УДК 32:316.64 Шмелева О. Ю.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского 603950, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, д. 23, Российская Федерация
ПАНДЕМИЯ И ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННОГО
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖЬЮ (НА МАТЕРИАЛЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
АННОТАЦИЯ
Цель. Изучение влияния пандемии коронавируса на перцепцию современного российского государства молодёжью.
Процедура и методы. Выводы статьи основаны на результатах онлайн-опроса, проведённого нами среди молодёжи г. Н. Новгорода; материалах экспертной панели «Коронакризис: социальные и политические аспекты пандемии», одним из участников которой являлся автор. Методологическим инструментом систематизации и структуризации эмпирических данных стали ценностные теории М. Рокича, Ш. Шварца. Исследован фокус восприятия современного государства в период пандемии, ситуативные особенности перцепции государства молодёжью, актуальные проблемы, проецирующиеся на восприятие государства, сформирована матрица запросов и ожиданий изучаемой социальной группы.
Результаты. Выявлена константность, неоднородность ценностной картины мира молодёжи, представленной витальными, материалистическими, идеологическими ценностями, внутренняя рассогласованность запросов, ожиданий от государства и сложившихся в результате практической деятельности представлений об изучаемом объекте, имеющих различные коннотации (эмоциональные, оценочные) и маркировку в сознании молодёжи. Отмечено сохранение устойчивого проблемного поля, критического фона перцепции, скептицизма и недоверия в молодёжной среде, являющегося серьёзным вызовом российской власти. Теоретическая и практическая значимость. Обобщённый в статье новый эмпирический материал, выявленные ценности, запросымолодёжи, позволили обнаружить риски, противоречия восприятия политики; сформулировать практические рекомендации и предложения, направленные на совершенствование молодёжной политики в РФ, коммуникативной стратегии действующей власти.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
перцепция, образ государства, политическое сознание, политические ценности, политическая картина мира, пандемия коронавируса, коронакризис, константность восприятия
СТРУКТУРА
Введение
Теоретико-методологические основания исследования проблемы
Результаты исследования
Обсуждение
Заключение
I
шь
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
O. Shmeleva
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
23 prospect Gagarina, Nizhny Novgorod 603950, Russian Federation
COVID-19 PANDEMIC AND PERCEPTION OF THE MODERN STATE BY RUSSIAN YOUTH (BASED ON DATA FROM THE NIZHNY NOVGOROD REGION)
ABSTRACT
Aim. To study the impact of the coronavirus pandemic on the perception of the present-day Russian state by young people.
Methodology. Conclusions of the article are based on the results of an online survey we conducted among young people of Nizhny Novgorod, materials of the expert panel «Coronacrisis: social and political aspects of the pandemic», which the author participated in. The value theories of M. Rokich and Sh. Schwartz have become a methodological tool for systematizing and structuring empirical data. The article investigates the focus of perception of the modern state during a pandemic, the situational features of the young people's perception of the state, identifies subjective risks, current problems projected onto the perception of the state, forms a matrix of demands and expectations of the studied social group.
Results. The study showed the constancy, heterogeneity of the value picture of the world of youth, which is represented by vital, materialistic, ideological values. It also revealed an internal discrepancy between requests, expectations from the state and the ideas about the object under study that have developed as a result of practical activity, which have different connotations (emotional, evaluative) and labeling in the minds of young people. The preservation of a stable problem field, a critical background of perception, skepticism and mistrust in the youth environment, which is a serious challenge to the Russian government, is noted.
Research implications. The new empirical material summarized in the article, the identified values, the needs of young people, made it possible to identify risks, contradictions in the perception of politics; to formulate practical recommendations and proposals aimed at improving the youth policy in the Russian Federation, the communication strategy of the current government.
KEYWORDS
perception, image of the state, political consciousness, political values, political picture of the world, pandemic of coronavirus, coronavirus crisis, constancy of perception
введение
Процесс восприятия государства в значительной степени обусловлен влиянием ситуативных факторов, наполняющих образ новыми когнитивными смыслами,ведущим из которых на современном этапе стала пандемия коронавируса. Очередной глобальный вызов повлёк за собой изменения во всех сферах жизни общества, в том числе способствовал пересмотру критериев оценки эффективности, политической состоятельности, внутренней прочности современных государств, политических режимов; выявил актуальные проблемы функционирования политических институтов, сильные и
ШЬ
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
слабые стороныих деятельностив социальной сфере, в области коммуникации, цифровизации др.
