Научная статья на тему 'Памяти Гаджи Саидовича федорова'

Памяти Гаджи Саидовича федорова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Гаджи Саидовича федорова»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2008. № 4. С. 210 - 213.

ПАМЯТИ ГАДЖИ САИДОВИЧА ФЕДОРОВА

3 ноября 2008 г. на 71-м году жизни скоропостижно скончался замечательный человек, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, Заслуженный деятель науки Республики Дагестан, Отличник народного образования Республики Дагестан, действительный член международной академии информатизации Гаджи Саидович Федоров.

Родился Гаджи Саидович 12 января 1937 г. в с. Карабудахкент Карабудах-кентского района Республики Дагестан. Рано потеряв родителей, Гаджи с лихвой испил всю горечь сиротской жизни. Любознательный, добрый от природы мальчик обратил на себя внимание преподавателя Московского университета, этнографа Якова Александровича Федорова, работавшего в Дагестанской археологической экспедиции Института истории материальной культуры АН СССР. С согласия родственников он усыновил мальчика. Перед Гаджи раскрылись большие возможности. В Москве он окончил среднюю школу и в 1957 г. поступил на исторический факультет Дагестанского государственного университета. Работы археологов в окрестностях Карабудахкента глубоко врезались в память Гаджи и в 1958 г. он перевелся на Археологическое отделение исторического факультета

МГУ. Ему повезло слушать лекции выдающихся советских археологов А.В. Ар-циховского, В.А. Гракова и др. В Московском университете тогда царил дух творчества и поиска. Под руководством своих преподавателей студенты участвовали в раскопках Новгорода. Это была отличная археологическая школа. Семинары, студенческие научные кружки формировали научно-исследовательский кругозор студентов. В 1963 г. Гаджи окончил университет и поступил на работу в Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. Здесь в секторе археологии и этнографии в должности младшего научного сотрудника он.проработал до 1970 г. С этого времени до последних дней своей жизни он преподавал в Дагестанском государственном университете на историческом факультете.

В 1970 г. Е.С. Федоров защитил кандидатскую диссертацию на тему «Северный Дагестан в раннем средневековье», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Этническая история Северо-восточного Дагестана (проблема происхождения кумыков)».

Основными направлениями научно-исследовательской работы Г.С. Федорова были древняя и средневековая история Дагестана и Северного Кавказа, в частности проблемы этнической истории. По этим проблемам он издал более 120 работ, в том числе 7 монографий: «Ранние тюрки на Северном Кавказе» (М.,1978) (соавтор Я. А. Федоров); «История происхождения кумыков» (Махачкала, 1996); «История Карабудахкента» (Махачкала, 1997); «Исторические корни единства Дагестана. К вопросу о происхождении дагестанских народностей» (Махачкала, 2000) и др.

В целом проблема, над которой работал Гаджи Саидович, сложная и решаются на основе многих дисциплин, требует от исследователя высокой квалификации собранности. Более того, о происхождении кумыков среди ученых существует минимум три взаимоисключающих мнения. Одни считают их пришельцами азиатских степей, другие - наоборот, местными жителями, испокон веков, занимающими современную территорию их расселения, третьи - «тюркизированными» дагестанцами.

Гаджи Саидович относится к той группе исследователей, которые рассматривают кумыков как результат сложных этнокультурных и этногенетических процессов, происходивших на территории северной части плоскостного и предгорного Дагестана в эпоху средневековья. Он подробно проанализировал археологические, исторические, антропологические и этнографические источники, существующие в литературе мнения, дал оценку противоречивым исследованиям, взаимоисключающим мнениям по данному вопросу. Особенно ценным в его работе представляется прослеженная на протяжении тринадцати столетий преемственность в развитии материальной культуры, служившая основой для создания целостной картины этнических процессов, выводы о том, что основу этногенеза кумыков составляет местное дагестанское население, с глубокой древности занимавшее предгорные и равнинные районы северной части Дагестана. Автору удалось показать то, что местные племена (легов, гелов, каспиев) на протяжении всего раннего и развитого средневековья подвергались этнокультурному влиянию тюркоязычных степных кочевников - на первом этапе гуннов, булгар, савир, барсил и др., на втором - хазар, на третьем - половцев-кипчаков.

