Научная статья на тему 'Пакт Рериха и общественное движение в защиту культурного наследия'

Пакт Рериха и общественное движение в защиту культурного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
798
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ РЕРИХА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / ЗНАМЯ МИРА / ВСЕМИРНАЯ ЛИГА КУЛЬТУРЫ / WORLD’S LEAGUE OF CULTURE / DEFENCE OF CULTURAL HERITAGE / EMBODIMENT OF ROERICH IDEAS IN THE INTERNATIONAL LEGISLATION / BANNER OF PEACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Спиридонова Юлия Валентиновна

В статье идет речь об этапах распространения идей Пакта Рериха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Roerich Pact and public muvement in defence of cultural heritage

The article is dedicated to the stages of propagations of Roerich Pact ideas.

Текст научной работы на тему «Пакт Рериха и общественное движение в защиту культурного наследия»

УДК 341.232.7

Ю. В.Спиридонова Пакт Рериха и общественное движение в защиту культурного наследия1

В статье идет речь об этапах распространения идей Пакта Рериха.

Ключевые слова: защита культурного наследия, воплощение идей Рериха в международном законодательстве, Знамя Мира, Всемирная Лига Культуры

Yu. V. Spiridonova The Roerich Pact and public muvement in defence of cultural heritage

The article is dedicated to the stages of propagations of Roerich Pact ideas.

Keywords: defence of cultural heritage, embodiment of Roerich ideas in the international legislation,the Banner of Peace, the World's League of culture

Идея Н. К. Рериха о защите культурных ценностей воплотилась 15 апреля 1935 года в Международном договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известном по имени его инициатора как Пакт Рериха. Договор принято считать международным, однако его участники -США и страны Латинской Америки - были ограничены одним континентом. Главное значение договора состоит в последовавшем общественном движении в его поддержку, которое приняло поистине мировой размах.

Рерих отчетливо понимал важную роль общества в решении любых социальных вопросов. Художник был уверен, что государство должно подготовить условия для расцвета общественного движения в защиту памятников. К началу XX века в России влияние научных общественных организаций приобрело высокий удельный вес в политике государства в отношении культурного наследия. Если к началу 1880-х годов стране действовало около 200 обществ, то к концу 1890-х годов их количество достигло 3402. На это время приходится петербургский период жизни художника. Рерих был членом Императорского Русского археологического общества, Петербургского общества архитекторов-художников, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Помимо этого, он входил в инициативную группу по созданию Музея Старого Петербурга, был инициатором создания Музея Допетровского искусства и быта. Из этой разнообразной и пылкой деятельности в защиту культурного наследия выросла идея Пакта и общественное движение в защиту культурного наследия.

В социологии под общественным (или социальным) движением понимают коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели вне рамок установленных институтов. Могут выдвигаться социальные, полити-

ческие и иные общественно полезные цели. Иногда в результате деятельности социальных общественных движений меняются полностью или частично и сами законы3. Попробуем выделить этапы движения в пользу Пакта Рериха и охарактеризовать их с точки зрения намеченных целей и применяемых методов.

I этап: конец 1920-х годов - 1935 год

Широкая публикация проекта Пакта в нью-йоркской прессе в 1929 году знаменовало собой начало первого этапа движения, который продолжался до его официального подписания в 1935 году4. В этом же году В. Шибаев, многолетний секретарь Рериха, охарактеризовал основные мероприятия по распространению идей Пакта5. Инициатива его заключения исходила со стороны Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, основная деятельность которого с момента опубликования проекта стала сводиться к мероприятиям по его продвижению. Таким образом, с самого начала движение стало носить не стихийный характер, а приобрело организованную форму. Основным методом на этом этапе стало создание Комитетов Пакта Рериха и Знамени мира и обществ, аффилированных с нью-йоркским музеем. В 1930-е годы такие комитеты и общества работали в странах Америки, Европы, Азии, Австралии, Африке, распространяя идеи Пакта в тридцати странах мира6. Сам Рерих видел задачу деятельности комитетов в следующем: «С одной стороны, такие комитеты всячески способствуют ратификации Пакта от местных правительств. С другой стороны, комитеты имеют назначение всеми мерами распространять культурную задачу Пакта, привлекая новых сочувствующих.»7. Тактикой становилось устройство лекций, опубликование разъясняющих и призывающих статей, проведение в школах дней Культуры8.