Субъективная сторона механизма воздействия пандемии на перцепцию государства связана с ревизией ценностных оснований восприятия политики, запросов, ожиданий, требований, предъявляемых к государству; распространением страхов, психозов, паники, питающих почву для роста манипулятивных возможностей управления массовым сознанием. Вектор изменений обусловлен выдвижением безопасности в качестве приоритетной ценности, снижением значимости свобод и «обменом свобод граждан на безопасность», с «трансформацией общества потребления в общество безопасности» [3, с. 31]. Под влиянием коронакризиса усиливается критика «либерально-демократического мейнстрима» как средства формирования мифа «о наибольшей конкурентоспособности политических систем, где сохранился потенциал «ручного управления» [3, с. 58].
Пандемия стала своеобразной «точкой бифуркации» [3, с. 2] в условиях современной конъюнктуры. В совокупности с другими вызовами (глобализацией, цифровизацией и сетевизацией, сокращением исторических циклов и пр.) сложившаяся ситуация увеличила вероятность появления новых рисков - «глобальной и региональной неустойчивости», усиления авторитарных тенденций в государственном управлении, «деструктивного информационно-психологического воздействия» и др., неопределённость и непредсказуемость дальнейшего общественно-политического развития.
Вышеназванные обстоятельства дают толчок новому витку научного дискурса, связанного с изучением факторов риска в условиях пандемии; перспектив, сценариев развития мирового сообщества в посткризисный период [3]. Интенции учёных направлены также на анализ психологических и поведенческих последствий ограничительных мер для социума (импульсивность, агрессивность и др.) [6; 12]; феномена «рискованного поведения» [8, с. 344]. Психологические особенности и закономерности поведения личности в условиях пандемии коронавируса раскрываются через призму понятий «рискованное поведение», «саморепрезентация», «социальное приятие/неприятие» [7, с. 161]. Условием минимизации поведенческих рисков, импульсивности людейучёные называют «социальное признание», «самоутверждение граждан через участие», «межличностные взаимодействия» [5], эффективную коммуникацию между властью и обществом, позволяющую гражданам «чувствовать себя более уверенными в себе и тем самым проявлять менее рискованное поведение» [7, с. 158]. |- ^
Специфика современной конъюнктуры, связанная с масштабными изменениями социально-политической реальности, нарастанием панических настроений, тревожности в обществе актуализирует потребность изучения влияния коронакризиса на субъективное пространство политики, ценностных трансформаций в массовом сознании, фокуса восприятия государства в
■<1
период пандемии, анализ которых представлен в данной статье. Интерес представляет, прежде всего, молодёжный сегмент, учитывая его креативность, восприимчивость ко всему новому, его высокую мобильность, социальную, коммуникативную активность. Целью статьи стало исследование совокупности политических представлений, запросов, ожиданий, ценностей, складывающихся в условиях коронакризиса в массовом сознании молодёжи, их проекций на процесс восприятия государства данной социальной группой.
теоретико-методологические основания исследования проблемы
Методологическим основанием для достижения поставленной цели стала факторная теория, разрабатываемая научной школой Е. Б. Шестопал, в рамках которой образ интерпретируется как результат воздействия совокупности факторов - «объектных, субъектных, пространственных, темпоральных, политического контекста» [1, с. 44-45]. Кроме того, раскрытие обозначенной научной проблемы может быть фундировано на базе ценностных теорий М. Рокича, Ш. Шварца, основные положения которых позволили репрезентировать и структурировать выявленные ценности в иерархическом порядке [9; 10], дифференцированно подойти к анализу ценностной картины мира молодёжи. Важной для понимания логики формирования образа предмета стала идея мотивационной природы ценностей («мотивационных смыслов»), основанных на «базовых условиях человеческого существования» [10, с. 22; 11].
Сфокусировать внимание при изучении политической картины мира молодёжи, ценностных изменений, эволюции структурно-содержательных элементов образа государства в докризисный период и период пандемии позволил метод наблюдения за индикаторами. В числе основных индикаторов были выделены - эмоционально-психологический фон перцепции; актуальные проблемы, волнующие респондентов; образ-Я, саморепрезентация, самоощущение молодёжи в кризисной ситуации; политические ценности, запросы, ожидания, когнитивные компоненты, оценки, связанные с деятельностью государства в период коронакризиса.
Эмпирическую основу статьи составили материалы онлайн-анкетирования граждан в возрасте от 18 до 30 лет, проведённого в период с 16-30 июня 2020 г., проживающих на территории Нижегородской области1, а также результаты экспертной онлайн-панели, состоявшейся 02 июня 2020 г. и объединившей 30 экспертов из 15 регионов страны, включая автора данной статьи. Структура анкеты и её тематические блоки релевантны поставленной в научной работе цели: позволяют раскрыть политическую картину мира молодёжи, ценностные основания эволюции образа государства, характер
„ „ „ .. НОМЕРА
изменений в системе ценностей, представлений, мотивов молодёжи по сравнению с докризисным периодом, выявить запросы, ожидания данной социальной группы от государства в условиях пандемии.
