ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2008. № 1
Памяти
ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВИЧА СОКОЛОВА (1920-2008)
14 мая 2008 г. на 88-м году жизни скончался всемирно известный ученый, действительный член РАО, Академии медико-технических наук РФ, Академии наук Финляндии, Национальной академии наук США, Академии наук и искусств США, профессор факультета психологии МГУ Евгений Николаевич Соколов.
Е.Н. Соколов — автор и вдохновитель огромного ряда фундаментальных исследований в области психологии и нейрофизиологии психических процессов и состояний, активный организатор нейронаук в России и за рубежом. Его имя неразрывно ассоциируется с одной из ведущих в мире научно-педагогических школ в области психофизиологии — кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ. Первые психофизиологические исследования в Московском университете, которые положили начало формированию самостоятельной школы в отечественной психофизиологии, были задуманы и проведены по инициативе Е.Н. Соколова в 1950— 1960-х гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского факультета. На этом этапе в центре внимания стало изучение открытого И.П. Павловым ориентировочного рефлекса — безусловно-рефлекторной реакции на новизну. Все эти данные были обобщены в ныне классической книге «Восприятие и условный реф-
145
10 ВМУ, психология, № 1
лекс» (1958), которая приобрела мировую известность и была издана в США, Англии, Японии, Аргентине и Мексике. По этой тематике в 1960 г. Е.Н. Соколов в качестве приглашенного профессора прочитал курсы лекций в Стэнфордском и Калифорнийском университетах США. В 1964 г. в лаборатории анализаторов были развернуты широкомасштабные психофизиологические исследования механизмов памяти и обучения. Исследование начиналось с психологического изучения функций памяти и обучения и завершалось анализом физиологических механизмов. Память была проанализирована на модели угашения ориентировочного рефлекса («негативного обучения») на макроуровне и при изучении следовых эффектов в нейронах на микроуровне. В результате внутриклеточных исследований механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона, лежащий в основе механизма запоминания. Были выявлены нейронные механизмы двух принципиально различных типов обучения: обучения, зависящего от организации информации, и обучения, зависящего от организации ответного действия (стимул-зависимый и эффект-зависимый типы обучения соответственно). Результаты данного цикла работ лаборатории освещены в книге Е.Н. Соколова «Механизмы памяти» (1961) и в циклах лекций Е.Н. Соколова, прочитанных им в Московском университете, Кембриджском и Оксфордском университетах (Англия), на кафедре психологии Массачусетского технологического института США (1974), а также в Софийском и Будапештском университетах (1975).
В 1971 г. на факультете психологии МГУ Е.Н. Соколовым при поддержке декана факультета, проф. А.Н. Леонтьева и проф. А.Р. Лурии была создана кафедра психофизиологии. С 1971 по 1999 г. Е.Н. Соколов был заведующим кафедрой и всю свою жизнь — ее бессменным идейным руководителем. На кафедре продолжены исследования механизмов восприятия, памяти и научения, функциональных состояний мозга и начаты психофизиологические исследования семантики, эмоций и стресса. В результате обобщения результатов этих исследований, реализованных на основе подхода «Че-ловек—Нейрон—Модель», Е.Н. Соколов сформулировал общие принципы организации сенсорных и исполнительных систем мозга в виде модели «концептуальной рефлекторной дуги» и затем разработал на ее основе векторную концепцию переработки информации в нейронных сетях. Векторная концепция объединяет в рамках единой непротиворечивой системы понятий «детекторную» и «ансамблевую» теории кодирования сенсорной информации. Более того, согласно этой концепции, векторный принцип кодирования распространяется и на нейронные механизмы исполнительных и модулирующих механизмов, что позволяет объяснить удивительную
146
согласованность во взаимодействии сенсорной сферы и поведения. Результаты этого цикла исследований отражены в курсе лекций, прочитанных проф. Е.Н. Соколовым в 1996 г. в Университете Вашингтона (г. Сент-Луис, США), а также в ряде новаторских спецкурсов, подготовленных и прочитанных Е.Н. Соколовым для студентов МГУ, — «Психофизиология гештальта», «Механизмы памяти и обучения», «Механизмы ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельности», «Механизмы сознания», «Векторная психофизиология». Основные положения векторной теории когнитивных процессов и исполнительных механизмов и их экспериментальное обоснование представлены в ряде фундаментальных монографий: «Искусственные органы чувств» (совм. с Г.Г. Вайткявичюсом и С.В. Фоминым, 1979), «Психофизиология» (1981), «Нейробионика» (совм. с Л.Г. Шмелевым, 1983), «Нейронные механизмы памяти и обучения» (1984), «Теоретическая психофизиология» (1986), «Психофизиология цветового зрения» (совм. с
Ч.А. Измайловым и А.М. Черноризовым, 1989), «Нейроинтеллект: от нейрона к компьютеру» (совм. с Г.Г. Вайткявичюсом, 1989), «The orienting response in information processing» (совм. с J.A. Spinks, R. Na-atanen, H. Lyytinen, 2002), «Восприятие и условный рефлекс. Новый взгляд» (2003), «Очерки по психофизиологии сознания» (2008).
