л. и. Давыдова
Палладий или троянский конь? (к вопросу о роли скульптуры в формировании городской среды)
В течение последних двух-трех десятилетий почти во всех российских городах появились свои «арбаты», пешеходные зоны, заполненные всевозможными уличными объектами, в том числе, скульптурой. Как правило, это небольшие жанровые произведения, вносящие в городское пространство особую, почти лирическую ноту. В данной статье на примере памятников пешеходной зоны Челябинска затрагиваются вопросы качества формирования городской среды. Отбор сюжетов, техническое исполнение подобных памятников, архитектурное обрамление и т.д. требуют глубокого понимания художественно-воспитательных функций скульптуры. Кроме того, как одно из средств современной массовой культуры, городская скульптура отражает и взаимодействие таких сфер жизни человека, как сакральная и профанная Ключевые слова: скульптура; город; сакральное; профанное.
L. I. Davydova Palladium or the Trojan Horse?
(The Role of Sculpture in Shaping the Urban Environment)
In the past decades, all discussions on the topic of mass culture were getting more and more limited to the identification of the mode of interaction between
such spheres of human life as the sacred and the profane. Mass culture as one of the forms of public conscience has become a convenient tool in replicating and imposing onto the public perception certain ideas or images, usually primitive, that easily turn into trendy phenomena of modern life. One of such recurring phenomena is the recent creation in nearly all Russian cities of the centrally-located Arbat-like pedestrian areas stuffed with street objects of various kinds, including sculpture. The article touches upon the question of quality in the shaping of the urban environment, taking as an example the monuments that decorate the central pedestrian area in the city of Chelyabinsk. Key words: sculpture; city; sacred; profane.
В последние десятилетия разговор о массовой культуре все чаще сводится к выяснению характера взаимодействия таких сфер жизни человека, как сакральная и профанная1. Как пишет Н. Кар-пицкий в статье «Сакральное и профанное в судьбе тоталитарного общества»: «История возникновения, становления и разрушения тоталитарного государства связана с изменением отношения между сферой сакрального и профанного в общественном сознании» [2; с. 2]. Массовая культура как одно из проявлений общественного сознания оказывается удобной формой тиражирования и даже навязывания публике определенных, как правило, примитивных идей или образов, быстро входящих в разряд модных явлений современной жизни. Одним из таких растиражированных явлений стало появление почти во всех российских городах своих «арбатов», пешеходных зон, заполненных всевозможными уличными объектами, в том числе, скульптурой.
Памятники, подобные тем, о которых пойдет далее речь, можно встретить практически в любом крупном городе (я сужу об этом по разговорам со студентами-заочниками, приезжающими из разных регионов России, а также по материалам, выложенным в Интернете). И все же у них есть вполне конкретный адрес, все они расположены на территории пешеходной зоны города Челябинска, называемой неофициально «Арбат», а официально «Кировка» (еще один повод к разговору о профанном и сакральном как лингвистических и топонимических курьезах, пришедших к нам из недалекого прошлого).
Речь пойдет о ложном самоутверждении творческой личности, навязывающей обществу свои произведения, обретающие порой
(например, в силу стойкости материала - бронзы или камня) характер «нетленных творений» человеческого духа, а на деле - без-душья и бескультурья.
Итак, примерно пять-семь лет назад одна из центральных улиц Челябинска, в недалеком прошлом улица Кирова, а в XIX в. Уфимская, была превращена, по примеру многих других городов, в пешеходную зону, украшенную в чрезвычайно короткие сроки (злые языки поговаривают о том, что это было вызвано приездом в город господина Лужкова и желанием ему угодить) разнообразной скульптурой. Авторство многих памятников, к сожалению, установить не удалось, да и не в конкретных именах дело (хотя большинство из них, как говорят те же злые языки, было выполнено московскими «скульпторами»). Поражает обилие и разнообразие монументов, расположившихся в пространстве улицы длиной примерно 400 и шириной 50 м. Всего их здесь около трех десятков! Бронзовых, чугунных, каменных, деревянных, раскрашенных в яркие звонкие цвета, есть, кажется, и временные гипсовые, которые когда-нибудь тоже отольют из чугуна.
Какие же персонажи удостоились чести украсить город?