Помимо Комитетов Пакта, постепенно появилось свыше восьмидесяти обществ, музеев, кружков, имевших тематический характер: Общество Святого Франциска Ассизского, Центр Спинозы, Общество Шекспира, Греческая Группа Оригена и др.9 Помимо основной своей деятельности, как правило, отраженной в названии, общества проводили широкую культурно-просветительскую работу, распространяли идеи Живой этики и привлекали внимание местных государственных и общественных организаций к охране культурного наследия, принципы которой были воплощены в проекте Пакта Рериха.

В целях глобализации идей Пакта в 1931 году по предложению Рериха была создана Всемирная Лига Культуры (ВЛК), зарегистрированная в Нью-Йорке. Организация рассматривалась Рерихом как «кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ, личностей, работающих в пределах культурных путей»10. В. Л. Мельников отмечает, ВЛК подготавливала почву для принятия Пакта Рериха, который в свою очередь, был призван создать прочную правовую основу для эффективной деятельности ВЛК в странах, подписавших этот договор11.

Координационным центром всех обществ и комитетов был Музей Рериха в Нью-Йорке. Однако все общества были относительно самостоятельны в финансовых вопросах, и практически все содержались на взносы и пожертвования своих членов. Рерих говорил о необходимости специальных фондов: «Среди этих начинаний особое место займут сотрудничество масс, вносящих посильные леп-ты<...> Но мы не должны ни о чем просить, мы должны давать, чтобы это данное по своему внутреннему достоинству значительно превышало размер вносимой лепты»12. В 1932 году в Брюгге был основан Фонд Рериха за Мир, Науку, Искусство и Труд.

Деятельность комитетов и обществ подкреплялась широкомасштабным освещением проекта Пакта в прессе. К 1939 году в периодической печати вышло 275 статей о Пакте13. Публикации появлялись в разных странах не только на государственных, но и на местных языках. Так, в Индии «на местных языках бенгали, урду, телугу, тамильском, сингалезском, пенджаби, хинди и синди также появлялись неоднократные и очень звучащие призывы о Пакте»14. Издавались сборники приветствий в пользу принятия Пакта, первый том писем и заявлений был опубликован в Нью-Йорке15 и Париже16 уже в 1931 году.

Если комитеты и общества работали на региональном уровне, то международные конференции призваны были на дипломатическом уровне рекомендовать странам присоединиться к Пакту Рериха. Конференции созывались три раза - дважды в бельгийском Брюгге в 1931 и 1932 гг. и в Вашингтонев 1933 году. Вашингтонская конференция формально утвердила Постоянный Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира, адресом которого был объявлен Мастер-Билдинг в Нью-Йорке (310, Riverside Drive), где уже 10 лет располагался Музей Рериха17. Председателем комитета стал Луис Хорш, президент Музея, т. е. фактически координирование комитетов оставалось за Музеем. Комитеты должны были сообщать «свои предложения и достижения Нью-Йоркскому Комитету»18. Он стал вторым комитетом в Нью-Йорке, помимо созданного в 1929 году общественного комитета. Результаты не заставили себя ждать. В декабре 1933 года Седьмая Конференция Панамериканского Союза в Монтевидео (Уругвай) вынесла единогласную резолюцию рекомендовать всем своим членам, двадцати одному государству Северной, Центральной и Южной Америки, подписать Пакт Рериха19.

Знамя мира, белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, предлагавшееся Рерихом для идентификации объектов охраны, фактически стало флагом движения. Так, 27 декабря 1931 г. в Нью-Йорке состоялся международный праздник, посвященный Знамени Мира, и было объявлено о начале культурного паломничества Знамени Мира по всей Земле. С этого дня берет начало традиция Дня Культуры как праздника всех народов и стран20. Были также выработаны знаки поощрения для участников движения -нагрудный знак, который «назначается по определению комитета или за личное

просвещенное участие в делах Пакта, или за денежные пожертвования для развития идей охранения истинных сокровищ человечества. В случае особо знаменательных услуг делу Пакта комитеты ходатайствуют перед комитетом в Нью-Йорке о выдаче достойному лицу знака Культуры с соответствующими дипломами»21. Движение с самого начала использовало атрибутику, которая помимо символического и духовного содержания, была призвана объединить сторонников Пакта Рериха.

