Научная статья на тему 'Пакт Рериха как путь достижения мира'

Пакт Рериха как путь достижения мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
328
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дьяченко Ирина Юрьевна

Эпоха рождает личности, а личности делают эпоху. Среди величайших гуманистов XX века особое место принадлежит Н.К. Рериху ученому, путешественнику, художнику и Полнтическому деятелю мирового масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rerih Pact as a Path to Achieve Peace

An epock gives birth to persons, persons make an epock. Among the greatest humanists of the XX century there is N.K.Rerih as a scientist, traveler, artist and the world scale political actor.

Текст научной работы на тему «Пакт Рериха как путь достижения мира»

ПОРТРЕТЫ

ПАКТ РЕРИХА КАК ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ МИРА И.Ю. ДЬЯЧЕНКО

Международный центр Рерихов Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Малый Знаменский пер., 3/5, 119019 Москва, Россия

Эпоха рождает личности, а личности делают эпоху. Среди величайших гуманистов XX века особое место принадлежит Н.К. Рериху - ученому, путешественнику, художнику и политическому деятелю мирового масштаба.

Поиски мира во все времена были насущной задачей человечества, и сегодня, в атмосфере возрастающей напряженности, связанной с международными конфликтами, нестабильностью жизни, умалением достоинства человеческой личности, разрушением исторического наследия, мы обращаемся к опыту прошлого во имя будущего. Более семидесяти лет назад Н.К.Рерих, русский художник, ученый и мыслитель сказал, что спасением от человеческих бедствий является культура. Данную мысль он укрепил планом конкретных действий, предложив Пакт культуры. Речь идет о его широко известном в свое время, а теперь почти забытом мировой общественностью Пакте в защиту культурного наследия человечества, который приветствовали и которому оказали содействие многие государственные деятели, представители научного и культурного мира. Внимательное изучение этого документа, а также исторического опыта по реализации заложенных в нем идей, может способствовать на современном этапе развития человеческой цивилизации возрождению традиции борьбы за мир, мирное сосуществование народов, их равноправное сотрудничество.

Исторические предпосылки создания Пакта. Пакт в защиту культурного наследия рождался на русской земле. В самом начале XX века, совершая археологические путешествия по древним городам, Н.К.Рерих один из немногих поднял голос в защиту отечественных древностей, которые разрушались от времени и безразличия к ним человека. В призывах к соотечественникам Рерих утверждал, что в обращении к мировому историко-культурному опыту наших предшественников человечество способно заново открыть для себя забытые истины, обрести импульс к развитию жизни и в создании новых культурных форм сохранить преемственность традиции. Рассматривая прошлое как необходимую ступень к будущему, Н.К.Рерих прилагал немало сил, чтобы привлечь внимание общественности к отечественным памятникам истории и культуры. Он публиковал статьи и очерки в защиту русского искусства, протестовал против сносов и недоброкачественной реставрации памятников, увековечивал их художественную красоту в своих картинах, научно исследовал, анализируя письменные источники, изучая стили древнего искусства, делая точные обмеры памятников. Рерих создавал фонды и общества по возрождению художественных и архитектурных памятников древней Руси, а также музеи (Русского искусства при Школе общества поощрения художеств; Допетровского искусства и быта - оба в Петербурге). Он был инициатором сбора народных средств (всероссийская подписка) на исследования

древних русских городов, в частности, Новгорода и Киева. Н.К.Рерих призывал к защите и самой культуры, считая, что человечество утрачивает ее исконный смысл. Взгляды Рериха на культуру были связаны с идеями учения Живой Этики, которое формировалось в 20-30-е гг. XX века и несло в себе новые «подходы к проблемам эволюции Вселенной, Планеты и человека» [14, с.78]. Представляя мироздание как грандиозную одухотворенную систему, учение рассматривает человека как ее важнейшее звено [12]. Культура человека определяется его отношением к тем духовно-нравственным ценностям, которые он раскрывает для себя в процессе взаимодействия со всеми структурами мироздания и которые совершенствуют его человеческую природу. Развивая мысль о культуре, Рерих писал: «Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности... Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа» [7, с. 15].

Продвижение идеи Пакта. В год Первой мировой войны Н.К.Рерих обратился к Верховному главнокомандованию русской армии и императорам воюющих стран с идеей заключить соглашение об охране исторических памятников в театре военных действий. Император Николай II с интересом ознакомился с докладом Рериха, но сложность военного времени помешала ему что-либо предпринять в этом направлении. От своей же идеи Рерих не отказался. В течение многих лет, совершая поездки по странам Европы и Америки с выставками своих картин, пройдя с научной экспедицией по странам Центральной Азии (Индия-Китайский Туркестан-Алтай-Монголия-Тибет), он детально продумывал Пакт, всесторонне и глубоко изучая культуру разных народов. В этих культурах Рерих выявлял те непреходящие ценности, которые помогали народам выживать и развиваться. Среди этих ценностей он выделил коллективный опыт народов, их нравственные идеалы, творческий труд, стремление к познанию, к красоте и гармонии. Это и отразилось в материальном и нематериальном наследии культуры.

