Бочков Павел Владимирович
священник, доктор богословия, кандидат юридических наук, кафедра украинского православия и теологии, Межрегиональная академия управления персоналом
Адрес: 03039, Украина, Киев, ул. Фрометовская, 2 E-mail: frpavel@inbox.ru
«Палестинская Православная Церковь»: возникновение группы и современное состояние
В статье рассматривается история возникновения малоизвестной неканонической православной группы - «Палестинской Православной Церкви», возводящей линии своего апостольского преемства как от греческого старостильного раскола, так и от польских старокатоликов. Рассматривается жизненный путь и неканоническая религиозная деятельность основателя данной группы - «архиепископа» Рамзи Мусаллама, на протяжении своей деятельности неоднократно сменявшего свою конфессиональную принадлежность.
Ключевые слова: раскол, неканоническая группа, старокатолицизм, старостильный раскол, Рамзи Мусаллам, православие в Америке, Русская православная церковь заграницей.
Бочков П.В. «Палестинская Православная Церковь»: возникновение группы и современное состояние // Христианство на Ближнем Востоке. 2019. № 1. С. 4-10.
ВХХ веке, в эпоху стремительного развития научных знаний, информационные технологии и средства коммуникации были восприняты и в среде верующих по всему миру. Однако, как и повсеместно в мире людей, некоторыми эти средства используются не с целью коммуникации, обмена опытом и информацией, которые бы могли послужить делу мира и межцерковного диалога, но для достижения совсем иных целей. В настоящее время особенно социальные сети интернет-ресурсов стали местом активного общения представителей самых разнообразных неканонических религиозных организаций, стремящихся к поиску себе подобных, декларирующих создание целых союзов и ассоциаций из неканонических псевдоцерковных образований, что на деле не только не служит идее церковного единства, но и весьма вредит Церкви.
Неканонические православные группы, являющиеся ответвлениями различных церковных расколов и самочинных сборищ, активно распространились по всему миру в ХХ веке. Многие из представителей таких неканонических юрисдикций весьма часто находятся в постоянном юрисдик-ционном поиске, мигрируют из одной организации в другую, по нескольку раз принимают рукоположения, очевидно, в попытке в своих собственных глазах обрести как можно больше «каноничности».
Среди сотен подобного рода организаций немало и тех, кто в своем поиске прошел путь от протестантизма к православию (Гиллквист, 1996) и, укоренившись в православном вероучении, остался в нем, обретя наконец желанное единение с Богом в лоне истинной Церкви. Однако в настоящее время довольно часто можно услышать и о тех, кто, войдя в Православную Церковь, не удовлетворился ее дарами благодати Святого Духа и, уже уклонившись в раскол, продолжил свои поиски, выйдя за ее спасительную ограду.
В 2015 г. западные СМИ облетело информационное сообщение о том, что в Православную Церковь войдет до 60 приходских общин некоей «Католической Церкви Востока» во главе с целым «архиепископом», неким Рамзи Мусалламом. Уже и в начале 2016 г. церковные СМИ с чувством особой радости писали об этом событии (Сегеда Андрей, 2018). Сообщалось, что в Русскую православную церковь за границей, по благословению митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Илариона (Капрала), был принят в чине мирянина бывший «архиепископ» Рамзи Мусаллам, который вскоре принял монашеский постриг с именем Илия, а затем получил рукоположение в сан иеродиакона и иеромонаха, став, таким образом, клириком канонической Православной Церкви. Вскоре упоминания об этом событии исчезли из новостных лент.
Вскоре стало известно об уклонении новопоставленного иеромонаха Илии (Мусаллама) в раскол. Чтобы понять причины, побудившие его к выходу из РПЦЗ, необходимо сказать о его жизненном пути и раскрыть всю историю его юрисдикционных поисков.
