Научная статья на тему 'Памяти «Сибирского Лесгафта»: к 80-летию со дня смерти В. С. Пирусского'

Памяти «Сибирского Лесгафта»: к 80-летию со дня смерти В. С. Пирусского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти «Сибирского Лесгафта»: к 80-летию со дня смерти В. С. Пирусского»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 37 (091)

В. В. Лобанов

ПАМЯТИ «СИБИРСКОГО ЛЕСГАФТА»: К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ В. С. ПИРУССКОГО

В 2013 г. исполнилось 80 лет со дня смерти выдающегося врача, педагога и социального деятеля, дважды Героя Труда (1923 и 1932 гг.) Владислава Станиславовича Пирусского. Ученый польского происхождения, плодотворно трудившийся на Том -ской земле на протяжении почти полувека, по праву может быть причислен к интеллектуальной элите своего времени. Но каким ветром занесло поляка в суровый сибирский край? Почему талантливый доктор заинтересовался проблемами народного образования? В чем суть его медико-педагогического подхода к физическому развитию населения? Ответы на эти вопросы следует искать в биографии В. С. Пирусского.

Владислав Пирусский появился на свет 19 (31) марта 1857 г. в городе Гродно. Ставший шестым ребенком в семье (из семи), он родился в счастливом браке Станислава Ивановича Пирусского и Анны фон Бриф. Раннее детство Владислава прошло в Виленской губернии, а затем семья в полном составе переехала в Уфу, где была неплохая гимназия. Владислав, который «по семейным обстоятельствам» довольно поздно стал гимназистом, смог получить отменные знания, особенно интересуясь историей и естествознанием. После окончания гимназии в 1876 г. «способнейший юноша» В. С. Пирусский твердо решил стать доктором и работать на благо человечества, хотя университетское образование ему виделось недоступной роскошью. Денег у семьи не было, но на помощь пришло местное Общество вспомоществования учащимся, предложившее субсидию для поступления на медицинский факультет Московского университета.

Постоянная нужда и лишения закалили характер В. С. Пирусского, поставив его перед необходимостью пробивать путь к науке собственным трудом. Увы, столичная жизнь и в позапрошлом столетии была дорогим удовольствием. Новоиспеченный студент вынужденно занялся репетиторством - «бедовал уроками». Гонораров едва хватало на очень скромную жизнь, но отказываться от углубленных занятий в пользу подработок Пирусский не стал - учеба казалась важнее. В то время он за-

водит хорошие знакомства со многими талантливыми товарищами по университету. В ближний круг научного и дружеского общения Владислава Пирусского попали, например, будущие профессора медицины В. Е. Игнатьев, А. И. Тальянцев и Г. И. Россолимо.

При всей увлеченности наукой «сухарем» Владислав Пирусский отнюдь не был. Неизменно оставаясь на хорошем счету у преподавателей, он часто посещал студенческие сходки и вечеринки, пользуясь популярностью у девушек, да и вынужденное репетиторство порой приносило не только материальные, но и духовные результаты. Как иронично написал томский краевед С. К. Иконников, после «уроков» студента Пирусского в семье графа Н. Н. Толстого дело кончилось тем, что графиня Е. Ю. Толстая ушла от своего графа на студенческую мансарду. Вскоре, в 1881 г., родился первенец ученого - Владимир, и с деньгами стало совсем худо. Семейный студент В. С. Пирусский был вынужден просить казенную стипендию, заключая с государством своеобразный контракт. Стипендиатам, как известно, предстояло обязательное врачебное подвижничество в самых отдаленных уголках Российской империи. Таким образом, жизненные обстоятельства подталкивали молодого доктора к служению обществу, тем более что опасная и тяжелая практическая работа В. С. Пирусскому была не в новинку. После окончания 4-го курса он успел поработать на эпидемии дифтерита в уездном городе Севске (в те годы -Орловская губерния, ныне Брянская область).

В 1882 г. В. С. Пирусский успешно сдал выпускные экзамены на звание уездного врача (лекаря), и настало время отдавать долги государству посредством трехлетней службы. В. С. Пирусский был назначен окружным врачом в далекую Сибирь - г. Каинск Томской губернии (ныне город Куйбышев Новосибирской области).

В новой должности Пирусский проявил себя знающим, активным и в высшей степени гуманным специалистом. Он успевал не только выполнять свои прямые обязанности по лечению больных, но и в широчайших масштабах вести профи-

лактическую работу. Молодого доктора Пирусско-го небольшое по тем временам население Каинска узнавало в лицо. И немудрено! Врач неустанно перемежал лечебную практику профилактическими беседами, вел санитарный надзор над больницами, приютами и школами, неоднократно выезжал на борьбу с эпидемиями, лично обучал фельдшеров, а также добился значительного улучшения в снабжении города медикаментами. В этом проявилась организаторская жилка Пирусского, которая впоследствии позволяла ему привлекать чиновников к решению финансовых проблем оздоровления населения. Однако широта деятельности В. С. Пирусского явно не соответствовала масштабам мелкого уездного Каинска.