Столь масштабная работа незамедлительно дала результаты. Из многих стран начали поступать приветствия и письма в поддержку Пакта. Состав сторонников был самым разнообразным: крупные деятели науки, культуры и образования, военные, религиозные деятели, различные организации, в основном культурно-образовательного толка. В поддержку Пакта выступили А. Эйнштейн, Т. Манн, Р. Тагор, М. Метерлинк и многие другие. Общественному движению придает вес и значимость не только известные личности, поддерживающие его, но и численность сторонников. Поэтому внимание было обращено на общественные организации с высоким членским составом, среди которых были молодежные и набиравшие силу женские организации. К началу XX века сеть последних имелась в большом количестве стран. В это время зародилось женское движение в Латинской Америке, первые шаги делало женское движение в Японии, Индии, Индонезии. В. Д. Спорборг, председатель федерации женских клубов штата Нью-Йорк22, от лица организации заявила о поддержке Знамени мира23. После этого события Рерих отметил: «А в этих Федерациях более четырехсот тысяч членов. Кроме того, пришло постановление о подобной же поддержке от организации с тремя миллионами членов»24. Появляются статьи Рериха, посвященные образу Матери Мира: «Женщинам» (1931), «Стража Матери Мира» (1931), «Венец женщины» (1934), «Женщина» (1935). Художник писал: «Женщины, ведь вы соткете и развернете знамя мира<...>Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура»25.

Проект Пакта Рериха и деятельность Н. К. Рериха в защиту культурного наследия нашли широкую поддержку мировой общественности. Возникшее движение сразу приобрело организованный характер и институциональную форму. На первом этапе главными способами оформления движения и продвижения Пакта Рериха стали комитеты Пакта, различные общества и международные конференции. Уже на этом этапе движение приобрело международный размах, а состав поддержавших оказался очень широким, от рядовых сторонников, небезразличных к судьбе культурного наследия, до крупных государственных деятелей. Намеченная цель была достигнута спустя шесть лет после начала организованного движения за принятие Пакта. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне состоялось его подписание членами Панамериканского Союза.

Раздел 1. Актуальность идей Рерихов в общественном движении в защиту культурного...

II этап: 2-я половина 1930-х - середина 1940-х годов

Достижение поставленной цели не привело к прекращению движения. Наоборот, оно стало набирать новые обороты. Подписание Пакта знаменовало начало следующего этапа движения, выдвинув новые задачи. Теперь целью сторонников Рериха стало расширение влияния Пакта в мире. Это подчеркнул Георгий Шкля-вер, секретарь Французского рериховского общества и ответственный за распространение Пакта в странах Европы, на конференции Международной федерации искусств, филологии и наук в 1937 году в Париже: «Пакт Рериха после подписания странами Америки открыт для подписания другими странами»26.

Второй этап общественного движения приходится на период с середины 1930-х годов до середины 1940-х годов.

В способах организации движения не появляется ничего нового по сравнению с первым этапом. Продолжают функционировать созданные комитеты и общества, деятельность некоторых их них затухает; появляются новые. Так, в октябре 1937 года в Риге состоялся Конгресс Балтийских Рериховских обществ, в ходе которого было принято предложение организовать Комитеты Знамени во всех странах Балтии27. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии, существовавшее до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. В Риге были впервые изданы многие книги Живой Этики; за короткий промежуток времени издательство Латвийского общества выпустило в свет около 50 книг28. Рерих отмечал плодотворную деятельность обществ: «В Риге растет Музей, расширяется издательство, идут беседы и лекции<...>Задушевна работа Литовского Общества, имеющего свои группы в нескольких городах, так же, как и Латвийское Общество»29. В Эстонии в 1930-ые годы возникали и исчезали разные группы последователей идей Рериха. Под влиянием Латвийского общества в 1937 году в Таллине был сформирован временный комитет, но официально рериховское общество так и не было оформлено30. Камилл Тюльпинк, член Королевской археологической академии Бельгии, президент Международного Союза за Пакт Рериха, во второй половине 1930-х годов пытается учредить во Франции комитет поддержки «Музея за Мир, Искусство, Науку и Труд» (Museum Pro Pace, Arte, Scientiaet Labor), созданного в Брюгге в качестве одно из институтов по продвижению Пакта Рериха31.

Во второй половине 1930-х годов активизируется диалог сторонников Рериха с Лигой Наций, а именно с Международным комитетом музеев, который отвечал за вопросы охраны культурного наследия. Этот диалог начался еще в 1930 году, когда проект Пакта поступил на обсуждение в различные комиссии Лиги Наций. Однако до середины 1930-х годов Международный комитет музеев не считал целесообразным международное регулирование охраны памятников в военное время, и проект Пакта был признан несвоевременным и в итоге отвергнут. Но необходимость эвакуации культурных ценностей и принятия экстренных мер по защите культурного наследия в Испании в результате начавшейся Гражданской войны

(июль 1936 г.) убедительно показало необходимость такой Конвенции. В июле 1937 года Международный комитет музеев создал экспертный комитет, сплотивший юристов-международников, военных деятелей и музейщиков, с целью разработки предварительного проекта Конвенции. Предложенный детально проработанный проект Конвенции содержал юридические и технические положения по охране культурного наследия, а также исполнительный регламент, но события начавшейся Второй мировой войны помешали ее принятию32.