Рамзи Мусаллам родился в палестинском городке Бирзейт (по другим данным - в Иерусалиме) в многодетной семье в 1979 году. К 1992 году переехал в США вместе со всей семьей, где (по его собственному утверждению) получил высшее образование и докторскую степень в области клинической физиологии в Американском католическом университете (Archbishop Melchisedeck, 2018). Известно, что в начале 2000-х гг. Мусаллам присоединился к неканонической «Польской Национальной Католической Церкви» (ПНКЦ), имеющей старокатолическое происхождение. После
окончания духовной семинарии в рамках данной юрисдикции 14 апреля 2004 года Мусаллам был рукоположен в сан «священника». «В 2008 году вместе с небольшой группой прихожан из городка Нью Милпорт (США, штат Пенсильвания) отделился от ПНКЦ и создал независимую юрисдикцию - "Арабскую Католическую Церковь Востока"» (Католическая Церковь Востока, 2018), одновременно возглавив ее. Тогда же в данной малочисленной группе была организована, по сути, фейковая «архиепархия во имя святого Иакова», во главе которой также встал Мусаллам. Вероятно, в том же 2008 году Джон А. Парнелл (глава другой неканонической старокатолической группы - «Мексиканской Национальной Католической Церкви») рукоположил Мусаллама в сан «епископа». Войдя в роль «иерарха», Мусаллам приступил к активной религиозной деятельности, заявив о необходимости «церковного строительства», выдавая себя за епископа Римско-католической церкви, начал посещать различные общественные мероприятия, появлялся в храмах католической, восточно-католических и нехалкидонских церквей, вводя клириков и верующих этих церквей в заблуждение и прибегая к прямому обману.
Вскоре Мусаллам предпринял попытку еще больше приблизиться к католической церкви. Войдя в доверительные отношения с лондонским епископом общества папы Льва XIII Дэвидом Беллом, Мусаллам, утаив свой «епископский сан», склонил Белла к единоличной «епископской хиротонии» по тридентинскому обряду, которая состоялась 1 марта 2009 года. Кроме этого, Белл возвел Мусаллама в сан «архиепископа», но вскоре, узнав о предыдущем рукоположении, 16 декабря 2009 года Белл объявил о недействительности совершенного им действия (однако именно на рукоположение 1 марта 2009 года в текстах своей биографии ссылается епископ Мусаллам (Католическая Церковь Востока, 2018)).
По-видимому тяготея к восточному христианству, Мусаллам обратил свой взор на несторианство и уже в 2010 году обратился с прошением о приеме в Древнюю ассирийскую церковь Востока, но принят не был. Несмотря на отказ, Мусаллам продолжил тиражировать лживые заявления о том, что состоит в общении с этой несторианской церковью, которая, в свою очередь, заявила об обратном. При этом, часто выдавая себя за католического епископа сирийского обряда и пытаясь привлечь в свои ряды сиро-католиков, проживающих в США, он только еще более настроил против себя несторианское духовенство. С этой целью он некоторое время использовал для своей группы наименование «Арабская Католическая Церковь Востока», но в 2011 году сократил название юрисдикции, оставив лишь «Католическая Церковь Востока». Мусалламу удалось привлечь к себе некоторое внимание и даже найти средства для приобретения в штате Пенсильвания нескольких храмовых зданий. В ответ на его активные действия римско-католическая епархия города Питтсбурга и латинский католический патриарх Иерусалима выпустили специальные заявления о том, что Мусаллам не имеет никакого отношения к католической церкви.
Активно используя интернет-ресурсы и социальные сети, Мусаллам сумел привлечь к себе и общины за пределами США. К 2014 году «Католическая Церковь Востока» насчитывала в своем составе пять приходов и четыре общины в США (пять в Пенсильвании); «епархию св. Павла на Филиппинах (присоединились 17 февраля 2012 года с 14 заявленными приходами и общинами), епархию св. Луки в Нигерии (с двумя приходами и женским монастырем), епархию св. Фомы (с единственным приходом
в Вифлееме), по одной общине в Пакистане и Колумбии» (Католическая Церковь Востока, 2018).
В 2014 году Мусаллам предпринял ряд авантюрных поездок по Европе, посетив Рим и выдавая себя за архиепископа Римско-католической церкви, сумел встретиться с Римским Папой Бенедиктом XVI, снимки с которым позже предлагал в качестве доказательства своего признания со стороны католической церкви. В том же году, выдавая себя за католического архиепископа, Мусаллам обратился к Грузинской православной церкви, подав прошение о приеме в Православную Церковь в сущем сане «архиепископа». Получив категорический отказ, Мусаллам обратил свой взор к различным американским православным юрисдикциям. В результате долгих переговоров с Русской православной церковью за границей, в августе 2015 года он все же был принят в Православную Церковь в звании мирянина и, как уже указывалось выше, вскоре был рукоположен первоиерархом РПЦЗ митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским Иларионом (Капралом) в сан диакона (7.07.2015) и находящимся на покое бывшим предстоятелем Православной Церкви Америки митрополитом Ионой (Паффхаузеном) -в сан иеромонаха (17.08.2015) (Archbishop Melchisedeck, 2018).