1 Выборка исследования составила 356 человек.
■<1
результаты исследования
Материалы прикладного исследования свидетельствуют о высокой степени заинтересованности молодёжи Нижегородского региона темой пандемии коронавируса: 55% участников опроса ежедневно следили за развитием обстановки в стране, 41% - в регионе, 32% - в мире; периодически осуществляли мониторинг ситуации соответственно - 44%, 62% и 49% респондентов. Лишь незначительный процент опрошенных оказался индифферентным к событиям, связанным с коронакризисом. Данный факт указывает на определяющую роль пандемии в системе ситуативных факторов, воздействующих на субъективное пространство политики, процесс восприятия политических объектов.
Проведённый онлайн-опрос выявил круг актуальных для современной российской молодёжи проблем. Наиболее значимыми для 82,8% опрошенных в условиях распространения COVID-19 оказались проблемы социально-экономического характера. В их числе - безработица/угроза потери рабочих мест, сокращение доходов, рост цен. 49,5% участников анкетирования отметили трудности, вызванные ограничением свободы и мобильности, 17,2% -сложности, связанные с освоением дистанционных форм обучения (Zoom, Moodle и пр.). Полный спектр проблем представлен на рисунке 1.
1
Социально-экономического характера
Ограничения свобод и мобильности 17,2%
Освоение дистанционных форм обучения
Технико-технологические проблемы ■ 5,1%
Безответственное отношение,. 1 2%
Сохранениесоц. гарантий 1%
Недостоверность информа ции 1%
Психологическое состояние граждан 1%
Проблемы здравоохранения 1%
Ненадлежащая мед.помощь 1%
Рис. 1 /Fig. 1. Актуальные для молодёжи проблемы в период пандемии коронавируса / Actual problems for young people in a pandemic
Источник: данные онлайн-опроса, проведённого автором в июне 2020 г. среди молодёжи Нижегородского региона
шь
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
Коронакризис и связанные с ним неблагоприятные последствия стали причиной депрессивного состояния молодёжи, раскрывающегося через такие характеристики, как «подавленность/угнетённость» (40,4%), «брошен-ность и безразличие со стороны власти» (43,4%), «тревожность» (40,4%), «злость» (25,3%), «страх» (17,2%). Только 8,1% опрошенных сохраняли оптимизм в сложившейся ситуации, 33,3% устали бояться, а 23% интерпретировали своё самоощущение как «индифферентное». Фиксируемый в материалах онлайн-опроса уровень тревожности в регионе, измеряемый по 10-ти балльной шкале (от нуля (докризисный уровень) до 10 (максимальный уровень тревожности)), в среднестатистических значениях оказался выше в сравнении с данными по другим субъектам РФ2. При этом оценки уровня тревожности нижегородцами распределились неравномерно: 20,7% определяли его в 6 баллов, 18,4% - в 7 баллов, 16% - в три балла. В числе страхов, которые в первую очередь испытывала нижегородская молодёжь, - тревога за своих близких (68,7%), опасения по поводу ограничения прав и свобод россиян (50,5%), страх усиления авторитарных мер и ручного управления в государстве (47,1%).
Эмоционально-психологический фон восприятия и социальное самочувствие молодёжи раскрывается также через «образ-Я», систему представлений индивида о его месте и роли во взаимоотношениях с государственными структурами, проливающих свет на особенности перцепции политических объектов. Самовосприятие изучаемой социальной группы летом 2020 г. характеризовалось ощущением забытости («брошенности») властью: 60,6% опрошенных не испытывали проявления заботы, поддержки со стороны государства, 15,2% ощущали её в незначительной степени, 7,1% - в полной мере и 17,2% затруднились с ответом. Одной из причин подобных настроений молодёжи стал адресный подход к оказанию социальной помощи отдельным категориям граждан в период пандемии, по итогам реализации которого абсолютное большинство (86,9%) участников опроса лично не коснулись меры социальной поддержки, помощи со стороны государства (материальная, продовольственная помощь, льготы).