Сторонники Н. К. Рериха воспользовались оживлением в Лиге Наций вокруг вопроса охраны культурного наследия во время военных действий. В своих запросах и письмах они напоминали об уже подписанном странами Панамериканского союза Пакте Рериха. Так, Камилл Тюльпинк в 1937-1938 годы вел активную переписку относительно Пакта с подразделениями Лиги Наций. Он надеялся выступить перед делегатами Ассамблеи Лиги Наций, обсуждавшими вопросы охраны культурного наследия во время войны, выражал готовность работать над проектом Конвенции33. Узнав о том, что обсуждение проекта будет вынесено на дипломатическую конференцию, он настойчиво пытался узнать информацию о месте и времени ее проведения34. Но все его попытки наладить конструктивный диалог с Лигой Наций в лице Международного комитета музеев не дала желаемых результатов. Несмотря на то, что отношения сторонников Рериха с Лигой Наций складывались непросто, их неугасаемый интерес и неподдельный энтузиазм убедительно показывают, как самоотверженно они работали над распространением идей Пакта Рериха.

Накануне войны движение продолжало развиваться. Пакт Рериха и Знамя мира становились все более известными на международной арене. Продолжала поступать поддержка широкой общественности, но ратификаций не последовало. События войны показали, какие возможности были упущены странами, не подписавшими Пакт Рериха накануне.

В тревожные предвоенные годы друзья Пакта Рериха продолжали с призывами действовать. Накануне войны Рерих писал: «Отзываются сотрудники в Финляндии, в Португалии, в Болгарии, в Австралии, в Новой Зеландии, в разных краях земли. Чуется, что вопросы Культуры насущны»35.

Свои коррективы в движение, как и во все сферы человеческой жизни, внесла Вторая мировая война. На второй день войны газеты напечатали статью Рериха «Охранителям культурных ценностей». Понимая, что в условиях начавшихся военных действий, присоединение к Пакту невозможно, Рерих призывал укреплять общественное мнение в пользу сохранения памятников: «Так же и теперь все наши комитеты и группы друзей, которым близка охрана всенародных сокровищ, должны не покладая рук, не упуская ни дня, ни часа обращать общественное внимание на важность и неотложность охраны творений гения человеческого. Каждый из нас имеет большие или меньшие возможности для распространения этой всечеловеческой идеи. Каждый имеет связи в печати или состоит членом каких-либо куль-

турных организаций, и да будет его долгом сказать повсюду, где он может, доброе и веское слово об охране всего, на чем зиждется эволюция человечества»36.

III этап: 2-я половина 1940-х - середина 1950-х годов

Третий этап движения длится со второй половины 1940-х годов до середины 1950-х годов. В своем обращении от 24 октября 1945 года Рерих писал: «Вполне естественно, что теперь наши комитеты Пакта и Знамени Мира опять начинают свою мирную, культурную работу, притихшую в дни войны <...> С чего же начать? Прежде всего с молодежи. <...> Также подойдите к женским организациям, помня, как рьяно они поддерживали наш Пакт, наше Знамя Мира»37.

После смерти Н. К. Рериха (1947) работа по распространению его идей и Пакта лег на вдову и сыновей. В 1947-1948 годы младший сын Святослав Константинович организует работу по продвижению Пакта Рериха в Индии, благодаря чему в 1946 году в поддержку пакта высказалась Всеиндийская конференция культурного единства. В 1948 году правительство Индии, возглавляемое Джавахарлалом Неру, приняло решение об одобрении Пакта Рериха. Хотя это решение фактически оказалось нереализованным, так как не был направлен документ о присоединении, оно показало отношение Индии к идее охраны культурных ценностей. В поддержку пакта высказались многие другие государственные и общественные деятели этой страны38. В 1949 году в Нью-Йорке по инициативе американских сотрудниц Рерихов - Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и Зинаиды Фосдик - был возрожден Музей Николая Рериха. Комитеты Пакта появились в Австрии, Польше, Швейцарии, Португалии39. В 1948-1949 годы развернул активную кампанию Итальянский Комитет Пакта Рериха, созданный в Болонье востоковедом Энрико Джерардо Карпани.

