Научная статья на тему '"Палестинская православная Церковь": возникновение группы и современное состояние'

"Палестинская православная Церковь": возникновение группы и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСКОЛ / НЕКАНОНИЧЕСКАЯ ГРУППА / СТАРОКАТОЛИЦИЗМ / СТАРОСТИЛЬНЫЙ РАСКОЛ / РАМЗИ МУСАЛЛАМ / ПРАВОСЛАВИЕ В АМЕРИКЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ / SCHISM / NON-CANONICAL GROUP / OLD CATHOLICISM / OLD-AGE SCHISM / RAMZI MUSALLAM / ORTHODOXY IN AMERICA / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH OUTSIDE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

В статье рассматривается история возникновения малоизвестной неканонической православной группы «Палестинской Православной Церкви», возводящей линии своего апостольского преемства как от греческого старостильного раскола, так и от польских старокатоликов. Рассматривается жизненный путь и неканоническая религиозная деятельность основателя данной группы «архиепископа» Рамзи Мусаллама, на протяжении своей деятельности неоднократно сменявшего свою конфессиональную принадлежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Palestinian Orthodox Church": the emergence of the group and the current state

The article deals with the history of the emergence of the little-known non-canonical Orthodox group «Palestinian Orthodox Church», erecting the lines of its apostolic succession from both the Greek old-age schism and the Polish old Catholic. The life path and non-canonical religious activity of the founder of this «archbishop» group, Ramzi Musallam, is considered, which has repeatedly replaced its confessional affiliation throughout its activities.

Текст научной работы на тему «"Палестинская православная Церковь": возникновение группы и современное состояние»

Бочков Павел Владимирович

священник, доктор богословия, кандидат юридических наук, кафедра украинского православия и теологии, Межрегиональная академия управления персоналом

Адрес: 03039, Украина, Киев, ул. Фрометовская, 2 E-mail: frpavel@inbox.ru

«Палестинская Православная Церковь»: возникновение группы и современное состояние

В статье рассматривается история возникновения малоизвестной неканонической православной группы - «Палестинской Православной Церкви», возводящей линии своего апостольского преемства как от греческого старостильного раскола, так и от польских старокатоликов. Рассматривается жизненный путь и неканоническая религиозная деятельность основателя данной группы - «архиепископа» Рамзи Мусаллама, на протяжении своей деятельности неоднократно сменявшего свою конфессиональную принадлежность.

Ключевые слова: раскол, неканоническая группа, старокатолицизм, старостильный раскол, Рамзи Мусаллам, православие в Америке, Русская православная церковь заграницей.

Бочков П.В. «Палестинская Православная Церковь»: возникновение группы и современное состояние // Христианство на Ближнем Востоке. 2019. № 1. С. 4-10.

ВХХ веке, в эпоху стремительного развития научных знаний, информационные технологии и средства коммуникации были восприняты и в среде верующих по всему миру. Однако, как и повсеместно в мире людей, некоторыми эти средства используются не с целью коммуникации, обмена опытом и информацией, которые бы могли послужить делу мира и межцерковного диалога, но для достижения совсем иных целей. В настоящее время особенно социальные сети интернет-ресурсов стали местом активного общения представителей самых разнообразных неканонических религиозных организаций, стремящихся к поиску себе подобных, декларирующих создание целых союзов и ассоциаций из неканонических псевдоцерковных образований, что на деле не только не служит идее церковного единства, но и весьма вредит Церкви.

Неканонические православные группы, являющиеся ответвлениями различных церковных расколов и самочинных сборищ, активно распространились по всему миру в ХХ веке. Многие из представителей таких неканонических юрисдикций весьма часто находятся в постоянном юрисдик-ционном поиске, мигрируют из одной организации в другую, по нескольку раз принимают рукоположения, очевидно, в попытке в своих собственных глазах обрести как можно больше «каноничности».

Среди сотен подобного рода организаций немало и тех, кто в своем поиске прошел путь от протестантизма к православию (Гиллквист, 1996) и, укоренившись в православном вероучении, остался в нем, обретя наконец желанное единение с Богом в лоне истинной Церкви. Однако в настоящее время довольно часто можно услышать и о тех, кто, войдя в Православную Церковь, не удовлетворился ее дарами благодати Святого Духа и, уже уклонившись в раскол, продолжил свои поиски, выйдя за ее спасительную ограду.