Другой аспект «образа-Я» современной российской молодёжи связан с её консолидированным мнением об отсутствии диалога между властью и обществом. Применительно к федеральным структурам отсутствие диалога отметили 37% опрошенных, к региональным - 26%, муниципальным - 37%. Данная оценочная категория конкретизируется и дополняется иными харак-
ШЬ
2 Коронакризис: молодёжь и власть - недоверие непонимание. Результаты экспертной онлайн-панели по общероссийскому опросу ВЦИОМ (9 волна). Вып. 6. 5 июня 2020 г. М., 2020. 40 с. [Элек- кндчйлу тронный ресурс]. URL: http://club-rf.ru/images/files/5eda0f8985870.pdf (дата обращения: 13.09.2020). ст«™
теристиками политической коммуникации в РФ, связанными с «взаимным недопониманием» и «недостаточной информированностью» молодёжи и населения в целом в период пандемии. С последней сталкивался почти каждый пятый нижегородец в возрасте 18-30 лет. Ещё одна особенность коммуникации, выделенная респондентами, - «сведение её к "ограничительным, просветительским мерам"». Подобную характеристику применительно к федеральной власти констатировали 29% участников анкетирования, к региональной - 19%, муниципальной - 21%.
Расширяют систему оценочных суждений о государстве также высказывания молодёжи о степени его ответственности, состоятельности в форс-мажорной обстановке. Почти половина респондентов (45,5%) сочли инициируемые федеральной властью меры популистскими, 42,2% -отличающимися РК-характером; 15,5% - несправедливыми применительно к данному сегменту. 26,1% опрошенных полагали, что социальная ответственность не всегда соотносится с реальностью. Только 6,8% участников анкетирования рассматривали принимаемые государством действия социального, экономического характера как проявление ответственного отношения властей к гражданам (18,2% - затруднились с ответом). Важно отметить, что оценки политики государства дифференцировались по ряду параметров, прежде всего, по уровням власти. Данный тезис наглядно отражает рисунок 2. В большей степени восприятие инициатив чиновников как Реакций, мер популистского характера свойственно федеральным структурам. Схожий расклад прослеживается в оценках действий властей как сопряжённых с формализмом и бюрократией.
Позитивные аспекты деятельности государства (удачные кейсы) в период пандемии связывались молодыми людьми с расширением каналов коммуникации, выходом власти (преимущественно региональной) в социальные сети, широким использованием цифровых технологий (ресурс «Карта жителя Нижегородской области», портал контроля реализации поручений губернатора и др.). 31% респондентов отметили рост активности региональной власти и лично главы Нижегородской области Г. С. Никитина в социальных сетях, 24% человек - создание ими дополнительных каналов коммуникации на пространстве социальных медиа. Коммуникативная активность федеральной и муниципальной власти в зеркале онлайн-опроса выглядит скромнее: только 15,5% участников опроса выделили данную характеристику применительно к федеральной власти и 20%- к муниципальной.
ШЬ
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
Рис.2/Fig. 2. Оценки молодёжью Нижегородского региона действий властей различного уровня в период пандемии коронавируса (%) / Assessments of the actions of the authorities at different levels during the coronavirus pandemic by the youth of the Nizhny Novgorod region (%)
Источник: данные онлайн-опроса, проведённого автором в июне 2020 г. среди молодёжи Нижегородского региона
Сложившаяся под влиянием пандемии мировоззренческая основа восприятия молодёжью РФ современного государства, наряду с оценочными категориями, представлена запросами, ожиданиями, нашедшими отражение в пожеланиях и рекомендациях опрошенных. На основе систематизации и классификации ответов респондентов нами была составлена матрица запросов и ожиданий с распределением их по тематическим группам (табл. 1).
■Ъ
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
К НАЧАЛУ СТАТЬИ
политология
Таблица 1 /Table 1
Матрица запросов, ожиданий молодёжи в период пандемии коронавируса / Matrix of demnds, expectations of young
people during the Coronavirus pandemic
Тематические группы рекомендаций и пожеланий Запросы и ожидания молодёжи
Коммуникация Открытость власти для полноформатного диалога, общения Умение слышать и слушать, учитывать мнение молодёжи Чуткость кзапро-сам и проблемам молодёжи Умеренный, адекватный контроль в сфере коммуникации Эффективные каналы коммуникации, их расширение и совершенствование Взаимоуважение Адаптация информационной политики ктребованиям молодёжи Совершенствование содержательной составляющей коммуникативной политики (больше внимания просветительскому направлению)
Помощь/ поддержка Материальная помощь и поддержка в различных их проявлениях - содействие в трудоустройстве, создание рабочих мест, снижение стоимости обучения, увеличение бюджетных мест, акции, скидки
Молодёжная политика Стимулирование активности посредством инициирования «интересных» проектов Направленность на формирование непредвзятого взгляда молодёжи на происходящее в стране и в мире Доступный спорт Совершенствование, развитие, выраженные в признании необходимости корректив Просветительская работа в социальных медиа Отказ от чрезмерногоРИи формализации в сфере молодёжной политики «Думать над идеологической составляющей»
Государственное управление/ политический режим Честность, заинтересованность в решении проблем граждан, быть ближе к народу Оперативность в принятии решений, своевременность решений Расширение полномочий региональной власти Важен «системный подход, а не работа в одностороннем порядке» Кадровая ротация (власть - в руки молодых) Ответственность, конкретность планов, реализуемых мер, отказ от популизма и абстрактных проектов Скептические настроения, критические оценки (авторитарный характер власти, оторванность от реальности)
Источник: Данные прикладных исследований, полученные автором в результате онлайн-опроса (июнь 2020 г.)