Возобновление движения в поддержку Пакта Рериха проходило в условиях всеобщего беспокойства относительно повреждений и невосполнимых утрат памятников в результате военных действий. Ущерб культурному наследию, который нанесла Вторая мировая война, убедительно доказал острую необходимость решения вопроса защиты наследия в военное время. Созданная в 1946 году ЮНЕСКО, подразделение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, явилась правопреемником Международного института интеллектуального сотрудничества Лиги Наций. Послевоенное десятилетие проходит под лозунгом необходимости международного регулирования в сфере защиты культурного наследия во время военных действий. Усилия международного сообщества воплотились в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятой ЮНЕСКО 14 мая 1954 года, в основу которой лег упомянутый нами проект Лиги Наций 1938 года.

В преамбуле Конвенции отмечается, что руководством для ее принятия послужили принципы защиты культурных ценностей, установленные в Гаагских

Конвенциях (1899, 1907) и в Вашингтонском Пакте от 15 апреля 1935 года. На этот раз международное сообщество не забыло заслуг Рериха на поприще охраны наследия, воплотившихся в Пакте, который объединил страны западного полушария. Художник не застал подписание Конвенции, его супруга Елена Ивановна ушла из жизни через год после ее подписания. Факт высокой оценки договора подтвердил сотрудник ЮНЕСКО П. Н. Кирпал в письме, адресованном в Комитет Пакта Рериха Штата Индиана (США): «Я рад сообщить Вам, что значение Пакта Рериха было по достоинству оценено ЮНЕСКО<...> Я хочу также подчеркнуть, что цель Конвенции - не заместить предыдущие международные соглашения. Статья 36 Заключительного акта устанавливает, что последняя дополнит Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов и (Вашингтонский Пакт) Пакт Рериха в отношениях между державами, которые связаны этими инструментами»40.

Несмотря на тяжесть послевоенных лет, движение не угасло. Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира действовали в Италии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, Португалии, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Уругвае, Боливии и на Кубе41, многие из них были созданы после войны. Пакт продолжали приветствовать, в том числе на государственном уровне, однако ратификаций за этим не последовало. Международное сообщество приняло Гаагскую конвенцию 1954 года, в которой были отражены идеи Рериха. На этом этапе стало ясно, что, несмотря на усилия и активную деятельность комитетов Пакта в разных странах, первоначальная поставленная Рерихом цель - сделать Пакт международным - не удалось реализовать полностью.

IV этап: 2-я половина 1950-х - середина 1970-х годов

Подписание Гаагской конвенции 1954 года как будто должно было поставить точку в движении за Пакт, ведь идея Рериха нашла свое продолжение в международном законодательстве. В целом можно констатировать затухание движения в международном масштабе. Однако движение не исчезло, оно трансформировалось из узконаправленного, посвященного распространению идей Пакта, в общекультурное движение в защиту культурного наследия, основанное на культурологии Рериха.

В процессе своей многосторонней деятельности в качестве археолога, художника, писателя, публициста, общественного деятеля Рерих выработал твердые взгляды, которые в комплексе составили универсальную концепцию сохранения объектов культурного наследия. Основные ее положения заключаются в следующем. Объект охраны представлен комплексом памятников, включающим объекты материального, нематериального и природного наследия. В целях сохранения наследия предусмотрен комплекс мероприятий, включающий выявление, регистрацию, исследование, научную реставрацию памятников, построение государственной системы контроля, общественный контроль. В мирное время,

по убеждению Н. К. Рериха, необходимо охранять культурное наследие от невежества и необоснованной реставрации, в особой защите нуждаются памятники во время войны. Система взглядов на необходимость сохранения широкого спектра памятников и проведения комплекса мероприятий по их сохранению сформировалась у Рериха на российской почве до его эмиграции в 1917 году. Положения концепции отражают прогрессивные тенденции в сохранении наследия начала XX века. В таких положениях, как необходимость сохранения памятника в его историко-культурной среде, концепция культурного ландшафта, разработка охранных зон, Рерих предвосхитил многие требования XX столетия в деле сохранения культурного наследия42. Пакт Рериха не воплотил всю палитру проблем, которые поднимал художник. По этой причине движение после принятия Гаагской конвенции 1954 года не угасло, а трансформировалось.