В 1995 г. по инициативе Е.Н. Соколова в МГУ им. М.В. Ломоносова создан Центр МРТ-исследований, открывший новые перспективы для развития отечественной нейронауки и проведения экспериментальных исследований на мировом уровне.
Посвятивший всю свою жизнь психофизиологии, Е.Н. Соколов, как никто другой, осознавал всю сложность «пограничного положения» этой науки, развивающейся на стыке психологии, биологии и математики. В этой связи он уделял особое внимание разработке общеметодологических проблем современной психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Результаты анализа предмета и данных современной психофизиологии в рамках предложенного им методологического подхода «Человек—Нейрон—Модель» отражены в книгах «Психофизиология» (1981), «Теоретическая психофизиология» (1986) и обобщающих работах последних лет — «Восприятие и условный рефлекс. Новый взгляд» (2003) и «Очерки по психофизиологии сознания» (2008). Знаком признания и высокой оценки вклада Е.Н. Соколова в разработку методологических проблем психофизиологии послужило избрание его председателем секции «Психология» на Международном конгрессе по методологии, логике и философии науки в 1987 г. (Москва).
Развивая отечественную психофизиологию как неотъемлемую часть мировой науки, Е.Н. Соколов выступил инициатором ряда
147
международных научно-исследовательских проектов, реализованных на кафедре психофизиологии совместно с зарубежными партнерами: «Соотношение фазического и тонического ориентировочного рефлексов» (совм. с Университетом Нового Уэльса, Австралия), «Цветовой образ» (совм. с Институтом зрения Университета г. Эйндховена, Нидерланды), «Механизмы цветового зрения» (совм. с Университетом им. Вашингтона г. Сиэтл, США и Университетом г. Сент-Луис, США), «Механизмы цветового и яркостного контраста» (совм. с Институтом зрения Университета г. Эйндховена, Нидерланды и кафедрой психологии Университета г. Хельсинки, Финляндия), «Психофизиология эмоций» (совм. с Университетом г. Вупперталь, Германия).
Как настоящий учитель, Е.Н. Соколов уделял огромную часть своего времени работе с учениками. Основной принцип подготовки специалистов, который он активно проповедовал всю жизнь, — это «обучение через исследование». Такой подход к обучению означает, что с самого начала своей специализации студент включается в выполнение реальной научно-исследовательской работы. Специализация осуществляется также через спецпрактикум и систему специальных курсов, посвященных обсуждению современных теорий и экспериментальных данных отечественной и зарубежной психофизиологии. По предложению Е.Н. Соколова в 1995 г. на кафедре психофизиологии разработан и внедрен в процесс обучения новый спецпрактикум «Основы нейронауки», представляющий собой базу для профессионального «обучения через исследование» и направленный на приобретение современных знаний из разных областей нейробиологии и психофизиологии. В качестве одной из важных перспективных задач такого междисциплинарного практикума Е.Н. Соколов видел создание на факультете психологии научно-педагогической базы для открытия в МГУ новой специальности — в области нейронауки. Активная педагогическая деятельность Е.Н. Соколова отмечена присуждением ему премии им. М.В. Ломоносова (дважды) и звания «Почетный профессор Московского университета».
