ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №6, 104-105
ПАМЯТИ УчЕНОГО: 90 ЛЕТ зОЕ АЛЕКСЕЕВНЕ МАЛЬКОВОЙ
TO THE MEMORY OF THE SCIENTIST: ZOYA ALEKSEEvNA MALKOvA COULD
HAvE BEEN 90
Савина А.К.
Заведующая Лабораторией исследований образования и педагогики в зарубежных странах Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук E-mail: [email protected]
Savina A.K.
Head of Laboratory of Educational and Pedagogical Research in foreign countries (Institute of Theory and History of Pedagogy, Russian Academy of Education),
Doctor of Science (Education)
19 ноября 2011 года исполнилось бы 90 лет Зое Алексеевне Мальковой, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования.
Ученики, последователи и работавшие с ней сотрудники НИИ общей педагогики АПН СССР (теперь Институт теории и истории педагогики РАО) вспоминают Зою Алексеевну как Ученого с мировым именем, выдающегося специалиста в области сравнительной педагогики, Учителя, требовательного научного руководителя, талантливого и активного организатора педагогической науки, и что самое главное - доброго, душевного, отзывчивого и справедливого Человека. Важнейшими качествами З.А. Мальковой были исключительная работоспособность и преданность делу, которому она служила.
З.А. Малькова, признанный ученый в мировом сообществе компаративистов, всего в жизни добилась упорным, титаническим трудом. Девушка из обычной трудовой семьи, окончив два курса Московского авиационного института, добровольцем пошла на фронт и служила механиком самолетов в знаменитом женском полку истребителей. После войны окончила институт иностранных языков им. М. Тореза, работала учителем в школе. Затем более 45 лет трудилась в системе АПН - РАО, где защитила кандидатскую и докторскую диссертации, прошла путь от младшего научного сотрудника до директора головного института академии в советский период - НИИ общей педагогики АПН СССР.
Труды З.А. Мальковой оставили заметный след в развитии нашей педагогической науки. На первые ее фундаментальные работы, посвященные школе США, которые появились в конце 50-х - 60-е годы ХХ столетия, серьезное давление оказывало идеологическое противостояние двух общественно-политических систем. В итоге сравнительно-педагогические исследования нередко становились материалом для тенденциозного противостояния отечественной педагогики и школы зарубежных стран. С середины 80-х годов внимание лидера советской компаративистики переключается на объективный, взвешенный, всесторонний сопоставительный анализ развития отечественной школы и педагогики и школы и педагогики западных стран и США.
С конца 80-х годов ХХ столетия в сравнительно-педагогических работах З.А. Мальковой четко просматривается переход от конфронтационной риторики к объективному анализу позитивных и негативных аспектов мирового педагогического опыта. Личные исследования З.А. Мальковой и результаты исследований коллектива компаративистов, которым она руководила в НИИ общей педагогики с середины 60-х годов до середины 90-х годов ХХ века, повлияли на то, что сравнительная педагогика из маловостребованной научной области превратилась в один из ведущих и признанных компонентов общей педагогики. Научные работы и информационные материалы исследовательского коллектива, который в течение нескольких десятилетий формировался как научная школа в области сравнительной педагогики, способствовали ликвидации «белых пятен», присутствовавших в то время в мировом педагогическом пространстве.
В поле зрения научной школы, развивающейся на основе методологических и теоретических положений, сформулированных ее лидерами З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсоном, находились и находятся: проблемы глобального и национального в развитии мирового образования; стратегии развития образовательной политики в зарубежных странах; состояние, закономерности и основные тенденции развития педагогической теории и практики образования в современном мире; позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта.
Результаты фундаментальных теоретических и прикладных исследований, проводившихся З.А. Мальковой и проводимых в настоящее время в рамках научной школы в области сравнительной педагогики, широко изучаются и используются на современном этапе реформирования российского образования при разработке национальной образовательной политики и определении стратегических направлений развития российской школы.
Научная и организационная деятельность З.А. Мальковой получила международное признание. Она была почетным членом американского педагогического общества Фи Дельта Каппа, членом европейского общества сравнительной педагогики, почетным доктором Королевского учительского колледжа (Великобритания). В 2000 году З.А. Малькова и Б.Л. Вульфсон совместно были удостоены премии Президента РФ за цикл монографических исследований «Роль и функции сравнительной педагогики в развитии и повышении эффективности отечественного образования».
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2011, №6