На четвертом этапе своего развития движение утрачивает международный характер и становится региональным. В это время имя Рериха начинают открывать в Советском Союзе. История возвращения наследия Рериха начинается в 1957 году и связана с приездом в СССР старшего сына художника Юрия Николаевича, который прожил здесь лишь два с половиной года. Ю. Н. Рерих привез сотни картин отца, архив, обширную библиотеку, часть фамильных коллекций, личные вещи старших Рерихов. Именно ему удалось пробить стену умолчания, окружавшую в СССР имена Рерихов. Их возвращение началось с выставки его произведений в Москве на Кузнецком мосту, открывшейся 12 апреля 1958 года и имевшей огромный успех. Ю. Н. Рерих неутомимо выступал с лекциями и докладами, участвовал в передачах радио и телевидения. Главной целью Ю. Н. Рериха было создание Музея Н. К. Рериха в его родном городе, о создании которого Юрий Николаевич вел переговоры с советским правительством. Однако его внезапная кончина в 1960 г. помешала осуществлению планов. С этого времени в СССР начинается изучение творческой биографии Рериха. В 1963 году в СССР вышла первая монография о творчестве Н. К. Рериха, принадлежавшая перу В. П. Князевой43. На волне интереса к наследию Рериха в советском обществе вспоминают его Пакт и идеи о необходимости сохранения культурного наследия.

Юрий Николаевич заложил фундамент рерихоского движения в СССР, которое расцветет в конце 1980-х годов. В 1960-х годы сформировались отдельные группы по изучению и разработке рериховского наследия. Итогами четвертого этапа движения становится его регионализация, имя Рериха и его творческое наследие начинают открывать в СССР. В целом, по сравнению с предыдущими этапами, наблюдается затухание движения. В то же время оно становится идейно шире, затрагивает общие вопросы сохранения культурного наследия, основываясь на культурологии Рериха. Отныне Пакт Рериха становится лишь одним из лейтмотивов движения.

Раздел 1. Актуальность идей Рерихов в общественном движении в защиту культурного.

V этап: 2-я половина 1970-х - 1990 гг.

После смерти старшего брата Святослав Николаевич продолжил работу по популяризации художественного и научного наследия своих родителей. Начало нового этапа движения связано со 100-летием со дня рождения Н. К. Рериха (1974), которое было отмечено совместной передвижной выставкой работ Н. К и С. Н. Рерихов в СССР. Святослав Николаевич привез из Индии большое собрание картин отца и собственных произведений. Его визиты в Советский Союз приобретают регулярный характер в 1984-1989 годы.

В 1977 году в Государственном музее востока (ГМВ) в Москве в постоянной экспозиции открывается рериховский зал. В 1986 году при мемориальном кабинете Н. К. Рериха в ГМВ было создано Московское Рериховское Общество, положившее начало официальному рериховскому движению в России. По инициативе Святослава Николаевича в 1989 году в Москве открывается Советский Фонд Рерихов, в который он передает творческое наследие своих родителей, на его основе в 1991 году появилась общественная организация Международный Центр Рерихов. В России рериховское движение распространилось не только по крупным городам, но и в провинции, насчитывая к концу XX века в своих рядах более 5000 организаций, в основном культурно-просветительского направления44.

На взлете движения вновь приобрели значение идеи Рериха о сохранении культурного наследия. Тогда же начинают регулярно проводиться научные конференции с целью актуализации творческого и философского наследия Рериха, в том числе его Пакта. Так, с середины 1970-х годов одним из центров изучения ре-риховского наследия становится Новосибирск. На этом этапе движение в защиту культурного наследия сливается с широким рериховским движением.

VI этап: 1991 г. - по настоящее время

В последнее десятилетие ХХ века рериховское движение утратило свою первичную однородность и разделилось на несколько течений и групп, развивающих различные аспекты наследия и учения Рерихов45. Среди них выделяются центры культурно-просветительской направленности. Отныне движение, посвященное Пакту, принимает формы научных мероприятий и дискуссий, а также Дней культуры. Среди важных инициатив этого периода - создание в 2001 году Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов.

Выше упоминалось, что Николай Константинович придавал большое значение проведению Всемирного Дня Культуры. В 2008 году берет начало Международное Движение за утверждение Всемирного Дня Культуры под Знаменем Мира, оргкомитет которого объединяет членов из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря этому движению, День Культуры 15 апреля отмечается как общественная инициатива во многих городах стран Европы, Америки и Азии. В 2006 году Литва стала первой страной, празднующей День Культуры на

государственном уровне46. Таким образом, этот праздник становится одним из средств распространения среди широкой общественности идей Рериха о необходимости сохранения и трансляции будущим поколениям культурного наследия.

Рериховские движение вновь стало международным. Сегодня рериховские организации работают в странах Европы, Америки, Азии, в Австралии. Рериховские общества существуют в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония. Множество центров функционируют в разных городах России.