Мировая научная общественность по достоинству оценила вклад профессора Е.Н. Соколова в развитие современной психофизиологии. В 1984 г. за выдающийся вклад в развитие теории рефлекторных механизмов работы мозга он был награжден Золотой медалью им. И.П. Павлова. В 1988 г. Американская ассоциация психофизиологических исследований вручила Е.Н. Соколову специальный диплом «За выдающийся вклад в психофизиологию», которым награждаются ученые, чьи труды носят фундаментальный характер и оказывают заметное влияние на развитие науки. На К съезде Международной ассоциации психофизиологов в сентябре 1998 г. в Ита-
148
лии состоялось вручение самой высокой награды ассоциации — ПРЕМИИ СТОЛЕТИЯ-1998 — пяти ведущим психофизиологам мира — Д. Линдсли, Г.Г. Джасперу, Х. Дельгадо, Н.П. Бехтеревой и Е.Н. Соколову. Награды вручены за выдающийся вклад этих ученых и возглавляемых ими научных коллективов (школ) в развитие психофизиологии и связанных с ней нейронаук.
За боевые и трудовые заслуги перед отечеством Е.Н. Соколов награжден пятью орденами и шестью медалями.
Коллеги и друзья Евгения Николаевича, а также разбросанные по всему миру и искренне любящие его ученики глубоко скорбят о безвременной кончине Мастера, Учителя и Человека. В наших сердцах навсегда останется светлая память о человеке потрясающей жизненной силы и душевного тепла, о человеке, который, как никто другой, сделал все, чтобы сбылись слова другого его недавно ушедшего из жизни великого современника — П.В. Симонова: «Я убежден, что приближающееся 21-е столетие явится в значительной мере веком психофизиологии в обеих ее ипостасях: нейробиологической и психологической, естественно-научной и гуманитарной. Новейшие методы нейронаук обогатят нас знанием о работе мозга, о котором в лучшем случае только догадывались наши великие предшественники, а психология, став подлинной наукой... существенно обогатит современное человековедение».
Соболезнования
Министерство образования и науки РФ, Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей — директор А.А. Левитская
Российская академия наук — вице-президент В.В. Козлов Институт мозга человека РАН — научный руководитель академик Н.П. Бехтерева, директор чл.-корр. РАН С.В. Медведев
Научный центр психического здоровья РАМН — директор академик РАМН, проф. А.С. Тиганов, зав. отделением по изучению пограничной психической патологии академик РАМН А.Б. Смулевич Российское общество психиатров (РОП) и Московский НИИ психиатрии Росздрава — председатель правления РОП, директор НИИ психиатрии проф. В.Н. Краснов
Российский союз ректоров, Совет ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО — председатель Совета С.Н. Иванченко
Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий — директор Ю.С. Шойгу
МГУ им. М.В. Ломоносова, биологический ф-т — декан проф. М.П. Кирпичников
149
Алтайский ГУ, ф-т психологии и философии — декан Л.Д. Демина
Ассоциация психологов Республики Татарстан — коллектив членов ассоциации
Белгородский ГУ, ф-т психологии — декан проф. Н.И. Исаева Воронежский ГУ — декан ф-та философии и психологии проф. Ю.А. Бубнов, зав. кафедрой общей и социальной психологии К.М. Гайдар
Дальневосточный институт психологии и психоанализа — ректор проф. К.И. Воробьева
Дальневосточный ГУ путей сообщения (г. Хабаровск), Морской ГУ им. адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток), Северо-Восточный ГУ (г. Магадан), Камчатский ГУ им. В. Беринга (г. Петропав-ловск-Камчатский) — коллективы сотрудников
Ивановский ГУ — зав. кафедрой психологии А.С. Турчин Казанский ГУ и общество психологов Республики Татарстан — коллектив ф-та психологии
Курский ГУ — ректорат и ф-т психологии Нижегородский ГУ им. Н.И. Лобачевского, отделение психологии — руководитель Г.С. Шляхтин
Новосибирский ГУ — коллектив ф-та психологии Поморский ГУ им. М.В. Ломоносова — ректорат, коллектив ф-та психологии
