#
ПАЛЕХСКОЕ ИСКУССТВО КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
PALEKH ART AS A SOURCE OF MORAL AND AESTHETIC EDUCATION
А. А. Петрова
В статье представлен материал о нравственно-эстетическом потенциале народной культуры, и в частности палехского искусства, в воспитании личности. Палех в настоящее время является востребованным и как светское, и как церковное искусство, реализуется в широком спектре видов и жанров и как часть народной культуры может и должен внести свой достойный вклад в воспитание и образование подрастающего поколения.
A. A. Petrova
The article presents material about the moral and aesthetic potential of popular culture, Palekh art in particular, in education. Palekh is currently in demand both as a secular and ecclesiastical art, it is implemented in a wide variety of types and genres, and as part of popular culture can and should make a worthy contribution to the upbringing and education of the younger generation.
Ключевые слова: народная культура, нравственность, Палехское искусство, педагогика, эстетический потенциал, воспитание личности, индивидуальный подход, воспитание.
Keywords: popular culture, morality, Palekh art, pedagogy, aesthetic potential, education of the individual, individual approach, education.
Научный интерес к древнерусскому искусству, народной культуре возник в России в середине XIX в. Издаются «Древности Российского государства» Ф. Г. Солнцева, альбомы князя Г. Г. Гагарина, «Собрание народных песен» П. В. Кириевского, «Народные сказки и легенды» и «Поэтические воззрения славян на природу» А. Н. Афанасьева.
В народном художественном творчестве отражены вера, общественный и бытовой уклад, понимание жизни природы. Мечты о справедливости и счастье, идеалы, воззрения и устремления народа, богатейший мир чувств поэтической фантазией запечатлены в произведениях народной культуры. Художественно преображая реальность, укореняя ее в вечности, народное искусство создает нравственно мудрые образы, великие в творческом обобщении.
Палех - явление мирового порядка. Его ценители -жители планеты Земля. Палех утверждает русскую национальную культуру, русское мировоззрение, русский образ жизни. Спектр творческой деятельности палешан широк как в области светского, так и церковного искусства. Это лаковая миниатюра, панно, холсты, книги, фарфор, иконы, стенопись. Особую ценность, значимость палехскому искусству придает наличие в нем школы.
Явившись «откровением», новое искусство Палеха вырастает из нравственно-эстетических и духовных идеалов русского народа. Возникнув не так давно, в 1920-е годы, оно имеет глубокие корни, опирается на стилистические традиции древнерусской живописи, высокий профессионализм, бережно пронесенный через века крестьянами-иконописцами.
В настоящее время перед нашим обществом и, в частности, перед российской системой образования остро стоит вопрос о воспитании, формировании подрастаю-
1
щего поколения предрасположенным к инициативе, творческому труду, к серьезным духовным запросам. Интегри-руясь в мировое пространство, мы должны не только свободно ориентироваться в мировой культуре, но и прежде всего прекрасно знать и любить свою историю и культуру, осознавая свою Родину как яркую, самобытную часть мировой цивилизации, имеющую свою историческую миссию. Мы должны быть культурно-нравственны, творчески конкурентоспособны. Элитарное искусство, массовая культура не могут выполнить те задачи, которые выполняет народная культура.
В своих научных исследованиях В. А. Крутецкий подчеркивает, что подростковый возраст своеобразен и интересен. Его еще иногда называют переходным, так как в это время происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому. Это период становления личности, ее самосовершенствования, самопознания, самовыражения, самоутверждения. Воспитание подрастающего поколения на лучших образцах народного искусства дает нравственный стержень, понятие о смысле жизни и своем предназначении, осознании себя в мире и во времени. Четкое представление о добре и зле, о справедливости, о долге, дружбе, любви, патриотизме... Эстетическое воспитание средствами народного искусства - это важнейшая подсистема реализации принципов целостной системы нравственного воспитания. Нравственно-эстетическое воспитание призвано обеспечить развитие творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию, умеющей ценить и использовать духовные и материальные богатства общества. А. В. Бакушинский писал: «Необходимо, чтобы педагогические усилия не только сохранили бы во взрослом максимум творческой активности, но и превратили бы ее в основной рычаг всей жизнедеятельно-
Ф
сти взрослого человека. Поиски художественной формы для всех жизненных проявлений - не эстетизация жизни, а ее художественно-производственная обработка, дающая наибольшую полноту, совершенство и то же время наибольшую сжатость всякому внешнему проявлению, всякому действию творческой воли» [1].