В это же время его юрисдикция «насчитывала 13 приходов и общин в США, епархии св. Павла на Филиппинах (приход и 12 миссий) и св. Луки в Нигерии (два прихода), по приходу в Пакистане, Палестине и Колумбии» (Католическая Церковь Востока, 2018). При этом утверждалось, что в общинах богослужение совершается как на английском, так и на арабском и латинском языках. Очевидно рассчитывая получить сан канонического епископа, иеромонах Илия (Мусаллам) пытался увеличить численность приходских общин, якобы подчинявшихся ему, в результате чего в прессе появилась цифра в 60 приходов. Священноначалие Русской православной церкви за границей через некоторое время распознало в Мусалламе религиозного проходимца. Оказалось, что большинство приходских общин существовали лишь на бумаге, а сам иеромонах страдал пороками нравственного характера и вел образ жизни, недостойный православного священнослужителя. Будучи разоблачен в своих низменных наклонностях, Мусаллам уклонился в раскол и уже летом 2016 года появился в Греции у известного создателя раскольнических сообществ «митрополита» Ангелоса (Анастасиу) (Бочков, 2018). Уже в мае 2016 г. Ангелос (Анастасиу) рукоположил Илию (Мусалла-ма) в сан «епископа» Капернаумского с именем Мелхиседек. Через непродолжительное время он был наделен также титулом «архиепископа» и главы «Палестинской Православной Церкви» и экзарха юрисдикции Ангелоса (Анастасиу) в Америке. К концу 2017 года Ангелос (Анастасиу) исключил Мусаллама из списков иерархии своей старостильной юрисдикции. Поводом к этому послужили очевидные авантюризм и непостоянство Мусаллама, уже после очередной «архиерейской хиротонии» у Анастасиу попытавшегося войти в состав неканонической «Русской Православной Церкви Заграницей», возглавляемой «митрополитом» Агафангелом (Пашковским). Мусаллам посетил Одессу, где представился греческим «иерархом» «Истинно Православной Церкви», но, вероятно, был изобличен, вследствие чего в приеме в юрисдикцию ему было отказано.
По состоянию на конец 2017 года в юрисдикции Мусаллама находилось около 10 общин и приходов в США, преимущественно в штате Пенсильвания, духовная семинария во имя св. Джеймса, епархиальный дом. Помимо этого декларировалось о наличии одного прихода в Колумбии; двух -
в Пакистане; одного - на Филиппинах и трех общинах в Нигерии (Location of Churches POC, 2018). Юрисдикции принадлежит небольшая часовня под названием «Полет 93» (Flight 93 Memorial Chapel), являющаяся мемориальной часовней, построенной в память погибших в известном трагическом теракте 11.09.2001. Примечательно, что часовня является экуменической и открыта для представителей всех конфессий и религий (Flight 93 Memorial Chapel, 2018), что, однако, не мешало Мусалламу некоторое время заявлять о своей верности старостильному греческому движению, известному своей непримиримой принципиальной позицией по отношению к экуменизму.
Помимо религиозной деятельности группа Мусаллама заявляет о предоставлении образовательных и юридических услуг, а также помощи в оформлении документов для постоянного пребывания в США для мигрантов - членов юрисдикции, что, по-видимому, является очередным способом заработка для «архиепископа». Юрисдикция заявляет о том, что ее членами являются православные христиане из Палестины, покинувшие свою страну вследствие известных политических событий и вооруженного противостояния, десятилетиями сотрясающих Ближний Восток. Согласно данным официального сайта юрисдикции, при храмах «Палестинской Православной Церкви» активно действуют социальные службы, помогающие малоимущим, функционирует комиссионный магазин и дом для престарелых клириков. Практически на каждой странице электронного издания группы Мусаллама имеется призыв к пожертвованиям на различные благотворительные нужды.