В 1929 г. Н.К.Рерих составил проект договора, в котором были выражены основные принципы будущего Пакта. Они выражались в том, что человечество должно согласиться с идеей всемирной значимости своих культурных достижений, забота о сохранении которых должна быть также проявлена всеми. Над объектами культуры, когда им угрожает опасность, будет подниматься особый флаг - Знамя Мира, - символизирующее нейтральную территорию, где не могут вестись какие-либо военные действия. По просьбе Рериха текст проекта был приведен в соответствие с нормами международного права доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г. Шклявером и профессором А.Жоффр де ла Праделем, членом Гаагского Мирного Суда, вице-президентом Института международного права и членом факультета Сорбонны. В первой статье Пакта говорилось о том, что «исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон» [2, с. 514]. Договорившиеся между собой страны принимают к сведению список исторических памятников, институтов, коллекций и миссий, которые будут пользоваться покровительством воюющих сторон независимо от государственной принадлежности этих памятников. Внутреннее законодательство стран призвано обеспечить необходимые меры сохранности культурного наследия. Согласно

Договору, впервые в истории международных отношений защита культурного наследия, его неприкосновенность обеспечивались не только во время войны, но и в мирное время. Помимо объектов культуры такая же неприкосновенность распространялась и на сотрудников культурных учреждений.

Поддержка Пакта. Окончательный вариант Пакта с обращением Н.К.Рериха к правительствам и народам был разослан как в правительственные, так и в

художественные, научные и образовательные учреждения многих стран.

Единогласно одобренный музейным комитетом Лиги Наций текст Пакта был передан на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества, также выразившей ему одобрение. Гуманистическая направленность идеи Н.К. Рериха находила отклик у огромного количества людей в разных странах. Строгое ограничение пространства военных действий, а в итоге постепенный отказ от ведения войны как нецивилизованного способа разрешения международных конфликтов открывали людям путь к миру. Представители мировой общественности стали создавать комитеты Пакта и общества в его поддержку в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Прибалтике, США, Японии. До начала Второй мировой войны их насчитывалось около ста. В мировой печати с 1930 г. стали появляться публикации о необходимости поддержки Договора, о чем

высказались такие крупнейшие деятели культуры и науки как Р.Роллан, Б.Шоу,

Т.Манн, Г.Уэллс, А.Эйнштейн и другие. «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» был одобрен на трех международных конференциях. Первая и вторая, на которые собрались представители европейских стран, состоялись в Брюгге (Бельгия) в сентябре 1931 и августе 1932 гг. по инициативе К.Тюльпинка, председателя Королевского общества охраны памятников в Бельгии и председателя Международного союза за Пакт Рериха, созданного в 1931 году. В резолюции первой конференции был одобрен план пропаганды Пакта в учебных заведениях. Кроме этого, устанавливался контакт с Международным комитетом по делам искусства и оргкомитетом конференции по ограничению вооружений. Предлагалось при каждом штабе армии во время войны организовать специальное подразделение, которое следило бы за выполнением соглашений в отношении защиты историко-культурного наследия. Резолюция второй конференции приняла решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. Приводя приветствия в честь Пакта, сделанные политиками, президентами, королями, деятелями науки и искусства, представителями религиозных конфессий и широкой мировой общественности, Н.К.Рерих отмечал, что в них заключено большое ручательство, свидетельствующее, что проблема охраны культурных ценностей, а также само понятие культуры далеко не безразличны многим современникам. «Драгоценно наблюдать, - писал он К.Тюльпинку, - сколько исключительных симпатий вызвало наше предложение во всех концах мира. Вы будете рады узнать, что не только Правительства и отдельные представители Культуры, но и многомиллионные Общественные Организации вдохновились нашею идеею» [6, с.71]. Третья конференция, в которой приняли участие представители не только Европы, но и Америки и Азии, состоялась в 1933 г. в Вашингтоне (США). Была принята резолюция о рекомендации правительствам всех стран подписать этот Пакт.

Подписание Пакта. 15 апреля 1935 г. в США, в резиденции президента Ф.Д.Рузвельта в Вашингтоне был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» уполномоченными от государств панамериканского союза: США, Чили, Венесуэла, Бразилия,

Аргентина, Боливия, Колумбия, Куба, Доминиканская республика, Мексика, Эквадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Коста-Рика, Сальвадор. Предполагалось, что после этого первог о шага последуют другие, и к Пакту присоединятся государства Европы и Азии, включая все великие державы. На торжественной церемонии подписания Ф.Д.Рузвельт выразил общую надежду собравшихся, что признание этого документа станет «насущным принципом для сохранения современной цивилизации» [11, с. 37]. Таким образом, в практике международных отношений защита культурного наследия впервые получила правовую основу и поддержку на высоком государственном уровне.