Сегодня агрессивное внедрение в социокультурное пространство массовой псевдокультуры ведет к деформации нравственных ценностей. Традиционный взгляд на мир СМИ подменяют картинками виртуальных фантазий, насыщенных насилием. Уничтожаются способности живого, образного мышления, навязываются вульгарные штампы и стереотипы. Очень быстро «телезло» становится жуткой реальностью. Размывание понятий о добре и зле, стирание границ дозволенного и запрещенного - свидетельство духовного кризиса. «Общеизвестно, что в современном мире доминирует культура, несущая идеи отчуждения, нарушения целостности жизни и гармонии, культура, которая, по словам о. Александра (Ельчанинова), "убивает чувство долга, родной семьи и пролагает путь к... анархии в думах так же, как и в быту"» [1]. Залог духовного здоровья нации, жизнеспособности государства - возрождение народных традиций, обретение нравственных ориентиров, самосознания. «...Очень существенное, познавательное, воспитательное и духовно-нравственное значение имеет и искусство лаковой миниатюры Палеха. Впитав в себя многие замечательные достижения русского и мирового культурного наследия, в первую очередь традиции старинной русской иконописи, оно в лучших своих образцах представляет великолепные образцы непреходящей творческой силы русского народа, его способности сохранять и обогащать нашу историческую память, вдохновляя все новые и новые поколения на поиски истины и вечной красоты» [2]. Палехское искусство обладает большой жизнеутверждающей силой, доступностью в восприятии, выразительностью. Оно способно сильно воздействовать на зрителя, развивать чувство изящества, гармонии, формировать мировоззрение. В нем завораживают красота мажорных цветовых сочетаний, необычность, сказочность форм, композиционных элементов, плавность, певучесть линий, тонкое золотое узорочье. Глубину эстетического переживания усиливают прочтение сюжета и осмысление образа.
Палех... Когда мы произносим это слово, в нашем воображении возникает сказка. Яркое, выразительное, сказочное искусство Палеха близко детям. Ребенок даже в подростковом возрасте ждет сказки, волшебства, чуда. Именно поэтому книги в палехском «сказочном» оформлении всегда им нравятся. «Слово о полку Игореве», «Сказка о царе Салтане» (иллюстрации И. И. Голикова), «Хождение Афанасия Никитина за три моря» (иллюстрации Д. Н. Бу-торина и Б. М. Немтинова), «Русские народные сказки» (иллюстрации А. М. Куркина), «Садко» (иллюстрации Б. Н. и К. В. Кукулиевых). Эти и многие другие книги были востребованы. Имел успех мультфильм «Добрыня Никитич», созданный по рисункам А. А. Котухиной и Н. И. Голикова. Неизменный восторг у детей вызывали спектакли, костюмы и декорации к которым создавали палешане.
В процессе ознакомления подрастающего поколения (современных детей) с традиционным искусством Палеха необходимо раскрыть вопросы условности и реалистичности изображения. Тематика Палеха - русские былины, сказки, песни, исторические и бытовые сюжеты, пейзаж. Очень любимы пушкинские темы. Есть обращения и к другим литературным произведениям. Для любой темы характерным остается одно - сказочность, необычность, восторженность ощущения и переживания бытия, приподнятость над реальностью, любовь к родному краю, его истории. Неизменное присутствие в них позитивного, оптимистичного, «безуныльного» начала способно сформировать бодрость духа, любовь к жизни, настрой созидания у молодежи.
В настоящее время в Палехе проводится много культурных мероприятий, помогающих педагогам в воспитательной работе. Палех представляется на художественных выставках как в России, так и за рубежом, издаются альбомы, каталоги, буклеты. Проводятся Зиновьевские, Ходовские, Бакушинские краеведческие чтения, ежегодный международный фестиваль искусств «Яблочный Спас», творческие встречи, экскурсии, читаются лекции, устраиваются выставки детского рисунка со встречами ведущих художников, организуются мастер-классы, открыт сайт «Каким был Палех». Жизнь промысла освещается в местной прессе. Все это делается как для взрослых, так и для детей. Палех остается открытым для диалога, при этом происходит общение людей разного поколения, налаживается их взаимопонимание.