СПбГУ, ф-т психологии — декан Л.А. Цветкова СГПУ (г. Самара) — декан ф-та психологии, председатель СРО РПО проф. А.В. Гарник
Самарский ГУ, ф-т психологии — декан К.С. Лисецкий Ставропольская ГМА, клиника пограничных состояний — зав. кафедрой засл. врач РФ проф. И.В. Боев
Тверской ГУ, ф-т психологии и социальной работы — коллектив сотрудников
Томский ГУ, ф-т психологии — декан Э.В. Галажинский Тульский ГУ, кафедра психологии — коллектив сотрудников Тюменский ГУ — ректор Г.Н. Чеботарев, декан ф-та психологии Е.Л. Доценко
Удмуртский ГУ, Институт педагогики, психологии и социальных технологий (г. Ижевск) — коллективы сотрудников
Уральский ГУ им. А.М. Горького, ф-т психологии (г. Екатеринбург) — коллектив сотрудников
Хакасский ГУ, кафедра психологии — коллектив сотрудников Челябинский ГУ, Институт психологии и педагогики — директор проф. С.А. Репин
Южный федеральный университет — 1-й проректор чл.-корр. РАО П.Н. Ермаков
150
Ярославский ГУ им. П.Г. Демидова, ф-т психологии — декан проф. А.В. Карпов
Международная психофизиологическая организация — президент Константин Мангина, проф. Хелен Беузерон-Мангина
Университет Джорджтауна (США), ф-т психологии — проф. Карл Прибрам
Университет Калифорнии в Сан-Диего (США), лаборатория сравнительного изучения человеческого познания — проф. Майкл Коул
Университет Нью-Йорка (США), Медицинский центр Лангоне, департамент физиологии и нейронаук — директор Родольфо Ллинас Университет Чикаго (США), Центр когнитивных и социальных нейронаук — директор Джон Кациоппо
Городской университет Нью-Йорка (США), ф-т психологии, лаборатория психофизиологии — зав. лабораторией Джон Андреасси Университет Вашингтона в Сент-Луисе (США), ф-т психологии — зам. декана проф. Дэвид Балота, проф. Джон Стерн
Университет Вашингтона в Сиэтле (США), Центр по исследованию приматов — проф. Дуглас Боуден
Университет Калифорнии в Ирвине (США), Институт математических поведенческих наук — проф. Кимберли Джеймсон
Университет Калифорнии в Санта-Крус (США), ф-т психологии — проф. Брюс Бриджман
Университет Калифорнии (США), Центр нейробиологии обучения и памяти — проф. Норман Вейнбергер
Министерство по делам ветеранов (США), отдел здравоохранения Лос-Анджелеса — проф. Эдвард Эйзенстейн
Компания «Кодак» (США), исследовательская лаборатория — Елена Федоровская
Университет Хельсинки (Финляндия), Центр когнитивных исследований мозга — проф. Ристо Наатанен
Университет Ювяскюля (Финляндия), ф-т психологии — проф. Хейкки Лютинен
Университет Вупперталя (Германия), лаборатория психофизиологии — зав. лабораторией Вольфрам Букзайн
Университет Дортмунда (Германия), Центр изучения условий труда и человеческих факторов им. Лейбница — проф. Вальтер Эрен-штайн
Университет Фрайбурга (Германия), Центр исследований мозга — проф. Лотар Шпильман
Университет Кембриджа (Великобритания), Сидней Сассекс колледж — проф. Габриель Хорн
Университет Ливерпуля Хоуп (Великобритания), ф-т социальных наук — проф. Галина Парамей
151
Университет Мэссей (Новая Зеландия), ф-т здоровья и развития человека — проф. Дэвид Бимлер
Университет Отаго (Новая Зеландия), ф-т психологии — проф. Роберт О’Шеа
Университет Докуз Эйлул (Турция), Центр по изучению мозговой динамики — директор Мурат Озгорен
Стамбульский университет культуры (Турция), Исследовательский центр мозговой динамики, познания и сложных систем — проф. Эрол Башар
Вильнюсский университет (Литва), кафедра биофизической информатики — зав. кафедрой Генрих Вайткявичюс
Каунасский медицинский университет (Литва), Институт психофизиологии и реабилитации — проф. ДангуолеЖемайтите, проф. Гиедриус Варонецкас
Национальный исследовательский совет (Италия), Институт кибернетики — проф. Карло Музио
Тартуский университет (Эстония), ф-т психологии — проф. Та-
лис Бахман
Университет Сан-Паулу (Бразилия), ф-т экспериментальной психологии — проф. Дора Вентура
Университет Гонконга (Китай), ф-т психологии — проф. Джон Спинкс