Жизненный путь «архиепископа» Рамзи - Илии - Мелхиседека (Мусал-лама) является типичным для многих представителей неканонических православных групп в США и Европе, ради стяжания пышных титулов и званий с легкостью меняющих свою юрисдикционную и конфессиональную принадлежность. Целью их существования зачастую является не поиск канонической Церкви для единения со Христом и спасения своей бессмертной души, но низменные потребности и страсти, подогреваемые тщеславием и желанием высоких титулов и званий. Очевидно, что, имея некоторую финансовую платформу, Мусаллам еще не раз заявит о себе как на территории Соединенных Штатов Америки, так и за их пределами и станет объектом более детального исследования со стороны религиоведов и церковных ученых.
Глава юрисдикции - Мелхиседек (Рамзи Мусаллам (Ramzi R. Musallam)), «архиепископ» Капернаумский, глава «Палестинской Православной Церкви», экзарх синода в США и Канаде (с 8.05.2016), «архиепископ» Пенсильванский (с середины 2017).
Литература
Archbishop Melchisedeck // Palestinian Orthodox Church of America [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://www.catholicchurchoftheeast.org/Archbishop-Melchesdick.html (Дата обращения: 17.01.2018).
Flight 93 Memorial Chapel // Palestinian Orthodox Church of America [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://www.catholicchurchoftheeast.org/Flight-93-Memorial-Chapel.html - (Дата обращения: 17.01.2018).
Location of Churches POC // Palestinian Orthodox Church of America [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://www.catholicchurchoftheeast.org/Location-of-Churches-POC.html - (Дата обращения: 17.01.2018).
Гиллквист П. Возвращение домой: от протестантизма к Православию. - М., ПСТБИ, 1996.
Католическая Церковь Востока // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://www.hierarchy.religare.ru/h-nacion-kcvost.html -(Дата обращения: 17.01.2018).
Сегеда Андрей. 60 приходов в США присоединяются к Русской Православной Церкви // Интернет-журнал Православие.фм [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: https://pravoslavie.fm/interested/60-prikhodov-v-ssha-prisoedinyayutsya-k-russk/ (Дата обращения: 17.01.2018).
Pavel V. Bochkov
priest, doctor of theology, PhD
Department of Ukrainian orthodoxy and theology,
Interregional Academy of Personnel Management
Address: 03039, Ukraine, Kyiv, Frometivska str., 2 E-mail: frpavel@inbox.ru
«Palestinian Orthodox Church»: the emergence of the group and the current state
The article deals with the history of the emergence of the little-known non-canonical Orthodox group «Palestinian Orthodox Church», erecting the lines of its apostolic succession from both the Greek old-age schism and the Polish old Catholic. The life path and non-canonical religious activity of the founder of this «archbishop» group, Ramzi Musallam, is considered, which has repeatedly replaced its confessional affiliation throughout its activities.
Keywords: Schism, non-canonical group, old Catholicism, old-age schism, Ramzi Musallam, Orthodoxy in America, Russian Orthodox Church Outside of Russia.
References
Archbishop Melchisedeck. Palestinian Orthodox Church of America, 2018. URL: http://www. catholicchurchoftheeast.org/Archbishop-Melchesdick.html (access date: 01.17.2018).
Flight 93 Memorial Chapel. Palestinian Orthodox Church of America, 2018. URL: http://www. catholicchurchoftheeast.org/Flight-93-Memorial-Chapel.html - (access date: 01.17.2018).
Location of Churches POC. Palestinian Orthodox Church of America, 2018. URL: http://www. catholicchurchoftheeast.org/Location-of-Churches-POC.html (access date: 01.17.2018).
Gillquist P. Returning Home: From Protestantism to Orthodoxy. Moscow, 1996.
Catholic Church of the East. Hierarchy of liturgical churches, 2018. URL: http://www.hierar-chy.religare.ru/h-nacion-kcvost.html (access date: 01.17.2018).
Szeged Andrew. 60 parishes in the USA join the Russian Orthodox Church, 2018. URL: https:// pravoslavie.fm/interested/60-prikhodov-v-ssha-prisoedinyayutsya-k-russk/ (access date: 17.01.2018).
Bochkov P.V. «Palestinian Orthodox Church»: the emergence of the group and the current state. Christianity in the Middle East, 2019, no. 1, pp. 4-10.