelei Rossii. Vyp. 1 [Portraits of Russian folk

healers] / Ed. by academician Y.G. Galperin. Moscow: VNITsTNM «ENIOM». Kharitonova V.I. (2010a) Integratsiia meditsin v Rossii: idei i voploshchenie [Integration of medicine in Russia: ideas and implementation]. In: Razvitie traditsionnoi meditsiny v Rossii. Opyt, nauchnye issledovaniia, perspektivy: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem 20-21 avgusta 2010 g. [The development of traditional medicine in Russia. Experience, scientific research, prospects: materials of a scientific and practical conference with international participation on August 20-21, 2010.]. Ulan-Ude: Izd-vo GUZ RTsMP MZ RB, pp. 97-102. Kharitonova V.I. (2010b) Idei komplementarnoi i integrativnoi meditsiny v sovremennoi Rossii [The ideas of complementary and integrative medicine in modern Russia]. In: Filosofskie problemy biologii i meditsiny: Vypusk 4. Fundamental'noe iprikladnoe: sbornikmaterialov 4-i ezhegodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Philosophical problems of Biology and Medicine: Issue 4. Fundamental and applied: collection of materials of the 4th annual scientific and practical conference]. Moscow: izd-vo «Printberri», pp. 217-220. Kharitonova V.I. (2012) Ot narodno-meditsinskikh traditsii k integrativnoi meditsine [From folk medical traditions to integrative medicine], Nauchnyi vestnik Iamalo-Nenetskogo

avtonomnogo okruga, Vol. 1(74): «The Russian North and the Northerners: environment-ecology-health », pp. 40-45. Kharitonova V.I. (2013) Nekonventsional'naia meditsina v RF i sovremennye shamanskie praktiki [Unconventional medicine in the Russian Federation and modern shamanic practices]. In: Epicheskoe nasledie i dukhovnye praktiki v proshlom i nastoiashchem. Pamiati V.N. Basilova. Sbornik statei [Epic heritage and spiritual practices in the past and present. In memory of V.N. Basilov. Collection of articles] / ed. by V.I. Kharitonova. Moscow: IEA RAN, pp. 256-272. (Ethnological research on shamanism and other traditional beliefs and practices. Vol. 15, Is. 2) Kharitonova V.I. (2022) The Phenomenon of Psychological Healing in The Russian Practice of The First Quarter of The XXI Century. Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia - Siberian Historical Research. 4. pp. 308-340. DOI: 10.17223/2312461X/38/15 Kharitonova, V. I. (2023) Reaction of Russian Health Care to the Development of the COVID-19 Pandemic and the Way out of it (Cross-Cultural Aspect). Herald of Anthropology (VestnikAntropologii), no. 4, pp. 170-188. Kharitonova V.I., Pavlova L.A., Li S. (2018) Kitaiskaia traditsionnaia meditsina: vozmozhnosti rasprostraneniia v Rossii [Chinese traditional medicine: possibilities of expansion in Russia],Meditsinskaia antropologiia i bioetika, no. 16(2). TsVM... - Center of Oriental Medicine (Buryatia). Available at: https://cvmed.ru/

Сведения об авторе:

ХАРИТОНОВА Валентина Ивановна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (Москва, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Valentina 1 Kharitonova, Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 13 сентября 2023;

принята к публикации 7 ноября 2023.

The article was submitted 13.09.2023; accepted for publication 07.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.