31,3% опрошенных молодых людей ждут от современного российского государства справедливых и ответственных решений, 25,3% - обеспечения стабильности и безопасности, 20,2% - помощи, поддержки, социальных гарантий. При этом более половины респондентов (54,5%) не склонны в сложившейся ситуации рассчитывать на государство, работодателя, предпочитая искать поддержки в кругу семьи (родственников), друзей. Значительная часть предложений была связана с совершенствованием сферы коммуникаций, молодёжной политики, изменением порядка оказания помощи и поддержки молодёжи в различных её аспектах и проявлениях (льготы, скидки на обучение, контроль, материальная помощь и пр.). Существенное коли-чествопожеланий касалось системы государственного управления и политического режима. Процентное соотношение тематических групп запросов/ пожеланий представлено на рисунке 3.
Рис.3/Fig. 3. Распределение пожеланий и рекомендаций респондентов по тематическим группам / Distribution of wishes and recommendations of respondents by thematic groups
Источник: Данные онлайн-опроса, проведённого автором в июне 2020 г. среди молодёжи Нижегородского региона
обсуждение
В зеркале прикладных исследований образ государства, складывающийся в условиях пандемии в сознании изучаемой нами социальной группы, предстаёт сложным в структурном и содержательном отношении феноменом. Последний характеризуется неоднородностью ценностных составляющих, внутренней рассогласованностью ожиданий, запросов от государства и сложившихся в результате практической деятельности представлений об
ШЬ
ЕЪ
изучаемом объекте, имеющих различные коннотации (эмоциональные, оценочные) и маркировку в сознании молодёжи.О жидания, связанные с такими качественными характеристиками государства, как ответственность, заинтересованность в решении проблем населения, открытость для диалога, оперативность в принятии решений, чуткость к запросам общества, поддержка населенияи др., соседствуют с критическими, скептическими оценками действий государствнных структур в сфере социально-экономической политики, коммуникативных практик, алармистскими настроениями, «недоверием», «взаимным недопониманием», претензиями. Вышеперечисленные свойства перцепции позволяют говорить об амбивалентной природе существующего в политическом сознании молодёжи образа государства, сложившемся когнитивном диссонансе, фрустрациях.
Факторами возникновения когнитивного диссонанса стали социально-экономические проблемы, «несправедливость мер социальной помощи» и поддержки со стороны государства по отношению к молодёжи в период пандемии, не затронувших или в незначительной степени коснувшихся представителей изучаемой социальной группы, издержки коммуникативной стратегии государства. Последние связывались с отсутствием диалога, действенных социальных площадок, платформ (в том числе в социальных сетях), с однонаправленным характером коммуникации3, популистской риторикой, чрезмерными РК-действиями властей различного уровня, сведению коммуникации между властью и молодыми людьми преимущественно к теме образования. Вызывают раздражение также «традиционные политические/ государственные форматы и институты, не пользующиеся доверием молодёжи». В итоге молодёжь ощущает себя на периферии политического процесса. Усиление критических настроений, раздраженияв изучаемом возрастном сегменте психологи объясняютспецификой ситуации (социальная изоляция и пр.), которая стимулировала «поведенческую импульсивность людей, демонстрировала более рискованное поведение в процессе принятия решений», вызывая состояние психологического диссонанса [7, с. 158].
Внутренняя сложность образа обусловленатакже неоднородностью его ценностных составляющих. Последние представлены различными группами общественно значимых смыслов, первостепенне значение среди которых принадлежит материалистическим ценностям. В их числе - порядок, справедливость, экономическая стабильность, материальная обеспеченность, доход, работа, безопасность, забота и поддержка со стороны государства, социальные гарантии и пр.Особое место в ценностной иерархии молодёжи (преимущественно в возрастном сегменте 18-23 лет) принадлежит иде-
3 Коронакризис: молодёжь и власть - недоверие непонимание Результаты экспертной он-лайн-панели по общероссийскому опросу ВЦИОМ (9 волна) : Выпуск #6. Москва, 5 июня 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://club-rf.ru/images/files/5eda0f8985870.pdf(дата обращения: кндчйлу 02.03.2021).