В 2015 г. западные СМИ облетело информационное сообщение о том, что в Православную Церковь войдет до 60 приходских общин некоей «Католической Церкви Востока» во главе с целым «архиепископом», неким Рамзи Мусалламом. Уже и в начале 2016 г. церковные СМИ с чувством особой радости писали об этом событии (Сегеда Андрей, 2018). Сообщалось, что в Русскую православную церковь за границей, по благословению митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Илариона (Капрала), был принят в чине мирянина бывший «архиепископ» Рамзи Мусаллам, который вскоре принял монашеский постриг с именем Илия, а затем получил рукоположение в сан иеродиакона и иеромонаха, став, таким образом, клириком канонической Православной Церкви. Вскоре упоминания об этом событии исчезли из новостных лент.

Вскоре стало известно об уклонении новопоставленного иеромонаха Илии (Мусаллама) в раскол. Чтобы понять причины, побудившие его к выходу из РПЦЗ, необходимо сказать о его жизненном пути и раскрыть всю историю его юрисдикционных поисков.

Рамзи Мусаллам родился в палестинском городке Бирзейт (по другим данным - в Иерусалиме) в многодетной семье в 1979 году. К 1992 году переехал в США вместе со всей семьей, где (по его собственному утверждению) получил высшее образование и докторскую степень в области клинической физиологии в Американском католическом университете (Archbishop Melchisedeck, 2018). Известно, что в начале 2000-х гг. Мусаллам присоединился к неканонической «Польской Национальной Католической Церкви» (ПНКЦ), имеющей старокатолическое происхождение. После

окончания духовной семинарии в рамках данной юрисдикции 14 апреля 2004 года Мусаллам был рукоположен в сан «священника». «В 2008 году вместе с небольшой группой прихожан из городка Нью Милпорт (США, штат Пенсильвания) отделился от ПНКЦ и создал независимую юрисдикцию - "Арабскую Католическую Церковь Востока"» (Католическая Церковь Востока, 2018), одновременно возглавив ее. Тогда же в данной малочисленной группе была организована, по сути, фейковая «архиепархия во имя святого Иакова», во главе которой также встал Мусаллам. Вероятно, в том же 2008 году Джон А. Парнелл (глава другой неканонической старокатолической группы - «Мексиканской Национальной Католической Церкви») рукоположил Мусаллама в сан «епископа». Войдя в роль «иерарха», Мусаллам приступил к активной религиозной деятельности, заявив о необходимости «церковного строительства», выдавая себя за епископа Римско-католической церкви, начал посещать различные общественные мероприятия, появлялся в храмах католической, восточно-католических и нехалкидонских церквей, вводя клириков и верующих этих церквей в заблуждение и прибегая к прямому обману.

Вскоре Мусаллам предпринял попытку еще больше приблизиться к католической церкви. Войдя в доверительные отношения с лондонским епископом общества папы Льва XIII Дэвидом Беллом, Мусаллам, утаив свой «епископский сан», склонил Белла к единоличной «епископской хиротонии» по тридентинскому обряду, которая состоялась 1 марта 2009 года. Кроме этого, Белл возвел Мусаллама в сан «архиепископа», но вскоре, узнав о предыдущем рукоположении, 16 декабря 2009 года Белл объявил о недействительности совершенного им действия (однако именно на рукоположение 1 марта 2009 года в текстах своей биографии ссылается епископ Мусаллам (Католическая Церковь Востока, 2018)).

По-видимому тяготея к восточному христианству, Мусаллам обратил свой взор на несторианство и уже в 2010 году обратился с прошением о приеме в Древнюю ассирийскую церковь Востока, но принят не был. Несмотря на отказ, Мусаллам продолжил тиражировать лживые заявления о том, что состоит в общении с этой несторианской церковью, которая, в свою очередь, заявила об обратном. При этом, часто выдавая себя за католического епископа сирийского обряда и пытаясь привлечь в свои ряды сиро-католиков, проживающих в США, он только еще более настроил против себя несторианское духовенство. С этой целью он некоторое время использовал для своей группы наименование «Арабская Католическая Церковь Востока», но в 2011 году сократил название юрисдикции, оставив лишь «Католическая Церковь Востока». Мусалламу удалось привлечь к себе некоторое внимание и даже найти средства для приобретения в штате Пенсильвания нескольких храмовых зданий. В ответ на его активные действия римско-католическая епархия города Питтсбурга и латинский католический патриарх Иерусалима выпустили специальные заявления о том, что Мусаллам не имеет никакого отношения к католической церкви.

Активно используя интернет-ресурсы и социальные сети, Мусаллам сумел привлечь к себе и общины за пределами США. К 2014 году «Католическая Церковь Востока» насчитывала в своем составе пять приходов и четыре общины в США (пять в Пенсильвании); «епархию св. Павла на Филиппинах (присоединились 17 февраля 2012 года с 14 заявленными приходами и общинами), епархию св. Луки в Нигерии (с двумя приходами и женским монастырем), епархию св. Фомы (с единственным приходом

в Вифлееме), по одной общине в Пакистане и Колумбии» (Католическая Церковь Востока, 2018).