После официального подписания Пакта в Вашингтоне и до начала Второй мировой войны договор находился на рассмотрении общественности Латвии, Литвы и Эстонии, которые на конгрессе балтийских стран в 1937 г. подготовили меморандумы своим правительствам с предложением обсудить и ратифицировать Пакт Рериха прибалтийскими государствами. Началось движение за признание Пакта в Индии. Знамя Мира поднималось над культурно-просветительными учреждениями Франции, Бельгии, Японии и других стран. К сожалению, СССР не нашел для себя возможным участвовать в этом движении за мир. Испытывали давление ряд европейских стран со стороны фашистской Германии и ее союзников, которые начали активную подготовку к новой войне и считали, что Пакт во многом свяжет им руки. Мировое движение в защиту' культуры было остановлено началом военных действий в Европе... Уже после войны, в 1954 г. в Гааге на межправительственной конференции на основе Пакта Рериха была принята конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», которую подписали десятки европейских стран. Советский Союз ратифицировал конвенцию в 1956 г.

Практическое осуществление идей Пакта. Н.К.Рерих не ограничивал Пакт правовыми аспектами. Содержащаяся в Пакте целостная концепция защиты культуры выражалась в том, что, спасая от разрушения мировые сокровища, т.е. свои истоки, самобытность, свое право на созерцание и творение прекрасного, народы мира спасают себя от духовной деградации, а значит, и от всевозможных губительных последствий. Рерих продумывал Пакт как программу нравственного возрождения народов. Поднимая общественное движение в защиту культуры, он призывал людей создавать традиции культуры, чтобы постепенно вытеснять из сознания понятие войны. Статьи Н.К.Рериха 1930-х гг. раскрывают самую суть этого гуманистического замысла, который охватывает практически все жизненно важные сферы человеческой деятельности [1]. Основные идеи Пакта: (1) он обращен к человеку. Заложенные в нем идеи способствуют развитию человека как творца культуры, дают ему реальную надежду на будущее; (2) утверждает мир, дает народам широкую возможность творить мир. Для этого, считал Рерих, необходимо разоружение, которое должно происходить, прежде всего, «в сердце и в духе» [5, с.389]; (3) предполагает воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира, развитие у молодежи понимания «ценности творчества, выразившегося в бессмертных созданиях», что позволит открыть «пути к истинному прогрессу» [9, с.258]; (4) призывает к уважению истории народов, учит любви к Отечеству, его подвижникам и героям, служит воспитанию ответственности человека за жизнь, за свою Родину, за мир; (5) предполагает через лекции, публикации статей, выступления и манифестации распространять в обществе понятие охраны культурных ценностей и необходимость различных охранных мероприятий; (6) предусматривает широкое сотрудничество народов во всех областях знания и

искусства и, в первую очередь, совместное каталогизирование религиозных, художественных и научных ценностей, что приведет, по мысли Рериха, к лучшему знанию народами друг друга, своих национальных культур, утверждению достоинства каждой нации и, самое главное, к сотрудничеству [5, с.390]; (7) утверждает статус городов-музеев, которые будут лишены военной индустрии и военных условий и будут признаны целиком неприкосновенными во время войн и международных конфликтов.

Н.К.Рерих предложил несколько форм реализации Пакта в жизнь, которые начали осуществляться. Одной из них была всемирная Лига культуры, представлявшая собой союз культурных, научных и художественных обществ и учреждений по всему миру, включая отдельных личностей, работающих в культуре. Был разработан устав Лиги, определена работа ее отделов, круг их задач, главная из которых -консолидация усилий мировой общественности в направлении утверждения мира и культуры, для свободного сотрудничества народов и культурного строительства. Другой формой приобщения людей к культуре была Американо-Русская Культурная Ассоциация (АРКА). Н.К.Рерих выступил с инициативой ее создания в 1942 г. и цель Ассоциации видел в укреплении культурных связей между народами Советского Союза и США, которые были союзниками во Второй мировой войне. Рерих предусмотрел в АРКЕ широкие возможности культурного диалога, благодаря которому обе страны начали сотрудничество [15]. Все новации Рериха в культурной жизни народов Европы и Америки как в довоенное, так и в военное время, показали, насколько люди готовы к объединенным усилиям за мир и культуру и как эти понятия могут быть для них ведущими в жизни.

