ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ 109
ПАМЯТНОЕ СЛОВО О ДМИТРИИ ВЛАДИСЛАВОВИЧЕ СОЧИВКО, ПОСВЯЩЕННОЕ 65-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Роман Клавдиевич Цуркан1
1 Помощник начальника УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю по организации работы с верующими, протоиерей
Уважаемые коллеги и сотрудники, участники помощи тем, кто оказался «в узах сущим», в своем послании хочу поделиться воспоминаниями о профессоре психологии Дмитрии Владиславовиче Сочивко, его христианском взгляде на криминальную психологию, взгляде «мудрого мужа с детским чувством веры», взгляд которого являет пример взрослого ребенка во Христе.
По словам проповедника XVIII в. епископа Ильи Миниатия, «не ожидает суетный человек, когда смерть придет, дабы взять душу крепко обдержимую миром, сильно прилепившуюся к настоящей жизни, и в темную могилу ринет всю фантазию его, - тогда какая туга, какой страх, какое крушение!» [3, с. 46-48]. Слова эти адресованы тем, которые не помышляют о смерти, но осуетились. Дмитрий Владиславович в своей книге «Экзистенциальная психодинамика» [5] обращал внимание на суету, называя ее «неподлинной коммуникацией», сравнивая с подлинной, феноменальной как преодолением одиночества, обе-зличенности человека, его разобщенности с другими людьми. Он верил в подлинное бытие, выступающее в качестве бытия с другими. Достижения Дмитрия Владиславовича Сочивко помогали преодолевать «пограничные ситуации», помогали людям, испытывающим повышенное давление мира, помогали преодолевать духовное напряжения и «в потоке своих психодинамических сил» приходить к вере в Бога.
Тема рассредоточенности психодинамических сил, обезличенности преступника для Дмитрия Владиславовича в его статьях занимает особое место, в связи с чем в этом послании можно сказать том, о чем он не писал, но о чем думал (это зафиксировано в нашей с ним переписке, во время его тяжелой болезни). Предлагаю Вашему вниманию иллюстрацию в виде его рассуждения об индивидуализме как рассредоточенности психодинамических сил на основе трудов русского богослова Сергия Булга© Цуркан Р. К., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
110 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
кова, в котором осмысливаются последствия грехопадения как удар по ипостасности человека (от концентризма - к эксцентризму/эгоцентризму).
С. Булгаков подмечает изменение или даже искажение в структуре человеческой личности, которая оказывается индивидуальностью, обособляющейся и отличающейся от других. «Этим затемняется и извращается естествнное, онтологическое равенство людей, как множественных центров не только сходной, но и общей, единой жизни. Целость человеческого рода разрушается, разворачивается с утратой целомудрия, и на место многоединства выступает многоразличие, дурная множественность, вместо концентризма - эксцентризм (эгоцентризм). И это множественное число заключает в себе сатанинскую ложь, то есть свою ограниченность. Индивидуальность есть отсвет Денницы на человеке, которого он захотел извратить по образу своего метафизического эгоизма, моноипостасности без любви. Все человечество разлагается на индивидуальности, которые логика считает возможным объединить только в абстракции, мысленно выводя за скобки общие признаки. И условием спасения христианского является погубление души своей ради Христа, то есть освобождение от плена индивидуальности. Однако в падшем мире индивидуальность есть единственная форма для жизни души, так же как греховное тело для жизни плоти, и только жизнь во Христе освобождает ипостась от индивидуальности, вводя ее в должное для нее многоединство в любви, в Церкви» [1, с. 41-42]. Сергий Булгаков добавляет, что до грехопадения Адам был представителем всего многоипостасного человеческого рода, а после грехопадения «всякая ипостась стала жить за свой собственный счет, как индивидуальность, и вместе с тем все оказались порабощены оброку греха, стали чадами гнева» [1, с. 42].
Заслуга Дмитрия Владиславовича состоит в том, что, рассматривая тему индивидуального в психологии, он не мог не обнаружить религиозного корневища, того компонента пенитенциарной (покаянной!) системы, который есть основа духовно ориентированного консультирования осужденных в колониях. До сих пор в моем сознании запечатлелась ремарка Дмитрия Владиславовича о духовнике знаменитой певицы Людмилы Сенчиной, который ей говорил: «А ты не тешь, ты утешай!». Кающийся человек, окормляемый тюремным священником, принципиально должен от тестов психолога переходить к духовному утешению священника (так считал Д. В. Сочивко) [3, с. 125]. Ни в коем случае кающийся не должен попадать в руки тех, кто не подозревает о значении слова репйеп^а, продолжая путать карательную систему с исправительной. Раскрытию этой идеи Д. В. Сочивко в соавторстве с Н. Н. Голышевой посвятил монографию «Возрастание духовности и религиозности осужденных молодежного возраста как фактор их психологического исправления и ресоциализации» (2012 г.).
Список источников
1. Булгаков С. Купина неопалимая. Париж, 1927.
2. Сочивко Д. В., Цуркан Р. Переписка в последовательности. 2020-2021 гг.
3. Порфирий (Успенский), еп. Проповедники на островах Средиземного моря // Труды Киевской Духовной Академии. 1880. № 1.
4. Сочивко Д. В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 26-30.
5. Сочивко Д. В. Экзистенциальная психодинамика. М. ; Рязань : Академия ФСИН России. 2020.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 111
Информация об авторе
Р. К. Цуркан - помощник начальника УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю по организации работы с верующими, протоиерей.
Information about the author
R. K. Tsurkan - Assistant to the head of the FPS of Russia for the Republic of Crimea and Sevastopol for the organization of work with believers, archpriest.