В 2014 году Мусаллам предпринял ряд авантюрных поездок по Европе, посетив Рим и выдавая себя за архиепископа Римско-католической церкви, сумел встретиться с Римским Папой Бенедиктом XVI, снимки с которым позже предлагал в качестве доказательства своего признания со стороны католической церкви. В том же году, выдавая себя за католического архиепископа, Мусаллам обратился к Грузинской православной церкви, подав прошение о приеме в Православную Церковь в сущем сане «архиепископа». Получив категорический отказ, Мусаллам обратил свой взор к различным американским православным юрисдикциям. В результате долгих переговоров с Русской православной церковью за границей, в августе 2015 года он все же был принят в Православную Церковь в звании мирянина и, как уже указывалось выше, вскоре был рукоположен первоиерархом РПЦЗ митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским Иларионом (Капралом) в сан диакона (7.07.2015) и находящимся на покое бывшим предстоятелем Православной Церкви Америки митрополитом Ионой (Паффхаузеном) -в сан иеромонаха (17.08.2015) (Archbishop Melchisedeck, 2018).

В это же время его юрисдикция «насчитывала 13 приходов и общин в США, епархии св. Павла на Филиппинах (приход и 12 миссий) и св. Луки в Нигерии (два прихода), по приходу в Пакистане, Палестине и Колумбии» (Католическая Церковь Востока, 2018). При этом утверждалось, что в общинах богослужение совершается как на английском, так и на арабском и латинском языках. Очевидно рассчитывая получить сан канонического епископа, иеромонах Илия (Мусаллам) пытался увеличить численность приходских общин, якобы подчинявшихся ему, в результате чего в прессе появилась цифра в 60 приходов. Священноначалие Русской православной церкви за границей через некоторое время распознало в Мусалламе религиозного проходимца. Оказалось, что большинство приходских общин существовали лишь на бумаге, а сам иеромонах страдал пороками нравственного характера и вел образ жизни, недостойный православного священнослужителя. Будучи разоблачен в своих низменных наклонностях, Мусаллам уклонился в раскол и уже летом 2016 года появился в Греции у известного создателя раскольнических сообществ «митрополита» Ангелоса (Анастасиу) (Бочков, 2018). Уже в мае 2016 г. Ангелос (Анастасиу) рукоположил Илию (Мусалла-ма) в сан «епископа» Капернаумского с именем Мелхиседек. Через непродолжительное время он был наделен также титулом «архиепископа» и главы «Палестинской Православной Церкви» и экзарха юрисдикции Ангелоса (Анастасиу) в Америке. К концу 2017 года Ангелос (Анастасиу) исключил Мусаллама из списков иерархии своей старостильной юрисдикции. Поводом к этому послужили очевидные авантюризм и непостоянство Мусаллама, уже после очередной «архиерейской хиротонии» у Анастасиу попытавшегося войти в состав неканонической «Русской Православной Церкви Заграницей», возглавляемой «митрополитом» Агафангелом (Пашковским). Мусаллам посетил Одессу, где представился греческим «иерархом» «Истинно Православной Церкви», но, вероятно, был изобличен, вследствие чего в приеме в юрисдикцию ему было отказано.

По состоянию на конец 2017 года в юрисдикции Мусаллама находилось около 10 общин и приходов в США, преимущественно в штате Пенсильвания, духовная семинария во имя св. Джеймса, епархиальный дом. Помимо этого декларировалось о наличии одного прихода в Колумбии; двух -

в Пакистане; одного - на Филиппинах и трех общинах в Нигерии (Location of Churches POC, 2018). Юрисдикции принадлежит небольшая часовня под названием «Полет 93» (Flight 93 Memorial Chapel), являющаяся мемориальной часовней, построенной в память погибших в известном трагическом теракте 11.09.2001. Примечательно, что часовня является экуменической и открыта для представителей всех конфессий и религий (Flight 93 Memorial Chapel, 2018), что, однако, не мешало Мусалламу некоторое время заявлять о своей верности старостильному греческому движению, известному своей непримиримой принципиальной позицией по отношению к экуменизму.

Помимо религиозной деятельности группа Мусаллама заявляет о предоставлении образовательных и юридических услуг, а также помощи в оформлении документов для постоянного пребывания в США для мигрантов - членов юрисдикции, что, по-видимому, является очередным способом заработка для «архиепископа». Юрисдикция заявляет о том, что ее членами являются православные христиане из Палестины, покинувшие свою страну вследствие известных политических событий и вооруженного противостояния, десятилетиями сотрясающих Ближний Восток. Согласно данным официального сайта юрисдикции, при храмах «Палестинской Православной Церкви» активно действуют социальные службы, помогающие малоимущим, функционирует комиссионный магазин и дом для престарелых клириков. Практически на каждой странице электронного издания группы Мусаллама имеется призыв к пожертвованиям на различные благотворительные нужды.

