Научная статья на тему 'Памяти Луиса Харриса (1921—2016)'

Памяти Луиса Харриса (1921—2016) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Луиса Харриса (1921—2016)»

IN MEMORIAM

DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.16 Правильная ссылка на статью:

Попов Н. П. Памяти Луиса Харриса (1921—2016) // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 299—301. For citation:

Popov N. P. In memory of Louis Harris (1921—2016). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017. № 1. P. 299—301.

Н. П. Попов

ПАМЯТИ ЛУИСА ХАРРИСА (1921—2016)

В декабре 2016 года в возрасте 95 лет скончался выдающийся американский исследователь общественного мнения Луис Харрис. Большую часть послевоенного времени два исследовательских центра и их продукция задавали тон в исследовании американского, а затем и международного общественного мнения — The Galup Poll и The Harris Poll. Экономист по образованию, Харрис в 1942 году пошел во флот и служил до конца войны. Во флоте он провел и свой первый опрос в 1945 году, и после работы в организации ветеранов в 1947 г. поступил работать в исследовательскую организацию Элмо Роупера, ветерана исследований общественного мнения и социологического изучения рынка. Роупер и Дж. Гэллап в 30-е годы заложили основы научного изучения общественного мнения, кроме того, Роупер консультировал Ф. Д. Рузвельта в его избирательных кампаниях и безошибочно прогнозировал исход выборов. Факически Роупер стал учителем Л. Харриса и он девять лет перенимал у него опыт политических опросов, исследований во время депрессии, подготовки ленд-лиза, других работ военного времени.

Весь этот опыт он использовал, когда в 1956 году основал свою собственную исследовательскую организацию Louis Harris & Associates. Вначале она концентрировалась на маркет рисёрч, в том числе для таких клиентов, как Нью-йоркская биржа, Стандарт Ойл, Америкен Эрлайн. Одновременно он стал сотрудничать с такими известными журналистами, как Дж. Рестон, Джозеф и Стюарт Олсопы, которые привлекли его к участию в избирательных кампаниях известных политиков.

И здесь в полной мере проявились способности Харриса как мастера скрупулезной организации опросов, его особого подхода к формулировке вопросов, понятных респондентам и позволяющим в полной мере понять их мнения и «туманные» настроения, его безошибочный анализ результатов опросов. Соответственно, его клиентов, партнеров и коллег-социологов всегда поражала точность его прогнозов, в том числе результатов выборов в кампаниях, в которых он участвовал.

А участвовал он в 214 избирательных кампаниях, в том числе на выборах 45 сенаторов, 25 губернаторов штатов. Широко известно его сотрудничество с Джоном Кеннеди, которому он помог выиграть кампанию по переизбранию

в сенат, и победить на главных выборах—президентских в 1960 г. Как известно, борьба с Никсоном была напряженной, и пригодилось все мастерство поллстера и аналитика Харриса для достижения трудной победы. Мастерство поллстера-консультанта в кампании в том и состоит, чтобы результаты опросов превратить в рекомендации кандидату—какие темы освещать более убедительно для избирателей, как изменить манеру поведения, чтобы больше соответствовать вкусам конкретной группы избирателей.

Как известно, не менее знаменитый гуру прикладной социологии, Дж. Гэллап избегал участвовать в избирательных кампаниях в качестве поллстера и консультанта. И многие коллеги критиковали Харриса за его активное участие в избирательных кампаниях, при этом политиков-демократов, что может вызывать сомнения в объективности его анализов. Л. Харрис не принимал эти упреки: во-первых, он консультировал и республиканских политиков, более того, как он объяснял свою позицию позже, в интервью в 2009 году на сессии Американской ассоциации исследования общественного мнения, «если вы понимаете, что люди пытаются сказать, и это может спасти страну, если ее руководители тоже это узнают, тогда ваша абсолютная моральная обязанность донести эти мысли до людей, которые принимают решения».

После семи лет активного участия в избирательных кампаниях Л. Харрис посвятил себя в основном анализу общественного мнения, как проводимого собственной компанией, так и другими исследовательскими центрами. Его анализы регулярно появлялись в телепрограммах CBS News, затем ABC News с миллионными аудиториями, в многочисленных колонках и статьях в Washington Post, Chicago Tribune, New York Daily News, Time, Newsweek, и других изданиях. Вероятно, его колонки Harris Poll в 60-е и 70-е годы были самыми читаемыми в Америке аналитическими обзорами общественного мнения. Его политические прогнозы будоражили публику и в начале 90-х, когда он предсказал, что Дж. Буш не будет переизбран на второй срок, что и случилось.

На протяжении всей своей исследовательской деятельности Л. Харрис проводил глубокое социологическое изучение важных социальных проблем страны, прежде всего расовых, этнических, решение которых начинало американское общество, а также по проблемам занятости, здравоохранения и образования, проблем молодежи. Результаты его исследований и анализа получили отражение в широко известных книгах: «Is There a Republican Majority?» (1954), «The Negro Revolution in America» (1964, в соавт. с W. Brink), «Black and White» (1967, в соавт. с W. Brink), «Black-Jewish Relations in New York City» (1970, в соавт. с B. E. Swanson), «The Anguish of Change» (1973), «Inside America» (1987).

Автор этих строк познакомился с Л. Харрисом в 70-х гг. во время стажировок в США от Института США и Канады для изучения технологии опросов общественного мнения и их использования в избирательных кампаниях. И в этом знания Л. Харриса были уникальны. Не думал я тогда, что эти сведения, кроме их научного интереса, когда-нибудь пригодятся на практике. Однако пригодились спустя двадцать лет в России. Наше знакомство продолжилось и дальше и перешло в сотрудничество, Когда в 1989 году был образован ВЦИОМ, многие американские социологи, поллстеры проявили к нему глубокий интерес и симпатию. Одним

из первых, предложивших помощь и совет, был Луис Харрис. Он предложил нам принять участие в тройственном исследовании общественного мнения в СССР, США и Японии по проблемам восприятия населением каждой страны двух других стран. Я был директором советской части проекта, который мы успешно провели и обменялись результатами, широко освещавшимися в этих странах.

Лу Харрис подарил мне свою книгу «The Anguish of Change» с такой надписью: «С искренним пожеланием, чтобы мы — своим путем как коллеги обществоведы — могли бы преодолеть то, что другие воспринимают как различия, и преобразовать это в общую основу для согласия. От этого в большой мере зависит будущее мира».

Сейчас это пожелание выглядит актуальным как никогда, выдающийся ученый сорок лет назад дал еще один точный прогноз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.