ологическим (либерально-демократическим) ценностям - свободе, закону, запросу на умеренный контроль, открытости для диалога (молодёжь хочет, чтобы власть её слышала, учитывала мнение данной социальной группы). Проведённое нами исследование показало также наличие интереса у нижегородской молодёжи к проблемам государственного управления, политическим событиям в стране; наличие запроса на участие с учётом новых форматов и каналов коммуникации. Вместе с тем, «участие в общественно-политической жизни» и «продвижение по карьерной лестнице» стали наименее значимыми для респондентов, индексы которых подверглись наибольшему снижению за последние годы.
Выявленные структурно-содержательные особенности образа современного государства, связанные с сосуществованием в массовом сознании современной молодёжи традиционных, в том числе патерналистских, этатистских представлений об ожидании от государства поддержки, стабильности, и соседствующие с желанием видеть российское государство современным, готовым к диалогу, демократичным, с элементами индивидуализма (значительное число респондентов склонны полагаться на помощь родственников, друзей, нежели государства и власти, работодателей)4, позволяют говорить об эклектичности образа современного российского государства, содержательной особенностью которого является ценностная аномия.
Ценностное ядро образа государства, система представлений о государстве отличаются устойчивостью в темпоральном измерении. Ситуация с пандемией коронавируса в целом кардинальным образом не повлияла на структурно-содержательные характеристики образа государства, ценностные основания восприятия изучаемого института. Тезис о константности восприятия государства современной молодёжью вытекает из анализа результатов прикладных исследований за разные хронологические отрезки времени. В частности, данные, полученные в 2011-2012 гг. сотрудниками кафедры политической психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, позволяют говорить об укоренённости в структуре ценностной картины мира молодёжи материалистических ценностей, ассоциируемых с «высоким уровнем экономического развития» (данное суждение разделяли 59,9% опрошенных), «сохранением порядка в стране» (43,9%), «стабильной экономикой» (37%), «безопасностью» (9,5%), «миром» (14,1%), «справедливостью» (12,4%) [4, с. 133-134, 135]. Значительное количество молодых людей в 2011-2012 гг. определяли свои политические предпочтения в рамках либерально-демократического спектра. Материалы опроса отражают устойчивую актуализи-рованность ценностей «свободы», «прав человека» и «соблюдения законов» среди российской молодёжи [4, с. 132].
4 «КоронаКризис»: социальные и экономические аспекты пандемии. Отчёт по результатам 9 волны исследования. Москва, 2020 г. С. 10. 29, 32 [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc1 29658462_554697772?hash=a31224dcd71c346d72 (дата обращения: 02.03.2021).
шь
■<1
Можно также констатировать сохранениие смежного с докризисным проблемного поля. Детерминирующим фактором восприятия в период коро-навируса для различных возрастных групп (включая молодёжь) стали социально-экономические проблемы, усиливающие запрос на меры социальной помощи и поддержки, сохранение социальных гарантий от государства. По данным ВЦИОМ (за период с марта по июнь 2020 г.) в российском обществе «сохраняется ключевая область тревожности - экономические аспекты и проблемы материального обеспечения», опережающие в рейтинге вопросы сохранения здоровья, обеспечения безопасности (53% больше обеспокоены экономическими вопросами, в то время как вопросами безопасности только 35%)5. Основными маркерами дестабилизации, согласно данным опроса 22 мая 2020 г., респонденты называли пандемию коронавируса, самоизоляцию, карантинные меры и связанные с ними экономические последствия - безработицу, закрытие предприятий, рост цен, падение зарплаты, низкое материальное положение и уровень жизни. Страхи, вызванные экономическими проблемами, конкурируют только с опасениями потери контроля над ситуацией6. Данный факт позволяет говоритьо сохранении социальной детерминированности как ключевой тенденции восприятия, воспроизводстве элементов патерналистской модели, в том числе в молодёжном сегменте.
Константность восприятия современного российского государства связана также с сохранением критичного фона перцепции, мироощущения изучаемой возрастной группы, характеризующегося неуверенностью в завтрашнем дне, отсутствием защищённости со стороны закона и государства, перспектив в будущем. В период пандемии спектр психологических состояний российской молодёжи, дополняется повышенной тревожностью, страхами, острым и «болезненным восприятием» ограничительных мер, мобильности, свобод личности (ОК-кодов, запретов на посещение общественных территорий и т. п.)7. Подобная реакция соответствует ценностным ориента-циям молодёжи, инновационных/модернистских, значимости либеральных
5 «КоронаКризис»: социальные и экономические аспекты пандемии. Отчёт по результатам 9 волны исследования. Москва, 2020 г. С. 10. 29, 32 [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc1 29658462_554697772?hash=a31224dcd71c346d72 (дата обращения: 02.03.2021).
