2005 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА №84(2)
серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС
ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ.
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.В. СЕРЕНСЕНА
В августе 2005 г. исполняется 100 лет со дня рождения крупнейшего ученого - механика, академика Академии наук Украинской ССР, лауреата Государственной премии СССР, одного из основателей отечественной школы по конструкционной прочности в машиностроении Сергея Владимировича Серенсена.
С.В. Серенсен родился 29 августа 1905 г. в г. Хабаровске в семье инженера путей сообщения. В 1919 г. окончил Киевское реальное училище, в 1926 г. -
механический факультет Киевского политехнического института, а затем и аспирантуру этого вуза. В 1929 г. С.В. Серенсен защитил диссертацию, посвященную прочности анизатронных балок. С 1928 г. по 1934 г. он работает старшим научным сотрудником Института строительной механики АН УССР, с 1934 по 1936 гг. - заместителем директора, а с 1936 по 1940 гг. - директором этого института. В 1934 г. С.В. Серенсен избирается член -корреспондентом АН УССР, в 1936 г. ему присваивается ученая степень доктора технических наук, в 1938 г. - звание профессор, в 1939 г. он избирается академиком Академии наук УССР по специальности механика, прочность в
машиностроении.
С 1940 по 1942 гг. С.В. Серенсен руководит сектором прочности при переменных напряжениях Института строительной механики АН УССР и отделом прочности моторостроительного завода в г. Уфе.
С 1942 по 1967 гг. С.В. Серенсен организует исследования и руководит работами ЦИАМ им. Баранова в Москве по циклической и термической прочности авиадвигателей, а с 1967 г. и до конца жизни - лабораторией динамической прочности и комплексом термопрочности Института машиноведения в г. Москве.
С.В. Серенсену принадлежит ряд фундаментальных научных результатов в области прочности материалов и конструкций, получивших широкое применение в инженерной практике многих отраслей машиностроения. Разработанные им теоретические положения легли в основу предложенного им в 1938 - 1940 гг. метода расчета деталей машин на прочность при переменных напряжениях. Исследования по изучению закономерностей влияния на усталость различных конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов позволили развить этот метод в вероятностном аспекте и предложить методы оценки надежности по критериям прочности.
Значительный вклад внес С.В. Серенсен в развитие методов расчета при малоцикловой усталости, длительной прочности и прочности композитных материалов, на основе чего в дальнейшем были разработаны методы расчета ответственных деталей из композитных и полимерных материалов, таких как: диски и лопатки компрессоров авиадвигателей, лопасти вертолетов и др.
Для творческой деятельности С.В. Серенсена характерна тесная связь фундаментальных научных исследований с инженерной практикой расчетов на прочность и надежность по критериям прочности. В разное время им предложены методы расчета сооружений угольной и металлургической промышленности, методы расчета на прочность элементов конструкций
сельскохозяйственных машин, при его активном участии разработаны нормы прочности авиационных двигателей, методы расчетов гидротурбин, турбогенераторов, тяжелых прессов, нормы прочности оборудования атомных энергетических станций. Он был инициатором создания и автором первых в нашей стране универсальных испытательных машин для изучения сопротивления усталости при сложном напряженном состоянии, а также машин для серийных испытаний на усталость и приборов для статистической обработки информации об
эксплуатационной нагруженности деталей машин. Под его руководством разработаны многие стандарты по методам испытаний на усталость и статистического контроля качества по механическим свойствам.
С.В. Серенсен вел огромную организационную работу по пропаганде и внедрению в инженерную практику передовых методов расчета на прочность и надежность. Он был членом Национального Комитета СССР по теоретической и прикладной механике, членом
Национального Комитета СССР по сварке, членом научного совета «Научные основы
прочности и пластичности» АН СССР, членом Президиума НТС Министерства
приборостроения, членом бюро научного совета по проблемам машиностроения Госкомитета по науке и технике СМ СССР, членом Президиума научно - методического совета по строительной механике и сопротивлению материалов Министерства высшего образования СССР, в течение более чем 30 лет возглавлял секцию прочности Центрального правления НТО Машиностроителей.
С.В. Серенсен был участником многочисленных международных съездов по механике и прочности, делегатом от Советского Союза в комиссии по усталости сварных конструкций Международного института сварки. Огромная эрудиция С. В. Серенсена в области механики твердого деформируемого тела и научных основ конструирования, тесная творческая связь с промышленностью и ведущими отечественными и зарубежными научными центрами получили признание как в нашей стране, так и за рубежом.
С. В. Серенсен известен и как педагог в области механики и сопротивления материалов. Свою педагогическую деятельность он начал в 1928 г. в Киеве на кафедре сопротивления материалов Киевского института инженеров гражданской авиации, а в послевоенный период и до конца жизни руководил кафедрой сопротивления материалов Московского авиационного технологического института.
Широкая научная эрудиция С.В. Серенсена, огромное трудолюбие, преданность науке, скромность и человеческая порядочность привлекали к нему не только молодежь, но крупных производственников, инженеров, ученых. Обаяние и масштаб его личности во многом способствовали формированию отечественной научной школы конструкционной прочности. Под его руководством получили путевку в науку более 60 научных работников - кандидатов и докторов наук, многие из которых в настоящее время работают в области гражданской авиации и других отраслях машиностроения и известны как крупные ученые не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Умер С.В. Серенсен 2 мая 1977 г. и похоронен на Введенском кладбище в г. Москве.
В памяти его учеников и последователей Сергей Владимирович Серенсен остался как один из тех великих тружеников науки, трудами которых создавался и создается фундамент будущих достижений всего человечества.
Редакционная коллегия