Знамя Мира. «Знамя Мира, - писал Н.К.Рерих, - вызвало симпатии многих лидеров разных стран» [10, с. 170]. На белом полотнище Знамени, которое было им предложено, присутствовал древний знак Триединства красного цвета: три соприкасающиеся сферы в едином круге. По аналогии с Красным Крестом, охраняющим госпитали в театре военных действий, знак Знамени Мира, по мысли его создателя, должен был напоминать о защите того, что обеспечивает «духовное здравие человечества» [9, с. 258], что воспитывает народное сознание. Так же как и Красный Крест, Знамя Мира, считал Рерих, само по себе не спасет, но напомнит об ответственности за разрушения. И, если человечество продолжает разрушать памятники культуры, то это вовсе не значит, что об их сохранении не надо говорить. «Знамя Мира именно говорит о принципе..., - писал он. - Знамя говорит: «noli me tangere» - не прикасайся - не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира» [6, с. 203]. Н.К.Рерих неслучайно выбрал для Знамени древний знак, который знали и использовали в Египте, Греции, Индии, и задолго до нашей эры. Символ Триединства оказался одним из самых распространенных, а потому известных и понятных. Он встречался Рериху на Востоке и на Западе, в древней русской традиции [3,4]. Знак имел отношение к мироощущению человечества, к его поискам Высшего начала бытия. Рерих обратил внимание на то, что знак, в основном, присутствовал на священных изображениях. В разные века он трактовался по-разному в зависимости от того, какие исторические задачи стояли перед эпохой. В первые века христианства его знали как знак Троицы, в последующие века и в других традициях его воспринимали как единство прошлого, настоящего и будущего; истины, красоты и справедливости; как «мировое единение» [8, с. 28]. И поскольку знак, как заметил Рерих, обращал людей исключительно к положительным и высоким мыслям, объединил Запад и Восток, то это, считал он, благо. Символика Знамени в современном мире сохраняет за собой значение

единства прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, что выражает культурную преемственность человечества и связь с его духовной эволюцией [13]. Знамя побывало на околоземной орбите на космических кораблях, на Северном и Южном полюсах, на великих горных вершинах, участвовало в разнообразных мероприятиях, выразив потребность человечества в традициях культуры.

Пактом в защиту культурного наследия Рерих показал неразрывность и взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, и в этом его огромное значение [14]. Пакт универсален, и обращение к нему всегда своевременно. Его нравственный потенциал направлен в будущее, поэтому он до конца не реализовал свои возможности. Заложенные в нем гуманистические идеи намечают дальнейшие пути совершенствования жизни, помогают философски осмыслить явление культуры, а также регламентировать действия политиков во время войны и мира. Пакт важен сегодня как поворотный пункт в изменении отношения человечества к своему культурному наследию, по сути - в преображении человеческого сознания, которое способно глубже осмысливать важные вехи историко-эволюционных процессов, одной из которых и является Пакт Рериха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха: историко-культурные аспекты / /Культура и время. - М.: МЦР, 2005.-№3.

2. Знамя Мира. Сборник. - М.: МЦР, 2005.

3. Рерих Н.К. Знаки //Рерих Н.К. Листы дневника. В 3-х тт. - М.: МЦР, 1999. - Т. 1.

4. Рерих Н.К. Знамя Мира //Рерих Н.К. Листы дневника. В 3-х тт. - М.: МЦР, 1999. - Т.2.

5. Рерих Н.К. Конвенция Знамени Мира //Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. - М.: Сфера, 1999.

6. Рерих Н.К. Конференция в Брюгге. 1931 год //Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. - Рига: Виеда, 1992.

7. Рерих Н.К. Оборона //Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. - М.: МЦР, 1995.

8. Рерих Н.К. Письмо Асееву А.М. от 20.12.33 //Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества в 2-х тт. - М.: Сфера, 1996. - Т. 2.

9. Рерих Н.К. Русскому комитету Пакта Рериха в Харбине //Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. - Рига: Виеда, 1992.

10. Рерих Н.К. Стража Матери Мира. Федерации женских клубов штата Нью-Йорк // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. - Рига: Виеда, 1992.

11. Соболев А.П. Пакт Рериха. Знак Триединости. - С.-Пб.: 000 «Фирма Коста», 2005.

12. Учение «Живая Этика». Беспредельность.

13. Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире //Культура и время. -М.: МЦР, 2005.-№ 4.

14. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры //Защитим культуру. Материалы общественно-научной конференции. - М.: МЦР, 1996.

15. American Russian Cultural Association. Annual Report. - New York, 1946.

RERIH PACT AS A PATH TO ACHIEVE PEACE

I.Yu. DYACHENKO

Rerih International Centre Centre-Museum named after N.K.Rerih 3/5 Maly Znamensky St., 119019 Moscow, Russia

An epock gives birth to persons, persons make an epock. Among the greatest humanists of the XX century there is N.K.Rerih as a scientist, traveler, artist and the world scale political actor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.