6 Там же.
7 Указ Губернатора Нижегородской области № 27 от 13.03.2020 «О введении режима повышенной готовности»[Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/03/16/nn-ukaz27-reg-dok. Ь^тКдата обращения: 02.03.2021); Указ губернатора Нижегородской области от 30 марта 2020 г. № 43 «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 № 27 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/03/30/nn-ukaz43-reg-dok.html(дата обращения: 02.03.2021); Указ губернатора Нижегородской области № 57 от 11.04.2020 «О внесении изменений в некоторые Указы губернатора Нижегородской области»[Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202004110001 (дата обращения: 02.03.2021); Указ губернатора Нижегородской области № 103 от 11.06.2020 «О внесении изменений в указ губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 № 27» [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2020/06/11/nn-ukaz103-reg-dok.html(дата обращения: 02.03.2021).
шь
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
ценностей в политической картине мира, рассмотренным в отдельной статье автора [2, с. 215].
заключение
Пандемия коронавируса скорректировала запросы и ожидания российской молодёжи, стимулировала внутренние изменения в ценностной иерархии, связанные с ростом значения безопасности, свобод, при этом кардинально не повлияла на структуру и содержание образа государства, политическую картину мира интересующей нас социальной группы. Таким образом, можно говорить о константности восприятия современного российского государства молодёжью, устойчивости и неоднородности ценностного ядра, представленного витальными, материалистическими, идеологическими ценностями. Выявленные недоверие, скептицизм, критический фон перцепции, негативные настроения молодёжи, усиливаемые действием ситуативных факторов, становятся серьёзным вызовом российской власти. Поэтому эти критические настроения должны стать частью политической повестки, формируемой государством. Коронакризис актуализировал старые и обозначил новые проблемы (издержки коммуникационной стратегии действующей власти, односторонний (чаще информативный) характер традиционных форматов, каналов коммуникации и пр.), выступающие факторами политических рисков в современном политическом процессе РФ.
В рамках достижения позитивного восприятия современного российского государства представляется целесообразной реализация комплекса мер по повышению эффективности каналов коммуникации: апробация новых форматов взаимодействия, создание дополнительных площадок для диалога между властью и молодёжью, в том числе на платформах социальных медиа, выстраивание актуальной информационной повестки.
Учитывая запрос молодёжи на диалог, готовность к взаимодействию с властью, ключевым посылом должно стать формирование стратегического мышления изучаемой возрастной группы на основе позитивно-деятельност-ного характера взаимодействия, футурологического подхода к определению информационной повестки. Практическим выражением данного сценария может служить совместное обсуждение перспектив развития страны, образа будущего России, социально значимых проектов, конструктивная деятельность в различных сферах общества, отказ от чрезмерного РК
Необходимо усиление разъяснительной работы среди молодёжи в различных её сегментах, направленной на популяризацию идеи государства как ценности путём апелляции к кризисным (переломным) этапам в истории
I г~ г- чллл. \ « НОМЕРА
(событиям Смуты, 1990-х гг. и др.); связанной с раскрытием рисков, угроз основному институту политической системы, в том числе внешних, чреватых дестабилизацией, снижением государственной состоятельности.
ЕЪ
литература:
1. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018) / отв. ред. Е. Б. Шестопал. М.: Весь мир, 2019. 656 с.
2. Каминченко Д. И., Шмелева О. Ю. Социальные медиа как инструмент формирования политической картины мира современной молодёжи (на материалах Нижегородского региона) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 2. С. 212-218.
3. Пандемия COVID-19: конецпривычного мира? / А. В. Абрамов, В. Э. Багда-сарян, С. О. Бышок, С. В. Володенков, Д. Г. Евстафьев, В. Г. Егоров, Н. А. Ком-лева, Н. С. Крамаренко, А. В. Манойло, О. М. Михайлёнок, А. И. Петренко, В. Ф. Прокофьев // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 2. URL: www.evestnik-mgou. ru (дата обращения: 01.03.2021). D0I:10.18384/2224-0209-2020-2-1001.
4. Селезнёва А. В. Политико-психологические особенности политического сознания современной российской молодёжи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3( 23). С. 128-136.