Жизненный путь «архиепископа» Рамзи - Илии - Мелхиседека (Мусал-лама) является типичным для многих представителей неканонических православных групп в США и Европе, ради стяжания пышных титулов и званий с легкостью меняющих свою юрисдикционную и конфессиональную принадлежность. Целью их существования зачастую является не поиск канонической Церкви для единения со Христом и спасения своей бессмертной души, но низменные потребности и страсти, подогреваемые тщеславием и желанием высоких титулов и званий. Очевидно, что, имея некоторую финансовую платформу, Мусаллам еще не раз заявит о себе как на территории Соединенных Штатов Америки, так и за их пределами и станет объектом более детального исследования со стороны религиоведов и церковных ученых.

Глава юрисдикции - Мелхиседек (Рамзи Мусаллам (Ramzi R. Musallam)), «архиепископ» Капернаумский, глава «Палестинской Православной Церкви», экзарх синода в США и Канаде (с 8.05.2016), «архиепископ» Пенсильванский (с середины 2017).

Литература

Archbishop Melchisedeck // Palestinian Orthodox Church of America [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://www.catholicchurchoftheeast.org/Archbishop-Melchesdick.html (Дата обращения: 17.01.2018).

Flight 93 Memorial Chapel // Palestinian Orthodox Church of America [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://www.catholicchurchoftheeast.org/Flight-93-Memorial-Chapel.html - (Дата обращения: 17.01.2018).

Location of Churches POC // Palestinian Orthodox Church of America [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://www.catholicchurchoftheeast.org/Location-of-Churches-POC.html - (Дата обращения: 17.01.2018).

Гиллквист П. Возвращение домой: от протестантизма к Православию. - М., ПСТБИ, 1996.

Католическая Церковь Востока // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://www.hierarchy.religare.ru/h-nacion-kcvost.html -(Дата обращения: 17.01.2018).

Сегеда Андрей. 60 приходов в США присоединяются к Русской Православной Церкви // Интернет-журнал Православие.фм [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: https://pravoslavie.fm/interested/60-prikhodov-v-ssha-prisoedinyayutsya-k-russk/ (Дата обращения: 17.01.2018).

Pavel V. Bochkov

priest, doctor of theology, PhD

Department of Ukrainian orthodoxy and theology,

Interregional Academy of Personnel Management

Address: 03039, Ukraine, Kyiv, Frometivska str., 2 E-mail: frpavel@inbox.ru

«Palestinian Orthodox Church»: the emergence of the group and the current state

The article deals with the history of the emergence of the little-known non-canonical Orthodox group «Palestinian Orthodox Church», erecting the lines of its apostolic succession from both the Greek old-age schism and the Polish old Catholic. The life path and non-canonical religious activity of the founder of this «archbishop» group, Ramzi Musallam, is considered, which has repeatedly replaced its confessional affiliation throughout its activities.

Keywords: Schism, non-canonical group, old Catholicism, old-age schism, Ramzi Musallam, Orthodoxy in America, Russian Orthodox Church Outside of Russia.

References

Archbishop Melchisedeck. Palestinian Orthodox Church of America, 2018. URL: http://www. catholicchurchoftheeast.org/Archbishop-Melchesdick.html (access date: 01.17.2018).

Flight 93 Memorial Chapel. Palestinian Orthodox Church of America, 2018. URL: http://www. catholicchurchoftheeast.org/Flight-93-Memorial-Chapel.html - (access date: 01.17.2018).

Location of Churches POC. Palestinian Orthodox Church of America, 2018. URL: http://www. catholicchurchoftheeast.org/Location-of-Churches-POC.html (access date: 01.17.2018).

Gillquist P. Returning Home: From Protestantism to Orthodoxy. Moscow, 1996.

Catholic Church of the East. Hierarchy of liturgical churches, 2018. URL: http://www.hierar-chy.religare.ru/h-nacion-kcvost.html (access date: 01.17.2018).

Szeged Andrew. 60 parishes in the USA join the Russian Orthodox Church, 2018. URL: https:// pravoslavie.fm/interested/60-prikhodov-v-ssha-prisoedinyayutsya-k-russk/ (access date: 17.01.2018).

Bochkov P.V. «Palestinian Orthodox Church»: the emergence of the group and the current state. Christianity in the Middle East, 2019, no. 1, pp. 4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.