Творческая среда оказывает влияние на жизнь молодежи поселка. К примеру, общеобразовательные, художественные и музыкальная школы, библиотека, дома культуры и ремесел участвуют в культурных мероприятиях промысла. Дети принимают участие в театрализованных представлениях, в конференциях, организации праздников, готовятся к творческим встречам с ведущими художниками. Отдел культуры, спорта и молодежной политики Палехского муниципального района отмечает гуманитарные способности палехских ребят. Они становятся постоянными призерами - школьных олимпиад, областных (и даже всероссийского) конкурсов детского рисунка. Многие пишут стихи. Увлекаются музыкой, получая награды на конкурсах различного уровня, этому способствует открытая по инициативе художников музыкальная школа.
Палех художественный развивается в трех направлениях: это творческая деятельность художников, обучение в училище и музейная работа.
Государственное художественное образование в Палехе берет начало в 1902 г. Потомственное мастерство иконописания палешане возродили в новом синтезе древней техники и предметного творчества в искусстве миниатюры. Преподавать здесь начинали корифеи искусства Палеха. Н. М. Зиновьевым была доработана методика преподавания традиционной палехской живописи, зафиксированная в ценнейших книгах: «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». Современная педагогическая модель образования училища
способствует, с одной стороны, сохранению системы последовательного обучения мастерству, воспитанию верности родовым, традиционным, духовным и художественно-эстетическим ценностям, с другой стороны, развитию художественно-творческой деятельности будущих художников как носителей палехского искусства в разных его видах: иконописи, монументальной живописи, жанровой декоративной живописи, лаковой миниатюре.
В процессе ознакомления молодого поколения с традиционным палехским искусством педагогу необходимо использовать носители его нравственно-эстетического потенциала. Можно выделить следующие этапы работы:
- ознакомление с произведениями искусства в музеях (Государственном музее, Музее-мастерской Дыдыкина, Доме-музее Голикова, Зиновьева, Корина), на творческих встречах с ведущими мастерами Палеха, в храмах Палеха, на выставках различного уровня, на выставках книг, посвященных Палеху в районной библиотеке;
- участие в краеведческих чтениях, конференциях, посвященных становлению палехского искусства и его развитию (подготовка сообщений, выступлений с лучшим материалом, публикации в местной газете «Призыв»);
- подготовка материалов для сайта «Каким был Палех», участие в обсуждениях на тематическом форуме данного сайта;
- посещение лекций, устраиваемых Палехским отделением Союза художников, ведущими художниками;
- проведение выставок детского рисунка в традициях искусства Палеха (соблюдение декоративного стиля, орнаментальности, традиционных сюжетов и др.);
- выполнение практической работы (оформление декоративных панно, роспись стен, интерьеров).
В процессе педагогической деятельности руководителю необходимо добиться повышения уровня творческой активности детей не только в ремесленном, но и в теоретическом и ценностно-духовном плане.
Обучение традиционному палехскому ремеслу можно вести по следующим направлениям:
- иконописное (изучение иконографии, особенностей местного письма, техники и технологии);
- монументально-декоративное (знакомство с настенными росписями, украшающими общественные здания Палеха, практическая работа);
- декоративная палехская живопись (знакомство с росписями холстов, панно, практическая работа);
- прикладное (знакомство с образцами палехского искусства, курс теоретических лекций об особенностях палехского письма, зарисовки с образцов).
Таким образом, возможности традиционного мастерства удивительны. Палех востребован и как светское, и как церковное искусство. Он реализуется в широком спектре видов и жанров, в многообразии техник и технологий. Построенное на базисных основах человеческой культуры, палехское искусство необходимо людям и востребовано временем. В воспитании и образовании подрастающего поколения Палех, как часть народной культуры, может и должен внести свой достойный вклад.
Вечные ценности народного искусства не исчезают во времени, воплощаясь в живой художественный образ, они возвращаются в народную память. Такое качество не может дать ни промышленный стандарт, ни самодеятельное творчество. Оно присуще только народному традиционному искусству как культуре духовной, способной соединить этносы и объединить все народы в высоком понимании. И в этом его мировое значение!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избр. искусствоведч. труды. - М.: Советский художник, 1981. - 351 с.
2. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
3. Некрасова М. А. Народное искусство России -духовный феномен современной культуры. Традиция и современность // Современное народное искусство России. Традиции и современность: Всероссийская художественная выставка [5 июня - 14 сентября 2008 г.: каталог / Авт. вступ. ст. М. А. Некрасова]. - Вологда: Полиграф-Книга, 2008. - 195 с., илл.
4. Призыв: Общественно-политическая газета п. Палех и Палехского района [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://gazeta-palech.ru/index/ (дата обращения 4.08.2011).