ББК Щ146.56(2Р36)
ПАМЯТНИКИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ИКОНОПИСИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ. СОБРАНИЕ МОЛЕЛЬНОГО ДОМА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ПОМОРСКОЙ ОБЩИНЫ
Я.А. Русанов
MONUMENTS OF AN OLD BELIEVE ICONOGRAPHY IN SOUTHERN URAL. COLLECTION OF A HOUSE OF WORSHIP OF POMOR COMMUNITIES, CHELYABINSK
J.A. Rusanov
Исследование икон челябинского молельного дома старообрядцев-помор-цев подтверждает ранее высказанную автором мысль о существовании на территории Южного Урала иконописной мастерской, выполнявшей различные заказы. Наиболее важное в этом собрании - существование так называемых «иконостасных» образов, которые позволяют судить о едином заказе (в данном случае для молельного дома). Кроме того, в написании образов прослеживается несколько различных манер исполнения (почерков). Но вместе с тем мы видим здесь особые черты, объединяющие их в единое собрание, делающие это собрание цельным и позволяющие нам придти к выводу о единой манере, характерной для одной мастерской.
Ключевые слова: иконопись, старообрядческая традиция, иконописные мастерские на Южном Урале.
The present collection of icons confirms earlier come up with idea of the author of this article on existence in territory of Southern Ural icon workshop which was carrying out various orders. Importance of this collection - existence so-called «Iconostasis» icons which allow to judge the uniform order, in this case for the house of worship. In whole, made of two, collections are traced some various manners of execution (handwritings). At the same time, here we see the special lines uniting them in the uniform collection, doing it integral, and allowing to draw a conclusion on a uniform manner, characteristic for one workshop.
Keywords: an iconography, the old believe tradition, the Southern Ural icon workshops.
Исследование старообрядческой иконописи на Южном Урале нами было начато публикацией, посвященной анализу частной коллекции икон О.Г. Калнина1. Обзор следующего собрания — икон молельного дома челябинской общины старообрядцев-поморцев — был изложен в докладе на университетской научной конференции2. Автор выражает глубокую благодарность руководителям общины, позволившим осмотреть образа молельного дома, а также затем обращаться к ним для уточнения некоторых данных. Цель данной статьи—уточнить сведения об иконах молельного дома, дополнить их, расширяя тем самым репрезентативный круг памятников южноуральской иконописи, подтвердить высказанные предположения и дополнить новыми примерами выведенную ранее авторскую типологию манер письма.
Из собрания памятников христианского культа в молельном доме челябинской общины старооб-рядцев-поморцев для каталога данной статьи были
выбраны 24 иконы стилистически близкие к ранее описываемым. Также в это число вошли те, на которых нет следов значительного поновления. Толщина левкаса, паволока, мастерство доличного письма, типы ликов, надписи на обороте икон позволяют определить время их написания концом XIX — начало XX вв.
Представленная коллекция подразделяется на три группы в соответствии с их размерами, и также с их назначением в обряде. Первая группа насчитывает 7 икон. Эта группа так называемых «аналойных» икон. Ихвысота не превышает 3 5 см. Эти иконы традиционно использовались для выноса на аналой, отсюда и их название, но они могли присутствовать также и в малых иконостасах. Это, как правило, праздничные иконы, изображения особо почитаемых святых и многочисленные богородичные типы. Почти все иконы в этой группе можно отнести к манере, определенной нами как второй почерк3. Особенно они близки по колориту, по ма-
Я.А. Русанов
нере письма, и, безусловно, по сюжету к иконам из коллекции О.Г. Калнина, например: «Рождество Христово» (кат. № 5), «Рождество Христово со свв. Стефанием и Василием на полях». Обе иконы выглядят как два варианта одного извода, написанные одним мастером. Два памятника этой группы — «Николай Чудотворец со Святыми на полях» (кат. № 4) и «Николай Можайский» (кат. № 7) — относятся к первой группе почерков, темноликих моно-фигурных икон?