5. Baumeister R. F., LearyM. R. The Need to Belong: Desire for Interpersonal Attachments as a Fundamental Human Motivation // Psychological Bulletin. 1995. Vol. 117. P. 497-529.
6. Baumeister R. F., Twenge J. M., Nuss C. Effects of Social Exclusion on Cognitive Processes: Anticipated Aloneness Reduces Intelligent Thought // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 83. P. 817-827.
7. Meng P. The Psychological Mechanism of the Influence of Social Exclusion on Risk-Taking Behavior // Open Journal of Social Sciences. 2020. Vol. 8. P. 146-164.
8. Moore S., Gullone E. Predicting adolescent risk behavior using a personalized cost-benefit analysis // Journal of Youth and Adolescence. 1996. Vol. 25. № 3. P. 343-359.
9. Rokeach M. The nature of human values. New York: The Free Press, 1973. 438 p.
10. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. P. 19-45.
11. Schwartz S. H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis // Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38. P. 230-255.
12. Wenge J. M., Baumeister R. F., Tice D. M. If You Can't Join Them, Beat Them: Effects of Social Exclusion on Aggressive Behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. P. 1058-1069.
REFERENcEs:
1. ShestopalE. B., ed. Vlast'Ilidery v vospriyati irossijskihgrazhdan. Chetvert'veka nablyudenij (1993-2018) [Power and leaders in the perception of Russian citizens. A quarter century of observations (1993-2018)]. Мoscow, 2019. 656 p. 2.Shmeleva O. Yu., Kaminchenko D. I. [Social media as a tool for the formation of the political picture of the world of modern youth (examplified by the Nizhny Novgorod region)]. I n: Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, no. 2, p. 212-218.
3. Abramov A. V., Bagdasaryan V. E., Byshok S. O., Volodenkov S. V., Evstaf'ev D. G., Egorov V. G., Komleva N. A., Kramarenko N. S., Manoilo A. V., Mikhailenok O. M., Pe-trenko A. I., Prokof'ev V. F. [Pandemia COVID-19: The end of the familiar world?]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnog ouniversiteta (ehlektronny jzhur-nal) [Bulletin of Moscow Region State University (electronic journal)], 2020, no. 2. Available at: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/100Kaccessed: 01.03.2021).
4. Selezneva A.V. [Psychological analysis of political values in contemporary russian public: generational aspect]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya [Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science], 2013, no. 3 (23), pp. 128-136.
5. Baumeister R. F., Leary M. R. The Need to Belong: Desire for Interpersonal Attachments as a Fundamental Human Motivation. In: Psychological Bulletin, 1995, vol. 117, pp. 497-529.
6. Baumeister R. F., Twenge J. M., Nuss C. Effects of Social Exclusion on Cognitive Processes: Anticipated Aloneness Reduces Intelligent Thought. In: Journal of Personality and Social Psychology, 2002, vol. 83, pp. 817-827.
7. Meng P. The Psychological Mechanism of the Influence of Social Exclusion on Risk-Taking Behavior. In: Open Journal of Social Sciences, 2020, vol. 8, pp. 146-164.
8. Moore S., Gullone E. Predicting adolescent risk behavior using a personalized cost-benefit analysis. In: Journal of Youth and Adolescence, 1996, vol. 25, no. 3, pp. 343-359.
9. Rokeach M. The nature of human values. New York, The Free Press, 1973. 438 p.
10. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the content and structure of values? Journal of Social Issues, 1994, vol. 50, pp. 19-45.
11. Schwartz S. H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis. In: Journal of Research in Personality, 2004, vol. 38, pp. 230-255.
12. Wenge J. M., Baumeister R. F., Tice D. M. If You Can't Join Them, Beat Them: Effects of Social Exclusion on Aggressive Behavior. In: Journal of Personality and Social Psychology, 2001, vol. 81, pp. 1058-1069.
дата публикации
Статья поступила в редакцию: 03.03.2021 Статья размещена на сайте: 31.05.2021
информация об авторе / information about the author
Шмелева Ольга Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного национального исследовательского университета им. Н. И. Лобачевского; е-mail: [email protected]
Ol'ga Yu. Shmeleva - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Department of Political Science, Institute of International Relations and World History, Nizhny Novgorod State Research University named after N. I. Lobachevsky; e-mail: [email protected]
■<1
правильнаяссылканастатью / forcitation
Шмелева О. Ю. Пандемия C0VID-19 и восприятие современного государства российской молодёжью (на материале нижегородской области) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru
Shmeleva O. Yu. COVID-19 Pandemic and perception of the modern state by Russian youth (based on data of the Nizhny Novgorod region). In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2021, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru
■ъ
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
К)
К НАЧАЛУ СТАТЬИ