Прежде всего, это городские типы ХУШ-Х1Х вв.: лакей, приглашающий прокатиться в огромной деревянной карете (илл. 51), чистильщик обуви (илл. 52), трактирщик, городовой (илл. 54), модница, смотрящаяся в зеркало (илл. 53), Левша, пожарник (илл. 55), извозчик (илл. 63), нищий (илл.56); есть и верблюды с сидящим рядом погонщиком (илл. 57), ветеран, отдыхающий на скамейке (илл. 59), молодая женщина, присевшая на гранитный парапет, с мальчиком, внимательно ее слушающим («Первая учительница») (илл. 58); кепка (Лужкова - говорят, ему понравилась) (илл. 60), воспринимающаяся не иначе, как анекдот, а дальше - фонтан (илл. 64) в духе фонтанов Дружбы народов ВДНХ 50-х гг. прошлого столетия - символов советского прошлого, только вот мощи тех фигур не хватает этим странным чахлым созданиям; рядом с фонтаном сидит на скамейке щеголь (илл. 62), которого все считают Александром Сергеевичем, ну а на выходах из зоны - обелиск «Европа-Азия» да ярмарочные ворота с петушками и еще многое дру-
гое. Странный балаганный набор, среди которого бронзовым нервом выпячен к прохожим большой, неуклюже сидящий с гитарой Александр Розенбаум (илл. 66), поющий о героях Афганской войны песню, текст которой выбит на стоящей перед ним каменной глыбе, увенчанной игрушечной моделью самолетика...
Все уже привыкли. Людям нравится здесь гулять, и никто, наверное, никогда не спросит, а кто это все придумал, кто «лепил» эти шедевры, кто их ставил, а главное - зачем? Вопросы, может, и праздные, и лишние, и все же хочется понять, случайное ли это явление, только ли мода, только ли желание быть как все, или за всем этим стоят причины более глубокие, и, может быть, вневременные?
Поэтому, наверное, надо начать ab ovo, с Троянской войны.
Оракулом было предсказано, что Троя будет стоять до тех пор, пока в городе будет храниться Палладий - древнее изображение богини Афины, сброшенное Зевсом Илу, основателю Илиона, как залог защиты и процветания города. Палладий хранился в храме Афины, оберегаемый днем и ночью. И все же хитроумному одиссею и его другу Диомеду удалось выкрасть этот священный для троянцев предмет. Город пал.
Что же такого было в Палладии? Безусловно, это был сакральный предмет, апотропей, символ и надежда на спасение. Но вот вносится в город еще один подобный, как думают троянцы, божественный дар, изображение коня, лишенное, однако, как оказывается, сакральной силы быть защитником города, и Троя гибнет в огне пожаров. В этом предании сохранилось важное указание на то, что не всякое рукотворное создание способно принести людям добро, уберечь их от гибели. Скульптура сегодня часто оказывается троянским конем в формировании культурной среды города, и мы видим, как на смену сакрального приходит профанное понимание функции «пал-ладиальности» городской скульптуры. Все, что присутствует на Ки-ровке, начиная от анекдотичного лакея до карикатурно-портретного Александра Розенбаума, близкого по характеру исполнения к жанру современных надгробных монументов «браткам» на местных кладбищах, яркое свидетельство художественной беспомощности авторов, откровенной халтурности и неуважения к профессии художника.
Можно ли трактовать появление сооружений, подобных местному фонтану, где абсолютно отсутствует чувство соразмерности, масштабности, пропорциональности всех его частей, не говоря уже о позах, руках, движениях танцующих «нимф», иначе, как «отмывание» чьих-то денег?
«Ансамбль» Кировки складывался не только в последние годы. Еще в конце прошлого столетия рядом с нынешней пешеходной зоной в ее средней части был воздвигнут в духе времени колоссальный монумент - памятник танкисту, произведение народного художника РСФСР Льва Головницкого (илл. 65). Сейчас он своим масштабом перекрывает все, что было поставлено позже, и что нельзя было не учитывать при расстановке и отборе скульптуры. В какой-то момент напротив «Танкиста» на крыше симпатичного невысокого здания, построенного в стиле модерн, оказался нелепый трубочист с лестницей (илл. 67), которого, впрочем, кажется, уже убрали. Художественная сторона практически всех скульптур ниже всякой критики. Так, невольно включающийся в описываемую зону памятник бедному Михаилу Ивановичу Глинке (илл. 69) народ не называет иначе, как «собравшимся по грибы», потому что скульптор так изобразил рядом с композитором гармонь, что издали силуэт М. И. Глинки напоминает человека с корзиной. Автор памятника скульптор Вардкес Авакян. Им же созданы и летящие фигуры «Славы» и «Прометея» («студент-самоубийца» - тоже из народных характеристик), повисшие над окнами верхнего этажа здания Южно-Уральского университета (илл. 68). Можно ли все эти скульптуры считать художественными произведениями?