Вторая группа насчитывает 12 икон. Это наиболее интересные для исследователя памятники. Здесь представлены иконы большого размера, по высоте 60—80 см. Их можно условно назвать «иконостасными», так как их место в основном в иконостасе. Стилистически они тяготеют к поморским (северным) иконам, практически отсутствует золочение, кроме нимбов и некоторых деталей. Используется сдержанные по колориту тона, охристые, оливковозеленые. Особенно это характерно для образов «Апостол Петр», «Иоанн Богослов», «Василий Великий». Эти иконы составляют некое подобие Апостольского чина в иконостасе молельни. Присутствуют и «Праздничный чин» — это изводы «Успения Богородицы» (кат. № 15), и даже «Тайная вечеря» (кат. № 10). Манерой исполнения эти иконы близки к первой и второй группам икон из коллекции О.Г. Калнина, например, к образам «Мария Египетская и старец Зосима», «Глава Иоанна Предтечи», «Николай Чудотворец»?. Последняя икона имеет размеры 61,9x55,8, что тоже ставит ее в этот ряд «иконостасных» образов.
Манера доличного письма, как было указано выше, стилистически тяготеет к поморскому. Но есть в этом ряду исключения. Это иконы «Ветхозаветная Троица» (кат. № 17) и «Успение Богородицы» (кат. № 15). В первой иконе используется так называемый «цветочный позем», характерный для иконописи Уральского региона, во второй — позем предстает в виде мощеной квадратной плиткой площади. Эта последняя особенность, а также «классицистические» архитектурные фоны обеих икон, более характерны для старообрядческих икон Нового времени, в которые уже начали проникать черты барокко и классицизма. Изводы подобных икон начали появляться с XVIII в. и имели значительный ареал распространения от Ветки до Алтая.
В эту же группу «иконостасных» икон отнесены два деревянных креста-распятия, исполненных в различной манере. Первый (кат. № 18), исполнен в манере темноликих икон первой группы почерков, второй (кат. № 19) — имеет цветочный позем, характерную разбеловку, что позволяет его определить к группе Уральских икон.
Последняя группа насчитывает 4 памятника. Это пядничные по размерам иконы, размером не более 20—25 см в высоту. Предназначались они в основном для домашнего пользования. Для каждой из этих икон можно найти стилистически соответствующую икону из коллекции О.Г. Калнина. Например, «Николай Чудотворец» (кат. № 24) и «Николай Чудотворец» исполненный без паволоки, «Избранные святые отцы Церкви Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий со свв. Козьмой и Дамианом на полях» (кат № 20) и «Свв. Самон, Гурий, Авив, Внифатий» белофонные и бе-лоликие. Икона «Положение во Гроб» имеет «цветочный позем», также белоликая, с ней сопоставима икона «Распятие Господне» из коллекции
О.Г. Калнина.
В заключение отметим, что в исполнении икон не прослеживается четкого исполнения заветов древлеправославной старообрядческой общины. Так, например, в образах Николая Чудотворца, Василия Великого, и др. мы видим вместо двуперстия христосложенный благословляющий жест. В то же время, сохраняется старообрядческое написание «1сус», а не «1исус» в изводе «Положение во гроб». Это позволяет сделать несколько выводов. Первое — мастера иконописцы выполняли различные заказы, в том числе, возможно, для единоверческих церквей и для разных старообрядческих согласий, в числе которых была и поморская община. Другой вывод: при формировании иконостаса данного молельного дома, общиной, возможно, были сделаны послабления в требованиях к иконам. Также необходимо оговориться, что сам термин старообрядческий иконостас довольно условен. В данном случае прослеживаются линии Деисусного, Праздничного и Праотеческого чинов, естественно, отсутствуют Царские врата (а также, южные и северные), в целом, расположение сюжетов довольно свободное, нежели в привычном для нас обычном иконостасе.
Исследование икон челябинского молельного дома старообрядцев-поморцев подтверждает ранее высказанную мысль о существовании на территории Южного Урала иконописной мастерской, выполнявшей различные заказы. Наиболее важное в этом собрании — существование так называемых «иконостасных» образов, которые позволяют судить о едином заказе (в данном случае для молельного дома). Кроме того, в написании образов прослеживается несколько различных манер исполнения (почерков). Но вместе с тем мы видим здесь особые черты, объединяющие их в единое собрание, делающие это собрание цельным и позволяющие нам придти к выводу о единой манере, характерной для одной мастерской.
И с кусство веде н и е
Приложение Описание собрания молельного дома челябинской общины поморцев
Описания хронологически близких икон представлены по трем группам в соответствии с указанными выше стилистическими особенностями личного письма. Описание производится по следующим параметрам: наименование; материалы, наличие ковчега, золочения; размеры, соответственно: высота, ширина, толщина доски в сантиметрах; наличие на обороте надписей; иконография, иконографические особенности.