В 1SS5 г. доктор Пирусский переезжает в Томск, желая добровольно (напомним, срок обязательной трехлетней отработки кончился) потрудиться на пользу населения всей губернии. В первые же годы пребывания в Томске он совместно с врачом

A. И. Макушиным создает кружок «Товарищеское единение врачей» в составе 12 человек, который, однако, долго не получалось оформить в полноправное общество. Сложная социально-политическая ситуация рубежа XIX-XX вв. привела к тому, что верховная власть видела угрозу во всех проявлениях гражданских инициатив. При этом

B. С. Пирусский со временем стал счастливым исключением из правил, а его проекты обычно поддерживались городской и губернской властью. Уже в 1890-е гг. под влиянием лекарской практики складывается сфера научных интересов Пирусского - профилактика болезней и оздоровление населения средствами физического развития. По этому поводу он однажды записал: «...в деле здоровья первую скрипку играет не лечение, а охранение здоровья и умение поддерживать его соответствующими способами.»

В 1S95 г. в Томске появляется Общество содействия физическому развитию. Двумя годами ранее первое такое общество было создано в Петербурге при участии профессора П. Ф. Лесгафта, а «виновником» аналогичного события в Томске стал, естественно, неугомонный доктор Пирусский. В 1S96 г. по его инициативе в Сибири впервые появились дачные колонии для физически ослабленных детей. Из средств общества финансировалась колония в деревне Кисловой (ныне д. Кисловка, Том -ская область), а еще одна, близ села Берского, существовала на деньги купца и мецената В. А. Горохова. Помимо колоний энтузиастам удалось создать купальню с тремя бассейнами на реке Томи (19 июня 1S96 г.), площадки для подвижных игр и несколько катков, а также провести ряд загородных прогулок и экскурсий. Большой популярностью у взрослых томичей пользовался «Сад трез-

вых развлечений» (1S97). В том же 1S97 г. усилиями общества была основана новая детская колония близ железнодорожной станции Басандайка (ныне Межениновка), а в 1901-1903 г. недалеко от нее функционировала и оздоровительная колония для малоимущих взрослых. В ходе работы во взрослой колонии к соратникам В. С. Пирусского присоединился будущий профессор медицины и академик Н. Н. Бурденко. Спустя год после открытия детской колонии совет общества находит средства на аренду временного помещения для реализации давней идеи В. С. Пирусского - устройства школы-манежа в городе. Хотя денег, по всей видимости, хватило только на 1S9S-1900 гг., доктор Пирусский продолжал пропагандировать данную идею и привлекать финансовые ресурсы, в результате чего в 1902 г. началось возведение специального здания. Первую очередь строительства сдали в 1904 г., но по решению общего собрания готовые помещения отдали под временный лазарет для раненых в сражениях Русско-японской войны (до 1906). Несколько забегая вперед, скажем, что целиком достроить школу-манеж удалось только к 1913 г.

В 1902-1903 гг. непререкаемый общественный и медицинский авторитет доктора позволил ему внести значительный вклад в преодоление бюрократических барьеров на пути открытия в Томске Общества практических врачей. Хотя в этом благородном деле участвовали и другие авторитетные томские медики (А. И. Макушин, К. М. Гречищев), председателем на первом собрании Общества 12 февраля 1903 г. был избран именно В. С. Пирус-ский. Уже в 1903 г. в данное профессиональное сообщество вступило 92 врача, в том числе многие профессора Императорского Томского университета. В те годы реалии общественной жизни постепенно привели В. С. Пирусского к мысли о необходимости не лечения, но оздоровления всего социума, далеко не гуманного в то время. Вероятно, задачи оздоровления населения подтолкнули доктора Пирусского к дальнейшей педагогизации собственной деятельности. Здоровье в понимании Пирус-ского становится основополагающей комплексной характеристикой человека, и в этом он продолжил научные традиции Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинско-го и П. Ф. Лесгафта.

В 1907 г. (после закрытия лазарета) по инициативе В. С. Пирусского в отстроенной части манежа начала работать первая в России школа ручного труда в форме зимней площадки. Желающие дети могли бесплатно научиться столярному и переплетному делу, рисованию и рукоделию, пению и гимнастике. В праздничные дни на площадке проводились открытые детские утренники. Интересно, что в рамках учреждения, ориентированного на детей школьного возраста, В. С. Пирусский

открыл и отделение для дошкольников, и курсы ручного труда для взрослых.