Н. К. Рерих стал родоначальником общественного движения в защиту памятников в мировом масштабе. К настоящему времени история общественного движения в поддержку Пакта Рериха насчитывает более 80 лет. За это время оно пережило периоды взлетов и затуханий, но окончательно не угасло. Появившись как самостоятельное движение в конце 1920-х годов, оно влилось в широкое ре-риховское движение с начала 1990-х годов. По ареалу распространения движение сделало виток от международного к региональному и снова к международному характеру. Оно оказывается хорошим примером сильной и хорошо организованной пропаганды культурного наследия с разветвленной сетью организаций. Длительность движения объясняется цельностью Пакта и многогранностью взглядов Н. К. Рериха на культурное наследие.

Краткое резюме этапов движения:

Первый этап (конец 1920-х - середина 1930-х годов) - самый короткий по продолжительности и самый насыщенный событиями. На этом этапе целью движения было подписание Пакта. Цель была достигнута в короткие сроки, чему в немалой степени способствовал размах движения. Уже в 1930-е годы функционировало более ста Комитетов Пакта и различных обществ Рериха по всему миру. Проект Пакта непрерывно получал голоса поддержки широкой общественности. Было проведено три международные конференции. Подписание Пакта в 1935 году знаменовало начало нового этапа движения (2-ая половина 1930-х - середина 1940-х годов), целью которого стало дальнейшее расширение влияния Пакта. Несмотря на поддержку Пакта даже на дипломатическом уровне, подписаний и ратификаций не последовало. Третий этап движения (20-ая половина 1940-х -середина 1950-х годов) проходил в условиях послевоенной остроты проблемы сохранения памятников. Международное сообщество признало заслуги Рериха в сфере культурного наследия, упомянув Пакт среди принципов, которыми оно руководствовалось для принятия Гаагской конвенция 1954 года. Несмотря на воплощение идей Рериха в международном законодательстве, этот факт заставил признать сторонников Рериха, что первоначальную цель сделать Пакт международным не удалось реализовать полностью. Это стало причиной идейного расширения движения. На четвертом этапе (2-ая половина 1950-х - середина 1970-х

годов), несмотря на то, что движение утратило международный размах и приобрело региональный характер, происходит его трансформация в общекультурное движение в защиту памятников, основанное на комплексной системе взглядов Рериха в отношении культурного наследия. Имя Рериха начинают открывать в СССР, где был заложен фундамент возрождения рериховского движения, которое приходится на пятый этап (2-ая половина 1970-х -1990 годы). В этот период защита культурного наследия становится лишь одним из лейтмотивов рериховско-го движения, т. е. движение в защиту памятников превращается в часть общего движения по актуализации наследия семьи Рерихов. На шестом этапе (с 1991 г. по настоящее время) рериховское движение вновь приобретает международный характер. Пакт Рериха становится одной из центральных тем научных конференции и дискуссий.

Примечания

1 Статья опубликована в журнале: Обсерватория культуры: журн.-обозрение. 2012. № 3, май-июнь. С. 60-67.

2 Полякова М. А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005. С. 225.

3 Гидденс Э. Социология / пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 585.

4 Т. К. Симанженкова, анализируя рериховское движение, относит его появление к началу 1920-х гг., когда появились первые общества Агни Йоги. См.: Симанженкова Т. К. Движение последователей Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции: автореф. ... канд. филос. наук. Омск, 2006. Мы полагаем, что движение в пользу Пакта Рериха зародилось как самостоятельное явление и фактически началось после публикации проекта Пакта в 1929 г.

5 Shibayev V. A. The Roerich Pact and Banner of Peace: aims and history. Lahore: Lion Press, 1935.

6 Мельников В. Л. Основные вехи Пакта Рериха и Всемирной Лиги культуры // Пакт Рериха: 70 лет: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 15 апр. 2005 г., Санкт-Петербург, Дом юриста. СПб.: Рерих. центр СПбГУ, 2005. С. 40.

7 Рерих Н. К. Записка Русскому комитету Пакта Рериха в Харбине // Знамя Мира: Русский комитет Пакта Рериха в Харбине: орг. заседание, 5 сент. 1934 г.: отчет. [Харбин, 1934]. С. 13.

8 Там же. С. 14.

9 Message of 1929. New York: Roerich Museum Press, 1930. (New Era Library. Ser. 6: Roerich Museum Series; book 1). P. 150.

10 Цит. по: Мельников В. Л. Указ. соч. С. 44.