Г.С. Федоров аргументированно утверждал, что с начала «Великого переселения народов» на территории Прикаспийского Дагестана формируется этнопо-литическое объединение «Джидан», являющееся крупнейшим самостоятельным

образованием, в рамках которого возникло этническое ядро, трансформировавшееся впоследствии в кумыкский народ.

В медиевистике идут поиски материальной культуры хазар. Трудности с выявлением памятников, которые можно было бы связать с собственно хазарами, привели к подмене понятия культуры населения, входившего в состав Хазарского каганата, с понятием «хазарская культура». Гаджи Саидович различает эти понятия и отрицает связь памятников Дагестана УП-Х вв., в том числе Верхнечирюр-товских могильников с хазарами. Он связывает их с племенами, входившими в состав Хазарского каганата. Вместе с тем он справедливо полагает, что политическое господство хазар благоприятствовало определенному их влиянию на местное оседлое население, особенно внедрению их языковых элементов в язык местного населения. Однако решающим в процессе этногенеза кумыков автор считает XI-XIII вв. Из всего этого он выводит, что кумыки — это местное население, принявшее тюркский язык и отдельные элементы культуры тюркоязычных прошлых племен. Этногенез кумыков Гаджи Саидович представляет как сложный и длительный процесс культурно-исторического и этнического взаимодействия оседлого местного дагестанского населения и пришлых тюркоязычных племен.

Одним из основных показателей этноса является антропологический тип. Известно, что пришлые тюркоязычные племена обладали монголоидными признаками, тогда как кумыки вместе с лезгинами и даргинцами-кайтагами относятся к каспийскому типу. Причем этот тип в Дагестане представлен в смешанном виде с кавкасионским. Монголоидная примесь у кумыков весьма слабая и не больше, чем у любого из народов Дагестана. Это свидетельствует о весьма слабом этнокультурном компоненте пришлых тюркоязычных монголоидных элементов у кумыкского этноса.

Язык, хотя и является важным показателем этноса, но не является определяющим. Известны народы одной и той же нации и народности, говорящие на разных языках; и разные народы, говорящие на одном и том же языке. Кумыкский язык относится к кипчакской группе тюркских языков. В нем прослеживаются древние элементы, относящиеся к хазарскому и гунно-булгарскому пласту. Вместе с тем в кумыкском языке прослеживаются лексико-грамматические элементы, восходящие к дагестанским языкам. Этническое наименование кумыков Г. С. Федоров предлагает искать в самом Дагестане.

В исследованиях Г.С. Федорова выводы убедительно обоснованы и надежно аргументированы. Творчество ученого являются важным вкладом в разработку актуальных проблем кавказоведения и дань уважения родному кумыкскому народу.

Гаджи Саидович неоднократно принимал участие в международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных сессиях и конференциях. Он проводил большую лекционно-пропагандистскую работу по патриотическому и интернациональному воспитанию студенческой молодежи и учащихся школ, постоянно выступал в периодической печати и по телевидению под рубрикой «Наш край в древности», «Исторические корни единства Дагестана», вел большую общественную работу, руководил научно-студенческими кружками. Он осуществлял руководство аспирантами, консультировал докторантов. Являлся членом совета по защите докторских диссертаций Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук и совета по защите кандидатских диссертаций на историчкском факультете Даггосуниверситета.

Г. С. Федоров был инициативным, взыскательным ученым, преподавателем, пользующимся заслуженным уважением среди студенческой молодежи и профессорско-преподавательского коллектива Даггосуниверситета. Он активно сотрудничал с учеными Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.

Светлая память о прекрасном Человеке и хорошем специалисте Гаджи Саидовиче Федорове надолго сохранится в памяти тех, кто его знал, кто с ним сотрудничал.

О.М. Давудов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.