Чрезвычайно важная веха в жизни В. С. Пирусского - 1913 г. Во-первых, наконец-то завершилось строительство основного здания школы-манежа, на протяжении девяти лет испытывавшей нехватку помещений для занятий с детьми (в этом здании до недавнего времени располагалась городская больница № 1 (ул. Красноармейская, 14). Во-вторых, именно в 1913 г. Томское общество содействия физическому развитию начинает издавать популярную санитарно-просветительскую газету «Здоровье для всех», которая с 1917 г. стала выходить в журнальном формате.

Школа-манеж, получившая от детей наименование «Развитие», состояла из общего, специального и трудового отделений. Общее отделение знакомило подростков с первичными элементами геологии, анатомии, физиологии, ботаники, основами иностранных языков. В специальном отделении желающие могли заниматься разнообразным творчеством, от лепки и резьбы по дереву до вокального и инструментального исполнительства. Отделение ручного труда предоставляло школьникам возможность овладеть начальными элементами трудовых навыков. Манеж ежедневно посещало 140-160 детей и подростков, причем многие из них приходили туда вместе с родителями, для которых манеж был местом укрепления здоровья и профилактики вредных привычек. Подчеркнем, что появление манежа не ослабило интерес доктора к колониям. Всемерно расширяя возможности томской образовательной среды, в 1916 г. В. С. Пирусский создает постоянно действующую школу-колонию на 50 мест для детей погибших воинов (шла Первая мировая война).

Неустанный и подвижнический труд доктора Пирусского во благо народа получил высокую оценку пришедших к власти большевиков. Энтузиазм новой власти и открывающиеся возможности для широкой реализации идей В. С. Пирусского привели к тому, что в январе 1920 г. он принял заведование подотделом Томского губздрава,

а 22 мая 1920 г. решением Томского ревкома ученый был назначен председателем вновь образованного комитета физической культуры. В. С. Пирус-ский сразу же предложил переоборудовать Воскресенскую, Заозерную, Манежную площадки и открыть несколько новых, потребовал организовать специальные учреждения для «дефективных» детей и санаторий для школьников, предрасположенных к туберкулезу, а также открытию в Томске Института физической культуры (ИФК). К сожалению, выпустить удалось лишь 13 инструкторов, так как уже в сентябре 1923 г. ИФК был ликвидирован. Официальным поводом закрытия объявили

нехватку средств, однако возможно, что истинной причиной стала несговорчивость В. С. Пирусского, отказавшегося принимать абитуриентов-комсо-мольцев вне конкурса, «в особом порядке».

Отметим, что до закрытия сотрудниками института было проведено семь специализированных курсов по физической культуре, врачебному и педагогическому контролю. Подобные курсы продолжались в течение 1920-х гг. и были чрезвычайно востребованы отечественными педагогами. Они проходили не только в учреждениях Томска, но и в Анапе, а особенно важно, что по приглашению Н. К. Крупской доктор В. С. Пирусский в рамках данных курсов осуществлял повышение квалификации работников Первой опытной станции Наркомпроса (1924). Таким образом, еще раз укрепилась связь между педагогическими школами В. С. Пирусского и С. Т. Шацкого.

После завершения деятельности в должности директора института в 1923 г. В. С. Пирусский занялся организацией Губернского совета физической культуры. Под руководством Пирусского совет избежал возможности встать на путь пустого теоретизирования: при совете были открыты антропометрический кабинет и библиотека, на постоянной основе действовала секция совершенствования школьных инструкторов физкультуры, проводились курсы для врачей и преподавателей ручного труда и гимнастики. Годом ранее ученый начал сотрудничество с Томским физиотерапевтическим институтом, который в наши дни называется Томским НИИ курортологии и физиотерапии либо по имени его первого руководителя Я. З. Шта-мова (1SS5-1939) Штамовским институтом. Однако после ухода Я. З. Штамова с поста директора в Томске с мототерапией «не сложилось»: доктору пришлось переехать в Иркутск, куда был переведен бывший начальник и друг Яков Захарович. В Иркутском институте Пирусский успел организовать отделение мототерапии, но проработал в нем совсем недолго. В 10 часов 55 минут 16 марта 1933 г. сердце В. С. Пирусского остановилось.

Подводя итоги, укажем, что вышеизложенный материал ставит целью не только очертить для научного сообщества круг многообразной работы доктора, но и напомнить исследователям, что именно

В. С. Пирусский является одним из немногих деятелей, выводящих томскую педагогическую науку на общероссийский уровень. Добавим, что образовательные идеи В. С. Пирусского более подробно проанализированы в монографии В. В. Лобанова и В. И. Ревякиной «Педагогика доктора Пирусского», опубликованной в издательстве Томского государственного педагогического университета (2013).

Лобанов В. В., кандидат педагогических наук, доцент, докторант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30.12.2013.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.