В настоящее время ансамбль Кировки демонстрирует отсутствие единой продуманной программы создания городской среды. Памятники, подобные названному выше «Ветерану», может, сами по себе и не самые неуместные, оказываются иногда в двусмысленных ситуациях: то рядом с героем войны поставят рюмку в День победы, а то и так подсядут - распить на двоих бутылочку пива. Но самое печальное - это низкий уровень исполнения скульптур, отсутствие вкуса и стиля, опошление и без того невеселой жизни, создание пародий, а не произведений искусства. В современном
городе центр, утративший значение Палладия, заполняется суррогатной массовой продукцией, демонстрирующей замену сакрального профанным (правда, еще совсем недавно палладиями советских городов, их сакральными символами, были памятники Ленину, многие из которых стоят до сих пор, хотя до 1917 г. центральные площади, как правило, были соборными). Современная городская скульптура, подобная той, о которой говорилось выше, становится феноменом массовой культуры, таким же, например, как реклама, которая, по мнению одного из исследователей, отражает «безудержную тягу к карнавалу, к переворачиванию всех ценностей с ног на голову. Тем более, что это происходит как бы не всерьез, шутя, и должно восприниматься как вариант остроумия» [1; с. 17]. Но только ли остроумия? О глобальности процессов профанации свидетельствует дискуссия, развернувшаяся вокруг этих явлений еще в 90-е гг. XX столетия [2]. Однако и сейчас эта тема оказывается не исчерпанной. Сегодня доминирующим жанром практически во всех видах искусства стала пародия. И как явление повсеместное, оно требует того, чтобы его не замалчивали, а более широко обсуждали. В интернете, откуда взяты фотографии, выполненные самыми разными людьми, практически нет критических отзывов. Только один остроумный блоггер, правда, не местный, озаглавил свой пост уже использовавшимся ранее слоганом: «Челябинск - чугунное огого России». И если процесс профанации городской среды (не только Челябинска - это лишь один из многих примеров) будет идти в том же направлении, что и сейчас, чугунное «огого», действительно, станет лицом России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Профанное (от греч. pro - прежде и лат. fanum - святилище, храм) -мирское, не связанное с религиозным, священным; светское. Профанация (лат. profanatio - «осквернение святыни») - искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным обращением, отношением; опошление [4; с. 543]. Профанное - аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер [3].
«Сакральное и профанное оказываются ценностными ориентирами общества, воздействуют на социум (и на каждого человека) в таких
важнейших аспектах как власть, управление, мировоззрение, менталитет, система межличностных отношений, институционализация...» [5; с. 3].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Дмитриева Л. М. Профанное как лейтмотив современной визуальной культуры // Сборник материалов X Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей: Москва, 27-29 апреля, 2006 / Под ред. В. А. Евстафьева. М. : МГУИЭ ; Новосибирск : ИРСО, 2007. [Электронный журнал media-online.ru]. [URL]: http:// index.php3?id=88641 (дата обращения 09.02. 2011).
2. Карпицкий Н. Сакральное и профанное в судьбе тоталитарного общества. Томск, 1997. [Томск - Сибирь. Библиотека философских работ томских авторов]. [URL]: http://tvfi.narod.ru/totalit2.htm (дата обращения 09.02. 2011).
3. Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права : Словарь специальных терминов. 2001. [Электронная Библиотека Гумер - гуманитарные науки]. [URL]: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/kas/12.php (дата обращения 09.02. 2011).
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1984.
5. Федоровских А. А. Трансформация сакрального и профанного в обществе: миф - религия - идеология : Автореф. дисс. ... канд. философских наук. Екатеринбург : Уральский государственный университет, 2000.
Иллюстрации к тексту взяты со следующих сайтов:
http://chelkassy.ru/event/7164972/
http://fotki.yandex.m/users/slv-temp/view/18009
http://www.rus-trip.ru/content/view/1536
http://www.pelikan2006.ru/lyc31/chelyabinsk/?curPos=10
http://www.rusrip.ru/content/view/1536
http://www.ruschudo.ru/miracles/2518
http://rn.fotkiyandex.ru/users/katgalina/tags/bronzeman
http://fotki.yandex.ru/users/chelvfutlyare/view/16522
http://www.wrldlib.ru/o/optimizm/chelyabinsk.shtm
(дата обращения 09.02. 2011)