11 Там же. С. 47.

12 Рерих Н. К. На пороге десятилетия: Совету Музея Рериха в Нью-Йорке // Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 139.

13 Flamma. 1939. № 6, Summer.

14 Рерих Н. К. Русскому комитету Пакта Рериха в Харбине // Знамя Мира: сборник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2005. С. 179. (Большая рериховская библиотека).

15 Roerich Banner of Peace. New York, 1931.

16 Le Pacte Roerich // Bannrnredepaix. Paris, 1931. Vol. 1.

17 Пакт Рериха и Знамя Мира: посвящается 70-летию Пакта Рериха. Одесса: Астропринт, 2005.

18 Рерих Н. К. Записка Русскому комитету Пакта Рериха в Харбине. С. С. 15.

19 Shibayev V. A. Op. cit. С. 4.

20 Мельников В. Л. Указ. соч.

21 Рерих Н. К. Записка Русскому комитету Пакта Рериха в Харбине. С. 14.

22 Генеральная федерация женских клубов - международная добровольческая организация, созданная в США в 1890 г., члены которой поддерживают искусства, охраняют природные ресурсы, пропагандируют обучение и работают для обретения мира во всем мире.

23 Рерих Н. К. Стража Матери Мира // Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 168.

24 Рерих Н. К. Конференция в Брюгге, 1931 г.: письмо к г-ну К. Тюльпинку // Знамя Мира: сборник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2005. С. 71. (Большая рериховская библиотека).

25 Рерих Н. К. Женщинам // Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 41.

26 Chklaver G. Le Pacte Roerich: Rapport au Congrns de la Fйdйration internationale des Arts, des Lettres et des Sciences // Esope. Paris, 1938. Mars.

27 Пакт Рериха и Знамя Мира: посвящается 70-летию Пакта Рериха. С. 28.

28 Издания Латвийского общества Рериха, с 1925 до 1940 г. URL: http: // atvijasrerihabiedriba. lv (дата обращения: 15. 01. 2012).

29 Рерих Н. К. «Море волнуется» // Рерих Н. К. Листы дневника. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1995. Т. 2: 1936-1941. С. 215. (Большая Рериховская библиотека).

30 Молчанова К. А. Из истории Рериховского движения // Рериховское движение: актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте: материалы Междунар. обществ.-науч. симпозиума. М., 2002. С. 114.

31 Carte postale de C. Tulpinck а E. Foundoukidis, Bruges, Le 23 mai 1938 // Archives de l'UNESCO / Institut International de Cooptation Intellectuelle (MCI), Organisation Internationale des Musйes (OIM). Dossier VI 26.

32 Спиридонова Ю. В. Международный комитет музеев и Пакт Рериха // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». СПб., 2011. Т. 7: Н. К. Рерих. Творимая легенда. Коллекции и коллекционеры, музеи и усадьбы. Круг Рерихов, Путятиных, Боткиных. С. 185.

33 Lettre de Camill Tulpinck а M. Avenol, Bruges, Le 25 octobre 1937 // Archives de l'UNESCO.

Раздел 1. Актуальность идей Рерихов в общественном движении в защиту культурного. Dossier VI 26.

34 Lettre de C. Tulpinck а E. Foundoukidis, Bruges, Le 31 janvier 1938 // Ibid.

35 Рерих Н. К. «Море волнуется». С. 215-216.

36 Рерих Н. К. Охранителям культурных ценностей // Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2: 19361941. С. 220.

37 Пакт Рериха и Знамя Мира: посвящается 70-летию Пакта Рериха. С. 31-32.

38 Богуславский М. М. Пакт Рериха // Наука и жизнь. 1975. № 6. С. 90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 Пакт Рериха и Знамя Мира: посвящается 70-летию Пакта Рериха. С. 30.

40 Letter from P. N. Kirpal to Frank A. Svengalis, Paris, 5 October 1954 // Nicholas Roerich Museum. New York, USA. Typescript. 1 p.

41 Книжник Т. О. Личный вклад Е. И. Рерих в движение Знамени Мира // Культура и время. 2005. № 4 (18). С. 61.

42 Спиридонова Ю. В. Н. К. Рерих: сохранение культурного наследия // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 76.

43 Князева В. П. Николай Константинович Рерих, 1874-1947: монография. Л.; М.: Искусство, 1963.

44 Симанженкова Т. К. Указ. соч.

45 Там же. С. 13.

46 Всемирный День культуры. Знамя Мира. Обращение. URL: http: // udculture. info (дата обращения: 20. 02. 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.