1-я группа
1. Собор Св. Архангела Михаила
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение, резьба по левкасу.
32,3x30,6x2,4
2. Неопалимая купина
Дерево, паволока, левкас, ковчег.
31,5x26,5x2,6
3. Богородица Одигитрия со Св. Архангелом Михаилом и Св. Муч. Агафией на полях
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение.
34,5x29,8x3,2
4. Николай Чудотворец со Св. Ангелом Хранителем Св. Благоверным Князем Георгием Владимирским на полях
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение.
35,3x30,2x3,6
5. Рождество Христово
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение
32,4x27,3 х 3,6
6. Николай Чудотворец
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение.
37,3x31x3,6
7. Николай Чудотворец Можайский
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение
34,3x29,8x3,1
2-я группа
8. Св. Василий Великий со Свв. Ап. Петром и Павлом, Свв. Митрополитами Ионой и Филиппом на полях.
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение нимбов.
85,6x46,8x3,6
9. Св. Ангел Хранитель
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение нимбов.
89,8x44,7x3,8
10. Тайная Вечеря
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение 44,7x86,8x3,6
11. Богородица Тихвинская
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение 76,6x70,4x3,7
12. Николай Чудотворец
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение 71,4x67,5x3,9
13. Апостол Петр
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение 75,4x26,5x3,6
14. Апостол Иоанн Богослов
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение 75,8x26,5x3,6
15. Успение Богородицы
Дерево, паволока, левкас, ковчег, золочение 72,6x66,8x3,9
16. Святой Иоанн Предтеча
Дерево, паволока, левкас, золочение, ковчег, резьба по левкасу.
58,6x50,4x3,4
17. Гостеприимство Авраама (Ветхозаветная троица)
Дерево, паволока, левкас, золочение, ковчег. 67,6x59,3x3,6
18. Крест-распятие
Дерево, паволока, левкас, золочение 137,5x17,7x4,3
19. Крест-распятие
Дерево, паволока, левкас, золочение 34,9x4,9x4,5
3-я группа
20. Избранные Святые Петерим, Иоаким, Муч. Фока
Дерево, паволока, левкас, ковчег 25,6x22,5x3,1
21. Избранные Святые Отцы Церкви Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий со Свв. Козьмой и Дамианом на полях
18,6x14,3x3,2
22. Богородица «Смягчение злых сердец» Дерево, паволока, левкас, золочение, ковчег 25,6x21,3x2,8
23. Положение во гроб
Дерево, паволока, левкас, золочение, ковчег 20,8x18,5x2,6
24. Святой Николай Чудотворец Дерево, паволока, левкас, ковчег 21,8x18,2x2,5
Я.А. Русанов
Примечания
1. Русанов, Я.А. Южно-Уральские памятники старообрядческой иконописи конца XIX — начала XX вв. (По материалам частного собрания О.Г. Калнина) / Я.А. Русанов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: социально-гуманитарные науки. Искусствоведение. — Челябинск : ЮУрГУ, 2008 — Вып. 10. —С. 79—84.
2. Русанов Я.А. Памятники иконописи в собрании челябинской общины старообрядцев-поморцев // Наука
ЮУрГУ. Материалы 60-й юбилейной научной конференции. Секции естественнонаучных и гуманитарных наук / Я.А. Русанов. - Челябинск : ЮУрГУ, 2008. — Т. 1. — С. 140—143.
3. Русанов Я.А. Южно-Уральские памятники... — С. 80.
4. Там же. —С. 83.
5. Там же. —С. 79.
6. Там же. — С. 83—84.
Поступила в редакцию 20 января 2009 г.
Русанов Ярослав Алексеевич, родился в 1983 г., аспирант кафедры искусствоведения и культурологии ЮУрГУ. В 2005 г. с отличием закончил Южно-Ураль-ский государственный университет по специальности «Искусствоведение». Область научных интересов — древнерусская иконопись и её поздние традиции на Урале.
Rusanov Jaroslav Alekseevich, the lecturer of chair of art criticism and cultural science South Ural state university. Was bom on May, 4th, 1983. In 2005 has finished the on a speciality «Art criticism». Area of scientific interests — history of traditions of an Old Russian iconography in Ural. E-mail: blv@susu.ac.ru